Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 658: Строка 658:
=== Серебряный век (конец XIX — начало XX века) ===
=== Серебряный век (конец XIX — начало XX века) ===
''Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.''
''Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.''
<spoiler text="В разработке">
<spoiler>
==== Эпоха символизма (1890-е — 1910-е) ====
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
Vladimir Solovyov 1892 by Nikolay Yarochenko.jpg|'''[[rwp:Соловьёв, Владимир Сергеевич|Владимир Соловьёв]]''' — крупнейший русский философ XIX века, основатель философии [[rwp:Всеединство|всеединства]] и [[rwp:Богочеловечество|богочеловечества]], первым в России начал развивать идеи [[rwp:Софиология|Софиологии]]; автор работ ''[[rwp:Смысл любви|«Смысл любви»]]'', ''[[rwp:Красота в природе|«Красота в природе»]]'' и других, оказавших огромное влияние на русскую философию и искусство
Николай Фёдоров. Худ. Л.Пастернак.jpg|'''[[rwp:Фёдоров, Николай Фёдорович|Николай Фёдоров]]''' — философ-футуролог, основоположник русского [[rwp:Космизм|космизма]], создатель [[rwp:Философия общего дела|философии общего дела]], автор концепции общепланетарного мировоззрения, «московский Сократ» XIX века
Николай Фёдоров. Худ. Л.Пастернак.jpg|'''[[rwp:Фёдоров, Николай Фёдорович|Николай Фёдоров]]''' — философ-футуролог, основоположник русского [[rwp:Космизм|космизма]], создатель [[rwp:Философия общего дела|философии общего дела]], автор концепции общепланетарного мировоззрения, «московский Сократ» XIX века
Vladimir Solovyov 1892 by Nikolay Yarochenko.jpg|'''[[rwp:Соловьёв, Владимир Сергеевич|Владимир Соловьёв]]''' — крупнейший русский философ XIX века, основатель философии [[rwp:Всеединство|всеединства]] и [[rwp:Богочеловечество|богочеловечества]], автор работ ''[[rwp:Смысл любви|«Смысл любви»]]'', ''[[rwp:Красота в природе|«Красота в природе»]]'' и других, оказавших огромное влияние на русскую философию и искусство
 
Людвиг Маркович Заменгоф.jpg|'''[[rwp:Заменгоф, Людвик Лазарь|Лазарь Заменгов]]''' — создатель искусственного языка [[rwp:Эсперанто|эсперанто]] — наиболее успешного из [[rwp:Плановый язык|сконструированных международных языков]], перевёл на эсперанто множество книг; автор первой на русском языке грамматики [[rwp:Идиш|идиша]]; известен как ''Доктор Эсперанто''<!--Заменгоф.jpg-->
Brusov1920.jpg|'''[[rwp:Брюсов, Валерий Яковлевич|Валерий Брюсов]]''' – поэт, прозаик, драматург; в своей поэзии Брюсов придерживался высокого риторич. пафос, интерес к далёким историческим эпохам и к достижениям науки, эксперименты в области метрики и ритмики (сборники ''[[rws:Urbi et orbi (Брюсов)|«Городу и миру»]]'', ''[[rws:Στεφανος (Брюсов)|«Венок»]]'' и др.); теоретик и один из основоположников русского символизма
 
Merezhkovskiy_in_NNovgorod.jpg|'''[[rwp:Мережковский, Дмитрий Сергеевич|Дмитрий Мережковский]]''' - один из основателей [[rwp:Русский символизм|русского символизма]], основоположник нового для русской литературы жанра [[rwp:Историософия|историософского]] романа
 
Gippius 1910s.jpg|'''[[rwp:Гиппиус, Зинаида Николаевна|Зинаида Гиппиус]]''' – поэтесса, драматург и литературный критик, жена Д. С. Мережковского; для [[rws:Зинаида Николаевна Гиппиус#Поэзия|лирики Гиппиус]] характерны контрасты глубокой религиозности и отчаяния, стремления к Богу и самоутверждения, преобладание рассудочного начала, афористичность в формулировке мыслей; в эмиграции организовывала собрания писателей (общество ''«Зелёная лампа»''), ставших средоточием интеллектуальной жизни русской эмиграции
 
Александр Павлович Лопухин.jpg|'''[[rwp:Лопухин, Александр Павлович|Александр Лопухин]]''' — крупнейший русский библеист и библейский историк, исследователь и толкователь библейских текстов, составитель знаменитой ''[http://www.lopbible.narod.ru/ «Толковой Библии Лопухина»]''
Александр Павлович Лопухин.jpg|'''[[rwp:Лопухин, Александр Павлович|Александр Лопухин]]''' — крупнейший русский библеист и библейский историк, исследователь и толкователь библейских текстов, составитель знаменитой ''[http://www.lopbible.narod.ru/ «Толковой Библии Лопухина»]''
Трубецкой, Евгений Николаевич.jpg|'''[[rwp:Трубецкой, Евгений Николаевич|Евгений Трубецкой]]''' — философ и правовед, один из главных теоретиков [[rwp:Всеединство|всеединства]], автор знаменитых [http://www.vtoraya-literatura.com/pdf/trubetskoy_umozrenie_v_kraskakh_1965_text.pdf очерков о русской иконе], возродивших утраченное в Новое Время философское осмысление иконописи
Olga_kardovskaya_portret_gumileva_1909_szh_15.jpg|'''[[rwp:Гумилёв, Николай Степанович|Николай Гумилёв]]''' — поэт, создатель школы [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]а, прозаик, переводчик и литературный критик, первый муж [[rwp:Ахматова, Анна Андреевна|Анны Ахматовой]], отец [[rwp:Гумилёв, Лев Николаевич|Льва Гумилёва]], совершил две экспедиции в Эфиопию (Абиссинию); автор стихов ''«‎[[rwp:Жираф (стихотворение)|Жираф]]‎»'', ''«‎[[rwp:Волшебная скрипка|Волшебная скрипка]]‎»'', ''«‎[[rwp:Шестое чувство (стихотворение)|Шестое чувство]]‎»'' и др.
Nesterov_Florensky_Bulgakov.jpg|'''[[rwp:Флоренский, Павел Александрович|Павел Флоренский]]''' и '''[[rwp:Булгаков, Сергей Николаевич|Сергей Булгаков]]''' — крупнейшие русские религиозные философы первой половины XX века, внесли значительный вклад в учение [[rwp:Софиология|софиологии]]


Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — философ, крупнейший представитель русского [[rwp:Экзистенциализм|экзистенциализмa]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персонализма]], автор оригинальной концепции философии свободы, разработчик концепции [[rwp:Новое средневековье|нового средневековья]]; семь раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]
<!--1892-->
Vladimir Gilyarovsky by Sergey Malyutin.jpg|'''[[rwp:Гиляровский, Владимир Алексеевич|Владимир Гиляровский]]''' – писатель, журналист, краевед; автор многочисленных очерков и репортажей на злобу дня, в частности о Ходынке, Русско-японской войне и т.д.; наибольшую известность Гиляровскому принесли его краеведческие мемуары (''[[rws:Москва и москвичи (Гиляровский)|«Москва и москвичи»]]'' и т.д.);


Teffi Choumoff.jpg|'''[[rwp:Тэффи|{{abbr|Тэффи|Надежда Александровна Лохвицкая|0}}]]''' – писательница и поэтесса, мемуаристка; автор сборников стихов (''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]''), которые прославили её как мастер короткого рассказа, остроумного и тонкого сатирика, иронично описывающего пошлость жизни; в эмиграции издавала сборники стихов (''[[rwp:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]'' и др.), отражающих подавленность, тоску и растерянность через символические образы карлика, горбуна и т.д.
Nikolay Mikhaylovsky.jpg|'''[[rwp:Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич|Николай Гарин-Михайловский]]''' – писатель, инженер, путешественник; в своих произведениях пропагандировал идеи технического прогресс и индустриализации (циклы очерков ''[[rws:Несколько лет в деревне (Гарин-Михайловский)|«Несколько лет в деревне»]]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1900_v_sutoloke.shtml «В сутолоке провинциальной жизни»]'' и т.д.); автор ряда географических очерков, написанных под впечатлением от предпринятых путешествий и экспедиций (''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1894_karandashom_s_natury.shtml «По Западной Сибири»]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1898_po_koree.shtml «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову»]'' и т.д.)
Myrrah lokhvitskaya 1900.jpg|'''[[rwp:Лохвицкая, Мирра Александровна|{{abbr|Мирра Лохвицкая|Мария Александровна Лохвицкая|0}}]]''' – поэтесса, драматург, сестра Тэффи; в [[rws:Мирра Александровна Лохвицкая#Произведения|своей поэзии]] Лохвицкая вдохновлялась античной и восточной мифологией, в частности культом чувственной любви и красоты; в драматических поэмах ''[http://pishi-stihi.ru/on-i-ona-dva-slova-lohvickaya.html «Два слова»]'', ''[http://pishi-stihi.ru/in-nomine-domini-lohvickaya.html «Во имя Бога»]'' отразилась увлечённость мистикой Средневековья
Sholem Aleichem 1907.jpg|'''[[rwp:Шолом-Алейхем|{{abbr|Шолом-Алейхем|Соломон Наумович Рабинович|0}}]]''' – писатель и драматург; один из основоположников современной художественной литературы на еврейском языке (идиш); для произведений Шолом-Алейхема характерны сплав юмора и лиризма, осмысление психологии и точность бытовых зарисовок (''[http://librebook.me/menahem_mendl «Менахем-Мендл»]'', ''[[rwp:Тевье-молочник|«Тевье-молочник»]]'' и др.)


Brusov1920.jpg|'''[[rwp:Брюсов, Валерий Яковлевич|Валерий Брюсов]]''' – поэт, прозаик, драматург; в своей поэзии Брюсов придерживался высокого риторич. пафос, интерес к далёким историческим эпохам и к достижениям науки, эксперименты в области метрики и ритмики (сборники ''[[rws:Urbi et orbi (Брюсов)|«Городу и миру»]]'', ''[[rws:Στεφανος (Брюсов)|«Венок»]]'' и др.); теоретик и один из основоположников русского символизма
Mirra_lochvitzkaya.jpg|'''[[rwp:Лохвицкая, Мирра Александровна|{{abbr|Мирра Лохвицкая|Мария Александровна Лохвицкая|0}}]]''' – поэтесса, драматург, сестра Тэффи; в [[rws:Мирра Александровна Лохвицкая#Произведения|своей поэзии]] Лохвицкая вдохновлялась античной и восточной мифологией, в частности культом чувственной любви и красоты; в драматических поэмах ''[http://pishi-stihi.ru/on-i-ona-dva-slova-lohvickaya.html «Два слова»]'', ''[http://pishi-stihi.ru/in-nomine-domini-lohvickaya.html «Во имя Бога»]'' отразилась увлечённость мистикой Средневековья<!--Myrrah lokhvitskaya 1900.jpg Lohvitskaya_Mirra.jpg -->
Annensky (cropped).jpg|'''[[rwp:Анненский, Иннокентий Фёдорович|Иннокентий Анненский]]''' – поэт, переводчик, драматург, критик; поэзия Анненского основана на образе лиричного героя, который обострённо чувствует трагедию эпохи и сознательно выбирает обречённую на поражение борьбу с миром как единственно возможный путь противостояния его деформирующему влиянию (сборники ''[[rws:Тихие песни (Анненский)|«Тихие песни»]]'', ''[[rws:Кипарисовый ларец (Анненский)|«Кипарисовый ларец»]]'' и др.)
Chlebnikow.jpg|'''[[rwp:Хлебников, Велимир|{{abbr|Велимир Хлебников|Виктор Владимирович Хлебников|0}}]]''' – поэт и прозаик; в своем творчестве занимался экспериментами в области словотворчества (''[[rws:Заклятие смехом (Хлебников)|«Заклятие смехом»]]'', ''[[rws:Кузнечик (Хлебников)|«Кузнечик»]]'' и др.), выдвинув концепцию поэтического языка ([[rwp:Заумь|зауми]]); один из основателей русского футуризма


Gippius 1910s.jpg|'''[[rwp:Гиппиус, Зинаида Николаевна|Зинаида Гиппиус]]''' – поэтесса, драматург и литературный критик, жена Д. С. Мережковского; для [[rws:Зинаида Николаевна Гиппиус#Поэзия|лирики Гиппиус]] характерны контрасты глубокой религиозности и отчаяния, стремления к Богу и самоутверждения, преобладание рассудочного начала, афористичность в формулировке мыслей; в эмиграции организовывала собрания писателей (общество ''«Зелёная лампа»''), ставших средоточием интеллектуальной жизни русской эмиграции
Ulyanov 1.jpg|'''[[rwp:Бальмонт, Константин Дмитриевич|Константин Бальмонт]]''' – поэт, прозаик, критик; лирику Бальмонта отличала способность фиксировать мгновенные переживания, мастерское владение сложными формами стиха и фонетическое богатство (''[[rws:У чудищ (Бальмонт)|«У чудищ»]]'', ''[[rws:Снежинка (Бальмонт)|«Снежинка»]]'' и др.)
Ulyanov 1.jpg|'''[[rwp:Бальмонт, Константин Дмитриевич|Константин Бальмонт]]''' – поэт, прозаик, критик; лирику Бальмонта отличала способность фиксировать мгновенные переживания, мастерское владение сложными формами стиха и фонетическое богатство (''[[rws:У чудищ (Бальмонт)|«У чудищ»]]'', ''[[rws:Снежинка (Бальмонт)|«Снежинка»]]'' и др.)
Бакст Леон. Андрей Белый.jpg|'''[[rwp:Андрей Белый|{{abbr|Андрей Белый|Борис Николаевич Бугаев|0}}]]''' – писатель, поэт, критик; в своей поэзии выступал за перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции, чем породил жанр литературной «симфонии» (''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0350.shtml «Cимфония»]'', ''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0370.shtml «Возврат»]'' и т.д.); автор романа сатирико-символического ''[[rwp:Петербург (роман)|«Петербург»]]'', признанного одной из вершин прозы русского символизма и модернизма в целом
 
<!--1901-->


Andreyev by Repin.jpg|'''[[rwp:Андреев, Леонид Николаевич|Леонид Андреев]]''' – писатель, прозаик, драматург; автор произведений, имеющих напряженный психологизм повествования и точность в выборе общественно значимой проблематики (''[[rws:Кусака (Андреев)|«Кусака»]]'', ''[[rws:Красный смех (Андреев)|«Красный смех»]]'' и т.д.); в драматургии экспериментировал с постановкой пьес, стремясь заменить традиционное жизнеподобие символически насыщенным условным сюжетом (''[[rws:Жизнь человека (Андреев)|«Жизнь человека»]]'', ''[[rws:Царь Голод (Андреев)|«Царь Голод»]]'' и т.д.)
Andreyev by Repin.jpg|'''[[rwp:Андреев, Леонид Николаевич|Леонид Андреев]]''' – писатель, прозаик, драматург; автор произведений, имеющих напряженный психологизм повествования и точность в выборе общественно значимой проблематики (''[[rws:Кусака (Андреев)|«Кусака»]]'', ''[[rws:Красный смех (Андреев)|«Красный смех»]]'' и т.д.); в драматургии экспериментировал с постановкой пьес, стремясь заменить традиционное жизнеподобие символически насыщенным условным сюжетом (''[[rws:Жизнь человека (Андреев)|«Жизнь человека»]]'', ''[[rws:Царь Голод (Андреев)|«Царь Голод»]]'' и т.д.)
Vikenty Vikentyevich Veresaev.jpg|'''[[rwp:Вересаев, Викентий Викентьевич|Викентий Вересаев]]''' – писатель, литературовед, переводчик; в своей прозе Вересаев освещал духовные искания русской интеллигенции в периоды социальных потрясений (''[[rws:На повороте|«На повороте»]]'', ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0090.shtml «В тупике»]'' и др.); автор публицистических произведений, в которых острый социальный критицизм сочетается с гуманистическим пафосом (''[http://lib.ru/RUSSLIT/WERESAEW/zapiski.txt «Записки врача»]'', ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0132.shtml «На японской войне»]'' и др.)
Mikhail Nesterov 042.jpg|'''[[rwp:Максим Горький|{{abbr|Максим Горький|Алексей Максимович Пешков|0}}]]''' – писатель, поэт, прозаик; автор стихов, в которых острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира (''[[rws:Старуха Изергиль (Горький)|«Старуха Изергиль»]]'', ''[[rws:Челкаш (Горький)|«Челкаш»]]''  и др.); в период революций выступал против установившегося антикультурного произвола (цикл статей ''[[rws:Революция и культура (Горький 1918)|«Несвоевременные мысли»]]''), в годы советской власти критиковал большевистский террор;
Alexander Blok.jpeg|'''[[rwp:Блок, Александр Александрович|Александр Блок]]''' – поэт, драматург, критик; автор поэм, которые опирались на массовые жанры (частушки и т.д.) и обращались к теме семейных связей и духовного падения (''[[rws:Двенадцать (Блок)|«Двенадцать»]]'', ''[[rws:Возмездие (Блок)|«Возмездие»]]'' и др.); лирика Блока многослойна, ибо реально-исторический и мистический, автобиографический смысловые планы свободно переплетаются в поэтических образах, приобретающих характер неисчерпаемого символа
<!--1904-->
Annensky (cropped).jpg|'''[[rwp:Анненский, Иннокентий Фёдорович|Иннокентий Анненский]]''' – поэт, переводчик, драматург, критик; поэзия Анненского основана на образе лиричного героя, который обострённо чувствует трагедию эпохи и сознательно выбирает обречённую на поражение борьбу с миром как единственно возможный путь противостояния его деформирующему влиянию (сборники ''[[rws:Тихие песни (Анненский)|«Тихие песни»]]'', ''[[rws:Кипарисовый ларец (Анненский)|«Кипарисовый ларец»]]'' и др.)
<!--1905-->
Kuprin.jpg|'''[[rwp:Куприн, Александр Иванович|Александр Куприн]]''' – писатель, прозаик, переводчик; автор знаменитой повести ''[[rws:Поединок (Куприн)|«Поединок»]]'', в которой суровая картина армейского быта сопровождается размышлениями об абсурдности существующего миропорядка; лирический герой Куприна – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х гг. и испытания большим чувством (''[[rws:Олеся (Куприн)|«Олеся»]]'', ''[[rws:Гранатовый браслет (Куприн)|«Гранатовый браслет»]]'' и т.д.)
Kuprin.jpg|'''[[rwp:Куприн, Александр Иванович|Александр Куприн]]''' – писатель, прозаик, переводчик; автор знаменитой повести ''[[rws:Поединок (Куприн)|«Поединок»]]'', в которой суровая картина армейского быта сопровождается размышлениями об абсурдности существующего миропорядка; лирический герой Куприна – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х гг. и испытания большим чувством (''[[rws:Олеся (Куприн)|«Олеся»]]'', ''[[rws:Гранатовый браслет (Куприн)|«Гранатовый браслет»]]'' и т.д.)
Ivan Bunin (sepia).jpg|'''[[rwp:Бунин, Иван Алексеевич|Иван Бунин]]''' – писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1933); автор романа ''[[rwp:Жизнь Арсеньева|«Жизнь Арсеньева»]]'', повестей ''[[rwp:Суходол (повесть)|«Суходол»]]'', ''[[rwp:Деревня (повесть, 1910)|«Деревня»]]'', ''[[rwp:Митина любовь|«Митина любовь»]]'', рассказа ''[[rwp:Господин из Сан-Франциско|«Господин из Сан-Франциско»]]'' и многих других; в творчестве Бунина ярко проявлялась тема неустранимого трагизма, вызванного осознание бренности людского бытия и утверждение метафизической природы социальных противоречий


Vyacheslav Ivanov by Somov 1906.jpg|'''[[rwp:Иванов, Вячеслав Иванович|Вячеслав Иванов]]''' – поэт, критик, филолог; для поэзии Иванова характерны многочисленные мифологические и историко-культурные аллюзии, насыщенность славянизмами и т.д. (сборник ''[[rws:Вячеслав Иванович Иванов#Кормчие звёзды|«Кормчие звёзды»]]'' и др.); один из ведущих теоретиков русского символизма (''[http://ivanov.lit-info.ru/ivanov/kritika-ivanova/zavety-simvolizma.htm «Заветы символизма»]'')
Vyacheslav Ivanov by Somov 1906.jpg|'''[[rwp:Иванов, Вячеслав Иванович|Вячеслав Иванов]]''' – поэт, критик, филолог; для поэзии Иванова характерны многочисленные мифологические и историко-культурные аллюзии, насыщенность славянизмами и т.д. (сборник ''[[rws:Вячеслав Иванович Иванов#Кормчие звёзды|«Кормчие звёзды»]]'' и др.); один из ведущих теоретиков русского символизма (''[http://ivanov.lit-info.ru/ivanov/kritika-ivanova/zavety-simvolizma.htm «Заветы символизма»]'')
Kustodiev Voloshin.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' – поэт, критик, художник; в поэзии тяготел к мистике и «научной поэзии» из-за увлечения масонством и теософией (сборник ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'' и др.); автор критических статей западно-европейской и русской культуре 1900-1910-х гг. (часть из них вошли в книгу ''[http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml «Лики творчества»]'')
Vikenty Vikentyevich Veresaev.jpg|'''[[rwp:Вересаев, Викентий Викентьевич|Викентий Вересаев]]''' – писатель, литературовед, переводчик; в своей прозе Вересаев освещал духовные искания русской интеллигенции в периоды социальных потрясений (''[[rws:На повороте|«На повороте»]]'', ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0090.shtml «В тупике»]'' и др.); автор публицистических произведений, в которых острый социальный критицизм сочетается с гуманистическим пафосом (''[http://lib.ru/RUSSLIT/WERESAEW/zapiski.txt «Записки врача»]'', ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0132.shtml «На японской войне»]'' и др.)


Alexander Blok.jpeg|'''[[rwp:Блок, Александр Александрович|Александр Блок]]''' – поэт, драматург, критик; автор поэм, которые опирались на массовые жанры (частушки и т.д.) и обращались к теме семейных связей и духовного падения (''[[rws:Двенадцать (Блок)|«Двенадцать»]]'', ''[[rws:Возмездие (Блок)|«Возмездие»]]'' и др.); лирика Блока многослойна, ибо реально-исторический и мистический, автобиографический смысловые планы свободно переплетаются в поэтических образах, приобретающих характер неисчерпаемого символа
<!--1906-->
 
Feodor Sologub.jpg|'''[[rwp:Сологуб, Фёдор Кузьмич|Фёдор Сологуб]]''' – поэт, писатель, драматург; поэзия Сологуба основана на передаче мотивов неприятия окружающего мира и эстетизации смерти, предстающей избавлением от пошлости жизни (''[[rws:Фёдор Кузьмич Сологуб#Стихи. Книга первая (1896)|«Стихи. Книга первая»]]'', ''[[rws:Фёдор Кузьмич Сологуб#Тени|«Тени »]]'' и др.); автор романа ''[[rwp:Мелкий бес|«Мелкий бес»]]'', который став острой сатирой на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте
 
<!--1907-->
Gabdulla Tukay, 1908.jpg|'''[[rwp:Тукай, Габдулла|Габдулла Тукай]]''' – поэт, критик, публицист; автор знаменитой поэмы ''[[rwp:Шурале (поэма)|«Шурале»]]'' по мотивам татарского фольклора; творчество Тукая отличалось реализмом и пронизано пафосом обновления и просвещения; один из основоположников новой татарской литературы и современного литературного татарского языка
 
 
Aleksej Remizov.jpg|'''[[rwp:Ремизов, Алексей Михайлович|Алексей Ремизов]]''' – писатель-«импрессионист» (символист), художник; автор произведений, в которых пытался переосмыслить фольклорные мотивы в модернистском ключе (''[http://azbyka.ru/fiction/posolon-remizov/ «Посолонь»]'', ''[http://azbyka.ru/fiction/limonar-sirech-lug-dukhovnyj/ «Лимонарь»]'' и т.д.); автор романов, выражающих трагическое миросозерцание, близкое к философии экзистенциализма (''[http://azbyka.ru/fiction/prud/ «Пруд»]'', ''[http://rvb.ru/remizov-2/ss10/01text/vol_4/291.htm «Часы»]'')
 
<!--1909-->
 
 
<!--1914-->
 
Бакст Леон. Андрей Белый.jpg|'''[[rwp:Андрей Белый|Андрей Белый]]''' – писатель, поэт, критик; в своей поэзии выступал за перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции, чем породил жанр литературной «симфонии» (''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0350.shtml «Cимфония»]'', ''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0370.shtml «Возврат»]'' и т.д.); автор романа сатирико-символического ''[[rwp:Петербург (роман)|«Петербург»]]'', признанного одной из вершин прозы русского символизма и модернизма в целом
 
</gallery>
 
 
==== Эпоха авангардизма (1910-е — 1920-е) ====
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<!--1911-->
Chlebnikow.jpg|'''[[rwp:Хлебников, Велимир|{{abbr|Велимир Хлебников|Виктор Владимирович Хлебников|0}}]]''' – поэт и прозаик; в своем творчестве занимался экспериментами в области словотворчества (''[[rws:Заклятие смехом (Хлебников)|«Заклятие смехом»]]'', ''[[rws:Кузнечик (Хлебников)|«Кузнечик»]]'' и др.), выдвинув концепцию поэтического языка ([[rwp:Заумь|зауми]]); один из основателей русского футуризма
 
<!--1911-->
Igor_Severyanin_1915.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' – поэт; для ранней поэзии Северянина характерен интерес словотворчеству и словесной игре, обращение к редким стихотворным формам и изобретение новых (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]'' и др.); Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.<!--Igor Severyanin.jpg-->
 
Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — философ, крупнейший представитель русского [[rwp:Экзистенциализм|экзистенциализмa]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персонализма]], автор оригинальной концепции философии свободы, разработчик концепции [[rwp:Новое средневековье|нового средневековья]]; семь раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]


Vasily Rosanov by Ivan Parkhomenko 1909.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ, литературный критик и публицист; в основе творчества Розанова была тема пола как некой величины влияющей на развитие истории и общества (''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1899_sumerki_prosveshenia.shtml «Сумерки просвещения»]'', ''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1901_v_mire_neyasnogo.shtml «В мире неясного и нерешённого»]'' и др.); ввел в свои книги диалогическое начало в форме размещенных в них писем и статей как сторонников, так и противников, окружая их своими комментариями
<!--1912-->
Sergey Esenin.jpg|'''[[rwp:Есенин, Сергей Александрович|Сергей Есенин]]''' – поэт; один из представителей новокрестьянской поэзии и лирики, а позже [[rwp:Имажинизм|имажинизма]] в России; поэзия Есенина показала его певца крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души (сборники ''[[rwp:Радуница (сборник)|«Радуница»]]'', ''[http://esenin.velchel.ru/index.php?cnt=5&rhime=st_179 «Сельский часослов»]'' и др.)<!--Yesenin._A._Mironov.jpg-->
Olga_kardovskaya_portret_gumileva_1909_szh_15.jpg|'''[[rwp:Гумилёв, Николай Степанович|Николай Гумилёв]]''' — поэт, создатель школы [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]а, прозаик, переводчик и литературный критик, первый муж [[rwp:Ахматова, Анна Андреевна|Анны Ахматовой]], отец [[rwp:Гумилёв, Лев Николаевич|Льва Гумилёва]], совершил две экспедиции в Эфиопию (Абиссинию); автор стихов ''«‎[[rwp:Жираф (стихотворение)|Жираф]]‎»'', ''«‎[[rwp:Волшебная скрипка|Волшебная скрипка]]‎»'', ''«‎[[rwp:Шестое чувство (стихотворение)|Шестое чувство]]‎»'' и др.


Nikolay Mikhaylovsky.jpg|'''[[rwp:Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич|Николай Гарин-Михайловский]]''' – писатель, инженер, путешественник; в своих произведениях пропагандировал идеи технического прогресс и индустриализации (циклы очерков ''[[rws:Несколько лет в деревне (Гарин-Михайловский)|«Несколько лет в деревне»]]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1900_v_sutoloke.shtml «В сутолоке провинциальной жизни»]'' и т.д.); автор ряда географических очерков, написанных под впечатлением от предпринятых путешествий и экспедиций (''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1894_karandashom_s_natury.shtml «По Западной Сибири»]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1898_po_koree.shtml «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову»]'' и т.д.)
Анна Ахматова. Худ. Н. Альтман.jpg|'''[[rwp:Анна Ахматова|Анна Ахматова]]''' – поэт, переводчица и литературовед; автор стихов, в которых психологизм сочетался с песенным ладом, а образ лиричной героини наделен силой духа и готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания (сборники ''[[rws:Вечер (Ахматова)|«Вечер»]]'', ''[[rws:Чётки (Ахматова)|«Чётки»]]'')<!--Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922.jpg Olga_kardovskaya_portret_ahmatovoy_1914_szh_16.jpg-->


Aleksej Remizov.jpg|'''[[rwp:Ремизов, Алексей Михайлович|Алексей Ремизов]]''' – писатель, художник; автор произведений, в которых пытался переосмыслить фольклорные мотивы в модернистском ключе (''[http://azbyka.ru/fiction/posolon-remizov/ «Посолонь»]'', ''[http://azbyka.ru/fiction/limonar-sirech-lug-dukhovnyj/ «Лимонарь»]'' и т.д.); автор романов, выражающих трагическое миросозерцание, близкое к философии экзистенциализма (''[http://azbyka.ru/fiction/prud/ «Пруд»]'', ''[http://rvb.ru/remizov-2/ss10/01text/vol_4/291.htm «Часы»]'')
Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922.jpg|'''[[rwp:Анна Ахматова|Анна Ахматова]]''' – поэт, переводчица и литературовед; автор стихов, в которых психологизм сочетался с песенным ладом, а образ лиричной героини наделен силой духа и готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания (сборники ''[[rws:Вечер (Ахматова)|«Вечер»]]'', ''[[rws:Чётки (Ахматова)|«Чётки»]]'');
Tsvetaeva.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' – поэт, прозаик, переводчик; основные темы стихов Цветаевой это любовь, поэзия и Россия, о которых рассказано через сочетание фольклорных жанров с разговорными интонациями, «высокой» лексики с простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'' и др.);
Tsvetaeva.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' – поэт, прозаик, переводчик; основные темы стихов Цветаевой это любовь, поэзия и Россия, о которых рассказано через сочетание фольклорных жанров с разговорными интонациями, «высокой» лексики с простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'' и др.);


<!--1912-13-->
Nesterov_Florensky_Bulgakov.jpg|'''[[rwp:Флоренский, Павел Александрович|Павел Флоренский]]''' и '''[[rwp:Булгаков, Сергей Николаевич|Сергей Булгаков]]''' — крупнейшие русские религиозные философы первой половины XX века, внесли значительный вклад в учение [[rwp:Софиология|софиологии]]
Teffi Choumoff.jpg|'''[[rwp:Тэффи|Надежда Тэффи]]''' – писательница и поэтесса, мемуаристка; автор сборников стихов (''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]''), которые прославили её как мастер короткого рассказа, остроумного и тонкого сатирика, иронично описывающего пошлость жизни; в эмиграции издавала сборники стихов (''[[rwp:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]'' и др.), отражающих подавленность, тоску и растерянность через символические образы карлика, горбуна и т.д.
Kustodiev Voloshin.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' – поэт, критик, художник; в поэзии тяготел к мистике и «научной поэзии» из-за увлечения масонством и теософией (сборник ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'' и др.); автор критических статей западно-европейской и русской культуре 1900-1910-х гг. (часть из них вошли в книгу ''[http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml «Лики творчества»]'')
<!--1913-->
Mandelshtam17.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт, прозаик и переводчик; в поэзии придерживался направлений символизма (мотивы музыки и тихая печаль) и акмеизма (оптимизм, архитектурные мотивы) (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'' и др.); в период Первой Мировой и обеих революций обратился к иррациональному мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций (''[http://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/ «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»]'' и т.д.)
Mandelshtam17.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт, прозаик и переводчик; в поэзии придерживался направлений символизма (мотивы музыки и тихая печаль) и акмеизма (оптимизм, архитектурные мотивы) (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'' и др.); в период Первой Мировой и обеих революций обратился к иррациональному мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций (''[http://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/ «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»]'' и т.д.)
Mikhail Nesterov 042.jpg|'''[[rwp:Максим Горький|{{abbr|Максим Горький|Алексей Максимович Пешков|0}}]]''' – писатель, поэт, прозаик; автор стихов, в которых острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира (''[[rws:Старуха Изергиль (Горький)|«Старуха Изергиль»]]'', ''[[rws:Челкаш (Горький)|«Челкаш»]]'' и др.); в период революций выступал против установившегося антикультурного произвола (цикл статей ''[[rws:Революция и культура (Горький 1918)|«Несвоевременные мысли»]]''), в годы советской власти критиковал большевистский террор;
 
<!--1914-->
 
 
Khodasevich Choumoff.jpg|'''[[rwp:Ходасевич, Владислав Фелицианович|Владислав Ходасевич]]''' – писатель, критик, историк литературы; творчество Ходасевича характеризовалось отказом от языка символистской поэзии и стремление к простоте и ясности выражения (''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Молодость|«Молодость»]]'', ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Счастливый домик|«Счастливый домик»]]'' и др.)
 
 
<!--1915-->
 
Vasily Rosanov by Ivan Parkhomenko 1909.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ, литературный критик и публицист; в основе творчества Розанова была тема пола как некой величины влияющей на развитие истории и общества (''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1899_sumerki_prosveshenia.shtml «Сумерки просвещения»]'', ''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1901_v_mire_neyasnogo.shtml «В мире неясного и нерешённого»]'' и др.); ввел в свои книги диалогическое начало в форме размещенных в них писем и статей как сторонников, так и противников, окружая их своими комментариями
 
Трубецкой, Евгений Николаевич.jpg|'''[[rwp:Трубецкой, Евгений Николаевич|Евгений Трубецкой]]''' — философ и правовед, один из главных теоретиков [[rwp:Всеединство|всеединства]], автор знаменитых [http://www.vtoraya-literatura.com/pdf/trubetskoy_umozrenie_v_kraskakh_1965_text.pdf очерков о русской иконе], возродивших утраченное в Новое Время философское осмысление иконописи
 
Averchenko.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''
Averchenko.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''
Igor Severyanin.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' – поэт; для ранней поэзии Северянина характерен интерес словотворчеству и словесной игре, обращение к редким стихотворным формам и изобретение новых (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]'' и др.); Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.
Vasily Nemirovich Danchenko.jpg|'''[[rwp:Немирович-Данченко, Василий Иванович|Василий Немирович-Данченко]]''' – писатель, путешественник и журналист; автор многочисленных романов, в частности социально-бытовых, отмеченных влиянием натурализма (''[http://lanterne.ru/vasiliy-nemirovich-danchenko-kulisyi.html «Кулисы»]'', ''[http://az.lib.ru/n/nemirowichdanchenko_w_i/text_1901_semya_bogatyrey_oldorfo.shtml «Семья богатырей»]'' и др.); для прозы Немирович-Данченко характерны автобиографичность, злободневность, увлекательная манера изложения, мелодраматический. пафос


Gabdulla Tukay, 1908.jpg|'''[[rwp:Тукай, Габдулла|Габдулла Тукай]]''' – поэт, критик, публицист; автор знаменитой поэмы ''[[rwp:Шурале (поэма)|«Шурале»]]'' по мотивам татарского фольклора; творчество Тукая отличалось реализмом и пронизано пафосом обновления и просвещения; один из основоположников новой татарской литературы и современного литературного татарского языка
<!--1918-->
Feodor Sologub.jpg|'''[[rwp:Сологуб, Фёдор Кузьмич|Фёдор Сологуб]]''' – поэт, писатель, драматург; поэзия Сологуба основана на передаче мотивов неприятия окружающего мира и эстетизации смерти, предстающей избавлением от пошлости жизни (''[[rws:Фёдор Кузьмич Сологуб#Стихи. Книга первая (1896)|«Стихи. Книга первая»]]'', ''[[rws:Фёдор Кузьмич Сологуб#Тени|«Тени »]]'' и др.); автор романа ''[[rwp:Мелкий бес|«Мелкий бес»]]'', который став острой сатирой на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте
Sergey Esenin.jpg|'''[[rwp:Есенин, Сергей Александрович|Сергей Есенин]]''' – поэт; один из представителей новокрестьянской поэзии и лирики, а позже [[rwp:Имажинизм|имажинизма]] в России; поэзия Есенина показала его певца крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души (сборники ''[[rwp:Радуница (сборник)|«Радуница»]]'', ''[http://esenin.velchel.ru/index.php?cnt=5&rhime=st_179 «Сельский часослов»]'' и др.)<!--Yesenin._A._Mironov.jpg-->
Khodasevich Choumoff.jpg|'''[[rwp:Ходасевич, Владислав Фелицианович|Владислав Ходасевич]]''' – писатель, критик, историк литературы; творчество Ходасевича характеризовалось отказом от языка символистской поэзии и стремление к простоте и ясности выражения (''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Молодость|«Молодость»]]'', ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Счастливый домик|«Счастливый домик»]]'' и др.);
 
 
</gallery>
</gallery>
<!--1926-->
Vladimir Gilyarovsky by Sergey Malyutin.jpg|'''[[rwp:Гиляровский, Владимир Алексеевич|Владимир Гиляровский]]''' — писатель, журналист, краевед; автор многочисленных очерков и репортажей на злобу дня, в частности о Ходынке, Русско-японской войне и т. д.; наибольшую известность Гиляровскому принесли его краеведческие мемуары (''«[[rws:Москва и москвичи (Гиляровский)|Москва и москвичи]]»'' и т. д.);
<!--1929-->
Ivan Bunin (sepia).jpg|'''[[rwp:Бунин, Иван Алексеевич|Иван Бунин]]''' — писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1933); автор романа ''«[[rwp:Жизнь Арсеньева|Жизнь Арсеньева]]»'', повестей ''«[[rwp:Суходол (повесть)|Суходол]]»'', ''«[[rwp:Деревня (повесть, 1910)|Деревня]]»'', ''«[[rwp:Митина любовь|Митина любовь]]»'', рассказа ''«[[rwp:Господин из Сан-Франциско|Господин из Сан-Франциско]]»'' и многих других; в творчестве Бунина ярко проявлялась тема неустранимого трагизма, вызванного осознание бренности людского бытия и утверждение метафизической природы социальных противоречий
</spoiler>
</spoiler>



Версия от 04:43, 29 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.