Дальневосточный завод «Звезда»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дальневосточный завода «Звезда», 2016

Акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (АО «ДВЗ «Звезда») — крупное судостроительное и судоремонтное предприятие в г. Большой Камень Приморского края. Основано в 1954 году как «Завод № 892» (или «Почтовый ящик — 112»[1]).

В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных судоремонтных предприятий Дальнего Востока и единственным из них, оборудованным для обслуживания атомных подводных лодок. В сентябре 2016 года было радикально расширено за счёт строительства первой очереди судостроительного комплекса «Звезда», способного выпускать гражданские суда размером вплоть до танкеров класса Афрамакс (размерения 280 х 48 метров, масса корпуса до 25 тыс. тонн)[1] при производственной мощности 90 тыс. тонн металла в год, что составляет 21 % от всей судостроительной отрасли страны, что сделало важнейших судостроительных заводов России.

В 2016 году должно начаться строительство второй очереди судостроительного комплекса, предназначенной для производства ещё более крупных судов, после чего потребление металла возрастёт до 330 тыс. тонн в год, что сделает его однозначно крупнейшим судостроительным предприятием России.

История наименований предприятия:

  • 1954—1966 годы — Завод № 892 (почтовый ящик — 112).
  • 1966—1968 годы — Дальневосточный судоремзавод.
  • 1968—1998 годы — Дальневосточный завод «Звезда».
  • 1998—2001 годы — Государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
  • 2001—2008 — Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
  • 2008—2016 — Открытое акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (ОАО «ДВЗ «Звезда»).
  • 2016 − настоящее время — Акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (АО «ДВЗ «Звезда»).

История предприятия

Предыстория создания завода

9 июля 1946 года — Министерство судостроительной промышленности Советского Союза приняло решение о том, что для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона требуется строительство нового судоремонтного предприятия — Завода № 892. В дальнейшем для строительства была выбрана бухта Большой Камень, в которой для строительства завода пришлось проводить как углубление бухты, так и возведение насыпных территорий.

Ноябрь 1954 года — первым директором строящегося завода назначен Степан Иванович Лебедев.

Советская Россия

3 декабря 1954 года — предприятие приступило к выполнению производственной программы, что с тех пор отмечается как день рождения завода. Первыми были заказы на ремонт мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.[2] При этом из-за отсутствия докового оборудования для ремонта подводной части корпуса их вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебедок.

Ноябрь 1957 года — на завод прибыла на ремонт первая дизельная лодка. В то время крупные заказы приходилось ремонтировать на плаву, у завода не было докового оборудования. В 63-м году была введена в строй док-камера, и процесс ремонта пошел быстрее.

12 мая 1962 года — на предприятие прибыла на ремонт первая для него атомная подводная лодка.

1963 год — введена в строй док-камера. До этого момента крупные заказы ремонтировались на плаву, а подводные работы проводили не особо удобным и опасным для персонала кессонным способом.

31 января 1966 года — предприятие переименовано в Дальневосточный судоремзавод.

30 мая 1968 года — Дальневосточный судоремзавод официально переименован в Дальневосточный завод «Звезда».[3]

Декабрь 1972 года — на заводе запущен первый его компьютер — им стала ЭВМ отечественного производства «Минск-32».

1976 год — введён в строй первый эллинг предприятия, позволивший проводить ремонт подводных лодок и надводных судов круглогодично, ве зависимости от погоды на крытом стапельном месте.

1980 год — введён в строй плавучий док «Паллада», построенный на Херсонском судостроительном заводе. Одновременно были построены передаточный стапель и трансбордер. Полученный судоподъемный комплекс позволил поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.

1981 год — введён в строй второй эллинг предприятия, более крупный, чем первый. На этом, по-видимому, была в целом завершена реконструкция предприятия под серийный ремонт атомных подводных лодок.

1989 год — бывший рабочий посёлок завода Большой Камень получил статус города. В этом же году начаты работы по утилизации списанных атомных подводных лодок.

Российская Федерация

1993 год — завод «Звезда» получил оплаченный США заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России, в результате чего на заводе был создан комплекс по утилизации атомных подводных лодок, позволивший ему сохранить производство и коллектив в 1990-х.

30 декабря 1998 года — Дальневосточный завод «Звезда» переименован в Государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).

2000 год — в акватории завода введён в строй профинансированный Японией плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов.

2 февраля 2001 года — предприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ФГУП «ДВЗ «Звезда»).

2003 год — введён в строй новый экологически безопасный береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов атомных подводных лодок. В том же году, после длительного перерыва в сдаче военных заказов, Тихоокеанскому флоту был сдан 397-й заказ «Георгий Победоносец».

6 ноября 2008 года — предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда», 100 % акций которого принадлежат государству и вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта, который, в свою очередь, был частью Объединённой судостроительной корпорации.

Ноябрь 2009 года — на территории предприятия заложена первая очередь судостроительного комплекса «Звезда» (на тот момент «Звезда-DSME»). Комплекс, который планировалось создавать совместно с мировым лидером в крупнотоннажном судостроении — DSME — судостроительным подразделением южнокорейского концерна Daewoo, должен был стать единственным на тот момент в стране судостроительным производством, способным производить супертанкеры и другие крупные суда прежде сего по гражданским заказам в области освоения арктического шельфа. При этом предприятие должно было стать одним из крупнейших в стране и по объёмам производства, выраженным в потребляемом металле или денежном обороте. Активное строительство комплекса в то время, однако, ещё не началось.

2012 год — иностранные партнёры окончательно отказались участвовать в проекте строительства судостроительного комплекса «Звезда», в результате чего в дальнейшем он строился Россией самостоятельно. В том же году 75 % минус две акции проекта перешли он государства в лице Дальевосточного центра судостроения и судоремонта Объединённой судостроительной корпорации к специально созданному Газпромбанком и Роснефтью консорциуму «Современные технологии судостроения»[4]. Всего в проект предполагалось вложить 146 млрд рублей.

2013 год — принято решение на базе завода «Звезда» и, особенно, его строящегося судостроительного комплекса, создать дальневосточный судостроительный промышленный кластер по производству морской техники и оборудования.

1 сентября 2016 года — в присутствии Президента России Владимира Путина введена в строй первая очередь судостроительного комплекса «Звезда», в которую вошли тяжёлый стапель на два места с двумя же гигантскими козловыми кранами грузоподъёмностью 320 тонн каждый и блок корпусных производств с окрасочными камерами, а также соответствующая инфраструктура и вспомогательные здания и сооружения. В этот же день на заводе был введён в строй танкер ледового класса «РН Сахалин» корпорации Роснефть, а также был заложен доковый комплекс «Звезда» (плавучий док) проекта 23380 (строительный № 08380), разработанного ЦКБ МТ «Рубин» (г. Санкт-Петербург).

Ожидаемые события

2016 год — начало строительства второй и, возможно, третьей очередей судостроительного комплекса «Звезда», предназначенных для строительства крупнотонажных судов вплоть до самых крупных с весом пустого корпуса до 80 тыс. тонн.

  • строительство двух танкеров класса «Афрамакс» для использования на проекте «Сахалин-1» для ExxonMobil Neftegaz Limited.
  • проектирование и строительство пяти танкеров этого класса «Афрамакс» на газомоторном топливе для перевозки нефти из портов Балтийского моря компанией Роснефть.

Видеоматериалы о заводе

Проект судостроительного комплекса «Звезда», 2010


Репортаж о строительстве судостроительного комплекса «Звезда», 2015


Репортаж о заводе «Звезда»


Установка кранов тяжёлого стапеля судостроительного комплекса «Звезда», август 2016


Цех резки металла судостроительного комплекса «Звезда», август 2016 года


Посещение завода Президентом России Владимиром Путиным 1 сентября 2016 года


Закладка плавучего дока "Звезда", 1 сентября 2016


Репортаж о заводе «Звезда», август 2016


Подробное описание проекта судостроительного комплекса «Звезда»


См. также

Ссылки

Примечания

  1. Коротко пишется как «п/я-112».