Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 78: Строка 78:


=== Дорога Ярославль — Вологда ===
=== Дорога Ярославль — Вологда ===
Дорога от Ярославля до Вологды (в наше время имеет длину 195 км) была построена при Иване III — по всей видимости, в первые годы его правления. Вологда была важным пунктом на пути в Двинскую землю (нынешняя Архангельская область), за которую в 1460-е и 1470-е гг. шло соперничество между Москвой и Новгородской республикой, и строительство сухопутной дороги на Вологду в обход рек и волоков было важным шагом по укреплению позиций Москвы в северных краях. Уже в 1471 г. вся западная часть Двинской земли была присоединена к Московскому государству, а в 1478 г. был присоединен и сам Новгород и все его земли. Вологодская дорога, вероятно, была в те времена самой северной из крупных сухопутных дорог России.[http://www.booksite.ru/ancient/history/110.htm]
Дорога от Ярославля до Вологды (в наше время имеет длину 195 км) была построена при Иване III — по всей видимости, в первые годы его правления. Вологда была важным пунктом на пути в Двинскую землю (нынешняя Архангельская область), за которую в 1460-е и 1470-е гг. шло соперничество между Москвой и Новгородской республикой, и строительство сухопутной дороги на Вологду в обход рек и волоков было важным шагом по укреплению позиций Москвы в северных краях. Уже в 1471 г. вся западная часть Двинской земли была присоединена к Московскому государству, а в 1478 г. был присоединен и сам Новгород и все его земли. Вологодская дорога, вероятно, была в то время самой северной из крупных сухопутных дорог России.[http://www.booksite.ru/ancient/history/110.htm]


===Обновление и расширение дорожной сети Северо-Запада===
===Обновление и расширение дорожной сети Северо-Запада===

Версия от 04:00, 7 июля 2014

Иван III Великий (при жизни - Грозный)

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 28 марта 1462 г. по 27 октября 1505 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1772-1783, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Успенский собор в Московском Кремле

Успенский собор Московского кремля

Главный православный храм русского государства. Прежний, постоенный князем Иваном Калитой, к 1471 г. обветшал настолько, что «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми»[1]. В рамках затеянной Великим Князем коренной реконструкции Московского кремля Успенский собор фактически перестраивался дважды — первая попытка в 1472…1474 гг не увенчалась успехом из-за того, что почти достроенные, но еще не связанные друг с другом перекрытием стены собора были разрушены случившимся в Москве в 1 час ночи 20 мая 1474 г. землетрясением. Ныне стоящее здание, древнейшее из полностью сохранившихся в Москве, было построено в 1474-1479 гг. Аристотелем Фиораванти.

Именно в этом соборе впоследствии происходило венчание на царство всех русских царей.

Московский кремль при Иване III (А. М. Васнецов, 1921 г.)
Та же местность в наши дни

Московский кремль (коренная реконструкция)

Практически завершивший объединение страны и утвердивший ее в статусе мощного государства Иван III, прозванный потомками Великим[2], практически полностью перестроил Московский кремль, сделав его почти таким, каким мы его знаем сейчас. Обветшавшие белокаменные стены были заменены на кирпичные, охватывавшизе заметно увеличенную площадь, отстроен новый каменный дворец и, главное, снесены и выстроены заново по намного более грандиозным, чем ранее, проектам соборы Кремля. Как считается это было во многом связано с тем, что после падения Константинополя именно Москва стала фактической столицей православного мира, а Россия, в значительно степени, - правоприемницей Византии. Как следствие, не только новые финансовые возможности, но и новый статус Третьего Рима обязывал столицу выглядеть соответствующе.

В годы правления Великого Князя в Московском кремле были построены:[3]

  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору (1461) (позднее перестроена);
  • Успенский собор (1479);
  • Алексиевская церковь Чудова монастыря (1483) (ныне не сохранилась);
  • Церковь Ризоположения (1485);
  • Благовещенский собор (1489);
  • Частично построен завершённый позднее Великокняжеский дворец: Грановитая палата (1491), а также ныне не сохранившиеся Набережная палата и Средняя Золотая палата;
  • Церковь Михаила Архангела Чудова монастыря (1503) (ныне не сохранилась);
  • Укрепления Московского кремля.

Проект однозначно относится к крупным, поскольку является таковым даже по современным меркам, особенно учитывая объем работ по внутренней отделке соборов.

Первые каменные храмы Русского Севера

В конце XV века одной и той же артелью мастеров из Ростова были построены первые каменные храмы (и вообще первые каменные здания) на Русском Севере — в трёх знаменитых монастырях, расположенных в Белозерском краю и на Кубенском озере. Вероятно, строительство началось не без поддержки Великого Князя Ивана III. Ранее на протяжении всего XV века монастыри Севера играли важную роль в качестве опорных пунктов Московского государства в северных землях. После присоединения новгородских земель к Москве роль северных монастырей ещё более возросла.

В 1481 г. был построен Спасо-Преображенский собор в Спасо-Каменном монастыре, расположенном на небольшом острове посреди Кубенского озера.[1] Этот храм стал первой каменной постройкой Русского Севера. В 1937 году собор был взорван на кирпич, но так и не разобран, планируется его восстановление.

В 1490 г. был построен первый каменный храм Белозерья — собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В 1502 году он был расписан знаменитым живописцем Дионисием с учениками. Эти росписи, как и сам собор, сохраняются по сей день.[2]

В 1497 г. на месте сгоревшего ранее храма в Кирилло-Белозерском монастыре был построен Успенский собор, сохранившийся до наших дней. [3]

Иосифо-Волоцкий монастырь

Трапезная палата с церковью Богоявления, Иосифо-Волоцкий монастырь

В 1479 году преподобным Иосифом Волоцким недалеко от Волоколамска был основан новый монастырь во имя Успения Божий Матери. Проект получил широкую поддержку удельного князя Бориса Волоцкого (сам Иосиф Волоцкий происходил из дворянской семьи на службе у волоцких князей). Князь сразу выделил строителей, благодаря чему первая деревянная церковь монастыря была завершена в год основания, а спустя несколько лет, в 1484—1486 гг., был завешен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, расписанный знаменитым мастером Дионисием. Монастырь продолжал развиваться крайне быстрыми темпами. При правлении Ивана III в нем было построено еще одно каменное здание — Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год, сохранилась в оригинальном виде), был вырыт пруд, поставлена деревянная ограда и прочие постройки. [4]

В кратчайшие сроки новый монастырь стал одним из важнейших культурных центров России. Его основатель Иосиф Волоцкий был известным духовным писателем и лидером иосифлян, выступавших против альтернативного церковного движения нестяжателей, которых возглавлял Нил Сорский. Из числа иосифлян, выступавших за обогащение Церкви, впоследствии вышли многие выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и церковные иерархи.[5][6]

Крупнейшие морские порты

Ивангородский порт

См. Крепость Ивангород.

Холмогорский порт

См. Российский флот на Северном Ледовитом океане.

Гужевые дороги

Государственная дорожная служба

См. раздел Связь и телекоммуникации.

Дорога Ярославль — Вологда

Дорога от Ярославля до Вологды (в наше время имеет длину 195 км) была построена при Иване III — по всей видимости, в первые годы его правления. Вологда была важным пунктом на пути в Двинскую землю (нынешняя Архангельская область), за которую в 1460-е и 1470-е гг. шло соперничество между Москвой и Новгородской республикой, и строительство сухопутной дороги на Вологду в обход рек и волоков было важным шагом по укреплению позиций Москвы в северных краях. Уже в 1471 г. вся западная часть Двинской земли была присоединена к Московскому государству, а в 1478 г. был присоединен и сам Новгород и все его земли. Вологодская дорога, вероятно, была в то время самой северной из крупных сухопутных дорог России.[7]

Обновление и расширение дорожной сети Северо-Запада

См. Реконструкция и строительство каменных крепостей Северо-Запада.

Рудные месторождения

Цилемские рудники

Цилемские медные и серебряные рудники были основаны на реке Цильме (притоке Печоры) в 1492 году. Это была первая крупная попытка Московского государства наладить собственную добычу драгоценных и полудрагоценных металлов, из которых чеканилась государственная монета. Экспедиция в район Печоры была отправлена, вероятно, на основании давно имевшихся сведений о так называемом «закамском серебре», которое новгородцы добывали в Предуралье (в Прикамье) еще с начала XIII в. В состав экспедиции входили специально выписанные из-за границы горные мастера немцы «Иван и Виктор», а возглавлял её грек Мануил Илариев Палеолог (по всей видимости, брат Софьи Палеолог — жены Ивана III, происходившей из византийской императорской династии). Посланники великого князя отправились в поход в 1491 г. и обнаружили месторождения драгоценных металлов на реке Цильме. Следующая экспедиция, в составе 240 человек собственно рабочих и горных мастеров, а также 100 человек для обеспечения транспорта и снабжения съестными припасами, отправилась на Цильму в 1492 г. За последующие годы там были построены несколько рудников, а к 1496 г. заработал крупный медеплавильный завод.

Цилемское месторождение стало первым в истории Российского государства крупным разработанным месторождением руды. Его разработка позволила в конце правления Ивана III чеканить монету из собственного серебра и меди. В небольших количествах добывалось там и золото, из которого печатались медали. Цилемское месторождение, однако, сравнительно быстро истощилось — оставшиеся руды были слишком бедны и вести добычу в столь отдаленном краю стало невыгодно, отчего после смерти Ивана III рудники были заброшены. Государство и частные старатели впоследствии неоднократно предпринимали попытки возобновить добычу в районе Цильмы, но из-за бедности руд создаваемые предприятия не имели длительного успеха и закрывались через несколько лет.

Тем не менее, стратегическое значение Цилемских рудников, вероятно, стало одной из причин Пустозёрской экспедиции 1499—1501 гг. и основания укрепленного города Пустозёрска на Печоре, ставшего форпостом России в Печерском крае и способствовавшего освоению Северного Урала и Западной Сибири.[8][9][10]

Наладить постоянную добычу отечественного серебра впервые удалось только в других местах (в Сибири) и на двести лет позднее, при Петре I.

Химическая промышленность

Московские пороховые дворы и переход на гранулированный порох

См. Полевая артиллерия и полевое огнестрельное оружие.

Металлургическая промышленность

Цилемские горные заводы

См. Цилемские рудники.

Машиностроение

Московские пушечные и оружейные дворы

См. Полевая артиллерия и полевое огнестрельное оружие.

Стены Московского Кремля со стороны Красной Площади

Фортификационные сооружения

Укрепления Московского кремля

В рамках глобальной реконструкции Московского кремля была проведена полная перестройка его укреплений. Основные стены и башни Московского кремля были построены на месте бывшего белокаменного кремля Дмитрия Донского с небольшим отступом наружу в 1485…1495[11], при этом территория крепости и длина стен были несколько увеличены со стороны нынешней Красной площади. Общая длина стен составила более 2 км, высота от 5 до 19 м, толщина от 3,5 до 6 м. Также в этот период были построены дополнительные, внутренние стены Московского кремля, ныне не сохранившиеся, создававшие дополнительную линию обороны. Из ныне сохранившихся стен и башен только предмостная Кутафья башня и миниатюрная Царская башня, возведенная прямо на существующей стене, построены позднее, а остальные были возведены именно в это время Аристотелем Фиораванти.

В настоящее время Московский Кремль является вторым по длине ныне существующим зданием в Европе, крупнейшей в мире полностью сохранившейся классической средневековой крепостью[4] и одним из немногих в мире фортификационных сооружений такого возраста, продолжающего отчасти выполнять первоначальные функции — в Московском Кремле расквартирован Президентский полк Комендатуры Московского Кремля Главного Управления охраны Российской Федерации, предназначенный, в том числе и для охраны объектов Московского кремля[12], в охране и обороне которых стены и башни, построенные более 500 лет назад, безусловно оказывают существенную помощь.

Крепость Ивангород, 2008
Файл:Всход у Пороховой башни.jpg
Крепость Ивангород. Остатки первых стен крепости и стены Большого Боярского города

Крепость Ивангород

Первая русская крепость с регулярным прямоугольным планом была построена прямо напротив ливонской крепости Нарва на другом берегу реки Нарова. Крайне небольшая, но каменная первая очередь крепости (ныне известная как Четырехугольная крепость) строилась по образу Свияжска — приготовления к работам старались вести в тайне, складировав материалы на дальнем, невидимом от ливонцев склоне Девичьей горы, на которой стоит крепость, а само строительство было выполнено в рекордно короткие сроки за один строительный сезон. Однако взятие крепости шведами в 1496 г. подтвердило и так очевидную недостаточность ее размера, и в результате в 1496 г. крепость была значительна расширена. Новое укрепление — Большой Боярский город — превосходило первоначальное наголову буквально по всем параметрам и было построено по последнему слову тогдашней фортификационной техники. Общая длина стен крепости увеличилась в несколько раз (достигнув примерно 800 м), а общая площадь возрасла практически на порядок, а уже в 1502 г. крепость оправдала свое строительство, успешно выдержав осаду. Позднее в XVI веке крепость неоднократно достраивалась и расширялась, но основная ее часть была построена именно в это время.

Быстрая стройка Ивангорода стала возможна благодаря ряду заранее продуман­ных инженерных работ, в состав которых входили: прокладка дороги к крепости Ям (около 20 км), устройство сборных наплавных мостов (быстро развернутых затем в Ивангороде) и создание специального гидротехнического сооружения в устье реки Наровы, где затем был организован хорошо укрепленный пограничный район. [13] К расположенному более чем в 10 км от новой крепости устью реки, вероятно, также была создана отдельная дорога. Также в этот период, одновременно со строительством Ивангорода, по всей видимости, была осуществлена реконструкция и усиление крепости Ям.

Под прикрытием крепости был создан Ивангородский порт, ставший задолго до Санкт-Петербурга «окном в Европу» для России. Кроме Ивангорода, морское сообщение с Европой осуществлялось лишь по речной системе Невы и через Холмогорский порт.[14][15]

Новгородский кремль, 2013 г.

Коренная реконструкция Новгородского Детинца

Перестройка Детинца (кремля) Великого Новгорода в соответствиями с требованиями использования огнестрельного оружия была проведена в 1472…1490 гг. В рамках реконструкции стены и башни Детинца были практически полностью снесены и отстроены заново. Укрепления Детинца приобрели знакомый нам современный вид.

Тревога на пограничном карауле (XVI в.), гравюра XIX века

Укрепленная линия «Берег»

В 1471 году существовавшие еще с 1360 года дозоры на южных рубежах государства были сведены в единую Береговую службу с большим количеством опорных пунктов, писаным уставом и строго определенной системой патрулирований и временных постов. В это время основной линией обороны государства являлась река Ока, на которой и находились основные силы Береговой службы, а также главная линия пограничных крепостей и полевые укрепления и сооружения, препятствующие переправе через реку. По-видимому вследствие этого в официальных документах того времени укрепленная линия называется «Берег». При этом организованные южнее Оки передовая цепь крепостей, дозоры и сторожевые посты, обслуживавшиеся Полевой службой входили в состав береговой службы и, соответственно самой укрепленной линии. Проект однозначно является крупнейшим — ежегодно на линию присылалось порядка 65 000 военнослужащих, так что даже простое их размещение потребовало бы затрат превышающих 10 млрд рублей в ценах 2012 г.

Климентьевская башня Староладожской крепости после реставрации, 2008 г.

Линия сыграла значительную роль в противостоянии со степью и обеспечила возможность создания позднее при Иване Грозном более южного рубежа — Государевой заповеди (Большой засечной черты).

Коренная реконструкция Ладожской (Староладожской) крепости

Практически полная перестройка каменных укреплений одной из ключевых крепостей севера страны началась в 1495 г. В крепости было построено пять каменных башен, приспособленных для размещения артиллерии и новые стены пяти-семиметровой толщины из крупных каменных блоков, облицованные плитняком.[16]

Позднее крепость неоднократно успешно выдерживала нападения шведов в ходе Ливонской войны и была расширена в 1580-х. Последний раз крепость участвовала в боевых действиях в 1701 г. в ходе Северной войны.

Покровская башня Псковской крепости. В сентябре 1581 г. в ожесточенном бою за эту башню было было уничтожено около 5000 штурмовавших ее поляков

Коренная реконструкция Псковской крепости

Попадание Пскова под прямое управление Великих Князей Московских в 1461 г. крайне положительно сказалось на развитии города-крепости. Практически всё время правления Ивана III Псковская крепость активно расширялась сразу в нескольких направлениях. Уже в 1465 г. началось строительство деревянных укреплений Окольного города и Запсковья, а в 1490-х — начале 1500-х. Окольный город был уже перестроен в камне.[17][18]

Площадь города внутри крепостных стен в результате строительства возросла примерно в три-четыре раза, как и общая длина стен крепости, которая достигла при этом 9 км. В целом крепость после реконструкции стала одной из сильнейших в Европе.

В дальнейшем периметр стен уже не увеличивали, а только продолжали усиливать укрепления. В дальнейшем крепость успешно выдержала серьезнейшие осады крупных польской и шведской королевских армий с ожесточенными штурмами в 1581 и 1615 гг, чем, безусловно, полностью окупила огромные затраты на свое строительство, так как неудачи этих осад имели громадное политическое и военно-стратегическое значение.

Крепость Орешек, 2007 г.

Коренная реконструкция крепости Орешек

После присоединения Новгородской республики к Великому Княжеству Московскому была полностью перестроена стратегически крайне важная крепость Орешек (Орехов), расположенная на острове в истоке Невы из Ладожского озера. В результате реконструкции крепость стала первым многобашенным каменным сооружением на севере Руси и приобрела вид, близкий к современному. Впоследствии на крепость неоднократно нападали шведы, а провал шведского штурма Орешка в 1582 г. привел к окончанию длительной и тяжелой Ливонской войны. [19]

Крепость Копорье, 2006 г.

Реконструкция крепости Копорье

В конце XV — начале XVI в. в рамках масштабной реконструкции крепостей Северо-Запада была реконструирована крепость Копорье, находившаяся сравнительно недалеко от берегов Финского залива (крепость была последний раз перестроена в конце XIII в.). По всей видимости, именно в результате этой перестройки крепость приобрела вид, близкий к современному.[20]

Реконструкция крепости Ям

В конце XV — начале XVI в. в рамках масштабной реконструкции крепостей Северо-Запада была дополнительно перестроена и укреплена крепость Ям, существенно расширенная еще во времена Василия II, отца Ивана III. Работы в крепости Ям происходили примерно в то же время, что и грандиозная стройка расположенной в 20 км на восток от Яма новой крепости Ивангорода. Между двумя крепостями была проложена дорога, обеспечившая рекордно быстрое строительство внушительных укреплений Ивангорода.[21]

Стены Изборской крепости, 2010 г.

Реконструкция Изборской крепости

Еще одна древняя каменная крепость Северо-Запада, Изборская, была существенно укрепена в начале XVI века - по всему периметру крепости были дополнительно утолщены стены, в результате чего их ширина возросла в среднем с 2,5 м до 3,7 м по бокам и до 5 м на «приступнай» стороне. Башни были вынесены чуть дальше за линию стен, что обеспечивало более эффективный обстрел окружающей территории. [22]

Реконструкция Великолукской крепости

В конце XV столетия Великие Луки вошли в единую оборонную линию русских приграничных крепостей, шедшую от Пскова на юг. В 1493 году «повелением великого князя Ивана Васильевича, поставиша град древян на Луках на Великих по старой основе». Город с этого времени стал важным центром сбора русских войск в войнах на западном направлении. [23]

Крепость Красный Городец

Крепость на месте нынешнего города Красногородска Псковской области, называемая тогда Красный Городец, была основана 1464 в связи с укреплением юго-западной границы Псковской земли при князе Иване Александровиче Звенигородском. Впоследствии, когда Псковская земля фактически вошла в состав единого Московского государства, крепость, по всей видимости, стала частью оборонительной линии крепостей на западной границе. [24]

Реконструкция укреплений Владимира

В 1480-е гг. резко осложнилась ситуация на восточных рубежах Руси, где главным противником вместо Большой Орды стало Казанское ханство. Для укрепления рубежей на этом направлении в 1485 г. на древних гигантских валах Владимирского кремля были построены новые деревянные стены и башни. В 1491 г. неожиданно «сгоре град Володимерь весь», и сгоревшие укрепления на следующий год пришлось в экстренном порядке строить заново, на что, однако, ушло два месяца.[25] На строительство укреплений во Владимире, по всей видимости, отвлекались значительные силы со строительства укреплений Московского кремля, но так как стройки организовывались и осуществлялись очень быстро, строительство во Владимире не вызвало задержки реализации проектов в Москве.

Галичская крепость (третья)

В городе Галиче Костромской области еще во второй четверти XV века при князьях Юрии Дмитриевиче и Дмитрии Юрьевиче Шемяке (претендовавших на великокняжеский титул в ходе междоусобной войны с Василием II) была выстроена уже вторая по счету мощная крепость, расположенная на Балчуге и Шемякиной горе. Однако с появлением артиллерии в развитии русского военно-инженерного искусства произошли существенные изменения, и для того, чтобы появилась возможность эффективно применять крепостную артиллерию, понадобилось строительство новой крепости на более удобном для этого месте (в нынешнем центре города). Новая трапециевидная дерево-земляная крепость крепость была в два раза крупнее старой и занимала пространство в 270 на 370 метров с валами высотой 5,5 метров, при ширине на гребне в 7-8 метров. Это укрепление, получившее позднее название Галичский кремль, считалось крупнейшей крепостью на северо-востоке Московского государства. Оно было важным опорным пунктом в противостоянии с Казанью и в ходе присоединения Поволжья. Крепость существовала до начала XVII в., когда была сожжена поляками. Впоследствии на ее месте сформировался центр нынешнего Галича.[26][27]

Чухломская крепость

В конце XV — начале XVI в. городе Чухломе Костромской области, как и в соседнем Галиче в то же время, была построена дерево-земляная крепость для защиты от возможных нападений со стороны Казанского ханства. Были построены насыпные валы высотой до 4 м и рвы, в линию которых входили два пруда. На валах были поставлены деревянные стены с четырехугольными башнями, из которых четыре закрепляли углы крепости, а еще две, на северной и восточной сторонах, были проездными. Ещё три башни находились внутри стен. Мощные укрепления семибашенной крепости позволили удержать её во время осады поляками в 1609 году.[28]

Белозёрский кремль

Крупный деревянный кремль с восемью башнями, три из которых были воротными, был построен по случаю окончательного воссоединения Белозёрского княжества с единым русским государством. Крепость была размещена на специально возведённом циклопическом земляном валу высотой около 30 метров, который, будучи построен в далёком 1487 году вместе с наружным рвом хорошо сохранился до наших дней. Сами стены и башни были разобраны в 1758 году из-за ветхости.[29][30]

Покчинская крепость

Крепость Покча на территории современного Пермского края была основана в 1472 года в ходе Чердынского похода, в результате которого крупная русская рать под командованием стародубского князя Фёдора Давыдовича Пёстрого присоединила земли Великой Перми к российскому государству (граница Московского княжества тогда впервые подошла к Уралу). Укреплённый город Покча стал административным центром пермской земли вплоть до 1535 г., когда Покчинская крепость сгорела и пермская столица была перенесена обратно в Чердынь, где в правление Елены Глинской был выстроен Чердынский кремль.[31]

Пустозёрская крепость

См. Город Пустозёрск.

Грановитая палата, 2005
«В Московском Кремле». Худ. А. Васнецов.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Кремлёвские палаты в Москве

См. раздел Символы Нации.

Княжеские палаты и резиденция в Угличе

См. Резиденция Андрея Большого в Угличе.

Связь и телекоммуникации

Ямская гоньба (государственная дорожная и почтовая служба)

Карта ямских дорог в Московском государстве конца XV в.

При Иване III в России начала создаваться государственная дорожная служба по обеспечению регулярных сообщений между Москвой и важнейшими городами страны. Ранее работа так называемых ямов, на которых для ускорения дорожного сообщения меняли лошадей (в частности, для быстрой доставки почты), обеспечивалась в основном местными крестьянами, поставляющими лошадей (ямами называли тогда сами придорожные селения, где осуществлялась ямская повинность). Эта старинная «подводная» повинность была не слишком удобна не только для местных жителей, но и для властей, так как была недостаточно надежна.

Объединение разрозненных русских княжеств в одну большую страну потребовало создания надежной дорожной и почтовой службы (унаследованная еще со времен монголо-татарского завоевания ямская система нуждалась в обновлении). При Иване III специальные государственные чиновники (ямские приставы) начали устраивать ямы как полноценные дорожные станции, располагавшиеся на расстоянии в 30-50 вёрст друг от друга, а ямщики превратились в отдельное профессиональную группу. За службу ямщики освобождались от налогов и повинностей и даже получали содержание деньгами и овсом. За местными крестьянами была оставлена обязанность содержать в хорошем состоянии дороги под присмотром ямщиков.

Проезд с использованием услуг ямской гоньбы осуществлялся по подорожной грамоте. Именно ко времени правления Ивана III относится первая дошедшая до нас подорожная грамота, выданная Юрию Греку и Кулке Оксеньтьеву, посланным «в немцы». В этой грамоте Великий Князь приказывал на всём расстоянии от Москвы до Новгорода давать послам «по две подводы до подвод от яму до яму по сей моей грамоте». В другой грамоте Ивана III, от 6 июня 1481 года, была впервые упомянута должность ямского пристава (чиновники на этой должности ведали ямскими станциями, дорогами и почтовой службой). По всей видимости, поначалу государственная ямская служба была организована на ключевых дорожных направлениях, в том числе на главной тогда дороге страны от Москвы до Новгорода. В Смоленской и Рязанской землях ямская гоньба была установлена позднее, в XVI веке.

По некоторым данным, при Иване III было организовано полторы тысячи новых ямов. [32] Иван III считал распространение и поддержание ямских учреждений столь важным, что написал об этом в своем духовном завещании: «А сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дороге, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне...».[33][34]

Наука и образование

Старый Чертёж

В результате поземельных описей конца XV века впервые был собран огромный массив данных о землях, городах и селах объединенного Московского государства. Русскими землемерами (возможно, с участием многочисленных при тогдашнем московском дворе итальянцев) были созданы карты множества земельных участков и отдельных регионов, в основном вычерченные на лубе (внутренняя часть коры некоторых деревьев). По мнению историка Б.А. Рыбакова эти карты были, по всей видимости, сведены в первую общую карту Российского государства - так называемый "Старый Чертёж" 1497 г., ставший предшественником Большого Чертежа, составленного уже при Иване Грозном.

Карта А. Дженкинсона 1562 г., созданная на основе Старого Чертежа

Сам Старый Чертёж не сохранился, но имевшиеся в нем сведения, по-видимому, дошли до наших дней через посредство карты английского купца и первого полномочного посла из Англии в Россию Энтони Дженкинса, раздобывшего в Москве в 1557-1560 гг. устаревшую (и, возможно, упрощенную) сводную карту Московской державы.[5]

Карта Московии С. Герберштейна, 1549 г. Урал - на северо-востоке.

Пустозёрская экспедиция

В 1499-1501 гг. была проведена крупнейшая в России XV - первой половины XVI вв. военно-исследовательская экспедиция на Урал и в Сибирь. В походе участвовало более 4 000 человек, возглавлялся он воеводами Семёном Курбским, Петром Ушатым и Василием Заболотским-Бражником. Целью была разведка наименее исследованной на то время окраины Российского государства - земель вдоль северной части Урала, а также подчинение местных югорских князей и закрепление Печерского края за Россией.

По рекам и волокам Европейского Севера в 1499 г. экспедиция прошла от Вологды до реки Печоры, в низовьях которой был основан укреплённый город Пустозёрск, ставший первым русским городом за полярным кругом и столицей огромного, но малонаселённого Печерского края (нынешний Ненецкий автономный округ и северо-восток Республики Коми). Далее экспедиция на лыжах перешла через самую высокую часть Урала (первый достоверно известный переход через Приполярный Урал), дошла до старинного Ляпина городка, по некоторым данным основанного еще новгородскими ушкуйниками в конце XIV в., а в XV в. населённом вогулами. Оттуда, подчинив местных вогульских князей и взяв богатую добычу, экспедиция вернулась на Печору на оленьих и собачьих упряжках. В отчете экспедиции впервые было сделано утверждение, что Урал ("Камень") простирается "от моря до моря". На основании данных самой экспедиции, а также иных данных собранных сразу после основания Пустозерска, таким образом, была установлена общая конфигурация Полярного, Приполярного и Северного Урала, который с этого времени стал изображаться на картах как меридиональный хребет (самая ранняя дошедшая до нашего времени карта с таким изображением Урала была сделана немецким путешественником Сигизмундом фон Герберштейном в первой четверти XVI в. на основе собранных им русских источников).[6][35][36][37]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Русские конные ратники

Поместная дворянская конница

Параллельно с процессом объединения Русских земель при Иване III шёл процесс создания поместного войска — дворянской конницы, ставшей основой русской армии со второй половины XV века по XVII век. Именно с помощью поместного войска было завершено объединение Северной Руси и осуществлено последующее существенное расширение территории Российского государства.[38]

Поместное войско было основано на введённой Иваном III поместной системе [39], при которой служилые люди получали во временное владение участок государственной земли — поместье, которое было наградой за службу и источником материального дохода. Владельцы получали с поместий том числе средства на вооружение и походное снаряжение. Поместное владение отличалось от вотчины (полной наследственной собственности своего владельца) условным и временным характером владения, дававшимся конкретному владельцу на срок службы или пожизненно. Постепенно из владельцев поместий сформировалось российское дворянство, ставшее опорой государственной власти в XVI-XIX вв.

Новая система позволяла в относительно короткий срок (от двух недель до месяца) собирать большое общерусское войско с огромной и постоянно растущей территории страны. Была создана армия нового типа и нового масштаба.

Полевая артиллерия и полевое огнестрельное оружие

Артиллерия и огнестрельное оружие появились в России ещё при Дмитрии Донском, но вплоть до времён Ивана III использование огнестрела и пушек ограничивалось защитными действиями при осаде городов. Пушки и ручные огнестрельные орудия долгое время были крайне тяжелы и маломобильны, но ко второй половине XV века их развитие и совершенствование позволило перейти к созданию полевой артиллерии и полевого огнестрельного оружия. [40]

Стрельцы с бердышами и пищалями

Первый известный случай применения огнестрела в полевом бою связан со знаменитым стоянием на Угре в 1480 году, которое привело к окончательному снятию зависимости Руси от Орды. В тот же период была введена артиллерия на колёсных лафетах («станки на колёсах»). Приехавший в 1475 году в Москву инженер Аристотель Фиораванти помог организовать Пушечный двор — крупную литейную пушечную мануфактуру мирового уровня, которую потом посещали греческие, итальянские, немецкие, шотландские и другие мастера. Орудия отливали из меди или бронзы, очень скоро был осуществлён переход к типовому литью и массовому производству пушек. Была разработана система калибров и видов орудий, число которых исчислялось десятками. Развитие огнестрельного оружия и артиллерии также означало общий рост литейного и медного дела, равно как и производства селитры и пороха. Не позднее 1494 года в Москве появляется производство чугунных ядер (до этого использовались каменные) и строится Пороховой двор, осуществляется переход от пороховой мякоти к гранулированному пороху.

Современная реконструкция гуляй-города

Со введением полевого огнестрельного оружия связано массовое распространение в русских войсках бердышей. Бердыш был универсальным оружием — он позволял рубить и колоть и был эффективным как против пешего противника, так и против конного. Бердыш также служил русским воинам-стрельцам подставкой для огнестрельного оружия при стрельбе — пищали XV—XVI веков были очень тяжелы, и эффективное их использование требовало опоры.

Ещё одной характерной частью вооружения русской армии стал гуляй-город — передвижное (мобильное) полевое укрепление, представлявшее собой комплекс прочных телег, оснащённых большими щитами. При необходимости из этих телег и щитов можно было составить полевую крепость нужной формы. Щиты обеспечивали защиту от лёгкого стрелкового оружия, а передвижная крепость в целом была отличным средством обороны в условиях военных действий на открытых пространствах степей и лесостепей Восточной Европы. [41] Гуляй-города получили широчайшее развитие в XVI веке, а эволюция идеи сборного укрепления привела впоследствии к созданию огромных сборных крепостей (см. Свияжск) и начинённых артиллерией мобильных осадных башен, собираемых из заранее подготовленных блоков (такие применялись при осаде Казани в 1552 году).

Российский флот на Северном Ледовитом океане

После присоединения к Москве Новгородских земель не позднее 1490-х гг. на Северном Ледовитом океане начал действовать государственный российский флот, выполнявший как торговые и дипломатические, так и военные операции. Флот базировался в крупнейшем на Русском Севере Холмогорском порту. Наряду с балтийским Ивангородским портом Холмогоры были в XV—XVI вв. «окном в Европу» для России и имели важное значение, так как плаванию российских кораблей на Балтике препятствовали враждебные тогда шведы, ливонцы и литовцы. В известном смысле, Холмогорский порт стал первым международным портом России, и именно под властью московских государей началось бурное развитие этого сравнительно небольшого в новгородскую эпоху поселения.[42]

Поморские суда в Архангельске. Открытка XIX в.

В 1492 г. в Данию из Холмогор был отправлен морем вокруг Скандинавии караван судов с зерном, а с ним русское посольство, успешно завершившееся заключением первого российско-датского союзного договора 1493 г. и прибытием в Россию датского посла. В 1496 г. послом в Данию был направлен Григорий Истома, который, по пересказу С. Герберштейна, с караваном судов выплыл в район полуострова Рыбачий, через Лапландию на санях достиг норвежского города Берген (тогда Норвегия была в составе Дании) и оттуда уже направился собственно в Данию. В 1496 г., по русским летописям, воеводы Иван и Пётр Ушатый осуществили успешный военный поход в Каянскую землю (шведско-финскую Лапландию) — они, по всей видимости, достигли морем Варангер-фьорда (где ныне проходит граница между Россией и Норвегией), затем через озеро Инари отправились на земли к северу от Ботнического залива (Каяно-моря), откуда привезли богатую добычу и вывезли в Москву часть местных жителей (возможно, для присяги великому князю), которых «князь великий пожаловал и отпустил». Также, в 1493 г., по некоторым данным, нюрнбергский географ Иоганн Мюнцер сообщил в письме португальскому королю, что незадолго до того русские открыли огромный остров в северном океане — по всей видимости, архипелаг Шпицберген (Грумант). В архивах датских королей первой четверти XVI в. также содержатся упоминания о плавании русских в Гренландию и основании там русских поселений — но имеется в виду, скорее всего, всё тот же Шпицберген (по данным археологии, поселения поморов существовали там не позднее середины XVI века, задолго до «официального» открытия архипелага Виллемом Баренцом).[7][43][44][45]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Реконструкция Московского кремля

См. раздел Символы Нации.

Палаты Царевича Дмитрия в Угличе — сохранившаяся часть дворца князя Андрея

Резиденция Андрея Большого в Угличе

В 1462 году, после смерти Василия II, его сын Андрей Васильевич (родной брат Ивана III) получил в наследство ряд городов с землями, в том числе Углич, где он и принялся обустраивать свою резиденцию. В течение 30 лет шло активное развитие Углича, вплоть до того момента, когда князь Андрей был посажен в тюрьму после разлада с Иваном III в 1492 г. (на следующий год Андрей Большой, прозванный также Горяем, умер в тюрьме — свое прозвище он получил в том числе потому, что и родился он также в тюрьме, в Угличе, где были в заключении его родители).

При Андрее Васильевиче в Угличе были построены:

  • Княжеские палаты — каменная часть их сохранилась до сегодняшнего дня (именно здесь был убит сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, отчего пресеклась династия Рюриковичей). У княжеского дворца была также куда более обширная деревянная часть.[46]
  • Каменный Спасо-Преображенский собор в Угличском кремле, впоследствии перестроенный при Петре I.[47]
  • Паисиев Покровский монастырь (с каменным Покровским собором 1482 г.), стоявший на берегу Волги напротив Углича и впоследствии затопленный в конце 1930-х гг. при строительстве Угличской ГЭС.[48]

Также, возможно, в этот период в Угличе был основан Воскресенский монастырь.[49]

Город Красный Городец (Красногородск)

См. Крепость Красный Городец.

Реконструкция и строительство каменных крепостей Северо-Запада

После присоединения новгородских и псковских земель к Московского государству была развернута масштабная реконструкция практически всех крупнейших каменных крепостей Северо-Запада, которые были существенно укреплены и зачастую увеличены в размерах. В конце XV — начале XVI в. были реконструированы следующие каменные крепости:

Общий вид крепости Орехов. Гравюра А.Схонебека. 1703 г.
Общий вид крепости Копорье с востока. Гравюра начала XVII в.
Общий вид крепости Ям. Гравюра XVII в.
Крепость Ивангород на гравюре Олеария, XVII в.

Также в самом северо-западном «углу» границы, прямо напротив ливонской крепости Нарва, была в рекордные сроки построена новая мощная крепость Ивангород. Кроме того, были реконструированы и отдельные дерево-земляные крепости Северо-Запада, в том числе Великолукская крепость.

Иван III небезосновательно опасался за безопасность северо-западных границ и неспроста направил на их укрепление значительные ресурсы. В течение его долгого правления каменные крепости строились только в Москве и на Северо-Западе, тогда как в других местах возводились дерево-земляные крепости. Лишь после того, как северо-западные рубежи к началу XVI века были надежно укреплены, началось строительство мощных каменных крепостей на юге и востоке — уже при следующем Великом Князе, Василии III. [50]

Причины укрепления именно новгородско-псковских границ были связаны с появлением в этот период полевой артиллерии, а также существенным развитием крепостной артиллерии. Широкомасштабное использование пушек потребовало строительства существенно более мощных и толстых каменных стен и башен, на которых, в свою очередь, должны были размещаться пушки. Поэтому старые каменные крепости псковской и новгородской земель нуждались в срочной перестройке — в новых условиях они оказывались зачастую даже менее эффективными, чем дерево-земляные крепости (валы надежнее защищали от ядер, чем тонкие стены, а деревянные укрепления, по крайней мере, было проще восстанавливать и перестраивать). При этом угроза военного нападения с использованием артиллерии исходила именно со стороны западных соседей, а не от татарских ханств на юге и востоке — кочевники угрожали набегами, защититься от которых помогали скорее укрепленные линии с засеками, а не отдельные крепости, тогда как западные соседи грозили завоевать и отторгнуть приграничные территории, для контроля за которыми нужны были мощные опорные пункты.

Кроме того, Иван III опасался совместного удара коалиции европейских стран — Швеции, Ливонского ордена и Литвы — против резко усилившегося Московского государства. Но строительство мощных приграничных крепостей наряду с успешными дипломатическими действиями предотвратили возможность крупной совместной войны западных соседей против России при Иване III. Однако спустя сто лет, при Иване IV, коалиция Ливонии, Швеции и Речи Посполитой (Литвы и Польши) нанесла России поражение в Ливонской войне — но даже тогда войну удалось закончить практически без существенных территориальных потерь благодаря мощным крепостям, построенным Иваном III (в частности, особую роль сыграла успешная оборона Пскова и Орешка в конце войны).

Наконец, северо-западные земли, как и двести лет спустя при Петре I, были для России «окном в Европу» и наиболее удобным местом выхода к морю (северный Холмогорский порт на Белом море был расположен гораздо дальше от европейских торговых путей). Поэтому закрепление на рубежах у Балтийского моря было исключительно важно, так как торговля с Европой была крайне выгодна, и тем же путем в Россию прибывали новые технологии и технические специалисты. Не случайно Иван III создал на Балтике крупный Ивангородский порт.

По-видимому, для обеспечения масштабного каменного строительства и последующего функционирования крепостей, а также в целях почтового и торгового сообщения в тот же период на Северо-Западе была обновлена и местами впервые построена система дорог (в частности, проложена дорога от крепости Ям к Ивангороду). Также при Иване III в России была установлена государственная дорожная служба — ямская гоньба, действовавшая поначалу, по всей видимости, преимущественно на новгородском направлении. [51][52]

Город Ивангород

См. Крепость Ивангород.

Пустозёрский острог, современная реконструкция

Город Пустозёрск

Пустозёрск — первый русский город за полярным кругом — был основан в нижнем течении реки Печоры у Пустого озера в 1499 г., во время крупной военной и исследовательской экспедиции на Урал и в Сибирь 1499—1501 гг. Строительство города осуществляла воинская рать числом более 4 000 человек, возглавляемая воеводами Семёном Курбским, Петром Ушатым и Василием Заболотским-Бражником. Пустозёрск сразу стал столицей огромного по территории Печерского края (нынешний Ненецкий автономный округ и северо-восток Республики Коми) и важнейшим форпостом России на Крайнем Севере. Город был также важным звеном в торговле с Сибирью в XVI—XVII вв., но после открытия путей в Сибирь через Южный и Средний Урал в конце XVI в. экономическое значение Пустозёрска снизилось, хотя он продолжал участвовать в торговле сибирскими мехами, которая велась через основанную в Сибири в 1601 г. Мангазею. Также Пустозёрск служил в XVII в. популярным местом ссылки для важных государственных персон. В течение XVIII—XX вв. население города постепенно снижалось и в 1962 г. его покинули все жители.

В 2013 г. администрация Ненецкого автономного округа объявила о планах восстановления Пустозёрского острога как туристического объекта к 2015 г. (Пустозёрск расположен в 20 км от Нарьян-Мара, нынешней столицы округа).[53][54][55][56]

Приказ в Москве. Худ. Александр Янов.

Приказная система госуправления

Созданное Иваном III огромное объединенное русское государство нуждалось в мощном централизованном аппарате госуправления. Рост населения и экономики, разнообразие видов государственной и экономической деятельности, специфика различных регионов России - всё это вело к тому, что для эффективного управления государственными делами требовались отдельные специализированные государственные органы. Такие органы управления, называемые приказами, были созданы при Иване III и стали основой российской управленческой системы в XV-XVII вв. Впоследствии при Петре I приказы были преобразованы в коллегии, которые, в свою очередь, при Александре I были преобразованы в министерства России.

Думный дьяк. Худ. Иван Билибин.

Система приказов усложнялась со временем, новые великие князья и цари часто создавали новые приказы под актуальные государственные задачи и нужды. Согласно мнению историков, в правление Ивана III были основаны следующие приказы: разрядный (ведал служилыми людьми и военным управлением), холопий (ведал слугами и зависимыми людьми), житный (ведал запасами хлеба), приказ Большого двора (ведал хозяйством дворца Великого Князя), казённый, постельный, конюшенный, а также приказы для управления отдельными землями страны.

Решением дел в приказах ведали судьи, а письменное делопроизводство вели дьяки и подьячие. До этого дьяками называли слуг, ведших письменные и иные дела князей. С основанием приказов дьячество превращается на Руси фактически в отдельное немалое по величине и влиятельное сословие грамотных людей. [57]

Поземельные описи конца XV века

При Иване III территория Российского государства выросла вчетверо, чему особенно способствовало присоединение огромных Новгородских земель - практически всего Европейского Севера России. Возникла необходимость сбора информации о новых землях, и в особенности данных о размере, богатствах и населении многих тысяч земельных участков (поместий), выделяемых московским дворянам (см. Поместная дворянская конница). Для этого в 1480-х и в особенности в 1490-х гг. были проведены масштабные поземельные описи Московского государства, по результатам которых были составлены так называемые писцовые книги, ставшие одной из важнейших категорий государственных документов в XVI-XVII вв. Ещё одним важным результатом поземельных описей стало создание многочисленных карт земельных участков, вычерченных на лубе (внутренняя часть коры некоторых деревьев). Эти карты были, по всей видимости, сведены в первую общую карту Российского государства - так называемый "Старый Чертёж" 1497 г.[8][58]

Золотой корабельник Ивана III

Общероссийская денежная система

После объединения русских земель при Иване III на всей территории государства была введена общая денежная система. Вся государственная монета была перечеканена от имени Великого Князя (на части монет при этом не было имени князя, лишь стояла надпись «Господарь всея Руси»). Монеты при Иване III чеканились не только в Москве, но и в Твери, Новгороде и Пскове — Великий Князь не стал закрывать монетные дворы на присоединенных землях. Были сохранены и сложившиеся различия в весе монет — в Москве чеканилась московская серебряная денга (московка), а в Новгороде и Пскове — в два раза более увесистая новгородская денга (новгородка). Полностью русская монетная система была унифицирована в правление Елены Глинской (матери Ивана Грозного и регента в его малолетство).

При Иване III впервые появилась монета с изображением всадника с копьём — копейка. Она превратилась впоследствии в основную разменную денежную единицу с XVI в. Известны также золотые монеты и медали Ивана III (до него золотые деньги не чеканились на Руси как минимум со времен монгольского нашествия).

Российское медальерное и монетное искусство сделали существенный шаг вперед при Иване III, который для чеканки монет неоднократно нанимал и выписывал из-за границы итальянских мастеров. Чеканкой монеты занимался и знаменитый инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, строитель московского Успенского собора и проектировщик стен Московского Кремля.

Иван III также впервые в истории русского государства предпринял попытку чеканить монету из металла, добываемого на собственной территории — для этого были посланы экспедиции на разведку руды в Печерский край. Там были созданы Цилемские рудники, на которых добывали медь, серебро и золото для чеканки государственных денег.[59][60]

Страница Судебника 1497 г., лист из рукописной книги конца XV — начала XVI вв.

Введение единого законодательства России

Объединение русских земель и создание московского централизованного государства потребовало унификации законодательства и судебной системы. Для этих целей был создан Судебник 1497 года — свод законов Русского государства, впервые в истории России не просто перечисляющий нормы права, но и определенным образом систематизирующий их. Судебник Ивана III был основан на древней «Русской правде» и ее позднейших редакциях, на уставных грамотах (законы верховной власти по вопросам местного управления) и судных грамотах (постановления о судоустройстве), в том числе на Псковской и Новгородской судных грамотах, а также на судебных решениях по отдельным вопросам. Основное внимание в судебнике было уделено организации судебного процесса. Преступления начали рассматриваться не как нанесенные частным лицам "обиды" (так это было в "Русской правде"), а как "лихие дела", то есть нарушения существующего правопорядка и воли государя. Впервые был установлен Юрьев день (26 ноября) — за неделю до и неделю после этого дня крестьяне могли осуществить свое право перехода к другому землевладельцу. В Судебнике 1497 года впервые встречается термин «поместье» для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за государственную службу.[61]

Создание Судебника, по всей видимости, сопровождалось переписыванием и рассылкой значительного числа его копий (хотя до нашего времени дошла только одна), что, вместе с проводившейся по всей стране работой по внедрению положений Судебника в судебный процесс, позволяет говорить о судебной реформе Ивана III как о крупном проекте. Впоследствии положения Судебника 1497 г. были во многом повторены в не дошедшем до сегодняшнего дня Судебнике Василия III, а также в Судебнике Ивана IV.

Примечания

  1. И.Е.Забелин История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — С. 115. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5
  2. При жизни Ивана III называли Грозным, однако позднее этот эпитет прочно закрепился за его внуком Иваном IV
  3. Колокольня Ивана Великого не присутствует в списке, так как ее построил уже его сын, Василий III, в память об отце.
  4. Крупнее только созранившиеся участки Великой Китайской стены и форт Раникот в Пакистане, представляющий собой стену, перекрывающую вход в горную долину.
  5. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 1, стр. 223-224.
  6. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 1, стр. 221-223.
  7. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 1, стр. 218—219 и с. 224.
  8. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 1, стр. 223.