Судостроительная фирма «Алмаз»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Судостроительная фирма «Алмаз», 2010

Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз» (официальное сокращённое наименование ПАО «СФ «Алмаз») — судостроительное предприятие в г. Санкт-Петербург работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1933 году как Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1].

История наименований предприятия:

  • 1933—1934 годы — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1](?).
  • 1934—1939 годы — Верфь Морпогранохраны НКВД(?)[2].
  • 1939-1941 годы — Завод № 5 Народного коммисариата внутренних дел.
  • 1941-1946 годы — Завод № 5 Народного коммисариата судостроительной промышленности.
  • 1946-1966 годы — Завод № 5 Министерства судостроительной промышленности.
  • 1966-1970 годы — Ленинградский Приморский завод.
  • 1970-1974 годы — ПТО «Алмаз».
  • 1974-1990 годы — Производственное объединение «Алмаз».
  • 1990-1991 годы — Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».
  • 1991—1992 годы — Судостроительное объединение «Алмаз»
  • 1992—1993 годы — Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1993—1996 годы — Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1996—201… годы — Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 201… — н.в. (2017) — Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

В настоящее время (2017 год) завод является производит относительно небольшие военные корабли, в том числе часто для погранохраны, а также различные катера и суда вспомогательного флота, в том числе плавкраны.

История предприятия

Предыстория создания завода

Март 1930 года — для выпуска катеров морской пограничной охраны национализирована и передана Морпогранохране ОГПУ[1] частновладельческая кустарная верфь А. Л. Золотова.

Начало 1931 года — ОГПУ принято решение о строительстве новой катерной верфи для Морпогранохраны, поскольку выяснилось, что бывшая верфь А. Л. Золотова при всём напряжении может выпускать не более 4 — 6 сторожевых катеров в год при потребности Морпогранохраны в примерно 270 катерах.

23 февраля 1931 года — Решением № 021-38 Ленгорисполкома для строительства верфи Морпогранохраны выделен земельный участок на Петровском острове.

5 июля 1931 года — Госпланом СССР выделены фонды на строительство верфи Морпогранохраны.

Декабрь 1931 года — принята программа катеростроения Морпогранохраны.

1932 год — при строящемся по проекту ОКТБ-2 предприятии организовано собственное конструкторское бюро, которому из ОКТБ-2 переданы все работы по катерам верфи.

Февраль 1933 года — на всё ещё строящемся предприятии начался запуск производства.

21 марта 1933 года — на предприятии заложен первый сторожевой катер типа ГК.

Советская Россия

1 мая 1933 года — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1] торжественно открыта в присутствовии Первого секретаря Ленинградского Обкома ВКП(б) С. М. Кирова. Предприятие в это время было предназначено для серийного строительства деревянных катеров, прежде всего пограничных сторожевых.

1933—1934 годы — на заводе построена серия из 16 пригодных для перевозке по железной дороге «габаритных» сторожевых катеров типа ГК (обозначались в зависимости от типа двигателей ГК-1 и ГК-2), имевших водоизмещение 30 тонн, деревянный корпус, скорость 22-24 узла и вооружённых носовым орудием калибром 37 или 45 мм, 7,62 мм пулеметом и 8-ю глубинными бомбами.

1934—1935 годы — на заводе построено 32 катера типа МО-2 («малый охотник» за подводными лодками) собственной разработки.

Июль 1934 года — в связи с реорганизацией ОГПУ завод, по всей видимости, был переименован(?) в Верфь Морпогранохраны НКВД (Народного коммисариата внутренних дел).

Декабрь 1934 года — после убийства С. М. Кирова почти всё руководство верфи было репрессировано и заменено на других, также заключённых специалистов.

1936 год — построено два головных малых охотника улучшенного типа МО-4.

1937 год  — в связи с возложением на верфь обязанности производства деревянных торпедных катеров в военное время, конструкторским бюро завода начата разработка деревянного торпедного катера Д-3 (ТКД-3). Эти катера стали первыми отечественными торпедными катерами дальнего действия.

1937—1941 годы — на заводе построено 226 серийных катеров МО-4, ставших, в результате, видимо, самыми активно использовавшимися единицами отечественного военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны. При этом из 188 катеров этого типа (включая головные), построенных до войны, 75 уже изначально были направлены не в части Морпогранохраны НКВД, а в Военно-морской флот.

Начало 1939 года — верфь переименована в Завод № 5 НКВД.

1939 год — завод построил головной торпедный катер типа Д-3, отличавшийся от последующих серийных двигателями и развивший на испытаниях в 1940 году скорость 40 узлов. В августе 1940 года катер поступил на вооружение Черноморского флота.

Торпедный катер ТКА-12 типа Д-3 на постаменте в Североморске, 2010

1940 — начало 1941 года — построены первые 5 торпедных катеров типа Д-3 (ТКД-3). К началу войны они находились на Балтийском море, но вскоре были отправлены по железной дороге на Северный флот, где особенно отличился ТКА-12, потопивший в общей сложности 5 кораблей и судов. Катер сохраняется ныне в составе монумента в закрытом городе Североморск Мурманской области.

1940 — 1941 годы — предприятие активно достраивается по первоначальному проекту, в основном завершив строительство к 1941 году. В этот период на заводе были приняты в эксплуатацию механический и кузнечный цеха, литейная мастерская, клуб, столовая, библитека, а также был расширен деревообрабатывающий цех.

Март 1941 года — предприятие передано в Наркомат судостроительной промышленности и получило наименование Завод № 5 НКСП.

22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война, в связи с чем предприятие стало заниматься небольшой переделкой балтийских пограничных катеров серии МО для нужд военно-морского флота. На этот момент на предприятии трудилось 2798 человек, из них 1884 рабочих. Значительная часть персонала завода — 1115 человек — уже в первые дни войны была призвана в армию.

Август 1941 года — принято решение об эвакуации части оборудования и материалов, а также более 100 человек из коллектива предприятия на завод 630 НКСП в городе Сосновка Кировской области (ныне Сосновский судостроительный завод), где во время войны был организовано производство катеров ТКД-3 и МО-4, а таже специально спроектированных малых охотников ОД-200, выпускавшихся прогрессивным поточно-позиционным методом.

-13 августа 1941 года — на 1942 год заводу установлен план выпуска в 30 торпедных катеров.

8 сентября 1941 года — началась блокада Ленинграда, сказавшаяся и на работе завода.

Декабрь 1941 года — после эвакуации 405 человек численность коллектива завода составила 730 человек.

Зима 1941—1942 годов — первую блокадную зиму не пережили 545 членов коллектива предприятия. Кадры пополнялись за счёт женщин и детей.

29 мая 1942 года — властями блокадного Ленинграда данр распоряжение смежникам завода обеспечить его оборудованием и материалами, несмотря на тяжелейшие блокадные условия.

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

31 мая 1944 года — «за успешную работу по строительству боевых торпедных катеров для ВМФ, за их высокие технические и боевые качества, за самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих завод № 5 НКСП награждается орденом Трудового Красного Знамени».

1946 год — в связи с преобразованием Наркоматов в Министерства предприятие переименовано в Завод № 5 МСП.

22 октября 1949 года — на базе заводского конструкторского бюро при заводе № 5 с привлечением конструкторов из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД создана проектная организация «Специальное Конструкторское Бюро № 5» (СКБ-5), ныне ЦМКБ «Алмаз»[1].

1 апреля 1956 года — СКБ-5 реорганизовано в полностью самостоятельное «Центральное конструкторское бюро № 5» (ЦКБ-5, ныне ЦМКБ «Алмаз») с передачей ему цеха № 6 завода № 5, то есть производства малых катеров на месте бывшей верфи Золотова. Позднее эта небольшая верфь ещё не раз меняла подчинение и названия, просуществовав до начала 2010-х в качестве ОАО «Редан», но в состав завода «Алмаз» возвращалась только на незначительное время в 1970—1971 годах в процессе очередной реорганизации.

1966 год — предприятие получило открытое название Ленинградский Приморский завод.

1970 год — предприятие было преобразовано путём объединения с ЦМКБ «Алмаз» и Невским Морским заводом в ПТО «Алмаз».

1974 год — предприятие переименовано в Производственное объединение «Алмаз».

12 февраля 1990 года — после выхода из объединения ЦМКБ «Алмаз» предприятие переименовано в Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».

1 октября 1991 года — предприятие переименовано в Судостроительное объединение «Алмаз»

Российская Федерация

20 марта 1992 года — завод преобразован в предприятие Судостроительная фирма «Алмаз».

1 июля 1993 года — государственное предприятие путём акционирования преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».

12 июля 1996 года — завод преобразован в Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

201… год — предприятие преобразовано в Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

ТКА-12 на постаменте в Североморске, 2010
  • ТКА-12

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 ОГПУ — Объединённое государственное политическое управление при Совете народных коммисаров — аналог современной Федеральной службы безопасности России в 1923—1934 годах.
  2. Народного коммисариата внутренних дел