Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 80: | Строка 80: | ||
=== Инфраструктура Волжского водного пути === | === Инфраструктура Волжского водного пути === | ||
До этого времени, несмотря на присоединение к России Казани и Астрахани ещё несколькими десятилетиями ранее, у страны не доходили руки обеспечить безопасность плавания по нижней Волге, превратившейся в важнейшую транспортную артерию страны. Фактически на этом участке реки хозяйничали казачьи разбойничьи шайки, частенько грабившие купцов, а чаще собиравшие со всех проходящих судов деньги за «охрану» от других шаек. В это время путём строительства цепи крепостей вдоль всей реки волжскому пиратству был нанесён | До этого времени, несмотря на присоединение к России Казани и Астрахани ещё несколькими десятилетиями ранее, у страны не доходили руки обеспечить безопасность плавания по нижней Волге, превратившейся в важнейшую транспортную артерию страны. Фактически на этом участке реки хозяйничали казачьи разбойничьи шайки, частенько грабившие купцов, а чаще собиравшие со всех проходящих судов деньги за «охрану» от других шаек. В это время путём строительства цепи крепостей вдоль всей реки волжскому пиратству был нанесён серьёзный удар и позднее оно, хотя и сохранялось, но серьёзной угрозы, кроме как во время различных восстаний, не представляло. В частности, в это время были построены следующие города-крепости: | ||
* Самара (1586); | * Самара (1586); | ||
* Саратов (1590); | * Саратов (1590); | ||
* Царицын (1589). | * Царицын (1589). | ||
Следующий шаг в обустройстве нижней Волги был сделан столетие спустя, когда на реке была построена гораздо более плотная цепь крепостей. | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия от 00:55, 23 июня 2014
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 19 (29) марта 1584 года по 7 (17) января 1598 года.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1772-1783, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы нации
Стены Соловецкого монастыря
В 1584—1594 гг территория расположенного на Соловецких островах в Белом море монастыря была обнесена мощной стеной из дикого камня с восемью башнями. Впоследствии представлявший собой важную приграничную крепость монастырь неоднократно подвергался нападениям иностранных кораблей с моря (трижды от шведов и в Крымскую войну от англичан), но так и не были ими взят.
Царёв город
Белгородская или Белогородская стена, в то время неофициально называвшаяся Белый город, а официально, по свидетельству соловецкой летописи, - Царёв город. Эпической стоимости проект был призван защитить изрядно разросшуюся Москву. В 1585—1891 гг вдоль современного Бульварного кольца и берега Москвы-реки была построена грандиозная кирпичная стена на белокаменном фундаменте с валами и рвом длиной около 10 километров. Архитектурно стена напоминала Московский кремль и построенную позднее Смоленскую крепость и была выкрашена в белый цвет.
Стена была постепенно снесена в XVIII веке, при этом её высококачественный кирпич использовался при строительстве новых зданий и сооружений, включая крупнейшее здание Москвы той эпохи - Воспитательный дом.
Деревянный город
Очередная московская стена, ныне более известная как стена Земляного города в то время официально называлась по защищаемому ей району Деревянный город, а неофициально — тоже по неофициальному названию этого же района — Скородом.
Стена имела 34(!) башни и была построена в 1592—1593 гг.
Позднее сожженная вместе со всем городским районом в Смутное время стена была реконструирована и удлиннена.
Морские порты
Новые Холмогоры (Архангельск)
Город с дерево-земляными стенами построен вокруг Архангельского монастыря по указу Ивана Грозного 1583 года за один строительный сезон 1584 года. Ранее существовавшие фактории англичан и голландцев были перенесены под стену города.
Город и порт был впервые назван Архангельском в 1596 году, официально переименован в 1613 году.
Фортификационные сооружения
Окольный город Новгорода — коренная реконструкция
В этот период была проведена коренная реконструкция внешних линий укреплений Новгорода. Новые стены частично проходили по местам существовавших ранее, но разобранных по обветшалости укреплений отдельных районов города, однако заметная их часть была построена там, где укреплений до этого никогда не было. Всего в этот период были полностью перестроены и частично построены на новом месте из дерева и земли два участка новгородских стен: Земляной город в 1582—1584 гг и собственно Окольный город — самая внешняя линия стен города, проходившая на обоих берегах Волхова, которая была построена в 1584—1592 гг. В рамках проекта также были построены в 1582—1584 гг две каменные башни на противоположных берегах Волхова — Петровская и сохранившаяся доныне вместе со значительной частью валов Окольного города Алексеевская.
Проект в настоящее время, как и ранее, подвергается либеральной общественностью «антимосковскому» троллингу. В частности, с разговорами о том, что эпичные укрепления древних новгородцев плохая московская власть заменила деревянной дешёвкой, также утверждается, что Алексеевская башня, типичной для времён Ивана Грозного конструкции, была построена аж на двести лет раньше[1]. На самом деле круговых укреплений внешних посадов до этого момента в Новгороде не существовало, хотя отдельные районы и построили свои стены, но то, что даже их каменные башни благополучно развалились к описываемому моменту прямо говорит об их качестве. Все ныне сохранившиеся укрепления фактически построены или коренным образом перестроены уже при московских властях.
Белгородская крепость
Передовой опорный пункт на границе Дикого Поля — будущий Белгород — был построен осенью 1596 года. Город был изначально сделан в виде деревянной, но достаточно мощной крепости существенно превосходящей по стойкости и стоимости обычные остроги. В городе, помимо стены острога, имелся даже свой кремль, при строительстве которого использовались двойные засыпанные землёй стены. Также в меловой скале, на которой изначально был построен город, был прорублен тоннель — тайник для снабжения города водой.
Позднее в 1612 году крепость была взята и сожжена польско-литовскими войсками, после чего её восстановили уже на новом месте на противоположном берегу реки.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Государственная инфраструктура в бассейне реки Обь
В этот период после окончания тяжелейшей Ливонской войны государство, наконец, смогло уделить время присоединившейся к нему незадолго до этого Западной Сибири. В течение короткого периода времени практически по всему бассейну реки Обь, за исключением занятых воинственными кочевниками из южно-сибирских степей, были построены укреплённые поселения — остроги, ставшие первыми в этой местности городами с начала времён. Они, как правило, строились с одобрения, а часто и по просьбам местного населения, поскольку фиксированный налог и защита от внешних нападений были куда удобнее, чем набеги кочевых племён, наводивших ранее свои порядки в этих землях в стиле худших лет ордынского ига. Остроги выполняли многочисленные функции: были узлами обороны, местами расположения местной власти, почтовыми станциями, местами сбора налогов и т. д. В частности, в это время были построены:
- Тюмень (1586);
- Тобольск (1587);
- Берёзово (1593);
- Обдорск (1593) (ныне Салехард);
- Тара (1594);
- Сургут (1594);
- Нарым (1595) (ныне село Томской области);
- Кетский острог (1596) (ныне село Кетское Томской области).
Развитие инфраструктуры Западной Сибири продолжалось и позднее.
Инфраструктура Волжского водного пути
До этого времени, несмотря на присоединение к России Казани и Астрахани ещё несколькими десятилетиями ранее, у страны не доходили руки обеспечить безопасность плавания по нижней Волге, превратившейся в важнейшую транспортную артерию страны. Фактически на этом участке реки хозяйничали казачьи разбойничьи шайки, частенько грабившие купцов, а чаще собиравшие со всех проходящих судов деньги за «охрану» от других шаек. В это время путём строительства цепи крепостей вдоль всей реки волжскому пиратству был нанесён серьёзный удар и позднее оно, хотя и сохранялось, но серьёзной угрозы, кроме как во время различных восстаний, не представляло. В частности, в это время были построены следующие города-крепости:
- Самара (1586);
- Саратов (1590);
- Царицын (1589).
Следующий шаг в обустройстве нижней Волги был сделан столетие спустя, когда на реке была построена гораздо более плотная цепь крепостей.
Примечания
- ↑ Острог первого этапа развития поселения виден в центре города.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|