Окская судоверфь
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Окская судоверфь» (официальное сокращённое наименование АО «Окская судоверфь») — судостроительное предприятие в г. Навашино, Нижегородская область, работающее в областях малого и среднего судостроения, а также производства понтонных парков и наплавных мостов. Образовано в 1907 году как Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода.[1]
Исторические названия предприятия[2][3]:
- Мордовщиковская судоверфь (Мордовщицкая судоверфь (?)).
- Мордовщиковский судомостовой завод(?).
- Мордовщиковский судостроительный завод(?).
- Завод № 342 (Судостроительный завод № 342).
- Предприятие п/я № 31.
- Судостроительный завод «Ока».
- Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».
В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов среднего и малого размера (вплоть до класса «река-море»), наплавных мостов и понтонных парков, а также различных блоков для судостроения. Производственные мощности завода позволяют строить морские и речные суда длиной до 150 метров, шириной до 17,8 метров и спусковым весом до 2500 тонн.[4]
На 2018 год входит в состав дивизиона VBTH международной транспортной группы UCL Holding.
История предприятия
Российская Империя
Начало 1907 года(?) — правление Общества Коломенского машиностроительного завода, получив крупные заказы на постройку нефтеналивных барж, решило для сокращения издержек на перевозку металла с принадлежащего обществу Кулебакского завода построить новую верфь на участке, известном как Мордовщик, близ села Липняи железнодорожной линии Кулебаки — Липня примерно в 26 верстах от Кулебак и в 8 верстах от Мурома.[5]
Лето 1907 года — на Мордовщике начались планировочные работы. В частности, была построена судояма устроенная так, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и позволяли выводить из по Оке. Первые построенные на Мордовщиковской судоверфи баржи: «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая», «Ярославна».[6]
Осень 1911 года — предприятие начало выпуск мостовых металлоконструкций, остающийся до сих пор одной из основных его специализаций. В то время оно производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.[7]
1912 год — к этому времени Мордовщиковская судоверфь стала основным производителем речных барж для Волги и её притоков.[8]
1917 год — до начала связанного с революциями 1917 года развала экономики, продолжавшая развиваться и дооснащаться судоверфь построила более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн, в том числе более 39 барж, более 20 — землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуну.[9]
Советская Россия
1928—1940 годы — предприятием построено 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн.
1933 год — по приказу заместителя наркома тяжелой промышленности на Мордовщиковский судомостовой завод был переведён заказ на изготовление понтонных парков с Коломенского машзавода, где его выполнение вызвало большие трудности. С этого момента до настоящего времени производство понтонных парков становится одной из основных специализаций предприятия.
Июнь 1935 года — введена в строй первая для завода цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн.
Начало 1950-х(?) — начало 1960-х(?) годов — завод подвергся реконструкции, в результате чего его производственные мощности заметно возрасли. Были сданы в эксплуатацию новые цеха и новое оборудование, а также освоены новые технологии производства судов.
1960—1980 годы — завод строит крупной серией речные сухогрузные теплоходы типа «Волго — Дон» грузоподъемностью 5300 тонн проектов 507, 507А и 507Б.
1963 год — с помощью специальных имитирующих устройств сдаточные испытания силовых установок речных и морских судов стали проводить ся в заводской гавани.
1974 год — предприятием построено судно «Серебрянка» проекта 1591, предназначенное для сбора радиоактивных вод.
1977—1988 годы — построены 12 контейнеровозов грузоподъемностью 5300 тонн проекта 1588 типа «Василий Шукшин» и 11 контейнеровозов грузоподъемностью 4900 тонн проекта 15881 типа «Виталий Дьяконов».
1981—1991 годы — предприятием построены 49(?) речных сухогрузных теплоходов типа «Волжский» (развитие типа «Волго — Дон»), в том числе 21(?) составной теплоход общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящий ведущей и толкаемой несамоходной секций.
1982 год — предприятие награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
1985 год — на предприятии для отечественного военно-морского флота был построен плашкоут «Шельф» — стенд для испытаний «Шквал».[10]
Российская Федерация
1991—1994 годы — предприятием построены ещё, как минимум, 14 речных сухогрузных судов типа «Волжский» различных модификаций.
2004—2007 годы — заводом построены 7 сухогрузов класса «река-море» проекта 00101 типа «Русич».
2011—2012 годы — заводом сданы 10 сухогрузных судов проекта RSD44.
См. также
Ссылки
Примечания