Зеленодольский завод имени А. М. Горького: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 113: Строка 113:


'''2012—н.в.''' — на заводе серийно производятся патрульные корабли (корветы) проекта 22160 в количестве не менее 6 единиц, ввод в строй которых предполагается в 2017—2020 годах.
'''2012—н.в.''' — на заводе серийно производятся патрульные корабли (корветы) проекта 22160 в количестве не менее 6 единиц, ввод в строй которых предполагается в 2017—2020 годах.
'''2013—н.в.''' — на заводе строится вторая пара ракетных кораблей (фрегатов) проекта 11661Э для флота [[Вьетнам]]а, отличающаяся расширенными противолодочными возможностями.


'''Июнь 2016 года''' — в связи с изменениями в законодательстве предприятие переименовано в '''Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»'''.[http://www.zdship.ru/press-center/news-events/1888/]
'''Июнь 2016 года''' — в связи с изменениями в законодательстве предприятие переименовано в '''Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»'''.[http://www.zdship.ru/press-center/news-events/1888/]

Версия от 18:56, 30 апреля 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (официальное сокращённое наименование АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького») — судостроительное предприятие в г. Зеленодольск Республики Татарстан, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1895 году как Паратские судоремонтные мастерские. Во время Первой Мировой войны в 1918 году после эвакуации на его территорию части мощностей судостроительных заводов Петрограда (ныне Санкт-Петербурга) преобразован в судостроительный завод.

История наименований предприятия:

  • 1895—1918 годы — Паратские судоремонтные мастерские.
  • 1918—1922 годы — Волжский автономный судостроительный и механический завод.
  • 1922—1932 годы — Речной завод «Красный металлист».
  • 1932—? годы — Зеленодольский завод имени А. М. Горького.
  • «Завод № 340»
  • «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
  • 1999—2003 годы — Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
  • 2003—2016 годы — Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
  • 2016—н.в. (2017) — Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[1]


В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве малых ракетных и артиллерийских кораблей, а также относительно небольших экспортных сторожевых кораблей. Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера.

История предприятия

Предыстория создания завода

1552 год — Казанское ханство вошло в состав России.

1865 год — в официальных документах впервые упомянуто расположенное у Паратского затона реки Волги село Кабачищи, ныне город Зеленодольск Республики Татарстан.

Российская Империя

1895 год — для обслуживания технического флота Министерства путей сообщения, занимающегося, в основном, дноуглублением, на берегу Паратского затона реки Волги у села Кабачищи основаны Паратские судоремонтные мастерские.

1897 года — посёлок при заводе, в которое преобразовалось село, стал называться Паратский затон (Паратск).

1907 год — в составе Паратских мастерских уже работают построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи. 86 человек.

Советская Россия

1918 год — на базу Паратских мастерских эвакуированы часть оборудования Балтийского и Ижорского заводов. Паратские судоремонтные мастерские с учётом эвакуированных в Паратский Затон мощностей преобразованы Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.

1922 год — завод, специализировавшийся в это время на судоремонте и производстве сельхозтехники, переименован в Речной завод «Красный металлист».

1926—1941 годы — завод производит сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100—2300 тонн и речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год[2]. Кроме того, он производит паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.

1928 год — рабочий посёлок при заводе переименован в Зелёный Дол.

1932 год — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город Зеленодольск.

1934—194? годы — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом.

1945—1955 годы — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в Китае) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[3]

1949 год — на предприятии впервые в стране внедрен поточно-позиционный метод постройки судов. Это позволило резко увеличить производственную мощность завода, достигшую уровня 25 — 35 кораблей в год.

1955—1958 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц вводятся в строй корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[4]

1958—1960 годы — на заводе очень крупной серией в 41 единицу вводятся в строй корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в Китае), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[5]

1959—1968 годы — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[6]

1961—1991 годы — на заводе очень крупной серией в несколько сотен единиц (порядка 300-400) строятся пароходы на подводных крыльях проекта 342 «Метеор» различных модификаций, в том числе на экспорт. Они продолжали выпускаться и позднее до 2006 года.

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

1966 год — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники.

1967 год — на предприятии введен в строй крупнейший в Европе цех титанового литья.

1966—1982 годы — на заводе крупной серией в 19 единиц строятся малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос».[7]

1971—1982 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся гидроакустические контрольные суда проекта 1806 «Звук» с 1977 года переклассифицированные в суда контроля физических полей.[8]

1972—1985 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц строятся пограничные сторожевые корабли проекта 1124П «Альбатрос».[9]

1973—1985 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159 «Ястреб». Корабли, предназначенные специально для экспорта, были переданы флотам ГДР (4 корабля), Югославии (2 корабля) и Болгарии (1 корабль).[10]

1974—1977 годы — на заводе построен «Александр Кунахович» — головной в семействе малых противолодочных кораблей на подводных крыльях типа «Сокол» и единственный из них, построенный по проекту 1141.[11]

1976 год — на предприятии введен в строй судостроительный комплекс «Волга», включающий два стапельных цеха и незамерзающую док-камеру. Комплекс позволил строить корабли и суда водоизмещением до 7 тыс. тонн из блоков массой до 400 тонн.

1978—1987 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159Т «Ястреб». Эти корабли тропического исполнения строились по 3 единицы для флотов Алжира и Кубы.[12]

1981—1991 годы — на заводе серийно строятся суда контроля физических полей проекта 18061 «Звук». Всего в это время было построено 7 судов этого проекта, а также два модифицированных судна: СФП-562 проекта 11861К в 1986—1988 годах и СФП-173 проекта 11861БД в 1987—1990 годах. Кроме того, по всей видимости, в это же время были заложены ещё два судна проекта 11861, достроенных позднее в 1990-х.[13]

1982—1986 годы — на заводе для флота Ливии построены два сторожевых корабля проекта 1159ТР «Ястреб», отличавшиеся, помимо тропического исполнения, наличием мощного противокорабельного вооружения.[14]

1982—1991 годы — на предприятии строятся малые противолодочные корабли проекта 1124М «Альбатрос», всего в это время заводом было построено 10 таких кораблей и заложено ещё 3, достроенных позднее.[15]

1984—1989 годы — на заводе построен малый ракетный корабль МРК-27 (с 18 марта 1992 года «Бора») — головной корабль на воздушной подушке уникальной конструкции проекта 1239. После длительной опытной эксплуатации корабль был полностью введён в строй только в 1997 году.[16]

1990—1991 годы — на предприятии начато строительство серии сторожевых кораблей проекта 11660. Часть из них была позднее достроена по улучшенному проекту 11661.

1991 год — на предприятии заложен второй (МРК-17, с 18 марта 1992 года «Бора») и строился третий малый ракетный корабль проекта 1239. Позднее первый из них был достроен, а второй — нет.[17]

Российская Федерация

1991—1994 годы — на предприятии достроены три заложенных ранее малых противолодочных корабля проекта 1124М «Альбатрос».[18]

1991—2000 годы — на предприятии достроен заложенный ранее малый ракетный корабль МРК-17 (с 18 марта 1992 года «Самум») проекта 1239.[19]

1991—2006 годы — на заводе продолжается строительство судов контроля физических полей проекта 11861 «Звук». Всего в это время было введено в строй три таких судна, а, по-видимому, ещё одно было не достроено.[20] В это же время предприятие, правда уже не сотнями, продолжает строить пароходы на подводных крыльях проекта 342 «Метеор» различных модификаций, в том числе на экспорт.

1991—2012 годы — на заводе, по всей видимости, с перерывами продолжалось строительство ракетных кораблей (до 2003 года сторожевых кораблей) проекта 11661К. Всего было построено два корабля «Татарстан» (2003) и «Дагестан» (2012).

1999 год — завод преобразован в Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».

Май 2003 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».

2005 год — предприятие вошло в состав частной Холдинговой компании «Ак Барс».

2007—2011 годы — на заводе построены два ракетных корабля (фрегата) проекта 11661Э для флота Вьетнама.

2008—н.в. — на предприятии серийно строятся продиводиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок». Эти катера выпускались также и на других заводах.

2010—н.в. — на предприятии серийно малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М».

2012—2015 годы — на заводе построен транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570 грузоподъёмностью 3300 тонн.

2012—н.в. — на предприятии строятся пограничные сторожевые корабли 1 ранга проекта 22100 «Океан». Корабли полным водоизмещением 2700 тонн стали крупнейшими из когда-либо ранее строившихся заводом.

21 мая 2013 года — при поддержке завода в КНИТУ им. Туполева (КАИ) открыт Центр кораблестроения.

2012—н.в. — на заводе серийно производятся патрульные корабли (корветы) проекта 22160 в количестве не менее 6 единиц, ввод в строй которых предполагается в 2017—2020 годах.

2013—н.в. — на заводе строится вторая пара ракетных кораблей (фрегатов) проекта 11661Э для флота Вьетнама, отличающаяся расширенными противолодочными возможностями.

Июнь 2016 года — в связи с изменениями в законодательстве предприятие переименовано в Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[21]

См. также

Ссылки

Примечания