Крымский мост
1931 год — начало работ над новым проектом моста с подходами к нему.
7 января 1941 года — островная часть косы Тузла передана в состав Крымской АССР.
вторая половина 1941 года — начало Великой Отечественной войны, Керчь к концу года оккупирована немецкими войсками и снова освобождена русскими. К этому моменту приступить к строительству моста по второму проекту так и не удалось.
май 1942 года — Керчь повторно захватили германские войска.
весна 1943 года — немецкие войска начинают строить канатную дорогу через Керченский пролив. Тогда же Гитлер лично даёт указание о начале строительства постоянного моста. Получив сведения о начале строительства, Сталин лично запрещает бомбить и обстреливать стройплощадку.
14 июня 1943 года — немецкими войсками введена в строй канатная дорога через Керченский пролив.
9 октября 1943 года — советские войска занимают восточный берег Керченского пролива. Канатная дорога при этом была частично демонтирована и частично разрушена немцами при отступлении.
апрель 1944 года — с использованием оставленного немцами материала началось строительство железнодорожного моста через Керченский пролив. Строительство началось ещё до освобождения Керчи и велось по временным нормам, без ледорезов, которые планировалось доделать уже после запуска движения по мосту.[1]
1944 год — канатная дорога восстановлена советскими войсками и использовалась для снабжения войск в Крыму. Позднее в том же году она была демонтирована и переброшена в Карпаты.
11 апреля 1944 года — освобождён г. Керчь.
3 ноября 1944 года — железнодорожный мост через Керченский пролив (Керченский железнодорожный мост) введён в строй в объёме первого пускового комплекса. Достройка моста при этом продолжалась, однако завершить строительство вовремя помешали многочисленные в тот год зимние шторма.
18 февраля 1945 года — принесёнными ветром из Азовского моря толстыми льдами снесены 32 опоры моста, поскольку к этому моменту на 115 опорах моста были готовы только 5 ледорезов. К 20 февраля рухнули ещё 10 опор. После обследования моста специальная комиссия рекомендовала его не восстанавливать, а разобрать и построить новый.
31 июля 1945 года — после проведённых исследований разработано проектное задание на строительство постоянного моста через Керченский пролив для чего был выбран вариант неразводного моста на высоком уровне с однопутным железнодорожным и двухпутным автогужевым движением над ним в створе Еникале — Коса Чушка. Однако окончательно проектная документация утверждена так и не была — в Госплане к ней выдвинули ряд противоречивых претензий, главным из которых стала недостаточная изученность сложных геологических условий в проливе, в результате чего в последующие несколько лет все работы по строительству постоянного моста свелись к разборке остатков старого моста для освобождения пролива, а также изысканиям и строительству опытной опоры.
1950 год — вялотекущие подготовительные работы к строительству постоянного моста через Керченский пролив свёрнуты с переориентированием работ на строительство паромной переправы. В последующие 69 лет строительства моста постоянно обсуждались, но только на ранних этапах.
Начало 1954 года — Крымская область передана из состава РСФСР в состав УССР. Решение о передаче было принято с нарушениями Конституции СССР, впоследствии же привело к сначала к длительному вялотекущему, а затем и острому конфликту.
22 сентября 1954 года — для замены моста открыта Керченская паромная переправа. После этого проекты строительства моста обсуждались в среднем каждые пять лет, но только в виде намерений.
конец 2003 года — для защиты от размывания берегов Таманского полуострова российские власти восстановили значительную часть косы Тузла, что вызвало пограничный конфликт с Украиной, контролировавшей на спорных основаниях её островную часть. В результате промыв был значительно сокращён, но не ликвидирован полностью. Восстановленная в виде дамбы часть косы впоследствии весьма пригодилась во время строительства моста.
16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.
18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
Подготовка к строительству
11 июня 2014 года — утверждён вариант строительства моста в створе косы Тузла.
5 сентября 2014 года — появились первые сообщения о производстве земляных работ на подходах к мосту, а также о разминировании снарядов, оставшихся в Керчи со времён Великой Отечественной войны.
2 октября 2015 года — началось строительство автодорожного подхода к мосту со стороны Таманского полуострова, который должен будет служить подходом также и к строящемуся порту Тамань.[2]
15 апреля 2015 года — начато строительство первого из трёх временных технологических мостов через Керченский пролив.
февраль 2016 года — утверждена сметная стоимость строительства в размере 211,9 миллиарда рублей в ценах четвертого квартала 2015 года.
Основной этап строительства
10 марта 2016 года — официально объявлено [3] о начале строительства свайных фундаментов опор моста через Керченский пролив, знаменующего собой начало собственно проекта строительства моста.
18 марта 2016 года — строительство моста посетил Президент России Владимир Путин.[4]
24 марта 2016 года — турецкий сухогруз «Лира» повредил опору одного из временных мостов у судоходного канала. [5]
12 апреля 2016 года — введена в строй первая из 593 опор моста — опора № 173, относящаяся к автомобильной части моста на косе Тузла.[6]
17 мая 2016 года — появились сообщения о начале строительства опор моста на морских участках.[7][8]
19 мая 2016 года — на строительство моста предприятием «Воронежстальмост» отправлены первые четыре балки пролётных строений его автомобильной части.[9]
25 мая 2016 года — владелец врезавшегося ранее в опору временного моста турецкого сухогруза «Лира» выплатил компенсацию, после чего дело было закрыто.[10]
30 мая 2016 года — стало известно, что на строительстве была установлена 1000-я свая моста.[11]
2 июня 2016 года — завершено строительство стапелей под сборку арочных судоходных пролётов моста, расположенных на технологической площадке на крымской стороне пролива.[12]
9 июня 2016 года — начат монтаж пролётов моста. Первые пролёты монтируются на береговой части автомобильного моста со стороны Тамани.[13]
8 июля 2016 года — стало известно, что итоговая стоимость работ составит 227,92 миллиарда рублей, что на 380 миллионов рублей меньше, чем предельная стоимость проекта, утвержденная распоряжением правительства России от 30 января 2015 года.[14]
1 августа 2016 года — началось строительство опор судоходного пролёта моста. К этому моменту было готово уже более 70 опор моста, ещё более 100 находились в работе, всего же при строительстве на этот момент было погружено почти 1800 свай различных типов.[15][16]
9 августа 2016 года — на Таманском полуострове полностью введена в строй технологическая дорога с твёрдым покрытием длиной около 50 км, обеспечивающая подъезд к стройке от трассы А-290 без задействования местных дорог. Предполагается, что дорога, предназначенная исключительно для грузового движения, будет использоваться только на время строительства моста и подходов к нему.[17]
11 августа 2016 года — на YouTube опубликована в виде ролика первая песня о строительстве этого моста — «Я забиваю сваю» (автор и исполнитель Константин Хоменко — один из проектировщиков моста).
24 августа 2016 года — строители приступили к монтажу судоходных арок. Планируется, что данная работа будет завершена в течение 12 месяцев.[18]
1 сентября 2016 года — построены первые 100 из 594 запланированных опор моста.[19]
13 сентября 2016 года — завершены основные работы по строительству вспомогательной инфраструктуры. Было построено три рабочих моста, временные причалы, 30 километров временных дорог, склады и промышленные площадки, городки строителей.[20]
15 сентября 2016 года — строительство моста посетили Президент России Владимир Путин и председатель Правительства России Дмитрий Медведев.
20 сентября 2016 года — завершена установка первой морской опоры, которых будет установлено 173, в их числе 86 — автомобильных и 87 — железнодорожных.[21]
29 сентября 2016 года — Росархив запустил портал [kerch.rusarchives.ru] «Мост через Керченский пролив», где представил коллекцию документов, большей частью ранее не публиковавшихся, о предыстории строительства моста начиная с 1911 года.
24 октября 2016 года — началось строительство плит проезжей части автомобильного моста.[22]
19 декабря 2016 года — возведено 200 из 594 запланированных опор моста.[23]
5 января 2017 года — на строительстве моста установлено 50 % проектного числа свай — «почти 3540 из более, чем 7000».[24]
2 февраля 2017 года — стало известно о начале строительства полотна моста на первом из морских участков. Автодорожная часть моста на участке длиной более 2 км от острова Тузла до судоходной арки строится методом надвижки готовых пролётов в сторону моря по мере сборки секций на берегу.[25]
2 февраля 2017 года — официально началось строительство четрырёхполосного автомобильного подхода к мосту со стороны Керчи, фактически начатое несколько ранее. Длина подхода составит 8,6 км при стоимости 7,1 млрд рублей. Фактически подход станет частью строящейся федеральной трассы «Таврида» (Керчь — Севастополь) стоимостью 139 млрд рублей и строится тем же подрядчиком — АО «ВАД», Санкт-Петербург.[26][27]
18 марта 2017 года — завершено строительство новых жилых домов для жителей Керчи, отселяемых из санитарно-защитной зоны моста.[28]
4 мая 2017 года — стало известно, что к маю 2017 года строителями было завершено создание более, чем половины опор моста (298 из 595), в том числе всех сухопутных опор его автомобильной части. Также было установлено почти 70 пролётов и выполнено 20 % работ на участках с железобетонной плитой проезжей части. Также на морском участке готовы 25 из 170 предусмотренных проектом опор и завершено погружение всех 95 трубосвай в фундаменты каждой из двух наиболее крупных фарватерных опор.[29]
6 мая 2017 года — строители моста помогли поднять обнаруженный неподалёку под водой советский истребитель американского производства P-40 «Киттихок» времён Великой Отечественной войны, по-видимому, совершивший вынужденную посадку на воду после получения боевых повреждений в 1943 году.[30]
16 июня 2017 года — завершена укрупнительная сборка арки железнодорожной части моста.[31]
10 июля 2017 года — на автодорожной части моста началась укладка нижнего слоя асфальтобетона.[32]
31 июля 2017 года — строители завершили сборку арки судоходного пролёта автодорожной части моста через Керченский пролив и полностью подготовили к установке железнодорожный судоходный пролёт.[33]
16 августа 2017 года — погружена последняя свая в основании автодорожной части моста.[34]
29 августа 2017 года — закончен подъём ж/д арки моста.[35] Движение кораблей по фарватеру, перекрытое для установки арки на трое суток (с 27.08), было открыто с опережением графика на 6 часов. [36] [37]
6 сентября 2017 года — с большой помпой отпраздновали проход десантного корабля «Азов» под железнодорожной аркой. Около двух десятков мостостроителей подняли на арку, всю команду корабля из 87 человек построили на палубе.[38]
8 сентября 2017 года — под мостом прошло первое украинское судно, теплоход «Копан», гружённый чугуном. Что интересно: чтобы вписаться в габарит моста, на судне укоротили мачту.[39]
19 сентября 2017 года — автодорожная арка судоходного пролёта моста снята со стапеля и находится в процессе передвижки на 140 метров к пирсам.[40]
2 октября 2017 года — на автодорожной части моста уложены первые 600 метров верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.[41]
13 октября 2017 года — досрочно завершена установка автодорожной арки над судоходным пролётом моста.[42]
21 ноября 2017 года — завершён монтаж пролётов автодорожной части на участке от кубанского берега до острова Тузла. [43]
29 ноября 2017 года — в Керчи для строителей моста состоялся концерт посетившего стройку накануне певца и композитора Олега Газманова.[44]
4 декабря 2017 года — завершено строительство опор автодорожной части моста, готовность опор его железнодорожной части составила к этому моменту 50 %.[45]
17 декабря 2017 года — подведены итоги народного голосования в интернете за лучший вариант названия моста. С большим отрывом победило название «Крымский мост».[46]
20 декабря 2017 года — завершена сборка пролётов автодорожной части моста, составивших сплошное полотно от берега до берега.[47] [48]. Теперь с Таманского полуострова в Крым можно пройти пешком — пока только строителям.
5 февраля 2018 года — началось строительство морских пролётов железнодорожной части моста над Керченским проливом методом продольной надвижки.[49]
14 марта 2018 года — строительную площадку моста с очередным рабочим визитом посетил Президент России Владимир Путин.
5 апреля 2018 года — завершён монтаж аэродинамических обтекателей автодорожной арки моста.[50]
11 апреля 2018 года — начались работы по асфальтированию автодорожной арки моста.[51]
13 апреля 2018 года — на автодорожной части моста начались работы по нанесению дорожной разметки.[52]
16 апреля 2018 года — начаты пусконаладочные работы автоматизированной системы управления дорожным движением на автодорожной части моста.[53]
26 апреля 2018 года — завершены укладка асфальта на автодорожной части моста и приёмочные испытания автодорожной части моста. При этом отдельные работы, необходимые перед запуском автодорожной части моста, но не относящиеся собственно к его строительству, такие как установка дорожных знаков, выполнены ещё не были.[54][55]
28 апреля 2018 года — подписан акт приёмки автодорожной части моста заказчиком.[56]
15 мая 2018 года — официально введена в строй автомобильная часть моста.
16 мая 2018 года — 5:30 утра по местному времени открыто общедоступное движение легковых автомобилей и автобусов по автомобильной части моста. Грузовики на мост временно допускаться не будут из-за неготовности дорог Крыма к принятию соответствующего потока транспорта, так как предназначенная для этого федеральная трасса «Таврида» ещё строится. Впоследствии за первые сутки работы автомобильной части поста по нему проехало около 10700 транспортных средств в сторону Крыма и около 10000 транспортных средств в сторону Тамани.[57]
Ожидаемые события
Вторая половина 2018 года — открытие движения грузовых автомобилей по автомобильной части моста.
2019 год — ввод в строй железнодорожной части моста.
Видеоматериалы о строительстве моста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. также
Ссылки
- http://most.life/ — официальный сайт строительства моста.
- «Мост через Керченский пролив» — публикация коллекции документов Росархива об истории строительства моста начиная с 1911 года и включая период немецкой оккупации
- Презентации о строительстве моста
- Неофициальный сайт строительства моста
- Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы
- Официальный аккаунт кота Моста в Инстаграме
- Официальный аккаунт Крымского моста в Инстаграме
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|