Внесение изменений в Конституцию России

Материал из Русского эксперта
Версия от 23:16, 19 августа 2025; IgorSPb (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Конституция Российской Федерации 1993 года''' (далее Конституция) была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года.<sup>[http://bigenc.ru/c/konstitutsiia-rossiiskoi-federatsii-e3a198]</sup> В статье приведена '''хронология внесения измене...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Конституция Российской Федерации 1993 года (далее Конституция) была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года.[1] В статье приведена хронология внесения изменений в положения Конституции России. Последняя на данный момент редакция Конституции России (17-я) действует с 5 октября 2022 года.

В повседневной речи любые изменения положений Конституции России ошибочно называют поправками. Юридически поправками в Конституцию являются изменения её положений в главах 3–8. Порядок их внесения прописан в статье 136 Конституции:

Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Установленный порядок внесения поправок был позднее подтвержден постановлением Конституционного Суда 1995 года (№12-П) и соответствующим федеральным законом 1998 года (№33-ФЗ).

Конституция России считается «жесткой» из-за сложной процедуры внесения в нее изменений, особенно поправок. Это обстоятельство делает изменение основного закона непростым делом, требующим широкой поддержки и соблюдения строгих правил. Любые значимые изменения требуют специального законодательного процесса, который отличается повышенной сложностью по сравнению с остальными законопроектами.

С момента вступления Конституции в силу именно поправки в нее вносились четырежды – в 2008, 2014 (дважды) и 2020 годах. Последнее (на данный момент) внесение поправок является самым масштабным и по сути стало реформой Конституции (2020). Также были внесены многочисленные изменения в перечень субъектов России, в том числе фиксирующие изменение их состава (статья 65).

Порядок внесения изменений

Инициаторы

Статья 134 содержит перечень субъектов, которые могут выступать за внесение поправок и прочих изменений в Конституцию России:

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Данный перечень инициаторов изменений в Конституцию России является исчерпывающим. По сравнению с кругом субъектов законодательной инициативы, установленном в статье 108, он сужен для обеспечения стабильности основного закона государства.[1]

Инициатива о внесении изменений в Конституцию России оформляется в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур, например постановления Совета Федерации или Правительства России. Инициатива от групп членов Совета Федерации или депутатов Госдумы оформляется в виде документа, под которым должно быть установленное Конституцией число подписей. Порядок оформления такой инициативы предусмотрен регламентами палат Федерального Собрания.[1]

Поправки в главы 1, 2 и 9 Конституции

Статьи данных глав составляют фундаментальные положения Конституции России:

  • Глава 1. Оснoвы конституциoнного стрoя (статьи 1-16);
  • Глава 2. Прaва и свобoды челoвека и грaжданина (статьи 17–64);
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134–137).

Статья 135 устанавливает особый порядок пересмотра статей этих глав:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Так как Конституция России принята путем всенародного голосования, то именно народ является учредителем основ конституционного строя (глава 1) и правового статуса личности (глава 2) и не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием как высшим представительным органом страны. Глава 1 определяет содержание всех остальных положений основного закона, которые не могут ей противоречить (статья 16).[2]

Нормы, касающиеся внесения изменений в Конституцию России (глава 9), также не подлежат пересмотру Федеральным Собранием. Внесением изменений в главу 9 можно было бы установить менее сложную процедуру пересмотра любой главы Конституции.[2]

Конституция России определяет общественные отношения, делая их стабильными, но не статичными. В ходе их развития может возникнуть необходимость пересмотра положений Конституции, включая главы 1, 2 и 9, но для их изменения установлен очень сложный порядок:[2]

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание – особый конституционный орган, созываемый с целью решения вопроса о дальнейшей судьбе действующего основного закона. Установленное ограничение призвано не допустить необоснованного его созыва. Так как федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании не принят, то порядок его созыва, порядок деятельности и т.д. на данный момент не определены.[2]

Полномочия Конституционного Собрания в Конституции России прописаны лишь в общих чертах:

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Именно Конституционное Собрание наделяется широкими полномочиями в решении вопроса пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции России. Только этот орган может инициировать проведение конституционного референдума. Так как порядок проведения всенародного голосования по вопросу принятия новой Конституции не регламентирован в основном законе, то оно проводится согласно законам «О референдуме…» (№5-ФКЗ) и «Об основных гарантиях избирательных прав…» (№67-ФЗ).[3]

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции России являются фундаментальными и их пересмотр возможен лишь путем принятия нового основного закона.

Поправки в главы 3-8 Конституции

Статьи данных глав составляют основные положения Конституции России:

Статья 136 регламентирует порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции России:

Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Поправки в статьи этих глав вносятся законом о конституционной поправке, который имеет особый статус и отличается как от федерального конституционного, так и от федерального закона. Порядок его принятия определяется соответствующим федеральным законом 1998 года (№33-ФЗ), согласно которому поправка к Конституции это исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3-8 Конституции России. Закон получает наименование, отражающее суть поправки и может охватывать и взаимосвязанные изменения конституционного текста.[4]

Подобно федеральному конституционному закону, закон о конституционной поправке принимается одобрением в Госдуме (2/3 голосов) и Совете Федерации (3/4 голосов). На него также не распространяется право президентского «вето». Но круг субъектов, имеющих право выдвинуть инициативу о внесении поправок, отличается от круга субъектов законодательной инициативы, прописанного в статье 104.[4]

Другое главное отличие – необходимость одобрения закона о конституционной поправке одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3[5] субъектов России. Данное условие объясняется значимостью Конституции как нормативного акта высшей силы, принятого на всенародном голосовании и обладающего верховенством на всей территории страны.[4]

Положения глав 3-8 Конституции России являются основными и их пересмотр возможен лишь при одобрении поправок органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов федерации.

Изменения в статью 65

Основная статья: Изменения в статью 65 Конституции России#Порядок внесения изменений в статью

Статья 65 Конституции России содержит полный перечень субъектов Российской Федерации, в котором прописаны их полные официальные названия и содержится их список в алфавитном порядке и с разбивкой по видам.

Внесение изменений в данную статью регулируется статьей 137 Конституции России:

  • Образование новых субъектов – объединение двух и более граничащих между собой субъектов. Осуществляется по итогам референдумов в объединяющихся субъектах и в порядке, прописанном соответствующем федеральном конституционном законе 2001 года (№6-ФКЗ);
  • Принятие новых субъектов – присоединение иностранного государства или его части. Также осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом 2001 года, но уже требует наличия и ратификации международного договора;
  • Переименование субъектов – присвоение существующим субъектам новых названий. Осуществляется по соответствующему указу Президента России, основанном на решении самого субъекта о смене своего названия;
  • Изменение конституционно-правового статуса субъекта – в теории осуществляется в соответствии со специальным федеральном конституционном законе, который на данный момент еще не принят;[6]

Несмотря на то, что статья 65 входит в третью главу Конституции (Федеративное устройство), внесение в нее изменений не является поправками. В отличие от остальных статей главы принятие федеральных конституционных законов для утверждения принятия или образования новых субъектов не требует одобрения не менее 2/3 органов законодательной власти субъектов.

Для переименования субъектов не требуется даже участия обеих палат Федерального Собрания (Госдума и Совет Федерации) и, соответственно, принятия подобного федерального конституционного закона. Согласно постановлению Конституционного Суда, вопрос о наименовании субъекта относится к ведению исключительно самих субъектов, поэтому его переименование осуществляется по решению самого субъекта, принятое в порядке, установленном его законодательством. Новое название субъекта вносится в статью 65 указом Президента России, а при возникновении разногласий глава государства может использовать согласительные процедуры.[7]

История внесения изменений

Изменения в перечне субъектов федерации

Основная статья: Изменения в статью 65 Конституции России

На протяжении всей истории Российской Федерации менялся состав её субъектов, а также их названия, что влекло за собой внесение соответствующих изменений в текст статьи 65 Конституции России:

Состав субъектов федерации изменился с 89 (1993) до 83 субъектов (2008) в результате упразднения девяти бывших субъектов, три из которых вошли в состав укрупненных Иркутской области и Красноярского края. В результате расширения границ за счет шести бывших регионов Украины (три республики, две области и один город федерального значения) состав субъектов увеличился снова до 89 (2022).

Поправки 2008 года

Инициативу о внесении поправок к Конституции озвучил Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. [2][3] Свою инициативу глава государства обосновал актуальными на тот момент задачами, стоящими перед российским государством:

Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу страной и в этих условиях укреплять демократические институты и поддерживать стабильность.

Были выдвинуты предложения расширить конституционные права Федерального Собрания, добавив для Правительство обязательство отчитываться о своей работе перед Госдумой в формате ежегодных отчетов по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Другое предложение – увеличить сроки конституционных полномочий президента с четырех до шести лет и Госдумы с четырех до пяти лет.

Хронология принятия поправок

Законопроект о сроках полномочий
президента и Госдумы (№124578-5)
Законопроект о ежегодных
отчётах Правительства (№124588-5)
  • 11 ноября 2008 – Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект №124578-5.[4]
  • 14 ноября 2008 – Госдума одобрила законопроект №124578-5 в первом чтении большинством голосов (388 голосов, в т.ч. 314 депутатов «Единой России»).[5][6]
  • 19 ноября 2008 – Госдума одобрила законопроект №124578-5 во втором чтении большинством голосов (351 голос, в т.ч. 315 депутатов «Единой России»).[7][8]
  • 21 ноября 2008 – Госдума одобрила законопроект №124578-5 в третьем чтении большинством голосов (392 голоса, в т.ч. 315 депутатов «Единой России»).[9][10]
  • 26 ноября 2008 – Совет Федерации одобрил законопроект №124578-5 большинством голосов (144 голоса) и направил в органы законодательной власти субъектов федерации.[11][12]
  • 18 декабря 2008 – законопроект №124578-5 одобрили все 83 заксобрания субъектов федерации.[13][14]
  • 22 декабря 2008 – Совет Федерации направил законопроект №124578-5 на подпись Президенту России, перед этим утвердив результаты рассмотрения законопроектами региональными парламентами.[15][16]
  • 30 декабря 2008 – Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о поправках в Конституцию России, касающихся увеличения сроков полномочий Президента России и Госдумы (№6-ФКЗ).[17][18]
  • 31 декабря 2008 – поправки вступили в силу после официального опубликования соответствующего закона о конституционной поправке (№6-ФКЗ).[19]
  • 11 ноября 2008 – Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект №124588-5.[20]
  • 14 ноября 2008 – Госдума одобрила законопроект №124588-5 в первом чтении большинством голосов (449 голосов, в т.ч. 315 депутатов «Единой России»).[21][22]
  • 19 ноября 2008 – Госдума одобрила законопроект №124588-5 во втором чтении большинством голосов (408 голосов, в т.ч. 315 депутатов «Единой России»).[23][24]
  • 21 ноября 2008 – Госдума одобрила законопроект №124588-5 в третьем чтении большинством голосов (449 голосов, в т.ч. 315 депутатов «Единой России»).[25][26]
  • 26 ноября 2008 – Совет Федерации одобрил законопроект №124588-5 большинством голосов (142 голоса) и направил в органы законодательной власти субъектов федерации.[27][28]
  • 18 декабря 2008 – законопроект №124588-5 одобрили все 83 заксобрания субъектов федерации.[29][30]
  • 22 декабря 2008 – Совет Федерации направил законопроект №124588-5 на подпись Президенту России, перед этим утвердив результаты рассмотрения законопроектами региональными парламентами.[31][32]
  • 30 декабря 2008 – Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о поправках в Конституцию России, касающихся ежегодных отчётов Правительства перед Госдумой (№7-ФКЗ).[33][34]
  • 31 декабря 2008 – поправки вступили в силу после официального опубликования соответствующего закона о конституционной поправке (№7-ФКЗ).[35]

Текст Конституции России со всеми внесенными поправками был официально опубликован 21 января 2009 года.[36][37] В связи с принятием поправок о сроках полномочий президента и Госдумы 20 июля 2009 года были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в частности «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав...» и ряд других.[38]

Сроки полномочий президента и Госдумы

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
81

1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Ежегодные отчёты Правительства

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
103

1. К ведению Государственной Думы относятся:
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

1. К ведению Государственной Думы относятся:
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

114

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

Поправки 2014 года

Следующее внесение поправок к Конституцию было более масштабным, ибо затронуло уже 11 статей Конституции. В отличие от поправок 2008 года оба законопроекта о поправках были инициированы разными субъектами и не рассматривались одновременно.

Инициативу о поправках в статьи, связанных с судебной системой России, выдвинул Президент России Владимир Путин на заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 21 июня 2013 года.[39][40] Свою инициативу глава государства обосновал необходимостью унифицировать подходы к разрешению споров:

В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России. Вопрос серьёзный, нужно всё тщательно продумать и взвесить.

Инициативу о поправках в статьи, связанных с порядком формирования Совета Федерации, выдвинула группа депутатов Госдумы[9] в своем законопроекте 12 марта 2014 года.[41][42] Свою инициативу группа обосновала необходимостью достижения баланса между полномочиями субъектов и федерального центра:

Реализация данного предложения создаст дополнительные условия для достижения баланса полномочий и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, что является одной из основных целей деятельности Совета Федерации как конституционного органа Российской Федерации, призванного отражать ее федеративное государственное устройство.

Хронология принятия поправок

Законопроект об изменениях
судебной системы (№352924-6)
Законопроект об изменении
формирования Совета Федерации (№468171-6)
  • 7 октября 2013 – Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект №352924-6.[43]
  • 12 ноября 2013 – Госдума одобрила законопроект №352924-6 в первом чтении большинством голосов (351 голос, в т.ч. 236 депутатов «Единой России»).[44][45]
  • 20 ноября 2013 – Госдума одобрила законопроект №352924-6 во втором чтении большинством голосов (349 голосов, в т.ч. 236 депутатов «Единой России»).[46][47]
  • 22 ноября 2013 – Госдума одобрила законопроект №352924-6 в третьем чтении большинством голосов (346 голосов, в т.ч. 238 депутатов «Единой России»).[48][49]
  • 27 ноября 2013 – Совет Федерации одобрил законопроект №352924-6 единогласно (148 голосов) и направил в органы законодательной власти субъектов федерации.[50][51]
  • 8 января 2014 – законопроект №352924-6 одобрили все 83 заксобрания субъектов федерации.[52]
  • 29 января 2014 – Совет Федерации направил законопроект №352924-6 на подпись Президенту России, перед этим утвердив результаты рассмотрения законопроектами региональными парламентами.[53][54]
  • 5 февраля 2014 – Президент России Владимир Путин подписал закон о поправках к Конституции, касающихся Верховного Суда и прокураторы России (№2-ФКЗ).[55]
  • 6 февраля 2014 – поправки вступили в силу после официального опубликования соответствующего закона о конституционной поправке (№2-ФКЗ) .[56][57]
  • 12 марта 2014 – группа депутатов Госдума внесла законопроект №468171-6.[58][59]
  • 13 мая 2014 – Госдума одобрила законопроект №468171-6 в первом чтении большинством голосов (349 голосов, в т.ч. 238 депутатов «Единой России»).[60][61]
  • 21 мая 2014 – Госдума одобрила законопроект №468171-6 во втором чтении большинством голосов (360 голосов, в т.ч. 238 депутатов «Единой России»).[62][63]
  • 23 мая 2014 – Госдума одобрила законопроект №468171-6 в третьем (финальном) чтении большинством голосов (345 голосов, в т.ч. 237 депутатов «Единой России»).[64][65]
  • 28 мая 2014 – Совет Федерации одобрил законопроект №468171-6 единогласно (148 голосов) и направил в органы законодательной власти субъектов федерации.[66][67]
  • 30 июня 2014 – законопроект №468171-6 одобрили все 83 заксобрания субъектов федерации.[68][69]
  • 9 июля 2014 – Совет Федерации направил законопроект №468171-6 на подпись Президенту России, перед этим утвердив результаты рассмотрения законопроектами региональными парламентами.[70][71]
  • 21 июля 2014 – Президент России Владимир Путин подписал закон о поправках к Конституции, касающихся численности членов Совета Федерации (№11-ФКЗ).[72]
  • 22 июля 2014 – поправки вступили в силу после официального опубликования соответствующего закона о конституционной поправке (№11-ФКЗ) .[73][74]

Так как законопроекты 2014 года о конституционных поправках рассматривались и принимались неодновременно, обновленный текст Конституции России официально публиковался дважды – 26 февраля (поправки по судебной системе) и 1 августа (поправки о Совете Федерации) [75][76]

Изменения в судебной системе

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

В ведении Российской Федерации находятся:

  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности
Статья 83

Президент Российской Федерации:

  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

Президент Российской Федерации:

  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  • е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

1. К ведению Совета Федерации относятся:

  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 125

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ОТСУТСТВУЕТ
Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Изменения формирования Совета Федерации

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
Статья 83
ОТСУТСТВУЕТ

Президент Российской Федерации:

  • е2 назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации
Статья 95

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Конституционная реформа 2020 года

Основная статья: Реформа Конституции России

Самое масштабное (на данный момент) внесение поправок в Конституцию было инициировано Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Законопроект, одобренный Госдумой, Советом Федерации, Конституционным судом и органами законодательной власти субъектов России, был подписан 14 марта 2020 года (№1-ФКЗ). Всего было предложено более 200 поправок – помимо внесения пяти новых статей, также были внесены изменения в 41 статью:

  • Глава 3. Федеративное устройство – внесены поправки в десять статей, добавлено три новые (671, 751 и 791);
  • Глава 4. Президент России – внесены поправки в пять статей, добавлена одна новая (921);
  • Глава 5. Федеральное Собрание – внесены поправки в десять статей, добавлена одна новая (1031);
  • Глава 6. Правительство России – внесены поправки в семь статей;
  • Глава 7. Судебная власть – внесены поправки в шесть статей;
  • Глава 8. Местное самоуправление – внесены поправки в три статьи;

Закон лишь утвердил окончательный список поправок к Конституции. Для вступления их в силу было решено провести всенародное голосование по вопросу одобрения поправок населением. Голосование шло семь дней (25 июля – 1 июля 2020) и большинство россиян проголосовали за принятие поправок к Конституции (77,92%). По итогам голосования поправки вступили в силу 4 июля 2020 года по указу Президента России (№445).

Примечания

  1. 1,0 1,1 Стр.433 || Чернявский А.Г.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Стр.434 || Чернявский А.Г.
  3. Стр.434-435 || Чернявский А.Г.
  4. 4,0 4,1 4,2 Стр.435 || Чернявский А.Г.
  5. Данное число варьировалось в зависимости от общего числа субъектов. При минимальном их количестве (83) требовалось одобрение 55 и более субъектов, а при максимальном (89) уже 59 и более субъектов.
  6. Вероятной причиной отсутствия такого федерального конституционного закона является отсутствие официальных инициатив от властей и/или населения субъектов по преобразованию, например, области в республику, автономной области в область и т.п.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
  8. Даются современные названия указанных субъектов. Их сокращенные названия являются равнозначными полным официальным названиям.
  9. Группа из 90 депутатов Госдумы VI созыва, в частности Владимир Жириновский, Сергей Миронов и т.д.

Ссылки

Литература