Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 805: Строка 805:
Николай Гумилёв. Худ. Ольга Делла-Вос Кардовская.jpg ‎|'''[[rwp:Гумилёв, Николай Степанович|Николай Гумилёв]]''' — поэт, создал школу [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]а – «‎расцвета и точности» в пику декадансу и символизму (''«‎[[rwp:Шестое чувство (стихотворение)|6-е чувство]]‎»'', ''«‎[[rwp:Мои читатели|Мои читатели]]‎»''), дважды побывал в Эфиопии, ввёл африканские темы в русскую поэзию (''«‎[[rwp:Жираф (стихотворение)|Жираф]]‎»'', ''«‎[[rwp:Абиссиния (стихотворение Гумилёва)|Абиссиния]]‎»''), впервые перевёл ''‎[[rwp:Эпос о Гильгамеше|«‎Эпос о Гильгамеше»]]'' на русский язык<!--; автор стихов , ''«‎[[rwp:Волшебная скрипка|Волшебная скрипка]]‎»'', -->; муж [[rwp:Ахматова, Анна Андреевна|Анны Ахматовой]], отец историка [[rwp:Гумилёв, Лев Николаевич|Льва Гумилёва]]
Николай Гумилёв. Худ. Ольга Делла-Вос Кардовская.jpg ‎|'''[[rwp:Гумилёв, Николай Степанович|Николай Гумилёв]]''' — поэт, создал школу [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]а – «‎расцвета и точности» в пику декадансу и символизму (''«‎[[rwp:Шестое чувство (стихотворение)|6-е чувство]]‎»'', ''«‎[[rwp:Мои читатели|Мои читатели]]‎»''), дважды побывал в Эфиопии, ввёл африканские темы в русскую поэзию (''«‎[[rwp:Жираф (стихотворение)|Жираф]]‎»'', ''«‎[[rwp:Абиссиния (стихотворение Гумилёва)|Абиссиния]]‎»''), впервые перевёл ''‎[[rwp:Эпос о Гильгамеше|«‎Эпос о Гильгамеше»]]'' на русский язык<!--; автор стихов , ''«‎[[rwp:Волшебная скрипка|Волшебная скрипка]]‎»'', -->; муж [[rwp:Ахматова, Анна Андреевна|Анны Ахматовой]], отец историка [[rwp:Гумилёв, Лев Николаевич|Льва Гумилёва]]


Владислав Ходасевич. Худ. Валентина Ходасевич.jpg|'''[[rwp:Ходасевич, Владислав Фелицианович|Владислав Ходасевич]]''' — поэт и критик, <!--историк литературы, -->отказался от символизма и отверг футуризм в пользу простоты и ясности по образцу [[rwp:Пушкин, Александр Серегеевич|Пушкина]], автор сборников стихов ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Молодость|«Молодость»]]'', ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Счастливый домик|«Счастливый домик»]]'', ''[[rwp:Путём зерна|«Путём зерна»]]'', ''[[rwp:Тяжёлая лира|«Тяжёлая лира»]]'', автор мемуаров ''[[rwp:Некрополь. Воспоминания|«Некрополь. Воспоминания»]]''  о поэтах [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]] [https://poezia.ru/memory/users/68 *]<!--Khodasevich Choumoff.jpg-->
Игорь Северянин.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' — поэт-футурист, основал направление [[rwp:Эгофутуризм|эгофутуризма]] (с акцентом на себялюбие и рафинированность чувств); мастер словотворчества и редких форм стиха (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Громокипящий кубок (1913)|«Громокипящий кубок»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]''); был избран «королём поэтов» в 1918 году<!--; Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.--><!--Igor Severyanin.jpg-->


Тэффи. Обложка книги Дым без огня.jpg|'''[[rwp:Тэффи|Надежда Тэффи]]''' — поэт и автор сотен сатирических рассказов (''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]'', ''[[rws:Дым без огня (Тэффи)|«Дым без огня»]]'' и многие другие сборники)<!--, писала о мещанах и [[rws:Демоническая женщина (Тэффи)|демонических женщинах]]-->; автор «цветовой» лирики – с акцентом на цвета, цветы и драгоценные камни (сборники ''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]''); автор мемуаров о людях [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]]; сестра поэтессы [[rwp:Лохвицкая, Мирра Александровна|Мирры Лохвицкой]]
Тэффи. Обложка книги Дым без огня.jpg|'''[[rwp:Тэффи|Надежда Тэффи]]''' — поэт и автор сотен сатирических рассказов (''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]'', ''[[rws:Дым без огня (Тэффи)|«Дым без огня»]]'' и многие другие сборники)<!--, писала о мещанах и [[rws:Демоническая женщина (Тэффи)|демонических женщинах]]-->; автор «цветовой» лирики – с акцентом на цвета, цветы и драгоценные камни (сборники ''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]''); автор мемуаров о людях [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]]; сестра поэтессы [[rwp:Лохвицкая, Мирра Александровна|Мирры Лохвицкой]]
Строка 813: Строка 813:
Марина Цветаева. Фото Максимилиана Волошина.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' — крупнейшая поэтесса [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]] (наряду с [[rwp:Анна Ахматова|Ахматовой]]); писала о любви, поэзии и России, сочетая «высокую» лексику с разговорной и простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'', ''[https://www.culture.ru/poems/33899/tolko-devochka «Я только девочка»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/35995/u-menya-v-moskve-kupola-goryat «У меня в Москве»]''. ''[http://www.culture.ru/poems/36102/mne-nravitsya-chto-vy-bolny-ne-mnoi «Мне нравится, что Вы больны не мной»]'')<!--M.Tsvetaeva by M.Nakhman (1913).jpg-->
Марина Цветаева. Фото Максимилиана Волошина.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' — крупнейшая поэтесса [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]] (наряду с [[rwp:Анна Ахматова|Ахматовой]]); писала о любви, поэзии и России, сочетая «высокую» лексику с разговорной и простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'', ''[https://www.culture.ru/poems/33899/tolko-devochka «Я только девочка»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/35995/u-menya-v-moskve-kupola-goryat «У меня в Москве»]''. ''[http://www.culture.ru/poems/36102/mne-nravitsya-chto-vy-bolny-ne-mnoi «Мне нравится, что Вы больны не мной»]'')<!--M.Tsvetaeva by M.Nakhman (1913).jpg-->


Игорь Северянин.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' — поэт-футурист, основал направление [[rwp:Эгофутуризм|эгофутуризма]] (с акцентом на себялюбие и рафинированность чувств); мастер словотворчества и редких форм стиха (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Громокипящий кубок (1913)|«Громокипящий кубок»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]''); был избран «королём поэтов» в 1918 году<!--; Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.--><!--Igor Severyanin.jpg-->
Владислав Ходасевич. Худ. Валентина Ходасевич.jpg|'''[[rwp:Ходасевич, Владислав Фелицианович|Владислав Ходасевич]]''' — поэт и критик, <!--историк литературы, -->отказался от символизма и отверг футуризм в пользу простоты и ясности по образцу [[rwp:Пушкин, Александр Серегеевич|Пушкина]], автор сборников стихов ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Молодость|«Молодость»]]'', ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Счастливый домик|«Счастливый домик»]]'', ''[[rwp:Путём зерна|«Путём зерна»]]'', ''[[rwp:Тяжёлая лира|«Тяжёлая лира»]]'', автор мемуаров ''[[rwp:Некрополь. Воспоминания|«Некрополь. Воспоминания»]]''  о поэтах [[rwp:Серебряный век русской поэзии|Серебряного века]] [https://poezia.ru/memory/users/68 *]<!--Khodasevich Choumoff.jpg-->


Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' — поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]], «певец [[rwp:Революция 1917 года в России|революции]]», мастер [[rwp:Лесенка Маяковского|стихотворной лесенки]] (''[[rwp:А вы могли бы?|«А вы могли бы?»]]'', ''[[rws:Послушайте! (Маяковский)|«Послушайте!»]]'', ''[[rwp:Нате! (стихотворение)|«Нате!»]]'', ''[[rwp:Облако в штанах|«Облако в штанах»]]'', ''[[rws:150 000 000 (Маяковский)|«150 000 000»]]'', ''[[rws:Стихи о советском паспорте (Маяковский)|«Паспорт»]]'', ''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]''); автор сатирических комедий<!--, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека--> (''‎[[rwp:Мистерия-буфф|«Мистерия-буфф»]]'', ''[[rwp:Клоп (пьеса)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]''); художник, автор поэтических плакатов (''[[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]'')
Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' — поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]], «певец [[rwp:Революция 1917 года в России|революции]]», мастер [[rwp:Лесенка Маяковского|стихотворной лесенки]] (''[[rwp:А вы могли бы?|«А вы могли бы?»]]'', ''[[rws:Послушайте! (Маяковский)|«Послушайте!»]]'', ''[[rwp:Нате! (стихотворение)|«Нате!»]]'', ''[[rwp:Облако в штанах|«Облако в штанах»]]'', ''[[rws:150 000 000 (Маяковский)|«150 000 000»]]'', ''[[rws:Стихи о советском паспорте (Маяковский)|«Паспорт»]]'', ''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]''); автор сатирических комедий<!--, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека--> (''‎[[rwp:Мистерия-буфф|«Мистерия-буфф»]]'', ''[[rwp:Клоп (пьеса)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]''); художник, автор поэтических плакатов (''[[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]'')
Строка 819: Строка 819:
Осип Эмильевич Мандельштам.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт и критик, совместил в своей поэзии [[rwp:Русский символизм|символизм]] <!--(мотивы музыки и тихая печаль)--> и [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]<!-- (оптимизм, архитектурные мотивы)-->, темы любви (''[https://www.culture.ru/poems/41589/nezhnee-nezhnogo «Нежнее нежного»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/41728/bessonnica-gomer-tugie-parusa «Список кораблей»]''), природы (''[https://www.culture.ru/poems/41800/susalnym-zolotom-goryat «Сусальным золотом горят»]''), архитектуры (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'') и урбанистики (''[https://www.culture.ru/poems/41578/peterburgskie-strofy «Петербургские строфы»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/41608/leningrad «Ленинград»]''); известнейший [[rwp:Сталинские репрессии|репрессированный]] поэт<!--Mandelshtam17.jpg Осип Мандельштам (фрагмент фото с Чуковским, Лившицем и Анненковым, 1914 год).jpg Мандельштам, Осип Эмильевич.jpg -->
Осип Эмильевич Мандельштам.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт и критик, совместил в своей поэзии [[rwp:Русский символизм|символизм]] <!--(мотивы музыки и тихая печаль)--> и [[rwp:Акмеизм|акмеизм]]<!-- (оптимизм, архитектурные мотивы)-->, темы любви (''[https://www.culture.ru/poems/41589/nezhnee-nezhnogo «Нежнее нежного»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/41728/bessonnica-gomer-tugie-parusa «Список кораблей»]''), природы (''[https://www.culture.ru/poems/41800/susalnym-zolotom-goryat «Сусальным золотом горят»]''), архитектуры (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'') и урбанистики (''[https://www.culture.ru/poems/41578/peterburgskie-strofy «Петербургские строфы»]'', ''[https://www.culture.ru/poems/41608/leningrad «Ленинград»]''); известнейший [[rwp:Сталинские репрессии|репрессированный]] поэт<!--Mandelshtam17.jpg Осип Мандельштам (фрагмент фото с Чуковским, Лившицем и Анненковым, 1914 год).jpg Мандельштам, Осип Эмильевич.jpg -->


Максимилиан Волошин. Худ. Борис Кустодиев.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' — поэт, критик и художник, <!-- масон и теософ--><!-- стоял вне творческих групп, но--> построил [[rwp:Дом-музей Максимилиана Волошина|Дом поэта]] в Крыму и повлиял на судьбы многих поэтов эпохи; автор сборника ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'', статей о западной и русской культуре начала XX века (''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин|«Лики творчества»]]''), критик революции (''[[rws:Красногвардеец (Волошин)|«Красногвардеец»]]'', ''[[rws:Гражданская война (Волошин)|«Гражданская война»]]'', ''[[rws:Русская революция (Волошин)|«Русская революция»]]'', ''[[rws:Дикое Поле (Волошин)|«Дикое Поле»]]'')
Максимилиан Волошин. Худ. Борис Кустодиев.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' — поэт, критик, художник, <!-- масон и теософ--> путешественник по Европе, автор сборников стихов ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'', ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Selva Oscura|«Selva Oscura»]]'', ''[[rws:Путями Каина (Волошин)|«Путями Каина»]]''; <!--статей о западной и русской культуре (''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин|«Лики творчества»]]''), -->критик революции (''[[rws:Русская революция (Волошин)|«Русская революция»]]'', ''[[rws:Красногвардеец (Волошин)|«Красногвардеец»]]'', ''[[rws:Гражданская война (Волошин)|«Гражданская война»]]'', ''[[rws:Дикое Поле (Волошин)|«Дикое Поле»]]'' из сборника ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Неопалимая купина|«Неопалимая купина»]]''); <!-- стоял вне творческих групп, но--> построил [[rwp:Дом-музей Максимилиана Волошина|Дом поэта]] в Крыму и повлиял на судьбы многих поэтов эпохи


Философы (Павел Флоренский и Сергей Булгаков). Худ. Михаил Нестеров.jpg|'''[[rwp:Флоренский, Павел Александрович|Павел Флоренский]]''' и '''[[rwp:Булгаков, Сергей Николаевич|Сергей Булгаков]]''' — крупнейшие русские религиозные философы первой половины XX века, внесли значительный вклад в учение [[rwp:Софиология|софиологии]]
Философы (Павел Флоренский и Сергей Булгаков). Худ. Михаил Нестеров.jpg|'''[[rwp:Флоренский, Павел Александрович|Павел Флоренский]] и [[rwp:Булгаков, Сергей Николаевич|Сергей Булгаков]]''' — крупнейшие русские философы-священники первой половины XX века, развили учение [[rwp:Софиология|софиологии]]: Флоренский в труде ''[[rwp:«Столп и утверждение истины»|«Столп и утверждение истины»]]'', Булгаков в труде ''[[rwp:Свет Невечерний|«Свет Невечерний»]]'' рассмотрели вопрос соотношения [[rwp:София (философия)|Софии Премудрости Божией]] и [[rwp:Святая Троица|Святой Троицы]]
 
 
Василий Розанов. Худ. Иван Пархоменко.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ, литературный критик и публицист; в основе творчества Розанова была тема пола как некой величины влияющей на развитие истории и общества (''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1899_sumerki_prosveshenia.shtml «Сумерки просвещения»]'', ''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1901_v_mire_neyasnogo.shtml «В мире неясного и нерешённого»]'' и др.); ввел в свои книги диалогическое начало в форме размещенных в них писем и статей как сторонников, так и противников, окружая их своими комментариями <!--Rozanov by Leon Bakst (1901).jpg-->


Василий Розанов. Худ. Иван Пархоменко.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ и критик, соединил консерватизм с неортодоксальными идеями, в частности, исследовал связь темы пола с христианством (''[[rws:В мире неясного и нерешенного (Розанов)|«В мире неясного и нерешённого»]]'', ''[[rwp:Люди лунного света|«Люди лунного света»]]''); соавтор первого русского перевода ''«[[rwp:Метафизика (Аристотель)|Метафизики]]»'' [[rwp:Аристотель|Аристотеля]], положил начало осмыслению [[rwp:Достоевский, Фёдор Михайлович|Достоевского]] как философа [https://fedordostoevsky.ru/pdf/rozanov_2014.pdf *]<!--Rozanov by Leon Bakst (1901).jpg-->


Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — крупнейший русский философ-[[rwp:Экзистенциализм|экзистенциалист]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персоналист]], в труде ''[http://books.e-heritage.ru/book/10071467 «Философия свободы»]'' отделил «свободу от» (негативную) от «свободы для» (позитивной); разработал концепцию [[rwp:Новое средневековье (Бердяев)|Нового средневековья]] и идею [[rwp:Творчество|творчества]] как [[rwp:Сотворение мира в Библии|«8-го дня творения»]]; 7 раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]
Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — крупнейший русский философ-[[rwp:Экзистенциализм|экзистенциалист]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персоналист]], в труде ''[http://books.e-heritage.ru/book/10071467 «Философия свободы»]'' отделил «свободу от» (негативную) от «свободы для» (позитивной); разработал концепцию [[rwp:Новое средневековье (Бердяев)|Нового средневековья]] и идею [[rwp:Творчество|творчества]] как [[rwp:Сотворение мира в Библии|«8-го дня творения»]]; 7 раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]


Николай Альбертович Кун.jpg|'''[[rwp:Кун, Николай Альбертович|Николай Кун]]''' — историк и педагог, исследователь античной и первобытной религии, автор книги ''«[[rwp:Легенды и мифы Древней Греции|Легенды и мифы Древней Греции]]»'' (известнейшее изложение [[rwp:Греческая мифология|греческой]] и [[rwp:Римская мифология|римской мифологии]] на русском языке, переведённое на множество языков); опубликовал сборники сказок цыган, народов Африки и Океании <!--Н.А._Кун.jpg-->
Николай Альбертович Кун.jpg|'''[[rwp:Кун, Николай Альбертович|Николай Кун]]''' — историк и педагог, исследователь античной и первобытной религии, автор книги ''«[[rwp:Легенды и мифы Древней Греции|Легенды и мифы Древней Греции]]»'' (известнейшее изложение [[rwp:Греческая мифология|греческой]] и [[rwp:Римская мифология|римской мифологии]] на русском языке, переведённое на множество языков); опубликовал сборники сказок цыган, народов Африки и Океании <!--Н.А._Кун.jpg-->

Версия от 05:41, 3 декабря 2024

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Великие русские писатели. 1951. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946—1951)
Великие русские поэты. 1950. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946—1951)
Великие русские драматурги. 1950. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946—1951)

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы (либо побывавшие в России и написавшие о ней книги, получившие огромную известность).

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Некоторые знаменитые авторы, известные в большей мере как учёные или путешественники, перечислены в статьях Знаменитые учёные и философы России и Знаменитые первооткрыватели и путешественники России.

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству Русской Земли.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, эпоха революций, символизм, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Эпоха символизма (1890-е — 1910-е)

Религиозно-философский ренессанс, массовые энциклопедические издания, поэзия и проза символизма.

Эпоха авангардизма (1910-е — 1920-е)

Авангардная поэзия (футуризм, акмеизм, имажинизм), расцвет журнальной сатиры, революция 1917 года.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (середина XX века)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

«Красно-белая» эпоха (1920-е — 1930-е)

«Пролетарская» и эмигрантская литература, начало соцреализма, расцвет патриотической песни.

Эпоха «военного поколения» (1940-е — 1950-е)

Военная лирика и проза, военная песня, рацвет «природничества».

Бронзовый век (вторая половина XX века)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Эпоха «оттепели» (1950-е — 1960-е)

Эпоха «застоя» (1960-е — 1980-е)

Современная эпоха (конец XX — начало XXI века)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указан в конце списка послов как в договоре 907 года, так и в договоре 911 года; имя Стемид по мнению некоторых исследователей имеет южнославянские корни, при этом известно, что во время похода князя Олега на Царьград в 907 году переводчиками (толмачами) служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. По другим версиям, авторами «Слова о полку Игореве» могли быть черниговский воевода Ольстин Олексич, киевский тысяцкий Рагуил Добрынич или сын Рагуила Добрынича, бежавший из половецкого плена вместе с Игорем Святославичем.
  6. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.