Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 302: Строка 302:
PGRS 2 033 Druzhinin - crop.jpg|'''[[rwp:Дружинин, Александр Васильевич|Александр Дружинин]]''' – писатель, литературный критик, переводчик; в прозе придерживался лёгкой непритязательной развлекательности (рассказ ''[http://books.google.ru/books?id=zSoYAAAAYAAJ&pg=PA104-IA13#v=onepage&q&f=false «Фрейлейн Вильгельмина»]'', роман ''[http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_1857_obruchennye_oldorfo.shtml «Обручённые»]'' и т.д.); член редколлегии журнала ''«Современник»'', в котором выступал с регулярными обзорами русской журналистики и очерками по английской литературе и периодике
PGRS 2 033 Druzhinin - crop.jpg|'''[[rwp:Дружинин, Александр Васильевич|Александр Дружинин]]''' – писатель, литературный критик, переводчик; в прозе придерживался лёгкой непритязательной развлекательности (рассказ ''[http://books.google.ru/books?id=zSoYAAAAYAAJ&pg=PA104-IA13#v=onepage&q&f=false «Фрейлейн Вильгельмина»]'', роман ''[http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_1857_obruchennye_oldorfo.shtml «Обручённые»]'' и т.д.); член редколлегии журнала ''«Современник»'', в котором выступал с регулярными обзорами русской журналистики и очерками по английской литературе и периодике
Илья Репин - Портрет Всеволод Михайлович Гаршин.jpg|'''[[rwp:Гаршин, Всеволод Михайлович|Всеволод Гаршин]]''' – писатель, поэт, художественный критик; главная тема творчества Гаршина – уязвлённость человека «больной совести» социальным злом и осознание своего бессилия перед ним (''[[rws:Четыре дня (Гаршин)|«Четыре дня»]]'', ''[[rws:Происшествие (Гаршин)|«Происшествие»]]'', ''[[rws:Трус (Гаршин)|«Трус»]]'' и т.д.); в своем позднем творчества сочетал героико-романтический пафос с ощущением трагизма и безысходности (''[[rwp:Attalea princeps (рассказ)|«Attalea princeps»]]'', ''[[rws:Красный цветок (Гаршин)|«Красный цветок»]]'')
Илья Репин - Портрет Всеволод Михайлович Гаршин.jpg|'''[[rwp:Гаршин, Всеволод Михайлович|Всеволод Гаршин]]''' – писатель, поэт, художественный критик; главная тема творчества Гаршина – уязвлённость человека «больной совести» социальным злом и осознание своего бессилия перед ним (''[[rws:Четыре дня (Гаршин)|«Четыре дня»]]'', ''[[rws:Происшествие (Гаршин)|«Происшествие»]]'', ''[[rws:Трус (Гаршин)|«Трус»]]'' и т.д.); в своем позднем творчества сочетал героико-романтический пафос с ощущением трагизма и безысходности (''[[rwp:Attalea princeps (рассказ)|«Attalea princeps»]]'', ''[[rws:Красный цветок (Гаршин)|«Красный цветок»]]'')
Katkov Mikhail (1818-1887).jpg|'''[[rwp:Катков, Михаил Никифорович|Михаил Катков]]''' – публицист, издатель, литературный критик; основатель и редактор-издатель (совместно с П.М. Леонтьевым) журнала «Русский вестник», в котором увидели свет важнейшие произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева и других писателей эпохи; в своем [http://az.lib.ru/k/katkow_m_n/ творчестве] придерживался православной религиозности и идее служения интересам государства
Dmitry Narkisovich Mamin-Sibiryak.jpg|'''[[rwp:Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович|Дмитрий Мамин-Сибиряк]]''' – писатель-прозаик и драматург; автор произведений об Урале 1880-1890-х гг. (романы ''[[rws:Горное гнездо (Мамин-Сибиряк)|«Горное гнездо»]]'', ''[[rws:Приваловские миллионы (Мамин-Сибиряк)«Приваловские миллионы»]]''); наиболее известен [[rws:Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк#Сказки и рассказы для детей|своими сборниками]] сказок и рассказов для детей ([http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/text_1001.shtml ''«Алёнушкины сказки»''] и др.)
Nikolay Mikhaylovsky.jpg|'''[[rwp:Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич|Николай Гарин-Михайловский]]''' – писатель, инженер, путешественник; в своих произведениях пропагандировал идеи технического прогресс и индустриализации (циклы очерков ''[[rws:Несколько лет в деревне (Гарин-Михайловский)|«Несколько лет в деревне»]]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1900_v_sutoloke.shtml «В сутолоке провинциальной жизни»]'' и т.д.); автор ряда географических очерков, написанных под впечатлением от предпринятых путешествий и экспедиций (''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1894_karandashom_s_natury.shtml «По Западной Сибири»]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1898_po_koree.shtml «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову»]'' и т.д.)
Aleksis Kivi.jpg|'''[[rwp:Киви, Алексис|Алексис Киви]]''' – писатель, один из отцов-основателей финской литературы; автор романа ''[[rwp:Семеро братьев|«Семеро братьев»]]'', одного из первых на финском языке, посвященного финскому крестьянству; пьесы Киви (''«Лия»'' и др.) заложили основы финноязычного театра
PGRS 2 040 Kavelin - crop.jpg|'''[[rwp:Кавелин, Константин Дмитриевич|Константин Кавелин]]''' – правовед, историк, публицист; автор знаменитой ''[[rwp:Записка об освобождении крестьян|«Записки об освобождении крестьян»]]'', впоследствии сыгравшей огромной роль в крестьянской реформе; в своих работах по психологии (''[http://simlib.ru/handle/123456789/507 «Задачи психологии»] и т.д.) обосновывал психологию как науку и необходимость нравственного воспитания личности; основоположник либерализма как общественно-политической силы в России
Boris Chicherin.jpg|'''[[rwp:Чичерин, Борис Николаевич|Борис Чичерин]]''' – историк, правовед, философ; один из идеологов западничества и основатель либерального консерватизма (''[http://dugward.ru/library/alexandr2/chicherin_vidy_lidberal.html «Различные виды либерализма»]''); один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии
Semyon Yakovlevich Nadson.jpg|'''[[rwp:Надсон, Семён Яковлевич|Семён Надсон]]''' – поэт; в [[rws:Семён Яковлевич Надсон#Поэзия|своей поэзии]] Надсон проявлял  сочувствие «страдающему брату», чем снискал себе популярность в демократических кругах; многие стихотворения Надсона положены на музыку Ц. А. Кюи, С. В. Рахманиновым, А. Г. Рубинштейном и другими композиторами
Мельников-Печерский Павел Иванович.jpg|'''[[rwp:Мельников-Печерский, Павел Иванович|Павел Мельников-Печерский]]''' – прозаик, историк; в своем творчестве сочетал этнографизм с тенденциями либеральной «обличительной» беллетристики (''[http://az.lib.ru/m/melxnikowpecherskij_p/text_0010.shtml «Красильниковы»]'', ''[http://az.lib.ru/m/melxnikowpecherskij_p/text_0120.shtml «Старые годы»]'' и др.); романы Мельникова-Печерского (''[[rwp:В лесах (роман)|«В лесах»]]'', ''[[rwp:Мельников-Печерский, Павел Иванович#«На горах»|«На горах»]'') воссоздают жизненный уклад различных социальных групп, в частности старообрядцев
Kramskoj - saltykov-schedrin.jpg|'''[[rwp:Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович|Михаил Салтыков-Щедрин]]''' – писатель, публицист, журналист; известен своими сатирическими произведениями, в которых представители власти изображены никчёмными паразитами (''[[rws:Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (Салтыков-Щедрин)|«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»]]''), но при этом революционные идеалы подвергались высмеиванию (''[[rws:Медведь на воеводстве (Салтыков-Щедрин)|«Медведь на воеводстве»]]''); в своем главном труде (''[[rws:История одного города (Салтыков-Щедрин)|«История одного города»]]'') выдал пародию российскую историю и историографию
</gallery>
</gallery>



Версия от 18:50, 9 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

Бунташный век (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Петровская эпоха (конец XVII — начало XVIII века)

Начало высшего образования в России, петровские реформы, «окно в Европу».

Российская Империя

Эпоха классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Золотой век (первая половина XIX века)

Сентиментализм, романтизм, создание русского литературного языка, Золотой век поэзии.

Эпоха реализма (вторая половина XIX века)

Великие реформы, народничество, расцвет русского романа, реализм, консерватизм.

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.
  6. В.Е. Хализев, филолог и исследователь литературы, дал следующее толкование «лишнему человеку»[1][2]: другой персональный ряд составили герои, которые претендуют на статус личности, но не реализуются в качестве таковых, хотя и обладают яркими задатками, широкими возможностями (так называемые «лишние люди» от Онегина до Версилина).