Невский завод: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 215: | Строка 215: | ||
[[Категория:Экономика России]] | [[Категория:Экономика России]] | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]] | [[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | [[Категория:Предприятия России]] | ||
[[Категория:Санкт-Петербург]] | [[Категория:Санкт-Петербург]] |
Версия от 06:01, 4 июля 2023
Акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название АО «НЗЛ») — энергомашиностроительное предприятие тяжёлого машиностроения в городе Санкт-Петербурге, один из лидеров отечественного турбокомпрессоростроения[1], до революций 1917 года являвшееся крупным судостроительным и паровозостроительным заводом. Входит в состав ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы». Основан 15 января (3 января по старому стилю) 1857 года[2] как «Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики».
В настоящее время специализируется на производстве газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.
История наименований предприятия:
- 1857—1870 годы — Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики.
- 1870—1889 годы — Русское общество механических и горных заводов.
- 1889—1898 годы — Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода
- 1898—1922 годы — Невский судостроительный и механический завод.
- 1922—1930 годы — Невский судостроительный и механический завод имени Ленина.
- 1930—1975 годы — Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина.
- 1976—1992 годы — Производственное объединение «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ПО «НЗЛ»).
- 1992—1994 годы — Государственное предприятие «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ГП «НЗЛ»).
- 1994—2002 годы — Акционерное общество открытого типа «Невский завод» (официальное сокращённое название АООТ «НЗЛ»).
- 2002—2007 годы — Открытое акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название ОАО «НЗЛ»).
- 2007—2021 годы — Закрытое акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название ЗАО «НЗЛ»).
- 2021 — настоящее время (2023) — Акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название АО «НЗЛ»).
История предприятия
Предыстория предприятия
1830-е годы — на месте завода находилась дача чиновника и архитектора Георгия Шишова.[3]
1850-е годы — на месте завода работает сначала шёлковая фабрика Бинарда[4], затем небольшой чугунолитейный завод Томсона, специализировавшийся на производстве чугунного литья и артиллерийских снарядов, в то время тоже чугунных.
1853—1856 годы — Крымская война показала необходимость радикальной модернизации как конструкций кораблей, так и судостроительной отрасли с окончательным переходом от деревянных парусников ко всё более металлическим парусно-винтовым кораблям, в том числе броненосцам.
Российская Империя
15 января (3 января по старому стилю) 1857 года — два горных инженерах — генерал-майор П. Ф. Семянников и подполковник В. А. Полетика на основе выкупленного ими чугунолитейного завода Томсона основали судостроительный «Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики».
1858 год — спущены на воду первые два небольших парохода «Мария» и «Работник».
1863—1864 годы — проведена масштабная реконструкция предприятия, помимо прочего, построены два больших металлических эллинга. В настоящее время несколько производственных корпусов завода, построенных в это время по проекту архитектора Р. Р. Генрихсена, имеют статус памятника промышленной архитектуры. [5]Фото.
1863—1865 годы — на предприятии в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построены две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган» — «Лава» и «Перун».
1864—1867 годы — на заводе построена броненосная батарея (броненосец береговой обороны) «Кремль» типа «Первенец» — первый крупный броненосец, построенный отечественным подрядчиком[1].
1865—1878 годы — на заводе построен броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Минин» типа «Князь Пожарский». Постройка корабля затянулась из-за того, что проект ввиду быстрого развития техники в области броненосного кораблестроения дважды радикально перерабатывался — сначала из казематного рангоутного броненосца в башенный рангоутный фрегат, а затем в казематный броненосный крейсер, в результате чего от первого корабля серии он отличался весьма значительно, будучи заметно крупнее.
1866—1869 годы — на заводе построены два двухбашенных броненосных фрегата типа «Адмирал Спиридов»
Март 1867 года — объявлен правительственный конкурс на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами.
1868 год — завод получил первый заказ на постройку паровозов.
1869 год — завод выпустил свою первую модель паровоза.
1870 год — завод преобразован в «Русское общество механических и горных заводов». Представленный заводом на Всероссийской промышленной выставке паровоз признан лучшим в стране, за что предприятие было награждено Малым Гербом Российской Империи, установленным впоследствии над главными воротами перед зданием заводоуправления. Началась реконструкция предприятия под серийное производство паровозов, для чего его территория была расширена и соединена веткой с Николаевской железной дорогой.
1870—1875 годы — на предприятии построен полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал» — первый в мире броненосный крейсер.
1882 год — заводом выпущен 1000-й паровоз.
1884 год — в связи с тяжёлым финансовым положением завод приостановил производство на четыре месяца.
1888 год — после смерти обоих акционеров предприятие обанкротилось и было куплено инженером В. Титовым за 691 тысячу рублей.
1889 год — завод преобразован в «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода», крупнейшим акционером которого стал знаменитый меценат С. Мамонтов.
1893—1897 годы — завод выпускает серию из 229 паровозов «Нормального типа 1893 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия Од.
1894 год — из-за задержки зарплаты на заводе начались волнения рабочих, в связи с чем свою первую листовку в четырёх экземплярах написал В. И. Ленин. [6]
1894—1897 годы — на предприятии построены десять номерных (безымянных) миноносцев типа «Пернов».
1896—1903 годы — завод выпускает серию из 134 паровозов типа 1-3-0 для пригородных перевозок, изначально имевших различные обозначения в товарных сериях, но впоследствии классифицировавшихся как серия Я.
1897—1902 годы — завод выпускает серию из 396 паровозов «Нормального типа 1897 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия ОД.
1898 год — после скупки основной части акций Государственным банком предприятие преобразовано в «Невский судостроительный и механический завод».
1898 — май 1902 года — на заводе для Балтийского флота построены четыре миноносца (эскадренных миноносца, а по терминологии того времени — «истребителя»[2]) типа «Сокол».[7]
1900—1904 годы — ещё девять миноносцев (истребителей) типа «Сокол» построены заводом для Тихоокеанской эскадры. Готовые секции кораблей перевозились по только что открытым Транссибирской железной дороге и КВЖД на Дальний Восток в арендованную у Китая морскую крепость Порт-Артур, где производилась их окончательная сборка и спуск на воду.[8] Один из этих миноносцев — «Стерегущий» — прославился впоследствии, геройски погибнув в бою под Порт-Артуром.
1901—1902(1905) годы — на заводе построены десять миноносцев (истребителей) типа «Буйный». Девять из десяти миноносцев были сданы флоту в 1902 году, а последний — «Видный» (до 22 марта 1902 года «Сиг»), который предполагалось оснастить вместо паровой машины экспериментальным двигателем внутреннего сгорания, в результате был срочно достроен во время Русско-японской войны с паровой машиной, но по улучшенному проекту (практически типа «Грозный») и вступил в строй вскоре после окончания боевых действий. Два из этих миноносцев — «Буйный» и «Бравый» — прославились впоследствии в Цусимском сражении.
1901 — ноябрь (декабрь) 1903 года — на заводе построены пять номерных (безымянных) миноносцев типа «Циклон».
1902—1904 годы — на предприятии одновременно построены оба крейсера 2-го ранга типа «Жемчуг» («Жемчуг» и «Изумруд») — по сути дела, первые в мире серийные крейсера-скауты, построенные по переработанному проекту родоначальника класса — крейсера «Новик».
1902—1905 годы — завод выпускает серию из 374 паровозов «Нормального типа 1901 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия Ов.
1903—1905 годы — на заводе построены три миноносца (истребителя, с 1907 года — эскадренных миноносца) типа «Грозный». Головной корабль серии — эсминец «Грозный» впоследствии прославился в Цусимском сражении.
1905—1907 годы — завод выпускает серию из 261 паровоза «Нормального типа 1904 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия Ов. В эту серию входил и единственный сохранившийся на ходу до XXI века паровоз типа Ов, он же старейший действующий паровоз на территории России — Ов−324.
1905—1908 годы — на заводе построено восемь миноносцев (истребителей, с 1907 года эскадренных миноносцев) типа «Деятельный».
1907 год — предприятие вошло в синдикат «Продпаровоз».
1907—1909 годы — на заводе специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», впоследствии первыми прошедшие Северный морской путь с востока на запад.
Июль 1910 года — к пятидесятилетию первого крупного промышленного заказа заводом выпущен трёхтысячный паровоз.
1912 год — завод выкуплен консорциумом русских и французских банков и присоединён к акционерному обществу Путиловских заводов.
1912—1917 годы — завод выпускает серию из 143 паровозов серии С (Сормовский). В эту серию входил, в том числе, и единственный сохранившийся до XXI века паровоз типа С — С68.
Советская Россия
1918 год — «Невский завод» национализирован. В это время завод выпускал снаряды и паровозы, а также ремонтировал речные суда.
1920-е годы — завод перепрофилирован на энергетическое машиностроение с включением в План ГОЭЛРО.
1922 год — по инициативе рабочих предприятие переименовано в «Невский судостроительный и механический завод имени Ленина».[9]
1926 год — на заводе установлен один из первых в стране памятников В. И. Ленину.
1930 год — завод переименован в «Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина».
1935 год — на заводе изготовлена первая паровая турбина.
1939 год — завод награждён орденом Трудового Красного Знамени. На заводе изготовлена первая советская доменная воздуходувка.
1941 год — часть завода эвакуирована в Барнаул, на её базе создан Барнаульский котельный завод.
1941 год — во время блокады Ленинграда оставшаяся в городе часть завода выпускала военную продукцию: лебёдки для тралов, авиабомбы, неуправляемые ракеты систем залпового огня (по терминологии того времени — реактивные снаряды).
1949 год — на предприятии изготовлена первая отечественная газовая турбина.
1952 год — заводом начат выпуск первой серийной отечественной газовой турбины. Мощность турбины составляла 4 МВт.
1957 год — завод награждён орденом Ленина.
1958 год — заводом начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов, впоследствии ставшее основной специализацией завода.
1968 год — на заводе запущено серийное производство газоперекачивающих агрегатов ГТК 10 мощностью 10МВт, впоследствии самых массовых в СССР.
1968—1972 годы — при заводе построен Дом культуры «Невский».
1 января 1976 года — завод преобразован в Производственное объединение «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ПО «НЗЛ»).[10]
Современная Россия
16 июля 1992 года — предприятие преобразовано в Государственное предприятие «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ГП «НЗЛ»).[11]
21 января 1994 года — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Невский завод» (официальное сокращённое название АООТ «НЗЛ»).[12][13]
10 декабря 2002 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название ОАО «НЗЛ»).[14][15]
13 сентября 2007 года — «Невский Завод» вошёл в состав энергомашиностроительного предприятия «Росэлектропром Холдинг» (позднее «РЭП Холдинг»). При этом, судя по всему, ОАО «НЗЛ» продало[16] часть имущества продолжившему его производственную деятельность ЗАО «Невский завод» (ЗАО «НЗЛ»), а само стало девелоперской компанией[17] на базе освобождённой в ходе реконструкции части земельных участков и зданий завода, переданных под застройку и аренду.
2008 год — для скорейшего преодоления технологического отставания, накопленного в 1990-е годы, подписано соглашение с компанией «Дженерал Электрик» (США) о покупке лицензии на производство с глубокой локализацией газовой турбины MS5002E, впоследствии производимой предприятием как Т32 в основном в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) «Ладога 32».
2008—2009 годы — на предприятии «Невский Завод» проведена существенная реконструкция стоимостью несколько миллиардов рублей в текущих ценах.
2009—2010 годы — начато серийное производство газовой турбины Т32.
2012 год — завершена локализация производства основной части газовой турбины Т32.
Конец 2014 года — с компанией «Дженерал Электрик» (США) заключено соглашение о передаче полного комплекта документации турбины MS5002E, включая, что очень необычно, её горячую часть, что позволило начать программу практически полного завершения локализации производства газовой турбины Т32.[18]
23 декабря 2019 года — вместе с остальной частью материнской компании АО «РЭП Холдинг» предприятие вошло в состав компании ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы».[19]
2020 год — разработана газовая турбина Т32-1, представляющая собой модификацию турбины Т32 в однорамном исполнении, что позволило улучшить ряд характеристик этой газотурбинной установки.[20]
2021 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название АО «НЗЛ»).
Знаменитые корабли, суда и паровозы построенные на предприятии
На предприятии в своё время было построено множество судов, часть из которых впоследствии в той или иной мере прославилась:
- Броненосная батарея (броненосец береговой обороны) «Кремль» типа «Первенец» (построен в 1864—1867 годах) — первый крупный броненосец, построенный отечественным предприятием[3].
- Полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал» (построен в 1870—1875 годах) — первый в мире океанский броненосный крейсер. Впоследствии представители этого класса кораблей стали одними из основных во всех крупных флотах мира и, проэволюционировав в тяжелые и лёгкие крейсера, прослужили почти до конца XX века.
- Истребитель (миноносец) «Стерегущий» (до 22 марта 1902 года «Кулик») типа «Сокол» (построен в 1900—1903 годах, спуск на воду осуществлён в арендованной у Китая морской крепости Порт-Артур) — эскадренный миноносец, героически погибший в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время Русско-японской войны под Порт-Артуром и, как считается, затопленный запершимися в трюме моряками во избежание неминуемого захвата корабля противником.
- Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Буйный» (до 22 марта 1902 года «Бычок») типа «Буйный» (построен в 1901—1902 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда под огнём неприятеля организовал спасение большого числе моряков с утонувшего эскадренного броненосца «Ослябя», а затем с большим риском эвакуировал штаб с тяжело повреждённого и также обстреливаемого противником флагмана эскадры — эскадренного броненосца «Князь Суворов». Впоследствии был потоплен в том же бою крейсером «Дмитрий Донской» вследствие невозможности дальнейшего использования из-за полученных повреждений.
- Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Бравый» (до 22 марта 1902 года «Налим») типа «Буйный» (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во Владивосток.
- Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Грозный» типа «Грозный» (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во Владивосток.
- Паровоз ОВ−324 «нормального типа 1904 г.» (построен в 1905 году) — к XXI веку остался старейшим действующим паровозом России. Работает в локомотивном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (ТЧР-7). Многократно снимался в кинофильмах.
- Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (построены в 1907—1909 годах) — научно-исследовательские, по сути, суда, предназначенные специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), впервые прошли Северный морской путь с востока на запад и стали первыми русскими кораблями, прошедшими его насквозь в 1914—1915 годах. Позднее в их честь назвали советские атомные ледоколы.
- Паровоз С68 (он же С.68, С-68 и, с 1982 по 2001 годы — С245) (построен летом 1913 года) — единственный сохранившийся паровоз типа С («Сормовский»). Получил известность в 1980-х годах в связи с эпопеей по его восстановлению, для чего даже пришлось пойти на хитрость — переименовать в С245, поскольку аналогичный паровоз с этим номером в 1918 году вёз Правительство во главе с В. И. Лениным из Петрограда в Москву, а всё связанное с именем Ленина в СССР по возможности сохранялось.
Ссылки
Примечания
- ↑ Построенные ранее броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня» строились по программе локализации производства: первая — в Англии с участием российских специалистов, а вторая — английской фирмой на российской верфи, опять же с участием российских специалистов.
- ↑ Военно-морскими теоретиками тех лет предполагалось, что эти корабли будут «истреблять» многочисленные в то время более мелкие миноносцы. Однако поскольку по результатам Русско-японской войны 1904—1905 годов участвовавшие в ней десятки кораблей этого класса не истребили ни одного миноносца, их в российском флоте с 10 октября 1907 года переклассифицировали в «эскадренные миноносцы» (эсминцы), в то время как в англоязычных странах они так и остались «дестроерами».
- ↑ Построенные ранее броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня» строились по программе локализации производства: первая — в Англии с участием российских специалистов, а вторая — английской фирмой на российской верфи, опять же с участием российских специалистов.