Судостроительный завод «Вымпел»
Акционерное общество «Судостроительный завод «Вымпел» (официальное сокращённое наименование АО «ССЗ «Вымпел»[1]) — судостроительное предприятие в г. Рыбинск Ярославской области, имеющее большое значение в масштабах всей страны. Образовано в 1930 году как Рыбинский завод катеростроения.
История наименований предприятия:
- 1930—1939 годы — Рыбинский завод катеростроения[2]
- 1939—1960 годы — Государственный союзный завод № 341, с 1960 года до начала 1990-х второе (закрытое) название — Предприятие п/я 9[1].
- 1966—1971 годы — Рыбинский судостроительный завод
- 1971—1973 годы — Рыбинское судостроительное производственное объединение
- 1973—1994 годы — Рыбинское судостроительное объединение «Вымпел»
- 1994 год — настоящее время (2018) — Судостроительный завод «Вымпел»
В настоящее время завод специализируется в основном на военном судостроении в области строительства военных катеров различного назначения, гидрографических катеров, а также пассажирских судов на подводных крыльях, занимая по этим направлениям одни из ведущих позиций в отрасли. Также предприятие активно строит малые катера.
История предприятия
Советская Россия
11 июля 1930 года — Государственное Всесоюзное объединение речного судостроения и Исполком города Рыбинска заключили соглашение об отводе земельного участка под строительство предприятия Рыбинский завод катеростроения.[3]
16 июля 1930 года — президиумом Исполкома рыбинского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов утвердил соглашение о строительстве завода.[4]
9 июля 1931 года — на небольшом в то время заводе заложено его первое судно — катер водоизмещением около 6 тонн и длиной 11,5 м, способный перевозить 20 пассажиров со скоростью 15 км/ч.
18 ноября 1931 года — первый построенный предприятием катер введён в эксплуатацию.
1933 год — заводом построен первый цельносварной буксирно-разъездной катер (БРК), способный буксировать баржи грузоподъемностью до 150 тонн и при мощности двигателя 60 л. с. развивать скорость на свободном ходу более 18 км/час. В дальнейшем катера типа БРК различных модификаций на некоторое время стали основной продукцией завода.
1935 год — заводом впервые в СССР построены 4 катера на экспорт.
1936 год — предприятием разработан проект и выпущено 46 быстроходных катеров — скутеров, один из которых в следующем 1937 году был подарен известному лётчику Валерию Чкалову.
Ноябрь 1939 года — в связи с мероприятиями по мобилизации экономики предприятие переименовано в Государственный союзный завод № 341.
1942(не позднее)—1946 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом очень крупной серией[2] производятся буксирные моторные катера проекта БМК-70.[5][6][7]
1944—1946 годы — на заводе построено 19 торпедных катеров (с 1949 года больших торпедных катеров) проекта ТМ200, являвшихся торпедным цельнометаллическим вариантом катера проекта 200, при этом 4 таких катера были изначально заложены на заводе № 661 в Балаково.[8]
1945 год — для понтонных парков сухопутных войск заводом начат выпуск буксирных моторных катеров проекта БМК-90.[9]
1946—1950 годы — предприятием производятся рейдовые тральщики проекта 255. При этом первые 10 тральщиков были введены в эксплуатацию 1948 году.[10]
1946—1948(?) годы — под производство рейдовых тральщиков водоизмещением от 100 до 300 тонн завод был значительно расширен. В частности, построенный для этого новый судосборочный цех втрое превысил по площади все имевшиеся ранее здания предприятия.[11]
1949—1954 годы — на заводе построены 2 рейдовых тральщика (с 1966 года — базовых тральщика) проекта 265. [12]
1949—1964(1962?) годы — заводом крупной серией, как минимум, в несколько десятков единиц строятся противопожарные катера проекта 364. В дальнейшем противопожарные катера стали одной из постоянных специализаций предприятия.[13]
1950(1951?)—1955 годы — предприятием выпускаются рейдовые тральщики проекта 255К. [14]
1950—1956 годы — 11 из строившихся на заводе рейдовых тральщиков проекта 255К достраиваются в модификации гражданских буксиров проекта 255Б. [15]
1954(?)—1962(?) годы — предприятием строятся многоцелевые (буксирные, рейдовые разъездные, служебно-разъездные, пограничные обеспечения) катера проекта Т-63.[16]
1957—1959 годы — на заводе построены 13 рейдовых тральщиков (с 1966 года — базовых тральщиков) проекта 265К. [17]
1957—1971 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом выпускаются буксирные моторные катера проекта БМК-90К.[18]
1959—1962 годы — на заводе построены 24 рейдовых тральщика (с 1966 года — базовых тральщика) проекта 265А, отличавшиеся учётом требований противоатомной защиты. [19]
1960 год — для понтонных парков сухопутных войск заводом начат выпуск буксирных моторных катеров проекта БМК-130.[20]
1960(?)—1963 годы — на заводе построены 3 корабля — искателя мин (с 1966 года — базовых тральщика) проекта И265. [21]
Август 1960 года — предприятие получило дополнительное шифрованное название для переписки Предприятие п/я 9[3].
1961 год — предприятием построено некоторое количество многоцелевых катеров проекта Т-63-О.[22]
1961(1954?)—1974(?) годы — предприятием построено, по-видимому, несколько сотен многоцелевых (буксирных, рейдовых разъездных, служебно-разъездных, пограничных обеспечения) катеров проекта Т-63М.[23]
1963—1974 годы — на заводе построено 64 больших ракетных катера проекта 205 «Цунами».[24]
1964—1977(?) годы — на заводе серийно строятся в количестве нескольких десятков единиц гидрографические промерные боты (с 1977 года — большие гидрографические катера) проекта 1896.[25]
1964—1985 годы — на заводе серийно строятся в основном для понтонных парков сухопутных войск буксирные моторные катера (рейдовые катера) проекта 1396.[26]
1965 год — для понтонных парков сухопутных войск заводом начат выпуск буксирных моторных катеров проекта БМК-130М. Эти катера с модификациями выпускались, как минимум, до второй половины 1980-х годов. [27]
Май 1966 года — предприятие, как и другие заводы отрасли, получило открытое название Рыбинский судостроительный завод.
Июль 1971 года — предприятие, по-видимому вместе с присоединением каких-то смежников, сменило название на Рыбинское судостроительное производственное объединение.
1971(?)-1976(?) годы — на предприятии построены не менее двух пограничных малых катеров проекта 1207 «Пеликан».[28]
1972—1978 годы — на заводе построены 6 катеров-целей (1977 года катеров-мишеней) проекта 1392 «Бурундук».[29]
Июль 1973 года — предприятие переименовано в Рыбинское судостроительное объединение «Вымпел».
1973—1978 годы — на заводе построены 3 катера управления целями (1977 года катера — водители мишеней) проекта 1392В «Лоцман».[30]
1973—1984 годы — на заводе на экспорт построены 84 больших ракетных катера проекта 205ЭР.[31]
1973—1975 годы — на предприятии построены три торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм», строившихся серийно и на нескольких других заводах.[32]
1974(?)—1979(?) годы — на заводе построено не менее 4 рыбоохранных судов проекта 1326 «Быстрый».[33]
1974(?)—1990(?) годы — предприятием построено несколько сотен многоцелевых (буксирных, рейдовых разъездных, служебно-разъездных, пограничных обеспечения) катеров проекта 1606.[34][35]
1977 год — заводом построена плавучая станция энергообеспечения ПЭС-87 проекта 813М.[36]
1980(?)—1991 годы — заводом на экспорт строятся крупной серией большие ракетные катера проекта 1241РЭ «Молния». Всего до конца 1991 года было введено в строй 20 и, видимо, заложено ещё несколько таких катеров.[37]
1984(?) — 1991 годы — на заводе строится основная часть серии из 17 противопожарных катеров проекта 14611 «Геракл», большинство из которых были достроены в это время.[38]
1985—1991 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом до уонца 1991 года выпущено 236 буксирных моторных катеров проекта БМК-460.[39]
Российская Федерация
1991—1993 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом с начала 1992 года достроено и выпущено ещё 40 буксирных моторных катеров проекта БМК-460.[40]
1991—1993(?) годы — на заводе завершено строительство серии из 17 противопожарных катеров проекта 14611 «Геракл», по крайней мере один из которых был достроен в это время.[41]
1991—1999 годы — заводом в дополнение к 20 сданным до 1991 года включительно достроено ещё два ракетных катера проекта 1241РЭ «Молния».[42]
1991(?)—2005 годы — на предприятии посттроены три малых гидрографисеских судна (изначально больших гидрографических катера) проекта 16611 «Фарватер». Ещё одно аналогичное судно достроено не было.[43]
1991—2000 годы — на заводе строились, как минимум, пять ракетных катеров проекта 12421, однако контракт был разорван и по первоначальному пректу был достроен только катер Р-32, поступивший в российский флот и впоследствии в 2015—2016 годах проданный Египту. [44] Ещё четыре катера перестраивались позднее по проекту 12418.[45][46]
1994 год — предприятие акционировано и переименовано в Судостроительный завод «Вымпел».
1996—1999 годы — заводом для понтонных парков сухопутных войск построено некоторое количество буксирных моторных катеров проекта 14120 «Перчик».[47]
1998—2000 годы — на заводе введены в строй три противопожарных катера проекта 14613, близких по конструкции к проекту 14611. Все три катера были проданы в Турцию.[48]
2000 год — настоящее время (2018) — заводом строится серия из не менее, чем 62 пограничных сторожевых катеров (патрульно-тактических катеров) проекта 12150 «Мангуст», часть которых была выпущена в модификациях противодиверсионных катеров проектов 12150 и 12150А, а также в модификации среднего таможенного судна проекта 12150М.[49]
2001 год — на предприятии заложен головной ракетный катер проекта 12300 «Скорпион», впоследствии, по всей видимости, не достроенный.[50]
2002 год — в связи с изменениями в законодательстве предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Судостроительный завод «Вымпел».
2004—2005 годы — на заводе построен пограничный сторожевой катер ПСКА-290 проекта 1496М «Морж».[51]
2004—2016 годы — на заводе построены 5 больших гидрографических катеров проекта 19920 «Баклан».[52]
2007 год — заводом для Вьетнама достроены по проекту 12418 два ракетных катера, ранее строившиеся по проекту 12421.[53]
2007(?)—2011(?) годы — заводом для понтонных парков сухопутных войск построено не менее 14 буксирных моторных катеров проекта 14122.[54]
2007—2015 годы — на заводе построены шесть пограничных сторожевых катеров проекта 1496М1 «Ламантин».[55]
2011—2015(?) — на заводе крупной серией не менее 32 единиц строятся пограничные малые катера проекта 21850 «Чибис».[56]
2013 год — настоящее время (2019) — заводом строится серия из пяти морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта 23160 «Комета 120М».[57][58]
2014 — 2017 годы — заводом построены 4 противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок».[59][60]
2015(?) год — в связи с изменениями законодательства форма собственности в названии предприятия изменена с формулировки «Открытое акционерное общество» на «Акционерное общество».
2015 год — настоящее время (2019) — на заводе строятся серией из, как минимум, двух единиц малые гидрографические суда проекта 19910[61], оснащаемые, помимо прочего, строящимся на предприятии параллельно малым гидрографическим катером проекта 21961.[62] Эти суда на момент начала их строительства стали самыми большими из когда-либо строившихся предприятием.
2016 год — настоящее время (2018) — предприятием достраиваются по проекту 12418 два хранящихся ещё с начала 1990-х ракетных катера, изначально строившихся по проекту 12421.[63]
2016 год — настоящее время (2019) — ведётся строительство серии пограничных сторожевых кораблей 4 ранга проекта 03050 «Гюйс».
2017 год — заводом построены два малых гидрографических катера проекта 21961 для оснащения строившегося на предприятии Адмиралтейские верфи ледокола «Илья Муромец» проекта 21180.[64]
2017 год — настоящее время (2020) — предприятие строит два морских транспорта вооружения проекта 20360М. Эти суда полным водоизмещением 3627 тонн стали крупнейшими из строившихся на заводе до этого момента. Второй транспорт при этом строится заводом на мощностях другого рыбинского предприятия Верфь братьев Нобель.[65]
2018 год — настоящее время (2019) — заводом строятся ещё 4 противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок», на этот раз для Росгвардии, которая посообщениям открытых источников планирует их использовать для охраны Крымского моста.[66]
См. также
Ссылки
Примечания