Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 103: Строка 103:


=== Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре (первая очередь) ===
=== Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре (первая очередь) ===
Совмещенный мост длиной 1435 метров, строившийся с 1969 года вместо существовавшей ранее на [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1941-1946)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D0.BE.D0.BC.D1.81.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.A1.D0.BE.D0.B2.D0.B5.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.8C_.D0.94.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.B5.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.87.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B6..D0.B4.|железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань]] паромной переправы был введён в строй 26 сентября 1975 года для проезда поездов. Полностью достроен мост был и обеспечил проезд автотранспорта уже позднее в 1981 году.
Совмещенный мост длиной 1435 метров, строившийся с 1969 года вместо существовавшей ранее на [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1941-1946)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D0.BE.D0.BC.D1.81.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.A1.D0.BE.D0.B2.D0.B5.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.8C_.D0.94.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.B5.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.87.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B6..D0.B4.|железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань]] паромной переправы был введён в строй 26 сентября 1975 года для проезда поездов. Полностью достроен мост был и обеспечил проезд автотранспорта уже [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#.D0.9C.D0.BE.D1.81.D1.82_.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B7_.D0.90.D0.BC.D1.83.D1.80_.D0.B2_.D0.9A.D0.BE.D0.BC.D1.81.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B5-.D0.BD.D0.B0-.D0.90.D0.BC.D1.83.D1.80.D0.B5_.28.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B9.D0.BA.D0.B0.29|позднее в 1981 году]].


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия от 02:12, 3 февраля 2014

Л.И. Брежнев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 10 апреля 1971 года по 5 марта 1976 года.

Границы периода обусловлены окончанием XXIV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план IX пятилетки, и окончанием XXV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план X пятилетки, а также начавшимися примерно в то же время серьезными проблемами Л.И. Брежнева со здоровьем.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев», 1985 г.

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

Первый в серии советских авианесущих крейсеров, предназначенных для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. Заложен 21 июля 1970 года, спущен на воду 26 декабря 1972 года, веден в строй 28 декабря 1975 года.

После вывода из состава флота в 1993 г. продан Китаю, где на 2013 г. служит туристическим объектом.

Атомный ледокол «Арктика»

Атомный ледокол «Арктика»

Головной в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морсого пути. Первое в мире судно, достигшее Северного Полюса в надводном плавании. Второй в мира атомный ледокол после введенного в строй в 1959 г. ледокола «Ленин». Заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 года, введен в строй 25 апреля 1975 года. С 1982 по 1986 г. назывался «Леонид Брежнев».

Выведен из эксплуатации в 2008 г., в настоящее время находится в отстое. С учетом первого плавания к полюсу общественность предпринимает усилия для сохранения ледокола в качестве корабля-музея.

Ледоколы этого проекта строились и позднее.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БД «Мурена-М»

Подводный крейсер проекта 667БД «Мурена-М»

Основным отличием субмарин этого проекта от предыдущей серии подводных крейсеров проекта 667Б «Мурена» стало врезание в корпус дополнительного отсека, содержащего еще 4 ракеты, запускающиеся в отдельном залпе, что доводило их общее число до 16-ти. Кроме того, подводные лодки получили улучшенный ракетный комплекс Д-9Д с ракетой Р-29Д. Все четыре корабля проекта были построены на заводе «Севмаш» в Северодвинске и введены в строй в это время:

  • К-182 («60 лет Великого Октября») — Заложен 10 апреля 1973 года, спущен на воду 12 января 1975 года, введён в строй 30 сентября 1975 года. Почётное наименование «60 лет Великого Октября» получил в ноябре 1977 года.
  • К-92 — Заложен 9 июля 1973 года, спущен на воду 3 мая 1975 года, введён в строй 17 декабря 1975 года.
  • К-193 — Заложен 3 сентября 1973 года, спущен на воду 1 июля 1975 года, введён в строй 30 декабря 1975 года.
  • К-421 — Заложен 30 ноября 1973 года, спущен на воду 1 июля 1975 года, введён в строй 30 декабря 1975 года.

В дальнейшем началось строительство более совершенной модификации субмарин этого семейства - подводных крейсеров проекта 667БДР «Кальмар».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена»

Для дальнейшего увеличения боевой эффективности отечественных атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667АУ «Налим», столкнувшихся с серьёзным усилением противолодочной обороны вероятного противника, новая модификация этих субмарин была вооружена ракетным комплексом Д-9 с 12-ю значительно более крупными межконтинентальными баллистическими ракетами Р-29.

Подводный крейсер проекта 667Б «Мурена»
  • К-279 — Заложен 30 марта 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 20 декабря 1971 года, введён в строй 27 декабря 1972 года.
  • К-447 («Кисловодск») — Заложен 18 марта 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 31 декабря 1972 года, введён в строй 30 сентября 1973 года. В 1999 году получил название «Кисловодск».
  • К-450 — Заложен 30 июля 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 15 апреля 1973 года, введён в строй 29 декабря 1973 года.
  • К-385 — Заложен 20 октября 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 18 июня 1973 года, введён в строй 30 декабря 1973 года.
  • К-457 — Заложен 31 декабря 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 августа 1973 года, введён в строй 30 декабря 1973 года.
  • К-465 — Заложен 22 марта 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 2 декабря 1973 года, введён в строй 30 сентября 1974 года.
  • К-460 — Заложен 05 июня 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 7 февраля 1974 года, введён в строй 20 сентября 1974 года.
  • К-472 — Заложен 10 августа 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 26 апреля 1974 года, введён в строй 14 ноября 1974 года.
  • К-475 — Заложен 17 октября 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 июня 1974 года, введён в строй 23 декабря 1974 года.
  • К-171 — Заложен 24 января 1973 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 4 августа 1974 года, введён в строй 29 декабря 1974 года.
  • К-366 — Заложен 06 марта 1973 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 8 июня 1974 года, введён в строй 30 декабря 1974 года.
  • К-417 — Заложен 9 мая 1974 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 6 мая 1975 года, введён в строй 20 декабря 1975 года.
  • К-477 — Заложен 5 декабря 1974 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 13 июля 1975 года, введён в строй 30 декабря 1975 года.

Корабли этого типа строились в Комсомольске-на-Амуре и позднее, однако уже в этот период появилась более совершенные субмарины этого семейства — подводные крейсера проекта 667БД «Мурена-М».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667АУ «Налим»

Немного усовершенствованная версия более ранних подводных крейсеров проекта 667А «Навага» была вооружена более дальнобойным ракетным комплексом Д-5У с ракетами Р-27У и новым навигационным оборудованием. Все 5 кораблей проекта изначально закладывались по проекту 667А, но достраивались уже по новому проекту и были введены в строй в это время:

  • К-219 — Заложен 28 мая 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 8 октября 1971 года, введён в строй 16 декабря 1971 года.
  • К-446 — Заложен 7 ноября 1971 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 8 августа 1972 года, введён в строй 30 декабря 1972 года.
  • К-451 («60 лет ВЛКСМ») — Заложен 23 февраля 1972 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 29 апреля 1973 года, введён в строй 7 сентября 1973 года. В 1978 году получил почётное наименование «60 лет ВЛКСМ».
  • К-436 — Заложен 7 ноября 1972 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 25 июля 1973 года, введён в строй 5 декабря 1973 года.
Подводный крейсер неразличимых внешне проектов 667А или 667АУ, 1977
  • К-430 — Заложен 27 июля 1973 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 28 июля 1974 года, введён в строй 25 декабря 1974 года.

Дальнейшим развитием атомнных стратегических подводных крейсеров этого семейства стали подводные лодки проекта 667Б «Мурена».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667А «Навага»

Строительство подводных лодок проекта 667А «Навага», по которому ранее было построено 20 подводных крейсеров, в этот период было продолжено вводом в строй ещё девяти кораблей:

  • К-403 («Казань») — Заложен 18 августа 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 марта 1971 года, введён в строй 12 августа 1971 года. В 1980…1983 гг переоборудован в опытную ПЛ для испытаний гидроакустического комплекса по проекту 667АК «Аксон-1» и в 1987…1996 гг по проекту 09780 «Аксон-2». Получил название «Казань» 30 июля 1997 года.
  • К-389 — Заложен 26 июля 1970 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 27 июня 1971 года, введён в строй 12 августа 1971 года.
  • К-245 — Заложен 16 октября 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 августа 1971 года, введён в строй 25 ноября 1971 года. В 1976…1977 гг модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-252 — Заложен 25 декабря 1970 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 12 сентября 1971 года, введён в строй 31 декабря 1971 года. К октябрю 1975 года модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-214 — Заложен 19 февраля 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 1 сентября 1971 года, введён в строй 31 декабря 1971 года. В 1979…1980 гг модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-258 — Заложен 30 марта 1971 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 26 мая 1972 года, введён в строй 30 сентября 1972 года. В 1974…1975 гг модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-241 — Заложен 24 декабря 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 июня 1972 года, введён в строй 23 октября 1972 года. В 1979…1981 гг модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-444 — Заложен 8 апреля 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 1 августа 1972 года, введён в строй 23 декабря 1972 года. В 1981…1983 гг модернизирован по проекту 667АУ «Налим».

Еще пять подводных лодок этого типа были достроены по усовершенствованному проекту 667АУ «Налим».

Большая подводная лодка (атомная многоцелевая) К-64 проекта 705

Головная подводная лодка Ещё при спуске получила от вражеских радиостанций индивидуальное прозвище «Голубой кит». Корабль был заложен 2 июня 1968 года, спущен на воду 22 апреля 1969 года, введен в строй 31 декабря 1971 года.[1]

Большие подводные лодки (атомные многоцелевые) проекта 671РТ «Сёмга»

Большие подводные лодки (атомные многоцелевые) проекта 671 «Ёрш»

Большой противолодочный корабль «Керчь», 2012 г.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б

Серия противолодочных кораблей создавалась на базе проекта 1134-А с заменой котлотурбинной энергетической установки на газотурбинную, внедрением новых систем вооружения и стандартов проектированияя, а также увеличением размера корабля. В этот период были введены в строй 4 корабля этого проекта:

  • «Николаев» — заложен 25 июня 1968 года, спущен на воду 19 декабря 1969 года, введен в строй 31 декабря 1971 года.
  • «Очаков» — заложен 19 декабря 1969 года, спущен на воду 30 апреля 1971 года, введен в строй 4 ноября 1973 года.
  • «Керчь» — заложен 20 апреля 1971 года, спущен на воду 21 июля 1972 года, введен в строй 25 декабря 1974 года.
  • «Азов» — заложен 21 июля 1972 года, спущен на воду 14 сентября 1972 года, введен в строй 25 декабря 1975 года.

В дальнейшем бвыли построены еще 3 больших противолодочных корабля этого проекта.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А

В дополнение к двум, введенным в строй ранее, этот период было построено шесть больших противолодочныъх кораблей этой серии:

  • «Адмирал Нахимов» — заложен 15 января 1968 года, спущен на воду 15 апреля 1969 года, введен в строй 29 ноября 1971 года.
  • «Адмирал Макаров» — заложен 23 февраля 1969 года, спущен на воду 22 ноября 1970 года, введен в строй 25 октября 1972 года.
  • «Маршал Ворошилов» — заложен 20 марта 1970 года, спущен на воду 8 октября 1970 года, введен в строй 15 сентября 1973 года.
  • «Адмирал Октябрьский» — заложен 2 июня 1969 года, спущен на воду 21 мая 1971 года, введен в строй 28 декабря 1973 года.
  • «Адмирал Исаченков» — заложен 30 октября 1970 года, спущен на воду 28 марта 1972 года, введен в строй 5 ноября 1974 года.
  • «Маршал Тимошенко» — заложен 2 ноября 1972 года, спущен на воду 21 октября 1973 года, введен в строй 25 ноября 1975 года.

Еще два корабля этого проекта были введены в строй позднее.

Крупнейшие мосты

Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре (первая очередь)

Совмещенный мост длиной 1435 метров, строившийся с 1969 года вместо существовавшей ранее на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань паромной переправы был введён в строй 26 сентября 1975 года для проезда поездов. Полностью достроен мост был и обеспечил проезд автотранспорта уже позднее в 1981 году.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.