Крупные российские проекты (Пётр III, 1761(1762)-1762): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 20 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Пётр III (коронационный портрет). Худ. Лукас Конрад Пфандцельт.jpg|240px|thumb|Пётр III]]
[[Файл:Пётр III (коронационный портрет). Худ. Лукас Конрад Пфандцельт.jpg|240px|thumb|Пётр III]]


Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 26 декабря 1761 г. (6 января 1762 г.) по 27 июня (8 июля) 1762 г.
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 26 декабря 1761 года (6 января 1762 года) по 27 июня (8 июля) 1762 года.


Границы периода обусловлены началом царствования Петра III Голштинского после смерти его тёти, Императрицы Всероссийской Елизаветы I Весёлой, и смещением Петра III в результате дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года в пользу его супруги, Екатерины II Великой.
Границы периода обусловлены началом царствования Петра III Голштинского после смерти его тёти, Императрицы Всероссийской Елизаветы I Весёлой, и смещением Петра III в результате дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года в пользу его супруги, Екатерины II Великой.
Строка 9: Строка 9:
==Символы нации==
==Символы нации==


[[Файл:Макет крепости Петерштадт.jpg|thumb|350px|left|Макет крепости Петерштадт]]
[[Файл:Макет крепости Петерштадт.jpg|thumb|300px|left|Макет крепости Петерштадт]]
===Петерштадт===
===Петерштадт===


Потешная военная крепость, построенная в 1759—1762 годах в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом для наследника престола великого князя Петра Федоровича, ставшего в конце 1761 года Императором Петром III. Занимала площадь в 2 га и служила полноразмерным макетом для обучения наследника и приближённых к нему дворян-офицеров военному дулу. Несмотря на свой «потешный» характер, Петерштадт (по-немецки, «город Петра») был построен по всем правилам фортификации того времени и был фактически загородной резиденцией Петра Фёдоровича. Строительство и расширение крепости, а также реконструкция соседних участков Ораниенбаумского парка шли вплоть до смещения Петра III в ходе дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года, в ходе которого крепость была без боя сдана гарнизоном (состоящим из русских и немцев-голштинцев) отряду гусар под командованием Василия Ивановича Суворова (отца будущего знаменитого полководца и генералиссимуса Александра Васильевича Суворова).
Потешная военная крепость, построенная в 1759—1762 годах в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом для наследника престола великого князя Петра Федоровича, ставшего в конце 1761 года Императором Петром III. Занимала площадь в 2 га и служила полноразмерным макетом для обучения наследника и приближённых к нему дворян-офицеров военному делу. Несмотря на свой «потешный» характер, Петерштадт (по-немецки, «город Петра») был построен по всем правилам фортификации того времени и был фактически загородной резиденцией Петра Фёдоровича. Строительство и расширение крепости, а также реконструкция соседних участков Ораниенбаумского парка шли вплоть до смещения Петра III в результате дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года, в ходе которого крепость была без боя сдана гарнизоном (состоящим из русских и немцев-голштинцев) отряду гусар под командованием Василия Ивановича Суворова (отца будущего знаменитого полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова).


Строительство потешных крепостей для русских правителей мужского поло было к середине XVIII века уже устоявшейся традицией. В 1685 году для царя Петра I в селе Преображенском под Москвой была построена первая в России потешная крепость Пресбург. В конце 1720-х годов была устроена потешная крепость для Петра II недалеко от Большого дворца в Петергофе. До Петерштадта для Петра Фёдоровича на территории Ораниенбаума Ораниенбауме была построена 4-х бастионная крепость Екатеринбург (1746, назван в честь Екатерины II, ставшей тогда супругой Петра Фёдоровича).  
Строительство потешных крепостей для русских правителей мужского пола было к середине XVIII века уже устоявшейся традицией. В 1685 году для царя Петра I в селе Преображенском под Москвой была построена первая в России потешная крепость Пресбург. В конце 1720-х годов была устроена потешная крепость для Петра II недалеко от Большого дворца в Петергофе. До Петерштадта для Петра Фёдоровича на территории Ораниенбаума была построена 4-бастионная крепость Екатеринбург (1746, назван в честь Екатерины II, ставшей тогда супругой Петра Фёдоровича).  


При потешных крепостях Петра Фёдоровича действовали потешные войска (с 1755 года укомплектованные выходцами из немецкого княжества Гольштейн – родины Петра III), а также потешный флот в составе 4 уменьшенных копий боевых кораблей (фрегат «Святой Андрей», 20-типушечный корабль «Ораниенбаум» и две галеры «Екатерина» и «Елизавета»), которые базировались на Нижнем Пруду Ораниенбаума (в то время его называли Малым Увеселительным морем). Интересно, что после ухудшения отношений между Петром и Екатериной, названная в честь последней крепость Екатеринбург с 1757 года стала играть роль места расположения условного противника (ту же роль выполняла и галера «Екатерина»).
При потешных крепостях Петра Фёдоровича действовали потешные войска (с 1755 года укомплектованные выходцами из немецкого княжества Гольштейн – родины Петра III), а также потешный флот в составе 4 уменьшенных копий боевых кораблей (фрегат «Святой Андрей», 20-пушечный корабль «Ораниенбаум» и две галеры «Екатерина» и «Елизавета»), которые базировались на Нижнем Пруду Ораниенбаума (в то время его называли Малым Увеселительным морем). Интересно, что после ухудшения отношений между Петром и Екатериной, названная в честь последней крепость Екатеринбург с 1757 года начала играть роль места расположения условного противника (ту же роль стала выполнять и галера «Екатерина»).


Крепость под названием Петерштадт стала результатом перестройки и увеличения в размерах крепости Святого Петра (возведена в 1756-1757 годах), которая просуществовала в изначальном виде только 2 года – её земляные валы были срыты в 1759 году. Руководителями строительства были майор-голштинец Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Новые земляные укрепления и внутренние здания крепости были завершены 26 июня 1762 года, буквально накануне дворцового переворота и потери Петром III власти.
Крепость под названием Петерштадт стала результатом перестройки и увеличения в размерах крепости Святого Петра (возведена в 1756—1757 годах), которая просуществовала в изначальном виде только 2 года – её земляные валы были срыты в 1759 году. Руководителями строительства были майор-голштинец Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Новые земляные укрепления и внутренние здания крепости были завершены 26 июня 1762 года, буквально накануне дворцового переворота и потери Петром III власти.


Крепость имела форму 14-конечной звезды и состояла из 5 земляных бастионов, на которых стояли 12 пушек, и центрального застроенного пространства, всё это было окружено рвом. Площадь в два гектара означала, что это укрепление было вполне сравнимо по размеру с небольшими крепостями, во множестве существовавшими тогда на укреплённых линиях вдоль южных окраин Российской Империи. С учётом статуса крепости как императорской резиденции, однако, её стоимость, конечно же, была намного выше, особенно с учётом расходов на потешные войска и флот, а также на реконструкцию Ораниенбаумского парка, в котором в это время были построены итальянский Увеселительный сад, двухэтажный павильон Эрмитаж, Менажерия (Зверинец) c фонтаном, миниатюрная Соловьёва беседка, Китайский домик с фонтаном и большой водный каскад на реке Карости – от этих сооружений сохранились ныне лишь некоторые фрагменты скульптур. Часть Ораниенбаумского парка, застроенная и украшенная при Петре I, ныне известна как Петровский парк.
Крепость имела форму 14-конечной звезды и состояла из 5 земляных бастионов, на которых стояли 12 пушек, и центрального застроенного пространства, всё это было окружено рвом. Площадь в два гектара означала, что это укрепление было вполне сравнимо по размеру с небольшими крепостями, во множестве существовавшими тогда на укреплённых линиях вдоль южных окраин Российской Империи. С учётом статуса крепости как императорской резиденции, однако, её стоимость, конечно же, была намного выше, особенно с учётом расходов на потешные войска и флот, а также на реконструкцию Ораниенбаумского парка, в котором в это время были построены итальянский Увеселительный сад, двухэтажный павильон Эрмитаж, Менажерия (Зверинец) c фонтаном, миниатюрная Соловьёва беседка, Китайский домик с фонтаном и большой водный каскад на реке Карости – от этих сооружений сохранились лишь некоторые фрагменты скульптур. Часть Ораниенбаумского парка, застроенная и украшенная при Петре I, ныне известна как Петровский парк.


[[Файл:Дворец Петра III в Ораниенбауме.jpg|thumb|260px|Дворец Петра III в Ораниенбауме, 2014]]
[[Файл:Дворец Петра III в Ораниенбауме.jpg|thumb|260px|Дворец Петра III в Ораниенбауме, 2014]]
Крупнейшим и единственным двухэтажным зданием Петерштадта был дворец Петра III по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди, возведённый в 1758–1762 годах. Дворец сохранился до наших дней. Также сохранились Въездные (Почётные) ворота и часть земляных валов крепости.  
Крупнейшим и единственным двухэтажным зданием Петерштадта был дворец Петра III по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди, возведённый в 1758—1762 годах. Дворец сохранился до наших дней. Также сохранились Въездные (Почётные) ворота и часть земляных валов крепости.  


После Петерштадт поддерживался в хорошем состоянии почти всё правление Екатерины II: в 1779 году здесь был проведён капитальный ремонт, а в 1784 году здесь были размещены органы местного самоуправления Ораниенбаума. Город Ораниенбаум, помимо крепости и парка, получил ещё ряд построек во времена проживания здесь Петра Фёдоровича (в частности, после 1755 года здесь была возведена лютеранская кирха для немцев из Голштинии). С конца 1780-х, однако, крепость начала приходить в упадок и была почти полностью руинирована к середине XIX века. В 1880-е годы был отреставрирован, а в 1953 году превращён в музей Дворец Петра III.
После Петерштадт поддерживался в хорошем состоянии почти всё правление Екатерины II: в 1779 году здесь был проведён капитальный ремонт, а в 1784 году здесь были размещены органы местного самоуправления Ораниенбаума. Город Ораниенбаум, помимо крепости и парка, получил ещё ряд построек во времена проживания здесь Петра Фёдоровича (в частности, после 1755 года здесь была возведена лютеранская кирха для немцев из Голштинии). С конца 1780-х, однако, крепость начала приходить в упадок и была почти полностью руинирована к середине XIX века. В 1880-е годы был отреставрирован, а в 1953 году превращён в музей «Дворец Петра III».


Павел I, сын Петра III, продолжил традицию потешных крепостей. В конце правления Екатерины II и начале правления Павла I, в 1795-1796 годах в Павловске была возведена крупная потешная крепость Мариенталь.
Император Павел I, сын Петра III, продолжил традицию потешных крепостей. В конце правления Екатерины II и начале правления Павла I, в 1795—1796 годах в Павловске была возведена [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#Замок_и_парк_Мариенталь_в_Павловске|потешная крепость-замок Мариенталь]].
 
[[Файл:Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. Худ. Василий Садовников, 1830-е годы.jpg|250px|thumb|left|Первоначальный вид Зимнего дворца в XVIII – первой половине XIX века, западный фасад со стороны Адмиралтейства (песочный цвет).]]
[[Файл:Зимний дворец (северный фасад) в Санкт-Петербурге в XIX веке, литография по рисунку И. Шарлеманя.jpg|250px|left|thumb|Зимний дворец в середине XIX века – начале XX века, северный фасад со стороны Невы (тёмно-красный цвет)]]


=== Зимний каменный дом (Зимний дворец) в Санкт-Петербурге — ввод в строй ===
=== Зимний каменный дом (Зимний дворец) в Санкт-Петербурге — ввод в строй ===
Императрица Елизавета 1 января 1752 г. приняла решение о радикальном расширении старого Зимнего дворца Анны Иоанновны, который, несмотря на многочисленные усовершенствования, не вполне, по её мнению, отвечал величию Империи. Для этого были выкуплены соседние участки по Дворцовой набережной и окончательный проект дворца, предусматривавший почти полный снос предыдущих строений и невиданную для Петербурга высоту здания в 22 м, был утверждён летом 1754 г. Изначально стоимость здания, обозначавшегося в документах того времени как «Зимний каменный дом», оценивалась в 990 тыс. рублей и построить его намечалось за три года, однако вследствие, прежде всего, Семилетней войны с Пруссией, строительство затянулось.  
Главный императорский дворец Российской Империи, известнейший из дворцов Санкт-Петребурга, ныне главное место расположения крупнейшего художественного музея России — Государственного Эрмитажа. Располагается между Дворцовой набережной реки Невы и Дворцовой площадью, у Дворцового моста. Построен в 1765—1762 годах по проекту архитектора Франческо Бартоломео (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли, является известнейшим примером стиля растреллиевского (елизаветинского) барокко середины XVIII века.
 
Императрица Елизавета I Петровна приняла 1 января 1752 года решение о радикальном расширении старого Зимнего дворца своей двоюродной сестры, Императрицы Анны I Иоанновны, который, несмотря на многочисленные усовершенствования, по её мнению, не вполне отвечал величию Империи. Для грандиозного строительства были выкуплены соседние участки по Дворцовой набережной. Окончательный проект дворца, предусматривавший почти полный снос предыдущих строений и невиданную для тогдашнего Петербурга высоту жилого здания в 23,5 м, был утверждён летом 1754 г. Изначально стоимость здания, обозначавшегося в документах того времени как «Зимний каменный дом», оценивалась в 990 тыс. рублей и построить его намечалось за три года, однако вследствие Семилетней войны с Пруссией и других сложностей строительство затянулось.
 
После смерти Елизаветы I недостроенный ещё дворец (не были завершены отделочные работы внутри многих помещений) был введён в строй по указанию желавшего как можно скорее переехать туда ещё не коронованного Императора, что он и сделал 6 апреля 1762 года. Окончательно здание [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#Зимний_каменный_дом_(Зимний_дворец)_в_Санкт-Петербурге_—_завершение_работ|было завершено]] уже при Екатерине II в 1764 году. Также фактически в рамках проекта у дворца была построена [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#Гранитная_набережная_Невы_у_Зимнего_каменного_дома_(Зимнего_дворца)_в_Санкт-Петербурге|первая в Северной Столице гранитная набережная (Дворцовая)]]. Итоговая стоимость дворца составила  2 622 020 рублей 19 копеек.<sup>[http://walkspb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79]</sup>
 
Дворец имеет сложную планировку, с одним главным внутренним двором и 5 малыми двориками. Длина по фасаду со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175 метров. Общее число помещений в Зимнем дворце первоначально составляло около 1500 (после реконструкции снижено до 1084), общая площадь достигает порядка 60 тыс. м².
 
Отделкой интерьеров дворца, помимо самого Растрелли (при Елизавете I) занимались архитекторы Юрий Фельтен, Жан-Батист Валлен-Деламот и Антонио Ринальди (при Екатерине II). В 1764 году Екатерина II начала собирать во дворце коллекцию картин и других предметов искусства, которые впоследствии стали основой для коллекции Государственного Эрмитажа.
 
С момента ввода в строй в 1762 г. до 1904 г. дворец служил официальной зимней резиденцией российских императоров. 29 декабря 1837 года во дворце произошёл грандиозный пожар: наиболее ценную часть императорского имущества удалось спасти, однако стационарные интерьеры были практически полностью уничтожены. [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1832-1843)#Восстановление_Зимнего_дворца_в_Санкт-Петербурге_после_пожара_1837_года|Ускоренная реконструкция Зимнего дворца в 1838–1839 годах составила отдельный крупный проект]].
[[Файл:Зимний дворец и Дворцовая площадь с высоты птичьего полёта.jpg|thumb|250px|right|Зимний дворец и Дворцовая площадь с высоты птичьего полёта (вид с севера), 2016]]
 
В 1844 году Николаем I был издан указ, согласно которому максимальная высота строящихся в Петербурге жилых частных зданий не должна была превышать 11 саженей (23,47 м), то есть не должна была превосходить по высоте Зимний дворец, прямо в указе не упоминаемый. Таким образом была установлена знаменитая «Небесная линия Петербурга» (большинство зданий в центральной части города и поныне не превышают эту высоту).
 
В 1852 году в части помещений Зимнего дворца был открыт для посещения публики музей «Императорский Эрмитаж». В годы Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь цесаревича Алексея Николаевича, после Февральской революции — Временное правительство, после Октябрьской революции до 1941 г. — Музей революции. В 1918—1943 годах здание официально именовалось «Дворец искусств».


После смерти Елизаветы недостроенный ещё дворец (не были закончены отделочные работы внутри многих помещений) был введён в строй по указанию желавшего как можно скорее переехать туда ещё не коронованного Императора, что он и сделал 6 апреля 1762 года. Окончательно здание [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#Зимний_каменный_дом_(Зимний_дворец)_в_Санкт-Петербурге_—_завершение_работ|было завершено]] уже при Екатерине II в 1764 году. Также фактически в рамках проекта у дворца была построена [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#Гранитная_набережная_Невы_у_Зимнего_каменного_дома_(Зимнего_дворца)_в_Санкт-Петербурге|первая в Северной Столице гранитная набережная]]. Общая стоимость дворца составила 2 622 020 рублей 19 копеек.<sup>[http://walkspb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79]</sup>
Дворец неоднократно менял свою окраску. Изначально по распоряжению Екатерины II стены были окрашены в бледно-жёлтый цвет («песочною краскою»), как в [[rwp:Версаль|Версале]] и [[rwp:Шёнбрунн|Шёнбрунн]]е. После масштабной реставрации при Николае I в середине XIX века дворец был выкрашен в тёмно-красный цвет. В 1934 году дворец покрасили почти в оранжевый цвет, однако это вызвало негативные отклики, и эксперимент признали неудачным. В начале 1940-х во время блокады Ленинграда фасад был выкрашен в серый цвет (в защитных целях, как мера против бомбардировок). После Великой Отечественной войны дворец приобрёл современный изумрудный оттенок.<sup>[https://www.fontanka.ru/2020/04/22/69107014/]</sup>


[[Файл:Зимний дворец (южный фасад со стороны Дворцовой площади).jpg|thumb|500px|center|Зимний дворец в Санкт-Петербурге (южный фасад со стороны Дворцовой площади), 2004 г.]]
[[Файл:Зимний дворец (южный фасад со стороны Дворцовой площади).jpg|thumb|500px|center|Зимний дворец в Санкт-Петербурге, южный фасад со стороны Дворцовой площади (изумрудный цвет), 2004 г.]]


С момента ввода в строй в 1762 г. до 1904 г. дворец служил официальной зимней резиденцией российских императоров, в 1852 г. при нём открыт для посещения публики музей Императорский Эрмитаж. В годы Первой мировой во дворце располагался госпиталь цесаревича Алексея Николаевича, после Февральской революции — Временное правительство, после Октябрьской революции до 1941 г. — Музей революции. После войны и возвращения коллекции из эвакуации дворец был целиком передан Эрмитажу.
После войны и возвращения коллекции из эвакуации дворец был целиком передан Государственному Эрмитажу.


==Фортификационные сооружения==
==Фортификационные сооружения==
Строка 53: Строка 71:


=== 66-пушечный линейный корабль «Святой Александр Невский» типа «Слава России» ===
=== 66-пушечный линейный корабль «Святой Александр Невский» типа «Слава России» ===
Корабль, являвшийся частью крупнейшей в отечественном флоте серии из 58-ми парусных линейных кораблей, [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8.C2.BB|31 из которых был введён в строй ранее]], был заложен 3 июля 1760 году в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 3 мая 1762 года.
Корабль, являвшийся частью крупнейшей в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|31 из которых был введён в строй ранее]] (серия [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|основана]] в 1731 году), был заложен 3 июля 1760 году в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 3 мая 1762 года.


Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8.C2.BB|ещё 26 кораблей этого типа]].
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|ещё 26 кораблей этого типа]].


== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==

Текущая версия от 19:02, 7 мая 2023

Пётр III

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 26 декабря 1761 года (6 января 1762 года) по 27 июня (8 июля) 1762 года.

Границы периода обусловлены началом царствования Петра III Голштинского после смерти его тёти, Императрицы Всероссийской Елизаветы I Весёлой, и смещением Петра III в результате дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года в пользу его супруги, Екатерины II Великой.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Макет крепости Петерштадт

Петерштадт

Потешная военная крепость, построенная в 1759—1762 годах в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом для наследника престола великого князя Петра Федоровича, ставшего в конце 1761 года Императором Петром III. Занимала площадь в 2 га и служила полноразмерным макетом для обучения наследника и приближённых к нему дворян-офицеров военному делу. Несмотря на свой «потешный» характер, Петерштадт (по-немецки, «город Петра») был построен по всем правилам фортификации того времени и был фактически загородной резиденцией Петра Фёдоровича. Строительство и расширение крепости, а также реконструкция соседних участков Ораниенбаумского парка шли вплоть до смещения Петра III в результате дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года, в ходе которого крепость была без боя сдана гарнизоном (состоящим из русских и немцев-голштинцев) отряду гусар под командованием Василия Ивановича Суворова (отца будущего знаменитого полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова).

Строительство потешных крепостей для русских правителей мужского пола было к середине XVIII века уже устоявшейся традицией. В 1685 году для царя Петра I в селе Преображенском под Москвой была построена первая в России потешная крепость Пресбург. В конце 1720-х годов была устроена потешная крепость для Петра II недалеко от Большого дворца в Петергофе. До Петерштадта для Петра Фёдоровича на территории Ораниенбаума была построена 4-бастионная крепость Екатеринбург (1746, назван в честь Екатерины II, ставшей тогда супругой Петра Фёдоровича).

При потешных крепостях Петра Фёдоровича действовали потешные войска (с 1755 года укомплектованные выходцами из немецкого княжества Гольштейн – родины Петра III), а также потешный флот в составе 4 уменьшенных копий боевых кораблей (фрегат «Святой Андрей», 20-пушечный корабль «Ораниенбаум» и две галеры «Екатерина» и «Елизавета»), которые базировались на Нижнем Пруду Ораниенбаума (в то время его называли Малым Увеселительным морем). Интересно, что после ухудшения отношений между Петром и Екатериной, названная в честь последней крепость Екатеринбург с 1757 года начала играть роль места расположения условного противника (ту же роль стала выполнять и галера «Екатерина»).

Крепость под названием Петерштадт стала результатом перестройки и увеличения в размерах крепости Святого Петра (возведена в 1756—1757 годах), которая просуществовала в изначальном виде только 2 года – её земляные валы были срыты в 1759 году. Руководителями строительства были майор-голштинец Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Новые земляные укрепления и внутренние здания крепости были завершены 26 июня 1762 года, буквально накануне дворцового переворота и потери Петром III власти.

Крепость имела форму 14-конечной звезды и состояла из 5 земляных бастионов, на которых стояли 12 пушек, и центрального застроенного пространства, всё это было окружено рвом. Площадь в два гектара означала, что это укрепление было вполне сравнимо по размеру с небольшими крепостями, во множестве существовавшими тогда на укреплённых линиях вдоль южных окраин Российской Империи. С учётом статуса крепости как императорской резиденции, однако, её стоимость, конечно же, была намного выше, особенно с учётом расходов на потешные войска и флот, а также на реконструкцию Ораниенбаумского парка, в котором в это время были построены итальянский Увеселительный сад, двухэтажный павильон Эрмитаж, Менажерия (Зверинец) c фонтаном, миниатюрная Соловьёва беседка, Китайский домик с фонтаном и большой водный каскад на реке Карости – от этих сооружений сохранились лишь некоторые фрагменты скульптур. Часть Ораниенбаумского парка, застроенная и украшенная при Петре I, ныне известна как Петровский парк.

Дворец Петра III в Ораниенбауме, 2014

Крупнейшим и единственным двухэтажным зданием Петерштадта был дворец Петра III по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди, возведённый в 1758—1762 годах. Дворец сохранился до наших дней. Также сохранились Въездные (Почётные) ворота и часть земляных валов крепости.

После Петерштадт поддерживался в хорошем состоянии почти всё правление Екатерины II: в 1779 году здесь был проведён капитальный ремонт, а в 1784 году здесь были размещены органы местного самоуправления Ораниенбаума. Город Ораниенбаум, помимо крепости и парка, получил ещё ряд построек во времена проживания здесь Петра Фёдоровича (в частности, после 1755 года здесь была возведена лютеранская кирха для немцев из Голштинии). С конца 1780-х, однако, крепость начала приходить в упадок и была почти полностью руинирована к середине XIX века. В 1880-е годы был отреставрирован, а в 1953 году превращён в музей «Дворец Петра III».

Император Павел I, сын Петра III, продолжил традицию потешных крепостей. В конце правления Екатерины II и начале правления Павла I, в 1795—1796 годах в Павловске была возведена потешная крепость-замок Мариенталь.

Первоначальный вид Зимнего дворца в XVIII – первой половине XIX века, западный фасад со стороны Адмиралтейства (песочный цвет).
Зимний дворец в середине XIX века – начале XX века, северный фасад со стороны Невы (тёмно-красный цвет)

Зимний каменный дом (Зимний дворец) в Санкт-Петербурге — ввод в строй

Главный императорский дворец Российской Империи, известнейший из дворцов Санкт-Петребурга, ныне главное место расположения крупнейшего художественного музея России — Государственного Эрмитажа. Располагается между Дворцовой набережной реки Невы и Дворцовой площадью, у Дворцового моста. Построен в 1765—1762 годах по проекту архитектора Франческо Бартоломео (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли, является известнейшим примером стиля растреллиевского (елизаветинского) барокко середины XVIII века.

Императрица Елизавета I Петровна приняла 1 января 1752 года решение о радикальном расширении старого Зимнего дворца своей двоюродной сестры, Императрицы Анны I Иоанновны, который, несмотря на многочисленные усовершенствования, по её мнению, не вполне отвечал величию Империи. Для грандиозного строительства были выкуплены соседние участки по Дворцовой набережной. Окончательный проект дворца, предусматривавший почти полный снос предыдущих строений и невиданную для тогдашнего Петербурга высоту жилого здания в 23,5 м, был утверждён летом 1754 г. Изначально стоимость здания, обозначавшегося в документах того времени как «Зимний каменный дом», оценивалась в 990 тыс. рублей и построить его намечалось за три года, однако вследствие Семилетней войны с Пруссией и других сложностей строительство затянулось.

После смерти Елизаветы I недостроенный ещё дворец (не были завершены отделочные работы внутри многих помещений) был введён в строй по указанию желавшего как можно скорее переехать туда ещё не коронованного Императора, что он и сделал 6 апреля 1762 года. Окончательно здание было завершено уже при Екатерине II в 1764 году. Также фактически в рамках проекта у дворца была построена первая в Северной Столице гранитная набережная (Дворцовая). Итоговая стоимость дворца составила 2 622 020 рублей 19 копеек.[1]

Дворец имеет сложную планировку, с одним главным внутренним двором и 5 малыми двориками. Длина по фасаду со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175 метров. Общее число помещений в Зимнем дворце первоначально составляло около 1500 (после реконструкции снижено до 1084), общая площадь достигает порядка 60 тыс. м².

Отделкой интерьеров дворца, помимо самого Растрелли (при Елизавете I) занимались архитекторы Юрий Фельтен, Жан-Батист Валлен-Деламот и Антонио Ринальди (при Екатерине II). В 1764 году Екатерина II начала собирать во дворце коллекцию картин и других предметов искусства, которые впоследствии стали основой для коллекции Государственного Эрмитажа.

С момента ввода в строй в 1762 г. до 1904 г. дворец служил официальной зимней резиденцией российских императоров. 29 декабря 1837 года во дворце произошёл грандиозный пожар: наиболее ценную часть императорского имущества удалось спасти, однако стационарные интерьеры были практически полностью уничтожены. Ускоренная реконструкция Зимнего дворца в 1838–1839 годах составила отдельный крупный проект.

Зимний дворец и Дворцовая площадь с высоты птичьего полёта (вид с севера), 2016

В 1844 году Николаем I был издан указ, согласно которому максимальная высота строящихся в Петербурге жилых частных зданий не должна была превышать 11 саженей (23,47 м), то есть не должна была превосходить по высоте Зимний дворец, прямо в указе не упоминаемый. Таким образом была установлена знаменитая «Небесная линия Петербурга» (большинство зданий в центральной части города и поныне не превышают эту высоту).

В 1852 году в части помещений Зимнего дворца был открыт для посещения публики музей «Императорский Эрмитаж». В годы Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь цесаревича Алексея Николаевича, после Февральской революции — Временное правительство, после Октябрьской революции до 1941 г. — Музей революции. В 1918—1943 годах здание официально именовалось «Дворец искусств».

Дворец неоднократно менял свою окраску. Изначально по распоряжению Екатерины II стены были окрашены в бледно-жёлтый цвет («песочною краскою»), как в Версале и Шёнбрунне. После масштабной реставрации при Николае I в середине XIX века дворец был выкрашен в тёмно-красный цвет. В 1934 году дворец покрасили почти в оранжевый цвет, однако это вызвало негативные отклики, и эксперимент признали неудачным. В начале 1940-х во время блокады Ленинграда фасад был выкрашен в серый цвет (в защитных целях, как мера против бомбардировок). После Великой Отечественной войны дворец приобрёл современный изумрудный оттенок.[2]

Зимний дворец в Санкт-Петербурге, южный фасад со стороны Дворцовой площади (изумрудный цвет), 2004 г.

После войны и возвращения коллекции из эвакуации дворец был целиком передан Государственному Эрмитажу.

Фортификационные сооружения

Потешная крепость Петерштадт

См. Петерштадт.

Крупнейшие корабли и суда

80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»

При Петре III в дополнение к шести, введённым в строй ранее линкорам типа «Святой Павел» (серия кораблей основана в 1741 году) в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены ещё два корабля этого проекта:

  • «Принц Георг» — назван в честь английского принца, заложен 16 декабря 1758 года, спущен на воду 6 мая 1762 года, при Екатерине II переименован в «Святую Екатерину» в честь её небесной покровительницы.
  • «Фридрих Рекс» — назван в честь прусского короля, заложен 11 января 1759 года, спущен на воду 6 мая 1762 года, при Екатерине II переименован в «Кир-Иоанн» в честь святых, на день памяти которых пришёлся дворцовый переворот.

Ещё два корабля этого проекта были введены в строй позднее.

66-пушечный линейный корабль «Святой Александр Невский» типа «Слава России»

Корабль, являвшийся частью крупнейшей в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, 31 из которых был введён в строй ранее (серия основана в 1731 году), был заложен 3 июля 1760 году в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1762 года.

Позднее были построены ещё 26 кораблей этого типа.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

См. Зимний каменный дом (Зимний дворец) в Санкт-Петербурге — ввод в строй.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Резиденция Петра III в Ораниенбауме

См. Петерштадт.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.