Крупные российские проекты (Алексей I, 1667-1676): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
=== Фрегат «Орёл» === | === Фрегат «Орёл» === | ||
Первый крупный парусный боевой корабль отечественного флота строился для создаваемой [[Крупные_российские_проекты_(Алексей_I,_1667-1676)#.D0.9A.D0.B0.D1.81.D0.BF.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.BB.D0.B8.D1.8F|Каспийской флотилии]] на специально устроенной для | Первый крупный парусный боевой корабль отечественного флота строился для создаваемой [[Крупные_российские_проекты_(Алексей_I,_1667-1676)#.D0.9A.D0.B0.D1.81.D0.BF.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.BB.D0.B8.D1.8F|Каспийской флотилии]] на специально устроенной для строительства флотилии верфи в селе Дединово Коломенского уезда с использованием лучших материалов и достаточно богатой отделкой. Строительство корабля началось в 1667 году с участием специально приглашённых голландских и русских специалистов, также заграницей был набран первый состав экипажа. Спущен на воду в мае 1668 года. Получил имя (заложен) в апреле 1669 года. Вышел с верфи 7 мая 1667 года и прибыл на место постоянной службы на Хвалынском (Каспийском) море в Астрахани через три с половиной месяца. | ||
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы == | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы == |
Версия от 18:32, 27 августа 2014
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 20 (30) января 1667 года по 29 января (8 февраля) 1676 года. Границы периода обусловлены окончанием закрепившей результаты Воссоединения Украины с Россией Русско-Польской войны 20 (30) января 1667 года и смертью Царя.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы нации
Желтоводский Макарьев монастырь
Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь был основан святым преподобным Макарием Желтоводским в 1435 году на землях Казанского ханства на огороженном от ветров холмами берегу Волги, но в 1439 году он был изгнан из ханства. Местность, где располагался закрытый монастырь, называлась урочище Жёлтые Воды или Жёлтые Пески, там же существовала до XIX века ныне поглощённая Волгой старица, называвшаяся Жёлтое озеро. Возобновлён монастырь был в 1620 году, однако практически весь ансамбль каменных зданий монастыря, включая храмы, стены с башнями и кельи был построен в 1651—1670 гг фактически как единый проект, тесно связанный с развитием крупнейшей Макарьевской ярмарки, расположенной в то время под его стенами. В частности, в это время были построены[1]:
- Успенская церковь с трапезной (1651)
- Троицкий собор (1658)
- Стены и башни монастыря (1667)
- Надвратная церковь Михаила Архангела над Святыми воротами и кельи (1670)
Монастырь в целом прекрасно сохранился до нашего времени.
Крупнейшие корабли и суда
Фрегат «Орёл»
Первый крупный парусный боевой корабль отечественного флота строился для создаваемой Каспийской флотилии на специально устроенной для строительства флотилии верфи в селе Дединово Коломенского уезда с использованием лучших материалов и достаточно богатой отделкой. Строительство корабля началось в 1667 году с участием специально приглашённых голландских и русских специалистов, также заграницей был набран первый состав экипажа. Спущен на воду в мае 1668 года. Получил имя (заложен) в апреле 1669 года. Вышел с верфи 7 мая 1667 года и прибыл на место постоянной службы на Хвалынском (Каспийском) море в Астрахани через три с половиной месяца.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Макарьевская ярмарка
Расположенная в Васильсурске ярмарка после присоединения к России Казанского ханства постепенно перекочевала к расположенному невдалеке восстановленному в 1620 году Желтоводскому Макарьеву монастырю. К 1650-м годам, когда началось активное строительство ансамбля монастыря в камне, она уже сильно развилась и стала, как минимум, одной из крупнейших в стране.
Фактически значительная часть площадей вновь построенных зданий монастыря использовалась для сдачи в аренду купцам под склады, да и стены расположенного в глубоком тылу монастыря были построены, по-видимому, в основном с расчётом на защиту складов, как на многих укреплённых гостиных дворах. Поэтому проект строительства Макарьевского монастыря в камне можно считать отчасти и проектом развития Макарьевской ярмарки - крупнейшего в стране центра оптовой торговли, расположенного у стен и фактически под управлением монастыря, где тоже по мере необходимости велось строительство деревянных зданий лавок. С учётом изложенных соображений, по всей видимости, и сама ярмарка в это время достигла размеров крупного проекта.
В дальнейшем ярмарка длительное время продолжала процветать и в начале XIX века была серьёзно реконструирована.
Фортификационные сооружения
Стены и башни Желтоводского Макарьева монастыря
Мощные каменные стены Желтоводского Макарьева Монастыря были возведены в 1662—1667 гг в период активного строительства монастыря. Высота стен почти полностью сохранившейся до нашего времени основной линии стен, образующей квадрат размером примерно 200×200 м с девятью башнями достигает 8 метров, а толщина — 2,5 м, ещё две башни на южной стороне были перестроены. Также до XIX века существовала дополнительная линия обороны со стороны берега с предмостным укреплением.[2] Расположенная на тот момент вдали от хорошо вооружённых врагов крепость, по-видимому, во многом строилась для охраны складских помещений в монастыре.
Несмотря на тыловое расположение уже очень скоро стены монастыря пришлось использовать по прямому назначению — в октябре 1670 года обитель осадил отряд одного из самозваных «царевичей» войска Степана Разина. Его нападение было благополучно отбито, однако когда к монастырю прибыл следующий отряд восставших, его защитники были вынуждены бежать, а монастырь подвергся разграблению.
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Каспийская флотилия
В это время для охраны планировавшегося отечественного коммерческого мореплавания в Персию на Каспийском море в селе Дединово Коломенского уезда была устроена верфь на которой с участием иностранных специалистов был построен фрегат «Орёл», а также яхта, две шнеки и бот, вступившие в строй, по-видимому, в 1669 году. Только само строительство кораблей при этом обошлось в 9021 рубль.[3] Также для службы на кораблях был разработан и утверждён Царём первый устав корабельной службы — «Письма корабельного строя».
К сожалению, процесс развёртывания первого полноценного отечественного флота нового времени был прерван начавшимся вскоре восстанием Стеньки Разина и возобновился только в 1693 году с началом строительства Беломорской флотилии.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|