Российский кинематограф: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Ключник (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Незавершённая статья}} | {{Незавершённая статья}} | ||
[[Файл:78460.jpg|200px|thumb|left|Российское киноматография]] | [[Файл:78460.jpg|200px|thumb|left|Российское киноматография]] | ||
В | Российская киноиндустрия является одним из мировых центров кинематографа. В основе лежат давние традиции киноискусства в России и положительное текущее развитие: от качественного профессионального образования, производства кинолент до наличия крупного кинопрокатного рынка. | ||
== История == | == История == | ||
Строка 205: | Строка 205: | ||
:::* Игорь Угольников [https://www.kinopoisk.ru/name/224630/] | :::* Игорь Угольников [https://www.kinopoisk.ru/name/224630/] | ||
:::* Валерий Тодоровский [https://www.kinopoisk.ru/name/231311/] | :::* Валерий Тодоровский [https://www.kinopoisk.ru/name/231311/] | ||
=== Кинопрокат === | |||
В России насчитывается около 2 тысяч кинотеатров. Благодаря государственной поддержки за 2010-е годы в регионах удалось обновить и открыть новые кинозалы, общее количество которых достигло около 5 тысяч. | |||
<small>Таблица «Распеделение российских кинотеатров по количеству залов (на 1 июля 2022 года)»</small> | |||
{| class="wikitable unsortable" | |||
! width="33%"| || width="33%"| Количество кинотеатров || width="33%"| Доля по количеству залов | |||
|- | |||
! 1-зальные || 1110 || 22% | |||
|- | |||
! 2 зала || 260 || 10% | |||
|- | |||
! 3 зала || 149 || 9% | |||
|- | |||
! 4 зала || 149 || 12% | |||
|- | |||
! 5 залов || 109 || 11% | |||
|- | |||
! 6 залов || 94 || 11% | |||
|- | |||
! 7 залов || 70 || 10% | |||
|- | |||
! 8 залов || 42 || 7% | |||
|- | |||
! 9 залов || 22 || 4% | |||
|- | |||
! 10 залов || 6 || 1% | |||
|- | |||
! 11 залов || 5 || 1% | |||
|- | |||
! 12 залов || 5 || 1% | |||
|- | |||
! 15 залов || 1 || 0,3% | |||
|} | |||
Сеть кинотеатров в стране хорошо развита, несмотря на трудности в конкуренции за зрителя. | |||
В советское время построенные государством кинотеатры имели неконкурентное, бюджетное положение и показывали только советские кинофильмы, разбавляя их индийскими, французскими и стран соцлагеря. Однако с появлением в 1980-х, а особенно в 1990-х годах (в западных странах гораздо раньше) цветных телевизоров и зарубежной домашней кинотехники начала разваливаться кинопрокатная сеть из-за огромного оттока билетных зрителей. Далее большой проблемой для кинопроизводителей стало распространение компьютерной техники и пиратских копий фильмов среди населения. Ситуация постепенно нормализовалась через естественную конкуренцию кинотеатров за зрителей и рост благосостояния населения. Сейчас конкуренция внутри кинопрокатной отрасли усилилась появлением довольно качественных онлайн-медиаплатформ через Интернет и из-за большого количества оффлайн-медиа – прежде всего десятков тематических кинотелеканалов и общих телеканалов. | |||
В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы – за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[http://lenta.ru/news/2018/05/10/cinema/] В 2018-2021 годах кинопрокатное лидерство в Европе Россия сохранила. | |||
=== Современные кинофестивали === | === Современные кинофестивали === | ||
Строка 216: | Строка 257: | ||
:::* Санкт-Петербургский Международный Кинофестиваль [https://www.iffw.ru/ru/] | :::* Санкт-Петербургский Международный Кинофестиваль [https://www.iffw.ru/ru/] | ||
:::* Сталкер [https://www.stalkerfest.org/] | :::* Сталкер [https://www.stalkerfest.org/] | ||
<!-- === Образовательные учреждения === У кого-нибудь есть желание заполнить? --> | |||
== См. также == | == См. также == |
Версия от 18:48, 22 ноября 2022
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Российская киноиндустрия является одним из мировых центров кинематографа. В основе лежат давние традиции киноискусства в России и положительное текущее развитие: от качественного профессионального образования, производства кинолент до наличия крупного кинопрокатного рынка.
История
За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Мировым триумфом стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), победившая на кинофестивале в Каннах. Награду «Оскар» завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Американская награда досталась также шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых фильмов.
Кинематограф Российской Империи
Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа — французских братьев Люмьер — состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации Императора Николая II. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.
На рубеже XIX-XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.
Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Её также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков.
В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».
Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,– первые звёзды русского кино.
Статистика производства российских художественных фильмов по годам:
- 1908 — 8 фильмов,
- 1909 — 23 фильма,
- 1910 — 30 фильмов,
- 1911 — 76 фильмов,
- 1912 — 102 фильма,
- 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний),
- 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания),
- 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний),
- 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании).
Кинопромышленники
- Александр Дранков (см. Торговый дом Дранкова)
- Александр Ханжонков (см. Торговый дом Ханжонкова)
- Пауль Тиман (см. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»)
- Иосиф Ермольев (см. Товарищество И. Ермольева)
- Михаил Трофимов (Торговый дом «Русь»)
- Дмитрий Харитонов (Торговый дом Харитонова)
Режиссёры
- Василий Гончаров
- Пётр Чардынин
- Яков Протазанов
- Виктор Туржанский
- Вечеслав Сабинский
- Владислав Старевич
- Евгений Бауэр
- Владимир Гардин
- Вячеслав Висковский
Актёры
- Александра Гончарова
- Андрей Громов
- Иван Мозжухин
- Ольга Гзовская
- Вера Каралли
- Витольд Полонский
- Иван Перестиани
- Вера Холодная
Советский кинематограф и 1990-ые годы
После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам — война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».
В тяжёлые послереволюционные и военные годы нашлись свои кинематографические таланты. В истории развития мирового киноискусства навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна. В то время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.), который вошёл в перечень лучших фильмов человечества, который был определён в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нём был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребёнком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.
Значительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам, среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка. Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звёздами которой были Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.). 30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская.
1950-ые запомнились знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице». Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть работы диковенной на тот момент киноиндустрии.
В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссёрами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский.
В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций.
Кинокомпании
- Мосфильм
- Арменфильм
- Рижская киностудия
- Казахфильм
- Киевнаучфильм
- Свердловская киностудия
- Союздетфильм
- Союзмультфильм
- ТО «Экран»
- Таджикфильм
- Ялтинская киностудия
- Госкинпром грузии
- Киностудия им. М. Горького
- Киевская киностудия
- Киностудия им. А. Довженко
Режиссёры
- Абдрашитов Вадим Юсупович (род.1945) [46]
- Бондарчук Сергей Фёдорович (1920-1994) [47]
- Гайдай Леонид Иович (1923-1993) [48]
- Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906-1985) [49]
- Герман Алексей Юрьевич (1938-2013) [50]
- Говорухин Станислав Сергеевич (1936-2018) [51]
- Данелия Георгий Николаевич (1930-2019) [52]
- Дружинина Светлана Сергеевна (род.1935) [53]
- Лиознова Татьяна Михайловна (1924-2011) [54]
- Лунгин Павел Семёнович (род.1949) [55]
- Марягин Леонид Георгиевич (1937-2003) [56]
- Мельников Виталий Вячеславович (1928-2022) [57]
- Михалков Никита Сергеевич (род.1945) [58]
- Наумов Владимир Наумович (1927-2021) [59]
- Ростоцкий Станислав Иосифович (1922-2001) [60]
- Рязанов Эльдар Александрович (1927-2015) [61]
- Соловьёв Сергей Александрович (1944-2021) [62]
- Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986) [63]
- Тодоровский Пётр Ефимович (1925-2013) [64]
- Трегубович Виктор Иванович (1935-1992) [65]
- Шахназаров Карен Георгиевич (род.1952) [66]
- Швейцер Михаил Абрамович (1920-2000) [67]
Современная кинематография
2000-е годы
Новая эпоха российского киноискусства совпала с началом XXI века, когда закончились кризисные годы упадка отечественного кинопроизводства при отсутствии денег и зрительского интереса, которое пришлось на конец 1980-х-1990-е годы. В 2000-х годах успешными были работы режиссёров: Павла Чухрая, Александра Сокурова, Алексея Учителя, Алексея Балабанова, Станислава Говорухина, Павла Лунгина и др. В это время появились сериалы, ставшие отечественной классикой: Идиот (2003 г.)[68], Участок (2003 г.)[69] и Заколдованный участок (2006 г.)[70] Диверсант (2004 г.[71], 2007 г.[72]), Мастер и Маргарита (2005 г.)[73], Статский советник (2005 г.)[74], Ликвидация (2007 г.)[75], Морской патруль (2008 г.[76], 2009 г.[77]) и др.
Современные режиссёры
Аксёненко Артём (род.1983)[1]
Алпатов Тимур Анатольевич (род.1977)[2]
Амелин Пётр Олегович (род.1972)[3]
Андрианов Алексей Владимирович (род.1976)[4]
Баранов Александр Николаевич (род.1955)[5]
Баранов Егор Геннадьевич (род.1988)[6]
Бондарчук Фёдор Сергеевич (род.1967)[7]
Бортко Владимир Владимирович (род.1946)[8]
Буслов Пётр Викторович (род.1976)[9]
Быков Юрий Анатольевич (род.1981)[10]
Быстрицкий Алексей (род.1980)[11]
Быстрицкий Сергей Вениаминович (род.1963)[12]
Донсков Валентин Анатольевич (род.1963)[13]
Дружинин Ким Юрьевич (род.1984)[14]
Дьяченко Дмитрий Владимирович (род.1972)[15]
Жигалкин Александр Александрович (род.1968)[16]
Зайцев Игорь Григорьевич (род.1968)[17]
Иосифов Дмитрий Владимирович (род.1965)[18]
Кончаловский Андрей Сергеевич (род.1937)[19]
Кончаловский Егор Андреевич (род.1966)[20]
Копылов Игорь Сергеевич (род.1967)[21]
Коротаев Сергей (род.1980)[22]
Котт Александр Константинович (род.1973)[23]
Кравчук Андрей Юрьевич (род.1962)[24]
Малюков Андрей Игоревич (1948-2021)[25]
Маханько Мария Дмитриевна (род.1980)[26]
Мегердичев Антон Евгеньевич (род.1969)[27]
Мороз Юрий Павлович (род.1956)[28]
Нахабцев Владимир Владимирович (род.1965)[29]
Николаев Владислав Сергеевич (род.1980)[30]
Першин Андрей Николаевич (Жора Крыжовников) (род.1979)[31]
Петрунь Дмитрий Геннадьевич (род.1975)[32]
Плетнёв Кирилл Владимирович (род.1979)[33]
Погодин Олег Георгиевич (род.1965)[34]
Силкин Андрей Николаевич (род.1974)[35]
Симонов Андрей (род.1984)[36]
Смирнова Авдотья Андреевна (род.1969)[37]
Снежкин Сергей Олегович (род.1954)[38]
Тодоровский Валерий Петрович (род.1962)[39]
Тюрин Дмитрий Юрьевич (род.1976)[40]
Урсуляк Сергей Владимирович (род.1958)[41]
Хлебников Борис Игоревич (род.1972)[42]
Хотиненко Владимир Иванович (род.1952)[43]
Щегольков Владимир Владимирович (род.1972)[44]
Эшпай Андрей Андреевич (род.1956)[45]
Современные фильмы
- 28 панфиловцев (2016)[78]
- Огонь (2020) [79]
- Экипаж (2016) [80]
- Движение вверх (2017) [81]
- Последний богатырь (2017) [82]
- Сталинград (2013) [83]
- Битва за Севастополь (2015)[84]
- Крепость (2011) [85]
- Годунов (сериал) (2018) [86]
- Викинг (2016) [87]
- Тобол (2018) [88]
- Гоголь.Начало (2017) [89], Гоголь (2018)[90], Гоголь.Вий [91]
- Вий 3D (2014) [92]
- Лёд (2018) [93]
- Мастер (сериал) (2021) [94]
- Кухня (сериал) (2012-2016) [95]
- Аванпост (2019) [96]
- Притяжение (2017) [97]
- Угрюм-река (сериал) (2020) [98]
Современные кинопродюсеры
Кинопрокат
В России насчитывается около 2 тысяч кинотеатров. Благодаря государственной поддержки за 2010-е годы в регионах удалось обновить и открыть новые кинозалы, общее количество которых достигло около 5 тысяч.
Таблица «Распеделение российских кинотеатров по количеству залов (на 1 июля 2022 года)»
Количество кинотеатров | Доля по количеству залов | |
---|---|---|
1-зальные | 1110 | 22% |
2 зала | 260 | 10% |
3 зала | 149 | 9% |
4 зала | 149 | 12% |
5 залов | 109 | 11% |
6 залов | 94 | 11% |
7 залов | 70 | 10% |
8 залов | 42 | 7% |
9 залов | 22 | 4% |
10 залов | 6 | 1% |
11 залов | 5 | 1% |
12 залов | 5 | 1% |
15 залов | 1 | 0,3% |
Сеть кинотеатров в стране хорошо развита, несмотря на трудности в конкуренции за зрителя.
В советское время построенные государством кинотеатры имели неконкурентное, бюджетное положение и показывали только советские кинофильмы, разбавляя их индийскими, французскими и стран соцлагеря. Однако с появлением в 1980-х, а особенно в 1990-х годах (в западных странах гораздо раньше) цветных телевизоров и зарубежной домашней кинотехники начала разваливаться кинопрокатная сеть из-за огромного оттока билетных зрителей. Далее большой проблемой для кинопроизводителей стало распространение компьютерной техники и пиратских копий фильмов среди населения. Ситуация постепенно нормализовалась через естественную конкуренцию кинотеатров за зрителей и рост благосостояния населения. Сейчас конкуренция внутри кинопрокатной отрасли усилилась появлением довольно качественных онлайн-медиаплатформ через Интернет и из-за большого количества оффлайн-медиа – прежде всего десятков тематических кинотелеканалов и общих телеканалов.
В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы – за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[112] В 2018-2021 годах кинопрокатное лидерство в Европе Россия сохранила.
Современные кинофестивали
В российских регионах ежегодно проходит более 100 кинофестивалей, а самые престижные из них:
См. также
- Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне
- Лучшие современные фильмы о России
- Лучшие фильмы о российской космонавтике
- 28 панфиловцев (фильм)
- Литвяк (фильм)
Ссылки
- История российского кинематографа
- Российский кинематограф
- История российского кинематографа
- Союз кинематографистов Российской Федерации
- Ассоциация продюсеров кино и телевидения
- Киноконцерн Мосфильм
- Киностудия Ленфильм
[ + ] Российский кинематограф
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|