Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Петр II»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пётр II
Предшественник: Екатерина I
Преемник: Анна I

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 7 (18) мая 1727 г. по 19 (30) января 1730 года.

Реальная власть во время правления малолетнего Императора (Петр II умер в 14 лет от оспы) принадлежала Верховному тайному совету, в котором ведущую роль играл сначала Александр Данилович Меншиков, а затем — Долгоруковы.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Фортификационные сооружения

Город-крепость Кяхта

См. Кяхтинская торговля с Китаем.

Крупнейшие корабли и суда

К крупным проектам в это время относились все линейные[2] корабли и крупные фрегаты. Все они, в свою очередь, делились во многих флотах по рангам или в зависимости от количества орудий на борту. При этом, как правило, стоимость и боевая мощь корабля очень сильно возрастали с увеличением числа пушек. Это было связано с тем, что сами пушки на более крупных кораблях ставились гораздо более крупные, а также с тем, что строительство больших кораблей осуществлялось из более качественной древесины с богатой отделкой. В частности, 100-пушечные корабли строились целиком из дуба с обильной отделкой позолоченной резьбой и несли на нижней палубе сверхмощные по тем временам 30-фунтовые осадные орудия, слишком тяжёлые для любых других кораблей. Для сравнения, 54-пушечные линейные корабли в это время несли не более, чем 18-фунтовые орудия.

Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

Один из крупнейших в мире кораблей своего времени. Первый 100-пушечный трёхпалубный линейный корабль российского флота. Строился в Санкт-Петербургском адмиралтействе с 1723 по 1727 год для Балтийского флота по проекту и под руководством лично Петра I, в честь которого и Петра II он и был назван.

Только на транспортировку леса для строительства корабля было затрачено 40 тыс. рублей, что составляло подушную подать с 57 000 крестьян (с женщинами 114 тыс. человек) и было сопоставимо со стоимостью небольшого линкора. Стоимость всего корабля можно оценить по экспортной цене трёхдечника, которую российские власти установили в 92 тыс. рублей.[1] Судя по тому, что во всех флотах того времени такого типа кораблей было не больше, чем сейчас авианосцев или во время Первой мировой войны дредноутов, а родоначальник класса буквально разорил Англию и, как считают некоторые, в буквальном смысле стоил Карлу I головы, стоимость корабля можно оценить не менее чем в 50 млрд рублей в ценах 2012 года.

66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья»

Двухдечный 66-ти пушечный линейный корабль Балтийского флота. Заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 17 мая 1719 года, спущен на воду в 17 сентября 1727 года.

54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»

В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены и вошли в состав Балтийского флота первые два корабля серии, достигшей впоследствии 19 единиц:

  • «Пётр Второй» — заложен 10 марта 1724 года, спущен на воду 22 мая 1728 года. Впоследствии участвовал в осаде Данцига в 1734 году.
  • «Выборг» — заложен 24 октября 1725 года, спущен на воду 19 октября 1729 года. Впоследствии участвовал в осаде Данцига в 1734 году.

Позднее были построены ещё 17 кораблей этого типа.

54-пушечный линейный корабль «Рига» типа «Санкт-Михаил»

В это время в дополнение к трём, построенным ранее, в состав Балтийского флота вошёл последний корабль серии — «Рига». Корабль был заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 3 февраля 1724 года и спущен на воду 6 июля 1729 года, участвовал в осаде Данцига в 1734 году, а позднее, в 1746 году, был перестроен в госпитальное судно.

Крупнейшие морские порты

Бассейн Галерной гавани, 2013 г.

Галерная гавань Гребного порта

Строительство огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м) и ведущего к ней Шкиперского канала (400 × 12 м) началось в 1721 г. по указу Петра I. Гавань и канал расположились в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский залив) и были основными сооружениями Гребного порта, начавшего функционировать уже в 1723 г. после постройки Шкиперского канала.

Галерная гавань Гребного порта. Фрагмент плана Петербурга 1753 г.

Порт служил укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной стоянке.

Строительство бассейна Галерной гавани было завершено к концу 1720-х гг. — это, по всей видимости, был крупнейший искусственный бассейн Петербурга и России в XVIII веке. В 1728 г. были построены крытые эллинги для галер. Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад.

Завершено строительство гаванской «фортеции» было уже при Анне Иоанновне в 1736 г., а отдельные работы по достройке и расширению сооружений велись до 1740 г. наследником Трезини архитектором Иваном Коробовым.

При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.[2][3][4]

Наука и образование

Плавания Первой Камчатской экспедиции

Первая Камчатская экспедиция

Первая крупная российская морская научная экспедиция должна была подтвердить наличие открытого ранее Семёном Дежневым пролива между Азией и Америкой, а также исследовать северо-восточное побережье страны. Подготовка экспедиции под руководством Витуса Беринга и его заместителя Алексея Чирикова началась в декабре 1724 г. по указу Петра I.

В ходе экспедиции учёные на лошадях, лодках и собачьих упряжках добрались от Санкт-Петербурга до Тихого океана, где построили бот «Святой Гавриил», на котором прошли по морю в Чукотское море. Экспедиция была успешно завершена в 1729 г., в результате было подтверждено наличие Берингова пролива и нанесено на карту 3500 км морского побережья.

Бот «Святой Гавриил», на котором была открыта Аляска

Позднее, в 1732 г., было принято решение о проведении Великой Северной экспедиции, которая окончательно нанесла на карту всё побережье северо-восточной Азии. Но ещё прежде чем эта новая масштабная экспедиция началась, построенный Берингом для Первой Камчатской экспедиции бот «Святой Гавриил» под командованием геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Фёдорова стал первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки, и первым европейским судном, достигшим Аляски (21 августа 1732 года).

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Ораниенбаумский дворец и сад, 1717 г.

Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк

В результате Северной войны к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Александру Даниловичу Меншикову — сподвижнику Петра I и талантливому полководцу Северной войны, ставшему первым губернатором Санкт-Петербурга. На двух участках Меншиков создал дворцовые резиденции — городскую на Васильевском острове и загородную в Ораниенбауме.

Вместе с Нижним садом, Картинным домом, морским каналом и Нижними домами, дворец Меншикова в Ораниенбауме образует крупнейший архитектурный ансамбль в стиле «петровского барокко», сохранивший до наших дней своё композиционное единство и стилистическую целостность. Огромный Ораниенбаумский парк занимает значительную территорию на юг от главного здания дворца. [5]

Как и Меншиковский дворец на набережной Невы в Петербурге, дворец в Ораниенбауме строился сначала архитектором Джованни Мария Фонтана в 1711—1713 гг., а затем архитектором Готфридом Иоганном Шеделем. Отделка дворца продолжалась вплоть до опалы Меншикова и конфискации его имущества в 1727 году. При Императрице Елизавете Петровне использование Ораниенбаума в качестве резиденции возобновилось — здесь разместился «молодой двор» престолонаследника Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II Великой). В этот период был построен восточный служебный флигель дворца, симметричный западному, благодаря чему дворец в планировке стал представлять собой букву «П».

Величина дворца и дворцового парка, а также богатство внутренней отделки позволяют отнести этот проект к категории крупных. Только на проводимую в настоящее время реставрацию дворца расходы составили 3 млрд рублей (2013 год). [6]

Большой Ораниенбаумский дворец, 2012 г.

Гидротехническое строительство

Бассейн Галерной гавани

См. Галерная гавань Гребного порта.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Китайские ярмарочные ряды на Нижегородской ярмарке, XIX в.

Кяхтинская торговля с Китаем

Торговля России с Китаем началась после заключения Нерчинского договора в 1689 г. Первоначально торговые операции велись через русские приграничные города Нерчинск и Селенгинск, однако в силу имеющихся инфраструктурных ограничений и несовершенства таможенного законодательства торговля не имела желательного размаха. Первые шаги по улучшению ситуации предпринял ещё Петр I, разрешивший в 1714 г. частную торговлю (ранее действовала государственная монополия).

Решительные действия по организации масштабной русско-китайской торговли были предприняты в царствования Екатерины I и Петра II. В 1727—1728 гг. были заключены Буринский и Кяхтинский договоры об уточнении границ, причём последний договор разрешил беспошлинную торговлю между странами и юридически оформил существование Русской Духовной миссии в Пекине (возникшей там ещё в начале XVIII в., а после заключения договора превратившейся в церковное и политическое представительство России).

План Троицкой крепости и торговой слободы в Кяхте, 1720-е гг.

На российской стороне границы в 1727 году дипломатом С. Л. Владиславичем-Рагузинским в целях обеспечения торговли и таможни был основан город Троицкосавск, с китайской стороны границы был построен торговый город Маймачен. Рядом с Троицкосавской крепостью была построена торговая слобода Кяхта (оба поселения слились в 1934 г. в город Кяхта). На строительстве крепости и торговой слободы работало до 500 человек, в основном солдат.

В итоге уже через пару лет Кяхта стала центром стремительно растущей в объёмах международной торговли — к середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России не только с Китаем, но и с другими азиатскими странами, товары которых шли в Россию через Китай.

Росту торгового оборота также способствовало активное строительство самой длинной в мире дороги — Сибирского тракта, шедшего от Москвы до Иркутска, откуда шло ответвление на Кяхту. Строительство Сибирского тракта было начато в 1733 г. на основе Кяхтинского договора, и в целом дорога была построена к началу 1740-х гг. отчасти на основе существовавших ранее дорог. Сибирский тракт в позднейшей историографии получил название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём древности).

Из Китая в Россию везли шёлковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, чай, сахар-леденец, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. Особенно ценились чай и фарфор — как в России, так и в Европе (куда россияне реэкспортировали значительную часть китайских товаров). Впрочем, своё собственное производство фарфора в России заработало уже в 1744 г. (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге), а вот единственным источником чая ещё долгое время оставался Китай (производство чая в Российской Империи было организовано на Кавказе во второй половине XIX в.).

Россия поставляла в Китай скот, шкуры и выделанную кожу (так называемую «русскую кожу» или юфть), а самым ценным и желаемым в Китае русским товаром была пушнина.

Караванная русско-китайская торговля продолжала наращивать обороты вплоть до строительства Транссибирской железной дороги и КВЖД в конце XIX века, и не испытала снижения даже после строительства Суэцкого канала в 1869 г., существенно снизившего время и стоимость морского сообщения Европы с Китаем.[7][8][9]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.