Рейтинг качества дорог от ВЭФ
Рейтинг качества дорог от Всемирного экономического форума (ВЭФ) — индекс, согласно которому Россия якобы находится по качеству дорог на самом дне. Некие эксперты ВЭФ поставили Россию на 136 место из 144 возможных — на один уровень с Украиной и Габоном (2013 год).[1]
По состоянию на 2017 год, Россия в данном рейтинге находится по качеству дорог на 114-м месте из 137 возможных. Приятно, что авторы рейтинга постепенно признают достигнутый Россией за последние годы прогресс, но, тем не менее, ставить Россию по качеству дорог ниже Монголии, Таджикистана, Бурунди и Либерии по-прежнему не представляется адекватным.[2]
Разбор рейтинга за 2013 год
Столь негативная оценка российских дорог выглядит очевидно недостоверной — так как дороги в России хоть и явно уступают по качеству европейским, однако при этом не менее явно превосходят по качеству дороги бедных стран. Изучим оригинал этого рейтинга — он подтверждает худшие опасения. Посмотрите на страницу 413 (429), Quality of roads.[3]
Оказывается, в Руанде и в Ботсване дороги лучше, чем в Италии, а Либерии лучше, чем в Чехии.
Это очевидная нелепость. Давайте сравним Руанду (40-е место рейтинга) и Чехию (77-е место рейтинга). Население этих стран примерно совпадает — 12 млн в Руанде против 10 млн в Чехии.
Руанда — одна из беднейших стран мира с ВВП (ППС) на душу населения в 1700 долларов США. По сравнению с другими странами Африки дороги в Руанде не так уж плохи — там, где они есть.[4] Общая протяжённость дорог в Руанде — 14 тысяч километров, из них с твёрдым покрытием — 19 %.[5][6]
Чехия — благополучная страна Евросоюза с ВВП (ППС) на душу населения в 30 тысяч долларов США, в 18 раз выше, чем в Руанде. Общая протяжённость дорог в Чехии — 130 тысяч километров, из них с твёрдым покрытием — 100 %.[7][8]
И тем не менее Руанде эксперты ВЭФ поставили 5 баллов из 7 возможных, а Чехии — только 3,7 балла.
Панорамы Google покрывают Чехию достаточно густо, любопытные могут сами оценить качество дорожного покрытия в этой излюбленной туристами стране. Оно довольно высоко.[9]
Итак, рейтинг от ВЭФ содержит откровенные нелепости. Более подробный анализ этого рейтинга можно найти в статье за авторством Павла Зюзина. Оказывается, баллы странам в рейтинге выставляются путём опроса случайных людей из сферы бизнеса:
Методика исследования предполагает (и обосновывает как достаточное) получение основной информации о качестве транспортной инфраструктуры через анкетирование сотрудников фирм из числа высшего менеджмента (руководящего звена). Ответы респондентов оцениваются по 7-ми балльной шкале. Таким образом, шесть из девяти ключевых показателей инфраструктурного блока рассчитывались на основе частного мнения представителей высшего менеджмента (руководящего звена) отдельных компаний, ведущих бизнес в стране. В Российской Федерации опрос затрагивал 377 респондентов, из них только 2% опрашивались очно. Сведения о самих респондентах скупы. Не ясно, насколько вообще опрашиваемые респонденты компетентны в вопросах оценки качества инфраструктуры. [10] |
Картина окончательно прояснилась. Исследователи ВЭФ просто разослали большому количеству руководителей длинные анкеты, в которых тех попросили поставить своей стране оценки по нескольким десяткам пунктов — от доверия политикам до качества электроснабжения. Одним из пунктов в анкете стояло что-то типа «оцените качество дорог в вашей стране по семибалльной шкале».
Спрашивается, как может оценить качество дорог в России какой-нибудь руководитель отдела небольшого банка или директор брокерского агентства? Очевидно, никак. Для этого надо проводить специальное исследование, вникать статистику, анализировать данные, сравнивать с другими странами… а вопросов в анкете — несколько десятков, и на каждый из них желательно потратить не более 15 секунд, так как время у руководителей всегда в дефиците.
Большая часть опрошенных наверняка просто бездумно указывала в анкете то, что она слышит по 10 раз на дню от наших блогеров и журналистов — что дороги в России ужасны и отвратительны.
Что произошло в Руанде и в Чехии?
В Руанде представители бизнес-элиты очевидно, были настроены несколько более патриотично и заявили, что дороги у них в стране в целом неплохие. По сравнению с соседними странами Африки, пожалуй, это и вправду так. Ну а чехи оказались такими же недовольными нытиками, как и отечественные «эксперты».
В статье Павла Зюзина подробно разбираются также и другие выданные «экспертами» оценки. Общий вывод — та часть исследования ВЭФ, которая формируется путём опросов представителей бизнеса, является информационным мусором, который нельзя воспринимать сколько-нибудь всерьёз.[11]
Разбор рейтинга за 2017 год
В 2017 году в журнале «За рулём» написали, что дороги в России хуже, чем в Монголии, Таджикистане, Бурундии и Либерии — Россия якобы находится по качеству дорог на 114-м месте из 137 возможных.[12]
К сожалению, автожурналисты зачастую не только безусловно верят всему плохому, что читают про России, но и регулярно самостоятельно раздувают разнообразные чёрные мифы о нашей стране. Приятно удивили комментарии к рейтингу — читатели «За рулём» начисто отказались верить в дорожное превосходство наших друзей монголов:
{{quote|Монголия — она тем и прекрасна, что там нет асфальта, светофоров и милиции... кроме трех городов.}]
Очередное «независимое» «свободное» агентство. Небось учитывали число гей-клубов и ельцин-центров на каждый километр дороги... |
Согласно Вики, в Монголии около 50 тыс. км дорог, включая оформленные грунтовые (коих там в степи можно сколько угодно написать) и 0 магистралей. В России в 28 раз больше (1,4 млн), магистралей 816 км. Это без Крыма и строек 2014–2017 годов. Отличаюся годы исследования, но что-то не уверен, что Монголия ушла в стратосферу. |
Монголия, говорите... бывал я там. С асфальтом там вовсе не густо. Причем это дороги, в основном построенные СССР в рамках помощи Монголии. Чушь это, а не рейтинг. |
И действительно — автомобилисты отлично знают, что российские дороги находятся на достаточно среднем уровне. Россия действительно отстаёт от какой-нибудь Швейцарии, однако однозначно обгоняет как минимум страны Африки, равно как и большую часть республик бСССР. Источник рейтинга - всё тот же рейтинг от ВЭФ, только теперь за 2017 год.
Несложно увидеть, что «рейтинг» качества дорог является частью печально известного «Индекса глобальной конкурентоспособности», который, в свою очередь, состоит главным образом из результатов опроса «бизнес-лидеров» в опрашиваемых странах.
Проще говоря, исследователи из ВЭФ задали кучу вопросов российским бизнесменам — как они оценивают жизнь в России вообще, и что они думают о дорогах в частности. Так как нашего бизнесмена хоть хлебом не корми, дай только поныть и пожаловаться на тяжёлую жизнь, опрашиваемые, разумеется, охарактеризовали дороги как «ужасные».
В Монголии и Таджикистане бизнесмены оказались более объективны, поэтому там результаты оказались выше, чем в России. Вот, собственно, почти весь секрет.
Чтобы головоломка сложилась полностью, осталось пояснить только одну важную вещь. Совсем уж дураков в крупном бизнесе практически нет, поэтому, разумеется, даже нытики не могут не замечать, что дороги в России становятся объективно лучше, а местами значительно лучше европейских. Однако на их мнение о том, что дороги в России ужасны, это не влияет, ибо они руководствуются не собственным опытом, а... статьями в журнале «За рулём», в котором сказано, что дороги в России хуже, чем в Монголии.
Выводы
Следующий раз, когда вам дадут в качестве аргумента ссылку на рейтинг дорог от ВЭФ, отвечайте просто: согласно этому рейтингу дороги в бедной африканской Руанде якобы гораздо лучше, чем дороги в зажиточной европейской Чехии. А дороги Монголии, где вообще почти нет дорог с твёрдым покрытием, якобы лучше, чем дороги в России. Эти явные несуразности убедительно доказывают, что информация в рейтинге от ВЭФ полностью оторвана от реальности.
См. также
Ссылки
- Рейтинг российских дорог от ВЭФ, Как создаются мифы о плохих дорогах в России — посты, ставшие основой данной статьи
- У России одна дорога с Габоном и Мозамбиком