Ленинградский судостроительный завод «Пелла»: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 146: | Строка 146: | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Российское станкостроение]] | [[Категория:Российское станкостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | |||
[[Категория:Предприятия Ленинградской области]] | [[Категория:Предприятия Ленинградской области]] | ||
[[Категория:Отрадное (город)]] | [[Категория:Отрадное (город)]] |
Текущая версия от 11:40, 24 октября 2024
Акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (официальное сокращённое наименование АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла») — судостроительное предприятие в г. Отрадное Ленинградской области, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1930-х годах как завод по производству автоприцепов Наркомата лесной промышленности.[1] Восстановленный после Великой Отечественной войны завод с 1950 года был перепрофилирован на судостроение, впоследствии получив и новое название «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
История наименований предприятия:
- 1930-е годы — послевоенные годы — Завод автоприцепов(?) Наркомата лесной промышленности (во время Великой Отечественной войны завод был нарушен, а после — восстановлен)
- Послевоенные годы — 1957 год — Ленинградский механический завод № 4
- 1957—1965 годы — «Ленинградский судомеханическийй завод.
- 1965—1992 годы — «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
- 1992—1996 годы — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
- 21 июня 1996 года — настоящее время — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве буксиров, поставляемых, в том числе, и на экспорт в Дальнее зарубежье. Также производит различные катера, гидрографические суда и малые ракетные корабли.
На 2021 год предприятие характеризуется сложной структурой с наличием нескольких дочерних компаний:
- ООО «Пелла-Маш» — машиностроительное (станкостроительное) производство, прежде всего в интересах судостроения, производящее:
- трубогибочные станки;
- машины термической резки;
- спуско-подьемные устройства для спасательных шлюпок;
- оборудования для спуска судов;
- корпуса алюминиевых судов;
- окрасочное оборудование безвоздушного распыления.
- ЗАО «Пелла-Фьорд» — специализируется на стеклопластиковом малом судостроении, в частности производит:
- прогулочные лодки и каноэ и тому подобные суда;
- катера;
- спасательные шлюпки открытого и закрытого типа;
- с 2019 года — судовая система зашивки из трехслойных панелей, легкие судовые двери внутреннего контура, судовая металлическая и композитная мебель.
- изделия из стеклопластика по заявкам заказчика.
- ООО «Рекорд-Строй» — предприятие, специализирующееся на отделке и, в том числе, покраске судов.
- ООО «Интро-Пелла» — предприятие занимающееся собственно судостроением.
- Pella Sietas GmbH, Германия — предприятие, занятое судостроением на территории Германии, где «Пелла» купила средних размеров верфь, старейшую в стране (работала с 1635 года) для расширения сбыта продукции в Евросоюзе.
- ООО «Промэнерго» — предприятие, занимающееся энергетикой.
История предприятия
Предыстория создания завода
862 год — берега Невы вошли в состав вновь созданного Древнерусского государства и в месте расположения завода впоследствии были известны как Ивановская волость.
XVII век — в ходе Смутного времени Ивановская волость была почти на сто лет уступлена Швеции. В это время на шведских картах уже появляется Пелла (Pallila, с финского — «мягкая, рыхлая земля»).
1702—1703 годы — Невские берега отбиты у Швеции Петром I в ходе Северной войны.
Середина XVIII века — дачей на месте завода владеет князь Лука Иванович Долгоруков.
Октябрь 1761 года — сенатор Иван Иванович Неплюев купил дачу на месте Пеллы у княгини Натальи Федосеевны Долгоруковой, вдовы князя Луки Ивановича. Им там был устроен дом с поместьем, получившим известность как «мыза Ивановская». Там им был построен большой, но, по свидетельству Императрицы Екатерины Великой, не особо украшенный дом.
7 ноября 1784 года — Императрица Екатерина II выкупила мызу Ивановскую у наследников Ивана Неплюева. Как указано в некоторых источниках, изначально для строительства дворца своему внуку Александру (будущему Императору Александру I. Имение получило название по местности «Пелла». Это название, по-видимому, очень нравилось Императрице, поскольку совпадало с названием столицы древней Македонии (ныне город Салоники) — родного города Александра Македонского.
1785 год — поскольку Императрице очень понравилось место, то уже для неё самой началось строительство крупнейшего в стране дворцово-паркового комплекса «Пелла», который должен был быть достроен всего за несколько лет.
Ноябрь 1789 года — в связи с большими бюджетными расходами во время очередной русско-турецкой войны строительство дворца в Пелле временно приостановлено. К этому моменту были полностью построены 9 из 23 крупных зданий комплекса и часть переходных галерей, в том числе все наиболее важные здания комплекса. Позднее, до 1794 года, проводились относительно небольшие работы по достройке дворца.
Декабрь 1796 года — вступивший на престол Император Павел I, сильно недолюбливавший всё, что было связано с его матерью, принял решение о разборке недостроенного дворцового комплекса Пелла на стройматериалы.
Май 1797 — начало 1801 года — шесть из девяти готовых зданий дворца разобраны на стройматериалы, использованные большей частью при строительстве Михайловского замка. До наших дней сохранились только здания почтовой станции и каретно-конюшенный корпус, по-видимому, предопределивший на долгое время дальнейшее использование территории.
начало XIX века — на месте бывшего дворца построены деревянные казармы военного городка конной артиллерии и образцовый казачьих частей.
1868 год — казармы сгорели при пожаре, но в течение одного-двух лет были восстановлены.
Советская Россия
1930-е годы — на территории бывшей почтовой станции дворца Пелла создан Завод автоприцепов Народного комиссариата лесной промышленности СССР.
1941—1944 годы — в районе завода идут тяжелые бои, поскольку по Неве проходит линия обороны осажденного Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). В результате, предприятие, включая и исторические дворцовые постройки стало полуразрушенным.
Конец 1940-х годов — предприятие восстановлено и переименовано в Ленинградский механический завод N 4.
1950 год — завод перепрофилирован на судостроительном производство. Вскоре после этого его основной продукцией стали маломерные суда, в том числе буксиры, быстроходные катера и лоцманские боты. При этом до 2012 года из-за расположенных рядом порогов Невы максимальный размер строившиеся судов ограничивался осадков не более 4 метров и, из-за инфраструктуры ограничений, длиной не более 50 метров.
1957 год — предприятие переименовано в Ленинградский судомеханический завод.
1960-е годы — предприятие начинает производство судов из стеклопластика.
1965 год — завод переподчинен в качестве опытного производства передается ЦНИИ технологии судостроения и переименован в Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
1970-е годы — завод начинает работу и в области производства станков и прочего технологического оборудования для судостроительной отрасли. В частности, он производит трубогибочные станки, машины термической резки металла, и оборудование для окраски.
Российская Федерация
1992 год — в результате приватизации предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
1993 год — станкостроительное производство завода выделено в дочернюю фирму «Пелла-Маш».
21 июня 1996 года — предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
2003 год — настоящее время (2024) — на предприятии строятся крупной серией (на 2019 год составлявшей 49 единиц) рейдовые буксиры проекта 90600.[1]
2004 год — настоящее время (2018) — на предприятии строятся крупной серией (на 2016 год составлявшей 31 судно) рейдовые буксиры проекта 16609.
2011 год — настоящее время (2017) — на предприятии строятся эскортные буксиры проекта ПЕ-65.
16 июля 2012 года — конец 2014(?) года — предприятие построило новую производственную площадку (верфь) ниже по течению Невы в поселке Саперный (г. Санкт-Петербург). Это первая серьезная верфь, построенная в России после развала СССР в 1991 году и первая частная верфь, построенная в стране с 1917 года. Поскольку она расположена ниже порогов, предприятие получило возможность строить до 10 морских судов уже не малого, а среднего размера в год. На новой верфи могут производиться суда длиной до 100 м, шириной до 22 м и осадкой до 8 м. Это немедленно сказалось на номенклатуре и количестве строящихся судов и теперь уже кораблей, особенно по заказам российского военно-морского флота.
2012 — 2015 годы — на заводе для отечественного военно-морского флота построена серия из четырёх многофункциональных судов портового обслуживания (малых морских танкеров) проекта 03180 (СКПО-1000).
2013 — 2021 годы — на заводе для Военно-морского флота России производятся патрульные катера проекта 03160 «Раптор», разработанные на заводе на базе катеров проекта СВ90.
2014 — 2017 годы — на «новой» производственной площадке завода построены четыре многоцелевых буксира-спасателя проекта ПС-45 (проект 02980). Это весьма крупные для буксиров суда водоизмещением 1216 тонн.
2014 — 2016 годы — на заводе построено не имевшее на тот момент отечественных аналогов рыбопромысловое судно ярусного лова «Вестлайнер» проекта PL-475.
2014 — настоящее время (2023) — на заводе для российского военно-морского флота серией из двух единиц (с большим перерывом в строительстве второго судна) строятся опытовые суда проекта 11982.
Апрель 2014 года — для расширения сбыта в Евросоюзе предприятие выкупило старейшую верфь Германии Sietas, работавшую с 1635 года, даже более крупную, чем сама Пелла, но находящуюся в сложной финансовой ситуации. На базе верфи было организовано дочернее предприятие Пеллы «Pella Sietas GmbH».
2015 — настоящее время (2023) — на предприятии (в том числе один корпус частично на арендованном заводе «Море»[2]) строится серия из шести малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», при этом строительство последних четырёх кораблей в какой-то момент было практически поставлено на паузу на поздней стадии. В результате этого при продаже «новой» производственной площадки предприятия в 2021 году корпуса кораблей были отбуксированы к его «старой» производственной площадке для достройки.
2015 — 2018 годы — на заводе строится серия из трёх буксиров-кантовщиков проекта проекта 04690 (RAscal 2000).
2016 — настоящее время (2021) — предприятием (с достройкой с 2019 года на мощностях Канонерского судоремонтного завода[3]) строится океанографическое исследовательское судно «Академик Агеев» проекта 16450 «Гараж-Гюйс».[4]
2017 — 2021 годы — предприятие строило четыре рыболовецких траулера проекта 03095, впоследствии оставленные для достройки на выделенной в отдельное предприятие «новой» производственной площадке[5]
2017 — 2021 годы — предприятие строило два рыболовецких траулера проекта 1701, впоследствии оставленные для достройки на выделенной в отдельное предприятие «новой» производственной площадке[6][7]
2018 — настоящее время (2022) — заводом строится серия из четырёх судов для добычи краба проекта 03070.[8][9]
Октябрь 2020 года — базе дочернего предприятия «Pella Sietas» в Германии по заказу ФГУП «Росморпорт» заложен ледокол проекта 21900М2, при этом предприятие согласились на цену, не устроившую других производителей[10].
30 марта 2021 года — у достроечной стенки «новой» производственной площадки опрокинулся находившийся в высокой степени готовности траулер «Скорпион» проекта 1701, в результате аварии погибли два человека, а заказчик поначалу отказался принимать судно даже после возможного ремонта.[11] Впоследствии, однако, он был восстановлен под другим названием уже при новом владельце этой производственной площадки, который к тому времени стал сам себе заказчиком для этого траулера.[12]
29 июля 2021 года — вследствие потерь, связанных с локдауном во время пандемии коронавируса дочерняя компания «Pella Sietas» в Германии подала на банкротство[13].
Август 2021 года — «новая» производственная площадка предприятия в посёлке Сапёрном продана рыбопромышленному холдингу «Норебо» и стала отдельным предприятием ООО «Пелла-Стапель»[14]
Декабрь 2021 года(?) — предприятие переименовано в Акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
См. также
Ссылки
- Официальный сайт предприятия http://pellaship.ru
- Официальный сайт дочерней фирмы ООО «Пелла-Маш», занимающейся станкостроением
- Официальный сайт дочерней фирмы ЗАО «Пелла-Фьорд», занимающейся малыми стеклопластиковыми судами
- Официальный сайт дочерней фирмы Pella Sietas Gmbh (Германия)
Примечания
- ↑ На официальном сайте предприятия указано Министерство лесной промышленности, но в эти годы оно существовало именно как Народный комиссариат