Ленинградский судостроительный завод «Пелла»
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (официальное сокращённое наименование ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла») — судостроительное предприятие в г. Отрадное Ленинградской области, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1930-х годах как завод по производству автоприцепов Наркомата лесной промышленности[1]. Восстановленный после Великой Отечественной войны завод с 1950 года был перепрофилирован на судостроение, впоследствии получив и новое название «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
История наименований предприятия:
- 1930-е годы — послевоенные годы — Завод автоприцепов(?) Наркомата лесной промышленности (во время Великой Отечественной войны завод был нарушен, а после — восстановлен)
- Послевоенные годы — 1957 год — Ленинградский механический завод № 4
- 1957—1965 годы — «Ленинградский судомеханическийй завод.
- 1965—1992 годы — «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
- 1992—1996 годы — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
- 21 июня 1996 года — настоящее время — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве буксиров, поставляемых, в том числе, и на экспорт в Дальнее зарубежье. Также производит различные катера, гидрографические суда и малые ракетные корабли.
На 2017 год предприятие характеризуется сложной структурой с наличием нескольких дочерних компаний:
- ОАО «Пелла-Маш» — машиностроительное (станкостроительное) производство, прежде всего в интересах судостроения, производящее:
- трубогибочные станки;
- машины термической резки;
- спуско-подьемные устройства для спасательных шлюпок;
- оборудования для спуска судов;
- корпуса алюминиевых судов;
- окрасочное оборудование безвоздушного распыления.
- ЗАО «Пелла-Фьорд» — специализируется на стеклопластиковом судостроении, в частности производит:
- прогулочные лодки и каноэ и тому подобные суда;
- катера;
- спасательные шлюпки закрытого типа;
- изделия из стеклопластика по заявкам заказчика.
- ООО «Арис» — предприятие, специализирующееся на отделке и, в том числе, покраске судов.
- ЗАО «Интро-Пелла» — предприятие занимающееся собственно судостроением.
- Pella Sietas GmbH, Германия — предприятие, занятое судостроением на территории Германии, где «Пелла» купила небольшую верфь, одну из старейших в стране для расширения сбыта продукции в Евросоюзе.
- ООО «Промэнерго» — предприятие, занимающееся энергетикой.
- ООО «Нэмо» — предприятие специализируется на электромонтажных работах.
- ООО «Пелла-дизайн» — специализируется на проектировании.
- ООО «Персей-Пелла» — предприятие в области рыбопромысловой деятельности.
- ФГУП Судостроительный завод «Море», Феодосия, Республика Крым — завод, управляемый «Пеллой» на правах аренды до конца 2020 года. Специализируется на среднем и малом судостроении, прежде всего в области судов на подводных крыльях и на воздушной подушке.
История предприятия
Предыстория создания завода
862 год — берега Невы вошли в состав вновь созданного Древнерусского государства и в месте расположения завода впоследствии были известны как Ивановская волость.
XVII век — в ходе Смутного времени Ивановская волость была почти на сто лет уступлена Швеции. В это время на шведских картах уже появляется Пелла (Pallila, с финского — «мягкая, рыхлая земля»).
1702—1703 годы — Невские берега отбиты у Швеции Петром I в ходе Северной войны.
Середина XVIII века — дачей на месте завода владеет князь Лука Иванович Долгоруков.
Октябрь 1761 года — сенатор Иван Иванович Неплюев купил дачу на месте Пеллы у княгини Натальи Федосеевны Долгоруковой, вдовы князя Луки Ивановича. Им там был устроен дом с поместьем, получившим известность как «мыза Ивановская». Там им был построен большой, но, по свидетельству Императрицы Екатерины Великой, не особо украшенный дом.
7 ноября 1784 года — Императрица Екатерина II выкупила мызу Ивановскую у наследников Ивана Неплюева. Как указано в некоторых источниках, изначально для строительства дворца своему внуку Александру (будущему Императору Александру I. Имение получило название по местности «Пелла». Это название, по-видимому, очень нравилось Императрице, поскольку совпадало с названием столицы древней Македонии (ныне город Салоники) — родного города Александра Македонского.
1785 год — поскольку Императрице очень поравилось место, то уже для неё самой началось строительство крупнейшего в стране дворцово-паркового комплекса «Пелла», который должен был быть достроен всего за несколько лет.
Ноябрь 1789 года — в связи с большими бюджетными расходами во время очередной русско-турецкой войны строительство дворца в Пелле временно приостановлено. К этому моменту были полностью построены 9 из 23 крупных зданий комплекса и часть переходных галерей, в том числе все наиболее важные здания комплекса. Позднее, до 1794 года, проводились относительно небольшие работы по достройке дворца.
Декабрь 1796 года — вступивший на престол Император Павел I, сильно недолюбливавший всё, что было связано с его матерью, принял решение о разборке недостроенного дворцовоно комплекса Пелла на стройматериалы.
Май 1797 — начало 1801 года — шесть из девяти готовых зданий дворца разобраны на стройматериалы, использованные большей частью при строительстве Михайловского замка. До наших дней сохранились только здания почтовой станции и каретно-конюшенный корпус, по-видимому, предопределивший на долгое время дальнейшее использование территории.
начало XIX века — на месте бывшего дворца построены деревянные казармы военного городка конной артиллерии и образцовый казачьих частей.
1868 год — казармы сгорели при пожаре, но в течение одного-двух лет были восстановлены.
Советская Россия
1930-е годы — на территории бывшей почтовой станции дворца Пелла создан Завод автоприцепов Народного комиссариата лесной промышленности СССР.
1941—1944 годы — в районе завода идут тяжелые бои, поскольку по Неве проходит линия обороны осажденного Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). В результате, педприятие, включая и исторические дворцовые постройки стало полуразрушенным.
Конец 1940-х годов — предприятие восстановлено и переименовано в Ленинградский механический завод N 4.
1950 год — завод перепрофилирован на судостроительном производство. Вскоре после этого его основной продукцией стали маломерные суда, в том числе буксиры, быстроходные катера и лоцманские боты. При этом до 2012 года из-за расположенных рядом порогов Невы максимальный размер строившиеся судов ограничивался осадков не более 4 метров и, из-за инфраструктуры ограничений, длиной не более 50 метров.
1957 год — предприятие переименовано в Ленинградский судомеханический завод.
1960-е годы — предприятие начинает стеклопластиковое судостроение.
1965 год — завод перподчинен в качестве опытного производства передается ЦНИИ технологии судостроения и переименован в Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
1970-е годы — завод начинает работу и в области производства станков и прочего технологического оборудования для судостроительной отрасли. В частности, он производит трубогибочные станки, машины термической резки металла и окрасочные аппараты.
Российская Федерация
1992 год — в результате приватизации предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
1993 год — станкостроительное производство завода выделено в дочернюю фирму «Пелла-Маш».
21 июня 1996 года — предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
2003 год — настоящее время (2017) — на предприятии строятся крупной серией (на 2017 год составляющей 47 единиц) рейдовые буксиры проекта 90600.
2004 год — настоящее время (?,2017) — на предприятии строятся крупной серией (на 2016 год составлявшей 31 судно) рейдовые буксиры проекта 16609.
16 июля 2012 года — конец 2014(?) года — предприятие построило новую производственную площадку (верфь) ниже по течению Невы в поселке Саперный. Это первая серьезная верфь, построенная в России после развала СССР в 1991 году и первая частная верфь, построенная в стране с 1917 года. Поскольку она расположена ниже порогов, предприятие получило возможность строить до 10 морских судов среднего размера в год. На новой верфи могут производиться суда длиной до 100 м, шириной до 22 м и осадкой до 8 м.
2013 год — н.в. — на заводе для Военно-морского флота России производятся патрульные катера проекта 03160 «Раптор», разработанные на заводе на базе катеров проекта СВ90.
2015—н. в. — на предприятии строится серия малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2015 году и ещё два — в 2016 году. Ещё один корабль на март 2017 года не заложен, но, вроде как строится. Также на заводе планируется строительство ещё 10 кораблей этого проекта.
2015—н. в. — на арендуемом «Пеллой» Судостроительном заводе «Море» в Феодосии также строится серия из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2016 и 2017 годах соответственно.
Конец 2016 года — «Пелла» взяла в аренду до 31 декабря 2020 года близкий по профилю Судостроительный завод «Море» (г. Феодосия, Республика Крым).
См. также
Ссылки
- Официальный сайт предприятия http://pellaship.ru
- Официальный сайт дочерней фирмы ОАО «Пелла-Маш», занимающейся станкостроением
- Официальный сайт дочерней фирмы ЗАО «Пелла-Фьорд», занимающейся малыми стеклопластиковыми судами
Примечания
- ↑ На официальном сайте предприятия указано Министерство лесной промышленности, но в эти годы оно существовало именно как Народный комиссариат