Николай I
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Николай I Незабвенный (Николай Павлович Романов, 1796—1855) — Император Всероссийский, правил с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855.
Самый младший ребенок в семье Павла I, Николай не готовился занять трон, и фактически оказался Императором только в силу того, что занять его на тот момент было больше некому, поскольку Константин Павлович также наотрез отказался становиться правителем страны, имея на то более веские основания в виде неравного брака. Имел высшее техническое образование, до воцарения занимался устройством российских крепостей.
Цитаты
Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен |
— резолюция на предложении Особого комитета о разжаловании капитана Невельского за самовольное занятие устья Амура. Николай I наградил капитана орденом св. Владимира, охарактеризовав его поступок как «молодецкий и патриотический»
Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет её закончить... |
— предсметное завещание будущему Александру отменить крепостное право.
Мифы о Николае I
Николай I, как и подавляющее большинство российских правителей, ещё при жизни стал объектом обширного мифотворчества, однако в его случае развитие мифов продолжалось и после его смерти. Здесь приводятся разборы части наиболее известных из них.
Николай I был такой солдафон, что всем музыкальным инструментам предпочитал барабан
Миф основан на подлинной цитате Николая, где он прямо так и заявил, что всем музыкальным инструментам предпочитает барабан, однако фраза это датируется 1802 годом, когда будущему Императору было 6 (шесть!) лет. На самом деле во взрослой жизни Николай I не только обладал тонким слухом и был ценителем хорошей музыки, но и сам регулярно играл на кларнете в семейном ансамбле.
Ценил Николай I и хорошую поэзию. Достаточно упомянуть, что после трагической гибели Пушкина Император распорядился заплатить огромные долги поэта и позаботился о финансовом благополучии вдовы и детей Александра Сергеевича. [1]
Николай I был сторонником крепостного права и бесправия крестьян
Доподлинно известно, что Николай I был последовательным сторонником уничтожения крепостного права. Именно при нём была проведена реформа государственных крестьян со вводом самоуправления на селе. Кроме того при Николае I была полностью прекращена практика раздачи крестьян с землями в награду, а также серьёзно урезаны права помещиков по отношению к крестьянам и увеличены права крепостных. В частности, было запрещено продавать крестьян без земли, было запрещено также отправлять крестьян на каторгу, поскольку серьёзные преступления были выведены из компетенции помещика. Разрабатывались, но, к сожалению, не были в то время проведены в жизнь и реформы по полной отмене крепостного права.
Николай I вообще был недалёкой личностью, чуждой любого прогресса
Полностью не соответствующий реальности миф. На самом деле Николай I активно внедрял в стране новшества — в частности, открытая в 1837 году Царскосельская железная дорога стала всего лишь 6-й железной дорогой общего пользования в мире, при том, что первая такая дорога была открыта незадолго до этого в 1830 году. При Николае же была построена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой — на тот момент самая длинная в мире, причём именно к заслугам Императора следует отнести, что она была построена практически по прямой линии, что в те времена ещё было совсем не традицией. Также в присутствии Николая I в обстановке глубочайшей секретности были произведены испытания первой в мире ракетной подводной лодки с первыми же в мире успешными запусками ракет из-под воды по учебной цели. Сам Император имел высшее техническое образование и подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Крымской войны. А мудро выбранный им стандарт отечественной железнодорожной колеи в 1524 (ныне 1520) мм реально позволил спасти страну в 1941 году, когда в том числе и из-за острой нехватки паровозов русской колеи сорвалось немецкое наступление на Москву.