Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985): различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
||
Строка 164: | Строка 164: | ||
== Линии метрополитена == | == Линии метрополитена == | ||
[[Файл: | [[Файл:Волгоградский скоростной трамвай.jpg|thumb|250px|left|Волгоградский скоростной трамвай (метротрам)]] | ||
=== Волгоградский скоростной трамвай === | === Волгоградский скоростной трамвай === | ||
Скоростной трамвай, также известный как метротрам был открыт в Волгограде 5 ноября 1984 года в виде одной линии с 19 станциями. При этом, несмотря на то, что основная часть станций была переделана из обычных трамвайных проект однозначно относится к крупными, поскольку две станции — «Комсомольская» и «Площадь Ленина» были построены подземными мелкого заложения по стандартам метрополитена, что позволяет легко переделать их в будущем в станции метро, а ещё одна станция — «Пионерская» была построена на эстакаде высотой до 15 метров. | Скоростной трамвай, также известный как метротрам был открыт в Волгограде 5 ноября 1984 года в виде одной линии с 19 станциями. При этом, несмотря на то, что основная часть станций была переделана из обычных трамвайных проект однозначно относится к крупными, поскольку две станции — «Комсомольская» и «Площадь Ленина» были построены подземными мелкого заложения по стандартам метрополитена, что позволяет легко переделать их в будущем в станции метро, а ещё одна станция — «Пионерская» была построена на эстакаде высотой до 15 метров. | ||
В целом линия интересна тем, что её туннели на одном из подземных участков меняются местами без непосредственного пересечения.[http://www.vlg.aif.ru/society/details/377043] | В целом линия интересна тем, что её туннели на одном из подземных участков меняются местами без непосредственного пересечения.<sup>[http://www.vlg.aif.ru/society/details/377043]</sup> | ||
[[ | В XXI веке, сеть Волгоградского метротрама [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Вторая очередь Волгоградского скоростного трамвая|была расширена]]. | ||
[[Файл:Минское метро (схема, 1984).jpg|thumb|250px|right|Схема Минского метро (1984)]] | |||
=== Минский метрополитен === | === Минский метрополитен === | ||
Минский метрополитен строился с 1977 года и был открыт 30 июня 1984 года по случаю 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Девятый в СССР метрополитен состоял в то время из одной линии (Московской или 1-й линии) с восемью станциями. | Минский метрополитен строился с 1977 года и был открыт 30 июня 1984 года по случаю 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Девятый в СССР метрополитен состоял в то время из одной линии (Московской или 1-й линии) с восемью станциями. | ||
Минский метрополитен достраивался и [[ | Минский метрополитен достраивался и [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Строительство Минского метрополитена|позднее]]. | ||
=== Узбекистанская линия Ташкентского метрополитена === | === Узбекистанская линия Ташкентского метрополитена === | ||
В составе недавно открытого [[ | В составе недавно открытого [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#Ташкентский_метрополитен|Ташкентского метрополитена]] 8 декабря 1984 года появилась вторая линия (Узбекистанская или синяя). Первоначально линия была открыта в составе пяти станций на участке Гафура Гуляма – Ташкент. | ||
Ташкентский метрополитен продолжал развиваться и [[ | Ташкентский метрополитен продолжал развиваться и [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Строительство_Ташкентского_метрополитена|позднее]]. | ||
<gallery> | |||
Файл:Станция метро «Алишера Навои» (Ташкент).jpg|Станция метро «Алишера Навои» | |||
Файл:Станция метро «Узбекистанская» (Ташкент).jpg|Станция метро «Узбекистанская» | |||
Файл:Станция метро «Космонавтов» (Ташкент).jpg|Станция метро «Космонавтов» | |||
Файл:Станция метро «Айбек» (Ташкент).jpg|Станция метро «Айбек» | |||
Файл:Станция метро «Ташкент» (Ташкент).jpg|Станция метро «Ташкент» | |||
</gallery> | |||
=== Салтовская линия Харьковского метрополитена === | === Салтовская линия Харьковского метрополитена === | ||
В это время в развивавшемся и [[ | В это время в развивавшемся и [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#Участок Московский проспект — Пролетарская Свердловско-Заводской линии Харьковского метрополитена|ранее]] Харьковском метрополитене была открыта вторая линия (Салтовская или синяя). В состав линии, открытой 11 августа 1984 года вошёл участок Исторический музей – Барабашова (ныне Академика Барабашова) с пятью новыми станциями. | ||
Харьковский метрополитен развивался и [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Участок Барабашова — Героев труда Салтовской линии Харьковского метрополитена|позднее]]. | |||
<gallery> | |||
Файл:Станция метро «Академика Барабашова» (Харьков).jpg|Станция метро «Академика Барабашова» | |||
Файл:Станция метро «Киевская» (Харьков).jpg|Станция метро «Киевская» | |||
Файл:Станция метро «Пушкинская» (Харьков).jpg|Станция метро «Пушкинская» | |||
Файл:Станция метро «Университет» (Харьков).jpg|Станция метро «Университет» | |||
Файл:Станция метро «Исторический музей» (Харьков).jpg|Станция метро «Исторический музей» | |||
</gallery> | |||
=== Участок Республиканский стадион — Дзержинская Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена === | === Участок Республиканский стадион — Дзержинская Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена === | ||
Первый [[ | Первый с [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#Строительство_Киевского_метрополитена|брежневских времён]] участок Республиканский стадион (ныне Олимпийская) – Дзержинская (ныне Лыбедская) Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена с двумя новыми станциями был открыт 30 декабря 1984 года. | ||
Киевский метрополитен продолжал развиваться и [[ | Киевский метрополитен продолжал развиваться и [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Строительство_Киевского_метрополитена|позднее]]. | ||
<gallery> | |||
Файл:Станция метро «Дворец Украина» (Киев).jpg|Станция метро «Дворец Украина» | |||
Файл:Станция метро «Лыбедская» (Киев).jpg|Станция метро «Лыбедская» | |||
</gallery> | |||
=== Участок Каширская — Орехово Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена === | === Участок Каширская — Орехово Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена === | ||
Участок Московского метрополитена, развивавшегося как [[ | Участок Московского метрополитена, развивавшегося как [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#Серпуховская линия Московского метрополитена|ранее]], так и [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Строительство Московского метрополитена|позднее]] этого периода, Каширская – Орехово длиной 6,4 км с тремя станциями был первый раз открыт 30 декабря 1984 года, но уже через несколько часов его закрыли и снова открыли 9 февраля 1985 года. | ||
С момента открытия этого участка Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворецкая) линия длительное время разделялась на две ветки, начиная от станции Каширская. Образовавшееся вилочное движение было ликвидировано гораздо позднее в 1995 году, когда ранее построенный участок Каширская — Каховская Замоскворецкой линии выделили отдельную Каховскую линию. | С момента открытия этого участка Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворецкая) линия длительное время разделялась на две ветки, начиная от станции Каширская. Образовавшееся вилочное движение было ликвидировано гораздо позднее в 1995 году, когда ранее построенный участок Каширская — Каховская Замоскворецкой линии выделили отдельную Каховскую линию. | ||
<gallery> | |||
Файл:Станция метро «Кантемировская» (Москва).jpg|Станция метро «Кантемировская» | |||
Файл:Станция метро «Царицыно» (Москва).jpg|Станция метро «Царицыно» | |||
Файл:Станция метро «Орехово» (Москва).jpg|Станция метро «Орехово» | |||
</gallery> | |||
== Крупнейшие тоннели == | == Крупнейшие тоннели == |
Версия от 17:26, 18 марта 2024
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1984–1985 годах.
Границы период обусловлены избранием Константина Черненко на должность Генерального секретаря ЦК КПСС 13 февраля 1984 года (начало периода) и его смертью 10 марта 1985 года (конец периода). Все свое недолгое правление (391 день) посвятил продолжению курса Юрия Андропова, именно при нём появилось в официальной риторике слово «перестройка» и проводилась подготовка комплексной программы реформирования экономики. «В серьезной перестройке нуждаются система управления экономикой, весь наш хозяйственный механизм. Работа в этом плане только началась» – из речи К.У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС по случаю своего назначения на должность генсека.[2]
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Космонавтика и ракетная техника
Ракетный двигатель РД-170 — начало серийного производства
В это время в середине 1984 года[3] проект создания самого мощного в истории Человечества и на конец 2010-х жидкостного реактивного двигателя был частично завершён началом серийного производства лётных экземпляров. Четырёхкамерный кислородно-керосиновый ракетный двигатель закрытой схемы, предназначенный для использования в немного отличающихся модификациях в составе первых ступеней ракет «Зенит» и «Энергия» разрабатывался с 1976 года в рамках программы «Энергия-Буран».
Создание двигателя РД-170 было связано с большими трудностями из-за близких к предельным для того момента времени параметрам мощности турбонасосного агрегата и давления в камере сгорания. В результате, параметры двигетеля получились настолько хороши, что на его основе впоследствии были сделаны экспортный двигатель РД-180 для ракеты Атлас-5 (США) и двигатель РД-191 для ракет семейства «Ангара».
Чуть позднее, в конце 1980-х были завершены летные испытания данного двигателя.
Международный проект «Венера — Галлей» — запуск космических аппаратов
В декабре 1984 года были запущены два идентичных космических аппарата Вега-1 и Вега-2 (сокращение от «Венера» и «Галлей»), содержавших, помимо прочего, посадочные и аэростатные зонды для исследования планеты Венера, после пролёта которой они должны были пролететь мимо ядра кометы Галлея, что и было с успехом выполнено, но уже позднее.
Проект выполнялся с участием в научной программе учёных из-за рубежа, в том числе и западных стран, что на то время было вновинку. При этом очевидно, что к моменту запуска космических аппаратов основная часть затрат по проекту была уже проведена.
Радиолокационная станция «Дарьял» в Куткашене
Радиолокационная станция (РЛС) одного из самых дорогих в истории проектов согласно иностранным источникам[4] строилась со второй половины 1970-х годов и вошла в строй 19 февраля 1985 года. Радиолокатор, позднее известный как Габалинская РЛС, предназначался для использования в составе Системы предупреждения о ракетном нападении и состоял из двух частей – излучающей и приёмной, которые были частично совместимы с РЛС раннего предупреждения более ранних типов и потому могли заменять их по частям. Станция стала второй РЛС этого типа и, как случилось, последней из полностью вступивших в строй. Ещё шесть строившихся радиолокационных станций этого типа введены в строй не были в основном из-за процессов, связанных с развалом СССР.
Состоявшая из двух очень крупных и множества более мелких зданий и огромного количества аппаратуры стационарная РЛС отличалась большой потребляемой и излучаемой мощностью, циклопическими размерами (размер антенны передающей части 40х40, а приёмной 100х100 метров) и высокой стоимостью, которая позднее оценивалась в 20 млрд рублей в ценах 2005 года (то есть порядка 40 млрд рублей в ценах 2012 года). Станция, оказавшаяся после 1991 года на территории Азербайджана проработала под управлением российских вооружённых сил до 2012 года, после чего всё оборудование с неё было вывезено, поскольку станция устарела, а увеличенная цена аренды не настолько устроила Россию, чтобы проводить её дорогостоящую модернизацию.
Стартовый и технический комплексы ракеты «Зенит» на Байконуре — пусковой минимум
В это время, по всей видимости, был частично введён в строй обеспечивавший запуски ракет уже с апреля 1985 года уникальный по уровню автоматизации комплекс наземного оборудования ракеты среднего класса «Зенит-2» на космодроме Байконур. Комплекс, предназначенный для того, чтобы в случае чего буквально наводнить ближний космос отечественными военными спутниками, был способен запускать одну за другой целую серию ракет с грузоподъёмностью почти вдвое превышающей таковую у «Союза» тех времён с промежутком всего в несколько часов. Для сравнения: значительная часть стартовых комплексов и в XXI веке, например у индийской ракеты GLSV, рассчитаны на запуск не более двух ракет в год.
Возведение комплекса, включая второй стартовый стол, было завершено чуть позднее, в конце 1980-х годов.
Авиация
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack). Самый тяжёлый среди боевых самолётов в мире, а также обладатель массы других рекордов, прозванный среди русских лётчиков и любителей авиации «Белым лебедем». Разрабатывался с 1969 года и был поставлен на вооружение в 1987 году, однако, как часто случалось в отечественной практике, формальной постановке на вооружение предшествовало несколько лет, когда самолёт уже серийно выпускался и фактически поставлялся в войска, поэтому, по-видимому, правильнее будет считать основной датой начало их серийного производства в 1984 году.
Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б. И. Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.[5]
В XXI веке, уже для для Воздушно-военных сил России (ВВС РФ) была разработа модификация Ту-160М2 как глубоко модернизированная версия этого самолёта.
Военно-транспортный вертолёт Ми-26 и тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26Т
В это время началось серийное производство самого крупного в мире серийного вертолета в военном варианте Ми-26, принятом на вооружение в 1985 году, с 1984 года и в гражданском варианте Ми-26Т, выпускавшемся с 12 января 1985 года, что ознаменовало фактическое завершение проекта, разрабатывавшегося ещё с 1972 года, изначально в гражданском варианте.
В боевой обстановке Ми-26 впервые применил в 1984 году советский воинский контингент в Афганистане. В дальнейшем машины использовались военными в ходе нагорно-карабахского конфликта, первой и второй чеченских кампаний, операций Международных сил безопасности в Афганистане. Среди невоенных операций первой для Ми-26 стало участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году.[6]
Крупнейшие корабли и суда
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-12 («Симбирск»)
Подводный крейсер ТК-12 «Симбирск» стал третьим по проекту 941 «Акула» – два других были введены в строй чуть ранее, при Андропове.
ТК-12 «Симбирск» заложен 19 апреля 1980 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 17 декабря 1983 года, введён в строй 26 декабря 1984 года. В 2001 году был переименован в «Симбирск».
Чуть позднее, при Горбачеве было введено в строй еще три подлодки этого проекта.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»)
Ракетный крейсер «Фрунзе» стал вторым в серии тяжёлых атомных крейсеров проекта 1144 – другой крейсер был введён в строй ранее, при Брежневе.
Крейсер «Фрунзе» заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 26 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981 года, введён в строй 31 октября 1984 года. В 1992 году был переименован в «Адмирал Лазарев».
Чуть позднее, при Горбачеве было введено в строй еще два крейсера этого проекта.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 («Имени XXVI съезда КПСС», «Верхотурье») проекта 667БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер К-51 «Верхотурье» – головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин». Данный проект был значительно улучшенной и доведённой фактически до параметров третьего поколения версией ракетных подводных крейсеров проекта 667БДР «Кальмар».
Подводный крейсер К-51 «Верхотурье» заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 февраля 1981 года под почётным наименованием «Имени XXVI съезда КПСС», спущен на воду 7 марта 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года, 9 февраля 1999 года был переименован в «Верхотурье».
Чуть позднее, при Горбачеве было введено в строй еще шесть подводных крейсеров этого проекта.
Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-239 («Карп») проекта 945 «Барракуда»
Первая из отечественных подводных лодок-охотников третьего поколения К-239 обладала с корпусом из титанового сплава. Параллельно началось строительство подлодок проекта 971 «Щука-Б», более дешёвых стальных аналогов.
Подлодка была заложена 20 июля 1979 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущена на воду 29 июля 1983 года, введёна в строй 29 сентября 1984 года. С 3 июня 1992 года переименован в Б-239, а с 6 апреля 1993 года получил наименование «Карп».
Чуть позднее, при Горбачеве была введена в строй еще подводная лодка этого проекта.
Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-284 («Акула») проекта 971 «Щука-Б»
Атомная подлодка К-284 («Акула») – головная подводная лодка нового проекта третьего поколения, представлявшего собой бюджетный, в стальном корпусе, вариант атомной многоцелевой подлодки проекта 945 «Барракуда».
Подлодка «Акула» заложена на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 11 ноября 1983 года, спущена на воду 16 июня (по другим данным 27 июля) 1984 года, введёна в строй 30 декабря 1984 года. 13 апреля 1993 года была переименована в «Акулу».
Чуть позднее, при Горбачеве было введено в строй ещё 14 подводных лодок этого проекта.
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»
В дополнение к 18 подлодкам этого проекта, построенных ранее, были введены в строй последние два подводных крейсера-охотника проекта 671РТМ «Щука»:
- К-264 – заложен 29 июля 1983 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 08 июня 1984 года, введён в строй 26 октября 1984 года;
- К-299 – заложен 20 декабря 1983 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 29 июня 1984 года, введён в строй 22 декабря 1984 года;
Чуть позднее, при Горбачеве проводились достройка и строительство по улучшенному проекту 671РТМК, отличавшемуся возможностью применения крылатых ракет.
Эскадренный миноносец «Осмотрительный» проекта 956 «Сарыч»
В дополнение к трём эсминцам, построенным ранее, был построен эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» также известного как тип «Современный».
Миноносец «Осмотрительный» был заложен на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде 27 октября 1978 года, спущен на воду 24 апреля 1982 года, введён в строй 30 сентября 1984 года.
Чуть позднее, при Горбачёве были введены в строй миноносцы этого проекта.
Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Спиридонов»
«Адмирал Спиридонов» – океанский боевой корабль, оснащённый мощным противолодочным вооружением. Построен в дополнение к четырем кораблям этого проекта, построенных ранее.
«Адмирал Спиридонов» был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 11 апреля 1982 года, спущен на воду в феврале 1983 года, введён в строй 30 декабря 1984 года.
Чуть позднее, при Горбачеве были введены в строй противолодочные корабли этого проекта.
Пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» проекта 11351 «Нерей»
ПСК «Дзержинский» был введен в строй на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Н. Е. Бутомы в дополнение к введённому в строй ранее.
Сторожевой корабль «Дзержинский» был заложен 20 января 1983 года, спущен на воду 02 марта 1984 года и введён в строй 29 декабря 1984 года.
Чуть позднее, при Горбачеве было продолжено строительство сторожевых кораблей этого проекта.
Большой разведывательный корабль «Прибалтика» проекта 1826 «Рубидий»
БРК «Прибалтика» был введен в строй 28 июля 1984 года на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в дополнение к двум кораблям этого проекта, построенных ранее.[7]
Чуть позднее, при Горбачеве было продолжено строительство кораблей этого проекта.
Подводные лодки проекта 877
В рамках данного проекта ранее было построено 5 подлодок. При Черненко было введено в строй еще три подлодки этого проекта:
- Б-401 («Новосибирск») – заложен 6 октября 1982 года на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущен на воду 5 марта 1984 года, введён в строй 30 сентября 1984 года. С 18 июля 1998 года корабль получил собственное имя «Новосибирск» в связи с установлением над ним шефства соответствующим городом.
- Б-402 («Вологда») – заложен 24 августа 1983 года на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущен на воду 23 сентября 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года. С 3 марта 1997 года корабль получил собственное имя «Вологда» в связи с установлением над ним шефства соответствующим городом.
- Б-405 («Тюменский комсомолец») – заложен 20 апреля 1984 года на Судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 21 сентября 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года.
Чуть позднее, при Горбачеве было продолжено строительство подводных лодок проекта 877.
Железные дороги
Электрификация линии Аргыз — Шемордан Горьковской железной дороги
В 1984 году вероятнее всего в это время была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Аргыз – Шемордан Горьковской железной дороги длиной 196 км.[8]
Электрификация линии Белогорск — Шимановская Забайкальской железной дороги
В 1984 году была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Белогорск – Шимановская Забайкальской железной дороги длиной 142 км.[9] Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.
Электрификация линии Карымская — Шилка Забайкальской железной дороги
В 1984 году была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Карымская – Шилка Забайкальской железной дороги длиной 151 км.[10] Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.
Электрификация линии Вагай — Ишим Свердловской железной дороги
Электрификация постоянным напряжением 3 кВ участка длиной 143 км была введена в строй в 1984 году. Проект, по-видимому, являлся частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень – Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[11]
Электрификация линии Ишим — Называевская Западно-Сибирской железной дороги
Электрификация постоянным напряжением 3 кВ участка длиной 136 км была введена в строй в 1984 году. Проект, по-видимому, являлся частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень – Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[12]
Завершение электрификации линии Тюмень — Омск
В этот период завершилась электрификация постоянным напряжением 3 кВ электрификация одной из основных магистралей Западной Сибири, прилегающая к Омску часть которой была электрифицирована ранее в 1956 году. Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали. В этот период электрификация линии включала следующие этапы:
- Линия Войновка_(Тюмень) – Вагай (Свердловская ж/д) – была электрофицирована в 1983 году (136 км);
- Линия Вагай – Ишим (Свердловская ж/д) – была электрофицирована в 1984 году (143 км);
- Линия Ишим – Называевская (Западно-Сибирская ж/д) – была электрифицирована в 1984 году (136 км).
Автомобильные дороги
Транскавказская автомагистраль — первый пусковой комплекс
Дорога, напрямую соединявшая Северную и Южную Осетию через Главный Кавказский хребет, обсуждалась ещё в XIX веке, а первое постановление о начале её строительства вышло ещё в 1930 году. Однако активное строительство магистрали началось в сентябре 1976 года. Дорога была введена в эксплуатацию в объёме первого пускового комплекса 27 ноября 1984 года, а официально её строительство было завершено позднее в 1986 году.
Одновременно с первой очередью дороги был введён в строй и расположенный на ней Рокский тоннель — самый длинный на тот момент в СССР из автодорожных тоннелей.
Считается, что на сроки ввода в строй отрицательное влияние оказал фактический саботаж стройки со стороны некоторых организаций Грузинской ССР, уже в то время сильно поражённых националистическими настроениями.
Линии метрополитена
Волгоградский скоростной трамвай
Скоростной трамвай, также известный как метротрам был открыт в Волгограде 5 ноября 1984 года в виде одной линии с 19 станциями. При этом, несмотря на то, что основная часть станций была переделана из обычных трамвайных проект однозначно относится к крупными, поскольку две станции — «Комсомольская» и «Площадь Ленина» были построены подземными мелкого заложения по стандартам метрополитена, что позволяет легко переделать их в будущем в станции метро, а ещё одна станция — «Пионерская» была построена на эстакаде высотой до 15 метров.
В целом линия интересна тем, что её туннели на одном из подземных участков меняются местами без непосредственного пересечения.[13]
В XXI веке, сеть Волгоградского метротрама была расширена.
Минский метрополитен
Минский метрополитен строился с 1977 года и был открыт 30 июня 1984 года по случаю 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Девятый в СССР метрополитен состоял в то время из одной линии (Московской или 1-й линии) с восемью станциями.
Минский метрополитен достраивался и позднее.
Узбекистанская линия Ташкентского метрополитена
В составе недавно открытого Ташкентского метрополитена 8 декабря 1984 года появилась вторая линия (Узбекистанская или синяя). Первоначально линия была открыта в составе пяти станций на участке Гафура Гуляма – Ташкент.
Ташкентский метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Салтовская линия Харьковского метрополитена
В это время в развивавшемся и ранее Харьковском метрополитене была открыта вторая линия (Салтовская или синяя). В состав линии, открытой 11 августа 1984 года вошёл участок Исторический музей – Барабашова (ныне Академика Барабашова) с пятью новыми станциями.
Харьковский метрополитен развивался и позднее.
Участок Республиканский стадион — Дзержинская Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена
Первый с брежневских времён участок Республиканский стадион (ныне Олимпийская) – Дзержинская (ныне Лыбедская) Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена с двумя новыми станциями был открыт 30 декабря 1984 года.
Киевский метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Участок Каширская — Орехово Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена
Участок Московского метрополитена, развивавшегося как ранее, так и позднее этого периода, Каширская – Орехово длиной 6,4 км с тремя станциями был первый раз открыт 30 декабря 1984 года, но уже через несколько часов его закрыли и снова открыли 9 февраля 1985 года.
С момента открытия этого участка Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворецкая) линия длительное время разделялась на две ветки, начиная от станции Каширская. Образовавшееся вилочное движение было ликвидировано гораздо позднее в 1995 году, когда ранее построенный участок Каширская — Каховская Замоскворецкой линии выделили отдельную Каховскую линию.
Крупнейшие тоннели
Байкальский тоннель
Однопутный железнодорожный тоннель длиной основного ствола 6685,6 м (со вспомогательными выработками 7642,5 м) на участке Лена — Нижнеангарск Байкало-Амурской магистрали строился с 1974 года и 29 октября 1984 года был принят во временную эксплуатацию на тепловозной тяге. Позднее, 31 декабря 1985 года в рамках проекта электрификации всего участка Лена — Нижнеангарск тоннель был окончательно принят в постоянную эксплуатацию на электровозной тяге.
Тоннель строился в зоне высокой сейсмической активности на границе Иркутской области и Бурятской АССР в практически необжитых местах, поэтому для его строительства пришлось строить специальные посёлки Даван, Гоуджекит и Гранитный. Также тоннель отличало то, что из-за сурового местного климата он стал первым в стране, оснащённым воротами, открывающимися только при проходе поездов.
Позднее, в 2014 году стартовало строительство второй нитки тоннеля.
Рокский тоннель
Крупнейший в СССР на тот момент автодорожный тоннель длиной 3730 м с технической штольней длиной 3805 метров был введён в строй 27 ноября 1984 года вместе с первым пусковым комплексом Транскавказской автомагистрали. Тоннель располагается на высоте более 2 км под Рокским перевалом Главного Кавказского хребта.
В 2010 году началась коренная реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскама.
Трубопроводы
Газопровод Уренгой — Помары — Ужгород
Экспортный газопровод общей длиной 4451 км строился в 1981…1983 гг., введён в строй в апреле 1984 года[14]. Газопровод являлся советской частью грандиозной газотранспортной системы, впервые связавшей Сибирь с Западной Европой. Строительство газопровода всячески сдерживалось со стороны США, однако свои экономические интересы страны Западной Европы в тот раз сумели отстоять.
В отличие от современных российских проектов, ввиду отсутствия в СССР необходимого производства, которое было создано только в 2000-х, газопровод возводился с широким использованием импортных западноевропейских труб и компрессоров, поскольку своё производство только создавалось, а США наложили эмбарго на поставки соответствующего оборудования.
Конденсатопровод Уренгой — Сургут
Конденсатопровод длиной 820 км, предназначенный для транспортировки деэтанизированного газового конденсата с месторождений под Новым Уренгоем на строившийся параллельно Завод по стабилизации конденсата в Сургуте, строился с 1983 года и был введён в строй в конце 1984 года. Проект являлся частью более крупного проекта освоения валанжинских залежей Уренгойского месторождения.[15]
Позднее была построена вторая нитка конденсатопровода.
Гидроэнергетика
Верхне-Териберская ГЭС
Гидроэлектростанция с одним гидроагрегатом мощностью 130 МВт, известная также как Верхнетериберская ГЭС, строилась на реке Териберка с 1976 года. Запущен её единственный гидроагрегат был 6 ноября 1984 года, полностью же строительство ГЭС было завершено позднее.[16]
Колымская ГЭС — первая очередь
В этот период на строившейся с 1970 года в Магаданской области на одноимённой реке гидроэлектростанции в дополнение к двум, введённым в строй ранее, в октябре 1984 года был подключён к сети гидроагрегат № 3, на чём и завершилось строительство первой очереди ГЭС.
Однако строительство объектов второй очереди электростанции продолжалось и позднее.
Саяно-Шушенская ГЭС — гидроагрегаты № 7 и № 8
Строительство крупнейшей гидроэлектростанции страны, основная часть гидроагрегатов которой была введена в строй ранее, в этот период ознаменовалось вводом в строй двух гидроагрегатов, мощностью 640 МВт каждый: гидроагрегат № 7 был подключён к сети 15 сентября 1984 года, а гидроагрегат № 8 — 11 октября 1984 года.
Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.
Каскад Териберских ГЭС
Каскад ГЭС на реке Териберка в Мурманской области общей мощностью 156,5 МВт строился с 1976 года вахтовым методом и был частично введён в строй в это время. Каскад включал два гидроузла, один из которых, введённый в строй в это время, Верхне-Териберская ГЭС (в некоторых источниках пишется как Верхнетериберская ГЭС) мощностью 130 МВт сам по себе являлся крупным проектом. Каскад не был выделен в качестве отдельного предприятия, а вошёл в состав Каскада Серебрянских ГЭС, чьи ранее построенные электростанции расположены неподалёку.
Строительство каскада продолжалось и позднее.
Чебоксарская ГЭС — продолжение строительства
В этот период на электростанции на реке Волга в дополнение к построенным ранее, по-видимому, было введены в строй ещё несколько гидроагрегатов. Всего в 1984 году в строй в строй было введено четыре гидроагрегата, а в 1985-м — ещё два. Точные даты ввода в строй найти не удалось, но с высокой вероятностью часть агрегатов 1984 года была по советской традиции введена в строй в декабре 1984 года. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[17]
Полностью гидроэлектростанция была введена в строй позднее.
Атомная энергетика
Игналинская АЭС, Литовская ССР
В этот период был введён в строй первый энергоблок Игналинской АЭС, отличавшейся тем, что она была единственной АЭС, на которой использовались самые мощные энергоблоки советского периода с реакторами типа РБМК-1500 мощностью 1300 МВт (а на недостроенных блоках — 1500 МВт). Первый энергоблок АЭС строился с 1 мая 1977 года по 1 мая 1984 года.
Позднее на АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок, а первый энергоблок был выведен из эксплуатации по политическим причинам 31 декабря 2004 года.
3-й энергоблок Курской АЭС
Первый энергоблок второй очереди Курской АЭС с реактором РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 апреля 1978 года по 30 марта 1984 года.
Позднее на электростанции был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.
4-й энергоблок Чернобыльской АЭС им. В. И. Ленина
В дополнение к трём построенным ранее энергоблокам Чернобыльской АЭС в это время был достроен ещё один — печально знаменитый из-за своей катастрофической аварии в 1986 году 4-й энергоблок. Энергоблок, оснащённый атомным реактором типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт, строился с 1 апреля 1979 года и был введён в строй 26 марта 1984 года.
Позднее в результате аварии 26 апреля 1986 года, последовавшей из-за небрежного отношения к организации безопасности атомной энергетики, энергоблок полностью разрушился, заразив радиацией огромную территорию, что потребовало выполнения крупного проекта по ликвидации последствий аварии. Строительство 5 и 6 энергоблоков ЧАЭС было прекращено. Первые три энергоблока электростанции были выведены из эксплуатации соответственно в 1996, 1991 и 2000 годах.
4-й энергоблок Кольской АЭС
Четвёртый энергоблок Кольской АЭС, как и её построенные ранее энергоблоки, был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1976 года до 6 декабря 1984 года.[18]
2-й энергоблок АЭС «Пакш», Венгрия
Второй энергоблок АЭС «Пакш» был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1974 года до 14 ноября 1984 года.[19]
Впоследствии на АЭС «Пакш» были введены в строй ещё два энергоблока.
3-й энергоблок АЭС «Богунице», Чехословакия
Первый энергоблок второй очереди дополнил два ранее построенных на АЭС Богунице, расположенной в Словакии. Энергоблок с реактором типа ВВЭР-440 мощностью 483 МВт строился с 1 декабря 1976 года до 14 февраля 1985 года.
Вскоре на этой АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.
Тепловая энергетика
Нерюнгринская ГРЭС — продолжение строительства
По всей видимости именно в этот период в 1984 году на введëнной в строй ранее Нерюнгринской ГРЭС был принят в промышленную эксплуатацию второй энергоблок мощностью 210 МВт, который, по всей видимости, и сам по себе достигал по стоимости размеров крупного пронкта из-за удалённого района строительства, вечной мерзлоты, высокой сейсмичности и достаточно большой общей мощности относительно дорогого угольного энергоблока.
Полностью достроили электростанцию уже позднее.
4-я очередь Сургутской ГРЭС (Сургутская ГРЭС-2) — первый энергоблок
В это время был введён в строй энергоблок № 1 мощностью 800 МВт четвёртой очереди Сургутской ГРЭС, позднее, с 1987 года, выделенной в отдельную Сургутскую ГРЭС-2. Вскоре на станции были построены ещё пять аналогичных блоков.[20]
Экибастузская ГРЭС-1 — завершение строительства
Последний угольный энергоблок № 8 мощностью 500 МВт Экибастузской ГРЭС-1, был ведён в строй в конце 1984 года, в результате чего установленная мощность этой электростанции достигла 4 000 МВт.
Металлургия
Молдавский металлургический завод
Металлургический завод, строившийся с августа 1981 года, поучил первую сталь в октябре 1984 года и был введён в строй в январе 1985 года[21] в городе Рыбница Молдавской ССР (ныне город фактически является частью частично признанной Приднестровской Молдавской Республики, также его счиает своейтерриторией Молдавия).[22]
Оскольский электрометаллургический комбинат имени Л. И. Брежнева — продолжение строительства
В это время продолжалось активное введение в строй мощностей Оскольского электрометаллургического комбината. Установка металлизации достигла проектной мощности 6 июня 1984 года на месяц раньше срока. Металлургический техникум начал работу 1 сентября 1984 года. Первая сталь на первой печи ЭСПЦ-2 получена 4 октября 1984 года. Первая промышленная плавка в дуговой сталеплавильной печи ДСП № 1 также была проведена в 1984 году. Первая плавка на электропечи № 2 была выполнена 12 декабря 1984 года.[23][24]
Комбинат продолжал развиваться и позднее.
Пакистанский металлургический завод (پاکستان اسٹيل ملز, Pakistan Steel Mills), г. Карачи, Пакистан
Крупный металлургический комбинат по выпуску стали производительностью был построен при технической поддержке СССР. Завод строился действовавшей в 1970 годах в Пакистане Программе национализации. Закладка комплекса произошла 30 декабря 1973 года в присутствии премьер-министра Пакистана Зульфикара Али Бхутто. Первая доменная печь завода была введена в строй 14 августа 1981 года, а полностью проект с громадной стоимостью в 24,7 млн пакистанских рупий был введён в строй в присутствии Президента Генерала Зия-уль-Хака 15 января 1985 года.[25]
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Ачинский нефтеперерабатывающий завод — завершение основного строительства
Завод, предназначенный для переработки 6 млн тонн томской нефти в год, и фактически частично введённый в строй ранее, по всей видимости именно в этот период был в целом введён в строй. Именно в 1984 году были приняты в постоянную эксплуатацию основные части комплексной установки переработки нефти ЛК-6у, на основе которой был построен завод: установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 (секция 100), установка ЛЧ-35-11/1000 (секция 200), установка Л-24-9-2РТ (секция 300/2) и установка ГФУ (секция 400). После этого в советское время на заводе были введены в строй лишь относительно небольшие Битумная установка ВТ в 1985 году и оборудование для производства серы и регенерации МЭА в 1986 году.[26][27]
Существенной реконструкции завод подвергся уже значительно позднее.
Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод — вторая очередь
По-видимому, именно в этот период в 1984 году на Мажейкяйском нефтеперерабатывающем заводе были введены в строй вторая комплексная установка переработки нефти ЛК-6у и комбинированная битумная установка с вакуумной перегонкой мазута.[28]
Завод продолжал понемногу развиваться и позднее — в 1989 году на заводе была введена в строй установка для производства водорода, а в 1991 году — комплекс глубокой переработки мазута КТ-1.[29] После развала СССР завод остался на территории Литвы и в дальнейшем дважды носил название «Мажейкяй нафта» с 2006 года в составе польской компании «Орлен Летува».
Тобольский нефтехимический комбинат
Площадка под строительство завода, который должен быть стать основной частью предполагавшегося строительства крупнейшего комплекса по переработке западно-сибирских углеводородов в Тюменской области, была выбрана в 1974 году. Ядро оборудования завода — центральная газофракционирующая установка проектной производственной мощностью в 3,0 млн тонн сырья[2] была введена в строй в декабре 1984 года.[30][31]
Комбинат продолжал развиваться и позднее.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Южно-Якутский углепромышленный комплекс — продолжение строительства
Частично введённый в строй ранее очень крупный проект, представлявший собой, несмотря на название и основную направленность, по сути своей проект комплексного развития территории. Фактически в его рамках в это время, помимо прочего, были введены в строй[32]:
- Второй энергоблок Нерюнгринской ГРЭС (1984 год).
- Нерюнгринское пассажирское автотранспортное предприятие (1 июня 1984 года)[3].
- Цех керамзитового гравия мощностью 60 тысяч кубометров керамзита в год (август 1984 года).
- Средняя школа номер 4 г. Нерюнгри и первый в Якутской АССР межшкольный Учебно-производственный комбинат (1 сентября 1984 года).
- Обогатительная фабрика производственной мощностью 9 млн тонн концентрата в год (10 января 1985 года).
Комплекс продолжал достраиваться и позднее.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Фактическая производственная мощность до реконструкции 2000-х годов составляла чуть более 2 млн тонн сырья в год из-за несоответствия фактического состава сырья ожидавшемуся при проектировании.[1]
- ↑ Хотя автобусы в городе ходили с 1980 года.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|