Отношения России и Европейского Союза: различия между версиями
Iwanowicz (обсуждение | вклад) |
|||
Строка 220: | Строка 220: | ||
Наиболее распространённые аргументы: | Наиболее распространённые аргументы: | ||
* '''ЕС это шанс избежать мировой изоляции'''. Данный миф широко распространён среди либералов, однако его легко развеять: Во-первых, ЕС — это не весь мир и даже не вся Европа (в Европе всего 53 государства, а в ЕС 28). У России есть ещё огромное количество потенциальных партнёров в Азии (те же [[Китай]], [[Индия]], [[Иран]], [[Монголия]], [[Вьетнам]], [[КНДР]] и другие страны), Африке ([[ЮАР]], [[Египет]]), и Латинский Америке (те же [[Венесуэла]], [[Бразилия]], [[Аргентина]], [[Куба]], [[Боливия]]). Во-вторых — Россия уже является членом таких международных организаций, как ШОС, | * '''ЕС это шанс избежать мировой изоляции'''. Данный миф широко распространён среди либералов, однако его легко развеять: Во-первых, ЕС — это не весь мир и даже не вся Европа (в Европе всего 53 государства, а в ЕС 28). У России есть ещё огромное количество потенциальных партнёров в Азии (те же [[Китай]], [[Индия]], [[Иран]], [[Монголия]], [[Вьетнам]], [[КНДР]] и другие страны), Африке ([[ЮАР]], [[Египет]]), и Латинский Америке (те же [[Венесуэла]], [[Бразилия]], [[Аргентина]], [[Куба]], [[Боливия]]). Во-вторых — Россия уже является членом таких международных организаций, как ШОС, [[БРИКС]] и [[Евразийский Союз]]. Международной изоляцией и близко не пахнет. | ||
* '''Экономический подъём.''' Часто либералы заявляют, что вступление России в ЕС повлечёт за собой рост российской экономики. На самом деле всё вышло бы в точности наоборот — России пришлось бы открыть свой рынок для европейских товаров (особенно для ведущих европейских производителей), и закрыть бы для отечественных производителей. О глобальных контрактах на поставки нефти и газа России придётся забыть. | * '''Экономический подъём.''' Часто либералы заявляют, что вступление России в ЕС повлечёт за собой рост российской экономики. На самом деле всё вышло бы в точности наоборот — России пришлось бы открыть свой рынок для европейских товаров (особенно для ведущих европейских производителей), и закрыть бы для отечественных производителей. О глобальных контрактах на поставки нефти и газа России придётся забыть. | ||
Версия от 12:13, 28 марта 2016
Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС неформально представляет из себя надгосударственное образование. Интересы России и Евросоюза во многом прямо противоположны. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обоих сторон, ввиду географической близости, а также потому, что страны ЕС являются одними из основных потребителей российского газа. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.
Изначально, ещё когда Евросоюз только был создан (1957 год), отношения с СССР не имели какого-либо важного и стратегического характера, поскольку ЕС в то время был объединением чисто экономическим (до 1986 года ЕС назывался «Европейский экономический союз»). Лишь в 1990-х ЕС стал уже не просто экономическим объединением, но ещё и политическим. В 2000-х Евросоюз уже был скорее надгосударственным образованием (хотя формально им никогда не был), и тогда отношения ЕС и России стали обретать более значимый характер.
На сегодняшний день отношения с Евросоюзом имеют весьма важное значение для внешней политики России.
Также сближение России и Евросоюза является головной болью для США, для которых усиление России в Европе может стоить огромных экономических потерь, и как следствие, это может стать смертью для экономики Штатов.
В настоящие время влияние США на ЕС сильнее, чем влияние России на ЕС.
Сравнение России и ЕС
Российская Федерация | Европейский Союз | |
---|---|---|
Население | 146 519 759[1] | 508 200 000[2] |
Территория | 17 100 000 км² | 9 826 630 км² |
Плотность населения | 8,4 чел/км² | 116 чел/км²[3] |
Столица | Москва | Брюссель |
Крупные города | Санкт-Петербург, Севастополь, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Краснодар. | Лондон, Париж, Рим, Берлин, Вена, Мадрид, Амстердам, Варшава, Прага, Будапешт и другие |
Руководитель | Президент Владимир Путин | Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер |
Вице-премьер | Премьер-министр Дмитрий Медведев | Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс |
Государственное устройство | Федеративное государство | Наднациональное государство (де-факто) |
Официальные языки | Русский язык | rwp:Официальные языки Европейского союза |
Национальная спутниковая система | ГЛОНАСС | Отсутствует |
ВВП (ППС), млрд $ | 2097 | 17372 |
История взаимоотношений
Чеченские войны
Во время чеченских войн ЕС всячески поддерживал самопровозглашённую «Чеченскую республику Ичкерия» и всячески критиковал любые действия России в Чечне.
В апреле 2004 года провалилась очередная антироссийская резолюция по Чечне[4]. Поддержали её лишь 12 стран из 53, 23 отвергли, а 18 воздержались. Среди поддержавших резолюцию были такие ведущие страны ЕС, как Франция, Германия и Великобритания, а также США.
Лишь в 2005 году ЕС отказались вносить в ООН антироссийские резолюции по Чечне[5], ибо стало ясно, что Чечня останется в составе России.
Оранжевая революция
В конце 2004 года Евросоюз, наряду с США, был одним из организаторов и ярых сторонников «Оранжевой революции». Целью США и ЕС было привести к власти на Украине своего кандидата Виктора Ющенко и отстранить относительно лояльного к России Виктора Януковича, что и было сделано. Однако президентство оранжевого героя не принесло ожидаемого результата для Запада (как и в случаи с Саакашвили, Западу нужны была войны на Украине, аналогичные тем, какие были в Грузии при Саакашвили), в результате чего на президентских выборах на Украине 2010 года ЕС, как и США, спокойно признали победу Януковича (что также нужно было им в своих целях).
Сирийская война
Позиции России и Евросоюза по вопросу войны в Сирии являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС в этом вопросе не сильно отличается от позиции США.
Странам ЕС очень нужен газопровод из дружественного им Катара в Европу. География региона позволяет проложить такой газопровод только через Сирию. Однако зависеть от дружбы с Асадом, который сможет в любой момент приказать перекрыть газопровод, страны Евросоюза, разумеется, не хотят: им нужен полный контроль над всем маршрутом.
В случае, если в Сирии будет установлен прозападный режим, и трубопровод будет установлен, это поставит под угрозу все российско-европейские газовые проекты могут быть обречены на провал.
Южный поток
Разработка данного газопровода началась 7 декабря 2012 года. Данный газопровод должен был пройти через Чёрное море на Балканский полуостров и первым делом выйти в Болгарию, в портовый город Варна, а уже оттуда через Балканы предполагалось строительство газопровода в остальные страны Европы.
Строительно данного газопровода также планировали Австрия, Венгрия, Греция, Италия, Сербия, Словения и Хорватия.
Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, пойдя на поводу у США, ЕС всячески сопротивлялся строительству этого потока. По сути, сам Евросоюз занял антиевропейскую позицию по данному вопросу, поскольку это сулило для ЕС огромные экономические выгоды.
В конечном итоге 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что проект Южный поток закрыт, поскольку позиция ЕС по нему является неконструктивной. Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией, что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток.
Год науки Россия-ЕС 2013-2014
25 ноября 2013 года в Москве был торжественно открыт Год науки Россия-ЕС. Основной целью данного мероприяитя было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.
В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями.[6]
Данный Год науки был торжественно закрыт в Брюсселе 25 ноября 2014 года.
Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно.
Украинский кризис
Евросоюз наряду с США стал одним из главных разжигателей Украинского кризиса. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики (при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу).
После воссоединение Крыма с Россией и начала войны на Донбассе отношения России и ЕС значительно ухудшились.
Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.
По сути, позиции России и ЕС по украинскому кризису являются диаметрально противоположными.
Санкции ЕС против России 2014—2016
Да бы оказать на Россию давление, Евросоюз, под давлением США, ввёл в марте 2014 года обширный список санкций против России. В результате чего как Россия, так и ЕС понесли значительные экономические убытки. Однако Россия, отчасти благодаря импотрозамещению, и отчасти благодаря помощи Китая, смогла более-менее справиться с последствиями санкций, в то время как США не стали возмещать Евросоюзу убытки, понесённые от антироссийских санкций.
Конечным итогом санкций стало то, что Евросоюз понёс гораздо большие экономические убытки, чем Россия.
12 марта 2016 года в ЕС было принято решение продлить санкции против России до 15 сентября 2016 года[7].
Переговоры по ядерной программе Ирана
2 апреля 2015 года в Швейцарии завершились переговоры «Группы шести» (в составе Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции) с делегацией Ирана. Удалось согласовать рамочную договорённость по окончательному урегулированию ситуации с иранской ядерной программой — Иран на 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерным исследованиям, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана; на 15 лет Иран не станет строить новые объекты по обогащению или реакторы на тяжёлой воде и ограничит запасы обогащённого урана; до 25 лет будут продолжаться инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах Ирана. [8].
Данное событие стало очередным успехом для российской дипломатии, поскольку снятие санкций с Ирана открыло дополнительный возможности для развития экономики (например, торговля с странами ЕС. Будучи под санкциями, Иран не мог этого делать).
Отношение российского общества к ЕС
В 1999 году 67 % опрошенных (по данным Левада-центра) говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51 %, соответственно).
В 2014 же году такое мнение разделяли лишь 15 %, а 64 % считали, что это России не нужно. [9]
Саммиты Россия-ЕС
Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом. На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов. Однако далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. Последний состоялся в январе 2014 года в Брюсселе. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.
За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».
Хронология саммитов
Номер | Место проведения | Дата | Повестка саммита | Итоги саммита |
---|---|---|---|---|
3 | Великобритания, Бирмингем | 15—16 мая 1998 | ||
4 | Финляндия, Хельсинки | 22—23 октября 1999 | ||
5 | Россия, Москва | 29—30 мая 2000 | ||
6 | Франция, Париж | 30—31 октября 2000 | ||
7 | Россия, Москва | 17—18 мая 2001 | ||
8 | Бельгия, Брюссель | 3—4 октября 2001 | ||
9 | Россия, Москва | 29—30 мая 2002 | ||
10 | Бельгия, Брюссель | 11—12 ноября 2002 | ||
11 | Россия, Санкт-Петербург | 31 мая—1 июня 2003 | ||
12 | Италия, Рим | 6—7 ноября 2003 | ||
13 | Россия, Москва | 21—22 мая 2004 | ||
14 | Нидерланды, Гаага | 25—26 ноября 2004 | Президентские выборы и оранжевая революция на Украине | Существенных договорённостей достигнуто не было |
15 | Россия, Москва | 10—11 мая 2005 | Утверждены «дорожные карты» четырех общих пространств[10] | |
16 | Великобритания, Лондон | 4—5 октября 2005 | Сотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмом | Упрощение визового режима между Россией и ЕС[11] |
17 | Россия, Сочи | 25—26 мая 2006 | Вопросы о создании четырех общих пространств - в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношений | Был подписан договор об облегчении визового режима между Россией и ЕС и о реадмиссии[12] |
18 | Финляндия, Хельсинки | 24—25 ноября 2006 | ||
19 | Россия, Самара | 18—19 мая 2007 | ||
20 | Португалия, Марфа | 26—27 октября 2007 | ||
21 | Россия, Ханты-Мансийск | 26—27 июня 2008 | ||
22 | Франция, Ницца | 14—15 ноября 2008 | ||
23 | Россия, Хабаровск | 21—22 мая 2009 | ||
24 | Швеция, Стокгольм | 18—19 ноября 2009 | ||
25 | Россия, Ростов-на-Дону | 31—1 июня 2010 | ||
26 | Бельгия, Брюссель | 7—8 декабря 2010 | ||
27 | Россия, Нижний Новгород | 9—10 июня 2011 | Запрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проекты | Никаких договорённостей достигнуто не было |
28 | Бельгия, Брюссель | 16—17 декабря 2011 | Энергетика, модернизация и торговые отношения | Никаких договорённостей достигнуто не было |
29 | Россия, Санкт-Петербург | 3—4 июня 2012 | Ситуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове | Никаких договорённостей достигнуто не было |
30 | Бельгия, Брюссель | 20—21 декабря 2012 | Арабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис | Никаких договорённостей достигнуто не было |
31 | Россия, Екатеринбург | 3—4 июня 2013 | Война в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим | Никаких договорённостей достигнуто не было |
32 | Бельгия, Брюссель | 28—29 января 2014 | Евромайдан | Никаких договорённостей достигнуто не было |
Членство России в ЕС
Разговоры о вступлении России в Евросоюз имели место в российском обществе в 1990-х и в первой половине 2000-х (поскольку для российского общества того времени был весьма характерен европоцентризм), однако сегодня по понятным причинам полностью сошли на нет (хотя многие либералы сегодня до сих пор высказываются за вступление России в ЕС).
Причины, по которым Россия никогда не вступит в ЕС
- Расхождение в геополитических интересах. Геополитические интересы России и Евросоюза почти полностью противоположны. В случае вступления в ЕС Россия почти полностью потеряет суверенитет во внешней политике и будет во многом следовать в русле политики ЕС.
- Поток мигрантов в Россию. Как и в случае с Великобританией, в случае вступления России в ЕС в нашу страну хлынет поток мигрантов из наиболее бедных стран ЕС (например, таких, как Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия и стран Прибалтики). Конечно едва ли возникнет миграционный кризис, поскольку таких мигрантов будет не слишком много, и проблем с их интеграцией в российские условия тоже скорее всего не возникнет. Но ждать их всё-таки придётся, поскольку на родине найти работу выходцам из относительно бедных стран ЕС проблематично.
- Огромные экономические убытки. В случае вступления России в ЕС, Россия будет вынуждена открыть свой рынок для европейских производителей, и соответственно, закрыть его для российских производителей. Тоже самое коснётся и многих российских предприятий, которые вынуждены будут закрыться, поскольку Россия будет многие вещи закупать у ведущих стран ЕС (в частности, у Франции, Германии и Великобритании). В случае, если Россия войдёт в Еврозону и откажется от своей валюты, об глобальных экономических амбициях можно будет забыть.
- Уменьшение внутреннего суверенитета России. Поскольку в ЕС существуют общеевропейские органы власти (например, Европарламент или Еврокомиссия), то это существенного ограничивает суверенитет некоторых стран ЕС во внутренней политике. Тоже самое ждёт и Россию, в случае евроинтеграции которой нам предстоит увеличение зависимости от ЕС.
Единственное хорошее, что будет в случае вступления России в ЕС — это безвизовый режим с другими странами ЕС, чему конечно же обрадуются многие российские путешественники. Однако на фоне тех убытков, какие понесёт Россия от вступления в ЕС, это вообще выглядит мелочью.
Тем более, что с 1 января 2015 года Россия является членом Евразийского Союза.
Мифы о евроинтергации России
Среди представителей либерального сообщества очень популярны мифы о крайней необходимости евроинтеграции России.
Наиболее распространённые аргументы:
- ЕС это шанс избежать мировой изоляции. Данный миф широко распространён среди либералов, однако его легко развеять: Во-первых, ЕС — это не весь мир и даже не вся Европа (в Европе всего 53 государства, а в ЕС 28). У России есть ещё огромное количество потенциальных партнёров в Азии (те же Китай, Индия, Иран, Монголия, Вьетнам, КНДР и другие страны), Африке (ЮАР, Египет), и Латинский Америке (те же Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Куба, Боливия). Во-вторых — Россия уже является членом таких международных организаций, как ШОС, БРИКС и Евразийский Союз. Международной изоляцией и близко не пахнет.
- Экономический подъём. Часто либералы заявляют, что вступление России в ЕС повлечёт за собой рост российской экономики. На самом деле всё вышло бы в точности наоборот — России пришлось бы открыть свой рынок для европейских товаров (особенно для ведущих европейских производителей), и закрыть бы для отечественных производителей. О глобальных контрактах на поставки нефти и газа России придётся забыть.
Сближение России и ЕС
Даже не смотря на колоссальное напряжение в двухсторонних отношениях, для ЕС есть очень мощный стимул не только для экономического, но и для политического разворота в сторону России.
В первую очередь, среди некоторых политиков ЕС постепенно появляется осознание того, что в случае необходимости, США во имя своих геополитических и экономических интересов, готовы пожертвовать и Европой (как это уже было сделано в Первой и Второй мировых войнах).
Причины сближения России и ЕС:
- Экономическая незаменимость. Для Евросоюза Россия, ввиду географической близости, а также ещё по ряду причин является незаменимым экономическим партнёром. Страны Востока конечно могут в некоторой степени заменить Россию, но полностью экономическое сотрудничество ЕС и Востока не заменит экономическое сотрудничество России и ЕС.
- Расхождение в геополитических интересах ЕС и США. Заокеанскую державу не сильно волнует благополучие объединённой Европы, а потому политическое сближение с Россией имеет большой смысл как для ЕС, так и для России, которая также может сыграть главную роль в разрешении миграционного кризиса Европы (который США используют для давления на ЕС).
Сотрудничество России и Евросоюза
Несмотря на геополитическое противостояние, есть огромный потенциал к развитию экономического сотрудничества.
Торговая отрасль
Несмотря на огромные политические разногласия, ЕС был и остаётся одним из ведущим торговых партнёров России. На страны Евросоюза приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта. Так, в период с 2004 по 2014 гг. товарооборот вырос в два раза и достиг 285,5 млрд евро. Объем экспорта товаров из России в ЕС в период с 2004 по 2014 гг. увеличился также в два раза — с 84,92 до 182,03 млрд евро. Объем импорта в Россию за тот же период вырос также в два раза — с 46,12 до 103,48 млрд евро [13]
В 2013 году — впервые после «кризисного» 2009 года — показатели прироста торговли стали приобретать отрицательные значения. Товарооборот составил 326,3 млрд евро, то есть сократился на 3,6 % по сравнению с 2012 годом; российский экспорт — 206,5 млрд евро (минус 4,0 %), российский импорт — 119,8 млрд евро (минус 2,9 %). В 2014 году тенденция сокращения показателей продолжилась. Товарооборот России и ЕС составил 285,5 млрд евро (-12,5 % по сравнению с 2013 годом), в том числе экспорт России в ЕС — 182,0 млрд евро (-12,0 % по сравнению с 2013 годом), а импорт — 103,4 млрд евро (снижение на 13,4 %).
Показатель | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оборот | 131,04 | 170,67 | 215,09 | 236,06 | 285,42 | 185,27 | 248,39 | 309,92 | 338,52 | 326,28 | 285,50 |
Экспорт в ЕС | 84,92 | 113,98 | 142,69 | 146,86 | 180,45 | 119,57 | 162,08 | 201,33 | 215,12 | 206,49 | 182,03 |
Импорт из ЕС | 46,12 | 56,69 | 72,40 | 89,20 | 104,97 | 65,70 | 86,31 | 108,59 | 123,40 | 119,79 | 103,48 |
Сальдо | 38,80 | 57,29 | 70,29 | 57,66 | 75,48 | 53,87 | 75,77 | 92,74 | 91,72 | 86,70 | 78,55 |
Совместные проекты России и ЕС
Космический аппарат «Экзомарс»
Данный проект представляет из себя космический аппарат, состоящий из искусственного спутника Марса — марсианского научного орбитального аппарата и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией — модуля «Скиапарелли» для демонстрации возможности входа в атмосферу, спуска и посадки.
Этот космический аппарат является совместным проектом «Европейского космического агентства» и российского «Роскосмоса» и прендазначен для изучения Марса.
14 марта 2016 года в 12:31 по московскому времени с космодрома Байконур произошёл первый запуск аппарата в космос. Его прибытие на Марс ожидается 19 октября 2016 года. [14]
Газопровод «Северный поток-2»
4 сентября 2015 года во Владивостоке был подписан договор о строительстве газопровода «Северный поток-2», протяжённость которого составляет 1224 км, и который пройдёт по дну Балтийского моря и выходит к немецкому городу Грайфсвальд. Первым получателем российского газа должна стать Германия, а уже за ней газопровод планируется расширять дальше по Европе. Для России тут есть свои плюсы, поскольку увеличивается её экономическое (и соответственно, геополитическое) влияние в Европе (что в свою очередь, ослабит американские позиции в Старом свете).
Так-же плюсом является и то, что если через Украину США смогли сорвать поставки газа, то провести газопровод через Германию у России в настоящие время больше шансов.
Для реализации проекта была создана компания «New European Pipeline AG». В состав акционеров вошли:
- «Газпром» — 51 %,
- «E.ON», «Shell», «BASF»/«Wintershall», «OMV» — по 10 %,
- «ENGIE» — 9 %.
Цитаты
В 2015 году президент Чехии Милош Земан почти прямым текстом заявил:
В долговременной перспективе РФ станет членом Европейского союза. Если вам это не нравится, можете считать, что ЕС вступит в РФ. [15] |
Разумеется, Земан делает такие смелые высказывания не просто так. Земан выражает позицию европейского бизнеса, который весьма жёстко завязан на Россию, и который отлично понимает, что вариантов у него немного: либо полномасштабное сотрудничество с Россией, либо мучительная гибель под прессом американского TTIP (соглашение о свободной торговле с США, невыгодное европейским производителям).[16]
См. также
- Россия
- Европейский Союз
- Отношения США и Европейского Союза
- Совместные проекты России и Европейского Союза
[ + ] Европейский союз
|
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|