Миф:146 %

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

146 % — мем антироссийского содержания, набравший популярность после выборов в Госдуму 2011 года на фоне шумихи в СМИ. Его употребление практикуется для двух целей:

  • Дискредитация выборов в России, причем не только как пропагандистский козырь на тему «Выборы сфальсифицированы», но и в связке с другими мемами против выборов, как-то: «Выборы, выборы, кандитаты-сидоры», «Голосуй-неголосуй, все равно лучше не будет» и т. д.
  • Дискредитация статистики и опросов, а также иные способы манипуляций статистикой.

Содержание

[править] Происхождение мема

В декабре 2011 на канале Россия-24 были показаны предварительные итоги парламентских выборов в Ростовской, Воронежской и Свердловской областях, по которым сумма процентов проголосовавших превышала на инфографике 100 %, а в инфографике по Ростовской области достигала 146,47 %[2]. На этом основании либералы радостно скачут и кричат про фальсификации, число 146 % даже стало мемом.

Примечательно, что сотрудник телеканала, который ошибочно вывел на экран инфографику со «146 %», потом уехал в США, где получил хорошую работу. [3]

[править] Несуразность мема

Скриншот телеканала Россия-24

Вокруг этих цифр существует ряд серьёзных нюансов, о которых распространители мема предпочитают умалчивать. И речь идёт не только о том, что со слов главы Центризбиркома России Владимира Чурова это была спланированная провокация, запущенная человеком, который "потом получил хорошее место «за океаном»[4]. Простой сотрудник телекомпании заменил официальную картинку из ЦИК на свою самодельную, «причём это сделал достаточно топорно».

Цифра 146 % была не в графе «явка» (что могло бы доказать фальсификацию) и даже не в графе голосов за одну партию. Это цифра вычисляется как сумма показанных на инфографике результатов всех партий, участвовавших в выборах. Однако в реальности суммарный результат всегда равен 100 % — как в случае полностью честных выборов, так даже и в случае фальсификаций. Уже одно это показывает, что тут имел место либо сбой системы, либо провокация, и никоим образом это не может быть доказательством фальсификаций.

В адрес канала Россия-24 была направлена жалоба от главы Ростовского областного избиркома Сергея Юсова. По его словам, «во-первых, в Центризбиркоме совершено по-другому были выстроены табло, на которых бежали цифры, во-вторых, все политические партии были расположены строго в том порядке, в котором они были расположены в избирательном бюллетене»[5]. А во-вторых, сведённых данных по Ростовской области в тот момент ещё вообще не было. Так, Владимир Чуров сообщал в интервью Русской службе новостей (РСН), что в момент показа передачи ЦИК вообще не давал единой статистики по Ростовской области, так как вероятно ещё не свел эти данные. [1]

[править] Сравнение результатов голосования

Данные на скриншотах[6] о предварительных результатах выборов отличаются от окончательных результатов выборов, опубликованных на официальном сайте выборов и сайтах избиркомов данных областей.

В ниже приведенной таблице содержится сравнение окончательных итогов выборов с показанными на скриншотах предварительных результатах выборов:

Партия Проценты
(Ростовская область)
Проценты
(Воронежская область)
Проценты
(Свердловская область)
Процент, показанный в эфире Окончательный итог Разница Процент, показанный в эфире Окончательный итог Разница Процент, показанный в эфире Окончательный итог Разница
Единая Россия 58,99 % 50,2 % 8,9 63,32 % 50 % 13,32 39,61 % 32,7 % 6,91
КПРФ 32,96 % 20,8 % 12,16 31,11 % 21,8 % 9,31 18,64 % 16,8 % 1,84
Справедливая Россия 19,41 % 13,3 % 6,11 17,22 % 14,5 % 2,72 30,59 % 24,7 % 5,89
ЛДПР 23,74 % 10,2 % 13,54 11,72 % 8,9 % 2,82 17,67 % 16,0 % 1,67
Яблоко 9,32 % 2,9 % 6,42 4,55 % 4,3 % 0,25 3,82 % 2,2 % 1,62
Патриоты России 1,46 % 0,8 % 0,66 1,38 % 0,8 % 0,58 2,27 % 0,9 % 1,37
Правое дело 0,59 % 0,5 % 0,09 0,66 % 2,1 % (-1,44) 2,75 % 0,4 % 2,35

Как видно из сравнения, налицо несовпадение результатов официальных и «телевизионных». В этом легко убедиться, просмотрев итоги выборов на официальных сайтах как самих выборов, так и избиркома области.

Более того: если принять результат в 146 % «настоящим» или «признанным» — то Единая Россия получила бы меньше мандатов, чем она получила в реальности, а партия «Яблоко» прошла бы в Думу! Разве предполагаемая «провластная фальсификация» могла бы к этому стремиться?

[править] Западные и оппозиционные аналоги

Вопреки представлениям «креативщиков» подобные истории происходят и в западных странах.

Самый известный пример — референдум в Шотландии 18 сентября 2014 года. Американский канал CNN показал в эфире инфографику по предварительным опросам о независимости Шотландии, согласно которой 58 % проголосовали «за», а 52 % «против» независимости, что в сумме дает 110 %, причём телеведущая без запинки озвучила картинку. «Срочные новости: Америка отделилась от математики» — таков был едкий комментарий американца Дейва Уинера в своем твиттер-аккаунте[7] по инфографике от CNN. Через час, в следующем выпуске новостей, ошибка была исправлена. [8][9]

В мае 2016 года прошли президентские выборы в Австрии. Интересными оказались результаты в городах Вайдховен и Линц. В первом явка избирателей составила 146,9 %, во втором — и вовсе 598 %[10][11].

В январе 2017 года во время трансляции дебатов Алексея Навального и Артемия Лебедева на телеканале «Дождь» в какой-то момент отображаемая сумма голосов оказалась равна 119 % (отметка 27:02 на видео дебатов).[12]

[править] См. также

[править] Примечания

  1. «Д. НАДИНА: Да вы что? Так получается, что он сразу несколько заменил, там же было в Ростовской области 146 % и в других областях. В. ЧУРОВ: Нет, он заменил только одну, причём сделал это достаточно топорно, потому что ЦИК не давал вообще информации в целом по Ростовской области, она была разделена на несколько территориальных групп. У них тогда по партиям были отдельные части, поэтому по Ростовской области и не было единой цифры.» [1] По всей видимости, Чуров ошибался, когда заявил, что сотрудник телеканала заменил только одну картинку, так как на скриншотах цифры были больше 100 % у нескольких областей.