Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740): различия между версиями
Нет описания правки |
POLIGON (обсуждение | вклад) (ёфикация, опечатки, викификатор) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Louis Caravaque, Portrait of Empress Anna Ioannovna (1730).jpg|thumb|200px|Анна Иоанновна]] | [[Файл:Louis Caravaque, Portrait of Empress Anna Ioannovna (1730).jpg|thumb|200px|Анна Иоанновна]] | ||
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, | Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 15 (26) февраля 1730 г. по 17 (28) октября 1740 г. | ||
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Софья Алексеевна, 1682-1689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)|1700-1711]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))|1753(1754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Петр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1815]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]]. | Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Софья Алексеевна, 1682-1689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)|1700-1711]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Петр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))|1753(1754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Петр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1815]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]]. | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
== Символы Нации == | == Символы Нации == | ||
[[Файл:Peter and Paul Cathedral.jpg|150px|thumb|right|Петропавловский | [[Файл:Peter and Paul Cathedral.jpg|150px|thumb|right|Петропавловский собор — высочайшее здание Российской Империи]] | ||
Собор является высочайшим православным собором России и мира (по высоте | === Петропавловский собор === | ||
Петропавловский собор был построен архитектором Д. Трезини в 1712—1733 гг. в центре Петропавловской крепости, на месте одноименной деревянной церкви 1703—1704 гг. | |||
Собор является высочайшим православным собором России и мира (по высоте колокольни — 122,5 м). В течение 219 лет, до постройки Котельнической высотки в Москве в 1952 г., собор являлся высочайшим зданием Российской империи и затем СССР (фактически он стал высочайшим зданием России уже во время постройки в 1720-х гг.). До 2012 года собор был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга (не считая Петербургской телебашни), а ныне он является третьим по высоте зданием в городе. Храм был кафедральным собором Петербурга (и фактически главным храмом России) начиная с учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до [[Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861)#Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге|строительства Исаакиевского собора]] в 1858 году. В соборе находится усыпальница русских императоров, само здание является выдающимся памятником архитектуры петровского барокко, а ангел на шпиле собора является одним из символов Санкт-Петербурга. | |||
Рекордная высота и техническая сложность строительства, а также богатство внутреннего барочного убранства собора (включающего огромный позолоченный резной иконостас и обширные площади лепнины и позолоты) позволяют оценить строительство собора в крайне значительную по тем временам сумму и отнести его к крупным проектам.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_самых_высоких_зданий_России][http://ru.wikipedia.org/wiki/Петропавловский_собор] | Рекордная высота и техническая сложность строительства, а также богатство внутреннего барочного убранства собора (включающего огромный позолоченный резной иконостас и обширные площади лепнины и позолоты) позволяют оценить строительство собора в крайне значительную по тем временам сумму и отнести его к крупным проектам.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_самых_высоких_зданий_России][http://ru.wikipedia.org/wiki/Петропавловский_собор] | ||
[[ | [[Файл:План и профиль Санкт-Петербургской крепости.jpg|150px|left|thumb|План и профиль Санкт-Петербургской крепости. Х. А. Миних, 1727—1728 гг.]] | ||
[[ | [[Файл:Peter ve Paul Kalesi içerisinde bir bina.JPG|150px|left|thumb|Иоанновские ворота Петропавловской крепости]] | ||
=== Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне === | === Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне === | ||
К этому времени первоначально [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1700-1711)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.28.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F.29_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.28.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.B7.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8F.D0.BD.D0.B0.D1.8F.29|дерево-земляная Санкт-Петербургская (ныне Петропавловская) крепость]] подверглась | К этому времени первоначально [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1700-1711)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.28.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F.29_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.28.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.B7.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8F.D0.BD.D0.B0.D1.8F.29|дерево-земляная Санкт-Петербургская (ныне Петропавловская) крепость]] подверглась серьёзной доработке, в результате чего стала, по мнению современников, «весьма неприступной».[http://walkspb.ru/zd/petrop_kr.html] При этом вследствие своего положения в центре большого города крепость все в большей степени играла роль скорее государственного символа, чем военного объекта. | ||
[[Файл:Петропавловка.jpg|thumb|300px|Петропавловская крепость, 2009 г.]] | [[Файл:Петропавловка.jpg|thumb|300px|Петропавловская крепость, 2009 г.]] | ||
Реконструкцией | Реконструкцией крепости руководил военный инженер Х. Миних. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равелины, отделённые от неё рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью. К этому же времени заканчивается начатое ещё при Петре I строительство каменных, точнее кирпичных, бастионов взамен земляных. Сами бастионы в то время ещё не выглядели гранитными — облицовку видимых из Зимнего дворца частей Петропавловской крепости гранитом сделали позднее, при Екатерине II. Последний, Нарышкин бастион был достроен в камне в 1731 г., однако работы продолжались и позднее. | ||
Внутри же крепости в | Внутри же крепости в 1733 году был достроен Петропавловский собор — высочайшее здание России в течение двух веков. | ||
Сохранившаяся надпись на Иоанновских воротах свидетельствует, что строительство крепости официально завершилось в 1740 г. Земляным до середины XVIII в. оставалось лишь выносное внешнее укрепление крепости — Кронверк, который был реконструирован инженером А. П. Ганнибалом в 1752 г., а затем на его каменном основании по проекту архитектора П. И. Томанского было возведено каменное здание Петербургского Арсенала, где в 1872 открылся [[rwp:Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи|Артиллерийский музей]]. [http://www.opeterburge.ru/sight_701_889.html][http://ru.wikipedia.org/wiki/Петропавловская_крепость ] | Сохранившаяся надпись на Иоанновских воротах свидетельствует, что строительство крепости официально завершилось в 1740 г. Земляным до середины XVIII в. оставалось лишь выносное внешнее укрепление крепости — Кронверк, который был реконструирован инженером А. П. Ганнибалом в 1752 г., а затем на его каменном основании по проекту архитектора П. И. Томанского было возведено каменное здание Петербургского Арсенала, где в 1872 открылся [[rwp:Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи|Артиллерийский музей]]. [http://www.opeterburge.ru/sight_701_889.html][http://ru.wikipedia.org/wiki/Петропавловская_крепость ] | ||
Строка 30: | Строка 31: | ||
=== Цейхгауз (Арсенал) Московского кремля === | === Цейхгауз (Арсенал) Московского кремля === | ||
[[Файл:Kremlin Arsenal-1.jpg|150px|left|thumb|Арсенал (Цейхгауз) Московского Кремля]] | [[Файл:Kremlin Arsenal-1.jpg|150px|left|thumb|Арсенал (Цейхгауз) Московского Кремля]] | ||
Цейхгауз, ныне известный как Арсенал — эпических для того времени размеров музей военных трофеев — оружия и воинских знаков (знамён и т. п.) — строился с 1701 на месте сгоревших в том же году Житных дворов. В связи с тяжёлой Северной войной и строительством Санкт-Петербурга с 1706 по 1722 год проект был заморожен и полностью завершить его удалось лишь в 1736 году.[http://archive.kremlin.ru/articles/buildings02.shtml] | Цейхгауз, ныне известный как Арсенал — эпических для того времени размеров музей военных трофеев — оружия и воинских знаков (знамён и т. п.) — строился с 1701 на месте сгоревших в том же году Житных дворов. В связи с тяжёлой Северной войной и строительством Санкт-Петербурга с 1706 по 1722 год проект был заморожен, и полностью завершить его удалось лишь в 1736 году.[http://archive.kremlin.ru/articles/buildings02.shtml] | ||
Двухэтажное каменное здание сохранилось до наших дней, за исключением деревянной кровли. После войны 1812 года вдоль его фасада было расставлено 875 трофейных пушек, находящихся там и поныне. Также в 1960 году к зданию были перевезены древние русские орудия (кроме Царь-пушки), ранее стоявшие у старого здания | Двухэтажное каменное здание сохранилось до наших дней, за исключением деревянной кровли. После войны 1812 года вдоль его фасада было расставлено 875 трофейных пушек, находящихся там и поныне. Также в 1960 году к зданию были перевезены древние русские орудия (кроме Царь-пушки), ранее стоявшие у старого здания Оружейной палаты. Различить их даже издалека достаточно просто — в настоящий момент русские орудия размещены на декоративных лафетах, а трофеи — без. | ||
== Крупнейшие корабли и суда == | == Крупнейшие корабли и суда == | ||
=== 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна» === | === 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна» === | ||
Первый русский 110-пушечный линейный корабль, впоследствии | Первый русский 110-пушечный линейный корабль, впоследствии нёс на борту до 130 орудий. Один из сильнейших кораблей своего времени — на момент спуска на воду сравнимые по мощи корабли всех флотов мира можно было пересчитать по пальцам (1 такой был в испанском флоте, 1 во французском и 1 в шведском, в английском и голландском подобных не было, но возможно ещё какое-то небольшое число было у Османской империи). Построен на верфи Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Заложен 9 мая 1732 г., спущен на воду 13 июня 1737 г. | ||
=== 66-пушечные линейные корабли === | === 66-пушечные линейные корабли === | ||
В это время в состав Балтийского флота вошли шесть таких кораблей: | В это время в состав Балтийского флота вошли шесть таких кораблей: | ||
* «Слава | * «Слава России» — спущен на воду в 1733 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург). | ||
* «Северный | * «Северный Орёл» — спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург). | ||
* | * «Ревель» — спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург). | ||
* | * «Ингерманланд» — спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург). | ||
* «Основание | * «Основание благополучия» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург). | ||
* | * «Леферм» — спущен на воду в 1739 г. в Архангельском адмиралтействе. | ||
=== 54-пушечные линейные корабли === | === 54-пушечные линейные корабли === | ||
В это время в состав Балтийского флота вошли девять таких кораблей: | В это время в состав Балтийского флота вошли девять таких кораблей: | ||
* «Новая | * «Новая Надежда» — спущен на воду в 1730 г. | ||
* «Город | * «Город Архангельск» — спущен на воду в 1735 г. в Архангельском адмиралтействе. | ||
* | * «Нептунус» — спущен на воду в 1736 г. в Архангельском адмиралтействе. | ||
* | * «Азов» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург). | ||
* | * «Астрахань» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург). | ||
* «Святой | * «Святой Андрей» — спущен на воду в 1737 г. в Архангельском адмиралтействе. | ||
* | * «Кронштадт» — спущен на воду в 1738 г. в Архангельском адмиралтействе. | ||
* «Святой | * «Святой Пантелеймон» — спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе. | ||
* «Святой | * «Святой Исаакий» — спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе. | ||
== Крупнейшие морские порты== | == Крупнейшие морские порты == | ||
В | === Петербургский порт на стрелке Васильевского острова === | ||
С 1733 г. началось строительство причалов и зданий нового Санкт-Петербургского порта на стрелке Васильевского острова. Изначальный [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82|первый Петербургский порт]] находился на Петербургском (Петроградском) острове, там же где и [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#.D0.93.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3|первый центр города]], построенный под прикрытием [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.28.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F.29_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.28.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.B7.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8F.D0.BD.D0.B0.D1.8F.29|Петропавловской крепости]] в 1700-х гг. Однако расположение старого порта оказалось неудобным, и уже в петровское время был запланирован его перенос на Васильевский остров, где предполагалось создать новый городской центр (согласно первым генеральным планам города, составленным после [[Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)#.D0.A1.D1.82.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8_.D0.B2_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B5|переноса столицы в Петербург]]). | |||
В XVIII—XIX вв. Петербургский порт был крупнейшим портом России и обрабатывал более половины всех внешнеторговых грузов страны. При Александре I в начале XIX в. произошла масштабная реконструкция порта — был возведён грандиозный неоклассический ансамбль стрелки Васильевского острова. В общей сложности на Васильевском острове порт располагался более века, вплоть до [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)#.D0.9C.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B0_.D0.BD.D0.B0_.D0.93.D1.83.D1.82.D1.83.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.BC_.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.B5|строительства нынешнего Петербургского порта на Гутуевском острове]] с [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB|Морским каналом от порта до Кронштадта]]. [http://www.spb-business.ru/show.php?directory=578][http://www.seaport.spb.ru/article/3/] | |||
== Сельское хозяйство == | == Сельское хозяйство == | ||
[[ | [[Файл:Ober-officer&reitar.jpg|150px|thumb|right|Обер-офицер и рейтар Лейб-гвардии конного полка. 1731—1742 гг.]] | ||
=== Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии) === | === Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии) === | ||
В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества | В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества её работы напрямую зависели тактико-технические данные кавалерии, являвшейся одним из основных родов войск. Также от достижений коневодства серьёзно зависели военные связисты (посыльные) и конная артиллерия. Однако только в этот период отечественное коневодство было создано практически с нуля и достигло мирового уровня благодаря, в основном, усилиям Эрнста Бирона, который организовал его финансирование по линии Императорских конюшен. Только в 1739 г. открыто 10 конезаводов, на которых к 1740-му находилось около 4,5 тыс. племенных лошадей основных заграничных пород. Фактически племенное конезаводство для нужд армейской кавалерии развито в стране именно в это время. И в это же время, в декабре 1730 г. было положено начало гвардейской коннице — на базе существовавшего с 1725 г. лейб-регимента сформирован Конный лейб-гвардии полк, для оснащения которого в первую очередь и стали работать новые конные заводы. Только за 1734 год на Императорские конюшни в бюджете выделялось 100 тыс. рублей. Это позволяет оценить общие расходы на проект в 600 тыс. рублей в ценах тех лет (порядка 12 млрд рублей в ценах 2012 г.). | ||
==Машиностроение== | == Машиностроение == | ||
[[Файл:Admiralty(SaintPetersburg)MainTower.jpg|thumb|150px|left|Башня Адмиралтейства в 1730-е гг. Реконструкция.]] | [[Файл:Admiralty(SaintPetersburg)MainTower.jpg|thumb|150px|left|Башня Адмиралтейства в 1730-е гг. Реконструкция.]] | ||
В | === Реконструкция и модернизация Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге === | ||
В годы правления Петра II, когда столица страны временно была перенесена обратно в Москву, произошло некоторое падение темпов строительства кораблей в [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)|построенном при Петре I Санкт-Петербургском Адмиралтействе]]. Адмиралтейство тогда состояло из огромного мазанкового здания в форме буквы «П» с верфью внутри и земляной крепостью снаружи. При Анне Иоанновне, с возвращением столицы в Петербург и возобновлением экономической жизни города, произошла реконструкция и модернизация Адмиралтейства. | |||
В 1732—1738 гг. архитектором И. К. Коробовым было построено каменное здание Адмиралтейства, сохранившее прежнюю конфигурацию, но гораздо более монументальное. В то же время происходило наращивание темпов выпуска кораблей и внедрение многих технических новинок в кораблестроении, в связи, с чем особенно замечательна деятельность кораблестроителя и изобретателя [[rwp:Броун, Ричард|Ричарда Броуна]], построившего, в частности, крупнейший руccкий линейный корабль XVIII века — [[#110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»|110-пушечную «Императрицу Анну»]]. | |||
[[Файл:Строительство кораблей в Петербурге.jpeg|thumb|150px|Строительство кораблей в Петербурге. Современный рисунок.]] | [[Файл:Строительство кораблей в Петербурге.jpeg|thumb|150px|Строительство кораблей в Петербурге. Современный рисунок.]] | ||
Адмиралтейство в | Адмиралтейство в XVIII—XIX вв. было самым большим зданием Петербурга (за исключением стен Петропавловской крепости), и перестройка его в камень была крайне значительным проектом. Нынешний же облик здания сформировался в результате ещё одной [[Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)#Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)|реконструкции Адмиралтейства при Александре I]] в 1806—1823 гг., выполненной в грандиозных формах неоклассического стиля.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Главное_адмиралтейство] | ||
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | ||
Строка 88: | Строка 91: | ||
== Наука и образование == | == Наука и образование == | ||
[[Файл:Святой Пётр и Святой Павел.jpg|thumb|150px|left|Пакетботы «Святой | [[Файл:Святой Пётр и Святой Павел.jpg|thumb|150px|left|Пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел», построенные для экспедиции в Охотске.]] | ||
=== Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири) === | === Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири) === | ||
Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]], известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о | Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]], известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о её проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_II,_1727-1730)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.9A.D0.B0.D0.BC.D1.87.D0.B0.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D1.86.D0.B8.D1.8F|Первой Камчатской экспедиции]]. | ||
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой | На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Пётр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь. | ||
Организацией экспедиции, задуманной | Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семён Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера. | ||
[[Файл:Маршруты Великой Северной Экспедиции.jpg|thumb|150px|Маршруты отрядов Великой Северной Экспедиции]] | [[Файл:Маршруты Великой Северной Экспедиции.jpg|thumb|150px|Маршруты отрядов Великой Северной Экспедиции]] | ||
К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ | К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ её южного отряда: | ||
* положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории); | * положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории); | ||
* установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов; | * установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов; | ||
Строка 104: | Строка 107: | ||
* впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых); | * впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых); | ||
* собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры; | * собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры; | ||
* достигнута северная точка | * достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин; | ||
* открыт северный путь в Японию; | * открыт северный путь в Японию; | ||
* начато академическое исследование | * начато академическое исследование Сибири — её географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Иван Гмелин, Степан Крашенинников).<ref>И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.</ref> | ||
[[Файл:An engraving of Petropavlovsk-Kamchatsky, 18th century.jpg|thumb|left|150px|Петропавловск-Камчатский, XVIII век]] | [[Файл:An engraving of Petropavlovsk-Kamchatsky, 18th century.jpg|thumb|left|150px|Петропавловск-Камчатский, XVIII век]] | ||
17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)#Великая северная экспедиция (продолжение работ - открытие северо-западной Америки)|морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские | 17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)#Великая северная экспедиция (продолжение работ - открытие северо-западной Америки)|морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские острова — произошло это уже в правление Анны Леопольдовны]]. | ||
[[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Полностью же экспедиция была завершена в царствие Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны | [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Полностью же экспедиция была завершена в царствие Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны её результаты и подведены полные итоги]]. | ||
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона | Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей. | ||
== Гидротехническое строительство == | == Гидротехническое строительство == | ||
[[ | [[Файл:Ladogacanal.jpg|150px|thumb|left|Карта Ладожского канала 1741—1742 гг.]] | ||
[[ | [[Файл:Gorskii 04417u.jpg|150px|thumb|right|Староладожский канал в 1909 г.]] | ||
=== Ладожский канал (канал Петра I) === | === Ладожский канал (канал Петра I) === | ||
Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и | Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и надёжности плавания речных судов между реками Невой и Волховом, поскольку на Ладожском озере часто случались опасные для них шторма и, к тому же, уровень озера очень существенно колебался год от года. Строительство началось ещё при Петре I в 1719 г., фактически завершилось 22 октября 1730 г., а торжественно открыт канал был весной 1731 г., когда Императрица Анна Иоанновна лично разрыла лопатой последнюю перемычку у Шлиссельбурга.[http://shlisselburg.com/history_old-and-new-chanels.php][http://memoirs.ru/texts/Minich1818.htm] | ||
В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в | В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.93.D0.B8.D0.B4.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B5.D1.85.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE|Новоладожский канал]]. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает. | ||
Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах | Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г. | ||
== Фортификационные сооружения == | == Фортификационные сооружения == | ||
[[ | [[Файл:Novo-Zakamskaya liniya - 1.jpeg|150px|thumb|left|Вал Ново-Закамской оборонительной линии (вид с воздуха), 2013 г.]] | ||
[[ | [[Файл:Krasnoyarskaya krepost.jpeg|150px|thumb|right|Крепость Ново-Закамской линии в селе Красный Яр, 2013 г.]] | ||
=== Ново-Закамская оборонительная линия === | === Ново-Закамская оборонительная линия === | ||
Построенная в | Построенная в 1732—1736 гг. укреплённая линия длиной 230 км (2/3 длины которой составлял земляной вал с [[rwp:Редан_(укрепление)|реданами]]). В состав линии также входили встроенные в неё крепости. Строительство линии, которая должна была заменить неоднократно прорывавшуюся набегами старую Закамскую оборонительную линию, построенную ещё в 1650-х гг. и увеличить контролируемую территорию, было задумано еще при Петре I, но проведено было только в этот период. | ||
Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, | Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, причём уже в первый год строительства 3000 строителей должны были работать на линии за государственный счёт. Это позволяет однозначно отнести проект к крупным, поскольку 0,000017 % от мирового ВВП можно интерпретировать и по трудоёмкости. Для начала XVIII века соответствующая трудоёмкость составит около 4900 человеко-лет, так что по этому показателю проект, с учётом практики посменной работы строителей в то время, можно оценить более, чем в 10 млрд рублей в ценах 2012 г. | ||
[[ | [[Файл:Ukrainskaya liniya.1745.jpg|150px|thumb|Украинская линия на карте боевых действий 1736 г., составленной в 1745 г.]] | ||
=== Украинская линия (первая очередь) === | === Украинская линия (первая очередь) === | ||
[[ | [[Файл:St Anna Fortress.jpg|150px|thumb|left|Крепость святой Анны]] | ||
Новую оборонительную линию против Крымского ханства в | Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100—150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась — уже в 1731 г. были введены в строй 120 вёрст укреплений, включавшие 10 крепостей, 24 редута и 408 реданов. | ||
Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в | Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г. | ||
Только в плане | Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что её стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г. | ||
=== Крепость святой Анны === | === Крепость святой Анны === | ||
Достаточно крупная по тем временам земляная крепость строилась с мая 1730 года для замены расположенной | Достаточно крупная по тем временам земляная крепость строилась с мая 1730 года для замены расположенной неподалёку Транжаментной крепостцы, которая регулярно затапливалась во время разливов Дона. Строительство было завершено к концу 1737 года. В дальнейшем крепость понемногу достраивалась и играла определённую роль во всех войнах с Турцией вплоть до упразднения в 1760 году в связи с вводом в строй расположенной неподалёку [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D1.81.D0.B2.D1.8F.D1.82.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.94.D0.BC.D0.B8.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE|крепости святого Дмитрия Ростовского]] (будущего Ростова-на-Дону).[http://donnica.ucoz.ru/publ/kreposti_dona/krepost_rostova/krepost_anny/19-1-0-5][http://slovari.yandex.ru/~книги/Военная%20энциклопедия/Анны%20Святой%20Крепость/] | ||
Земляные сооружения крепости хорошо сохранились до настоящего времени. | Земляные сооружения крепости хорошо сохранились до настоящего времени. | ||
[[Файл:Галерная гавань Гребного порта. Фрагмент плана Санкт-Петербурга 1753 года.jpg|150px|right|thumb|Галерная гавань Гребного порта. Фрагмент плана Петербурга | [[Файл:Галерная гавань Гребного порта. Фрагмент плана Санкт-Петербурга 1753 года.jpg|150px|right|thumb|Галерная гавань Гребного порта. Фрагмент плана Петербурга 1753 г.]] | ||
===Укрепления Галерной гавани === | === Укрепления Галерной гавани === | ||
В | В 1736 г. при Анне Иоанновне было завершено строительство укреплений [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B0|Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I]] и [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.8C_.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.B0|в основном достроенного при Петре II]] (гавань включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м). | ||
Ещё в | Ещё в 1721—1723 гг. по проекту строившего Галерную гавань архитектора Доменико Трезини были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад. При Анне Иоанновне вокруг гавани была построена земляная крепость и выкопан ров, а также осуществлена достройка некоторых внутренних сооружений. | ||
При Елизавете Петровне в | При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8|реконструкция сооружений гавани]], включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев.[http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019] | ||
=== Каменная Петропавловская крепость === | === Каменная Петропавловская крепость === | ||
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]]. | См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]]. | ||
[[ | [[Файл:Стена Анненских укреплений.JPG|150px|thumb|left|Валы Анненских укреплений в Выборге, 2013]] | ||
=== Анненские укрепления, Выборг === | === Анненские укрепления, Выборг === | ||
Когда Выборг достался по результатам Северной войны Петру I, его цитадель — средневековый замок — располагался на острове в узком месте Выборгского залива, а сам город, обнесённый стенами, был расположен с юго-восточной, петербургской стороны залива. Такое его расположение делало цитадель уязвимой для шведов, поскольку их нападение ожидалось с противоположной, северо-западной стороны, где неподалёку от замка располагается крупный остров Твердыш. Для предотвращения такого развития событий в 1731 году на острове Твердыш началось строительство мощного каменного укрепления в форме дуги с тремя бастионами и одним полубастионом, опирающейся концами на берега острова и охраняющего замок от непосредственного нападения. Со стороны залива | Когда Выборг достался по результатам Северной войны Петру I, его цитадель — средневековый замок — располагался на острове в узком месте Выборгского залива, а сам город, обнесённый стенами, был расположен с юго-восточной, петербургской стороны залива. Такое его расположение делало цитадель уязвимой для шведов, поскольку их нападение ожидалось с противоположной, северо-западной стороны, где неподалёку от замка располагается крупный остров Твердыш. Для предотвращения такого развития событий в 1731 году на острове Твердыш началось строительство мощного каменного укрепления в форме дуги с тремя бастионами и одним полубастионом, опирающейся концами на берега острова и охраняющего замок от непосредственного нападения. Со стороны залива укрепление было защищено стеной с реданом и небольшим кронверком, перекрывающим косу острова.[http://vlponomarev.narod.ru/Vyborg/MainVyborg.htm] | ||
Укрепление по форме напоминало корону, поэтому получило название Аннинские укрепления или Корона Святой Анны или Анненкрон (от немецкого Анненская Корона). Встречающийся перевод «Кронверк Святой Анны» является неверным, поскольку укрепление не является кронверком — типовым укреплением, имевшим в то время устоявшееся начертание с одним бастионом и двумя полубастионами. Проект был практически завершён в 1740 году. Позднее, с началом войны со Швецией в 1741 году началось [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C_.D0.90.D0.BD.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D1.85_.D1.83.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.D0.B2_.D0.92.D1.8B.D0.B1.D0.BE.D1.80.D0.B3.D0.B5|строительство второй очереди этих укреплений]]. | |||
== Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота == | |||
=== Конная гвардия === | === Конная гвардия === | ||
См. [[#Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)|Императорские конюшни]]. | См. [[#Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)|Императорские конюшни]]. | ||
Строка 175: | Строка 181: | ||
=== Достройка петровского Петербурга === | === Достройка петровского Петербурга === | ||
В 1732 году Анна Иоанновна вернула столицу из Москвы в Петербург (до этого | В 1732 году Анна Иоанновна вернула столицу из Москвы в Петербург (до этого её предшественник Петр II на три года перенёс двор из Петербурга обратно в Москву). Петербург окончательно стал столицей России на ближайшие два века, и именно императрица Анна, по сути завершила [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#Столица России в Санкт-Петербурге|петровский проект по созданию новой столицы империи]]. | ||
При Анне происходила достройка многих проектов петровского времени. Те части и здания города, которые ныне принято называть «петровским Петербургом», в большинстве | При Анне происходила достройка многих проектов петровского времени. Те части и здания города, которые ныне принято называть «петровским Петербургом», в большинстве своём приобрели знакомый нам вид именно при Анне. При Петре I городские здания и сооружения в основном строили из дерева, земли и по мазанковой технологии. Каменное же строительство широко развернулось в 1730-е годы. | ||
В частности, были реализованы до конца следующие петровские проекты: | В частности, были реализованы до конца следующие петровские проекты: | ||
Строка 199: | Строка 205: | ||
</center> | </center> | ||
==Ссылки== | == Ссылки == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
<br> | <br /> | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
[[Категория: Крупные российские проекты |**1730]] | [[Категория:Крупные российские проекты |**1730]] | ||
[[Категория: История России]] | [[Категория:История России]] |
Версия от 21:41, 20 сентября 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 15 (26) февраля 1730 г. по 17 (28) октября 1740 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1796-1801, 1801-1815, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы Нации
Петропавловский собор
Петропавловский собор был построен архитектором Д. Трезини в 1712—1733 гг. в центре Петропавловской крепости, на месте одноименной деревянной церкви 1703—1704 гг.
Собор является высочайшим православным собором России и мира (по высоте колокольни — 122,5 м). В течение 219 лет, до постройки Котельнической высотки в Москве в 1952 г., собор являлся высочайшим зданием Российской империи и затем СССР (фактически он стал высочайшим зданием России уже во время постройки в 1720-х гг.). До 2012 года собор был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга (не считая Петербургской телебашни), а ныне он является третьим по высоте зданием в городе. Храм был кафедральным собором Петербурга (и фактически главным храмом России) начиная с учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до строительства Исаакиевского собора в 1858 году. В соборе находится усыпальница русских императоров, само здание является выдающимся памятником архитектуры петровского барокко, а ангел на шпиле собора является одним из символов Санкт-Петербурга.
Рекордная высота и техническая сложность строительства, а также богатство внутреннего барочного убранства собора (включающего огромный позолоченный резной иконостас и обширные площади лепнины и позолоты) позволяют оценить строительство собора в крайне значительную по тем временам сумму и отнести его к крупным проектам.[1][2]
Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне
К этому времени первоначально дерево-земляная Санкт-Петербургская (ныне Петропавловская) крепость подверглась серьёзной доработке, в результате чего стала, по мнению современников, «весьма неприступной».[3] При этом вследствие своего положения в центре большого города крепость все в большей степени играла роль скорее государственного символа, чем военного объекта.
Реконструкцией крепости руководил военный инженер Х. Миних. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равелины, отделённые от неё рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью. К этому же времени заканчивается начатое ещё при Петре I строительство каменных, точнее кирпичных, бастионов взамен земляных. Сами бастионы в то время ещё не выглядели гранитными — облицовку видимых из Зимнего дворца частей Петропавловской крепости гранитом сделали позднее, при Екатерине II. Последний, Нарышкин бастион был достроен в камне в 1731 г., однако работы продолжались и позднее.
Внутри же крепости в 1733 году был достроен Петропавловский собор — высочайшее здание России в течение двух веков.
Сохранившаяся надпись на Иоанновских воротах свидетельствует, что строительство крепости официально завершилось в 1740 г. Земляным до середины XVIII в. оставалось лишь выносное внешнее укрепление крепости — Кронверк, который был реконструирован инженером А. П. Ганнибалом в 1752 г., а затем на его каменном основании по проекту архитектора П. И. Томанского было возведено каменное здание Петербургского Арсенала, где в 1872 открылся Артиллерийский музей. [4][5]
Цейхгауз (Арсенал) Московского кремля
Цейхгауз, ныне известный как Арсенал — эпических для того времени размеров музей военных трофеев — оружия и воинских знаков (знамён и т. п.) — строился с 1701 на месте сгоревших в том же году Житных дворов. В связи с тяжёлой Северной войной и строительством Санкт-Петербурга с 1706 по 1722 год проект был заморожен, и полностью завершить его удалось лишь в 1736 году.[6]
Двухэтажное каменное здание сохранилось до наших дней, за исключением деревянной кровли. После войны 1812 года вдоль его фасада было расставлено 875 трофейных пушек, находящихся там и поныне. Также в 1960 году к зданию были перевезены древние русские орудия (кроме Царь-пушки), ранее стоявшие у старого здания Оружейной палаты. Различить их даже издалека достаточно просто — в настоящий момент русские орудия размещены на декоративных лафетах, а трофеи — без.
Крупнейшие корабли и суда
110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
Первый русский 110-пушечный линейный корабль, впоследствии нёс на борту до 130 орудий. Один из сильнейших кораблей своего времени — на момент спуска на воду сравнимые по мощи корабли всех флотов мира можно было пересчитать по пальцам (1 такой был в испанском флоте, 1 во французском и 1 в шведском, в английском и голландском подобных не было, но возможно ещё какое-то небольшое число было у Османской империи). Построен на верфи Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Заложен 9 мая 1732 г., спущен на воду 13 июня 1737 г.
66-пушечные линейные корабли
В это время в состав Балтийского флота вошли шесть таких кораблей:
- «Слава России» — спущен на воду в 1733 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Северный Орёл» — спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Ревель» — спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Ингерманланд» — спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Основание благополучия» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Леферм» — спущен на воду в 1739 г. в Архангельском адмиралтействе.
54-пушечные линейные корабли
В это время в состав Балтийского флота вошли девять таких кораблей:
- «Новая Надежда» — спущен на воду в 1730 г.
- «Город Архангельск» — спущен на воду в 1735 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Нептунус» — спущен на воду в 1736 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Азов» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Астрахань» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Святой Андрей» — спущен на воду в 1737 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Кронштадт» — спущен на воду в 1738 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Святой Пантелеймон» — спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Святой Исаакий» — спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
Крупнейшие морские порты
Петербургский порт на стрелке Васильевского острова
С 1733 г. началось строительство причалов и зданий нового Санкт-Петербургского порта на стрелке Васильевского острова. Изначальный первый Петербургский порт находился на Петербургском (Петроградском) острове, там же где и первый центр города, построенный под прикрытием Петропавловской крепости в 1700-х гг. Однако расположение старого порта оказалось неудобным, и уже в петровское время был запланирован его перенос на Васильевский остров, где предполагалось создать новый городской центр (согласно первым генеральным планам города, составленным после переноса столицы в Петербург).
В XVIII—XIX вв. Петербургский порт был крупнейшим портом России и обрабатывал более половины всех внешнеторговых грузов страны. При Александре I в начале XIX в. произошла масштабная реконструкция порта — был возведён грандиозный неоклассический ансамбль стрелки Васильевского острова. В общей сложности на Васильевском острове порт располагался более века, вплоть до строительства нынешнего Петербургского порта на Гутуевском острове с Морским каналом от порта до Кронштадта. [7][8]
Сельское хозяйство
Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)
В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества её работы напрямую зависели тактико-технические данные кавалерии, являвшейся одним из основных родов войск. Также от достижений коневодства серьёзно зависели военные связисты (посыльные) и конная артиллерия. Однако только в этот период отечественное коневодство было создано практически с нуля и достигло мирового уровня благодаря, в основном, усилиям Эрнста Бирона, который организовал его финансирование по линии Императорских конюшен. Только в 1739 г. открыто 10 конезаводов, на которых к 1740-му находилось около 4,5 тыс. племенных лошадей основных заграничных пород. Фактически племенное конезаводство для нужд армейской кавалерии развито в стране именно в это время. И в это же время, в декабре 1730 г. было положено начало гвардейской коннице — на базе существовавшего с 1725 г. лейб-регимента сформирован Конный лейб-гвардии полк, для оснащения которого в первую очередь и стали работать новые конные заводы. Только за 1734 год на Императорские конюшни в бюджете выделялось 100 тыс. рублей. Это позволяет оценить общие расходы на проект в 600 тыс. рублей в ценах тех лет (порядка 12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Машиностроение
Реконструкция и модернизация Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
В годы правления Петра II, когда столица страны временно была перенесена обратно в Москву, произошло некоторое падение темпов строительства кораблей в построенном при Петре I Санкт-Петербургском Адмиралтействе. Адмиралтейство тогда состояло из огромного мазанкового здания в форме буквы «П» с верфью внутри и земляной крепостью снаружи. При Анне Иоанновне, с возвращением столицы в Петербург и возобновлением экономической жизни города, произошла реконструкция и модернизация Адмиралтейства.
В 1732—1738 гг. архитектором И. К. Коробовым было построено каменное здание Адмиралтейства, сохранившее прежнюю конфигурацию, но гораздо более монументальное. В то же время происходило наращивание темпов выпуска кораблей и внедрение многих технических новинок в кораблестроении, в связи, с чем особенно замечательна деятельность кораблестроителя и изобретателя Ричарда Броуна, построившего, в частности, крупнейший руccкий линейный корабль XVIII века — 110-пушечную «Императрицу Анну».
Адмиралтейство в XVIII—XIX вв. было самым большим зданием Петербурга (за исключением стен Петропавловской крепости), и перестройка его в камень была крайне значительным проектом. Нынешний же облик здания сформировался в результате ещё одной реконструкции Адмиралтейства при Александре I в 1806—1823 гг., выполненной в грандиозных формах неоклассического стиля.[9]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Перестройка Главного Адмиралтейства в камне
См. раздел Машиностроение.
Наука и образование
Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири)
Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук, известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о её проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из Первой Камчатской экспедиции.
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Пётр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь.
Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семён Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ её южного отряда:
- положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
- установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
- описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
- впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
- собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
- достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
- открыт северный путь в Японию;
- начато академическое исследование Сибири — её географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Иван Гмелин, Степан Крашенинников).[1]
17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские острова — произошло это уже в правление Анны Леопольдовны.
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [10] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [11]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Гидротехническое строительство
Ладожский канал (канал Петра I)
Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и надёжности плавания речных судов между реками Невой и Волховом, поскольку на Ладожском озере часто случались опасные для них шторма и, к тому же, уровень озера очень существенно колебался год от года. Строительство началось ещё при Петре I в 1719 г., фактически завершилось 22 октября 1730 г., а торжественно открыт канал был весной 1731 г., когда Императрица Анна Иоанновна лично разрыла лопатой последнюю перемычку у Шлиссельбурга.[12][13]
В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий Новоладожский канал. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает.
Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Фортификационные сооружения
Ново-Закамская оборонительная линия
Построенная в 1732—1736 гг. укреплённая линия длиной 230 км (2/3 длины которой составлял земляной вал с реданами). В состав линии также входили встроенные в неё крепости. Строительство линии, которая должна была заменить неоднократно прорывавшуюся набегами старую Закамскую оборонительную линию, построенную ещё в 1650-х гг. и увеличить контролируемую территорию, было задумано еще при Петре I, но проведено было только в этот период.
Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, причём уже в первый год строительства 3000 строителей должны были работать на линии за государственный счёт. Это позволяет однозначно отнести проект к крупным, поскольку 0,000017 % от мирового ВВП можно интерпретировать и по трудоёмкости. Для начала XVIII века соответствующая трудоёмкость составит около 4900 человеко-лет, так что по этому показателю проект, с учётом практики посменной работы строителей в то время, можно оценить более, чем в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Украинская линия (первая очередь)
Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100—150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась — уже в 1731 г. были введены в строй 120 вёрст укреплений, включавшие 10 крепостей, 24 редута и 408 реданов.
Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.
Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что её стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Крепость святой Анны
Достаточно крупная по тем временам земляная крепость строилась с мая 1730 года для замены расположенной неподалёку Транжаментной крепостцы, которая регулярно затапливалась во время разливов Дона. Строительство было завершено к концу 1737 года. В дальнейшем крепость понемногу достраивалась и играла определённую роль во всех войнах с Турцией вплоть до упразднения в 1760 году в связи с вводом в строй расположенной неподалёку крепости святого Дмитрия Ростовского (будущего Ростова-на-Дону).[14][15]
Земляные сооружения крепости хорошо сохранились до настоящего времени.
Укрепления Галерной гавани
В 1736 г. при Анне Иоанновне было завершено строительство укреплений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м).
Ещё в 1721—1723 гг. по проекту строившего Галерную гавань архитектора Доменико Трезини были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад. При Анне Иоанновне вокруг гавани была построена земляная крепость и выкопан ров, а также осуществлена достройка некоторых внутренних сооружений.
При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев.[16][17]
Каменная Петропавловская крепость
См. раздел Символы Нации.
Анненские укрепления, Выборг
Когда Выборг достался по результатам Северной войны Петру I, его цитадель — средневековый замок — располагался на острове в узком месте Выборгского залива, а сам город, обнесённый стенами, был расположен с юго-восточной, петербургской стороны залива. Такое его расположение делало цитадель уязвимой для шведов, поскольку их нападение ожидалось с противоположной, северо-западной стороны, где неподалёку от замка располагается крупный остров Твердыш. Для предотвращения такого развития событий в 1731 году на острове Твердыш началось строительство мощного каменного укрепления в форме дуги с тремя бастионами и одним полубастионом, опирающейся концами на берега острова и охраняющего замок от непосредственного нападения. Со стороны залива укрепление было защищено стеной с реданом и небольшим кронверком, перекрывающим косу острова.[18]
Укрепление по форме напоминало корону, поэтому получило название Аннинские укрепления или Корона Святой Анны или Анненкрон (от немецкого Анненская Корона). Встречающийся перевод «Кронверк Святой Анны» является неверным, поскольку укрепление не является кронверком — типовым укреплением, имевшим в то время устоявшееся начертание с одним бастионом и двумя полубастионами. Проект был практически завершён в 1740 году. Позднее, с началом войны со Швецией в 1741 году началось строительство второй очереди этих укреплений.
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Конная гвардия
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Достройка петровского Петербурга
В 1732 году Анна Иоанновна вернула столицу из Москвы в Петербург (до этого её предшественник Петр II на три года перенёс двор из Петербурга обратно в Москву). Петербург окончательно стал столицей России на ближайшие два века, и именно императрица Анна, по сути завершила петровский проект по созданию новой столицы империи.
При Анне происходила достройка многих проектов петровского времени. Те части и здания города, которые ныне принято называть «петровским Петербургом», в большинстве своём приобрели знакомый нам вид именно при Анне. При Петре I городские здания и сооружения в основном строили из дерева, земли и по мазанковой технологии. Каменное же строительство широко развернулось в 1730-е годы.
В частности, были реализованы до конца следующие петровские проекты:
- Петропавловский собор (1733) — высочайшее здание России в течение двух веков;
- Здание Двенадцати коллегий — резиденция российского правительства (1733 — год начала переселения туда российских министерств-коллегий); [19]
- Кунсткамера (1734) — здание первого российского музея и Российской Академии наук;
- Фонтан «Самсон» в Петергофе (1735) — крупнейший фонтан России в течение двух веков;
- Большой Каскад Петергофа — завершение работ в целом (1738); [20]
- Перестройка Адмиралтейства в камне (1738). [21]
- Перестройка Петропавловской крепости в камне (1740);
Общие затраты на завершение создания новой столицы Российской Империи можно оценить в десятки и сотни миллиардов современных рублей. К концу правления Анны Иоанновны Петербург превратился в один из красивейших городов мира и занял достойное место среди мировых столиц.
Ссылки
- ↑ И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|