Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Тем не менее, хотя некоторые ранние летописные датировки с большой степенью уверенности опровергаются иностранными источниками (в частности, поход на Царьград 866 года, который по греческим источникам произошёл в 860 году), в большинстве случаев внелетописные источники и археологические данные не могут полностью, вне всякого сомнения опровергнуть летописные даты, поскольку сведения большинства арабских и прочих иностранных авторов о Руси того периода имеют в большинстве случаев полулегендарный характер и слабо датированы, а археология, как правило, может лишь подтвердить существование каких-то древних летописных городов, но не опровергнуть (так как города могли существовать в иных, ещё не исследованных местах, либо их следы могли быть уничтожены природой или деятельностью человека). | Тем не менее, хотя некоторые ранние летописные датировки с большой степенью уверенности опровергаются иностранными источниками (в частности, поход на Царьград 866 года, который по греческим источникам произошёл в 860 году), в большинстве случаев внелетописные источники и археологические данные не могут полностью, вне всякого сомнения опровергнуть летописные даты, поскольку сведения большинства арабских и прочих иностранных авторов о Руси того периода имеют в большинстве случаев полулегендарный характер и слабо датированы, а археология, как правило, может лишь подтвердить существование каких-то древних летописных городов, но не опровергнуть (так как города могли существовать в иных, ещё не исследованных местах, либо их следы могли быть уничтожены природой или деятельностью человека). | ||
Многие исследователи считают самого Рюрика мифической фигурой и позднейшим вымыслом летописцев, что, скорее всего, неверно. Рюрик согласно летописи является отцом князя Игоря, существование которого однозначно подтверждается иностранными источниками | Многие исследователи считают самого Рюрика мифической фигурой и позднейшим вымыслом летописцев, что, скорее всего, неверно. Рюрик, согласно летописи, является отцом князя Игоря, существование которого однозначно подтверждается иностранными гречекими источниками, а выдумывание предка, который отстоит от реального исторического персонажа всего лишь на одно поколение, является бессмысленным с точки зрения «удревнения рода» и потому маловероятным. Массовая письменность появилась на Руси чуть более чем через 100 лет после смерти Рюрика, после Крещения Руси при его правнуке Владимире I, а сохранение устных семейных преданий о предках вплоть до колена прадедов является вполне нормальным явлением. У составителей текстов, которые легли в основу первых русских летописей в начале XI века, была возможность общаться с живыми носителями этих преданий, повествующих о временах за предыдущие 100-150 лет. | ||
В связи с этим, данная статья и дальнейшие статьи о крупных проектах эпохи Древней Руси по умолчанию относятся к летописным сведениям о событиях IX-X веков как в целом верным, однако в чём-то могущим вызывать сомнения и быть легендарными. Летописные даты также в целом принимаются, но как условные, с возможным сдвигом по отношению к реальным событиям в несколько лет. Археологические данные и сведения иностранных источников интерпретируются как дополняющие и уточняющие, а в некоторых случаях опровергающие летописный рассказ, однако не меняющие кардинально летописную картину русской истории. | В связи с этим, данная статья и дальнейшие статьи о крупных проектах эпохи Древней Руси по умолчанию относятся к летописным сведениям о событиях IX-X веков как в целом верным, однако в чём-то могущим вызывать сомнения и быть легендарными. Летописные даты также в целом принимаются, но как условные, с возможным сдвигом по отношению к реальным событиям в несколько лет. Археологические данные и сведения иностранных источников интерпретируются как дополняющие и уточняющие, а в некоторых случаях опровергающие летописный рассказ, однако не меняющие кардинально летописную картину русской истории. |
Версия от 21:21, 9 мая 2023
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 862 года по 879 год.
Границы периода обусловлены традиционной летописной датой призвания варягов – Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора – на княжение в Северной Руси и датой смерти Рюрика. Современные историки, как правило, считают эти даты условными – предположительно, они были проставлены летописцами начала XII века, авторами «Повести временных лет» (Начальной летописи), которые пользовались лишь слабо привязанными к хронологии устными преданиями и немногочисленными греческими источниками о походах Руси на Царьград. Насколько летописцы ошиблись в простановке дат, является вопросом дискуссионным. По некоторым гипотезам, события правления Рюрика в действительности следует относить к рубежу IX-X веков, когда по археологии, в 890-е годы подтверждается масштабное строительство крепости Ладога на севере и впервые массово прослеживаются варяжские древности на юге, в Киеве.
Тем не менее, хотя некоторые ранние летописные датировки с большой степенью уверенности опровергаются иностранными источниками (в частности, поход на Царьград 866 года, который по греческим источникам произошёл в 860 году), в большинстве случаев внелетописные источники и археологические данные не могут полностью, вне всякого сомнения опровергнуть летописные даты, поскольку сведения большинства арабских и прочих иностранных авторов о Руси того периода имеют в большинстве случаев полулегендарный характер и слабо датированы, а археология, как правило, может лишь подтвердить существование каких-то древних летописных городов, но не опровергнуть (так как города могли существовать в иных, ещё не исследованных местах, либо их следы могли быть уничтожены природой или деятельностью человека).
Многие исследователи считают самого Рюрика мифической фигурой и позднейшим вымыслом летописцев, что, скорее всего, неверно. Рюрик, согласно летописи, является отцом князя Игоря, существование которого однозначно подтверждается иностранными гречекими источниками, а выдумывание предка, который отстоит от реального исторического персонажа всего лишь на одно поколение, является бессмысленным с точки зрения «удревнения рода» и потому маловероятным. Массовая письменность появилась на Руси чуть более чем через 100 лет после смерти Рюрика, после Крещения Руси при его правнуке Владимире I, а сохранение устных семейных преданий о предках вплоть до колена прадедов является вполне нормальным явлением. У составителей текстов, которые легли в основу первых русских летописей в начале XI века, была возможность общаться с живыми носителями этих преданий, повествующих о временах за предыдущие 100-150 лет.
В связи с этим, данная статья и дальнейшие статьи о крупных проектах эпохи Древней Руси по умолчанию относятся к летописным сведениям о событиях IX-X веков как в целом верным, однако в чём-то могущим вызывать сомнения и быть легендарными. Летописные даты также в целом принимаются, но как условные, с возможным сдвигом по отношению к реальным событиям в несколько лет. Археологические данные и сведения иностранных источников интерпретируются как дополняющие и уточняющие, а в некоторых случаях опровергающие летописный рассказ, однако не меняющие кардинально летописную картину русской истории.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Символы нации
Столица Руси в Ладоге
Небольшая, но важная деревянная крепость — ныне село Старая Ладога — была построена, согласно летописным данным, князем-варягом Рюриком, призванным вместе с братьями княжить в землю словен, кривичей, чуди и веси.[2] «Повесть временных лет» сообщает об этом:
И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам [словенам]. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. |
Старая Ладога, таким образом, стала княжеской резиденций Рюрика и его дружины. Произошло это около 862 года. Позднее, под 864 годом летопись сообщает о смерти братьев Рюрика, и об основании им «Города над Волховом», который он назвал Новгородом, куда, по-видимому была им перенесена столица Руси.
По археологическим данным, славянские и варяжские поселения на месте Старой Ладоги существовали и ранее, поэтому в данном случае речь может идти о строительстве именно столичной княжеской резиденции и новых крепостных укреплений. Возможно, Ладога в какой-то более ранний период уже была столицей «народа Рос» (известного по франкским «Бертинским анналам» с 839 года) или центром гипотетической «Северной конфедерации племён» (словен, кривичей, чуди и веси/мери). Если так, то в 859 году в результате восстания местных племён против взимавших с них дань «варягов, приходящих из заморья», Ладога утратила статус политического центра, а при Рюрике вернула. Весьма вероятно, что в 859 году Ладога была попросту разрушена восставшими, а в 862 году, таким образом, была восстановлена.
Уже через два года, однако, Рюрик перенёс свою столицу южнее, в летописный Новгород (Рюриково Городище). Ладога осталась главным северным портом Руси, где торговцы и воины, желавшие пройти на юг по русским рекам, пересаживались с морских судов (с глубокой осадкой), на речные суда (с низкой осадкой), так как чтобы проплыть во Волхову необходимо было преодолеть (по воде или волоком) опасные Волховские пороги. Соответственно, путешественники, плывущие из Руси на запад, по Ладожскому озеру, глубокой реке Неве и Балтийскому морю в Скандинавию и Европу, пересаживались в Ладоге с речных судов на морские.
Позднее, при приемнике Рюрика князе Олеге Вещем, на рубеже IX-X веков эта важнейшая северная крепость Руси была перестроена в камне.
Столица Руси в Новгороде (Рюриково Городище)
Согласно части летописей, после основания Ладоги, смерти братьев и объединения власти над Русью в своих руках, Рюрик в 864 году построил «Город над Волховом», который назвал Новгородом и который сделал новой столицей страны:
И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить… |
В средневековом Новгороде место княжеской резиденции называлось просто Городище. Современное название – Рюриково Городище – было введено в XIX веке для отличия от множества других древних городищ по всей России. Городище Рюрика находится к югу от современного Новгорода, ближе к истоку реки Волхова из озера Ильмень, между протокой Малый Волховец и прорытым в 1798—1803 годах Си́версовым каналом (соединяющим Волхов и впадающую в Ильмень реку Мсту).
В качестве резиденции Городище просуществовало ещё много веков: поначалу здесь проживали сами русские князья, Рюрик и Олег Вещий, затем наследники престола и прочие старшие сыновья киевских князей – Игорь I Рюрикович, Святослав I Игоревич, Владимир I Святославич и другие. В XI веке Городище временно утратило статус основной княжеской резиденции, которая была перенесена Ярославом Мудрым на Ярославль двор в самом Новгороде. Однако к концу XI века, не позднее времён правления новгородского (а позднее киевского) князя Мстислава Великого, Городище, по-видимому, было возрождено как главный новгородский княжий двор. После того, как новгородское вече в 1136 году провозгласило «вольность в князьях», князья Новгорода стали выборными и обязаны были проживать вне города, то есть на Городище. В XII веке здесь была построена каменная Благовещенская церковь, а в XVI веке сюда приезжал Царь Иван Грозный.
Название Новгород, очевидно, означает «Новый город», однако в точности неизвестно, по отношению к какому именно «Старому городу» Новгород был так назван – была ли это Ладога, – предыдущая столица Рюрика, расположенная вблизи устья Волхова, – либо какое-то соседнее с Новгородом более древнее поселение у истока Волхова. Собственно, доподлинно неизвестно и то, когда реально возникло название Новгород – первое его достоверно упоминание в синхронных источниках, в форме Немогард, относится к 949 году, когда византийский император Константин VII Багрянородный написал трактат «Об управлении империи», где упомянул, что князь Святослав, сын князя Игоря, правит в Немогарде (в то время княгиня Ольга, мать Святослава, правила в Киеве).
Предполагается, что севернее Рюрикова Городища, на острове Волхова (между самой рекой Волхов и протокой Малый Волховец) в IX веке существовало поселение племенного союза ильменских словен, на месте которого позднее возник Славенский конец Новгорода. Это поселение, судя по всему, было неукреплённым либо слабо укреплённым (археологи не смогли найти следов каких-либо значительных крепостных стен, относящихся к той эпохе).
В скандинавских сагах столичный город Руси/Северной Руси называется Хольмгард, что можно перевести с древенескандинавского как «островной город», что соответствует расположению Новгорода на волховском острове. В некоторых германских источниках, предположительно, Новгород назывался Острогардом. Название Хольмгард, впрочем, может происходить частично из славянского языка (по-древнерусски поселение на месте Славенского конца могло называться Холм – возможно, оно упоминается в источниках под 1134 годом). Наконец, первая часть названия Хольмгард может происходить от искажённо финно-угорского слова Ильмень, то есть названия Ильмень-озера (наименования древнейших русских городов по озёрам известны, например, город Белоозеро).[3]
Великий Новгород на современном месте, с центром на левом берегу Волхова, возник в третьей четверти – середине X века. Что именно следует считать летописным Новгородом IX и начала X веков, а также Хольмгардом скандинавских саг – по-прежнему вызывает дискуссии у историков. Одни считают, что это было Городище у истока Волхова, другие – словенское поселение на волховском острове или какое-то иное славянское/варяжское поселение в данном районе.[4]
Фортификационные сооружения
Крепость Ладога
Рюриково Городище
См. Столица Руси в Новгороде (Рюриково Городище).
Крупнейшие порты
Восстановление Ладожской пристани
Новгородская пристань
См. Столица Руси в Новгороде (Рюриково Городище).
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Войско и флот Рюрика
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Призвание варягов
Согласно русским летописям, история Русской Земли начинается с того, что в 852 году, когда начал царствовать [византийский император] Михаил, стала прозываться Русская Земля», то есть в это время стала известна страна с таким названием. По западным источникам – франкским Бертинским анналам – уже в 839 году существовал некий русский правитель «Хакан Рос» (что, видимо, переводится как «каган росов»),[5] о котором рассказали его послы («послы народа Рос»), считающиеся первыми представителями народа русь, упомянутыми в исторических источниках – эти послы первоначально направились к византийскому императору Феофилу в Константинополь, однако на обратном пути оказались у франкского короля Людовика I Благочестивого в Ингельгейме, причём их приняли за «свеонов», то есть шведов, что говорит о варяжском происхождении послов (и по крайней мере части первых русов). В 860 году, по греческим источникам, «народ Рос» совершил разорительный поход на окрестности Константинополя, столицы Ромейской Империи (Византии) – по мнению греков, город был спасён чудом, «варвары» отступили восвояси.[6]
Таким образом, уже в 830-е – 850-е годы на территории будущего Древнерусского государства (самоназвание – Русская Земля) существовали некие лидеры и мощные политические структуры, способные организовывать посольства в европейские империи и крупные военные походы. Причём эти политические структуры, судя по всему, распространялись как на Северную Русь (в пользу чего говорит скандинавское родство послов народа Рос), так, по крайней мере частично, и на будущую Южную Русь (через которую должны были проходить и войска и посольства народа Рос, чтобы оказаться в Царьграде). По-видимому, можно говорить о существовании Древнерусского государства или протогосударства уже в то время: оно было организовано на землях вдоль путей «из варяг в арабы» (Волжский путь) и «из варяг в греки» (Днепровский путь), которые в северной своей части сходились в районе варяжского поселения Ладога. Движущей силой и главными заинтересованными лицами в формировании единой власти вдоль этих торговых путей были варяги-скандинавы, которые с конца VIII века (когда, как считается, стартовала Эпоха викингов) начали вести через реки восточной Европы обширную торговлю с Ромейской Империей и Арабским Халифатом (через Волжский торговый путь в Европу в то время массово поступала серебряная арабская монета). При этом, по-видимому, варяжские военные вожди (конунги) быстро начали интегрировать в свои дружины славян, которые были близки в то время к скандинавам по внешности и языческим обычаям, и не слишком далеки по языку.
Однако, вплоть до середины IX века власть военно-торговой элиты «народа Рос» на славянских и финских землях была не слишком прочна, даже в северных землях вокруг Ладоги. Вполне сложившихся государств тогда ещё не было и в самой Скандинавии: варяги на Руси имели преимущество не столько в плане политической культуры, сколько в военной организации, в технологиях кораблестроения и в знании торговых путей. Единой династии, правившей «народом Рос» и передававшей власть по наследству, по-видимому, ещё не установилось.
Согласно «Повести временных лет», в 859 году славянские и финно-угорские племена, жившие на севере будущей Русской Земли, изгнали «варягов из заморья», которые приходили и «взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей». В то же самое время на юге будущей Русской Земли «хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». По летописям не ясно, были ли в то время данниками остальные восточнославянские племена – дреговичи, древляне, волыняне и белые хорваты, жившие глубоко в лесах на западе будущей Руси (возможно, уже тогда они были в даннической зависимости от южнорусского политического центра, который мог организовать поход на Царьград 860 года).
Восстание против варягов на севере привело к тому, что славяне и их финно-угорские соседи освободились от дани, однако быстро обнаружили, что поддерживать безопасность границ и внутренний мир без единого государства тяжело. Избрать себе качестве правителя какого-то представителя местных племён, не ущемив при этом интересы всех остальных, также было затруднительно.
Кроме того, очевидно, северные племена были к тому моменту уже кровно заинтересованы в продолжении выгодной для них транзитной торговли между Европой, Византией и Арабским Халифатом, а поддерживать эту торговлю без посредничества варягов не представлялось возможным.
Наконец, судя по походу на Царьград 860 года, в Южной Руси остался достаточно мощный центр политической силы, способный организовать подобные военные мероприятия, и потому угрожавший в том числе и возвращением на север варягов с юга (куда, вероятно, часть из низ была изгнана – возможно, эти изгнанники и пошли войной на Византию).[7]
В результате, по версии «Повести временных лет» племенные союзы чуди, словен, кривичей и веси приняли совместное решение призвать себе в князья варягов из народа русь – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Вот как об этом рассказывает летопись:
В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить… |
Поздние русские источники XV-XVIII веков связывают призвание варягов с именем Гостомысла,[8] новгородского старейшины, дочь которого Умила называется в качестве матери Рюрика, Синеуса и Трувора. Возможно, новгородский Гостомысл – это чисто легендарная фигура (вместе с тем, известен вождь западных славян-ободритов Гостомысл, погибший в 844 году). Однако сама возможность того, что часть местных элит Северной Руси в какой-то момент решили призвать к себе варяжских князей, возможно связанных с ними не только экономическими и политическими интересами, но и родственными узами, выглядит вполне реальной (известно, что варяги-скандинавы к тому моменту присутствовали в землях будущей Руси уже на протяжении нескольких поколений).
Рюрик и его братья, судя по всему, сумели достаточно быстро навести порядок в северной Русской Земле, хотя поздние источники (Татищевские известия) и сообщают о восстание в Новгороде против Рюрика во главе с с неким Вадимом Храбрым под 864 годом (возможно, это поздняя фольклорная или литературная легенда). Очевидно, возвращение единой княжеской власти помогло также восстановить международную торговлю (о чем свидетельствует восстановление Рюриком Ладоги и строительство им Новгорода, а также большое количество кладов серебряных монет вдоль Волжского торгового пути, относящихся, предположительно, к третьей четверти IX века).
Таким образом, хотя Рюрик и не был, скорее всего, первым правителем Русской Земли, он основал здесь устойчивую традицию власти (более русских князей отсюда уже не изгоняли), а также кардинально расширил границы юго-западе и востоке, взяв под контроль северные участки бассейнов Западной Двины (в районе Полоцка) и Волги (в районе Ростова), а также часть течения Оки (в районе Мурома). Наконец, родив незадолго до своей смерти в 879 году сына Игоря, Рюрик основал династию Рюриковичей, которая правила впоследствии русскими землями более 7 веков. Наконец, Рюрик сформировал войско и флот Северной Руси, которые при его преемнике Олеге Вещем (воеводе и опекуне малолетнего Игоря) окончательно присоединили к Северной Руси земли Южной Руси по Днепру (Смоленск, Любеч и Киев) в 882 году, после чего единое Древнерусское государство (с новой столицей в Киеве) сформировалось уже безо всяких сомнений.
Волостные города Рюрика
Князь Рюрик, по-видимому, сумел, не только восстановить границы Северной Руси, какими они были при его предшественниках, «хаканах народа Рос», но и существенно расширить рубежи своего государства на юго-западе и юго-востоке. Рассказ о призвании варягов «Повесть временных лет» завершает следующим образом:
[Рюрик] стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне [словене], в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. |
Этот отрывок можно трактовать как указание на то, что славянские земли кривичей (с городом Полоцк), а также финно-угорские земли мери (с городом Ростов)[9] и муромы (с городом Муром) были присоединены Рюриком после того, как он стал единоличным правителем в 864 году.
Таким образом, при Рюрике Древнерусское государство могло расшириться на все ключевые территории будущей Северной Руси – из первоначального очага, который включал в себя район рек и озёр бассейна реки Невы (земли вокруг Ладоги и Новгорода), район Псковско-Чудского озера и реки Великой (земли вокруг Изборска) и район Белого Озера (связанного волоками с Онежским озером, которое через реку Свирь связано с Ладожским).
Волостями (от слова «власть») в Древней Руси называли районы, переданные в управление либо наследственное владение княжеским сыновьям или наместникам. Как правило, в новых волостях создавались укреплённые центры власти. Историки особо выделяют такие вновь основанные «княжеские города» и противопоставляют их более старым «племенным центрам» (как правило, слабее укреплённым, хотя и довольно крупным поселениям), где правили славянские, балтские и финно-угорские князья/старейшины. [10]
«Княжеские» и «племенные» центры могли длительное время (на протяжение десятилетий, иногда более века) существовать рядом и конкурировать друг с другом: дань и воинские контингенты с подвластных территорий «княжеские» города собирали напрямую (через наместников главного русского князя), а в «племенных» городах и волостях это происходило через посредство местных князей/старейшин и общин (веча). Считается, что постепенно княжеская власть Рюрика и его потомков везде заменила «племенную» – по мере интеграции земель бывших племенных союзов славян, финно-угров и балтов в Древнерусское государство. При Рюрике, по-видимому, таким образом были полностью интегрированы земли ильменских словен, а возможно, также и белозёрской веси (в районе Белоозера) и северных кривичей (в районе Изборска).[11]
Таким образом, во времена Рюрика в подвластной ему части Русской Земли, помимо столичных городов (Ладога и Новгород/Рюриково Городище) существовали следующие волостные города. Из летописи не вполне ясно, какие именно из них «поставил» Рюрик, какие были им завоёваны, а какие «достались в наследство» от предыдущих «варягов из заморья» (изгнанных в ходе восстания северных племён 859 года):
- Белоозеро (ныне Белозерск) – изначально, предположительно, «племенной» центр финно-угорской веси (вепсов), ставший княжеским городом, согласно ПВЛ, не позднее времён князя Синеуса, брата Рюрика (Синеус правил здесь между 862 и 864 годами). По сообщению летописца XVI века Кирилло-Белозерского монастыря, местом поселения Синеуса была известная с XV века волость Киснема, расположенная на северном берегу Белого озера («Синеус сиде у нас на Киснеме»). Следы летописного города IX века, однако, не найдены археологами ни на Киснеме, ни в других соседних местах. Известный археологам древнерусский город Белоозеро возник в этом только в середине X века и располагался он на правом берегу вытекающей из озера реки Шексны, в 17 километрах восточнее от нынешнего Белозерска (который был основан на современном месте в 1362-1364 годах после того, как старый город на Шексне вымер в результате эпидемии чумы 1552-1553 годов). Тем не менее, полностью существование города Белоозеро в IX веке не опровергнуто: отсутствие его следов может свидетельствовать о том, что город как резиденция князя Синеуса и, позднее, наместников Рюрика был значимым политическим центром сравнительно недолго: если в начале правления Рюрика и его братьев основная ветка Волжского торгового пути, вероятно, проходила через Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, волок в сторону Белого озера, само озеро, и, наконец, реку Шексну, впадающую в Волгу, то в конце правления Рюрика, когда были присоединены Ростовская и Муромская земли, был освоен более удобный и безопасный южный путь на Верхнюю Волгу – через озеро Ильмень, реку Мсту, Вышний Волочёк и реку Тверцу.
- Избореск (Изборск) – изначально «племенной» центр северных («псковской») кривичей,[11] ставший княжеским городом, согласно ПВЛ, не позднее времён князя Трувора, брата Рюрика (Трувор правил здесь между 862 и 864 годами). В отличие от Белоозера, Изборск не был заброшен или перенесён, и не превратился в малозначимое поселение, однако к началу-середине X века всё-таки уступил роль волостного центра соседнему Плескову (Пскову), расположенному в более выгодном месте на реке Великой. При Ярославе I Мудром Изборск был реконструирован, получив более мощные укрепления детинца и окольного города.
- Полотеск (Полоцк) – «племенной» центр кривичей-полочан – западной части обширного кривического племенного союза. Древнейшая часть Полоцка располагалась на северном берегу реки Полоты, вблизи её впадения в Западную Двину, и была заселена славянами уже около 780 года (ранее на этом месте было поселение банцеровской культуры – днепровских балтов). К концу IX – началу X веков город имел очень большую для тех времён площадь – 8 га, что, возможно, делало его крупнейшим в Северной Руси. При Рюрике, как следует из текста ПВЛ, в Полоцке был посажен один из княжеских «мужей»-наместников. Возможно, интенсивный рост города в это время был связан именно с его превращением в волостную столицу.
- Ростов («Старый Ростов», возможное изначальное название – город Меря или город Неро)[9] – «племенной» центр финно-угорской мери, изначально расположенный, предположительно, на реке Сара, которая впадает с юга в озере Неро. Подробно изученное археологами поселение известно как Сарское Городище. Значение города было обусловлено его положением на торговых путях. Из озеро Неро вытекает на север река Вёкса, которая после слияния с рекой Устье называется Которосль и впадает в Волгу. Через озеро Неро и Которосль в IX-X веках шла одна из веток Волжского торгового пути. К югу от Ростова по дороге или через волок можно было попасть на Плещеево озеро, где находился город Клещин – изначально ещё одно мерянское поселение. Из Плещеева озера вытекает другая река Вёкса, впадающая в озеро Сёмино, из которого вытекает река Нерль, впадающая в Волгу. Вместе с тем, на востоке от Плещеева озера находятся истоки ещё одной реки Нерли, которая впадает в Клязьму, которая впадает в Оку. Этот последний маршрут, Верхняя Волга – Нерль (приток Оки) – Вёкса – Плещеево Озеро – волок – Нерль (приток Клязьмы) – Клязьма – Ока – Средняя Волга, был в конце VIII и в IX веках самой удобной, безопасной и часто используемой веткой Волжского торгового пути (здесь найдено наибольшее количество кладов с серебряными арабскими монетами-дирхемами).[1] Город между озёрами Неро и Плещеевым, таким образом, позволял контролировать сразу две важных ветки Волжского торгового пути, по которым можно было обойти большую северную излучину Волги, где река была широка и опасна. Согласно ПВЛ, Рюрик посадил в Ростове одного из своих из княжеских «мужей»-наместников – видимо, это произошло не сразу после призвания варягов в 862 году (либо объединения власти в руках одного Рюрика в 864 году), а несколько позднее, после того как земли мери (Ростовская и Муромская волости) были окончательно присоединены к государству Рюрика (что могло произойти в конце 860-х либо в 870-х годах).[12] Славянское название Ростов (притяжательная форма от имени Рост/Роста) город мог получить уже во времена Рюрика, когда вместе с варягами в земли мери впервые начали массово проникать славяне (ильменские словене и кривичи). По другой версии, город в IX веке назывался иначе, по-мерянски, а Ростовом был назван один из смешанных славянско-мерянских посёлков на северном берегу озера Неро, возникший при князе Игоре Рюриковиче в 920-е– 930-е годы, когда в относительно безопасные и плодородные земли Волго-Окского междуречья начали массово переселяться славяне не только с запада, но и с юга (вятичи и северяне, попавшие в то время под удары кочевников-печенегов, пришедших на границы Руси). При княгине Ольге этот новый славянский Ростов стал крупным укреплённым городом, а после 988 года – центром Ростовской волости (сюда был посажен править Ярослав Мудрый, один из сыновей Владимира I Великого и сам будущий новгородский и киевский князь).
- Муром – «племенной» центр финно-угорской муромы на берегу реки Оки, чьи поселения на холмах в районе современного Мурома существовали уже в VIII веке. Из текста ПВЛ не вполне ясно, посадил ли Рюрик в муроме наместника, когда присоединил земли муромы к своему государству, либо здесь правили подвластные Рюрику князья из местного рода. Поскольку это был самый дальний и глухой угол Русской Земли IX-X веков, славяне-земледельцы вслед за варягами начали проникать и селиться здесь довольно поздно, только ближе к середине X века. Возможно, славяно-мерянский Муром возник одновременно со славяно-мерянским Ростовом в 920-930-е годы, и также как и Ростов стал укреплённым большим укреплённым городом при княгини Ольге. Первым известным муромским князем, по поздним источникам (Татищевским известиям) стал святой князь Борис, сын Владимира I, где-то на рубеже X-XI веков. Около 1010 года Бори был переведён отцом в Ростов (откуда Ярослав Мудрый был переведён в Новгород), а в Муроме был посажен святой князь Глеб, младший брат Бориса от той же матери («болгарыни»). Согласно ранним русским летописям и житиям Бориса и Глеба, первым муромским князем был Глеб.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Либо, по части летописей, не веси, а мери, что несколько менее вероятно ввиду более отдалённого проживания мери от района Ладоги и Новгорода.
- ↑ Некоторые исследователи считают, что слово Хольмгард – это искажение собственно от Новгород, либо наоборот, название Новгород появилось как искажение от Хольмгард, что, впрочем выглядит не слишком вероятной натяжкой.
- ↑ В настоящее время официальной датой основания Новгорода принят 859 год на основании того, что в одной из поздних летописей XVI века сказано, что в этом году умер новгородский старейшина Гостомысл, что является не вполне логичным: значит, город, существовал и до этого.
- ↑ «Каган» был главным титулом верховного правителя у славян начиная с эпохи нашествия авар на рубеже VI-VII веков, когда большинство славян были подчинены аварским каганам. Этот титул существовал в IX-XI веках наряду с титулом «князь», имевшим, предположительно славянское происхождение (так именовались правители раннего западнославянского государства – Великой Моравии). На Руси титул «каган» употреблялся вплоть до конца правления Ярослава I Мудрого в середине XI века, после чего окончательно уступил место титулу «князь».
- ↑ По русским летописям, это произjшло после того, как греческий священники во главе с патриархом Фотием омочили в море Ризу Пресвятой Богородицы, началась буря, и русь вынуждена была отступить.
- ↑ Авторы «Повести временных лет», по-видимому, ошибочно датировали поход руси на Царьград 860 года под 866 годом, а также приписали этот поход Аскольду и Диру, «не родственникам, но боярам» князя Рюрика, которые после 864 году отделились от Рюрика, приплыли в Киев, взяли там власть, отложившись от Рюрика. По Новгородской первой летописи (основа которой написана ранее ПВЛ) Аскольд и Дир правили в Киеве уже после похода руси на Царьград, и до завоевания Киева Олегом Вещим, преемником Рюрика.
- ↑ Известен по перечню посадников Новгородских конца XV века, а также по «Сказанию о князьях Владимирских» конца XV – начала XVI веков, «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске» XVII века и выпискам историка XVIII века Василия Татищева из утерянной «Иоакимовской летописи», предположительно написанной в начале X века. Достоверность всех этих источников, кроме перечня посадников, вызывает большие сомнения – по большей части, сведения о древнейших временах в истории Руси носят там чисто легендарный характер. Историки привлекают сведения из этих источников с осторожностью и оговорками.
- ↑ 9,0 9,1 Вероятно, город со славянским названием Ростов в середине IX века ещё не существовал, а возник позднее, при князе Игоре или княгине Ольге, 920-е – 960-е годы. Вместе с тем, к югу от озера Неро, где расположен Ростов, на реке Сара в VII-X веках существовал более древний город – племенной центр мери, который можно условно называть Город Неро или Город Меря (ср. город Белоозеро, названный по Белому озеру, город Ладога, названный по Ладожскому озеру, или город Муром, названный по племени Мурома).
- ↑ Термины «племя» и «племенной» в данном случае условны, они не употреблялись в летописях по отношению к протогосударственным образованиям словен, кривичей, полян, древлян, мери, муромыи т.д., которые, если ориентироваться на летописи, правильнее называть «княжениями»).
- ↑ 11,0 11,1 Некоторые исследователи, например Антон Горский, указывают, что аргументы в пользу выделения северных («псковских») кривичей как отдельной группы славян именно кривичского происхождение недостаточны убедительны. Возможно, что древнее население будущей Псковской земли в конце I - начале II тысячелетий следует рассматривать как часть (ильменских) словен (возможно даже как их наиболее раннюю по времени возникновения часть).
- ↑ До присоединения мери, возможно, подданным Рюрика приходилось чаще пользоваться самой северной веткой Волжского торгового пути – через Свирь, Онежское озеро, волок, Белое озеро и Шексну, – который шёл через город Белоозеро, где недолго правил брат Рюрика Синеус.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|