Безопасность дорожного движения в России

Материал из Русского эксперта
Версия от 23:57, 8 мая 2016; AlexBond (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Безопасность дорожного движения в России''' долгое время была одной из серьёзнейших П…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Безопасность дорожного движения в России долгое время была одной из серьёзнейших проблем в стране. В последние годы ситуация в этой сфере существенно улучшилась.

Снижение смертности на российских дорогах

Российские дороги постепенно становятся цивилизованными. Смертность в ДТП в России снизилась в 3,5 раза за 9 лет, с 28 до 8,2 погибших на 100 тысяч жителей.[1]

Вот немного статистики по разным странам (погибших на 100 тысяч):

Следует также отметить, что в разных странах разный уровень автомобилизации. В джунглях Амазонки смертельных ДТП нет — но только потому, что автомобилей там тоже нет, там опасность для пешеходов представляют скорее живые кайманы и ягуары, нежели их стальные подражатели.

Если пересчитать статистику не на 100 тысяч жителей, а на 100 тысяч автомобилей, выглядеть она будет вот так:

  • Таиланд — 230,9
  • Армения — 174
  • Китай — 69
  • Россия — 25
  • Болгария — 24
  • Польша — 21
  • Португалия — 15
  • Бельгия — 12

Причины снижения смертности в ДТП в России

Основные причины улучшения ситуации с дорожной безопасностью таковы:

  • Заметное снижение потребления алкоголя в России, начавшееся во второй половине 2000-х (и ещё большее снижение потребления крепкого алкоголя).
  • Существенное ужесточение штрафов и наказаний за нарушения ПДД. Особенно значительно нормы были ужесточены в президентство Дмитрия Медведева и в начале третьего президентского срока Путина. С 2013 г. минимальный штраф составил 500 рублей (ранее 100 руб). Вождение в нетрезвом виде стало караться не только лишением удостоверения на 1,5-2 года, но и штрафом в 30 000 руб, а вождение в нетрезвом виде без прав стало наказываться 15 сутками под арестом. В 2010—2013 гг. действовала норма «нулевого промилле», предполагающая наказание всех водителей, у которых алкотестер обнаруживает в дыхании хоть какое-то содержание в алкоголя. В 2013 году эта норма была смягчена до 0,16 мг спирта на один литр выдыхаемого воздуха (приблизительно 0,3 промилле).[2] См. также таблица штрафов ГИБДД на начало 2016 года.
  • Улучшение систем разметки, разграничения и регулирования дорожного движения. В последнее десятилетие в городах России стали гораздо тщательнее следить за состоянием дорожной разметки, стало больше выделенных дорог, барьеров на опасных участках, островков безопасности на переходах. Существенно улучшились возможности светофоров, которые теперь имеют таймеры и голосовое сопровождение.

Эти меры привели к тому, что теперь хоть сколько-то вменяемый водитель никогда не сядет за руль даже минимально нетрезвым.

В качестве других причин можно назвать следующие факторы:

  • Улучшение качества автопарка в России. Российский автопром прошел через существенную модернизацию в 2000-е и 2010-е гг., что сказалось как на качестве выпускаемой продукции в целом, так и на уровне безопасности в частности.
  • Широкое распространение навигаторов. С навигаторами у водителей меньше проблем с поиском пути в незнакомых местах, а следовательно, меньше поводов торопиться. Кроме того, время пути можно достаточно точно рассчитать заранее.
  • Широкое распространение видеорегистраторов. Россия в короткое время стала одной из стран-лидеров по использованию видеорегистраторов на транспортных средствах. Использование видеорегистраторов позволяет в большинстве случаев достаточно убедительно доказать, кто именно виноват в ДТП, и в таких условиях оказываться виновником ДТП совсем не хочется.
  • Общее улучшение качества автодорог в России. Хотя и далеко не повсеместно, но качество дорог в России за последние полтора десятилетия серьёзно улучшилось — в первую очередь это касается больших городов и федеральных трасс. Отдельно следует отметить строительство выделенных скоростных дорог, таких как ЗСД или КАД в Петребурге.

В целом можно констатировать существенное улучшение ситуации с культурой вождения. Если в начале 2000-х гг. водители крайне редко пропускали пешеходов на нерегулируемых переходах, то теперь ситуация обратная — уступать стали часто и охотно.

См. также