Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 740: Строка 740:
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<!--1910-е-->
<!--1910-е-->
Chlebnikow.jpg|'''[[rwp:Хлебников, Велимир|{{abbr|Велимир Хлебников|Виктор Владимирович Хлебников|0}}]]''' – поэт и прозаик; в своем творчестве занимался экспериментами в области словотворчества (''[[rws:Заклятие смехом (Хлебников)|«Заклятие смехом»]]'', ''[[rws:Кузнечик (Хлебников)|«Кузнечик»]]'' и др.), выдвинув концепцию поэтического языка ([[rwp:Заумь|зауми]]); один из основателей русского футуризма
 
David_Burliuk_Futurist_1910s.jpg|'''[[rwp:Бурлюк, Давид Давидович|Давид Бурлюк]]''' — один из основоположников [[rwp:Футуризм|футуризма]], в знаменитом манифесте ''«Пощечина общественному вкусу»'' призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности», брат художника и поэта [[rwp:Бурлюк, Владимир Давидович|Владимира Бурлюка]], поэта [[rwp:Бурлюк, Николай Давидович|Николая Бурлюка]] и художницы [[rwp:Бурлюк-Кузнецова, Людмила Давидовна|Людмилы Бурлюк]] <!--David_Burliuk_1914.jpg-->


Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' – поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]], художник, автор знаменитых поэтических плакатов ([[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]); автор сатирических комедий, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека (''[[rws:Клоп (Маяковский)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]'' и др.); в своем творчестве добровольно отрекся от своего лирического «я» во имя дела революции (''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]'')
Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' – поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]], художник, автор знаменитых поэтических плакатов ([[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]); автор сатирических комедий, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека (''[[rws:Клоп (Маяковский)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]'' и др.); в своем творчестве добровольно отрекся от своего лирического «я» во имя дела революции (''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]'')


David_Burliuk_Futurist_1910s.jpg|'''[[rwp:Бурлюк, Давид Давидович|Давид Бурлюк]]''' — один из основоположников [[rwp:Футуризм|футуризма]], в знаменитом манифесте ''«Пощечина общественному вкусу»'' призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности», брат художника и поэта [[rwp:Бурлюк, Владимир Давидович|Владимира Бурлюка]], поэта [[rwp:Бурлюк, Николай Давидович|Николая Бурлюка]] и художницы [[rwp:Бурлюк-Кузнецова, Людмила Давидовна|Людмилы Бурлюк]] <!--David_Burliuk_1914.jpg-->
Chlebnikow.jpg|'''[[rwp:Хлебников, Велимир|{{abbr|Велимир Хлебников|Виктор Владимирович Хлебников|0}}]]''' – поэт и прозаик; в своем творчестве занимался экспериментами в области словотворчества (''[[rws:Заклятие смехом (Хлебников)|«Заклятие смехом»]]'', ''[[rws:Кузнечик (Хлебников)|«Кузнечик»]]'' и др.), выдвинув концепцию поэтического языка ([[rwp:Заумь|зауми]]); один из основателей русского футуризма
 
<!--''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]''--><!--(''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[ «»]'')-->


<!--1911-->
<!--1911-->
Строка 779: Строка 782:


<!--1915-->
<!--1915-->
Трубецкой, Евгений Николаевич.jpg|'''[[rwp:Трубецкой, Евгений Николаевич|Евгений Трубецкой]]''' — философ и правовед, один из главных теоретиков [[rwp:Всеединство|всеединства]], автор знаменитых [http://www.vtoraya-literatura.com/pdf/trubetskoy_umozrenie_v_kraskakh_1965_text.pdf очерков о русской иконе], возродивших утраченное в Новое Время философское осмысление иконописи


Vasily Rosanov by Ivan Parkhomenko 1909.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ, литературный критик и публицист; в основе творчества Розанова была тема пола как некой величины влияющей на развитие истории и общества (''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1899_sumerki_prosveshenia.shtml «Сумерки просвещения»]'', ''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1901_v_mire_neyasnogo.shtml «В мире неясного и нерешённого»]'' и др.); ввел в свои книги диалогическое начало в форме размещенных в них писем и статей как сторонников, так и противников, окружая их своими комментариями
Vasily Rosanov by Ivan Parkhomenko 1909.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ, литературный критик и публицист; в основе творчества Розанова была тема пола как некой величины влияющей на развитие истории и общества (''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1899_sumerki_prosveshenia.shtml «Сумерки просвещения»]'', ''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1901_v_mire_neyasnogo.shtml «В мире неясного и нерешённого»]'' и др.); ввел в свои книги диалогическое начало в форме размещенных в них писем и статей как сторонников, так и противников, окружая их своими комментариями


Трубецкой, Евгений Николаевич.jpg|'''[[rwp:Трубецкой, Евгений Николаевич|Евгений Трубецкой]]''' — философ и правовед, один из главных теоретиков [[rwp:Всеединство|всеединства]], автор знаменитых [http://www.vtoraya-literatura.com/pdf/trubetskoy_umozrenie_v_kraskakh_1965_text.pdf очерков о русской иконе], возродивших утраченное в Новое Время философское осмысление иконописи


Averchenko.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''
Аверченко, Аркадий Тимофеевич.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''<!--Averchenko.jpg-->


<!--1918-->
<!--1918-->
Строка 791: Строка 795:
Sergey Esenin.jpg|'''[[rwp:Есенин, Сергей Александрович|Сергей Есенин]]''' – поэт; один из представителей новокрестьянской поэзии и лирики, а позже [[rwp:Имажинизм|имажинизма]] в России; поэзия Есенина показала его певца крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души (сборники ''[[rwp:Радуница (сборник)|«Радуница»]]'', ''[http://esenin.velchel.ru/index.php?cnt=5&rhime=st_179 «Сельский часослов»]'' и др.,''[http://www.culture.ru/poems/43615/da-teper-resheno-bez-vozvrata «Да! Теперь решено. Без возврата»]'')<!--Yesenin._A._Mironov.jpg-->
Sergey Esenin.jpg|'''[[rwp:Есенин, Сергей Александрович|Сергей Есенин]]''' – поэт; один из представителей новокрестьянской поэзии и лирики, а позже [[rwp:Имажинизм|имажинизма]] в России; поэзия Есенина показала его певца крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души (сборники ''[[rwp:Радуница (сборник)|«Радуница»]]'', ''[http://esenin.velchel.ru/index.php?cnt=5&rhime=st_179 «Сельский часослов»]'' и др.,''[http://www.culture.ru/poems/43615/da-teper-resheno-bez-vozvrata «Да! Теперь решено. Без возврата»]'')<!--Yesenin._A._Mironov.jpg-->


Арсеньев в костюме охотника-ороча.jpg|'''[[rwp:Арсеньев, Владимир Клавдиевич|Владимир Арсеньев]]''' — путешественник, исследователь внутренних областей Приморья, этнограф и писатель, автор автобиографических приключенческих книг ''[[rwp:По Уссурийскому краю|«По Уссурийскому краю»]]'' и ''[[rwp:Дерсу Узала (повесть)|«Дерсу Узала»]]'' (известнейшие произведения о Дальнем Востоке России)<!--Фотография Арсеньева В К до 1917 года.jpg-->
Sasha_Cherny_1900s.jpg|'''[[rwp:Саша Чёрный|Саша Чёрный]]''' — поэт, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов, детский писатель, автор рассказов, автор поэмы ''«Кому в эмиграции жить хорошо»''
</gallery>
</gallery>



Версия от 21:33, 6 января 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, эпоха революций, символизм, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Эпоха символизма (1890-е — 1910-е)

Религиозно-философский ренессанс, массовые энциклопедические издания, поэзия и проза символизма.

Эпоха авангардизма (1910-е — 1920-е)

Авангардная поэзия (футуризм, акмеизм, имажинизм), расцвет журнальной сатиры, революция 1917 года.

Россия XX—XXI веков

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.