Верфь братьев Нобель
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Общество с ограниченной ответственностью «Верфь братьев Нобель» (официальное сокращённое наименование ООО «Верфь братьев Нобель») — судостроительное предприятие в г. Рыбинск, Ярославская область, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1907 году как Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель».
История наименований предприятия[1]:
- 1907—1923 годы — Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель»
- 1923—1961 годы — Верфь им. Володарского
- 1961—1993 годы — Судостроительный завод им. Володарского
- 1993—1999 годы — Открытое акционерное общество «Судостроительный завод «СЛИП»
- 1999—2007 годы — Закрытое акционерное общество «Рыбинский судостроительный завод»
- 2007 год — настоящее время (2018) — Общество с ограниченной ответственностью «Верфь братьев Нобель».
В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством танкеров и сухогрузов класса река-море, чем в России занимается не так много предприятий. Производственные мощности завода позволяют строить морские и речные суда дедвейтом до 6500 тонн, длиной до 140 метров, шириной до 17 метров и спусковым весом до 2700 тонн.[2] Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера.
История предприятия
Предыстория создания завода
1904 год — Товарищество Нефтяного Производства Братьев Нобель («Бранобель») для поддержания флота в хорошем состоянии приняло решение о строительстве в Рыбинске судоремонтных мастерских, в связи с чем в этом году было начато строительство первого в России крупного поперечного слипа — инженерного сооружения для подъема и спуска судов на воду.[3]
Российская Империя
26 октября[4] 1907 года — с первым подъемом судна на берег предприятие вступает в строй как Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель».
11 марта 1908 года — предприятие вышло на рынок судоремонта на верхней Волге. В этот день в газете «Вестник Рыбинской биржи» было напечатано объявление местной канторы «Товарищества братьев Нобель»: «С открытия навигации 1908 г. в Рыбинске открывается сухой док для ремонта судов не превышающих длиной 38 саженей и шириной 16 аршин».[5]
1911 год — на предприятии были построены чугунно-литейная мастерская, деревянный склад и плаз, а также усилено оборудование механического цеха. С этого времени слип начал функционировать, как судостроительное предприятие. Тогда жепредприятием построен паровой винтовой разъездной катер «Мошка» мощностью 25 л. с.[6], а вскоре и баржа «Княжна Евпраксия» грузоподъемностью 200 тысяч пудов.[7]
1915 год — на предприятии введён в строй досчатый лесопильный сарай на одну раму.[8]
1917 год — к моменту развала экономики страны революциями заводом было отремонтировано и построено 22 самоходных судна, 17 барж и шаланд; отремонтировано 185 нефтеналивных барж, 77 служебных и вспомогательных судов, 60 буксирных и 28 товарно-пассажирских пароходов.В частности, на предприятии были построены пароходы[1] «Комар», «Шмель» и «Тунгус».[http://www.nobel-shipyard.ru/istoriya
Советская Россия
Февраль 1918 года — многочисленный нефтеналивной флот Товарищества Братьев Нобель национализирован вместе со Слипом. Впоследствии эти суда продолжали работу до 1950-х годов.
1918—1926 год — в условиях послереволюционного экономического кризиса завод занимается в основном судоремонтом, балансируя на грани выживания.
1923 год — Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель» переименован в Верфь им. Володарского в честь погибшего партийного деятеля и получил статус судостроительной верфи.
Октябрь 1925 года — заводом завершено строительство первого после кризиса 1917 года парохода.
1927 год — на предприятии введён в строй нефтеналивной теплоход «Максим Горький» (грузоподъемность 600 тонн, мощность главных двигателей 480 л. с.).
1930—1935 годы — в рамках проведения коренной реконструкции предприятия на заводе были построены новые каменный корпусный цех с плазом, водонапорная башня с насосной станцией, механический, литейный цехи, центральный склад, котельная и прочие объекты. В итоге реконструкции помимо ранее существовавшего корпусного производства завод получает и механическое, в результате чего получает способность производства судовых механизмов вплоть до главных паровых вертикальных машин тройного расширения, мощностью до 200 л. с. В этот период на заводе были построены около тридцати нефтеналивных барж и семь буксирных колесных пароходов.[9]
1936—1939 годы — предприятием для управления «Главсевморпуть» выпущено несколько десятков морских буксирных катеров мощностью 60 л. с.
1939 год — заводом спущен буксирный пароход «Иван Гудов» — первое для предприятия судно не с клёпанным, а с цельносварным корпусом.
1941—1945 годы — на время войны предприятие переходит преимущественно к работам несудостроительного профиля. В это время по заказам армии было построено 15 пар мостовых понтонов, а также отправлено на фронт 240 вагонов с боеприпасами и другими изделиями.[10]
Конец 1940-х(?) — начало 1950х(?) — после окончания войны предприятие подверглось второй значительной реконструкции, в рамках которой были построены новое спусковое устройство, постоянные стапельные площадки и трехпролетный эллинг, а также обновлено прочее технологическое оборудование.
1948(?)—1953(?) годы — предприятие строит не менее 32 паровых буксиров проекта 212 (тип «Академик Вильямс»).[11]
1951(?)—1957(?) годы — предприятие строит не менее 53 паровых буксиров типа БОР трех разных проектов[2]. [12]
1954(?)—1958(?) годы — заводом построено не менее 6 мелкосидящих плавучих кранов проекта 525 III грузоподъёмностью 3 тонны.[13]
1956(?)—1958(?) годы — заводом построено не менее 5 плавучих кранов типа РМЗ грузоподъёмностью 3 тонны.[14]
1958(?)—1959(?) годы — заводом построено не менее 17 несамоходных барж грузоподъёмностью 1000 тонн для перевозки песка проекта 2350, 3239, 1497.[15]
1958(?)—1962(?) годы — заводом построено не менее 20 танкеров (бункеровщиков) типа ТН (НТ, ТР), проекта 866 дедвейтом 610 тонн.[16]
1958(?)—1966(?) годы — заводом построено не менее 86 сухогрузных теплоходов типа СТ-600 грузоподъёмностью 600 тонн нескольких проектов.[17]
1959(?)—1974(?) годы — заводом построено не менее 85 полноповоротных плавучих кранов типа КПЛ-5-30 грузоподъёмностью 5 тонн.[18]
1960—1966(?) годы — заводом построено не менее 16 шлюзовых буксиров типа «Шлюзовой» (проект 887, А, Л).[19]
11 сентября 1961 года — предприятие переименовано в Судостроительный завод им. Володарского.
1966(?)—1974(?) годы — заводом построено не менее 8 близких по конструкции морских транспортов вооружения/морских рефрижераторных транспортов/опытовых судов/малых разведывательных кораблей проектов 1823 и 1824 различных модификаций.[20]
Сентябрь 1968 года — на воду спущены кормовая и носовая части судна «река-море», которые затем были соединены уже на плаву. За этот метод сборки судов завод был отмечен Дипломом ВДНХ.[21]
1969—1985(?) годы — заводом введено в строй 34 сухогруза класса река-море типа «Сормовский» проекта 1557.[22]
1974(?)—1982(?) годы — заводом для рыболовецкого флота построено не менее 17 приёмно-транспортных рефрижераторов озёрно-речных проекта 1344 (тип «Колонок»).[23]
1980 год — на предприятии построено опытовое судно ОС-213 (Андрей Лежнин) проекта 1858.[24]
1982(?)—1991 годы — заводом построено не менее 23 несамоходных насосных станций проекта 3408 типа "Роса", производство которых продолжалось и позднее.[25]
Российская Федерация
1991—1992 годы — заводом в дополнение к целой серии выпущенных ранее построено ещё не менее одной несамоходной насосной станции проекта 3408 типа «Роса».[26]
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ На официальном сайте предприятия содержится ошибочное утверждение, что это были «самые первые волжские пароходы», на самом же деле, например, Нижегородская машинная фабрика (ныне «Красное Сормово») производила пароходы начиная с 1850 года.
- ↑ Проект 645 тип БОР-450, проект 574/574А тип Бор-500 и проект 757/806, тип Бор-600 с 450-, 500- и 600-сильными машинами соответственно. Львиную долю при этом, судя по всему, составлял 500-сильный вариант.