Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 275: | Строка 275: | ||
== Линии метрополитена == | == Линии метрополитена == | ||
[[Файл:Uralmash_metro_station_(Yekaterinburg).jpg|thumb|150px|left|Станция Уралмаш Екатеринбургского метро]] | |||
=== Сведловский метрополитен === | === Сведловский метрополитен === | ||
Строка 281: | Строка 283: | ||
Екатерибургский (Свердловский) метрополитен продолжал развиваться и позднее. | Екатерибургский (Свердловский) метрополитен продолжал развиваться и позднее. | ||
[[Файл:Pobeda (Победа) (6941631174).jpg|thumb|150px| | [[Файл:Pobeda (Победа) (6941631174).jpg|thumb|150px|right|Станция «Победа» Куйбышевского метро]] | ||
=== Куйбышеский метрополитен === | === Куйбышеский метрополитен === | ||
Строка 288: | Строка 290: | ||
Первая линия Самарского метрополитена позднее [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D1.83.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D1.83.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA_.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B0|была продлена]]. | Первая линия Самарского метрополитена позднее [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D1.83.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D1.83.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA_.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B0|была продлена]]. | ||
[[Файл:Kryvyi Rih - Prospekt Metalurhiv.jpg|thumb|150px| | [[Файл:Kryvyi Rih - Prospekt Metalurhiv.jpg|thumb|150px|left|Станция Проспект Металлургов Криворожского метротрама]] | ||
=== Криворожский скоростной трамвай === | === Криворожский скоростной трамвай === |
Версия от 23:09, 22 июля 2014
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введенные в строй с 11 марта 1985 года по 25 декабря 1991 года.
Границы периода обусловлены приходом к власти и сложением полномочий Президента СССР.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Космонавтика и ракетная техника
Программа «Энергия-Буран»
Крупнейшая ракетно-космическая программа тех лет предусматривала выполнение целого ряда крупных проектов так или иначе связанных с созданием ракетно-космической системы «Энергия-Буран»:
- Ракета-носитель «Энергия».
- Многоразовый космический корабль «Буран».
- Стартовый и технический комплекс ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля «Буран» на Байконуре.
- Ракета-носитель «Зенит-2» — фактически боковой блок «Энергии».
- Стартовый и технический комплекс ракеты «Зенит-2» на Байконуре.
- Реконструкция системы аэродромов под посадку корабля «Буран».
- Транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия».
Ракета-носитель «Энергия»
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса, создавалась с 1976 года в рамках программы «Энергия-Буран». Ракета, впервые в СССР использовавшая жидкий водород в качестве горючего второй ступени, могла вывести на низкую околоземную орбиту полезный груз массой около 100 тонн, что примерно впятеро превосходит возможности ракеты-носителя «Протон». В отличие от ракетной части американского «Спейс Шаттла» ракета имела собственные двигатели второй ступени, что позволяло использовать её как в составе частично многоразовой системы «Энергия-Буран», так и как отдельный носитель для сверхтяжелых спутниковых платформ, а также организации освоения Луны и Марса. Первый запуск ракеты состоялся 15 мая 1987 года. Несколько позже ракета была запущена в составе системы «Энергия-Буран».
В дальнейшем использование ракеты было прекращено из-за того, что её грандиозная грузоподъемность могла понадобиться только для амбициозных космических проектов, которых страна, слишком дорого заплатившая за демократию, потянуть уже никак не могла.
Многоразовый транспортный космический корабль «Буран»
Крылатый многоразовый космический корабль, внешне напоминавший американский «Спейс Шаттл» создавался в рамках программы «Энергия-Буран» как противовес последнему с целью лишить США соблазна, используя монополию в возможности доставлять что-либо с орбиты, развернуть милитаризацию космоса, найдя какую-нибудь лазейку в Договоре о Космосе. Корабль совершил один-единственный полет без экипажа на борту в составе ракетно-космической системы «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года. Отличался от Шаттла прежде всего, отсутствием двигателей второй ступени, которые размещались на самой ракете «Энергия», а также расширенными возможностями маневрирования, возможностью полностью автоматического полета и наличием систем спасения экипажа.
В дальнейшем не использовался даже не столько из-за наступившей в стране смуты, сколько из-за того, что основную свою задачу по сдерживанию всевозможных концепций типа рейгановских «звёздных войн» он благополучно выполнил в первом же полёте. В дальшейшем же от изначально порочной на данном этапе развития техники концепции, по сути, сверхдорогого многоразового обтекателя отказались и США.
Ракета-носитель «Зенит-2»
Ракета, двойка в названии которой обозначет не второй вариант, а двухступенчатую модификацию, разрабатывалась в КБ «Южное», Днепропетровск, фактически как часть программы «Энергия-Буран», поскольку ееё первая ступень была высоко унифицирована с боковыми блоками ракеты-носителя «Энергия». Первый полностью успешный пуск ракеты состоялся 22 октября 1985 года.
Система противоракетной обороны А-135
Построенная примерно в 1980…1989 гг система противоракетной обороны, предназначенная согласно международным договорам для «отражения ограниченного ядерного удара по российской столице и центральному промышленному району»[1] и включающая уникальную радиолокационную станцию «Дон-2Н», пришла на смену системе А-35М.
Радиолокационная станция «Дон-2Н»
Расположенная в Подмосковье радиолокационная станция кругового обзора системы противоракетной обороны А-135, построенная в виде грандиозных размеров усечённой пирамиды обладала уникальными характеристиками и, по всей видимости, грандиозной стоимостью.[2]
Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 УТТХ «Мо́лодец»
Ракета РТ-23 создавалась с 1969 года и, в конце концов, была принята на вооружение в 1989 году в виде усовершенствованной версии РТ-23УТТХ «Мо́лодец». Ракета отличалась универсальностью: её предполагалось использовать в шахтных, а также грунтовых и железнодорожных стартовых комплексах. В итоге ракета получила стартовые комплексы в шахтном и, впервые в мире, в подвижном железнодорожном варианте.[3]
Боевой железнодорожный ракетный комплекс с ракетой РТ-23 УТТХ «Мо́лодец»
Единственный в своём роде в мировой истории плоть до 2014 года мобильный ракетный комплекс межконтинентальной дальности железнодорожного базирования. Уникальность проекта потребовала разработки большого количества новой техники и проведения грандиозного объёма различных испытаний. Комплекс, вооружённый ракетами РТ-23УТТХ, разрабатывался с 1969 года. Первый ракетный полк, вооружённый этим комплексом, заступил на боевое дежурство в 1987 году.[4]
Комплекс находился на вооружении советской и российской армии примерно до 2005 года.[5]
Авиация
Транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия»
Самый тяжелый и грузоподъемный самолет из когда-либо поднимавшихся в воздух. Построен в единственном экземпляре, второй достроен не был. Создавался в рамках программы «Энергия-Буран» с целью перевозки ее компонентов, однако фактически эту работы выполнили с помошью транспортной модификации стратегического бомбардировщика 3М — самолета ВМ-Т «Атлант». «Мрия» же слетала с «Бураном» на авиасалон Ле Бурже в 1989 году.
Самолет остался на месте производства на Украине и на 2014 год используется для перевозки особо тяжеловесных и негабаритных грузов по всему миру. См. большой фоторепортаж про Ан-225.
Крупнейшие корабли и суда
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Фактически первый полноценный авианосец отечественного военно-морского флота, отличающийся от «классических» авианосцев наличием на борту мощных противокорабельных ракет. Несмотря на то, что формально относится к тому же проекту, что и предыдущая серия кораблей типа «Киев», фактически представляет собой корабль совершенно другого технического уровня и концепции применения. В процессе постройки и испытаний носил также другие названия («Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси»), окончательное имя приобрел в 1990 г. Заложен 1 сентября 1982 г. в Николаеве (ныне Украина), спущен на воду 4 декабря 1985 года, введен в строй 20 января 1991 года.
Тяжелый авианесущий крейсер «Баку» («Адмирал флота Советского Союза Горшков»)
Последний — четвертый — корабль, замыкавший серию из ранее построенных трёх советских авианесущих крейсеров типа «Киев», предназначенных для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. 4 октября 1990 г. переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Заложен 26 декабря 1978 года, спущен на воду 31 марта 1982 года, вошел в строй 20 декабря 1987 года.
В 2004 г. корабль был исключен из списков флота и продан Индии с условием переделки в авианосец силами российской корпорации Севмаш. Получившийся авианосец «Викрамадитья» передан индийскому флоту в 2013 г.
Большой разведывательный корабль «Урал»
Единственный корабль, построенный по проекту 1941 «Титан», стал, возможно, самым большим в истории разведывательным кораблём. Корабль, оснащённый ядерной силовой установкой, строился на Балтийском завод имени С. Орджоникидзе (ранее и ныне - Балтийском заводе) в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). Спущен на воду в мае 1983 года, введён в строй 7 января 1989 года.
Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»
Крупное транспортно-ледокольное судно, предназначенное для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы.
Заложен 2 ноября 1984 года на Керченском судостроительном заводе, спущен на воду 20 февраля 1986 года, введен в строй в 1988 году. В 2012 г. был выведен из составва флота, однако в 2013 г. было принято решение восстановить его к 2016 г., что, вероятно, связано с бурным развитием судоходства по Севморпути в 2010-х и перспективами развития порта Сабетта.
Тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»
В этот период в дополнение к трём принятым в эксплуатацию ранее кораблям проекта 941 на заводе «Севмаш» в Северодвинске были построены последние три корабля серии:
- ТК-13 — Заложен 23 февраля 1982 года, спущен на воду 30 апреля 1985 года, введен в строй 26 декабря 1985 года.[6]
- ТК-17 («Архангельск») — Заложен 9 августа 1983 года, спущен на воду 12 декабря 1986 года, введен в строй 15 декабря 1987 года. Имя собственное получил 18 ноября 2002 года.[7]
- ТК-20 («Северсталь») — Заложен 27 августа 1985 года, спущен на воду 11 апреля 1989 года, введен в строй 19 декабря 1989 года. Имя собственное получил 20 июня 2000 года.[8]
Еще один подводный крейсер этого проекта (ТК-210) был в 1990 г. разобран на стапеле до официальной закладки.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» («Адмирал Нахимов»)
Один из крупнейших надводных неавианесущих боевых кораблей второй половины XX века (ещё два крейсера этого проекта были введены в строй ранее). Заложен 26 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981 года, введен в строй 31 октября 1984 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Лазарев».
Еще один крейсер этого типа был достроен позднее.
Атомные ледоколы типа «Арктика»
В это время были построены третий и четвёртый (после ледоколов «Арктика» и «Сибирь») в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морского пути:
- «Россия» — заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, введен в строй 21 декабря 1985 года.
- «Советский Союз» — строился на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 31 октября 1986 года, введен в строй в 1989 году.
Ледоколы этого проекта строились и позднее.
Атомные ледоколы типа «Таймыр»
В это время на финской верфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки с использованием советского оборудования и металла были построены для СССР два атомных ледокола, специально предназначенные для эксплуатации в мелководных районах в устьях крупных рек Северного морского пути и, прежде всего, на линии между Дудинкой и Диксоном в устье Енисея. Ледоколы были названы в честь построенных в 1910-х гг ледокольных гидрографических судов, исследовавших Севморпуть:
- «Таймыр» — в 1988 г. отбуксирован на Балтийский завод в Ленинграде для монтажа ядерной энергетической установки и дооборудования, спущен на воду 30 июня 1989 года, введен в строй в 1989 году.
- «Вайгач» — в 1988 г. отбуксирован на Балтийский завод в Ленинграде для монтажа ядерной энергетической установки и дооборудования, спущен на воду в 1989 году, введен в строй 25 июля 1990 года.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»
За исключением головного корабля, построенного ранее, все шесть серийных атомных подводных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин» были построены в это время на заводе «Севмаш» в Северодвинск[9]:
- К-84 (с 9 февраля 1999 года «Екатеринбург») — Заложен 17 февраля 1982 года, спущен на воду 17 марта 1985 года, введен в строй 30 декабря 1985 года.
- К-64 (позднее БС-64, с 2008 года «Подмосковье») — Заложен 18 декабря 1982 года, спущен на воду 2 февраля 1986 года, введен в строй 23 декабря 1986 года. С 1999 года на модернизации в корабль специального назначения.
- К-114 (с 21 августа 19997 года «Тула») — Заложен 22 февраля 1984 года, спущен на воду 22 января 1987 года, введен в строй 30 октября 1987 года.
- К-117 (с 27 января 1998 года «Брянск») — Заложен 20 апреля 1985 года, спущен на воду 8 февраля 1988 года, введен в строй 30 сентября 1988 года.
- К-18 (с 18 сентября 1996 года «Карелия») — Заложен 7 февраля 1986 года, спущен на воду 2 февраля 1989 года, введен в строй 10 октября 1989 года.
- К-407 (с 19 июля 1999 года «Новомосковск») — Заложен 2 февраля 1987 года, спущен на воду 28 февраля 1990 года, введен в строй 27 ноября 1990 года.
В связи с известными событиями дальнейшее развитие морских стратегических ядерных сил последовало только спустя 23 года при Путине, когда начали вступать в строй подводные крейсера проекта 955 «Борей».
Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»
Вслед за введённым в строй ранее головным кораблём, в этот период были построены ещё два крейсера этого проекта:
- «Маршал Устинов» (до 5 ноября 1986 года «Адмирал Флота Лобов») — заложен 5 октября 1978 г., спущен на воду 25 февраля 1982 г., введен в строй 15 сентября 1986 г.
- «Червона Украина» (с 1996 г. «Варяг») — заложен в 1979 г., спущен на воду в 1983 г., введен в строй 16 октября 1989 г.
На 2013 г. в Николаеве (Украина) находится еще один недостроенный корабль этой серии — «Адмирал Флота Лобов», которого украинские власти, получив в 1993 г. переименовали в «Украину», однако в 2010 г., видя, что заброшенный проект — долгострой начинает вызывать некие ассоциации, отменили своё решение. Время от времени появляется информация о возможности продажи крейсера России[10], но чем больше проходит времени, тем менее вероятным становится такое развитие событий.
Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-534 («Зубатка», «Нижний Новгород») проекта 945А «Кондор»
Головная подводная лодка проекта 945А «Кондор», являвшегося улучшенной версией строившихся ранее многоцелевых атомных подводных лодок с титановым корпусом проекта 945 «Барракуда». Корабль был заложен 15 февраля 1986 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущена на воду 8 июля 1989 года, введён в строй 26 декабря 1990 года. С 3 июня 1992 года переименован в Б-534, с 6 апреля 1993 года получил наименование «Зубатка», а с 25 марта 1995 года — «Нижний Новгород».
Позднее была построена ещё одна атомная подводная лодка этого проекта.
Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-276 («Краб», «Кострома») проекта 945 «Барракуда»
Вторая и последняя в первой серии атомных подводных лодок третьего поколения, головная субмарина которой — К-239 — была введена в строй ранее. Корабль был заложен 21 апреля 1984 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущена на воду 26 июля 1986 года, введён в строй 27 октября 1987 года. С 3 июня 1992 года переименован в Б-276, с 6 апреля 1993 года получил наименование «Карп», а с 15 ноября 1996 года — «Кострома».
Дальнейшим развитием этого проекта стали атомные подводные лодки улучшенного проекта 945А «Кондор».
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей»
Атомные подводные лодки, вооружённые большим количеством мощных противокорабельных ракет и небезосновательно прозванные прессой «убийцами авианосцев», строились начиная с этого времени по улучшенному проекту введённых в строй ранее атомных подводных крейсеров проекта 949 «Гранит». Всего в этот период на заводе «Севмаш» в Северодвинске были построены шесть кораблей этого проекта:
- К-148 (с 6 апреля 1993 года «Краснодар») — заложен 22 июля 1982 года, спущен на воду 3 марта 1985 года, введён в строй 30 сентября 1986 года.
- К-173 (с 13 апреля 1993 года «Красноярск») — заложен 4 августа 1983 года, спущен на воду 27 марта 1986 года, введён в строй 31 декабря 1986 года.
- К-132 (с 13 апреля 1993 года «Иркутск») — заложен 8 мая 1985 года, спущен на воду 29 декабря 1987 года, введён в строй 30 декабря 1988 года.
- К-119 (с 6 апреля 1993 года «Воронеж») — заложен 25 февраля 1986 года, спущен на воду 16 декабря 1988 года, введён в строй 29 декабря 1989 года.
- К-410 (с 6 апреля 1993 года «Смоленск») — заложен 9 декабря 1986 года, спущен на воду 20 января 1990 года, введён в строй 22 декабря 1990 года.
- К-442 (с 13 апреля 1993 года «Челябинск») — заложен 21 мая 1987 года, спущен на воду 18 июня 1990 года, введён в строй 28 декабря 1990 года.
Строительство подводных лодок этого проекта продолжалось и позднее.
Атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»
В этот период в дополнение к головной атомной подводной лодке проекта К-284, введённой в строй ранее, были построены ещё шесть аналогичных кораблей:
- К-263 (с 13 апреля 1993 года «Дельфин», с 9 февраля 2002 года «Барнаул») — заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 9 мая 1985 года, спущен на воду 28 мая 1986 года, введён в строй 30 декабря 1987 года.
- К-480 (с 1991 года «Барс», с 1997 года «Ак Барс») — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 22 февраля 1985 года, спущен на воду 16 апреля 1988 года, введён в строй 29 декабря 1988 года.
- К-322 (с 13 апреля 1993 года «Кашалот») — заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 5 сентября 1986 года, спущен на воду 18 июля 1987 года, введён в строй 30 декабря 1988 года.
- К-391 (с 13 апреля 1993 года «Кит», с 1 сентября 1997 года «Братск») — заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 23 февраля 1988 года, спущен на воду 14 апреля 1989 года, введён в строй 29 декабря 1989 года.
- К-317 (с 10 октября 1990 года «Пантера») — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 6 ноября 1986 года, спущен на воду 21 мая 1990 года, введён в строй 27 декабря 1990 года.
- К-331 (с 13 апреля 1993 года «Нарвал», с 24 января 2001 года «Магадан») — заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 28 декабря 1989 года, спущен на воду 23 июня 1990 года, введён в строй 31 декабря 1990 года.
Ещё восемь подводных лодок этого типа были построены позднее.
Атомные многоцелевые подводные лодки проекта 671РТМК «Щука»
Начиная с 1985 года строившиеся ранее атомные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука» стали достраивать, а затем и закладывать по улучшенному проекту 671РТМК, предусматривавшему вооружение не только торпедами, но и запускавшимися через торпедные аппараты крылатыми ракетами.
- К-244 — Заложен 25 декабря 1984 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде по проекту 671РТМ, спущен на воду 09 июля 1985 года, введён в строй 25 декабря 1985 года. Достроен по проекту 671РТМ.
- К-292 («Пермь») — Заложен 15 апреля 1986 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде по проекту 671РТМ, спущен на воду 29 апреля 1987 года, введён в строй 27 ноября 1987 года. Достроен по проекту 671РТМК. С июля 2002 года — «Пермь».
- К-388 («Петрозаводск») — Заложен 08 мая 1987 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 03 июня 1988 года, введён в строй 30 ноября 1988 года. С 2005 года — «Петрозаводск»
- К-138 («Обнинск») — Заложен 07 декабря 1988 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 05 августа 1989 года, введён в строй 10 мая 1990 года. С 5 мая 2000 года — «Обнинск».
- К-414 («Даниил Московский») — Заложен 01 декабря 1988 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 31 августа 1990 года, введён в строй 30 декабря 1990 года. С 18 сентября 1996 года — «Даниил Московский».
Еще один подводный крейсер этого типа был введён в строй позднее.
Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч»
Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» являлись кораблями, обладавшими мощным ракетно-артиллерийским вооружением, предназначенным для поддержки десанта и совместной службы с большими противолодочными кораблями проекта 1155. В этот период в дополнение к четырём построенным ранее в это время было введено в строй ещё десять кораблей этого проекта, построенных на заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде:
- «Безупречный» — заложен 29 января 1981 года, спущен на воду 25 июля 1983 года, введен в строй 6 ноября 1985 года.
- «Боевой» — заложен 26 марта 1982 года, спущен на воду 4 августа 1984 года, введен в строй 28 сентября 1986 года.
- «Стойкий» — заложен 28 сентября 1982 года, спущен на воду 27 июля 1985 года, введен в строй 31 декабря 1986 года.
- «Окрыленный» — заложен 16 апреля 1983 года, спущен на воду 31 мая 1986 года, введен в строй 30 декабря 1987 года.
- «Бурный» — заложен 4 ноября 1983 года, спущен на воду 30 декабря 1986 года, введен в строй 30 сентября 1988 года.
- «Гремящий» (до 14 сентября 1988 года «Ведущий») — заложен 23 ноября 1984 года, спущен на воду 30 мая 1987 года, введен в строй 30 декабря 1988 года.
- «Быстрый» — заложен 29 октября 1985 года, спущен на воду 28 ноября 1987 года, введен в строй 30 сентября 1989 года.
- «Расторопный» — заложен 15 августа 1986 года, спущен на воду 4 июня 1988 года, введен в строй 30 декабря 1989 года.
- «Безбоязненный» — заложен 8 января 1987 года, спущен на воду 18 февраля 1989 года, введен в строй 28 декабря 1990 года.
- «Безудержный» (с 9 декабря 2007 года «Гремящий») — заложен 24 февраля 1987 года, спущен на воду 30 сентября 1989 года, введен в строй 25 июня 1991 года.
Корабли этого типа строились и позднее.
Большие противолодочные корабли проекта 1155
В дополнение к пяти уже построенным океанским боевым кораблям проекта 1155, отличавшимся мощным противолодочным вооружением, в этот период были построены последние семь кораблей этого проекта:
- «Адмирал Трибуц» — заложен на заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде 19 апреля 1980 года, спущен на воду 26 марта 1983 года, введен в строй 15 февраля 1986 года.[11]
- «Маршал Шапошников» — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 25 мая 1983 года, спущен на воду 27 декабря 1984 года, введен в строй 2 февраля 1986 года.[12]
- «Симферополь» (на стапеле «Маршал Будённый», «Маршал Жуков», с 24 января 1996 года — «Североморск») — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 12 июля 1984 года, спущен на воду 24 декабря 1985 года, введен в строй 24 января 1988 года.[13]
- «Адмирал Левченко» (на стапеле «Хабаровск») — заложен на заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде 27 января 1982 года, спущен на воду 21 февраля 1985 года, введен в строй 30 сентября 1988 года.[14]
- «Адмирал Виноградов» — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 5 февраля 1986 года, спущен на воду 4 июня 1987 года, введен в строй 30 декабря 1988 года.[15]
- «Адмирал Харламов» — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 7 августа 1986 года, спущен на воду 29 июня 1988 года, введен в строй 1 апреля 1990 года.[16]
- «Адмирал Пантелеев» — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в 1987 году в Калининграде, спущен на воду в 1988 году, введен в строй 19 декабря 1991 года.[17].
Подводные лодки проекта 877 и его модификаций
В дополнение к восьми построенным ранее в это время было введено в строй ещё двадцать пять кораблей этого проекта:
- 581 «Delfinul» (при строительстве Б-801) проекта 877Э для ВМС Румынии — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 6 апреля 1984 года, спущен на воду в 20 сентября 1985 года, введён в строй 29 сентября 1985 года, передан заказчику 19 сентября 1986 года.
- 231 «Orzeł» (при строительстве Б-351) проекта 877Э — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 29 сентября 1984 года, спущен на воду 7 июня 1985 года, введён в строй в 1985 году, передан заказчику 29 апреля 1986 года.
- S55 «Sindhugosh» (при строительстве Б-888) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен в Ленинградском Адмиралтейском объединении 29 мая 1983 года, спущен на воду 29 июля 1985 года, введён в строй 25 ноября 1985 года, передан заказчику 30 апреля 1986 года.
- Б-470 проекта 877 — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 6 мая 1985 года, спущен на воду 27 августа 1985 года, введён в строй 30 декабря 1985 года.
- Б-806 (с 2012 года «Дмитров») проекта 877 ЭКМ — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 15 октября 1984 года, спущен на воду 30 апреля 1986 года, введён в строй 25 сентября 1986 года.
- S56 «Sindhudhvaj» (при строительстве Б-898) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен в Ленинградском Адмиралтейском объединении 1 апреля 1986 года, спущен на воду 27 июля 1986 года, введён в строй 25 ноября 1986 года, передан заказчику 12 июня 1987 года.
- 012 «Rais Hadj Mubarek» (при строительстве Б-861) проекта 877ЭКМ для ВМС Алжира — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 14 февраля 1985 года, спущен на воду 26 июля 1986 года, введён в строй 29 ноября 1986 года, передан заказчику в декабре 1986 года.
- Б-439 проекта 877 — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 4 апреля 1986 года, спущен на воду 31 июля 1986 года, введён в строй 30 декабря 1986 года.
- S57 «Sindhuraj» (при строительстве Б-890) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 19 июня 1985 года, спущен на воду 18 апреля 1987 года, введён в строй 2 сентября 1987 года, передан заказчику 20 октября 1987 года.
- 013 «Rais Hadj Slimane» (при строительстве Б-386) проекта 877ЭКМ для ВМС Алжира — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 26 июля 1986 года, спущен на воду 10 июля 1987 года, введён в строй 25 ноября 1987 года, передан заказчику в декабре 1987 года.
- S58 «Sindhuvir» (при строительстве Б-860) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен в Ленинградском Адмиралтейском объединении 15 мая 1987 года, спущен на воду 13 сентября 1987 года, введён в строй 25 декабря 1987 года, передан заказчику 26 августа 1988 года.
- Б-445 (с 2009 года «Святитель Николай Чудотворец») проекта 877 — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 21 марта 1987 года, спущен на воду 26 сентября 1987 года, введён в строй 30 января 1988 года.
- S59 «Sindhuratna» (при строительстве Б-803) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 15 мая 1986 года, спущен на воду 15 апреля 1988 года, введён в строй 14 августа 1988 года, передан заказчику 22 декабря 1988 года.
- S60 «Sindhukesari» (при строительстве Б-804) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен в Ленинградском Адмиралтейском объединении 20 апреля 1988 года, спущен на воду 16 августа 1988 года, введён в строй 29 октября 1988 года, передан заказчику 16 февраля 1989 года.
- Б-808 (с 1999 года «Ярославль») проекта 877 — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 29 сентября 1986 года, спущен на воду 30 июля 1988 года, введён в строй 27 декабря 1988 года.
- Б-394 (до 1992 года «Комсомолец Таджикистана») проекта 877 — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 15 апреля 1988 года, спущен на воду 3 сентября 1988 года, введён в строй 30 декабря 1988 года.
- Б-800 (в 1990…1992 гг «Вологодский комсомолец», с 2003 года «Калуга») проекта 877ЛПМБ — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 5 марта 1987 года, спущен на воду 7 мая 1989 года, введён в строй 30 сентября 1989 года.
- S61 «Sindhukirti» (при строительстве Б-468) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен в Ленинградском Адмиралтейском объединении 5 апреля 1989 года, спущен на воду 26 августа 1989 года, введён в строй 30 октября 1989 года, передан заказчику 4 января 1990 года.
- Б-464 (с 2003 года «Усть-Камчатск») проекта 877 — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 26 мая 1989 года, спущен на воду 23 сентября 1989 года, введён в строй 30 января 1990 года.
- Б-459 (с 1997 года «Владикавказ») проекта 877 — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 25 февраля 1988 года, спущен на воду 29 апреля 1990 года, введён в строй 30 сентября 1990 года.
- S62 «Sindhuvijay» (при строительстве Б-597) проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен в Ленинградском Адмиралтейском объединении 6 апреля 1990 года, спущен на воду 27 июля 1990 года, введён в строй 27 октября 1990 года, передан заказчику 8 марта 1991 года.
- Б-871 (с 2004 года «Алроса») проекта 877В — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 17 мая 1988 года, спущен на воду 10 сентября 1989 года, введён в строй 30 декабря 1990 года.
- Б-471 (с 2001 года «Магнитогорск») проекта 877 — заложен на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) 26 октября 1988 года, спущен на воду 22 сентября 1990 года, введён в строй 30 декабря 1990 года.
- Б-494 (с 2003 года «Усть-Большерецк») проекта 877 — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 5 мая 1990 года, спущен на воду 4 октября 1990 года, введён в строй 30 декабря 1990 года.
- 901 «Tareg» (при строительстве Б-175) проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана — заложен в Ленинградском Адмиралтейском объединении 5 апреля 1991 года, спущен на воду 25 сентября 1991 года, введён в строй 25 декабря 1991 года, передан заказчику 22 ноября 1992 года.
Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.
Железные дороги
Участок Чара — Тында Байкало-Амурской ж.д.
Один из последних участков Байкало-Амурской магистрали длиной 629 км, открывался для технологического проезда постепенно и был принят в эксплуатацию в 1988 году.[18]
Участок Нижнеангарск — Чара Байкало-Амурской ж.д.
Один из последних участков Байкало-Амурской магистрали длиной 629 км, проходивший полностью по гористой местности открывался для технологического проезда постепенно и был принят в эксплуатацию в 1989 году.[19]
Участок Тында — Ургал Байкало-Амурской ж.д.
Один из последних участков Байкало-Амурской магистрали длиной 962 км был принят в эксплуатацию в 1989 году.[20]
Участок Ургал — Комсомольск-на-Амуре Байкало-Амурской ж.д.
Один из последних участков Байкало-Амурской магистрали длиной 507 км был принят в эксплуатацию в 1989 году.[21]
Электрификация участка Лена — Нижнеангарск Байкало-Амурской железной дороги
Прилегающий к Байкалу участок Байкало-Амурской магистрали во многом по экологическим соображениям был электрифицирован с напряжением 25 кВ переменного тока. Участок, открытый в 1981 году, закончили электрифицировать в 1986 году.[22] В рамках проекта 31 декабря 1985 года был электрифицирован и расположенный на этом участке крупный Байкальский тоннель.
Байкало-Амурская магистраль — первый пусковой комплекс
Акт о приёме в постоянную эксплуатацию строившейся с 1938 года одной из крупнейших железнодорожных магистралей, часть участков которой были выполнены в полном объёме, а часть — в объеме пускового комплекса, был подписан в 1989 году.[23] В магистраль вошло множество постепенно вводившихся ранее участков, в частности:
- Тайшет — Лена — открыт в 1958 году, электрифицирован в 1965 году.
- Лена — Нижнеангарск — отрыт в 1981 году, электрифицирован в 1986 году.
- Нижнеангарск — Чара длиной 629 км — открыт в 1989 году.
- Чара — Тында длиной 629 км — открыт в 1988 году.
- Тында — Ургал длиной 962 км — открыт в 1989 году.
- Ургал — Комсомольск-на-Амуре длиной 507 км — открыт в 1989 году.
- Комсомольск — Советская Гавань длиной 442…475 км — открыт в 1946 году.
Также в проект формально включили все ответвления и соединительные железные дороги, построенные к этому времени к Транссибу и другим объектам. Среди них можно выделить следующие крупные ветки:
- Хребтовая — Усть-Илимская длиной 214 км — открыта в 1973 году.
- Бамовская (Горелый) — Беркакит длиной 397 км — введена в строй в 1979 году.
- Известковая — Чегдомын длиной 374 км — введена в строй в 1951 году.
- Волочаевка I — Комсомольск длиной 353 км — введена в строй в 1940 году.
Кроме того, на магистрали были построены крупные Байкальский тоннель длиной 6,7 км и мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре длиной 1435 метров.
Полностью проект был завершён уже позднее при Путине.
Линии метрополитена
Сведловский метрополитен
Последним — тринадцатым — метрополитеном СССР стал Свердловский (ныне Екатеринбургский) метрополитен, строившийся с августа 1980 года и введённый в строй 26 апреля 1991 года. В этот период был введён в строй только его первый пусковой участок, состоявший из трёх станций с челночным движением поездов: Проспект Космонавтов — Уралмаш — Машиностроителей.
Екатерибургский (Свердловский) метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Куйбышеский метрополитен
Первый пусковой участок Куйбышевского (с 1992 года — Самарского) метрополитена строился с сентября 1980 года и был введён в строй 25 декабря 1987 года. В состав участка вошли одна наземная и три подземных станции. Сам же метрополитен стал двенадцатым в СССР и пятым в России.
Первая линия Самарского метрополитена позднее была продлена.
Криворожский скоростной трамвай
Строившийся в промышленном городе Днепропетровской области с июня 1974 года скоростной трамвай с частично подземной трассой (метротрам) был открыт 26 декабря 1986 года. В этот период были введены в строй:
- Первый пусковой комплекс — участок Площадь Труда — Дзержинская длиной 7,7 км с четырьмя новыми станциями, одна из которых — «Площадь Артёма» — была подземной (участок был построен без открытой гораздо позднее на этом участке наземной станции «Городская больница»).
- Участок Дзержинская — Кольцевая длиной 4,5 км с тремя новыми станциями, две из которых были подземными, был открыт 2 мая 1989 года. При этом движение в челночном режиме до станции «Дом Советов» было открыто несколько ранее 13 февраля 1988 года.
Новосибирский метрополитен
Первый в Сибири и одиннадцатый в СССР метрополитен строился с 12 мая 1979 года и был открыт 28 декабря 1985 года. В этот период в метрополитене были введены в строй следующие крупные объекты:
- Первый пусковой участок Красный проспект — Студенческая Ленинской линии — участок длиной 7,3 км с пятью станциями был введён в строй 28 декабря 1985 года.
- Дзержинская линия — участок Площадь Гарина-Михайловского — Сибирская длиной 1,56 км с двумя новыми станциями был введён в строй 31 декабря 1987 года.
Также 26 июля 1991 года был введён в строй участок Студенческая — Площадь Маркса Ленинской линии с одной новой станцией мелкого заложения Площадь Маркса.
Новосибирский метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Горьковский метрополитен
Десятый в СССР метрополитен в Горьком (ныне Нижнем Новгороде) строился с 17 декабря 1977 года и был открыт 20 ноября 1985 года. В этот период в метрополитене были введены в строй несколько крупных проектов:
- Первый пусковой участок Московская — Пролетарская Автозаводской линии - участок протяжённостью 7,8 км в составе шести станций был открыт 20 ноября 1985 года.
- Участок Пролетарская — Комсомольская Автозаводской линии - участок с двумя новыми станциями был открыт 8 августа 1987 года.
- Участок Комсомольская — Парк Культуры Автозаводской линии - участок с двумя новыми станциями был открыт 15 ноября 1989 года.
Нижегородский (бывший Горьковский) метрополитен развивался и позднее.
Строительство Минского метрополитена
Недавно введённый в строй Минский метрополитен в это время пополнился двумя крупными проектами:
- Участок Московская - Восток Московской линии - участок с одной новой станцией был введён в строй 31 декабря 1986 года.
- Автозаводская линия - линия была введена в строй 31 декабря 1990 года на участке Фрунзенская - Тракторный завод изначально с пятью новыми станциями. Ещё одна станция - "Первомайская" была открыта на уже действующем участке немного позже - в марте 1991 года.
Строительство Ереванского метрополитена
В это время в открытом в 1981 году Ереванском метрополитене были введены в строй следующие крупные проекты:
- Участок «Горцаранаин» — «Шенгавит» — проект, помимо перегона с одной новой станцией метро, также также включал электродепо «Шенгавит» и был открыт 26 декабря 1985 года.
- Участок «Шенгавит» — «Площадь Гарегина Нжде» — участок с одной новой станцией метро был открыт 4 января 1987
Помимо этого 2 декабря 1989 года на уже действующем участке Анрапетуцян Храпарак — Сасунци Давид была открыта станция «Зоравар Андраник».
Строительство Ташкентского метрополитена
Развивавшийся и ранее Ташкентский метрополитен в это период пополнился тремя крупными участками:
- Участок Ташкент — Дружба Узбекистанской линии — участок с двумя новыми станциями был введён в строй 7 ноября 1987 года.
- Участок Алишера Навои — Чорсу Узбекистанской линии — участок с двумя новыми станциями был введён в строй 6 ноября 1989 года.
- Участок Чорсу — Бируни Узбекистанской линии — участок с двумя новыми станциями был введён в строй 30 апреля 1991 года.
Участок Барабашова — Героев труда Салтовской линии Харьковского метрополитена
В этот период в развивавшемся и ранее Харьковском метрополитене 24 октября 1986 года был введён в строй участок Барабашова (ныне Академика Барабашова) — Героев труда длиной 3,6 км с тремя новыми станциями.
Строительство Бакинского метрополитена
Метрополитен, развивавшийся и ранее, в это время пополнился следующими крупными объектами:
- Участок Низами Гянджеви (ныне Низами) — Мемар Аджеми — формально относящийся ко второй линии[2] участок длиной 6,5 км с четырьмя новыми станциями был введён в строй 31 декабря 1985 года.
- Участок Нефтчиляр — Ахмедлы — относящийся к первой линии участок длиной 3,3 км с двумя новыми станциями открыт 28 апреля 1989 года.
Строительство Тбилисского метрополитена
В это время в развивавшемся и ранее Тбилисском метрополитене были введены в строй несколько крупных проектов:
- Участок Самгори — Варкетили Ахметели-Варкетилской линии — участок с одной новой станцией глубокого заложения «Варкетили» был введён в строй 9 ноября 1985 года.
- Участок Дидубе — ТЭМКА[3](ныне Гурамишвили) Ахметели-Варкетилской линии — участок изначально был введён с одной новой станцией глубокого заложения 16 ноября 1985 года, а уже 28 ноября того же года на этом участке открыли ещё одну станцию глубокого заложения «Грмагеле».
- Участок ТЭМКА (ныне Гурамишвили) — Глдани (ныне Ахметелис театри) Ахметели-Варкетилской линии — участок с двумя новыми станциями глубокого заложения «Варкетили» был введён в строй 7 ноября 1989 года.
Последующий распад СССР принёс Грузии независимость, а вместе с ней, как показала практика, и бедность — за четверть века с конца 1989 года по сегодняшний день (начало 2014 года) развитие Тбилисского метрополитена практически прекратилось — за это время удалось ввести в строй только одну новую станцию метро, ещё несколько, начатые ещё в СССР, так и не были достроены.
Строительство Киевского метрополитена
В это время 31 декабря 1989 года в развивавшемся и ранее Киевском метрополитене была открыта Сырецко-Печерская линия в составе трёх станций на участке станция «Золотые ворота» — станция «Мечникова» (ныне «Кловская»). Также в этот период на действующем участке Святошинско-Броварской линии была открыта станция «Ленинская» (ныне «Театральная»).
Строительство Ленинградского метрополитена
В этот период в развивавшемся и ранее, и позднее Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) метрополитене были введены в строй следующие крупные проекты:
- Правобережная линия (ныне линия 4) — первая очередь линии была открыта 30 декабря 1985 года. Линия в этот момент представляла собой участок Площадь Александра Невского-2 — Проспект Большевиков с четырьмя станциями протяжённостью 6,83 км.
- Участок Проспект Большевиков — Улица Дыбенко Правобережной линии (ныне линия 4) — участок протяжённостью 1,76 км с одной новой станцией глубокого заложения «Улица Дыбенко» был открыт 1 октября 1987 года.
- Участок Удельная — Проспект Просвещения Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) — участок протяженностью 3,73 км с двумя новыми станциями глубокого заложения был окрыт 19 августа 1988 года.
Строительство Московского метрополитена
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 году, хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:
- Участок Серпуховская — Боровицкая Серпуховской линии — участок с двумя новыми станциями был введён в строй 23 января 1986 года.
- Участок Марксистская — Третьяковская Калининской линии — участок с единственной новой станцией «Третьяковская», по-видимому являлся, тем не менее, достаточно дорогостоящим, поскольку фактически вторая платформа пересадочной станции глубокого заложения была построена в непосредственной близости к уже работавшей в составе Калужско-Рижской линии половине станции и была устроена необходимая система переходов на станцию «Новокузнецкая». Участок был открыт 25 января 1986 года.
- Участок Беляево — Тёплый Стан Клужско-Рижской линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 6 ноября 1987 года.
- Участок Боровицкая — Чеховская Серпуховской линии — открытый 31 декабря 1987 года участок с единственной новой станцией «Чеховская», тем не менее, однозначно являлся крупным проектом из-за крайне стеснённых условий строительства пересадочной станции в центре Москвы. Пересадочные станции «Чеховская», «Пушкинская» и «Горьковская» сформировали в это время под Пушкинской площадью так называемый «Литературный перекрёсток». Название не прижилось в связи со скорым переименованием улицы Горького обратно в Тверскую, а вместе с ней и соответствующей станции Замоскворецкой линии.
- Участок Чеховская — Савёловская Серпуховской линии — участок с тремя новыми станциями был открыт 31 декабря 1988 года.
- Участок Тёплый Стан — Битцевский Парк Клужско-Рижской линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 17 января 1990 года.
- Участок Преображенская Площадь — Улица Подбельского Сокольнической линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 1 августа 1990 года.
- Участок Савёловская — Отрадное Серпуховско-Тимирязевской линии — участок с пятью новыми станциями, введение которого в строй обусловило переименование «серой» линии Московского метро из просто Серпуховской в Серпуховско-Тимирязевскую, по названию станции «Тимирязевская», был открыт 31 декабря 1988 года.
Также 6 ноября 1985 года была открыта станция мелкого заложения «Пражская» Серпуховской линии, а 31 декабря 1989 года — станция мелкого заложения «Крылатское» Филёвской линии.
Крупнейшие мосты
Октябрьский мост через Енисей в Красноярске
Самый широкий в Сибири автодорожный мост строился с 1978 года. Введён в строй в 1986 году. Общая длина моста составила 2605 м, ширина 35,8 м.
Шегарский мост через Обь
Автомобильный мост через Обь на Шегарском тракте (дороге Р398 Томск — Мельниково) в Шегарском районе Томской области строился с 1982 по 1987 год. Мост длиной 645 метров имеет общую длину с подходами 5,88 км, что делает его одним из крупнейших в стране.
Новосибирский метромост через Обь
Самый длинный крытый метромост в мире строился в рамках строительства первой очереди Новосибирского метрополитена. Общая длина моста составляет 2145 м, из которых речная часть — 896 м. Строился с лета 1980 года, введён в строй 7 января 1986 года одновременно с самим метрополитеном.
Астраханский автодорожный (новый) мост через Волгу
Мост, обычно называют просто «новым» из-за того, что в городе еще раньше был построен Астраханский совмещённый железнодорожно-автомобильный мост, находящийся ниже по течению. Общая длина моста составляет 2505 м, ширина 24 м. Строился с 1980 года, введен в строй 29 декабря 1988 года.
Краснофлотский мост через Северную Двину в Архангельске
Разводной автодорожный мост с четырьмя полосами движения, также известный в Архангельске как «новый мост» общей длиной около 3 км получил своё название, по-видимому, от того,что проходит по острову Краснофлотский. Мост был введен в строй в 1990 году.
Гидроэнергетика
Майнская ГЭС
Относительно небольшая гидроэлектростанция в верховьях Енисея мощностью 321 МВт является станцией-контррегулятором крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС, в состав которой она и была, в конце концов, включена. Основная функция станции, помимо выработки электроэнергии, заключаются в сглаживании экологически и экономически вредных скачков уровня воды в Енисее, возникающих из-за неравномерной суточной нагрузки Саяно-Шушенской ГЭС. При этом Саяно-Шушенская ГЭС имеет возможность работать фактически только в часы пиковых нагрузок, а в периоды минимума нагрузок, в частности ночью, практически вся электроэнергия каскада производится на Майнской ГЭС.
Станция строилась с 1979 по 1987 год. Судопропускные сооружения на станции отсутствуют, так как их нет и на расположенной неподалёку грандиозной плотине Саяно-Шушенской ГЭС.
Саяно-Шушенская ГЭС — фактический ввод в строй
Несмотря на то, что официально крупнейшая в стране Саяно-Шушенская ГЭС общей мощностью 6400 МВт была принята в постоянную эксплуатацию только 13 октября 2000 года, фактически, по сложившейся в отрасли в советское время традиции, она была выведена на полную мощность гораздо раньше. Реальной датой ее вступления в строй скорее следует считать 1990 год, когда её водохранилище было заполнено до проектной отметки.
Основная часть гидроагрегатов гидроэлектростанции была введена в строй ранее, а в этот период были введены в строй последние два гидроагрегата ГЭС мощностью по 640 МВт каждый: гидроагрегат № 9 — 21 декабря 1985 года и гидроагрегат № 10 — 25 декабря 1985 года. Также в в 1987 году были заменены рассчитанные на пониженный напор воды временные рабочие колёса на первых двух гидроагрегатах, а уже в 1988 году строительство станции было практически завершено.
В этот же период было завершено строительство Майнской ГЭС — станции-контррегулятора Саяно-Шушенской ГЭС.
Несмотря на фактический ввод в строй, достаточно заметного объема работы по достройке и устранению различных проблем ГЭС, особенно с водобойным колодцем проводились и позднее.
Нижнекамская ГЭС — фактический ввод в строй
В предыдущий и этот периоды — 29 сентября 1984 года и 30 сентября 1987 года соответственно — в дополнение к 14-ти, введённым в строй ранее, были подключены к сети последние два гидроагрегата гидроэлектростанции на реке Кама, строившейся с 1963 года. При этом электростанция, расположенная в г. Набережные Челны Татарской АССР (ныне Республики Татарстан), и на 2014 год продолжает работать при пониженном уровне воды, поскольку его подъем заблокировали экологические организации ещё в конце 1980-х, соответственно фактическая мощность электростанции составляет 450 МВт при установленной мощности 1205 МВт, а само строительство формально, по-видимому, так и не было завершено.[24]
Чебоксарская ГЭС — фактический ввод в строй
Крупная гидроэлектростанция на реке Волга, основная часть гидроагрегатов которой была введена в строй ранее, строилась с 1968 по 1986 год, когда был введён в строй последний её гидроагрегат.[25]
В то же время, строительство формально не завершено и на 2014 год, поскольку ГЭС работает на нерасчётном пониженном уровне воды, повышение которого было отложено на неопределённый срок по экологическим соображениям, что вызывает существенные проблемы, в том числе и экологические, поэтому в перспективе уровень воды, по-видимому, будет увеличен. Общая установленная мощность электростанции составляет 1370 МВт, но фактически из-за недостаточного уровня воды мощность составляет 820 МВт.
Рижская ГЭС имени 50-летия СССР
Гидроэлектростанцию мощностью 402 МВт, строившуюся на реке Западная Двина в Латвийской ССР с 1966 года и фактически введённую в строй ранее, продолжали достраивать вплоть до 20 августа 1985 года, когда она была окончательно принята в постоянную промышленную эксплуатацию.[26][27]
Ингурская ГЭС
Крупнейшая на тот момент и вплоть до 2010-х гидроэлектростанция на Кавказе мощностью 1300 МВт, располагалась на реке Ингури на границе собственно Грузинской ССР, на территории которой располагалась плотина гидроузла и Абхазской АССР, где была размещена сама электростанция. ГЭС, строившаяся с 1961 года и фактически введённая в строй ранее была полностью завершена в 1987 году. В русскояззычной литературе также известна под грузинским и абхазским названиями — Ингури ГЭС и Ингур ГЭС соответственно.
Также в состав проекта Ингурской ГЭС фактически входил построенный ранее каскад Перепадных ГЭС.
Колымская ГЭС — продолжение строительства
30 сентября 1988 года на строившейся с 1970 года и введённой ранее в строй в объёме первой очереди гидроэлектростанции в Магаданской области был введён в строй гидроагрегат № 4 мощностью 180 МВт, а также завершены отсыпка плотины второй очереди ГЭС и наполнение её водохранилища до проектной отметки. Также в июле 1991 года был завершён перевод первых трёх гидроагрегатов на работу при проектном уровне водохранилища, однако полностью строительство станции было завершено позднее.
Курейская ГЭС — первые гидроагрегаты
В это время на строившейся с 4 июня 1975 года ГЭС на реке Курейка у посёлка Светлогорск в Красноярском крае относительно недалеко от Норильска гидроэлектростанции были введены в строй первые гидроагрегаты. В частности, первый гидроагрегат мощностью 120 МВт был поставлен под нагрузку в декабре 1987 года. Полностью же строительство ГЭС было завершено позднее.
Токтогульская ГЭС
В 1986 году крупная гидроэлектростанция мощностью 1200 МВт на реке Нарын в Киргизской ССР, введённая в строй ранее, была окончательно принята в промышленную эксплуатацию.[28]
Миатлинская ГЭС
Расположенная в Дагестане ГЭС — контррегулятор мощностью 220 МВт, сглаживающая суточные колебания воды в реке после мощной Чиркейской ГЭС, строилась с 1976 по 1986 год, когда фактически были введены в строй оба её гидроагрегата.[29][30]
Каскад Териберских ГЭС
Каскад ГЭС на реке Териберка в Мурманской области общей мощностью 156,5 МВт строился с 1976 года вахтовым методом и был принят в постоянную промышленную эксплуатацию в 1990-м году. Каскад включал два гидроузла, один из которых сам по себе являлся крупным проектом:
- Верхнетериберская ГЭС мощностью 130 МВт - фактически в работе с 30 сентября 1987 года.
- Нижнетериберская ГЭС мощностью 26,5 МВт - фактически в работе с 30 сентября 1987 года.
Каскад не был выделен в качестве отдельного предприятия, а вошёл в состав Каскада Серебрянских ГЭС, чьи ранее построенные электростанции расположены неподалёку.
Верхнетериберская ГЭС
Гидроэлектростанция с одним гидроагрегатом мощностью 130 МВт строилась на реке Териберка с 1976 года и была фактически введена в строй ранее, однако полностью её строительство было завершено в 1990 году в составе Каскада Териберских ГЭС.[31]
Кривопорожская ГЭС — фактический ввод в строй
Гидроэлектростанция на реке Кемь в Карелии строившаяся с 1977 года мощностью 180 МВт фактически была введена в строй в это время — первые три ее гидроагрегата были введены в строй 29 июня, 1 июля и 22 декабря 1990 года соответственно, а последний — четвёртый — гидроагрегат был введён в строй 22 августа 1991 года. Тем не менее, полностью ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию позднее.[32][33]
Днестровская ГЭС-1
Строившаяся с 1973 года гидроэлектростанция мощностью 702 МВт на реке Днестр в Украинской ССР, фактически введённая в строй ранее, официально была принята в постоянную эксплуатацию по-видимому в 1987 году.[34][35]
Варцихские ГЭС
Комплекс из четырёх почти идентичных электростанций общей мощностью 184 МВт, расположенных на одном деривационном канале общей длиной 27 км, строился на реке Риони в Грузинской ССР с середины 1970-х гг до конца 1980-х, когда в 1985 и 1988 году были введены в строй последние две ГЭС комплекса. Комплекс также известен в русскоязычных источниках под грузинским названием Варцихе ГЭС.
Жинвальская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 130 МВт на реке Арагви в Грузинской ССР дала первый ток в 1985 году и достигла проектной мощности, по-видимому, в 1986 году. Также в русскоязычной литературе известна под грузинским названием Жинвали ГЭС.
Шульбинская ГЭС — частичный ввод в строй
В этот период в 1987 году на строившейся с 1976 года на реке Иртыш в Восточно-Казахстанской области гидроэлектростанции был введён в эксплуатацию первый гидроагрегат установленной мощностью 117 МВт. Возможно, что были введены в строй ещё часть агрегатов, но последний — шестой, был запущен уже позднее в 1994 году. Окончательно же ГЭС, находящаяся ныне на территории Казахстана, и на 2014 год всё ещё не достроена.
Байпазинская ГЭС
В этот период была введена в эксплуатацию являвшаяся Всесоюзной ударной комсомольской стройкой гидроэлектростанция мощностью 600 МВт на реке Вахш в Таджикской ССР. Первые три агрегата мощностью по 150 МВт каждый были запущены в 1985 году, четвертый — в 1986 году.[36]
Таш-Кумырская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Нарын в Киргизской ССР мощностью 450 МВт, также известная как Ташкумырская ГЭС, была введена в строй в это время. Первый гидроагрегат ГЭС был запущен в 1985 году, второй — в 1986 году, а послений — третий — в 1987 году.[37]
Атомная энергетика
2-й энергоблок Игналинской АЭС, Литовская ССР
Второй энергоблок Игналинской АЭС, завершающий первую очередь её строительства, был, как и первый, оснащён самым мощным в СССР реактором типа РБМК-1500 мощностью 1300 МВт. Энергоблок строился с 1 января 1978 года по 20 августа 1987 года.
Ещё один строившийся в рамках уже второй очереди АЭС энергоблок аналогичного типа, но с повышенной до 1500 МВт мощностью, достроен не был, сам же второй энергоблок был выведен из эксплуатации по политическим мотивам 31 декабря 2009 года.
Балаковская АЭС
Крупная АЭС была построена в г. Балаково Саратовской области. Всего в этот период были введены в строй три энергоблока мощностью по 1000 МВт на основе реакторов ВВЭР-1000:
- 1-й энергоблок — строился с 1 декабря 1980 года по 23 мая 1986 года.
- 2-й энергоблок — строился с 1 августа 1981 года по 18 января 1988 года.
- 3-й энергоблок — строился с 1 ноября 1982 года по 8 апреля 1989 года.
АЭС развивалась и позднее.
Запорожская АЭС
Самая крупная на 2014 год атомная электростанция в Европе, расположенная в Запорожской области, была почти полностью построена именно в это время. Всего было введено в строй пять энергоблоков мощностью по 1000 МВт каждый с реакторами типа ВВЭР-1000:
- 1-й энергоблок — строился с 1 апреля 1980 года по 25 декабря 1985 года.
- 2-й энергоблок — строился с 1 января 1981 года по 15 февраля 1986 года.
- 3-й энергоблок — строился с 1 апреля 1982 года по 5 марта 1987 года.
- 4-й энергоблок — строился с 1 апреля 1973 года по 14 апреля 1988 года.
- 5-й энергоблок — строился с 1 ноября 1985 года по 27 октября 1989 года.
Позднее, при украинских властях, на электростанции был введён в строй ещё один энергоблок, строившийся с 1986 года.
Калининская АЭС
На электростанции, расположенной на севере Калининской (ныне Тверской области) в этот период были введены в строй первые два энергоблока на основе реакторов ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт:
- 1-й энергоблок — строился с 1 февраля 1977 года по 12 июня 1985 года.
- 2-й энергоблок — строился с 1 февраля 1982 года по 3 марта 1987 года.
Электростанция развивалась и позднее.
Хмельницкая АЭС
Первый энергоблок атомной электростанции с реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 ноября 1981 года и был введён в строй 13 августа 1988 года.
Позднее, при украинских властях, на электростанции был введён в строй ещё один энергоблок.
2-й и 3-й энергоблоки Южно-Украинской АЭС
Южно-Украинская АЭС, расположенная в Николаевской области, была введёна в строй ранее в 1983 году с одним энергоблоком. В этот период на электростанции были запущены два дополнительных энергоблока с реакторами ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт:
- 2-й энергоблок — строился с 1 октября 1979 года по 6 апреля 1985 года.
- 3-й энергоблок — строился с 1 февраля 1985 года по 29 декабря 1989 года.
Строительство ещё одного аналогичного энергоблока было остановлено в 1989 году.
2-й и 3-й энергоблоки Смоленской АЭС
В этот период было завершено строительство Смоленской АЭС, где были введены в строй два дополнительных энергоблока с реакторами РБМК-1000 мощностью 1000 МВт:
- 2-й энергоблок — строился с 1 июня 1976 года по 2 июля 1985 года.
- 3-й энергоблок — строился с 1 мая 1984 года по 12 октября 1990 года.
Строительство ещё одного аналогичного энергоблока было остановлено в 1993 году. В дальнейшем для замены мощностей этой АЭС поле вывода её реакторов из эксплуатации неподалёку планируется построить Смоленскую АЭС-2.
3-й энергоблок Ровенской АЭС
На открытой в 1981 году Ровенской АЭС в это время был введён в строй третий энергоблок, оснащенный, в отличие от первых двух, новым более мощным и совершенным атомным реактором ВВЭР-1000. Энергоблок строился с 1 февраля 1980 года по 16 мая 1987 года.
Позднее, при украинских властях, на электростанции был введён в строй ещё один строившийся с 1986 года энергоблок, а строительство ещё двух планировавшихся энергоблоков было отменено.
4-й энергоблок Курской АЭС
Четвёртый энергоблок Курской АЭС с реактором типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 мая 1981 года. С его окончательным вводом в строй 5 февраля 1986 года было завершено строительство второй очереди электростанции, в рамках которой ранее был введён в строй аналогичный третий энергоблок Курской АЭС.
Начавшееся в 1985…1986 гг строительство однотипных с предыдущими пятого и шестого реакторов, относившихся к третьей очереди Курской АЭС, было прервано в 2012 и 1993 годах соответственно. Отказ от достройки 5-го реактора в 2012 году был связан с тем, что он всё ещё находился в относительно невысокой степени готовности, при том что сам проект реактора РБМК-1000 морально устарел. Дополнительным фактором здесь послужило то, что прочие реакторы станции уже в значительной степени выработали свой ресурс и для их замены идёт строительство Курской АЭС-2 на новой площадке.
АЭС Дукованы, Чехословакия
Расположенная в Чехии АЭС была полностью введена в строй в это время. На станции были построены 4 реактора типа ВВЭР-440 мощностью около 465 МВт каждый:
- 1-й энергоблок — строился с 1 января 1979 года по 3 мая 1985 года.
- 2-й энергоблок — строился с 1 января 1979 года по 21 марта 1986 года.
- 3-й энергоблок — строился с 1 марта 1979 года по 20 декабря 1986 года.
- 4-й энергоблок — строился с 1 марта 1979 года по 19 июля 1987 года.
4-й энергоблок АЭС Богунице, Чехословакия
Завершающий энергоблок второй очереди АЭС Богунице в Словакии дополнил три ранее построенных на этой станции. Энергоблок с реактором типа ВВЭР-440 мощностью 483 МВт строился с 1 декабря 1976 года до 18 декабря 1985 года.
Вторая очередь АЭС Пакш, Венгрия
В это время в дополнение к первым двум энергоблокам на АЭС Пакш были введены в строй ещё два энергоблока, оснащённые реакторами типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт каждый:
- 3-й энергоблок — строился с 1 октября 1979 года до 1 декабря 1986 года.
- 4-й энергоблок — строился с 1 октября 1979 года до 1 ноября 1987 года.
5-й энергоблок АЭС Козлодуй, Болгария
Первый энергоблок третьей очереди АЭС Козлодуй дополнил четыре блока, построенных на этой станции ранее. Энергоблок, в отличие от предыдущих, оснащённый значительно более мощным с реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт, строился с 9 июля 1980 года до 23 декабря 1988 года.
Позднее на АЭС Козлодуй был достроен ещё один энергоблок этого типа.
5-й энергоблок АЭС Грайфсвальд, Германская Демократическая Республика
Единственный, в силу известных обстоятельств, энергоблок третьей очереди АЭС Грайфсвальд дополнил четыре блока, ранее построенных на этой АЭС. Энергоблок, оснащённый реактором типа ВВЭР-440 мощностью 1000 МВт, строился с 1 декабря 1976 года до 1 ноября 1989 года.
Энергоблок был выведен из эксплуатации через 23 дня после запуска до политическим причинам и, таким образом, стал «первой ласточкой» последующего закрытия «из-за различий в стандартах безопасности» всех восточногерманских АЭС после объединения Германии.
Тепловая энергетика
Благовещенская ТЭЦ
Первая очередь ТЭЦ на буром угле в столице Амурской области была частично введена в эксплуатацию ещё 31 декабря 1976 года, когда заработали её первые два котла. Однако полностью строительство первой очереди электростанции было завершено в декабре 1985 года с вводом в строй водогрейного котла №3, после чего мощность станции достигла 280 МВт по электричеству и 689 Гкал/час по теплу для отопления.[38]
Гидротехнические сооружения
Четвёртая очередь Каракумского канала имени В. И. Ленина
Строившийся с 1954 года огромный канал протяжённостью 1445 км, из которых 450 км судоходны, оросивший Туркмению куда больше, чем все остальные её реки и частично введённый в строй ранее, был полностью завершён в 1988 году с окончанием работ на строившейся с 1971 года четвёртой очереди канала. Имевшиеся планы его продолжения к этому времени были окончательно отменены под воздействием выявившихся экологических проблем вокруг Аральского моря, которые были во многом спровоцированы строительством этого канала.
Наука и образование
Кольская сверхглубокая скважина СГ-3 (четвёртый этап бурения)
После аварии 1984 года в конце третьего этапа работ на Кольской сверхглубокой скважине начался новый, четвёртый этап работ, в рамках которого бурение было возобновлено с глубины 7 км, и в 1990 году скважина дошла до рекордной и на 2014 год глубины 12 262 м, превзойдя собственный рекорд 1984 года. После этого произошел очередной обрыв 550 м труб, и бурение фактически прекратилось, хотя формально продолжалось, по разным источникам, до 1992 или 1994 года.
На данный момент буровая установка над скважиной демонтирована, а здания постепенно разрушаются, что связано с удаленностью скважины от обжитых мест и общей бесперспективностью продолжения бурения в этом месте, так как практика показала, что существенно глубже 12 км современная техника здесь пробурить скважину не может. При этом надо заметить, что аналогичных и изначально не намного менее амбициозных заграничных проектах не достигли и этого.[39] [40] [41][42]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Всесоюзная перепись населения 1989 года
Последняя всесоюзная перепись населения проходила с 12 по 19 января 1989 года. Счёт населения производился по состоянию на 12 января 1989 года. По результатам переписи общая численность населения СССР составила 286,7 млн человек.[43]
Из-за большого количества людей, занятых в проведении мероприятия, стоимость таких переписей традиционно далеко превосходит порог стоимости крупного проекта.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Фактически с момента открытия вплоть до 2014 года в Бакинском метро, за исключением одного небольшого участка используется вилочное движение поездов по всему метрополитену, невзирая на формальные границы линий
- ↑ Грузинский вариант аббревеатуры ТЭВЗ — Тбилисский электровозостроительный завод
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|