Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 796: Строка 796:
Давид Бурлюк.jpg|'''[[rwp:Бурлюк, Давид Давидович|Давид Бурлюк]]''' — поэт, художник-[[rwp:Русский авангард|авангардист]], «отец [[rwp:Русский футуризм|русского футуризма]]», организатор группы [[rwp:Футуризм|футуристов]] ''[[rwp:Гилея (группа)|«Гилея»]]'', в манифесте ''[[rwp:Пощёчина общественному вкусу|«Пощёчина общественному вкусу»]]'' призвал ''«бросить Пушкина …с Парохода Современности»'' (то есть порвать с традицией); брат художников и поэтов [[rwp:Бурлюк, Владимир Давидович|Владимира]], [[rwp:Бурлюк, Николай Давидович|Николая]] и [[rwp:Бурлюк-Кузнецова, Людмила Давидовна|Людмилы Бурлюк]]<!--David_Burliuk_1914.jpg-->
Давид Бурлюк.jpg|'''[[rwp:Бурлюк, Давид Давидович|Давид Бурлюк]]''' — поэт, художник-[[rwp:Русский авангард|авангардист]], «отец [[rwp:Русский футуризм|русского футуризма]]», организатор группы [[rwp:Футуризм|футуристов]] ''[[rwp:Гилея (группа)|«Гилея»]]'', в манифесте ''[[rwp:Пощёчина общественному вкусу|«Пощёчина общественному вкусу»]]'' призвал ''«бросить Пушкина …с Парохода Современности»'' (то есть порвать с традицией); брат художников и поэтов [[rwp:Бурлюк, Владимир Давидович|Владимира]], [[rwp:Бурлюк, Николай Давидович|Николая]] и [[rwp:Бурлюк-Кузнецова, Людмила Давидовна|Людмилы Бурлюк]]<!--David_Burliuk_1914.jpg-->


Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' — поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]] и драматург; автор сатирических комедий<!--, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека--> (''[[rws:Клоп (Маяковский)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]''); в своем творчестве добровольно отрекся от своего лирического «я» во имя дела революции (''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]''); художник, автор поэтических плакатов ''[[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]''
Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' — поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]], «певец [[rwp:Революция 1917 года в России|революции]]», мастер [[rwp:Лесенка Маяковского|стихотворной лесенки]] (''[[rwp:А вы могли бы?|«А вы могли бы?»]]'', ''[[rws:Послушайте! (Маяковский)|«Послушайте!»]]'', ''[[rwp:Нате! (стихотворение)|«Нате!»]]'', ''[[rwp:Облако в штанах|«Облако в штанах»]]'', ''[[rws:150 000 000 (Маяковский)|«150 000 000»]]'', ''[[rws:Стихи о советском паспорте (Маяковский)|«Паспорт»]]'', ''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]''); автор сатирических комедий<!--, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека--> (''[[rwp:Мистерия-буфф|«Мистерия-буфф»]]'', ''[[rwp:Клоп (пьеса)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]''); художник, автор поэтических плакатов (''[[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]'')


Николай Гумилёв. Худ. Ольга Делла-Вос Кардовская.jpg ‎|'''[[rwp:Гумилёв, Николай Степанович|Николай Гумилёв]]''' — поэт, создатель школы [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]а, прозаик, переводчик и литературный критик, первый муж [[rwp:Ахматова, Анна Андреевна|Анны Ахматовой]], отец [[rwp:Гумилёв, Лев Николаевич|Льва Гумилёва]], совершил две экспедиции в Эфиопию (Абиссинию); автор стихов ''«‎[[rwp:Жираф (стихотворение)|Жираф]]‎»'', ''«‎[[rwp:Волшебная скрипка|Волшебная скрипка]]‎»'', ''«‎[[rwp:Шестое чувство (стихотворение)|Шестое чувство]]‎»'' и др.
Николай Гумилёв. Худ. Ольга Делла-Вос Кардовская.jpg ‎|'''[[rwp:Гумилёв, Николай Степанович|Николай Гумилёв]]''' — поэт, создал школу [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]а – «‎расцвета и точности» в пику декадансу и символизму (''«‎[[rwp:Шестое чувство (стихотворение)|6-е чувство]]‎»'', ''«‎[[rwp:Мои читатели|Мои читатели]]‎»''), дважды побывал в Эфиопии, ввёл африканские темы в русскую поэзию (''«‎[[rwp:Жираф (стихотворение)|Жираф]]‎»'', ''«‎[[rwp:Абиссиния (стихотворение Гумилёва)|Абиссиния]]‎»''), впервые перевёл ''‎[[rwp:Эпос о Гильгамеше|«‎Эпос о Гильгамеше»]]'' на русский язык<!--; автор стихов , ''«‎[[rwp:Волшебная скрипка|Волшебная скрипка]]‎»'', -->; муж [[rwp:Ахматова, Анна Андреевна|Анны Ахматовой]], отец историка [[rwp:Гумилёв, Лев Николаевич|Льва Гумилёва]]


Анна Ахматова. Худ. Н. Альтман.jpg|'''[[rwp:Анна Ахматова|Анна Ахматова]]''' — поэт, переводчица и литературовед; автор стихов, в которых психологизм сочетался с песенным ладом, а образ лиричной героини наделен силой духа и готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания (сборники ''[[rws:Вечер (Ахматова)|«Вечер»]]'', ''[[rws:Чётки (Ахматова)|«Чётки»]]'')<!--Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922.jpg Olga_kardovskaya_portret_ahmatovoy_1914_szh_16.jpg-->
Анна Ахматова. Худ. Н. Альтман.jpg|'''[[rwp:Анна Ахматова|Анна Ахматова]]''' — поэт и критик, в юности – автор женской лирики в духе [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]а (сборники ''[[rws:Вечер (Ахматова)|«Вечер»]]'', ''[[rws:Чётки (Ахматова)|«Чётки»]]''); в зрелости её лирическая героиня стойко выдерживает тяжёлые испытания вместе со своей страной (''[https://www.culture.ru/poems/8910/mne-golos-byl «Мне голос был»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/8905/muzhestvo «Мужество»]'', поэма ''[[rwp:Реквием (поэма)|«Реквием»]]'' о [[rwp:Репрессии в СССО|репрессиях]], ''[[rwp:Поэма без героя|«Поэма без героя»]]'', написанная [[rwp:Ахматовская строфа|ахматовской строфой]])<!--Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922.jpg Olga_kardovskaya_portret_ahmatovoy_1914_szh_16.jpg-->
 
Велемир Хлебников.jpg|'''[[rwp:Хлебников, Велимир|{{abbr|Велимир Хлебников|Виктор Владимирович Хлебников|0}}]]''' — поэт и прозаик; в своем творчестве занимался экспериментами в области словотворчества (''[[rws:Заклятие смехом (Хлебников)|«Заклятие смехом»]]'', ''[[rws:Кузнечик (Хлебников)|«Кузнечик»]]'' и др.), выдвинув концепцию поэтического языка ([[rwp:Заумь|зауми]]); один из основателей русского футуризма<!--Chlebnikow.jpg Хлебников.jpg-->
 
<!--''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]''--><!--(''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[ «»]'')-->


Велемир Хлебников.jpg|'''[[rwp:Хлебников, Велимир|{{abbr|Велимир Хлебников|Виктор Владимирович Хлебников|0}}]]''' — поэт, прозаик и драматург, один из отцов [[rwp:Футуризма|футуризма]], мастер [[rwp:Аллитерация|аллитерации]] и словотворчества, разработал вместе с [[rwp:Кручёных, Алексей Елисеевич|Алексеем Кручёных]] поэтический язык [[rwp:Заумь|заумь]] на основе [[rwp:Неологизм|неологизмов]]; автор заумных стихов (''[[rwp:Заклятие смехом|«Заклятие смехом»]]'', ''[[rwp:Кузнечик (стихотворение)|«Кузнечик»]]'') и поэм (''[[rwp:Журавль (поэма)|«Журавль»]]'', ''[[rwp:Зангези|«Зангези»]]''); основал общества [[rwp:Будетляне|будетлян]] и [[rwp:Председатель земного шара|предземшаров]] <!--Chlebnikow.jpg Хлебников.jpg-->


<!--1911-->
<!--1911-->
Игорь Северянин.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' — поэт; для ранней поэзии Северянина характерен интерес словотворчеству и словесной игре, обращение к редким стихотворным формам и изобретение новых (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]'' и др.); Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.<!--Igor Severyanin.jpg-->
Игорь Северянин.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' — поэт-футурист, основал направление [[rwp:Эгофутуризм|эгофутуризма]] (с акцентом на себялюбие и рафинированность чувств); мастер словотворчества и редких форм стиха (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Громокипящий кубок (1913)|«Громокипящий кубок»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]''); был избран «королём поэтов» в 1918 году<!--; Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.--><!--Igor Severyanin.jpg-->


<!--1912-->
<!--1912-->


<!--1912-13-->
<!--1912-13-->
Тэффи. Обложка книги Дым без огня.jpg|'''[[rwp:Тэффи|Надежда Тэффи]]''' — писательница и поэтесса, мемуаристка; автор сборников стихов (''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]''), которые прославили её как мастер короткого рассказа, остроумного и тонкого сатирика, иронично описывающего пошлость жизни; в эмиграции издавала сборники стихов (''[[rwp:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]'' и др.), отражающих подавленность, тоску и растерянность через символические образы карлика, горбуна и т.д.
Тэффи. Обложка книги Дым без огня.jpg|'''[[rwp:Тэффи|Надежда Тэффи]]''' — поэт и автор сотен сатирических рассказов (''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]'', ''[[rws:Дым без огня (Тэффи)|«Дым без огня»]]'' и многие другие сборники)<!--, писала о мещанах и [[rws:Демоническая женщина (Тэффи)|демонических женщинах]]-->; автор «цветовой» лирики – с акцентом на цвета, цветы и драгоценные камни (сборники ''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]''); автор мемуаров о людях [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]]; сестра поэтессы [[rwp:Лохвицкая, Мирра Александровна|Мирры Лохвицкой]]


Аверченко, Аркадий Тимофеевич.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' — писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''<!--Averchenko.jpg-->
Аверченко, Аркадий Тимофеевич.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' — сатирик и драматург, редактор крупнейшего в своём жанре дореволюционного журнала [[rwp:Сатирикон (журнал)|«Сатирикон»]], автор множества юмористических рассказов (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'', ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.), мастер утрирования и абсурда; критик революции (''[[rwp:Дюжина ножей в спину революции|«Дюжина ножей в спину революции»]]'')<!--Averchenko.jpg-->
 
<!--''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]''--><!--(''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[ «»]'')-->


Марина Цветаева. Фото Максимилиана Волошина.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' — поэт, прозаик, переводчик; основные темы стихов Цветаевой это любовь, поэзия и Россия, о которых рассказано через сочетание фольклорных жанров с разговорными интонациями, «высокой» лексики с простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'', ''[http://www.culture.ru/poems/36102/mne-nravitsya-chto-vy-bolny-ne-mnoi «Мне нравится, что Вы больны не мной»]'')<!--M.Tsvetaeva by M.Nakhman (1913).jpg-->
Марина Цветаева. Фото Максимилиана Волошина.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' — крупнейшая поэтесса [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]] (наряду с [[rwp:Анна Ахматова|Ахматовой]]); писала о любви, поэзии и России, сочетая «высокую» лексику с разговорной и простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'', ''[https://www.culture.ru/poems/33899/tolko-devochka «Я только девочка»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/35995/u-menya-v-moskve-kupola-goryat «У меня в Москве»]''. ''[http://www.culture.ru/poems/36102/mne-nravitsya-chto-vy-bolny-ne-mnoi «Мне нравится, что Вы больны не мной»]'')<!--M.Tsvetaeva by M.Nakhman (1913).jpg-->


Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — философ, крупнейший представитель русского [[rwp:Экзистенциализм|экзистенциализмa]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персонализма]], автор оригинальной концепции философии свободы, разработчик концепции [[rwp:Новое средневековье|нового средневековья]]; семь раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]
Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — крупнейший русский философ-[[rwp:Экзистенциализм|экзистенциалист]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персоналист]], в труде ''[http://books.e-heritage.ru/book/10071467 «Философия свободы»]'' отделил «свободу от» (негативную) от «свободы для» (позитивной); разработал концепцию [[rwp:Новое средневековье (Бердяев)|Нового средневековья]] и идею [[rwp:Творчество|творчества]] как [[rwp:Сотворение мира в Библии|«8-го дня творения»]]; 7 раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]


Максимилиан Волошин. Худ. Борис Кустодиев.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' — поэт, критик, художник; в поэзии тяготел к мистике и «научной поэзии» из-за увлечения масонством и теософией (сборник ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'' и др.); автор критических статей западно-европейской и русской культуре 1900-1910-х гг. (часть из них вошли в книгу ''[http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml «Лики творчества»]'')
Максимилиан Волошин. Худ. Борис Кустодиев.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' — поэт, критик, художник; в поэзии тяготел к мистике и «научной поэзии» из-за увлечения масонством и теософией (сборник ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'' и др.); автор критических статей западно-европейской и русской культуре 1900-1910-х гг. (часть из них вошли в книгу ''[http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml «Лики творчества»]'')
Строка 826: Строка 825:
Осип Эмильевич Мандельштам.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт, прозаик и переводчик; в поэзии придерживался направлений символизма (мотивы музыки и тихая печаль) и акмеизма (оптимизм, архитектурные мотивы) (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'' и др.); в период Первой Мировой и обеих революций обратился к иррациональному мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций (''[http://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/ «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»]'' и т.д.)<!--Mandelshtam17.jpg Осип Мандельштам (фрагмент фото с Чуковским, Лившицем и Анненковым, 1914 год).jpg Мандельштам, Осип Эмильевич.jpg -->
Осип Эмильевич Мандельштам.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт, прозаик и переводчик; в поэзии придерживался направлений символизма (мотивы музыки и тихая печаль) и акмеизма (оптимизм, архитектурные мотивы) (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'' и др.); в период Первой Мировой и обеих революций обратился к иррациональному мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций (''[http://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/ «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»]'' и т.д.)<!--Mandelshtam17.jpg Осип Мандельштам (фрагмент фото с Чуковским, Лившицем и Анненковым, 1914 год).jpg Мандельштам, Осип Эмильевич.jpg -->


Владислав Ходасевич. Худ. Валентина Ходасевич.jpg|'''[[rwp:Ходасевич, Владислав Фелицианович|Владислав Ходасевич]]''' — поэт и критик, <!--историк литературы, -->отказался от символизма и отверг футуризм в пользу простоты и ясности по образцу [[rwp:Пушкин, Александр Серегеевич|Пушкина]], автор сборников стихов ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Молодость|«Молодость»]]'', ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Счастливый домик|«Счастливый домик»]]'', ''[[rwp:Путём зерна|«Путём зерна»]]'', ''[[rwp:Тяжёлая лира|«Тяжёлая лира»]]'', автор мемуаров ''[[rwp:Некрополь. Воспоминания|«Некрополь. Воспоминания»]]''  о поэтах Серебряного века [https://poezia.ru/memory/users/68 *]<!--Khodasevich Choumoff.jpg-->
Владислав Ходасевич. Худ. Валентина Ходасевич.jpg|'''[[rwp:Ходасевич, Владислав Фелицианович|Владислав Ходасевич]]''' — поэт и критик, <!--историк литературы, -->отказался от символизма и отверг футуризм в пользу простоты и ясности по образцу [[rwp:Пушкин, Александр Серегеевич|Пушкина]], автор сборников стихов ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Молодость|«Молодость»]]'', ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Счастливый домик|«Счастливый домик»]]'', ''[[rwp:Путём зерна|«Путём зерна»]]'', ''[[rwp:Тяжёлая лира|«Тяжёлая лира»]]'', автор мемуаров ''[[rwp:Некрополь. Воспоминания|«Некрополь. Воспоминания»]]''  о поэтах [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]] [https://poezia.ru/memory/users/68 *]<!--Khodasevich Choumoff.jpg-->


Николай Альбертович Кун.jpg|'''[[rwp:Кун, Николай Альбертович|Николай Кун]]''' — историк и педагог, исследователь античной и первобытной религии, автор книги ''«[[rwp:Легенды и мифы Древней Греции|Легенды и мифы Древней Греции]]»'' (известнейшее изложение [[rwp:Греческая мифология|греческой]] и [[rwp:Римская мифология|римской мифологии]] на русском языке, переведённое на множество языков); опубликовал сборники сказок цыган, народов Африки и Океании <!--Н.А._Кун.jpg-->
Николай Альбертович Кун.jpg|'''[[rwp:Кун, Николай Альбертович|Николай Кун]]''' — историк и педагог, исследователь античной и первобытной религии, автор книги ''«[[rwp:Легенды и мифы Древней Греции|Легенды и мифы Древней Греции]]»'' (известнейшее изложение [[rwp:Греческая мифология|греческой]] и [[rwp:Римская мифология|римской мифологии]] на русском языке, переведённое на множество языков); опубликовал сборники сказок цыган, народов Африки и Океании <!--Н.А._Кун.jpg-->

Версия от 02:06, 2 декабря 2024

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Великие русские писатели. 1951. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946—1951)
Великие русские поэты. 1950. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946—1951)
Великие русские драматурги. 1950. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946—1951)

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы (либо побывавшие в России и написавшие о ней книги, получившие огромную известность).

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Некоторые знаменитые авторы, известные в большей мере как учёные или путешественники, перечислены в статьях Знаменитые учёные и философы России и Знаменитые первооткрыватели и путешественники России.

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству Русской Земли.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, эпоха революций, символизм, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Эпоха символизма (1890-е — 1910-е)

Религиозно-философский ренессанс, массовые энциклопедические издания, поэзия и проза символизма.

Эпоха авангардизма (1910-е — 1920-е)

Авангардная поэзия (футуризм, акмеизм, имажинизм), расцвет журнальной сатиры, революция 1917 года.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (середина XX века)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

«Красно-белая» эпоха (1920-е — 1930-е)

«Пролетарская» и эмигрантская литература, начало соцреализма, расцвет патриотической песни.

Эпоха «военного поколения» (1940-е — 1950-е)

Военная лирика и проза, военная песня, рацвет «природничества».

Бронзовый век (вторая половина XX века)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Эпоха «оттепели» (1950-е — 1960-е)

Эпоха «застоя» (1960-е — 1980-е)

Современная эпоха (конец XX — начало XXI века)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указан в конце списка послов как в договоре 907 года, так и в договоре 911 года; имя Стемид по мнению некоторых исследователей имеет южнославянские корни, при этом известно, что во время похода князя Олега на Царьград в 907 году переводчиками (толмачами) служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. По другим версиям, авторами «Слова о полку Игореве» могли быть черниговский воевода Ольстин Олексич, киевский тысяцкий Рагуил Добрынич или сын Рагуила Добрынича, бежавший из половецкого плена вместе с Игорем Святославичем.
  6. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.