Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 76: Строка 76:
=== Московское (Петербургское) шоссе ===
=== Московское (Петербургское) шоссе ===
[http://openwiki.net/wiki/История_железнодорожного_транспорта_России/Проектирование_и_строительство_шоссейной_магистрали_Петербург_—_Новгород_—_Москва._Создание_отечественной_школы_строителей_путей_сообщения][http://rosavtodor.ru/doc/history/moscow.htm]
[http://openwiki.net/wiki/История_железнодорожного_транспорта_России/Проектирование_и_строительство_шоссейной_магистрали_Петербург_—_Новгород_—_Москва._Создание_отечественной_школы_строителей_путей_сообщения][http://rosavtodor.ru/doc/history/moscow.htm]
== Начало золотодобычи в Сибири ==
[[Файл:Старый_Берикуль.jpg|thumb|150px|Посёлок рудника Старый Берикуль, 2006]]
Крупномасштабная добыча и производство драгоценных металлов в Сибири развернулась еще [[Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1700-1711)#.D0.90.D1.80.D0.B3.D1.83.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.28.D0.9D.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9.29_.D1.81.D1.80.D0.B5.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4|в конце XVII — начале XVIII вв.]], однако добывалось тогда лишь серебро. Золотодобыча в России началась в середине XVIII века на восточных склонах Урала (Берёзовские рудники). На «основной» же территории Сибири массовая добыча золота началась в 1828—1829 гг. в районе реки Сухой Берикуль в Томской губернии (ныне Тисульский район Кемеровская область). Ранее золото в этих местах добывал Егор Лесной (по одним сведениям, старообрядец-крестьянин, по другим — ссыльный). О том, что он нашел на Берикуле золотые месторождения, прослышали богатые виноторговцы, купцы Андрей Яковлевич Попов и его племянник Феодот Иванович Попов. Поповы вложили огромные деньги в разведку золота (более 2 млн рублей). В 1829 г. прииск «1-я Берикульская площадь» дал 1 пуд 20 фунтов золота, в 1830 году — более 4,5 пудов, а к 1835 году добыча золота на приисках купцов Поповы выросла до 16 с лишним пудов. Уже в 1829 году в Сибири началась «золотая лихорадка» и рядом с приисками Поповых начали добычу золота и другие купцы.
География сибирской золотодобычи быстро расширялась. В 1830 году Поповыми было открыто золото в Салаирском кряже, в Коктекбинском, Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии, в 1832 году — в Ачинском уезде по рекам Урюпе, Абакане, Июсе и Казыре. В 1831 году Поповы владели уже более чем 120 приисками, на протяжении 1830-х гг. к добыче золота подключились около 200 предпринимателей, а разведкой занимались сотни поисковых партий. Впоследствии золотые месторождения были открыты не только в Средней, но и в Западной и Восточной Сибири. В итоге добыча золота стала одним из основных отраслей сибирской экономики и весьма поспособствовала росту населения Сибири в XIX веке.[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8][https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9]


== Машиностроение ==
== Машиностроение ==

Версия от 17:28, 17 октября 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Николай I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 20 ноября (2 декабря) 1832 г..

Границы периода обусловлены вступлением Николая I на престол (начало) и изменением правового положения Царства Польского в рамках Российской Империи (окончание периода).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге, 2006
Первоначальный проект арки Главного штаба, 1820

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Здание, которое являлось частью ансамбля главной в то время Дворцовой площади страны, строилось с 1819 года, когда состоялась его официальная закладка. Центральная часть здания представляет собой дугу длиной 580 метров, состоящую из двух частей, соединённых богато декорированной с помощью бронзовых скульптур триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Полностью здание было введено в строй с завершением его отделки 24 октября 1828 года.

Здание на 2014 год частично используется по назначению Министерством Обороны России, а восточное крыло является музеем в составе Эрмитажа.

Крупнейшие корабли и суда

Даже во времена парусного флота постройка крупных военных кораблей была чрезвычайно затратным делом — у англичан даже в своё время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания её интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счёте, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлёбывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусные 110-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Трёхполосные (трёхдечные) линейные корабли. В официальных документах часто назывались «120-пушечными» вне зависимости от реального количества орудий на борту.

  • «Император Александр I» — заложен 8 мая 1826 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 13 октября 1827 г.
  • «Император Пётр I» — заложен 5 декабря 1827 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 2 мая 1829 г. Реально нёс 118 пушек.
  • «Святой Георгий Победоносец» — заложен 5 декабря 1828 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 октября 1829 г. Реально нёс 118 пушек.

Парусные 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж») Черноморского флота

Трёхполосный (трёхдечный) линейный корабль. В феврале 1827 г. переименован в «Париж». Заложен 17 октября 1823 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен 23 сентября 1826 г. Реально нёс 112 пушек.

Парусные 94-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эмгейтен»

Назван по имени трофейного линейного корабля, взятого в плен у шведов 22 июня 1790 года в Выборгском сражении (предыдущий линейный корабль, носивший это имя, спущенный на воду в 1822 г., с 1829 г. был переименован в «Кронштадт»). Заложен 25 ноября 1827 г. в Новом адмиралтействе г. Санкт-Петербург, спущен на воду 29 сентября 1828 г.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них, вне зависимости от реального количества орудий на борту, назывались 84-хпушечными.

  • «Императрица Александра» — заложен 8 мая 1826 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 октября 1827 г. Реально нёс 96 пушек.
  • «Полтава» — заложен 5 декабря 1828 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 октября 1829 г. Реально нёс 90 пушек.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Императрица Мария» — заложен 23 сентября 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 17 октября 1827 г. Реально нёс 96 пушек.
  • «Чесма» — заложен 22 декабря 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1828 г. Реально нёс 91 пушку.
  • «Анапа» — заложен 22 июля 1828 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1829 г. Реально нёс 108 пушек.
  • «Память Евстафия» — заложен 11 мая 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 августа 1830 г. Реально нёс 108 пушек.
  • «Адрианополь» — заложен 27 августа 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 11 ноября 1830 г. Реально нёс 108 пушек.
  • «Императрица Екатерина II» — заложен 27 августа 1829 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 июля 1831 г. Реально нёс 96 пушек.
Линейный корабль «Азов» в бою (фрагмент картины Айвазовского «Сражение при Наварине»)

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.

  • «Иезекииль» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Азов» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нёс 80 пушек. Один из самых прославленных кораблей российского флота, сильно отличившийся в Наваринском сражении. Строился при участии его командира — прославленного мореплавателя М. П. Лазарева, в результате получился настолько технически удачным, что его чертежи были изготовлены на бронзе и использовались для строительства — небывалый в те времена случай — серии из 15 одинаковых кораблей. Во время Наваринского сражения на корабле одновременно проходили службу будущие адмиралы Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин и Путятин.
  • «Александр Невский» — заложен 24 сентября 1825 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1826 г.
  • «Великий князь Михаил» — заложен 15 ноября 1826 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 октября 1827 г. Реально нёс 86 пушек.
  • «Кацбах» — заложен 5 сентября 1827 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Кульм» — заложен 5 сентября 1827 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нёс 90 пушек.
  • «Арсис» — заложен 30 ноября 1827 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 29 сентября 1828 г. Реально нёс 86 пушек.
  • «Лесное» — заложен 24 августа 1828 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Нарва» — заложен 24 августа 1828 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Бриен» — заложен 29 ноября 1828 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 10 сентября 1829 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Красный»[2] — заложен 16 августа 1829 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Бородино» — заложен 16 августа 1829 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Березина»[3] — заложен 21 ноября 1829 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Смоленск» — заложен 21 ноября 1829 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Память Азова» — заложен 27 сентября 1830 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1831 г. Реально нёс 86 пушек.

66-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эммануил»

Лёгкий линейный корабль первоначально был заложен 24 февраля 1822 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге как фрегат и спущен на воду 19 июля 1824 года. В связи с большими потерями линейных кораблей при наводнении 1824 года в 1826 году переклассифицирован в линейные корабли, для чего было изменено вооружение (66-пушечных фрегатов в русском флоте не было), а также, вероятно, и корпус для размещения дополнительных орудий. В связи с вышеизложенным корабль фактически вступил в строй, по-видимому только в 1826 году.

Файл:Санные гонки на Петербургском шоссе.jpg
Санные гонки на Петербургском шоссе, 1848

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Московское (Петербургское) шоссе

[1][2]

Начало золотодобычи в Сибири

Файл:Старый Берикуль.jpg
Посёлок рудника Старый Берикуль, 2006

Крупномасштабная добыча и производство драгоценных металлов в Сибири развернулась еще в конце XVII — начале XVIII вв., однако добывалось тогда лишь серебро. Золотодобыча в России началась в середине XVIII века на восточных склонах Урала (Берёзовские рудники). На «основной» же территории Сибири массовая добыча золота началась в 1828—1829 гг. в районе реки Сухой Берикуль в Томской губернии (ныне Тисульский район Кемеровская область). Ранее золото в этих местах добывал Егор Лесной (по одним сведениям, старообрядец-крестьянин, по другим — ссыльный). О том, что он нашел на Берикуле золотые месторождения, прослышали богатые виноторговцы, купцы Андрей Яковлевич Попов и его племянник Феодот Иванович Попов. Поповы вложили огромные деньги в разведку золота (более 2 млн рублей). В 1829 г. прииск «1-я Берикульская площадь» дал 1 пуд 20 фунтов золота, в 1830 году — более 4,5 пудов, а к 1835 году добыча золота на приисках купцов Поповы выросла до 16 с лишним пудов. Уже в 1829 году в Сибири началась «золотая лихорадка» и рядом с приисками Поповых начали добычу золота и другие купцы.

География сибирской золотодобычи быстро расширялась. В 1830 году Поповыми было открыто золото в Салаирском кряже, в Коктекбинском, Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии, в 1832 году — в Ачинском уезде по рекам Урюпе, Абакане, Июсе и Казыре. В 1831 году Поповы владели уже более чем 120 приисками, на протяжении 1830-х гг. к добыче золота подключились около 200 предпринимателей, а разведкой занимались сотни поисковых партий. Впоследствии золотые месторождения были открыты не только в Средней, но и в Западной и Восточной Сибири. В итоге добыча золота стала одним из основных отраслей сибирской экономики и весьма поспособствовала росту населения Сибири в XIX веке.[3][4]

Машиностроение

Реконструкция завода Берда в Санкт-Петербурге

В это время, получая постоянные крупные заказы на строительстве Исаакиевского собора и пароходов, активно расширялся крупнейший в стране частный машиностроительный завод Берда в Санкт-Петербурге.[5]

Наука и образование

Файл:Главный корпус СПБГТИ (ТУ) в первоначальном виде .png
Главный корпус СПБГТИ (ТУ) в первоначальном виде

Санкт-Петербургский практический технологический институт

Высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки «людей имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и или частями оных» — ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) — основано 28 ноября 1828 года по старому стилю, когда Николаем I было утверждено соответствующее Положение. Торжественное открытие кампуса института, в том числе трёхэтажного главного корпуса, и начало занятий состоялись 11 октября 1831 года.[6]

Проект, видимо, является крупным как в силу достаточно большого объёма строительства, так и в силу весьма высоких цен на необходимые промышленное оборудование, литературу и учебные пособия.

Фортификационные сооружения

Файл:Кладка стен Динабург.jpg
Виды кладок гранитной облицовки стен укреплений крепости Динабург, 1845

Крепость Динабург — продолжение строительства

В это время в фактически вступившей в строй ранее крепости продолжались активные строительные работы, значительно её усилившие. В частности, были основаны форштадты (внешние поселения вокруг крепости), большое количество каменных оборонительных сооружений, облицованных гранитом[4], а также множество сооружений внутри крепости, в частности три трёхэтажные казармы на 500 человек, комендантский дом с путевым дворцом Императора, три дома для офицеров, госпиталь на 500 коек, острог на 400 арестантов и провиантский склад вместимостью 1256 тонн продовольствия.[7] Кроме того в 1827 году было завершено строительство главного вала крепости длиной 5 154 метра с гранитной облицовкой.

Крепость продолжали строить и позднее.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Распространенное в интернете и источниках наименование «Красной» по-видимому, ошибочное и получилось из обратного перевода с латиницы, где нет буквы «ы», так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времён войны 1812 г. у города Красный. Правда кривость написания может происходить ещё из тех времён, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меняться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трёх Иерархов».
  3. Распространенное в интернете намименование «Березино» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина. Такого рода путаница, впрочем, характерна для документов тех лет — названия склонялись как писавшему нравилось.
  4. В то время стены из крупных хорошо подогнанных гранитных блоков были почти неуязвимы для артиллерии того времени. В крепости Динабург применялась очень дорогая, но самая прочная из возможных кладка стен из шестигранных гранитных призм, конструкция и качество изготовления которой при инспекции крепости генералом Опперманом в 1825 году описывалось так: «кладка каменных стен и сводов настолько хороша, что лучшей и требовать нельзя» и «способы построек эскарпов усовершенствовались до того, что дальнейшего усовершенствования и не требуется».