Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(+12 человек)
(+5 человек)
Строка 209: Строка 209:
Ivan Ivanovich Kozlov portrait.jpg|'''[[rwp:Козлов, Иван Иванович|Иван Козлов]]''' – поэт и переводчик эпохи романтизма; его проза была пропитана религиозно-дидактическими мотивами (''[http://az.lib.ru/k/kozlow_i_i/text_0010.shtml Чернец]'', ''[http://az.lib.ru/k/kozlow_i_i/text_0050.shtml Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая]'' и т.д.); стихотворение ''[[rwp:Вечерний звон|«Вечерний звон»]]'' стало классикой русской народной песни
Ivan Ivanovich Kozlov portrait.jpg|'''[[rwp:Козлов, Иван Иванович|Иван Козлов]]''' – поэт и переводчик эпохи романтизма; его проза была пропитана религиозно-дидактическими мотивами (''[http://az.lib.ru/k/kozlow_i_i/text_0010.shtml Чернец]'', ''[http://az.lib.ru/k/kozlow_i_i/text_0050.shtml Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая]'' и т.д.); стихотворение ''[[rwp:Вечерний звон|«Вечерний звон»]]'' стало классикой русской народной песни
Baratynsky portrait.jpg|'''[[rwp:Баратынский, Евгений Абрамович|Евгений Боратынский]]''' – поэт, переводчик; в своих стихах показывал склонность к унынию, рефлексию об утрате лучших душевных свойств (''[[rws:Финляндия (Боратынский)|«Финляндия»]]'', ''[[rws:Признание (Боратынский)|«Признание»]]'', цикл ''[[rws:Евгений Абрамович Боратынский/Сумерки|«Сумерки»]]'' и т.д.);
Baratynsky portrait.jpg|'''[[rwp:Баратынский, Евгений Абрамович|Евгений Боратынский]]''' – поэт, переводчик; в своих стихах показывал склонность к унынию, рефлексию об утрате лучших душевных свойств (''[[rws:Финляндия (Боратынский)|«Финляндия»]]'', ''[[rws:Признание (Боратынский)|«Признание»]]'', цикл ''[[rws:Евгений Абрамович Боратынский/Сумерки|«Сумерки»]]'' и т.д.);
Mikhail lermontov.jpg|'''[[rwp:Лермонтов, Михаил Юрьевич|Михаил Юрьевич Лермонтов]]''' – поэт, прозаик, драматург; основой прозы Лермонтова был образ лирического героя, обладающего ярко выраженной индивидуальностью (''[[rwp:Бородино (стихотворение)|«Бородино»]]'', ''[[rwp:Мцыри|«Мцыри»]]''); автор первого в России философского и психологического романа ''[[rws:Герой нашего времени (Лермонтов)|«Герой нашего времени»]]''
N.Gogol by F.Moller (1840, Tretyakov gallery).jpg|'''[[rwp:Гоголь, Николай Васильевич|Николай Гоголь]]''' – писатель, прозаик, публицист; автор повестей ''[[rws:Вечера на хуторе близ Диканьки (Гоголь)|«Вечера на хуторе близ Диканьки»]]'' и ''[[rws:Миргород (Гоголь)|«Миргород»]]'', направленных на популяризацию украинской культуры; наиболее известные произведения (''[[rws:Мёртвые души (Гоголь)|«Мёртвые души»]]'', ''[[rws:Ревизор (Гоголь)|«Ревизор»]]'') стали культовой сатирой на российское общество XIX века
А.В.Кольцов.jpg|'''[[rwp:Кольцов, Алексей Васильевич|Алексей Кольцов]]''' – поэт; впервые в русской поэзии показал русского крестьянина как лирического героя (''[[rws:Сельская пирушка (Кольцов)|«Сельская пирушка»]]'', ''[[rws:Песня пахаря (Кольцов)|«Песня пахаря»]]'', ''[[rws:Урожай (Кольцов)|«Урожай»]]'' и т.д.); некоторые его стихи ([http://stih.su/kolcov-a-v/dumy-kolcova/ «думы»]) стали уникальным явлением русской поэзии (''[[rws:Божий мир (Кольцов)|«Божий мир»]]'', ''[[rws:Лес (О чём шумит сосновый лес? — Кольцов)|«Лес»]]'', ''[[rws:Поэт (Кольцов)|«Поэт»]]'' и т.д.)
Fyodor Tyutchev.jpg|'''[[rwp:Тютчев, Фёдор Иванович|Фёдор Тютчев]]''' – поэт, дипломат, лирик; в прозе прослеживается отчётливые христианские мотивы и трагизм восприятия (''[[rws:Не говори: меня он, как и прежде, любит (Тютчев)/С 1854 (ДО)|«Не говори...»]]'', ''[[rws:О, как убийственно мы любим (Тютчев)/Сушк 1852 (СО)|«О, как убийственно мы любим...»]]'' и т.д.); автор ряда историсофических сочинений (''[[rws:Россия и революция (Тютчев)/ПСС 1913 (ДО)|«Россия и революция»]]'', ''[[rws:О цензуре в России (Тютчев)/ПСС 1913 (ДО)|«О цензуре в России»]]'')
Alexander Fomich Veltman.jpg|'''[[rwp:Вельтман, Александр Фомич|Александр Вельтман]]''' – писатель, историк, поэт; автор исторических романов с полусказочными сюжетами (''[http://az.lib.ru/w/welxtman_a_f/text_0280.shtml «Кощей Бессмертный»]'', ''[http://www.litmir.me/br/?b=577088 «Лунатик. Случай»]'' и т.д.); как историк написал ''[[rws:Начертание древней истории Бессарабии (Вельтман)|«Начертание древней истории Бессарабии»]]'', ''[http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23219-veltman-a-f-o-gospodine-novgorode-velikom-pismo-s-prilozheniem-vida-novgoroda-v-12-stoletii-i-plana-okrestnostey-m-1834 «О Господине Новгороде Великом»]'' и ряд других сочинений
</gallery>
</gallery>



Версия от 23:33, 28 ноября 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения Руси (IX—X века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), распространение грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

Бунташный век (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Петровская эпоха (конец XVII — начало XVIII века)

Начало высшего образования в России, петровские реформы, вестернизация.

Российская Империя

Эпоха классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Золотой век (первая половина XIX века)

Сентиментализм, романтизм, создание русского литературного языка, Золотой век поэзии.

Эпоха реализма (вторая половина XIX века)

Великие реформы, народничество, расцвет русского романа, реализм, консерватизм.

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.