Дальневосточный завод «Звезда»
Акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (АО «ДВЗ «Звезда») — крупное судостроительное и судоремонтное предприятие в г. Большой Камень Приморского края. Основано в 1954 году как «Завод № 892» (или «Почтовый ящик — 112»[1]).
В советском и российском прошлом завод являлся одним из основных судоремонтных предприятий Дальнего Востока, и единственным из них, оборудованным для обслуживания атомных подводных лодок. В сентябре 2016 года предприятие было радикально расширено за счёт строительства первой очереди судостроительного комплекса (ССК) «Звезда», способного выпускать гражданские суда размером вплоть до танкеров класса "Афрамакс" (размерения 280 х 48 метров, масса корпуса до 25 тыс. т)[1] при производственной мощности 90 тыс. т металла в год (21 % от всей судостроительной отрасли страны), что сделало "Звезду" одним из важнейших судостроительных заводов России.
В 2016 году должно начаться строительство второй очереди судостроительного комплекса, предназначенной для производства ещё более крупных судов, после чего потребление металла возрастёт до 330 тыс. тонн в год, что сделает его однозначно крупнейшим судостроительным предприятием России.
История наименований предприятия:
- 1954—1966 годы — Завод № 892 (почтовый ящик — 112).
- 1966—1968 годы — Дальневосточный судоремзавод.
- 1968—1998 годы — Дальневосточный завод «Звезда».
- 1998—2001 годы — Государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
- 2001—2008 — Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
- 2008—2016 — Открытое акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (ОАО «ДВЗ «Звезда»).
- 2016 − настоящее время — Акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (АО «ДВЗ «Звезда»).
- Сейчас - постепенный переход собственности к ССК «Звезда».
История предприятия
Предыстория создания завода
9 июля 1946 года — Министерство судостроительной промышленности Советского Союза приняло решение о том, что для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона требуется строительство нового судоремонтного предприятия — Завода № 892. В дальнейшем для строительства была выбрана бухта Большой Камень, в которой для строительства завода пришлось проводить как углубление бухты, так и возведение насыпных территорий.
Ноябрь 1954 года — первым директором строящегося завода назначен Степан Иванович Лебедев.
Советская Россия
3 декабря 1954 года — предприятие приступило к выполнению производственной программы, что с тех пор отмечается как день рождения завода. Первыми были заказы на ремонт мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.[2] При этом из-за отсутствия докового оборудования для ремонта подводной части корпуса их вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебёдок.
Ноябрь 1957 года — на завод прибыла на ремонт первая дизельная лодка. В то время крупные заказы приходилось ремонтировать на плаву, у завода не было докового оборудования. В 63-м году была введена в строй док-камера, и процесс ремонта пошёл быстрее.
12 мая 1962 года — на предприятие прибыла на ремонт первая для него атомная подводная лодка.
1963 год — введена в строй док-камера. До этого момента крупные заказы ремонтировались на плаву, а подводные работы проводили не особо удобным и опасным для персонала кессонным способом.
1965 год — на заводе переоборудован плавучий док грузоподъёмностью 3600 тонн.[3]
31 января 1966 года — предприятие переименовано в Дальневосточный судоремзавод.
30 мая 1968 года — Дальневосточный судоремзавод официально переименован в Дальневосточный завод «Звезда».[4]
Декабрь 1972 года — на заводе запущен первый его компьютер — им стала ЭВМ отечественного производства «Минск-32».
1976 год — введён в строй первый эллинг предприятия, позволивший проводить ремонт подводных лодок и надводных судов круглогодично, вне зависимости от погоды на крытом стапельном месте.
1980 год — введён в строй плавучий док «Паллада», построенный на Херсонском судостроительном заводе. Одновременно были построены передаточный стапель и трансбордер. Полученный судоподъёмный комплекс позволил поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.
1981 год — введён в строй второй эллинг предприятия, более крупный, чем первый. На этом, по-видимому, была в целом завершена реконструкция предприятия под серийный ремонт атомных подводных лодок.
1989 год — бывший рабочий посёлок завода Большой Камень получил статус города. В этом же году начаты работы по утилизации списанных атомных подводных лодок.
Российская Федерация
1993 год — завод «Звезда» получил оплаченный США заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России, в результате чего на заводе был создан комплекс по утилизации атомных подводных лодок, позволивший ему сохранить производство и коллектив в 1990-х.
30 декабря 1998 года — Дальневосточный завод «Звезда» переименован в Государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
2000 год — в акватории завода введён в строй профинансированный Японией плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов.
2 февраля 2001 года — предприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ФГУП «ДВЗ «Звезда»).
2003 год — введён в строй новый экологически безопасный береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов атомных подводных лодок. В том же году, после длительного перерыва в сдаче военных заказов, Тихоокеанскому флоту был сдан 397-й заказ «Георгий Победоносец».
6 ноября 2008 года — предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда», 100 % акций которого принадлежат государству и вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта, который, в свою очередь, был частью Объединённой судостроительной корпорации.
Ноябрь 2009 года — на территории предприятия заложена первая очередь судостроительного комплекса «Звезда» (на тот момент «Звезда-DSME»). Комплекс, который планировалось создавать совместно с мировым лидером в крупнотоннажном судостроении — DSME — судостроительным подразделением южнокорейского концерна Daewoo, должен был стать единственным на тот момент в стране судостроительным производством, способным производить супертанкеры и другие крупные суда прежде сего по гражданским заказам в области освоения арктического шельфа. При этом предприятие должно было стать одним из крупнейших в стране и по объёмам производства, выраженным в потребляемом металле или денежном обороте. Активное строительство комплекса в то время, однако, ещё не началось.
2012 год — иностранные партнёры окончательно отказались участвовать в проекте строительства судостроительного комплекса «Звезда», в результате чего в дальнейшем он строился Россией самостоятельно. В том же году 75 % минус две акции проекта перешли он государства в лице Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Объединённой судостроительной корпорации к специально созданному Газпромбанком и Роснефтью консорциуму «Современные технологии судостроения»[5]. Всего в проект предполагалось вложить 146 млрд рублей.
2013 год — принято решение на базе завода «Звезда» и, особенно, его строящегося судостроительного комплекса, создать дальневосточный судостроительный промышленный кластер по производству морской техники и оборудования.
1 сентября 2016 года — в присутствии Президента России Владимира Путина введена в строй первая очередь судостроительного комплекса «Звезда», в которую вошли тяжёлый стапель на два места с двумя же гигантскими козловыми кранами грузоподъёмностью 320 тонн каждый и блок корпусных производств с окрасочными камерами, а также соответствующая инфраструктура и вспомогательные здания и сооружения. В этот же день на заводе был введён в строй танкер ледового класса «РН Сахалин» корпорации Роснефть, а также был заложен доковый комплекс «Звезда» (плавучий док) проекта 23380 (строительный № 08380), разработанного ЦКБ МТ «Рубин» (г. Санкт-Петербург).
2017 год — настоящее время (2019) — завод строит 10 танкеров (супертанкеров) класса «Афрамакс» на газомоторном топливе дейдвейтом 114 тысяч тонн для перевозки нефти из портов Балтийского моря компанией Роснефть. Одновременно идёт строительство многофункционального судна снабжения ледового класса проекта IBSV 10022.
24 июля 2018 года — на судостроительный комплекс доставлен специально построенный для него транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 тыс. тонн и габаритными размерами 280 на 62 метра.
11 сентября 2018 года — начато строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда», включающего один из крупнейших в мире сухих доков.
Ожидаемые события
2020 год — ввод в строй сухого дока на три года раньше изначально намеченных сроков.
Видеоматериалы о заводе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Коротко пишется как «п/я-112», и не следует путать его с заводом «Красное Сормово», имевшим этот же номер во время Великой Отечественной войны.