Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Н. С. Хрущёв

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 9 февраля 1955 года по 5 февраля 1959 года.

Границы периода обусловлены отстранением от власти Г. М. Маленкова и завершением внеочередного XXI Съезда КПСС, на котором было официально прервано действие плана VI Пятилетки и введён в действие новый семилетний план.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Космонавтика и ракетная техника

Файл:Lancio sputnik.jpg
Ракета-носитель «Спутник» на Байконуре, 1957

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7

Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, послужившая основой для до сих пор активно развивающегося семейства ракет-носителей, известного также как «Союз» и являющегося одним из самых надёжных в мире. Создавалась с 1954 года, первый успешный запуск проведён 21 августа 1957 года со специально построенного для этого Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (космодрома «Байконур»). Двухступенчатая ракета имела пакетную схему с одновременным запуском двигателей обеих ступеней, что увеличивало надёжность работы второй ступени. Масса полезной нагрузки (моноблочной, ядерной, отделяемой) составляла 5400 кг, а дальность полёта ракеты — 8 тыс. км.

Газета «Правда» о первом пуске на предельную дальность, 1960

Первый пуск ракеты Р-7А на предельную дальность был произведён 20 января 1960 года. Эту новость почти неделю обсуждала мировая пресса. Для проверки технологических параметров в месте падения головной части в Тихом океане в соответствии с НИР «Акватория» были созданы специальные корабли Военно-морского флота.

После этого в 1960 году Р-7А была принята на вооружение. Дальность до 9,5 тыс. км, была достигнута снижением полезной нагрузки до 3700 кг.[2] В качестве боевых ракет Р-7 и Р-7А были развёрнуты не на Байконуре, а на специально построенном для этого несколько позже объекте «Ангара» (космодроме «Плесецк»).

Но ещё до этого началось использование ракет-носителей на базе ракеты Р-7. На базе МБР Р-7 (8К71) в 1958 году была создана трехступенчатая 8К72. При ее помощи в 1959 году была запущенна станция «Луна-1» ставшая первой искусственной планетой, «Луна-2» первой достигшей поверхности Луны и «Луна-3» первой сфотографировавшая обратную сторону Луны. Потом после небольшой модификации была создана ракета 8К72К при помощи которой в космос был запущен первый человек.

В настоящее время один экземпляр ракеты Р-7 сохранился в МГТУ им. Н. Э. Баумана, где используется в качестве натурного образца для изучения студентами ракетной техники[1].

Байконуру - 60

Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства Обороны СССР (космодром «Байконур»)

Будущий космодром «Байконур» строился как полигон для испытания межконтинентальных баллистических ракет Р-7 с начала 1955 года. Официально образован как войсковая часть 2 июня 1955 года, первый запуск на единственной в то время пусковой установке на Площадке № 1 (получившей впоследствии по понятным причинам неофициальное имя «Гагаринский старт») был проведен 15 мая 1957 года.

Открытое имя «Байконур» космодром получил после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году, который провели на незначительно модифицированном варианте той же ракеты Р-7, который назвали «Спутник» уже после успешного запуска. Что интересно, из соображений секретности полигон, расположенный в окрестностях станции Тюратам, получил имя по населённому пункту Байконур, находящемся чуть ли не в противоположенном конце советской Средней Азии.

Позднее на космодроме было реализовано множество крупных проектов, в частности, построены наземные комплексы ракет Протон, Н-1, Зенит и Энергия.[2]

Зенитная ракета В-300 комплекса С-25 в музее

Зенитно-ракетная система С-25 «Беркут»

Стационарная зенитно-ракетная система, предназначенная для использования в составе проекта Системы противовоздушной обороны г. Москвы для защиты города от массированных налётов вражеской авиации разрабатывалась с 1950 года в качестве одного из крупнейших проектов под кураторством Л. П. Берии. В рамках проекта были разработаны, в частности, зенитные ракеты В-300 и радиолокационные станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона Б-200. В рамках испытаний системы проводились натурные стрельбы, в том числе с поражением одновременно 20(!) воздушных целей. Система была официально принята на вооружение 7 мая 1955 года[3].

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер проекта 68-бис «Мурманск»

Последним из вошедших в строй отечественного военно-морского флота крейсеров проекта 68-бис, строившихся ранее крупной серией, стал «Мурманск». Корабль был заложен на Заводе № 402 в Молотовске (ныне Северодвинск) 28 января 1953 года, спущен на воду 24 апреля 1955 года, введён в строй 22 сентября 1955 года. После этого, в связи, большей частью, с личной позицией Н. С. Хрущёва строительство крупных надводных кораблей было свёрнуто, а значительная часть уже имевшихся была выведена в резерв в связи с большими надеждами на быстро прогрессировавшее в то время ракетное оружие и атомные подводные лодки. В частности, было прекращено и строительство ещё 7 крейсеров проекта 68-бис, находившихся в различных стадиях строительства с готовностью в отдельных случаях более 80 %, также были отменены заказы на строительство ещё двух крейсеров этого проекта.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

Крейсерская (большая атомная) подводная лодка К-3 («Ленинский Комсомол») проекта 627

Первая в России и третья в мире атомная подводная лодка, позднее носила имена «Ленинский Комсомол» (с 9 октября 1962 года) и, в связи с переклассификацией из крейсерской в большую подводную лодку, Б-3. Заложена на заводе № 402 в Молотовске (с 12 сентября 1957 года Северодвинске) 24 сентября 1955 года, спущена на воду 9 октября 1957 года, введена в строй отечественного военно-морского флота 17 декабря 1958 года. Была вооружена торпедным оружием.

На конец 2014 года корабль хранится на судоремонтном заводе «Нерпа» в ожидании переоборудования в музей[4].

Позднее по доработанному проекту К-3 строились подводные лодки проекта 627А.

Эскадренный миноносец «Спокойный» проекта 56

Головной миноносец последующей крупной серии являлся уменьшенным вариантом эсминца «Неустрашимый» проекта 41. Эскадренный миноносец «Спокойный», как головной корабль серии, из-за своей принципиальной новизны получился значительно дороже последующих серийных кораблей, обходившихся примерно по 114 млн рублей за штуку, в то время как его стоимость достигла 242 млн рублей, что позволяет однозначно отнести корабль к крупным проектам. Эсминец был заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова в Ленинграде 4 марта 1953 года, спущен на воду 28 ноября 1953 года, принят флотом 27 июня 1956 года, введён в строй 9 октября 1957 года.

На базе эсминцев проекта 56 путём модернизации были созданы куда более сильно вооружённые и дорогостоящие корабли проектов 56-К, 56-А, 56-АЭ, 56-ЭМ и 56-М, а также, на базе двух последних, — 56-У.

Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ

Первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами, эсминец «Бедовый» изначально строился как торпедно-артиллерийский корабль проекта 56, однако ещё в процессе строительства состав его вооружения был радикально изменён путём замены основной его части на две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»). На нём же этот комплекс проходил испытания, которые получились крайне затратными не только из-за относительно невысокой надёжности ракеты, приведшей к большому количеству пусков, но и из-за неожиданно высокой её эффективности, поскольку в ходе испытаний ракета даже без взрывчатки на борту не раз топила или очень тяжело повреждала корабли-мишени, которые планировалось ещё долго использовать. Корабль был заложен на судостроительном заводе № 445 в Николаеве 1 декабря 1953 года, спущен на воду 31 июля 1955 года, в 1957—1958 годах проходил испытания, в том числе ракетного комплекса, введён в строй 30 июня 1958 года. Переклассифицирован в Большой ракетный корабль (БРК) 19 мая 1966 года, а затем в Большой противолодочный корабль 26 января 1973 года. С 18 июля 1972 года по 25 января 1974 года на «Севморзаводе» в Севастополе прошёл модернизацию по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на куда более технически совершенный П-15 Термит, а 26 июня 1977 года был снова переклассифицирован в БРК.

В дальнейшем были построены три эсминца проекта 56-М с одной пусковой установкой ракет «КСЩ», по-видимому, всё же достаточно дорогих, поскольку позднее они классифицировались как большие ракетные корабли и большие противолодочные корабли.

Эсминец «Неуловимый» проекта 56-М, 1970

Эскадренные миноносцы проекта 56-М

Проект 56-М, представлял собой упрощённый вариант эсминца проекта 56-ЭМ с одной пусковой установкой ракет «КСЩ» и создавался также путём модернизации в процессе строительства серийных эсминцев проекта 56. Всего было построено три корабля этого проекта, причём все три фактически являлись головными, поскольку строились на трёх различных судостроительных заводах:

  • «Прозорливый» — заложен по проекту 56 на заводе № 445 в Николаеве 1 сентября 1956 года, достраивался по проекту 56-М, спущен на воду 30 июля 1957 года, введён в строй 30 декабря 1958 года. Переклассифицирован в большой ракетный корабль (БРК) 19 мая 1966 года, затем 1 февраля 1977 года — в большой противолодочный корабль, а 3 августа 1977 года — снова в БРК. В 1976—1977 гг. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на П-15 «Термит».
  • «Неуловимый» — заложен по проекту 56 на заводе № 190 в Ленинграде 23 февраля 1957 года, достраивался по проекту 56-М, спущен на воду 27 февраля 1958 года, введён в строй 30 декабря 1958 года. Переклассифицирован в большой ракетный корабль (БРК) 19 мая 1966 года, затем в большой противолодочный корабль 26 января 1973 года и снова в БРК 3 августа 1977 года. Со 2 декабря 1971 года по 4 октября 1972 года модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на П-15 «Термит».
  • «Неудержимый» — заложен по проекту 56 на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре 23 февраля 1957 года, достраивался по проекту 56-М, спущен на воду 24 мая 1958 года, введён в строй 30 декабря 1958 года. Переклассифицирован в большой ракетный корабль (БРК) 19 мая 1966 года, затем в большой противолодочный корабль 3 марта 1977 года.

Морские порты

Морской вокзал Сочи на российской почтовой марке, 2011

Сочинский морской торговый порт

Строительство пассажирского порта началось ещё в 1934 году в рамках проекта строительства Сочи-Мацестинского курорта, однако в связи с Великой Отечественной войной в 1940 году оно было прервано, возобновлено в 1947 году и завершено только в это время. В частности, уникальное здание морского вокзала было введено в строй 15 декабря 1955 года, а молы, по несколько противоречивым сведениям, достраивались ещё до 1958 года.

Проект несомненно является крупным как из-за большой стоимости земляных и гидротехнических работ при строительстве такого рода сооружений, так и из-за затянувшегося строительства, точно приведшего к росту затрат, и, наконец, богато отделанного, в том числе скульптурами и 71-метровым шпилем морского вокзала.

Железные дороги

1955

Линия Ургенч — Тахиаташ Ашхабадской железной дороги

Вторая очередь линии Чарджоу — Кунград Ашхабадской железной дороги — линия Ургенч — Тахиаташ длиной 127 км была, по-видимому, введена в строй 24 июля 1955 года.[5]

Дорога строилась практически в рамках проекта Главного туркменского канала, отменённого после смерти Сталина в пользу Каракумского канала.

Линия Кострома — Галич Северной железной дороги

Линия длиной 125 км, решение о строительстве которой было принято 22 ноября 1945 года, строилась долго и тяжело с апреля 1946 года и была в целом достроена только в 1955 году, постоянное пассажирское движение по ней было открыто 15 января 1956 года, окончательно принята в эксплуатацию она была в ноябре 1959 года со всё ещё заметными недоделками. Сметная стоимость проекта составляла 158 млн рублей в ценах тех лет.[6]

Электрификация участка Татарская — Московка Омской железной дороги

Линия длиной 162 км была электрифицирован на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1955 году.

Электрификация участка Куломзино (Омск) — Исиль Куль Омской железной дороги

Линия длиной 133 км была электрифицирован на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1955 году.

1956

Линия Пинозеро — Ковдор

Линия длиной 108 км была введена в строй в 1956 году.

Линия Фёдоровка — Каховка

Линия длиной 152 км была введена в строй в 1956 году.

Линия Кизел — Пермь Свердловской железной дороги

Электрифицированная постоянным напряжением 3 кВ линия длиной 167 км, в некоторых источниках указанная как Няр — Лёвшино, была введена в строй в 1956 году.

Электрификация участка Иркутск — Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги

Участок Транссиба с самым тяжёлым профилем на всей магистрали длиной 134 км был электрифицирован на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1956 году. Проект фактически являлся частью вялотекущего проекта электрификации Транссибирской магистрали. Позднее, в 1995 году, он был переведён на переменный ток 25 кВ.[7]

Электрификация линии Сухуми (Сухум) — Весёлое Закавказской и Весёлое — Сочи Северо-Кавказской железных дорог

Линия длиной 100 км в Абхазской АССР и 34 км в Краснодарском крае была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1956 году. Проект, по всей видимости, являлся частью более крупного проекта электрификации магистрали Белореченская — Цхакая (Сенаки), соединявшей Северо-Кавказскую и Закавказскую железные дороги по берегу Чёрного моря.

Электрификация линии Барыбино — Жилево — Ожерелье — Михайлов — Павелец Московско-Курско-Донбасской железной дороги

В 1956 году был завершён проект электрификации южной части магистрали Москва — Павелец, выполненный в течение нескольких лет двумя разными видами электрификации в несколько этапов. В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3 кВ участок Барыбино — Жилево длиной 33 км. В 1955 году участок Жилево — Ожерелье длиной 34 км был электрифицирован постоянным напряжением 3 кВ, а участок Ожерелье — Михайлов длиной 85 км был электрифицирован переменным напряжением 20 кВ. В 1956 году участок Михайлов — Павелец длиной 52 км был электрифицирован переменным напряжением 20 кВ. Позднее в 1959 году участки, электрифицированные переменным напряжением 20 кВ были переведены на ставшее стандартным на отечественных железных дорогах переменное напряжение 25 кВ. Ещё позднее в 1989 году участок Ожерелье — Узуново был переведён на постоянное напряжение 3 кВ.

Электрификация линии Куломзино (Омск) — Называевская Омской железной дороги

Электрификация участка Куломзино (Омск) — Называевская Омской железной дороги длиной 144 км, являвшегося частью линии Тюмень — Омск, была завершена в 1956 году.[8] Полностью линия до Тюмени была электрифицирована позднее в 1983—1984 гг.

Электрификация участка Дема — Раевка Уфимской железной дороги

Участок длиной 105 км был электрифицирован постоянным напряжением 3 кВ в 1956 году.

Электрификация участка Курган — Макушино Южно-Уральской железной дороги

Участок длиной 131 км был электрифицирован постоянным напряжением 3 кВ в 1956 году.

1957

Линия Атбасар — Колхоз Краснознаменский

Линия длиной 118 км была введена в строй в 1957 году.

Электрификация линии Похвистнево — Раевка Куйбышевской железной дороги

Линия длиной 256 км была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1957 году.

Электрификация линии Куйбышев — Сызрань Куйбышевской железной дороги

Линия длиной 136 км от Куйбышева (ныне Самара) до Сызрани была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1957 году.

Элетрификация линии Серпухов — Тула Московской и Тула — Скуратово Московско-Курско-Донбасской железной дороги

В 1957 году были электрифицированы, наверняка в рамках одного проекта, два смежных участка магистрали Москва — Орёл постоянным напряжением 3 кВ. Участок Серпухов — Тула Московской и Тула — Скуратово Курско-Донбасской железной дороги имели длину 94,7 и 90,3 км соответственно.

Электрификация линии Белореченская — Туапсе Северо-Кавказской железной дороги

Линия длиной 125,5 км в Краснодарском крае была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1957 году. Проект, по всей видимости, являлся частью более крупного проекта электрификации магистрали Белореченская — Цхакая (Сенаки), соединявшей Северо-Кавказскую и Закавказскую железные дороги по берегу Чёрного моря.

Электрификация линии Челябинск — Шумиха — Курган Южно-Уральской железной дороги

В 1957 году была завершена электрификация участков Челябинск-Южный — Чурилово, Челябинск — Шумиха и Курган — Шумиха Южно-Уральской железной дороги длиной 12,8; 126 и 133 км соответственно постоянным напряжением 3 кВ. Поскольку второй и третий участки находятся на одной линии и примыкают друг к другу, а первый соединяет их с ранее электрифицированной частью Челябинского узла, то очевидно, что это было сделано в рамках одного проекта.

1958

Линия Тайшет — Лена

Западный участок будущей Байкало-Амурской магистрали длиной 720 км был спроектирован до войны, строился с первой послевоенной пятилетки и был введён в строй в 1958 году. Линия, проходившая через только создававшийся город Братск, где строилась крупнейшая в мире на тот момент Братская ГЭС, и завершавшаяся на станции Лена на берегу одноимённой реки в городе Усть-Кут позволила существенно улучшить транспортную доступность бассейна этой реки, прежде всего юго-западной Якутии, так как обеспечила заметно более прямую связь с железными дорогами страны. Следует также отметить, что движение поездов через реку Ангара по плотине Братской ГЭС началось только в 1965 году. [9][10]

Позднее, к 1964-1966 годах, линия была электрифицирована от Тайшета до Коршунихи, а ещё позднее, при строительстве БАМа в 1970-х…1980-х гг. на участке были построены вторые пути и в 1975 году выполнена электрификация от Коршунихи до Лены.

Линия Кокчетав — Кзыл-Ту

Линия длиной 202 км была введена в строй в 1958 году.

Линия Чум — Лабытнанги Печёрской железной дороги

Линия длиной 195 км, являвшаяся частью надолго заброшенного после смерти Сталина мегапроекта Трансполярной магистрали, всё же была частично введена в строй с открытием рабочего движения и передана Министерству путей сообщения примерно к концу 1955 года. Строившаяся, по разным источникам, с 1947—1948 гг. линия связала железную дорогу на Воркуту с рекой Обь, в результате чего был на практике реализован дореволюционный проект «Великого северного пути». Официально принята в эксплуатацию дорога была в 1958 году.

Строительство вторых путей на линии Орск — Оренбург Южно-Уральской железной дороги

В 1958 году, по всей видимости, было завершено строительство вторых главных путей на линии Орск — Оренбург Южно-Уральской железной дороги длиной порядка 328 км[11][12].

Позднее в 1981 году линия была электрифицирована.

Электрификация участка Иркутск — Черемхово Восточно-Сибирской железной дороги

Участок Транссиба с тяжёлым профилем длиной 123 км был электрифицирован на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1958 году. Проект фактически являлся частью вялотекущего проекта электрификации Транссибирской магистрали. Позднее, в 1995 году, он был переведён на переменный ток 25 кВ.[13]

Электрификация линии Харьков — Славянск и Харьковского узла

В 1958 году были электрифицированы постоянным напряжением 3 кВ, по-видимому, фактически в рамках одного проекта Харьковский узел Южной железной дороги с путями протяжённостью 10 км, а также участки Харьков — Лозовая Южной железной дороги длиной 123 км и Лозовая — Славянск Донецкой железной дороги длиной 105 км.

Электрификация линии Кинель — Похвистнево Куйбышевской железной дороги

Линия длиной 121 км была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1958 году.

Электрификация линии Раменское — Рязань Московско-Рязанской железной дороги

Линия длиной 155,5 км была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1958 году.

Электрификация линии Александров — Всполье Северной железной дороги

Линия длиной 170 км была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1958 году.

Электрификация линии Нижнеднепровск Узел — Пятихатки Сталинской железной дороги

Линия длиной 205 км была электрифицирована на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1958 году.

Электрификация магистрали Белореченская — Весёлое Северо-Кавказской и Весёлое — Цхакая (Сенаки) Закавказской железных дорог

Электрификация магистрали, связывающей Северо-Касказскую и Закавказскую железные дороги вдоль берега Чёрного моря была проведена на постоянном напряжении 3 кВ в несколько этапов в 1954—1958 годах:

По-видимому, в рамках того же проекта в это время были электрифицированы тупиковые ветки этой магистрали:

  • Ингири — Зугдиди длиной 5,4 км в 1954 году.
  • Очамчире (Очамчыра) — Квезани (Ткуарчал) длиной 26 км в 1955 году.

Электрификация линии Новосибирск — Тайга Томской железной дороги

В 1958 году была завершена электрификация участка Новосибирск — Тайга Томской железной дороги длиной 286 км постоянным напряжением 3 кВ. Проект фактически являлся частью вялотекущего проекта электрификации Транссибирской магистрали.[14]

Автомобильные дороги

Большая бетонка, 2009

Московское большое кольцо (Большая бетонка)

Дорога с покрытием из бетонных плит, представлявшая собой кольцо вокруг Москвы длиной более 550 км, как и аналогичная Малая бетонка, строилась в рамках проекта Системы ПВО Москвы С-25 для передвижения специальных машин и была завершена в 1957—1958 гг. Первое время дорога считалась ведомственной (военной) и долгое время не появлялась на общедоступных картах и в атласах. Однако, поскольку она никак не охранялась очень скоро она фактически превратилась в общедоступную, в конце концов превратившись в обычную федеральную автодорогу А-108 и получив асфальтовое покрытие.

Малая бетонка, 2004

Московское малое кольцо (Малая бетонка)

Дорога с покрытием из бетонных плит, представлявшая собой кольцо вокруг Москвы длиной около 335 км, как и аналогичная Большая бетонка, строилась в рамках проекта Системы ПВО Москвы С-25 для передвижения специальных машин и была завершена в 1957—1958 гг. Первое время дорога считалась ведомственной (военной) и долгое время не появлялась на общедоступных картах и в атласах. Однако, поскольку она никак не охранялась очень скоро она фактически превратилась в общедоступную, в конце концов, превратившись в обычную федеральную автодорогу А-107.

Позднее, особенно в XXI веке дорога постепенно реконструировалась, а в 2014 году началось строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), значительная часть которой планировалось построить на месте Малой бетонки.

Ленинградская бетонка (Кировская дорога)

Почти кольцевая дорога с твёрдым покрытием, аналогичная подмосковным «бетонкам», но разорванная Финским заливом была построена для нужд обслуживания систем противовоздушной обороны города, судя по времени возведения её элементов[15] и аналогичности конструкции, в те же годы, что и подмосковные аналоги. Дорога, ныне известная как А120 «Магистральная», а её южная часть также как «Санкт-Петербургское южное полукольцо», имеет длину порядка 300 км.

Автомобильная дорога Москва — Ленинград — коренная реконструкция

Восстановление и расширение построенной в укатанном щебне ещё при Николае I и пострадавшей во время войны одной из главных дорог страны длиной 719 км (ныне М10 «Россия», до этого проходила капитальный ремонт в 1932—1941 годах) началось в 1946 году, сначала в самом экономичном варианте и с перерывами, однако, в результате, в 1953 году строительство активизировалось с изменением проекта и к моменту завершения строительства в 1958 году[3] дорога была весьма существенно реконструирована, получив асфальтобетонное покрытие.

Автомобильная дорога Ростов-на-Дону — Орджоникидзе

Первая часть автодороги Ростов-на-Дону — Беслан — Баку (маршрута № 14) была построена в 1945—1955 годах до Орджоникидзе (ныне Владикавказ).[4]. При этом уже со следующего года началось строительство её продолжения до Баку.

Линии метрополитена

Станция Автово Санкт-Петербургского (Ленинградского) метро

Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина

Создание метрополитена в Санкт-Петербурге сильно осложнено плохими грунтами, на которых стоит город, поэтому попытки спроектировать метрополитен, начатые ещё в XIX веке, долгое время не давали положительных результатов, а потом стало не до того. В результате, первоначально стройка первой очереди Ленинградского метрополитена началась в первой половине 1941 года, однако из-за начавшейся вскоре войны строительство пришлось отложить, а пройдённые стволы и выработки — затопить. Повторно строительство началось 3 сентября 1947 года. Всего в этот период было построено два участка метрополитена:

  • Торжественное открытие первой очереди состоявшей из одной линии с семью станциями состоялось 15 ноября 1955 года. Первая построенная ветка была названа Кировско-Выборгской линией (ныне она также известна просто как «Линия 1» или красная линия). Вскоре, 30 апреля 1956 года в рамках того же проекта первого пускового участка Ленинградского метрополитена между действующими станциями «Владимирская» и «Технологический институт» ввели в строй дополнительную станцию «Пушкинская».
  • Участок «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина» Кировско-Выборгской линии — Участок единственной на тот момент линии длиной 3,4 км с двумя новыми станциями «Чернышевская» и «Площадь Ленина». Введённый в строй 1 июня 1958 года участок впервые вывел Ленинградское метро на северный берег Невы.

Ленинградский (Санкт-Петербургский) метрополитен продолжал строиться и позднее.

Строительство Московского метрополитена

Станция ВДНХ (на момент открытия ВСХВ) Московского метро, 2010

В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене, где по указанию Хрущёва стали экономить на широко практиковавшихся до того роскошной отделке и глубоком заложении, были завершены следующие крупные проекты:

  • Участок Парк Культуры им. Горького — Спортивная Сокольнической линии — 1 мая 1957 года был введён в строй с двумя новыми станциями.
  • Рижский радиус — участок будущей Калужско-Рижской линии от станции Ботанический Сад (ныне «Проспект Мира») до станции ВСХВ[5] (ныне ВДНХ) с четырьмя новыми станциями был открыт 1 мая 1958 года.
  • Участок Спортивная — Университет Сокольнической линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 12 января 1959 года.

Также в это время на базе ранее временно неиспользовавшихся станций от станции «Калининская» (первоначально «Улица Коминтерна», ныне «Александровский Сад») до станции «Киевская» и двух вновь построенных относительно дешёвых наземных станций были открыты первые станции новой Филёвской линии Московского метрополитена. Московский метрополитен развивался и позднее.

Октябрьский (Коммунальный) мост в Новосибирске

Крупнейшие мосты

Коммунальный мост через Обь в Новосибирске

Первый автодорожный мост в городе строился с 1952 года и был введён в срой 20 октября 1955 года. Затраты на строительство составили 128 млн рублей в ценах тех лет, при том что часть его декоративной отделки было решено не делать. Позднее в 1973 году сооружение было переименовано в Октябрьский мост, но на практике используются оба названия. При сравнении с аналогами видно, что проект строительства моста однозначно является крупным.

Аэропорты и аэродромы

Центральный аэродром Военно-воздушный сил «Шереметьевский», Московская область

Строительство первоклассного аэродрома с бетонной полосой длиной 3500 м и шириной 80 м в районе подмосковного населённого пункта Чашниково началось 25 октября 1953 года по Постановлению Совета Министров СССР от 1 сентября 1953 года. Введён в строй аэродром со взлётно-посадочной полосой, рулёжными дорожками, Центральным пунктом управления, подъездными автомобильной и железной дорогами, жилыми домами персонала, складами и другими зданиями и сооружениями был в 1957 году.[16]

Уже вскоре, в 30 июля 1959 года аэродром был передан гражданской авиации и уже с 11 августа 1959 года он вступил в строй в качестве аэропорта Шереметьево, который с 1 июня 1960 года стал международным. Позднее аэропорт неоднократно расширялся и модернизировался.

Трубопроводы и хранилища

Нефтепровод Туймазы — Омск

Нефтепровод длиной 1332 км, созданный для поставок башкирской нефти на строившийся в рамках одного с ним проекта Омский нефтеперерабатывающий завод, был введён в строй 7 января 1956 года.[17]

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 400 кВ Бугульма — Златоуст — Челябинск — Свердловск

Очень крупная линия электропередач, изначально построенная под напряжение 400 кВ, однако позднее, в 1964 году была переведена на напряжение 500 кВ без изменения габаритов опор. Участок Бугульма — Златоуст с подстанцией Златоуст был введён в строй в сентябре 1958 года, а участок Златоуст — Челябинск — Свердловск (ныне Екатеринбург) с подстанций «Южная» 500 кВ в городе Свердловске был введена в строй в 1959 году, после чего энергосистема Урала была синхронизирована с Единой энергосистемой европейской части страны.[18]

ВЛ 400 кВ Куйбышев — Москва

Двухцепная высоковольтная линия, соединившая энергосистемы Москвы и Куйбышева, изначально была построена под напряжение 400 кВ, однако позднее, в 1964 году была переведена на напряжение 500 кВ без изменения габаритов опор. Первая цепь линии была введена в строй в 1956 году, а вторая, как указывается в источниках[19], вскоре после этого.

ВЛ 220 кВ Камская ГЭС — Свердловск

Линия с самым высоким на тот момент в СССР напряжением переменного тока и являвшаяся, по сути, частью проекта Камской ГЭС, была сдана в эксплуатацию 3 августа 1955 года.[20]

Гидроэнергетика

Волжская ГЭС, 1958

Волжская ГЭС имени В. И. Ленина — фактическое завершение строительства

Гидроэлектростанция, строившаяся до 10 августа 1958 года как Куйбышевская ГЭС, а в 2004 году переименованная в Жигулёвскую ГЭС, расположенная на реке Волга неподалёку от Самары строилась с 1950 года. Общая мощность ГЭС, гидроагрегаты которой были введены в строй в 1955—1957 гг., составила 2357,5 МВт. Однако полностью станция была принята в эксплуатацию только позднее в мае 1959 года.

Электростанция по тому времени относилась к крупнейшим (и по ныне её водохранилище — крупнейшее в Европе) и позиционировалась внутри страны как одна из немногих «Великих строек коммунизма».

Горьковская ГЭС — фактический ввод в строй

Строившаяся с мая 1948 гидроэлектростанция на Волге мощностью 400 МВт, ныне известная как Нижегородская ГЭС фактически была введена в строй именно в этот период — её гидроагрегаты вводились в эксплуатацию со 2 ноября 1955 года по 25 декабря 1956 года. Однако формально её принятие в постоянную эксплуатацию произошло уже позже.[21]

Машинный зал Иркутской ГЭС, 2014

Иркутская ГЭС — фактическое завершение строительства

Первая электростанция будущего каскада на реке Ангара мощностью 662,4 МВт строилась с марта 1950 года, когда были начаты подготовительные работы, сменившиеся уже с мая 1951 года непосредственно строительными работами.

Иркутская ГЭС стала первой крупной гидроэлектростанцией в Сибири, а её водохранилище фактически включило в свой состав озеро Байкал, подняв его уровень на 1 метр. [22]

Первый гидроагрегат станции был введён в строй 28 декабря 1956 года, а к концу 1958 года в строй были введены все восемь гидроагрегатов ГЭС мощностью по 82,8 МВт каждый.

Официально введена в строй гидроэлектростанция была позднее, в конце 1959 года.

Кайраккумская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Сырдарья в Таджикской ССР мощностью 126 МВт была введена в строй в 1957 году, при этом первые два гидроагрегата были запущены в 1956 году. Плотина гидроэлектростанции в значительной мере выполняет ирригационные функции.[23]

Камская ГЭС — фактический ввод в строй

Строительство Камской ГЭС в Перми велось аж с декабря 1934 года, но впоследствии было заморожено с августа 1937 года до 1949 года. Наконец, 18 сентября 1954 был запущен первый гидроагрегат ГЭС, затем 3 августа 1955 года с запуском фактически являвшейся частью проекта ГЭС высоковольтной линии 220 кВ Камская ГЭС — Свердловск электростанция была подключена к сети, а уже в 1956 году был запущен последний, 23-й гидроагрегат ГЭС, расположенной в г. Пермь на реке Кама. Общая мощность электростанции составила 504 МВт, которые были достигнуты 20 июня 1958 года. Однако формально Камская ГЭС была принята в постоянную промышленную эксплуатацию позднее.[24][25]

Каскад № 1 Мосэнерго

В это время в качестве единого предприятия был введён в строй Каскад № 1 Мосэнерго на реке Волга общей мощностью 440 МВт. Каскад включал два крупных гидроузла с одинаковыми гидроагрегатами мощностью по 55 МВт, строившиеся ещё с довоенных времён:

В 1993 году каскад был переименован в «Каскад Верхневолжских ГЭС».

Каховская ГЭС, 2006

Каховская ГЭС, Херсонская область

Гидроэлектростанция общей мощностью 351 МВт является нижней ступенью Днепровского каскада гидроэлектростанций. Станция оснащена шестью гидроагрегатами по 58,5 МВт строилась с 1950 по 1956 год. Помимо выработки электроэнергии, ГЭС несёт важные транспортные функции — по гидротехническим сооружениям станции было организовано автомобильное и железнодорожное сообщение через Днепр.

Как и предполагалось изначально, образованное гидроэлектростанцией Каховское водохранилище впоследствии стало использоваться в качестве источника воды для крупных оросительных Каховского и Северо-Крымского каналов.

Княжегубская ГЭС — фактический ввод в строй

На строившейся с 1951 года гидроэлектростанции мощностью 128 МВт на реке Ковда в Мурманской области в этот период были подключены к сети все её энергоблоки. Первый из них был запущен 21 октября 1955 года, второй — 23 ноября 1955 года, третий — 29 декабря 1955 года, а последний — четвёртый 28 марта 1956 года. Это ознаменовало её фактический ввод в строй, однако полностью строительство станции было завершено позднее.[26]

Каскад Мингечаурской ГЭС

Комплексный проект, который реализовывался с 1945 года в западной части Азербайджанской ССР, включал помимо двух гидроэлектростанций также строительство оросительных каналов. Крупная Мингечаурская (ныне Мингечевирская) ГЭС была введена в строй ранее, а остальные объекты комплекса, включая контррегулятор Мингечаурской ГЭС — Варваринскую ГЭС мощностью 16,5 МВт, были построены по разным источникам в 1955…1957 гг.[27][28][29]

Нарвская ГЭС, 2014

Нарвская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Нарва мощностью 124,8 МВт на границе Ленинградской области и Эстонской ССР строилась с 1950 года, была запущена в эксплуатацию 30 сентября 1955 года и полностью достроена в 1956-м году.[30]

Новосибирская ГЭС — гидроагрегаты № 1…5

В это время на строящейся с 1950 года в Новосибирске на реке Обь гидроэлектростанции были введены в строй первые пять гидроагрегатов мощностью по 65 МВт каждый. Гидроагрегат № 1 был запущен 10 ноября 1957 года, гидроагрегат № 2 — 31 декабря 1957 года, а гидроагрегаты № 3…5 — 31 марта, 17 августа и 10 ноября 1958 года соответственно. Полностью же строительство ГЭС было завершено позднее.[31]

Рыбинская ГЭС, 2011 г.

Рыбинская ГЭС

В этот период фактически введённая в строй ранее Рыбинская ГЭС мощностью 330 МВт была окончательно достроена и принята в постоянную эксплуатацию с 30 июля 1955 года одновременно с Угличской ГЭС, с которой она образовала Каскад № 1 Мосэнерго (с 1993 года «Каскад Верхневолжских ГЭС»).[32]

Сталинградская ГЭС — ввод в строй первых гидроагрегатов

Первые гидроагрегаты крупнейшей в Европе гидроэлектростанции, строившейся с 1952 года на Волге неподалёку от Сталинграда, вводились с строй с 23 декабря 1958 года, всего же в декабре 1958 года успели начать эксплуатацию четырёх гидроагрегатов.[33] Полностью электростанция общей мощностью 2,54 ГВт была введена в строй с переименованием в Волжскую ГЭС уже позднее.

ГЭС «Супхун», КНДР

Гидроэлектростанция в Северной Корее общей мощностью 700 МВт построена Технопромэкспортом в 1959 году.[34]

Угличская ГЭС, 2011 г.

Угличская ГЭС

Гидроэлектростанция, фактически введённая в строй ещё до войны, из-за сложностей военного времени достраивалась очень медленно, хотя и работала на проектном уровне воды ещё с 1942 года. В результате, ГЭС была окончательно принята в постоянную промышленную эксплуатацию только 30 июля 1955 года одновременно с Рыбинской ГЭС, с которой она образовала Каскад № 1 Мосэнерго (с 1993 года «Каскад Верхневолжских ГЭС»).[35]

ГЭС «Фыньмань», Китай

Гидроэлектростанция общей мощностью 430 МВт построена Технопромэкспортом в 1958 году.[36]

Чирчикская ГЭС

Строившаяся с 1932 года в Узбекской ССР гидроэлектростанция мощностью 86 МВт была частично введена в строй ещё в 1940 году, однако полностью её достройка завершилась только в 1956 году. Позднее ГЭС было присвоено имя Ф. Г. Логинова.[37]

Шаори-Ткибульский каскад ГЭС

Каскад общей мощностью 120 МВт, расположенный в районе Грузинской ССР с сильно развитыми карстовыми явлениями на реках Шаори и Ткибули, был введён в строй в это время. В состав каскада входит две образующие единый комплекс и одновременно строившиеся гидроэлектростанции:

  • Шаорская ГЭС (Шаори ГЭС) мощностью 40 МВт — первый гидроагрегат запущен в 1955 году.
  • Ткибульская ГЭС (Ткибули ГЭС, Дзеврула ГЭС) мощностью 80 МВт — первый гидроагрегат запущен в 1956 году.
Центральный зал выведенного из эксплуатации реактора ЭИ-2 Сибирской АЭС, 2010

Атомная энергетика

Сибирская АЭС

Первый атомный реактор электростанции мощностью 100 МВт типа ЭИ-2 был введён в строй 24 сентября 1958 г. Электростанция стала второй в стране после Обнинской и первой промышленной, а сам реактор использовался не только как энергетический, но и для наработки делящихся материалов, так как электростанция входила в состав Сибирского химического комбината.

Новые реакторы на электростанции вводились в строй и позднее. Сам реактор ЭИ-2 впоследствии проработал более 30 лет до декабря 1990 года.

Тепловая энергетика

Верхнетагильская ГРЭС — первые очереди

Крупная Верхнетагильская ГРЭС, строившаяся с 1952 года практически в рамках создания Уральского электрохимического комбината для его тепло- и электроснабжения, была запущена в мае 1956 года, а всего до 1959 года включительно были введены в строй первые три очереди станции. Полностью же ГРЭС, как и, возможно, часть её третьей очереди была достроена позднее.

Ворошиловградская ГРЭС

В 1956—1958 годах была постепенно введена в эксплуатацию строившаяся с 1952 года угольная электростанция, ныне известная как Луганская ТЭС, а до этого Луганская ГРЭС в г. Счастье под Ворошиловградом (ныне Луганском). Станция установленной мощностью 700 МВт с семью турбогенераторами по 100 МВт при этом стала самой мощной в СССР в то время.

Позднее была построена вторая очередь ГРЭС.

ГРЭС-8 Ленэнерго — завершение восстановления и реконструкции

В этот период — по разным источникам в 1956 или 1958 годах было завершено начатое в 1944 году восстановление Дубровской ГРЭС-8 имени Кирова (ныне Дубровской ТЭЦ-8). В результате мощность торфяной электростанции превзошла довоенную и достигла 312 МВт.[38][39]

Мироновская ТЭС (бывшая ГРЭС), 2010

Мироновская ГРЭС — завершение строительства

В 1957 году с вводом в строй последнего — пятого — турбоагрегата было завершено строительство частично введённой в строй ранее Мироновской ГРЭС (позднее Мироновской ТЭС), получившей, в результате пять турбоагрегатов мощностью 100 МВт каждый, новейших и крупнейших в стране в то время[40], всего её установленная мощность в результате составила 500 МВт.

Нижнетуринская ГРЭС

Нижнетуринская ГРЭС строилась в городе Нижняя Тура Свердловской области с 20 октября 1948 года. Первые две турбины общей мощностью 105 МВт были введены в строй в декабре 1950 года. Полностью же станция была введена в строй к концу 1955 года, когда её мощность достигла проектных 563 МВт, что сделало её крупнейшей на Урале в то время.

Позднее, в 2010-х, была проведена коренная реконструкция этой электростанции.

Приднепровская ГРЭС — продолжение строительства

В это время продолжалось строительство крупной Приднепровской ГРЭС, частично введённой в строй ранее. В частности, известно, что мощность 600 МВт была достигнута в 1956 году.

Полностью ГРЭС была достроена несколько позднее.

Славянская ГРЭС — завершение строительства

В это время в 1957 году было завершено строительство частично введённой в строй ранее крупной Славянской ГРЭС, включавшей, в результате, 5 турбоагрегатов по 100 МВт (всего 500 МВт установленной мощности).

Позднее ГРЭС была значительно расширена.

Старобешевская ГРЭС им. В. И. Ленина — первый турбоагрегат

В это время была частично введена в строй строившаяся с 1954 года первая очередь Старобешевской ГРЭС в Донецкой области. В декабре 1958 года был запущен её первый турбоагрегат мощностью 100 МВт, однако проект, по всей видимости, уже к этому моменту был крупным, поскольку инфраструктура строилась под куда более крупную электростанцию и была в значительной степени уже готова, поскольку уже вскоре в 1959 году первая очередь из трёх таких турбоагрегатов была полностью введена в строй.[41]

Томь-Усинская ГРЭС — первые очереди

В это время были введены в строй первые энергоблоки строившейся с 1953 года на юге Кемеровской области угольной Томь-Усинской ГРЭС. Первый энергоблок мощностью 100 МВт был введён в строй 6 ноября 1958 года, а второй аналогичный — по всей видимости[42], в самом начале 1959 года, в результате чего ГРЭС, по-видимому, достигла размера крупного проекта ещё в это время, хотя её активное строительство продолжалось и позднее.[43]

ТЭЦ-20 Мосэнерго

Строившаяся с 1939 года теплоэлектроцентраль № 13, получившая в 1940 году название Калужская ТЭЦ-13, а позднее переименованная в ТЭЦ-20, была законсервирована в сильно недостроенном виде в начале войны. Строительство продолжилось в 1946 году. Первая очередь ТЭЦ с двумя турбинами по 25 МВт электрической мощности каждая была введена в строй в 1952—1953 годах. Вторая, с ещё двумя турбинами по 25 МВт — в 1955 году, а третья, с турбиной мощностью 50 МВт — в 1958 году. В результате ТЭЦ общей электрической мощностью 150 МВт, по-видимому, достигла размеров крупного проекта.[44]

Позднее ТЭЦ-20 была расширена.

ТЭЦ «Фушунь», Китай

Электростанция на каменном угле общей мощностью 175 МВт построена Технопромэкспортом в 1958 году.[45][46]

ТЭС «Явожно-II», Польша

Электростанция на каменном угле с несколькими энергоблоками общей мощностью 300 МВт построена Технопромэкспортом в 1955 году.[47][48]

Черепетская ГРЭС — первая очередь

В это время в 1956 году был введен в строй энергоблок № 3 мощностью 150 МВт Черепетской ГРЭС в г. Суворов Тульской области. С вводом в строй этого энергоблока на сверхвысоких параметрах пара было завершено строительство первой очереди электростанции.[49]

Позднее началось строительство второй очереди Черепетской ГРЭС.

Южно-Кузбасская ГРЭС, 2013

Южно-Кузбасская ГРЭС — завершение строительства

Электростанция, в основном введённая в строй ранее была полностью достроена в это время. Неизвестно в какие месяцы 1955 года были введены в строй два её котла, а в следующем году — последний котёл и 2 ноября 1956 года — последний по проекту турбоагрегат, на чём строительство угольной электростанции, достигшей очень крупной по тем временам общей мощности 500 МВт было завершено.[50]

Южноуральская ГРЭС — третья очередь

Третья очередь частично введённой в строй ранее Южноуральской ГРЭС обладавшая, по всей видимости, одним энергоблоком мощностью 200 МВт, была достроена в это время 31 декабря 1956 года.[51]

Полностью достроена электростанция была уже позднее.

Комсомол на целине (почтовая марка), 1958

Сельское хозяйство

Освоение целины — продолжение работ

Основываясь на хороших результатах первого этапа проекта, показанных хорошим урожаем 1954 года, ранее выполненный крупный проект было решено расширить — уже в 1955 году площадь обрабатываемых земель была увеличена почти в два раза.

Тем не менее, последовавший в том же 1955 году сильный неурожай не был полностью скомпенсирован в глазах руководства СССР даже рекордным урожаем 1956 года, особенно после нового неурожая в 1957 году. Поэтому следующий — третий — этап развития проекта последовал только в начале 1960-х в связи с обнадёживающими урожаями 1958 и 1959 годов.

Нефтяные и газовые месторождения

Нефтяные Камни на марке 1971 года

Нефтяные Камни

В это время однозначно достиг размера крупного проекта посёлок Нефтяные Камни, являющийся первой в мире морской платформой для добычи нефти и строившийся с 1949 года на одноимённом месторождении в Каспийском море в 45 километрах от берега Азербайджанской ССР. Посёлок, переживший к этому времени аномальные ледоход 1953 и шторм 1956 годов, и в XXI веке остаётся уникальным из-за многокилометровой системы эстакад, соединяющей его платформы а в то время он безусловно являлся выдающимся достижением отечественной науки и техники, в связи с чем уже в 1960 году его посетил лично Н. С. Хрущев.

Промышленность строительных материалов

Алексеевский цементный завод — первые очереди

Крупный цементный завод с посёлком строился с 1949 года рядом с деревней Алексеевка Чамзинского района Мордовской АССР. Первая вращающаяся печь введена в строй 31 декабря 1956 года. Вторая печь запущена в начале февраля 1957 года, а в ночь на 28 февраля 1957 года была ведена в строй цементная мельница, после чего завод начал выпуск цемента. Третья печь введена в строй в конце 1957 года, после чего производственная мощность предприятия составила 675 тыс. тонн цемента в год, однако полностью завод был достроен позднее.[52]

Белгородский цементный завод — развитие предприятия

В 1956 году на введённом в строй ещё при Сталине в 1949 году, но тогда ещё относительно небольшом цементном заводе была запущена четвёртая технологическая линия, после чего завод достиг производственной мощности 0,86 млн тонн цемента в год и, однозначно, размеров крупного по тем временам проекта.[53][54]

При этом новые линии продолжали вводиться в строй и далее, а последняя из них была введена в строй немного позже в 1960 году.

Металлургия

Криворожский металлургический завод — расширение производства

В это время произошло существенное расширение восстановленного ранее завода «Криворожсталь» за счёт ввода в строй целого ряда мощностей, в результате чего завод впервые после Великой Отечественной войны стал предприятием полного металлургического цикла. Это случилось, когда 25 декабря 1957 года был введён в строй 35-тонный конвертер для производства стали. Кроме того, в это время на предприятии был введён в строй целый ряд очень дорогих прокатных станов: 12 августа 1956 года - непрерывный мелкосортный стан 250-1; 28 февраля 1957 года – блюминг 1250 1; 12 апреля 1957 г. – непрерывный четырехниточный проволочный стан 250-1; 18 марта 1958 г. – первая очередь стана блюминга 1150.[55]

Завод продолжал активно развиваться и позднее.

Череповецкий металлургический завод — первые очереди

Строившийся с 1947 года Череповецкий металлургический завод — ныне Череповецкий металлургический комбинат был введён в строй в 24 августа 1955 года с запуском доменной печи № 1. Несколько ранее были введены в строй цех металлоконструкций в 1951 году и теплоэлектроцентраль в мае 1954 года. Позднее в феврале 1956 года была запущена коксовая батарея, в 1958 году началось производство стального литья, а в январе 1959 года начал работу блюминг.[56]

Полностью же строительство полного металлургического цикла на заводе было завершено позднее.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Комбинат № 18 (Ново-Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод)

Комбинат № 18 первоначально планировалось построить в г. Черногорске Хакасской АССР для производства искусственного жидкого топлива с применением оборудования, полученного по репарациям от Германии, для чего туда была уже завезена часть оборудования. Однако в 1947 году в связи с развитием нефтедобычи было принято решение перенести Комбинат № 18 в Башкирию и перепрофилировать под переработку 3 млн тонн местных сернистых нефтей в год. Строительство комбината и рабочего посёлка при нём (с 1954 года — города Салават) началось в 1948 году. Катализаторная фабрика была введена в строй в 1954 году, а с 1955 года начался постепенный ввод в строй мощностей основной части комбината — Ново-Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода, который к 1959 году был уже почти достроен. В 1955 году на заводе были введены в строй: установка электрообессоливания ЭЛОУ-1, установка атмосферной трубчатки АТ-1, две установки каталитического крекинга 43-102 и газофракционирующая установка. В 1956 году к ним добавились установки ЭЛОУ-2 и ЭЛОУ-3, три установки АВТ производственной мощностью 3 млн тонн нефти в год и две установки термокрекинга. В том же году завод запустил основное производство. В 1957 году были введены в строй установка ЭЛОУ-4 и установка атмосферной трубчатки АТ-2, в которой осуществлялась дистилляция гидрогенизата паровой фазы гидрирования для получения бензина и спецтоплива. В 1958 году были запущены атмосферная газофракционирующая установка, установка сернокислотного алкилирования, третья установка каталитического крекинга и установка гидроформинга. [57][58]

Завод продолжал активно развиваться и позднее.

Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод

Нефтеперерабатывающий завод в Кстовском районе Горьковской (ныне Нижегородской) области производственной мощностью 3 млн тонн нефти в год было решено построить Постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1950 года. Геодезическая разметка стройплощадки началась в июне 1951 года. Первая продукция предприятия была отгружена 23 августа 1958 года, к этому времени были не только выполнены основные затраты на строительство, но и введена в строй заметная часть технологических установок завода. Этот день, ознаменовавший фактический ввод в строй первого пускового комплекса завода считается днём рождения предприятия.

Завод продолжал развиваться и позднее.

Омский нефтеперерабатывающий завод

Первый в Сибири нефтеперерабатывающий завод производственной мощностью 3 млн тонн нефти в год было решено построить в 1949 году, а вступил он в строй в сентябре 1955 года с запуском установки первичной переработки нети АВТ-1. В ноябре того же года была введена в строй установка гидроформинга, в 1957 году — газонаполнительная станция, обеспечивавшая газификацию Омска.[59] Кроме того, для обеспечения завода сырьём 7 января 1956 года был запущен крупный нефтепровод Туймазы — Омск.[60]

Завод продолжал активно развиваться и позднее.

Сталинградский нефтеперерабатывающий завод

Завод, оснащённый установками по переработке нескольких миллионов тонн нефти в год, был запущен 21 декабря 1957 года.[61][62]

Предприятие, вскоре переименованное в Волгоградский нефтеперерабатывающий завод, продолжало развиваться и позднее.

Черниковский нефтеперерабатывающий завод

Нефтеперерабатывающий завод, ныне Башнефть — Уфанефтехим, первоначально предназначенный для глубокой переработки нефти, был введён в строй в 1957 году с запуском установок по первичной переработке нефти ЭЛОУ-1 и АВТ-1, а также установки термического крекинга.[63][64]

Завод продолжал развиваться, уже как нефтехимическое предприятие и позднее.

Химическая промышленность

Сибирский химический комбинат, закрытый г. Северск Томской обл.

Строго засекреченное в то время грандиозное предприятие[6] строилось с 1951 года в Томской области вместе с городом Северск (изначально «Почтовым ящиком № 5», позднее в открытой переписке «Томском-7»). Комбинат был предназначен для промышленного производства делящихся материалов и компонентов ядерного оружия на их основе.

Именно этот период можно считать моментом ввода комбината в строй, поскольку 6 августа 1955 г. на нём была получена первая партия урана оружейной концентрации. Также 20 ноября 1955 г. был осуществлён физический пуск атомного реактора И-1.] Помимо прочих крупных объектов в состав комбината входила запущенная в этот период Сибирская АЭС с атомным реактором ЭИ-2.[65][66]

Активное развитие предприятия с вводом в строй новых крупных производств продолжалось и позднее.

Горно-химический комбинат, закрытый г. Железногорск Красноярского края

Уникальное предприятие по наработке в реакторах и производству оружейного плутония строилось с 1950 г. на берегах Енисея большей частью в подземных выработках для защиты от возможного воздушного нападения. В открытой печати не обозначенный на картах г. Железногорск Красноярского края, строившийся вместе с комбинатом, никак не упоминался — на картах его не было, а в открытой переписке он обозначался как Красноярск-26.

Первая очередь комбината фактически вступила в строй с вводом в эксплуатацию первого на комбинате атомного реактора «АД», который был введён в строй в 1958 году.[67][68][69] Позднее на комбинате были построены ещё два реактора и введён в строй радиохимический завод.

Дворец культуры и науки в Варшаве, 2008

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Дворец культуры и науки имени И. В. Сталина, г. Варшава, Польская народная республика

Единственная, но зато огромная сталинская высотка в Варшаве строилась как подарок советского народа — на советские деньги и советскими специалистами, частью из советских же материалов. Строительство началось в 1952 году, и было завершено 22 июля 1955 года.

Здание имеет 42 этажа, общую площадь 123 084 м², высоту без шпиля 167,68 м, а вместе со шпилем — 230,68 метров. Позднее из названия было убрано упоминание о Сталине, а сам дворец, помимо прочих функций, и поныне является самым высоким зданием в Польше и используется в качестве телебашни.

Интересно, что ранее высочайшим зданием Варшавы было также чисто русское здание — колокольня Александро-Невского собора, снесённого поляками в 1924—1926 гг.

Гостиница «Украина», г. Москва

Самая высокая с 1955 по 1976 год гостиница в мире строилась с 1953 по 1957 год и получила своё название уже при Хрущёве. Здание имеет 34 этажа и высоту 206 м, из которых 76 м приходится на шпиль.

С 1955 года по настоящий момент (2014 год) является самой высокой гостиницей в Европе, России и Москве, отобрав эти титулы у построенной чуть раньше московской гостиницы «Ленинградская». В настоящее время гостиница носит название «Рэдиссон Ройал».

Гидротехнические сооружения

Каракумский канал имени В. И. Ленина — первая очередь

Строившаяся с 1954 года первая — судоходная — очередь Каракумского оросительно-обводнительно-судоходного канала от Амударьи до Мургаба длиной 400 км была введена в строй 30 января 1959 года.[70]

Канал активно строился и позднее.

Наука и образование

Экскурсия над магнитом Синхрофазотрона

Синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований

Крупнейший в мире на тот момент ускоритель заряженных частиц, крупнейший в мире ускоритель этого типа с самым большим и самым тяжёлым магнитом всех времён был введён в строй 15 марта 1957 года и вышел на проектную (и рекордную на тот момент) энергию протонов в 10 ГэВ уже 16 марта 1957 года. Синхрофазотрон был построен в городе Дубна у самой северной границы Московской области. Уникальная установка, расположенная в отдельном круглом здании имела кольцевой магнит массой 36 тыс. тонн и диаметром почти 60 метров. Незадолго до запуска ускорителя на базе находившихся здесь академических учреждений и другого небольшого ускорителя был создан международный Объединённый институт ядерных исследований, соглашение, об учреждении которого было подписано представителями одиннадцати стран 26 марта 1956 года, а регистрация в ООН прошла 1 февраля 1957 года. Этому институту и был передан в пользование синхрофазотрон.

Ускоритель эксплуатировался до 2002 года, позднее было принято решение оборудование и здание синхрофазотрона частично использовать в строящемся коллайдере NICA, бустерное кольцо которого будет расположено внутри магнита синхрофазотрона, а ещё одно ускорительное кольцо — прямо в зале ускорителя.

Дворец спорта центрального стадиона имени В. И. Ленина (ныне комплекса «Лужники»)

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Центральный стадион имени В. И. Ленина

См. также Большая спортивная арена Олимпийского комплекса «Лужники».

Крупнейший по тем временам спортивный комплекс, ныне известный как Олимпийский комплекс «Лужники», изначально был построен в рекордно короткие сроки в 1955—1956 годах за 450 дней с привлечением организаций чуть ли не со всей страны. Для строительства комплекса на болотистой низине был снесен целый московский микрорайон, на огромной площади был поднят уровень почвы добавлением 3 млн кубометров грунта и вбито в общей сложности 10 тыс. свай. Центральный стадион изначально состоял из Большой спортивной арены, Малой спортивной арены, Дворца спорта, Плавательного бассейна и нескольких открытых спортивных площадок. При этом основной объект комплекса — Большая спортивная арена, перехватившая статус крупнейшей в стране у стадиона «Динамо», по всей видимости, и сам по себе достиг размеров крупного проекта. Торжественное открытие Центрального стадиона состоялось 31 июля 1956 года.[71]

Позднее комплекс неоднократно подвергался серьёзным реконструкциям, первая из которых состоялась в рамках подготовки к Олимпиаде-80.

Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В. И. Ленина

Основная статья Большая спортивная арена Олимпийского комплекса «Лужники».

Главный объект Центрального стадиона имени В. И. Ленина (ныне Олимпийского комплекса «Лужники»), представлявший собой огромный даже по нынешним временам открытый стадион для спортивных соревнований по футболу и лёгкой атлетике был открыт вместе со всем Центральным стадионом 31 июля 1956 года, перехватив статус крупнейшего в стране у довоенного стадиона «Динамо».[72]

Позднее Большая спортивная арена была реконструирована в рамках подготовки к Олимпиаде-80.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Всесоюзная перепись населения 1959 года

Первая послевоенная всесоюзная перепись населения проходила по состоянию на 15 января 1959 года. По результатам переписи общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек.[73]

Из-за большого количества людей, занятых в проведении мероприятия, стоимость таких переписей традиционно далеко превосходит порог стоимости крупного проекта.

Освоение целины — второй этап

См. раздел «Сельское хозяйство».

Фортификационные сооружения

Экскурсия в одном из тоннелей бывшего Объекта № 20, 2011
Исполнительные чертежи Объекта № 20, 1950—1954 гг.

Объект № 20 (Запасной командный пункт Дальней авиации)

Единственный рассекреченный из бункеров отечественного высшего командования времён Холодной войны строился с 1950 года и был введён в строй в 1956 году. Бункер находится на глубине более 60 метров неподалёку от станции Таганская Кольцевой линии Московского метрополитена. Первоначально бункер предназначался для высшего руководства страны, но в момент окончания строительства был передан командованию Дальней авиации, использовавшему его вплоть до 1986 года.[74] В 2006 году устаревший бункер, к тому времени обозначавшийся как «Объект ГО-42», был продан частной фирме, в настоящее время в его стенах находится Музей холодной войны (экспозиционный комплекс Бункер-42).[75]

Система противовоздушной обороны Москвы С-25

Грандиозная по сложности и стоимости работ система противовоздушной обороны (ПВО) Москвы, также известная как «Золотое кольцо ПВО», рассчитанная на отражение массированного налёта вражеских стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием, создавалась с августа 1950 года. Разработанная на базе одноимённого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут» система была очень сложной и дорогой, но обладала фантастическими по тем временам возможностями, обеспечивая одновременное наблюдение за двадцатью целями и наведение на них до двадцати ракет. В рамках проекта также были построены два окруживших Москву кольца вооружённых этим комплексом зенитно-ракетных полков в количестве 22 во внутреннем кольце и 34 во внешнем, сведённых в четыре корпуса, которые образовывали 1-ю армию ПВО. Общая длина построенных при этом подъездных путей превысила 2 тыс. км, в том числе в рамках проекта были построены крупные автодороги с твёрдым покрытием — Московское малое кольцо (Малая бетонка) и Московское большое кольцо (Большая бетонка).

Система С-25 являлась стационарной и использовалась только при обороне одного объекта — города Москвы, фактически образуя вокруг него для воздушного противника самую настоящую крепость. И, поскольку основные затраты при создании системы пошли по-видимому, именно на обустройство стационарных ракетных комплексов и их инфраструктуры проект и отнесён прежде всего к фортификационным сооружениям.

Фактический ввод системы в строй состоялся с принятием её на вооружение 7 мая 1955 года и была готова к использованию в июне 1956 года.[76] Тем не менее, часть объектов системы достраивалась и позднее, как минимум до 1957—1958 гг., когда были введены в строй обе «бетонки».

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Параметры ракет Р-7 и Р-7А, имеющиеся в интернете, противоречат друг другу. Иногда, как на Википедии на начало 2014 г., даже в рамках одной статьи. В данном случае параметры взяты из вполне заслуживающего доверия издания: Ракетный щит Отечества: Г. А. Сухина, В. И. Ивкин, М. Г. Дюрягин. Под общ. ред. В. Н. Яковлева. — М.: ЦИПК РВСН, 1999, 254 с.
  3. См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ)
  4. См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ.
  5. ВСХВ — «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» — это действовавшее в то время название выставочного центра и станции метро, ныне известных как ВДНХ.
  6. На картах советского времени на месте комбината и города Северск значилась тайга и избушки лесников.