Крупные российские проекты (перспективные): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 37: Строка 37:
[[Файл:Space elevator structural diagram ru.svg|thumb|150px|right|Принцип работы космического лифта]]
[[Файл:Space elevator structural diagram ru.svg|thumb|150px|right|Принцип работы космического лифта]]


=== Постоянно действующая пилотируемая база на Луне ===
=== Постоянно действующая база на Луне ===
Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе.[http://federalspace.ru/media/files/docs/3/osnovi_do_2030.doc]
Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе.[http://federalspace.ru/media/files/docs/3/osnovi_do_2030.doc]



Версия от 19:22, 26 декабря 2015

Здесь собраны крупные российские проекты стоимостью свыше 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, выполнение которых уже внесено в отдалённые планы пока без окончательного выделения финансирования на основную часть работ.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Космонавтика и ракетная техника

В документе «Основные положения ОСНОВ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу»[1], который был утвержден Президентом Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. № Пр-906, отмечен целый ряд конкретных проектов, реализации которых следует ждать от отечественной космонавтики.

Космический ракетный комплекс ракеты-носителя сверхтяжёлого класса

В перспективе на космодроме «Восточный» планируется создать наземный комплекс и разработать для него сверхтяжёлую ракету космического назначения, предназначенную для вывода на орбиту тяжёлых грузов массой от 50 до 130-180 тонн.[2][3][4]

Эта ракета необходима для реализации отечественных планов по освоению дальнего космоса, включая полёты к Луне.

Космический ракетный комплекс ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью

В перспективе планируется создать частично многоразовую ракету тяжёлого, по-видимому, класса с многоразовой первой ступенью и наземный комплекс для неё на космодроме «Восточный». Согласно серии статей, опубликованных в журнале «Авиакосмическая техника и технология» № 1 за 2010 год, такой носитель при применении нового горючего — сжиженного природного газа, а также ряда других новых технических решений сможет радикально превзойти по своей эффективности все имеющиеся на сегодняшний день в мире ракеты космического назначения такого класса.[5]

Новая российская орбитальная станция

Роскосмосу дано задание не позднее 2017 года начать создание новой российской орбитальной станции, что связано с планами завершить российское участие в проекте МКС.[6]

Доставка на Землю грунта с Фобоса и Марса

Грандиозный проект, требующий, помимо прочего, доставки на Марс ракеты-носителя, официально прописан в планах Роскосмоса без указания точной даты.[7]

Пилотируемые полёты на Луну

Официально планируются после 2030 года.[8]

Переход к использованию обслуживаемых на орбите автоматических космических аппаратов

К 2030 году предполагается создание, а после 2030 года — переход к преимущественному использованию крупных спутников и межорбитальных буксиров, предусматривающих повышение их надёжности за счёт создания специальных систем их ремонта и обслуживания, в том числе заправки, прямо на орбите. Создание обслуживаемой спутниковой платформы и средств её обслуживания позволит избежать большинства типичных для современной космонавтики ситуаций в которых какой-нибудь малюсенький нераскрывшийся элемент приводит к выходу из строя космического аппарата стоимостью от единиц до десятков миллиардов рублей.[9]

Развертывание космических систем для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды

Предусмотренное[10] в планах Роскосмоса создание космических систем для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды потребует вывода в космос нескольких уникальных космических аппаратов, при этом для обеспечения глобального стереообзора Солнца как минимум два из них должны будут быть выведены на околосолнечную орбиту.

Развёртывание производств в космосе

Космическое пространство предоставляет уникальные возможности для производств по созданию материалов с особыми свойствами, в частности высокосовершенных кристаллов и сверхчистых материалов, которых невозможно получить на земле из-за действия гравитации и невозможности получения необходимого качества вакуума. Также возможно организация производства компонентов ракетного топлива на Луне, поскольку их доставка с Луны может обойтись значительно дешевле, чем с Земли, доставка откуда в космос даже самых простых грузов обходится не менее чем примерно в 500 тыс. рублей за килограмм. Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе.[11]

Принцип работы космического лифта

Постоянно действующая база на Луне

Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе.[12]

Пилотируемая экспедиция на Марс

Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе.[13]

Космические лифты

Успехи в создании сверхпрочных материалов позволяют надеяться на создание тросовых систем, непосредственно связывающих точки либрации в окрестностях Луны с её поверхностью, а в более отдалённой перспективе аналогичные конструкции могут быть созданы на Марсе и на Земле. Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе[14], поскольку для Луны и, отчасти, Марса создание таких лифтов при большом желании возможно уже в ближайшее время и сдерживается в основном отсутствием в них необходимости и достаточно высокой стоимостью проектов. Что же касается Земли, то для неё создание космического лифта, который должен иметь длину порядка 40 тысяч километров, станет практически возможным лишь в случае успешного завершения разработок перспективных сверхпрочных материалов на базе углеродных нанотрубок.

Крупнейшие корабли и суда

Перспективный российский вертолётоносец

В долгосрочную программу военного кораблестроения России до 2050 года внесено проектирование и строительство десантных вертолетоносцев. [15]

Перспективный российский авианосец

К настоящему моменту проведена часть научно-исследовательских работ и существуют проработанные проекты головного авианосца нового проекта для Военно-морского флота России. Однако неясно, когда может начаться строительство. Известно лишь, что оно займёт 8-10 лет. [16] В мае 2015 года Крыловский государственный научный центр завершил проектирование нового многоцелевого тяжелого авианосца, разработка велась с 2005 года. Потребность России в авианосцах оценивается в 4 единицы. [17]

Ледокол-лидер

Крупнейший в истории атомный ледокол, мощностью 110 МВт, который, в отличие от всех предыдущих, будет способен круглогодично проводить суда по всему Северному морскому пути, планируется построить в рамках развития Севморпути в обозримом будущем. На середину 2015 года проект находится в стадии проработки эскизного проекта.[18]

Морские порты

Новый глубоководный район Архангельского порта

См. Белкомур.

Железные дороги

ВСЖМ-1 Москва — Санкт-Петербург

Высокоскоростную железнодорожную магистраль длиной около 659 км, параллельную нынешней скоростной предполагается построить в 2021—2030 гг. После этого время в пути между столицами составит 2,5 часа, что фактически позволит при острой необходимости ездить в другую столицу на работу каждый день.[19]

Высокоскоростная магистраль ВСМ-2 Москва — Екатеринбург

Высокоскоростная магистраль, строительство первой очереди которой от Москвы до Казани через Нижний Новгород уже находится в ближайших планах, полностью же проект планируется реализовать между 2021 и 2030 годами.[20]

Планируется также построить ряд ответвлений магистрали, из которых наиболее крупным и проработанным является линия Казань — Самара.

Высокоскоростная магистраль ВСМ-3 Центр — Юг Москва — Ростов-на-Дону — Адлер

Высокоскоростная магистраль длиной порядка 1540 км должна быть построена между 2021 и 2030 годами.[21]

Высокоскоростная магистраль Казань — Самара

Самое крупное ответвление длиной 560 км от магистрали ВСМ-2 планируется построить вдоль среднего течения Волги в 2021—2030 гг.

Организация скоростного движения на линии Хабаровск — Владивосток

Организация пассажирского движения на бывшей Уссурийской ж.д. со скоростью 140—200 км/ч планируется в 2021—2030 гг. Как показала практика аналогичных проектов, проект однозначно будет крупным из-за высоких затрат на реконструкция практически всей инфраструктуры железной дороги на линии.[22]

Организация скоростного движения в Центральной Сибири

В 2021—2030 гг. планируется организовать пассажирское движение со скоростью 140—200 км/ч на железных дорогах, связывающих Новосибирск с Омском, Барнаулом, Кемерово, Новокузнецком и Красноярском.[23]

Организация скоростного движения на линии Екатеринбург — Челябинск

Организовать пассажирское движение со скоростью 140—200 км/ч на линии Екатеринбург-Челябинск планируется в 2021—2030 гг.[24]

Организация скоростного движения в Нижнем Поволжье

В 2021—2030 гг. планируется организовать пассажирское движение со скоростью 140—200 км/ч на железных дорогах, связывающих Самару с Саранском, Пензой и Волгоградом через Саратов.[25]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород

На одном из старейших железных дорог страны пассажирское движение со скоростью 140—200 км/ч планируется организовать в 2021—2030 гг.[26]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Ярославль

Реконструкция бывшей Московско-Ярославской железной дороги для организации скоростного движения планировалась до 2020 года, хотя может быть отложена в пользу направлений, связывающих города, где будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года.[27][28]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Суземка (с дальнейшим продлением до Киева)

Организация высокоскоростного пассажирского движения в направлении Киева планировалась до 2020 года, однако сроки её реализации могут быть значительно отодвинуты в силу недостатка средств по ту сторону границы.[29]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Красное (с продлением до Минска и далее в Европу)

Организация высокоскоростного пассажирского движения в направлении Минска планировалась до 2020 года, однако сроки её реализации могут быть значительно отодвинуты в силу недостатка средств по ту сторону границы.[30]

Северный широтный ход — продление магистрали до Дудинки

В 2014 г. планируется начать строительство магистрали Северный широтный ход на участке Надым — Салехард — Лабытнанги (при этом совмещённый мост через реку Надым уже строится). В перспективе планируется продолжение линии через реку Енисей на север до Игарки и Дудинки, что свяжет Норильскую ж.д. с сетью железных дорог страны. [31]

Северо-Сибирская железная дорога

Железную дорогу, проходящую в широтном направлении параллельно Транссибу и Северному широтному ходу примерно посередине между ними планируется построить, продлив существующий участок Сургут - Нижневартовск далее вдоль Оби и северного берега нижнего течения Ангары с выходом к БАМу в районе Усть-Илимска.

В ещё более дальней перспективе линия теоретически может быть продлена как на запад через Урал, так и на восток к Ленску и Якутску.

Соединение Транссиба с Транскорейской железной дорогой

Россия планирует вложить более 15 млрд долларов в проект соединения Транссибирской магистрали (Транссиба) с Транскорейской железной дорогой (ТЖД) — это позволит осуществлять транзит грузов из Сибири через Северную Корею в Южную и обратно. Об этом 30 ноября 2014 года заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, который находится с визитом в Южной Корее. [32]

Железная дорога Бованенково — Сабетта

Относительно короткая — длиной около 180 км, но проходящая в экстремальных условиях далёкого Заполярья самая северная железная дорога в мире должна соединить ныне существующую самую северную железную дорогу в мире — газпромовскую ветку Обская — Бованенково на Ямале со строящимся на побережье Обской губы портом Сабетта. Новая дорога позволит превратить Сабетту из проекта предназначенного только для отгрузки сжиженного газа, в универсальный порт, через который может быть организована прямая торговля Приуралья морем, что особенно важно в условиях недостатка полноценных морских портов в России вообще и полного их отсутствия между Мурманском и Норильском в частности.[33]

Высокоскоростная магистраль Москва — Пекин

Китай намерен построить высокоскоростную железную дорогу, которая свяжет его с Россией. Путешествие на поезде из Москвы в Пекин при этом будет занимать два дня. Стоимость проекта по состоянию на начало 2015 года оценивается в 242 млрд долларов.[34]

Железнодорожная линия на острове Калимантан, Индонезия

Меморандум о строительстве 300-километровой неэлектрифицированной однопутной железной дороги с морским угольным терминалом подписан РЖД весной 2015 года.[35]

Белкомур (Белое море — Коми — Урал)

Много лет продвигаемый властями соответствующих регионов проект предполагает формирование железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермь) длиною 1161 километр: строительство 712 км новых участков и модернизация 449 км существующей железной дороги. Магистраль позволит напрямую вывозить осуществлять перевозки между Уралом и арктическими портами России, в первую очередь через Архангельский порт. В сентябре 2015 года к реализации проекта присоединилась крупная китайская компания «Poly Technologies», что резко повышает его шансы на реализацию в ближайшие годы. В рамках реализации проекта планируется также строительство нового глубоководного района Архангельского морского порта в 55 км севернее Архангельска, величина грузооборота до 45 млн тонн в год. [36]

Железная дорога Газимуровский завод — Лугокан

Возможное продолжение линии Нарын — Газимуровский завод, достроенной в 2015 году (движение открыто в 2012) в Забайкальском крае. По изначальным планам дорога длиной 425 км должна была прийти к 5 крупнейшим полиметаллическим месторождениям Забайкалья. Однако затем длина стройки была сокращена до 223 км и дорога дошла только до Быстринского и Бугдаинского ГОКов. [37]

Таким образом, в перспективе остаётся строительство линии длиной около 200 км до оставшихся 3 месторождений — Култуминского, Лугоканского и Солонеченского. Норникель посчитал их в 2009 г. нерентабельными для разработки, однако месторождения остаются недоразведанными, и с течением времени по исчерпании других ресурсов их рентабельность должна возрасти.[38]

Автомобильные дороги

Скоростная магистраль «Краснодар-Абинск-Кабардинка»

В году объявлен конкурс на предпроектные работы по строительству скоростной магистрали из Краснодара в Геленджик в обход Новороссийска, призванной разгрузить местные дороги, не справляющиеся на этом участке с нагрузками в летнее время. Дорога, четырёхполосная на всём протяжении будет иметь длину около 160 км и проходить частично по горной местности. Только предпроектные работы в 2015 году оценивались в 742 миллиона рублей.[39]

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

Линии электропередач из России в Корею

Правительствами России, Южной и Северной Кореи рассматривается возможность создания линий электропередач из России через территорию Северной Кореи в Южную.[40] Это позволит начать экспорт электричества из России в Южную Корею, которая является энергодефицитным регионом.

Гидротехнические сооружения

Нижегородский низконапорный гидроузел

Гидроузел для обеспечения судоходства по средней Волге планируется построить в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Проектирование гидроузла стоимостью, в зависимости от окончательного варианта проекта, от 41 до 70 млрд рублей, планируется завершить в 2016 году.[41][42][43]

Наука и образование

Циклический коллайдер будущего (FCC)

В декабре 2016 года Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) выбрал в качестве базового проект новосибирского Института ядерной физики имени Г.И.Будкера (ИЯФ, Новосибирск) для строительства нового коллайдера сверхвысокой энергии, более масштабного, чем Большой адронный коллайдер. Планируемый ускоритель обозначается как циклический коллайдер будущего (FCC, Future Circular Colliders). Концептуальный проект на основе базового должен быть подготовлен к 2018 году.[44]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Китайско-монголо-российский экономический коридор

2 апреля 2014 года Китай в лице главы МИД КНР Вана И предложил построить китайско-монголо-российский экономический коридор, объединив китайский проект экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи создания трансевразийского коридора. [45] Речь идёт о строительстве транспортного коридора с параллельным развитием территорий вокруг него.

См. также

Примечания