Отношения России и Европейского Союза

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС по консолидированному мнению большинства ученых является наднациональным единым образованием и выступает как единый субъект в сфере переданных ему государствами-членами полномочий. Интересы и ценности России и Евросоюза во многом не совпадают. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон. Это обуславливается географической близостью, тем фактом, что ЕС является самым крупным потребителем российского газа, а РФ в свою очередь закупает в ЕС большую часть высокотехнологичного оборудования, используемого в том числе и в нефте- и газодобывающей промышленности. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.

Изначально, ещё когда Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) только было создано (Римский договор 1957 года), его отношения с СССР не имели какого-либо важного и стратегического характера, поскольку ЕЭС в то время было объединением чисто экономического толка. СССР выстраивал свои отношения с странами-членами ЕЭС на двусторонней основе (напр., см. сделку между СССР и ФРГ «Газ в обмен на трубы»). Однако, В 1992 г. после подписания договора в Маастрихте три существовавшие ранее европейские сообщества (а именно Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), учрежденное Парижским договором 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), учрежденное договором в Риме в 1957 г.; и Европейское Экономическое Сообщество, учрежденное в том же году) объединились в Европейский Союз, который был уже не просто экономическим объединением, но ещё и политическим. В 2000-х Евросоюз был скорее надгосударственным образованием, и тогда отношения ЕС и России стали обретать более значимый характер.

На сегодняшний день отношения с Евросоюзом имеют весьма важное значение для внешней политики России. ЕС в целом стоит на втором месте по доле в общемировом ВВП (ППС), уступая по этому показателю только Соединенным Штатам Америки (США). В составе ЕС есть страны, чьи отдельные доли в мировом ВВП превышают даже российскую — так называемая «большая тройка ЕС» — Германия (4 место), Великобритания (5 место), Франция (6 место). Россия в этом рейтинге занимает 12 место (все данные 2017 г.) Экономическое сближение между ЕС и РФ идёт на пользу обеим сторонам, так как их экономики имеют в общем разную специализацию и потому дополняют друг друга, а не конкурируют.

Политическое сближение между РФ и ЕС развивалось в период с 1990-х по 2014 гг. Общее представление о тенденциях сближения можно составить на основе дорожных карт о «четырех общих пространствах» (2005 г.). Также сближение России и Евросоюза является головной болью для США, для которых усиление России в Европе может стоить огромных экономических потерь, и как следствие, это может стать смертью для экономики Штатов.


Сравнение России и ЕС

Flag of Russia.svg Российская Федерация Европейский Союз Европейский Союз
Население 146 519 759[1] 508 200 000[2]
Территория 17 125 407 км² 9 826 630 км²
Плотность населения 8,4 чел/км² 116 чел/км²[3]
Столица Flag of Moscow.svg Москва Брюссель Брюссель
Крупные города Flag of Saint Petersburg Russia.svg Санкт-Петербург
Новосибирск Новосибирск
Екатеринбург Екатеринбург
Flag of Sevastopol.svg Севастополь
Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону
Сочи Сочи
Калининград Калининград
Нижний Новгород Нижний Новгород
Казань Казань
Самара Самара и другие
Лондон Лондон
Париж Париж
Рим Рим
Берлин Берлин
Мадрид Мадрид
Вена Вена
Амстердам Амстердам
Варшава Варшава
Будапешт Будапешт
Прага Прага и другие
Руководитель государства Президент Владимир Путин Председатель Европейского совета Дональд Туск
Премьер-министр Премьер-министр Михаил Мишустин Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламента Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)

Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата)

Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)

Глава МИД Министр иностранных дел Сергей Лавров Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини
Государственное устройство Федеративное государство Наднациональное государство (де-факто)
Национальная валюта Российский рубль Евро (только в странах Еврозоны)
Официальные языки Русский язык Официальные языки Европейского Союза
Национальная спутниковая система ГЛОНАСС (глобальная) Галилео (в настоящее время дорабатывается)[1]
ВВП (ППС), млрд $ $3745 $17372

История взаимоотношений

Чеченские войны

Во время чеченских войн ЕС всячески поддерживал самопровозглашённую «Чеченскую республику Ичкерия» и всячески критиковал любые действия России в Чечне.

В апреле 2004 года провалилась очередная антироссийская резолюция по Чечне[4]. Поддержали её лишь 12 стран из 53, 23 отвергли, а 18 воздержались. Среди поддержавших резолюцию были такие ведущие страны ЕС, как Франция, Германия и Великобритания, а также США.

Лишь в 2005 году ЕС отказались вносить в ООН антироссийские резолюции по Чечне[5], ибо стало ясно, что Чечня останется в составе России.

Оранжевая революция

Основная статья: Оранжевая революция

В конце 2004 года Евросоюз, наряду с США, был одним из организаторов и ярых сторонников «Оранжевой революции». Целью США и ЕС было привести к власти на Украине своего кандидата Виктора Ющенко и отстранить относительно лояльного к России Виктора Януковича, что и было сделано. Однако президентство оранжевого героя не принесло ожидаемого результата для Запада (как и в случаи с Саакашвили, Западу нужны была войны на Украине, аналогичные тем, какие были в Грузии при Саакашвили), в результате чего на президентских выборах на Украине 2010 года ЕС, как и США, спокойно признали победу Януковича (что также нужно было им в своих целях).

Сирийская война

Позиции России и Евросоюза по вопросу войны в Сирии являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС в этом вопросе не сильно отличается от позиции США.

Странам ЕС очень нужен газопровод из дружественного им Катара в Европу. География региона позволяет проложить такой газопровод только через Сирию. Однако зависеть от дружбы с Асадом, который сможет в любой момент приказать перекрыть газопровод, страны Евросоюза, разумеется, не хотят: им нужен полный контроль над всем маршрутом.

В случае, если в Сирии будет установлен прозападный режим, и трубопровод будет установлен, это поставит под угрозу все российско-европейские газовые проекты.

Южный поток

Разработка данного газопровода началась 7 декабря 2012 года. Данный газопровод должен был пройти через Чёрное море на Балканский полуостров и первым делом выйти в Болгарию, в портовый город Варна, а уже оттуда через Балканы предполагалось строительство газопровода в остальные страны Европы.

Строительно данного газопровода также планировали Австрия, Венгрия, Греция, Италия, Македония, Сербия, Словения и Хорватия.

Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, пойдя на поводу у США, ЕС всячески сопротивлялся строительству этого потока. По сути, сам Евросоюз занял антиевропейскую позицию по данному вопросу, поскольку это сулило для ЕС огромные экономические выгоды.

В конечном итоге 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что проект Южный поток закрыт, поскольку позиция ЕС по нему является неконструктивной. Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией, что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток[2].

Год науки Россия-ЕС 2013—2014

25 ноября 2013 года в Москве был торжественно открыт Год науки Россия-ЕС. Основной целью данного мероприятия было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.

В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями.[6]

Данный Год науки был торжественно закрыт в Брюсселе 25 ноября 2014 года.

Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно.

Украинский кризис

Основная статья: Украинский кризис

Евросоюз наряду с США стал одним из главных разжигателей Украинского кризиса. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики (при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу).

После воссоединение Крыма с Россией и начала войны на Донбассе отношения России и ЕС значительно ухудшились.

Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.

По сути, позиции России и ЕС по украинскому кризису являются диаметрально противоположными.

Санкции ЕС против России 2014—2016

Основная статья: Антироссийские санкции

Дабы оказать на Россию давление, Евросоюз, под давлением США, ввёл в марте 2014 года обширный список санкций против России. В результате чего как Россия, так и ЕС понесли значительные экономические убытки. Однако Россия, отчасти благодаря импотрозамещению, и отчасти благодаря помощи Китая, смогла более-менее справиться с последствиями санкций, в то время как США не стали возмещать Евросоюзу убытки, понесённые от антироссийских санкций.

Конечным итогом санкций стало то, что Евросоюз понёс гораздо большие экономические убытки, чем Россия.

12 марта 2016 года в ЕС было принято решение продлить санкции против России до 15 сентября 2016 года[7].

Переговоры по ядерной программе Ирана

2 апреля 2015 года в Швейцарии завершились переговоры «Группы шести» (в составе Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции) с делегацией Ирана. Удалось согласовать рамочную договорённость по окончательному урегулированию ситуации с иранской ядерной программой — Иран на 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерным исследованиям, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана; на 15 лет Иран не станет строить новые объекты по обогащению или реакторы на тяжёлой воде и ограничит запасы обогащённого урана; до 25 лет будут продолжаться инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах Ирана. [8].

Данное событие стало очередным успехом для российской дипломатии, поскольку снятие санкций с Ирана открыло дополнительный возможности для развития экономики (например, торговля с странами ЕС. Будучи под санкциями, Иран не мог этого делать).

Отношение российского общества к ЕС

Статистика.png

В 1999 году 67 % опрошенных (по данным Левада-центра) говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51 %, соответственно).

В 2014 же году такое мнение разделяли лишь 15 %, а 64 % считали, что это России не нужно. [9]

Саммиты Россия-ЕС

Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом. На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов. Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.

Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.

За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно-таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».

Хронология саммитов

Номер Год Дата Место проведения Повестка саммита Итоги саммита
1 1995 7 сентября Flag of Russia.svg Flag of Moscow.svg Россия, Москва Роль России в урегулировании боснийского конфликта и безопасность в Европе[10]] Никаких договорённостей достигнуто не было
2 1997 3 марта Безопасность в Европе, расширение НАТО и экономическое сотрудничество Подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве[11]
3 1998 15—16 мая Flag of United Kingdom.svg Flag of Birmingham.svg Великобритания, Бирмингем Разработка Хартии европейской безопасности и интеграция России в мировую экономику[12] Никаких договорённостей достигнуто не было
4 1999 22—23 октября Flag of Finland.svg Flag of Helsinki.PNG Финляндия, Хельсинки Ситуация в Чечне и требование ЕС «начать политический диалог с Грозным»[13] Никаких договорённостей достигнуто не было
5 2000 29—30 мая Flag of Russia.svg Flag of Moscow.svg Россия, Москва Вступление России в ВТО и попытка США выйти из договора о ПРО Никаких договорённостей достигнуто не было
6 30—31 октября Flag of France.svg Flag of Paris.svg.png Франция, Париж Нет данных Нет данных
7 2001 17—18 мая Flag of Russia.svg Flag of Moscow.svg Россия, Москва
8 3—4 октября Флаг Бельгии.png Drapeau ville de Bruxelles.png Бельгия, Брюссель
9 2002 29—30 мая Flag of Russia.svg Flag of Moscow.svg Россия, Москва
10 11—12 ноября Флаг Бельгии.png Drapeau ville de Bruxelles.png Бельгия, Брюссель
11 2003 31 мая—1 июня Flag of Russia.svg Flag of Saint Petersburg Russia.svg Россия, Санкт-Петербург Одобрена концепция «четырех общих пространств»[14]
12 6—7 ноября Flag of Italy.svg Flag of Rome.svg.png Италия, Рим Дело ЮКОСа (неформально) Охлаждение отношений из-за попыток ЕС надавить на Россию в деле Ходорковского
13 2004 21—22 мая Flag of Russia.svg Flag of Moscow.svg Россия, Москва Экономическое сотрудничество и вступление России в ВТО Подписан протокол об условиях вступления РФ в ВТО. Москва пообещала ускорить движение к ратификации Киотского протокола[15]
14 25—26 ноября Flag of Netherlands.svg Flag of The Hague.svg.png Нидерланды, Гаага Президентские выборы и оранжевая революция на Украине, требование России выдать эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева и расширение ЕС и НАТО[16] Существенных договорённостей достигнуто не было (однако данный саммит прошёл в напряжённой обстановке)
15 2005 10—11 мая Flag of Russia.svg Flag of Moscow.svg Россия, Москва Утверждены «дорожные карты» четырех общих пространств[17]
16 4—5 октября Flag of United Kingdom.svg Flag of the City of London.svg Великобритания, Лондон Сотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмом Упрощение визового режима между Россией и ЕС[18]
17 2006 25—26 мая Flag of Russia.svg Flag of Sochi (Krasnodar krai).svg Россия, Сочи Вопросы о создании четырех общих пространств — в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношений Был подписан договор об облегчении визового режима между Россией и ЕС и о реадмиссии[19]
18 24—25 ноября Flag of Finland.svg Flag of Helsinki.PNG Финляндия, Хельсинки Безвизовый режим, торговые отношения и эмбарго на ввоз товаров из Польши Существенных договорённостей достигнуто не было
19 2007 18—19 мая Flag of Russia.svg Flag of Shigonsky rayon (Samara oblast).png Россия, Самара Двухсторонние отношения Попытка Запада добиться от России каких-либо политических уступок провалилась[20]
20 26—27 октября Flag of Portugal.svg Pt-mfr1.png Португалия, Марфа Нет данных Нет данных
21 2008 26—27 июня Flag of Russia.svg Flag of Khanty-Mansiysk.svg Россия, Ханты-Мансийск
22 14—15 ноября Flag of France.svg Comte de Nice flag.svg Франция, Ницца Мировой финансовый кризис Никаких договорённостей достигнуто не было
23 2009 21—22 мая Flag of Russia.svg Flag of Khabarovsk (Khabarovsk kray).png Россия, Хабаровск Энергетическое сотрудничество и экономической кризис
24 18—19 ноября Flag of Sweden.svg Flag of Stockholm.svg Швеция, Стокгольм Энергетическое сотрудничество России и ЕС Подписан новый договор об экономическом сотрудничестве России и ЕС[21]
25 2010 31—1 июня Flag of Russia.svg Rostov-na-Donu flag.svg Россия, Ростов-на-Дону Мировой экономический кризис и двухсторонние отношения Подписано также соглашение между Россией и ЕС о защите секретной[22]
26 7—8 декабря Флаг Бельгии.png Drapeau ville de Bruxelles.png Бельгия, Брюссель Глобальная энергобезопасность, энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС Подписание меморандума о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО[23]
27 2011 9—10 июня Flag of Russia.svg Flag of Nizhny Novgorod.svg Россия, Нижний Новгород Запрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проекты Никаких договорённостей достигнуто не было
28 16—17 декабря Флаг Бельгии.png Drapeau ville de Bruxelles.png Бельгия, Брюссель Энергетика, модернизация и торговые отношения
29 2012 3—4 июня Flag of Russia.svg Flag of Saint Petersburg Russia.svg Россия, Санкт-Петербург Ситуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове
30 20—21 декабря Флаг Бельгии.png Drapeau ville de Bruxelles.png Бельгия, Брюссель Арабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис
31 2013 3—4 июня Flag of Russia.svg Екатеринбург Россия, Екатеринбург Война в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим
32 2014 28—29 января Флаг Бельгии.png Drapeau ville de Bruxelles.png Бельгия, Брюссель Евромайдан

Галерея

Членство России в ЕС

Евроинтеграция России — заветная мечта большинства представителей креативного класса

Разговоры о вступлении России в Евросоюз имели место в российском обществе в 1990-х и в первой половине 2000-х (поскольку для российского общества того времени был весьма характерен европоцентризм), однако сегодня по понятным причинам полностью сошли на нет (хотя многие либералы сегодня до сих пор высказываются за вступление России в ЕС).

Причины, по которым Россия никогда не вступит в ЕС

  • Расхождение в геополитических интересах. Геополитические интересы России и Евросоюза почти полностью противоположны. В случае вступления в ЕС Россия почти полностью потеряет суверенитет во внешней политике и будет во многом следовать в русле политики ЕС.
  • Поток мигрантов в Россию. Как и в случае с Великобританией, в случае вступления России в ЕС в нашу страну хлынет поток мигрантов из наиболее бедных стран ЕС (например, таких, как Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия и стран Прибалтики). Конечно едва ли возникнет миграционный кризис, поскольку таких мигрантов будет не слишком много, и проблем с их интеграцией в российские условия тоже скорее всего не возникнет. Но ждать их всё-таки придётся, поскольку на родине найти работу выходцам из относительно бедных стран ЕС проблематично.
  • Уменьшение внутреннего суверенитета России. Поскольку в ЕС существуют общеевропейские органы власти (например, Европарламент или Еврокомиссия), то это существенного ограничивает суверенитет некоторых стран ЕС во внутренней политике. Тоже самое ждёт и Россию, в случае евроинтеграции которой нам предстоит увеличение зависимости от ЕС.

Единственное хорошее, что будет в случае вступления России в ЕС — это безвизовый режим с другими странами ЕС, чему конечно же обрадуются многие российские путешественники. Однако на фоне тех убытков, какие понесёт Россия от вступления в ЕС, это вообще выглядит мелочью.

Тем более, что с 1 января 2015 года Россия является членом Евразийского Союза.

Мифы о евроинтергации России

Среди представителей либерального сообщества очень популярны мифы о крайней необходимости евроинтеграции России.

Наиболее распространённые аргументы:

  • ЕС это шанс избежать мировой изоляции. Данный миф широко распространён среди либералов, однако его легко развеять: Во-первых, ЕС — это не весь мир и даже не вся Европа (в Европе всего 53 государства, а в ЕС 28). У России есть ещё огромное количество потенциальных партнёров в Азии (те же Китай, Индия, Иран, Монголия, Вьетнам, Южная Корея, КНДР и другие страны), Африке (ЮАР, Египет), и Латинский Америке (те же Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Куба, Боливия). Во-вторых — Россия уже является членом таких международных организаций, как ШОС, БРИКС и Евразийский Союз. Международной изоляцией и близко не пахнет.
  • Экономический подъём Часто либералы заявляют, что вступление России в ЕС повлечёт за собой рост российской экономики. На самом деле всё вышло бы в точности наоборот — России пришлось бы открыть свой рынок для европейских товаров (особенно для ведущих европейских производителей), и закрыть бы для отечественных производителей. О глобальных контрактах на поставки нефти и газа России придётся забыть.
  • Укрепление взаимоотношений с другими странам Европы Россия и без евроинтергации имеет очень сильные экономические и политические связи с ведущими странами Евросоюза[3]и сотрудничает во многих областях (по той же нефтяной и газовой отрасли). И без евроинтеграции Россия может иметь огромные связи с ЕС.[4] В случае евроинтеграции Россия лишь усилит свою зависимость от ведущих стран ЕС.

Гипотетические положительные последствия вступления РФ в ЕС:

  • Полная монополия на европейском рынке энергоносителей В данный момент РФ является крупнейшим поставщиком энергоносителей (газа) в страны ЕС, и для каждой сделки приходится заключать рамочные соглашения на государственном уровне. Если бы РФ была членом ЕС, ее газ, нефть и нефтепродукты имели бы свободное хождение на территории более чем полумиллиардного рынка потребителей ЕС без пошлин и таможенных проверок.
  • Снижение цен на высокотехнологичное оборудование, продовольствие и остальные товары из ЕС Сегодня, несмотря на некоторые затруднения, вызванные взаимными санкциями, торговый оборот с ЕС является крупнейшим во внешней торговли РФ. Если бы РФ состояла во внутреннем рынке ЕС, у нее была бы возможность заключать любые сделки с любыми фирмами на территории остальных государств-членов, в том числе приобретать необходимые для РФ технологии, оборудование и прочие товары. Также РФ как страна с большими сельскохозяйственными угодьями, могла бы претендовать на участие в программе поддержки фермеров, которую проводит ЕС, что означало бы почти безвозмездное финансирование российского агрокомплекса за счет промышленных стран Евросоюза — Германии, Великобритании, в меньшей мере Франции.

Сближение России и ЕС

В случае поражения на Украине США ударят по Европе. Обзор от PolitRussia

Даже не смотря на колоссальное напряжение в двухсторонних отношениях, для ЕС есть очень мощный стимул не только для экономического, но и для политического разворота в сторону России.

В первую очередь, среди некоторых политиков ЕС постепенно появляется осознание того, что в случае необходимости, США во имя своих геополитических и экономических интересов, готовы пожертвовать и Европой (как это уже было сделано в Первой и Второй мировых войнах).

Причины сближения России и ЕС:

  • Экономическая незаменимость. Для Евросоюза Россия, ввиду географической близости, а также ещё по ряду причин является незаменимым экономическим партнёром. Страны Востока конечно могут в некоторой степени заменить Россию, но полностью экономическое сотрудничество ЕС и Востока не заменит экономическое сотрудничество России и ЕС.
  • Расхождение в геополитических интересах ЕС и США. Заокеанскую державу не сильно волнует благополучие объединённой Европы, а потому политическое сближение с Россией имеет большой смысл как для ЕС, так и для России, которая также может сыграть главную роль в разрешении миграционного кризиса Европы (который США используют для давления на ЕС).

Сотрудничество России и Евросоюза

Несмотря на геополитическое противостояние, есть огромный потенциал к развитию экономического сотрудничества.

Торговая отрасль

Несмотря на огромные политические разногласия, ЕС был и остаётся одним из ведущим торговых партнёров России. На страны Евросоюза приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта. Так, в период с 2004 по 2014 годы товарооборот вырос в два раза и достиг 285,5 млрд евро. Объем экспорта товаров из России в ЕС в период с 2004 по 2014 годы увеличился также в два раза — с 84,92 до 182,03 млрд евро. Объем импорта в Россию за тот же период вырос также в два раза — с 46,12 до 103,48 млрд евро [24]

В 2013 году — впервые после «кризисного» 2009 года — показатели прироста торговли стали приобретать отрицательные значения. Товарооборот составил 326,3 млрд евро, то есть сократился на 3,6 % по сравнению с 2012 годом; российский экспорт — 206,5 млрд евро (минус 4,0 %), российский импорт — 119,8 млрд евро (минус 2,9 %). В 2014 году тенденция сокращения показателей продолжилась. Товарооборот России и ЕС составил 285,5 млрд евро (-12,5 % по сравнению с 2013 годом), в том числе экспорт России в ЕС — 182,0 млрд евро (-12,0 % по сравнению с 2013 годом), а импорт — 103,4 млрд евро (снижение на 13,4 %).

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Оборот 131,04 170,67 215,09 236,06 285,42 185,27 248,39 309,92 338,52 326,28 285,50
Экспорт в ЕС 84,92 113,98 142,69 146,86 180,45 119,57 162,08 201,33 215,12 206,49 182,03
Импорт из ЕС 46,12 56,69 72,40 89,20 104,97 65,70 86,31 108,59 123,40 119,79 103,48
Сальдо 38,80 57,29 70,29 57,66 75,48 53,87 75,77 92,74 91,72 86,70 78,55

Инвестиционная отрасль

ЕС также является инвестиционным партнёром России. Данным взяты с сайта Министерства экономического развития РФ[25]

Из ЕС в Россию

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции 83, 6 54,6 87,5 78,8 86,2 112,7
Прямые инвестиции 21,8 11, 5 10,8 13,8 14,4 20,9
Портфельные инвестиции 1,1 0,6 0,4 0,6 0,7 0,8
Прочие инвестиции 60, 7 42,4 76,2 64,4 71,1 91,0

Из России в ЕС

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции 47,8 32,4 41,5 71,9 69,3 69,6
Прямые инвестиции 15,8 14,2 8,3 14,3 12,5 18,6
Портфельные инвестиции 0,4 1,8 0,7 10,5 5,7 3,0
Прочие инвестиции 31,7 16,4 32,4 47,1 51,1 48,0

В 2013 году основные страны-получатели российских прямых накопленных инвестиций:

Совместные проекты России и ЕС

Основная статья: Совместные проекты России и Европейского Союза

Космический аппарат «Экзомарс»

Основная статья: Космический аппарат «Экзомарс»

Прототип марсохода программы «Экзомарс» (вариант 2015 года)

Данный проект представляет из себя космический аппарат, состоящий из искусственного спутника Марса — марсианского научного орбитального аппарата и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией — модуля «Скиапарелли» для демонстрации возможности входа в атмосферу, спуска и посадки.

Этот космический аппарат является совместным проектом «Европейского космического агентства» и российского «Роскосмоса» и прендазначен для изучения Марса.

14 марта 2016 года в 12:31 по московскому времени с космодрома Байконур произошёл первый запуск аппарата в космос. Его прибытие на Марс ожидается 19 октября 2016 года. [26]

Газопровод «Северный поток-2»

4 сентября 2015 года во Владивостоке был подписан договор о строительстве газопровода «Северный поток-2», протяжённость которого составляет 1224 км, и который пройдёт по дну Балтийского моря и выходит к немецкому городу Грайфсвальд. Первым получателем российского газа должна стать Германия, а уже за ней газопровод планируется расширять дальше по Европе. Для России тут есть свои плюсы, поскольку увеличивается её экономическое (и соответственно, геополитическое) влияние в Европе (что в свою очередь, ослабит американские позиции в Старом свете).

Так-же плюсом является и то, что если через Украину США смогли сорвать поставки газа, то провести газопровод через Германию у России в настоящие время больше шансов.

Для реализации проекта была создана компания «New European Pipeline AG». В состав акционеров вошли:

  • «Газпром» — 51 %,
  • «E.ON», «Shell», «BASF»/«Wintershall», «OMV» — по 10 %,
  • «ENGIE» — 9 %.

Цитаты

Чехия Президент Чехии Милош Земан 23 апреля 2015 года почти прямым текстом заявил:

В долговременной перспективе РФ станет членом Европейского союза. Если вам это не нравится, можете считать, что ЕС вступит в РФ. [27]

Разумеется, Земан делает такие смелые высказывания не просто так. Земан выражает позицию европейского бизнеса, который весьма жёстко завязан на Россию, и который отлично понимает, что вариантов у него немного: либо полномасштабное сотрудничество с Россией, либо мучительная гибель под прессом американского TTIP (соглашение о свободной торговле с США, невыгодное европейским производителям).[28]

6 ноября того же года Пан Земан вновь сделал интересное заявление:

Россия и ЕС экономически дополняют друг друга. Их экономики взаимодополняемы. Они не конкурируют между собой и нацелены на взаимодействие. России нужны современные технологии, а ЕС необходимы импортные сырьевые ресурсы. От объединения экономических возможностей выиграют обе стороны.[29]

Италия ЕС Экс-премьер Италии и бывший председатель Еврокомиссии Романо Проди в ходе лекции в Москве, в особняке МИД России 17 марта 2016 года заявил:

ЕС и Россия взаимно дополняют друг друга, и мы должны еще больше взаимодополнять друг друга в будущем. Сегодня 70 % энергетики РФ экспортируется в ЕС, 30 % туристов в Европе приезжают из России. У нас хорошо работает много областей сотрудничества. Политические отношения при этом все ухудшаются, они никогда не были на таком уровне. Есть и опасность антироссийских настроений. Если такая тенденция продолжится, то возникнет опасность взаимного непонимания, непонимания вклада России в мировые дела. Россия должна принять ЕС как он есть, и ЕС должен принять Россию как она есть. Это предварительное условие для будущего сотрудничества. Нынешняя конфронтация ни к чему не приводит, увеличивает взаимные слабости. В теории украинская проблема очень легко решаема: Украина не может быть ни русской, ни европейской, а должна быть мостом между Россией и Европой. Вместо того, чтобы стать мостом, Украина стала полем битвы.[30]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Полноценно данная спутниковая система заработает приблизительно в 2019—2021 г., сейчас эта система является региональной.
  2. Который тоже так и не был реализован из-за гибели российского Су-24 в ноябре 2015 года
  3. Будучи одной из крупнейших политических держав, исторически Россия всегда играла важную роль в европейской политике.
  4. В этом плане особенно интересно рассматривать Швейцарию, которая не является членом ЕС, но и без того имеет весьма обширные политические и экономические связи с другими странами Европы. Тоже касается и Норвегии, которая не входит в ЕС, но имеет крайне близкие политические, экономические и военные связи с ЕС.