Хабаровский судостроительный завод
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» (официальное сокращённое название АО «ХСЗ») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Хабаровск (Хабаровский край). Решение о строительстве предприятия было принято в 1945 году, а вступило в строй оно, по всей видимости, в 1953 году как судоремонтный «Завод № 151». С 1958 года было ориентировано на выпуск кораблей противолодочной обороны, а с 1963 года почти полностью перешло на военные заказы, являясь основным поставщиком небольших кораблей для Тихоокеанского флота, поставлявшихся также и на экспорт.
История наименований предприятия:
- 1953—1961 гг. — Завод № 151
- 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
- 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
- 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
- 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
- 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
- 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
- 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
- с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив»
В настоящий момент (на 2018 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке.
История предприятия
Предыстория предприятия
5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.
1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.
Советская Россия
1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.
1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.
1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.
1949—1951 годы — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе Тюмень.
1951 год — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.
1952 год — построенный вместе с предприятием посёлок Южная Точка переименован в Приморский, примерно тогда же, по всей видимости, было завершено строительство завода.
1951—1955 годы — строится серия из 215[1] торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в Египет, Китай и Сирию.
1956 год — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.
1960 год — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.
1963—1966 годы — серийно строятся быстроходные пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 125А.
1965—1980(1981?) годы — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета» всего на заводе было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.
20 июня 1966 года — предприятие переименовано в Феодосийский завод «Море».
1969—1991 годы — крупной серией, по-видимому, 195—197 единиц строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций (всего до 2000 года на заводе их было построено 217). [1]
1972—1976 годы — построена серия из 19 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[2]
21 февраля 1974 года — предприятие преобразовано в Феодосийское производственное объединение, при этом в его состав вошли также другие местные предприятия: Опытный завод пластмассового судостроения «Новинка» и Крымский филиал ЦНИИТС.
5 марта 1974 года — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение «Море».
1981 год — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС.
1975—1985 годы — построена серия из 18 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» и два рейдовых тральщика на воздушной подушке проекта 1206Т.[3]
1975—1991 годы — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».
1976—1991 годы — заводом серийно строятся речные теплоходы на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2» (больше известные как просто «Восход»), которых было построено до 1992 года 156 единиц, из них, очевидно, подавляющее большинство - в советское время.
1979—1980 годы — построена серия из 2 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1209 «Омар».[4]
1982 год — введён в строй единственный артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 «Касатка», оборудованный для огневой поддержки десанта, помимо прочего, 2 блоками направляющих 140-мм реактивной системы залпового огня «Огонь».
1982—1991 годы — построены 2 и заложены ещё 2 малых противолодочных корабля на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол». Строительство последних двух после развала СССР так и не было доведено до конца, оба корабля, доведённые до высокой степени готовности, но морально устаревшие уже на стапелях предполагалось утилизировать в 2015 году.[5]
1986 год — спущен на воду крупнейший в стране в своём классе морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Циклон», имевший две пассажирские палубы.
1987 год — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода. Введён в строй двухпалубный теплоход на подводных крыльях «Циклон».
1988—1991 годы — на предприятии построены первые два и почти достроен третий малый десантный корабль проекта 12322 «Зубр». Эти корабли являлись крупнейшими в мире кораблями на воздушной подушке.
1991 год — предприятие переименовано обратно в Феодосийское производственное объединение «Море».
Современная Россия
18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
25 июня 2014 года — предприятие национализировано властями Республики Крым.
11 сентября 2014 года — предприятие преобразовано в Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море».
2014—н.в. — введены в строй флота Китая строившиеся для него два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», причем первый из них был принят на вооружение уже в марте 2014 года, силами завода строится третий аналогичный, но уже, видимо, в Китае.
7 октября 2015 года — ГУП РК «Судостроительный завод «Море» преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море».
2016—2017 годы — завод проводит достройку рейдового водолазного катера проекта А160.
2016—н. в. — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода.
2016—н. в. — на предприятии строится серия из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2016 и 2017 годах соответственно.
Конец 2016 года — завод фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.
2017—н. в. — серийное производство пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке 2-го ранга проекта А25ПС.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.