Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Самая большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания появились в Царском селе и еще оттуда начали победоносное шествие по миру, венцом их развития в это время стала именно горка в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась. | Самая большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания появились в Царском селе и еще оттуда начали победоносное шествие по миру, венцом их развития в это время стала именно горка в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась. | ||
Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой | Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось. | ||
== Крупнейшие корабли и суда == | == Крупнейшие корабли и суда == |
Версия от 02:51, 23 февраля 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.
Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе Первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы нации
Медный всадник
Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов.
Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.
Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.
Катальная горка в Ораниенбауме
Самая большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания появились в Царском селе и еще оттуда начали победоносное шествие по миру, венцом их развития в это время стала именно горка в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.
Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.
Крупнейшие корабли и суда
78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»
Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.
74-пушечные линейные корабли
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля:
- «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
- «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
- «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
- «Победослав» — заложен 26 января 1777 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 июня 1782 года.
66-пушечные линейные корабли
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 17 таких кораблей:
- «Ингерманландия» — заложен 1 ноября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 1 мая 1773 года.
- «Азия» — заложен 19 августа 1772 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
- «Америка» — заложен 19 августа 1772 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
- «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1774 года.
- «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 18 мая 1774 года.
- «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1774 года.
- «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1775 года.
- «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1775 года.
- «Спиридон» — заложен 24 апреля 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
- «Давид Солунский» — заложен 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
- «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1780 года.
- «Иавуарий» — заложен 1 декабря 1776 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1780 года.
- «Победоносец» — заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года.
- «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1781 года.
- «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1781 года.
- «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1781 года.
- «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1782 года.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино)
Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга - в то время - мыза (усадьба) Гатчино - изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г.Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро и отделка была завершена только в 1781 году.
Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец подвергся серьезной реконструкции под вкусы нового Императора.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург
Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам свервысокотехнологичными - в них впервые были выполнены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были завершены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков по вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788...1789 гг, когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.
Фортификационные сооружения
Днепровская линия
Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше - по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году. Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре - двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.
Линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости - Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[1]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|