Владимир Ленин

Материал из Русского эксперта
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Символы власти в России.pngНезавершённая статья о правителе России
Эта статья о главе Российского государства находится в процессе написания. Она требует значительной доработки и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании. Вы можете помочь проекту и дописать её.
Владимир Ленин

Владимир Ильич Ульянов (основной псевдоним Ленин; 1870 — 1924) — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Биография

Политическая деятельность

Личная жизнь

Итоги правления

Крупные проекты эпохи Ленина

Достижения и успехи

В.И. Ленин на заводе
В.И. Ленин произносит речь перед рабочими

Ошибки и неудачи

Знаменитый жест Ленина
Ленин улыбается
  • Легализация абортов (1920), декриминализация гомосексуализма и общее падение уровня нравственности в обществе[5]. Появление движения «Долой стыд!» (1922—1925)[6].
  • Золотой запас России (СССР) сократился в 10 раз — с 850 тонн в конце 1917 года до 83,5 тонн в начале 1922 года.
  • Сформировался мощный культ личности Ленина, впоследствии при Сталине, Хрущёве и Брежневе достигший колоссальных масштабов — его именем были названы тысячи улиц, сотни посёлков и городов, почти в каждом городе СССР (России) появился памятник в его честь.
  • Введена принудительная трудовая повинность (1918) для всех граждан страны, широко распространилась система неоплачиваемого труда в нерабочие дни («субботники», «воскресники»). В результате на 1920 год производительность труда резко резко упала — до 18 % от довоенной, также к 1921 году уменьшился выпуск промышленной продукции — в три раза, а численность промышленных рабочих — вдвое. Провал эксперимента по организации в 1920—1921 годах трудовых армий.

Мифы о Ленине

Миф: Ленин презирал интеллигенцию

Сторонники мифа приписывают Ленину фразу «Интеллигенция — не мозг нации, а г..но» с целью выставить его некультурным и необразованным человеком, пренебрегающим умными людьми.

Данная фраза была в письме М.Горькому от 15 сентября 1919 года, но исходя из контекста ее смысл был противоположным:

«Интеллектуальные силы» народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочел его, писанную и августе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и «околокадетов» открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г..но[13].

То есть Ленин говорил не про всю интеллигенцию, а про ту ее часть, которая прислуживала капиталу — «интеллигентиков, лакеев капитала».

Миф: Ленин хотел уничтожить крестьян

В 2008—2009 в Киеве был основан «Мемориал жертвам Голодомора» [14], и здесь не обошлось без очередной фальсификации. На одной из плит приводится [15] такая цитата:

Чорт с ними, с этими крестьянами — ведь они тоже мелкие буржуа, а значит пусть и они исчезнут так же с лица земли как рудимент.

Во-первых, это цитата из эмигрантских мемуаров Г. А. Соломон-Исецкого «Ленин и его семья», изданных в Париже в 1931 г.

А во-вторых, Ленин в этих самых мемуарах, а именно в главе 6, произносит указанные слова в саркастическом смысле, споря с наивным 18-летним радикалом, неким Саней.

В. И. Ленин в 1922 году
— Вот как! — снова сцепился Ленин с ним. — Так что вы считаете, товарищ Саня, что для России парламентский режим тоже пережиток, который можно спокойно выбросить, как яичную скорлупу! Великолепно, я принимаю ваше глубокомысленное решение и всеми мерами приветствую его. Итак, долой парламенты всего мира, вплоть до старейшего из них английского! Долой!.. Ну, а что же вы предлагаете взамен этих отживших учреждений? Ведь вы, конечно, как ортодоксальный максималист, считаете, что и мировая - о российской мы, конечно, и говорить не желаем - буржуазия выполнила свою историческую миссию, а потому долой и её?.. Так ведь?

— Да, так, — робко проскрипел Саня.

— Правильно, — ехидным тоном сказал Ленин, — принимаю и даже ставлю вопрос шире. Принимаю, что вообще и демократия, и её режим тоже отжили свое. Принимаю и приветствую глубокие заключения товарища Сани… Да здравствует максимализм, а следовательно, по-максималистски же и немедленная диктатура пролетариата! Так, верно я говорю? Черт с ними и с крестьянами — ведь и они тоже мелкие буржуа, а значит, говорю о России, пусть и они исчезнут также с лица земли, как рудимент… Хорош. Ну а предлагаемый образ правления, раз вы изволите уничтожить парламент? Ну, мудрый Эдип, разреши![16]

Интересно здесь отметить, что слово «черт» на доске дано в старой орфографии (до 1956 г.). То есть либо изготовители решили написать как при жизни Ленина (неожиданно скрупулезно для таких халтурщиков), то ли пользовались каким-нибудь факсимильным изданием мемуаров, а значит не могли не понимать что занимаются подлогом и передёргиванием. [17]

Также забавно, что из цитаты убрали уточнение «говорю о России» — оно и понятно, мемориал-то украинскому «голодомору».

Миф: Указание № 13666/2 о расстреле попов

Некий лжеисторик А. Г. Латышев, автор книги «Рассекреченный Ленин», в своей статье «О рассекречивании трудов Ленина. К 132-летию со дня рождения» [18] приводит ставшую весьма популярной среди служителей РПЦ [19] фальшивку такого содержания:

13666/2

01/V 1919 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

Председателю ВЧК

тов. ДЗЕРЖИНСКОМУ Ф.Э.

У К А З А Н И Е.

В соответствии с решением В.Ц.И.К. и

Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно

быстрее покончить с попами и религией.

Попов надлежит арестовывать как контр-

революционеров и саботажников, расстрели-

вать беспощадно и повсеместно. И как можно

больше.

Церкви подлежат закрытию. Помещения

храмов опечатать и превращать в склады.

Председатель В.Ц.И.К. Калинин

Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин) [20]

Латышев комментирует:

В исходящем номере - число дьявола!

Вот так: беспощадно расстрелять всех православных священников, превратить в склады все православные храмы.

(Характерна публикация в коммунистической "Правде" постановления политбюро ЦК ВКП(Б) от 11 ноября 1939 за подписью И. Сталина: "Указание тов. Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 "О борьбе с попами и религией", адресованное Предс. ВЧК Дзержинскому Ф.Э., и все соответствующие инструкции ОПТУ-НКВД, касающиеся преследования служителей Церкви и православных верующих, - ОТМЕНИТЬ".) [21]

На то, что это грубая фальшивка, указывают следующие факты:

В. И. Ленин за работой
  • ВЦИК и Совнарком за все время своей деятельности не издали ни одного документа с названием «Указание», только постановления и декреты за подписями глав этих органов. Любой человек может убедиться в этом лично, заглянув в сборники «Декреты советской власти». Более того, в практике советского партийно-государственного делопроизводства вообще никогда не существовало документов с названием «Указание».
  • 1 мая 1919 года М. И. Калинин физически не мог подписать никакое «Указание», так как совершал в это время поездку на Восточный фронт (Собрание сочинений М. И. Калинина. Т. 1, стр. 763 [22]).
  • Порядковых номеров таким документам не присваивалось. Однако, порядковый номер 13666/2 подразумевает наличие многих тысяч таких «указаний» в государственном делопроизводстве. Где они?
  • По свидетельству директора РГАСПИ К. М. Андерсона, все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» в РГАСПИ отсутствует… Среди бумаг Ленина, относящихся к 1 мая 1919 г., нет антирелигиозных — это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, и все они касаются мелких хозяйственных вопросов [23].
  • Отсутствует «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК.
  • Отрицательный отзыв о наличии этого «документа» дали в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ России и Архив президента РФ [24].
  • Не существовало никакого секретного "решения ВЦИК и СНК 1917—1919 гг. о необходимости «как можно быстрее покончить с попами и религией», во исполнение которого «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» будто бы было выпущено. Кстати, Латышев позабыл «маленькую» деталь — он не указал ни номера, ни даты, ни названия этого «решения».

Разумеется, что и ссылающееся на это «указание» некое «постановление политбюро ЦК ВКП(Б) от 11 ноября 1939 за подписью И. Сталина» также является выдумкой. Существует некая выписка из него [25] от того же числа с пометкой СТРОГО СЕКРЕТНО. Непонятно, зачем скрывать то, что якобы было напечатано в газете. Кроме того:

  • Не существует никаких «инструкций ВЧК-ОГПУ-НКВД» со ссылками на это «указание», нет никаких документов о его исполнении.
  • Никакой публикации в «Правде» не было.
  • За 11 ноября 1939 г. решения Политбюро действительно были. Однако церковных вопросов они не касались.

Миф: «Засилье евреев» в Совнаркоме

Миф о «жидобольшевиках» возник с первых лет установления Советской власти в России в среде ее противников и очень распространен до сих пор.

Основные причины появления мифа следующие:

  1. Активное участие еврейского населения в революционной деятельности.
  2. Распространенность в Российской империи и во всем мире антисемитских настроений.
  3. Потребность контрреволюции в дискредитации властей СССР в глазах различных националистов и патриотов.

Популяризиризация мифа в России началась вместе с очернением всего советского в конце 80-х и начале 90-х годов двадцатого века. Среди его распространителей был, в частности, довольно известный писатель, видный представитель «деревенской прозы» — Владимир Солоухин, оказавшийся антисоветчиком и монархистом. Вот что он пишет в своей книге «При свете дня» (1992):

Скажем, в первом составе Совета Народных Комиссаров соотношение евреев к неевреям 20:2, в Военном Комиссариате 34:9. Да из этих девяти еще 8 латышей. В составе ЧК русских двое, а евреев 43, комиссаров в губерниях русских 1, а евреев 21. И так далее, и так далее во всех сферах управления и руководства страной. Конечно, вся эта правда об истории Октябрьской революции и советской власти, становясь достоянием широких масс коренного населения, не может улучшать отношения его (коренного населения) к совершителям и сотворителям всех по существу своему антинародных акций, начиная с убийства царской семьи, кончая семьюдесятью миллионами расстрелянных без суда и следствия, уморенных голодом или непосильным лагерным трудом [26].

Ответ на его вранье о Ленине можно почитать тут [27].

Также в интернете довольно распространен «еврейский» список первых наркомов РСФСР, точно не известно, кем вброшенный, но обычно приписываемый белоэмигранту и власовцу Андрею Дикому («Евреи в России и в СССР» [28], издано в Нью-Йорке в 1967 году).

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) 1918 г.:

Ленин — председатель, Чичерин — иностранные дела, русский; Луначарский — просвещение, еврей; Джугашвили (Сталин) — народности, грузин; Протиан — земледелие, армянин; Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей; Шлихтер — снабжение, еврей; Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей; Ландер — госконтроль, еврей; Кауфман — государственные имущества, еврей; В. Шмидт — труд, еврей; Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка; Шпицберг — культы, еврей; Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей; Анвельт — гигиена, еврей; Исидор Гуковский — финансы, еврей; Володарский — печать, еврей; Урицкий— выборы, еврей; И. Стейнберг — юстиция, еврей; Фенгстейн — беженцы, еврей.


Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев.

Приведенный список в его книге отсутствует, хотя там и приводится много других примеров «засилья евреев в государственных органах СССР», на самом деле это искаженный отрывок из книги журналиста «Times» Роберта Вильтона «Последние дни Романовых», изданной в 1923 году, из-за публикации этой антисемитской книги он был уволен из газеты:

Вот Совет Народных Комиссаров: Ульянов (Ленин), председатель, русский; Чичерин, иностранные дела, русский; Луначарский, нар. просвещение, тоже; Джугашвили, народности, грузин; Протиан, земледелие, армянин; Лурье (Ларин) экономический совет, еврей; Шлихтер, снабжение, еврей; Бронштейн (Троцкий), армия и флот, еврей; Ландер, государственный контроль, еврей; Кауфман, государственные имущества, еврей; В. Шмидт, труд, еврей; Е. Лилина (Книгиссен), народное здравие, еврейка; Шпицберг, культы, еврей; Апфельбаум (Зиновьев), внутренние дела, еврей; Анвельт, гигиена, еврей; Исидор Гуковский, финансы, еврей; Володарский, печать, еврей; Урицкий, выборы, еврей; И. Штейнберг, юстиция, еврей; Фенигштейн, беженцы, еврей; Савич и Заславский, его помощники, евреи.
На 22 человека, 3 русских, 1 грузин, 1 армянин, 17 евреев [29].

13 июня 2013 года президент России Владимир Путин так прокомментировал передачу библиотеки Шнеерсона на хранение в Еврейский музей и Центр толерантности в Москве:

Решение о национализации этой библиотеки было принято первым советским правительством, и членами его являлись примерно на 80-85% евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, и представителей других конфессий, мусульман — они всех гребли под одну гребенку. И вот эти идеологические шоры и ложные идеологические установки, — они, слава Богу, рухнули. И мы действительно сегодня, по сути, передаем еврейской общине эти книги с улыбкой [30].

Таким образом, миф был выдан за факт на высшем уровне.

Однако, высказывание президента было осуждено в различных изданиях, например, в газете «The Jewish Press» [31].

Что же касается настоящего первого состава Совнаркома, то вот так выглядел список входящих в него лиц, представленный в декрете «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» от 28 октября 1917 [32][33][34] (последние трое были назначены позже):

  1. Председатель Совета Народных Комиссаров — В. И. Ульянов (Ленин), великоросс.
  2. Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков, великоросс.
  3. Нарком земледелия — В. П. Милютин, великоросс.
  4. Нарком труда — А. Г. Шляпников, великоросс.
  5. Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе:
    1. В. А. Овсеенко (Антонов), малоросс;
    2. Н. В. Крыленко, малоросс;
    3. П. Е. Дыбенко, великоросс.
  6. Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин, великоросс.
  7. Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский, великоросс.
  8. Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов), великоросс.
  9. Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий), еврей.
  10. Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов), великоросс.
  11. Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович, поляк.
  12. Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов), великоросс.
  13. Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин), грузин.
  14. Нарком по железнодорожным делам — М. Т. Елизаров, великоросс.
  15. Нарком государственного призрения — А. М. Коллонтай, малоросска.
  16. Председатель ВСНХ — В. В. Осинский (Оболенский), великоросс.

В ИТОГЕ:

Всего — 18 человек (100 %).

Великороссы (русские) — 12 человек (66,6 %).

Малороссы (украинцы) — 3 человека (16,6 %).

Евреи — 1 человек (5,5 %).

Поляки — 1 человек (5,5 %).

Грузины — 1 человек (5,5 %).

Прочий антисемитский антисоветский бред разобран здесь [35].

Миф: Ленин умер от сифилиса

Основу этого мифа, по сути, заложил сам Ленин, так как подозревал у себя сифилис. В принципе, в те годы сифилис был весьма распространенным заболеванием и половой путь его передачи был далеко не единственным. Например, можно было заразиться этой болезнью даже через молоко, если в него попали части распадающегося сифилитического новообразования с рук больной доярки. Учитывая, что эта болезнь при неполовом способе заражения может протекать и без характерных симптомов на интимных местах и коже, а методы ее точной диагностики в начале XX века еще не были созданы (реакция Вассермана — весьма неточный метод) в те годы достаточно часто при вялотекущем и затянувшемся течение непонятной болезни подозревали именно сифилис. У врачей было даже такое правило «In dubio suspice luem» - «В сомнительных случаях ищите сифилис». Так как сифилис поражает головной и спинной мозг, а Ленина наблюдались такие симптомы, ему было назначено соответствующее лечение. Однако после смерти Ленина и посмертной медицинской экспертизы его мозга (а он был сохранен и много лет — до 1960-х годов изучался учеными) было сделано однозначное заключение, что «абсолютно ничего не свидетельствует о сифилисе». Причиной тяжелой болезни и смерти вождя были последствия многочисленных кровоизлияний в мозг, то есть - обычный инсульт вследствие атеросклероза сонной артерии. При этом врач Ф.А. Гетье считал, что Ленин, подозревая у себя сифилис и необоснованно принимая препараты, содержащие ртуть и мышьяк, этим лишь ухудшил свое состояние.

Мифы о мавзолее Ленина

Мавзолей не представляет исторической и культурной ценности

Во-первых, мавзолей взят под охрану постановлением № 1327 от 30.08.1960 [36] и сейчас входит в «Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации» [37] [38].

Во-вторых, по решению 14-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Канаде в 1990-м году мавзолей в составе объекта «Кремль и Красная площадь» под номером 545 был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [39].

Мавзолей попадает под критерий (VI):

Напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями выдающегося мирового значения [40].

И вот как он описывается:

С 13-го века до основания Санкт-Петербурга Московский кремль был напрямую и вещественно связан с каждым значительным событием российской истории. Двухсотлетний период безызвестности завершился в 1918-м году, когда он снова стал резиденцией правительства. Мавзолей Ленина на Красной площади – лучший пример символической монументальной архитектуры Советского Союза. Для обозначения мирового значения русской революции погребальные урны ее героев были замурованы в кремлевской стене между Никольской и Спасской башней. Таким образом, это место в исключительной манере сочетает сохранившиеся следы прошлых дней и сегодняшние символы одного из величайших событий современной истории [41].


Известные работы

  • «Развитие капитализма в России» (1899) [42]
  • «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902) [43]
  • «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) [44]
  • «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) [45]
  • «Государство и революция» (1917) [46]

Ленин В. И. Полное собрание сочинений, 5-е издание – Москва, Издательство политической литературы [47]

Цитаты

Высказывания Ленина

О России и русских

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнёту и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика.

<…>

Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами. Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим своё рабское прошлое (когда помещики, дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и своё рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей.

<…>

И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий.[7]

О русском языке

Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно.[8]
Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?[9]
Не пора ли объявить войну коверканью русского языка?[10]

О религии и верующих

Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться. [11]
Если память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчет 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное. Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии. [12]
Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и закрепления религиозного фанатизма. [13]

О рабочих и крестьянах

Чистка партии, связанная с неуклонным повышением ее требовательности насчет работы действительно коммунистической, будет улучшать аппарат государственной власти и гигантски приближать окончательный переход крестьян на сторону революционного пролетариата.

<…>

Пока остается возможность торговать хлебом и спекулировать на голоде, крестьянин остается (и это неизбежно на известный период времени при диктатуре пролетариата) полутружеником, полуспекулянтом. Как спекулянт, он враждебен нам, враждебен пролетарскому государству, он склонен соглашаться с буржуазией и ее верными лакеями, вплоть до меньшевика Шера или эсера Б. Черненкова, стоящими за свободу торговли хлебом. Но как труженик, крестьянин — друг пролетарского государства, вернейший союзник рабочего в борьбе против помещика и против капиталиста. Как труженик, крестьянин своей громадной, многомиллионной массой поддерживает ту «машину» государства, которая возглавляется сотней-другой тысяч коммунистического пролетарского авангарда и состоит из миллионов организованных пролетариев.[14]


Мнения о Ленине

Bundesarchiv Bild 183-71043-0003, Wladimir Iljitsch Lenin.jpg
Положение вождей белого движения стало невозможным. С одной стороны, делая вид, что они не замечают интриг союзников, они призывали своих босоногих добровольцев к священной борьбе против советов, с другой стороны — на страже русских национальных интересов стоял никто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской Империи, апеллируя к трудящимся всего мира.

— Великий князь Александр Михайлович, внук Николая I. [15]

…Ныне же, когда снят покров секретности с ленинского архивного Фонда в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) и появились первые сборники не публиковавшихся ранее рукописей и выступлений Ленина, становится ещё более очевидным, что хрестоматийный образ мудрого государственного руководителя и мыслителя, который, якобы, только и думал о благе народа, был прикрытием реального облика тоталитарного диктатора, заботившегося только об упрочении власти своей партии и своей собственной власти, готового во имя этой цели идти на любые преступления, неустанно и истерически повторявшего призывы расстрелять, повесить, взять заложников и т. п.

— Ричард Пайпс, американский учёный и философ. [16]

Ленин был циничным оппортунистом — менял свою партийную тактику в зависимости от обстоятельств и политической выгоды. Возможно, в этом и заключался его незаурядный талант тактика. Он был безжалостен и жесток, беззастенчиво используя людей в своих целях.

— Хелен Раппапорт, британский историк. [17]

Ленин поразил меня своим жизнелюбием. Я не мог вспомнить ни одного человека похожего калибра, обладающего таким же радостным темпераментом. Этот невысокий, лысый, морщинистый человек, качающийся на стуле то в одну сторону, то в другую, смеющийся над той или иной шуткой, в любой момент готов дать серьезный совет любому, кто прервет его, чтобы задать вопрос, — совет настолько хорошо обоснованный, что для его последователей он имеет гораздо большую побудительную силу, чем любые приказы; все его морщины — от смеха, а не от беспокойства.

— Артур Рэнсом, английский писатель. [18]

Образ в культуре и искусстве

Литература

  • В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин» [48]
  • С. Есенин «Капитан земли» [49]
  • С. Есенин «Ленин» [50]
  • В. Брюсов «Ленин» [51]
  • Д. Бедный «Ленин - с нами!» [52]
  • С. Маршак «Баллада о памятнике» [53]

Живопись

Кино

Музыка

Основная статья: Музыка и песни о Владимире Ленине

Галерея

Портреты


Cм. также

Ссылки

Примечания

  1. Народный комиссар государственного призрения РСФСР.
  2. С 1906 года роль конституции фактически играли Основные государственные законы Российской империи.
  3. Их земля была передана чеченцам и ингушам, а населённые пункты переименованы.
  4. На момент Октябрьской революции долг России составлял около 60 млрд рублей, из которых 16 млрд внешний долг, а внутренний — 44 млрд.
  5. Например, создание так называемых «секс-коммун», где приветствовались свободные сексуальные отношения между мужчинами и женщинами.
  6. Участники движения исходили из убеждения, что единственным олицетворением демократии и равенства может служить только нагота. В 1922 году в Москве проводились вечера Обнажённого тела, позднее проводились шествия в Москве и Харькове. Члены общества ходили по Москве совершенно нагими или надевали лишь ленту через плечо с надписью «Долой стыд!».
  7. О национальной гордости великороссов (1914) [1]
  8. Об очистке русского языка (1919/1920) [2]
  9. Об очистке русского языка (1919/1920) [3]
  10. Об очистке русского языка (1919/1920) [4]
  11. Речь на I Всероссийском съезде работниц (1918) [5]
  12. Письмо В.М. Молотову (1921) [6]
  13. Проект программы РКП(б) (1919) [7]
  14. Великий почин (1919) [8]
  15. Книга воспоминаний (1933) [9]
  16. «The Unknown Lenin: From the Secret Archives», 1996 г. [10]
  17. «Conspirator: Lenin in Exile», 2009 г. [11]
  18. «Russia in 1919», 1919 г. [12]