Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
[[Файл:Mikhail Kutuzov (cruiser).jpg|thumb|150px|Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис, 2005 г.]] | [[Файл:Mikhail Kutuzov (cruiser).jpg|thumb|150px|Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис, 2005 г.]] | ||
В этот период в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81|пяти построенным ранее крейсерам]] этого проекта [[Российский_военно-морской_флот#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.8D.D0.BF.D0.BE.D1.85.D0.B0|отечественный военно-морской флот]] пополнился ещё восемью кораблями этого типа: | В этот период в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81|пяти построенным ранее крейсерам]] этого проекта [[Российский_военно-морской_флот#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.8D.D0.BF.D0.BE.D1.85.D0.B0|отечественный военно-морской флот]] пополнился ещё восемью кораблями этого типа: | ||
* «Адмирал Нахимов» — заложен 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введён в строй 27 марта 1953 года. Ранее то же название носил [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.84.D1.80.D0.B5.D0.B3.D0.B0.D1.82_.28.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.29_.C2.AB.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB_.D0.9D.D0.B0.D1.85.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D0.B2.C2.BB|броненосный фрегат (броненосный крейсер), введённый в строй в 1888 году]], а также, в процессе постройки, лёгкий крейсер типа «Светлана», достроенный уже после революций. Позднее то же название первым получил большой противолодочный корабль проекта 1134-А. | * «Адмирал Нахимов» — заложен 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введён в строй 27 марта 1953 года. Ранее то же название носил [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.84.D1.80.D0.B5.D0.B3.D0.B0.D1.82_.28.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.29_.C2.AB.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB_.D0.9D.D0.B0.D1.85.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D0.B2.C2.BB|броненосный фрегат (броненосный крейсер), введённый в строй в 1888 году]], а также, в процессе постройки, [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1924-1934)#.D0.9B.D0.B5.D0.B3.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.B2.D0.B5.D1.82.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B0.C2.BB|лёгкий крейсер типа «Светлана»]], достроенный уже после революций. Позднее то же название первым получил большой противолодочный корабль проекта 1134-А. | ||
* «Адмирал Ушаков» — заложен 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 8 сентября 1953 года. | * «Адмирал Ушаков» — заложен 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 8 сентября 1953 года. | ||
* «Адмирал Лазарев» — заложен 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 30 декабря 1953 года. | * «Адмирал Лазарев» — заложен 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 30 декабря 1953 года. |
Версия от 15:55, 28 декабря 2014
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.),[1] введённые в строй с 6 марта 1953 г. по 8 февраля 1955 г.
Георгий Максимилианович Маленков первые месяцы после смерти Иосифа Сталина был явным единоличным главой Советского Союза. Вскоре его потеснил в этом плане Никита Сергеевич Хрущёв, получивший первенство по партийной линии, однако до февраля 1955 года он не был главным в стране — наиболее точно ситуация описывается у англоязычных историков словом «дуумвират», поскольку даже иностранных гостей они с Маленковым принимали в это время вдвоём. Тем не менее, с формальной точки зрения именно Маленков оставался главой страны, тем более, что именно его должность ранее занимал Иосиф Сталин, что было очень важным политически и психологически.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Крупнейшие корабли и суда
Крейсера проекта 68-бис
В этот период в дополнение к пяти построенным ранее крейсерам этого проекта отечественный военно-морской флот пополнился ещё восемью кораблями этого типа:
- «Адмирал Нахимов» — заложен 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введён в строй 27 марта 1953 года. Ранее то же название носил броненосный фрегат (броненосный крейсер), введённый в строй в 1888 году, а также, в процессе постройки, лёгкий крейсер типа «Светлана», достроенный уже после революций. Позднее то же название первым получил большой противолодочный корабль проекта 1134-А.
- «Адмирал Ушаков» — заложен 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 8 сентября 1953 года.
- «Адмирал Лазарев» — заложен 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 30 декабря 1953 года.
- «Александр Суворов» — заложен 2 февраля 1951 года, спущен на воду 15 мая 1952 года, введён в строй 31 декабря 1953 года.
- «Адмирал Сенявин» — заложен 31 октября 1951 года, спущен на воду 22 декабря 1952 года, введён в строй 30 ноября 1954 года.
- «Молотовск» (с 3 августа 1957 года «Октябрьская революция») — заложен 15 июля 1952 года, спущен на воду 25 мая 1954 года, введён в строй 30 ноября 1954 года.
- «Михаил Кутузов» — заложен 23 февраля 1951 года, спущен на воду 29 ноября 1952 года, введён в строй 31 января 1955 года. В настоящее время корабль-музей в г. Новороссийск.
- «Дмитрий Пожарский» — заложен 28 февраля 1952 года, спущен на воду 25 июня 1953 года, введён в строй 31 декабря 1954 года.
Позднее был введён в строй еще один крейсер этого проекта.
Железные дороги
Коренная реконструкция станции Отпор (Забайкальск) Забайкальской ж. д.
В 1950 году был подписан большой советско-китайский договор, предусматривавший, помимо прочего развития связей во всех областях деятельности, также и запуск прямого поезда Москва — Пекин. Поскольку к этому времени вся сеть дорог Китая, включая КВЖД, уже была перешита на европейскую колею, на пограничной с советской стороны станции Отпор Забайкальской ж.д. было развёрнуто грандиозное строительство, превратившее бывший разъезд № 86 Кайдаловской ветви в крупный железнодорожный узел. В частности, были построены довольно обширные парки станции, централизация на 145 стрелочных переводов, водовод Аргунь — Отпор, железнодорожный вокзал, пункт перестановки вагонов, жилые дома и т. д. В результате активного строительства Отпор сначала получил в 1952 году статус села, а в 1954 году — уже посёлка городского типа. Станция фактически заработала в январе 1954 года с запуском беспересадочного поезда Москва — Пекин.[1][2]
Позднее в 1958 году станция и посёлок были переименованы в Забайкальск.[3]
Линии метрополитена
Строительство Московского метрополитена
В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты:
- Кольцевая линия — 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская — Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения.
- Участок Площадь Революции — Киевская Арбатско-Покровской линии — построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года.
Также 24 сентября 1954 года на Арбатско-Покровской линии была открыта временная надземная станция «Первомайская», располагавшаяся прямо в электродепо Измайлово и действовавшая до 1961 года.
Метрополитен развивался и позднее.
Гидроэнергетика
Мингечаурская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 359 МВт, строившаяся с 1945 года на реке Кура на западе Азербайджанской ССР была введена в строй 1954 году. Электростанция являлась частью более крупного проекта Каскада Мингечаурской ГЭС, который был завершён позднее. В настоящее время электростанция называется Мингечевирской ГЭС.[4][5]
Гюмушская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 224 МВт, также известная как Аргельская ГЭС, была достроена в 1953 году на реке Раздан в Армянской ССР.
Усть-Каменногорская ГЭС
На гидроэлектростанции, на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области, строившейся с 1939 года с перерывом на войну, один из гидроагрегатов которой был введён в строй ранее, в этот период были введены в строй ещё два гидроагрегата установленной мощностью по 82,8 МВт каждый в июне и декабре 1953 года соответственно. В этот же период в 1954 году[6] было официально завершено строительство ГЭС. Однако фактически последний её гидроагрегат был запущен, как указывается в некоторых источниках, из-за отсутствия потребителей электроэнергии только в ноябре 1959 года.[7]
Атомная энергетика
Обнинская АЭС
Первая в мире атомная электростанция строилась с 1951 года в посёлке Обнинское (ныне город Обнинск) Калужской области. Введена в строй электростанция была 26 июня 1954 года. На станции имелся один энергоблок мощностью 5 МВт, содержащий канальный реактор с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем типа АМ-1. Станция, по сути, являлась опытно-промышленной, на ней постоянно проводились различные научные исследования.
В 2002 году реактор электростанции был остановлен после 49 лет успешной работы.
Тепловая энергетика
Ступинская ТЭЦ (ТЭЦ-17 Мосэнерго)
Строительство ТЭЦ общей электрической мощностью 192 МВт, работающей на буром угле Подмосковного бассейна началось в городе Ступино, который она отапливает и по сей день, в 1939 году. Вступила в строй ТЭЦ 9 мая 1950 года, однако полностью её сооружения были готовы только к концу 1953 года. С 1985 года ТЭЦ работает также и на природном газе.[8]
Южноуральская ГРЭС — первая и вторая очереди
Решение о строительстве крупной электростанции возле станицы Нижнеувельской Челябинской области было принято 2 июня 1948 года Постановлением Совета Министров СССР № 248 о строительстве Южноуральской ГРЭС мощностью первой очереди 200 МВт. Первый ток электростанция дала и, по советской традиции, считалась введённой в строй с 8 апреля 1952 года, однако реально первая очередь электростанции мощностью 200 МВт была принята в эксплуатацию только 16 июня 1953 года. Вторая, аналогичная очередь вошла в строй 20 июня 1954 года.[9] На базе станицы Нижнеувельской при этом возник рабочий посёлок Южноуральский, ныне г. Южноуральск. Также в это время в 1952 году было завершено создание Южноуральского водохранилища для нужд ГРЭС.
Оставшиеся три очереди электростанции были достроены позднее.
Сельское хозяйство
Освоение целины — начало работ
После того, как в сентябре 1953 года фактическим соправителем Маленкова стал Н. С. Хрущёв, по предложению последнего сельскохозяйственная реформа Маленкова была расширена за счёт грандиозных объёмов программы освоения целинных и залежных земель.
Уже к началу 1955 года на целинных землях, расположенных в основном в северной части Казахской ССР, было создано 425 новых совхозов, которыми при помощи переданных им 200 тыс. тракторов было распахано 30 млн гектаров (300 тыс. кв. км) целины и засеяно 2/3 из них[10][2]
Крупный урожай, полученный в 1954 году, а также, по-видимому, личное влияние Хрущёва стали причинами того, что вскоре стартовал второй этап освоения целины.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Жилой дом на площади Восстания (Кудринской площади), г. Москва
Жилой дом, представлявший собой одну из сталинских высоток строился с 1948 по 1954 год. Высота здания с башней и шпилем составляет 156 метров.
Здание отличалось богатой отделкой вестибюлей, в нём же располагался кинотеатр «Пламя».
Гостиница «Ленинградская», г. Москва
Относительно скромных размеров сталинская высотка, тем не менее, была шикарно отделана и на некоторое время стала самой высокой гостиницей в Европе, СССР и Москве, вскоре, впрочем, уступив эти титулы гостинице «Украина». Строительство здания велось с 1949 по 1954 годы. Высота гостиницы «Ленинградская» (ныне Москоу Хилтон Ленинградская) составляет 136 метров, а общая площадь здания — 25 000 кв. м. Изначально в ней размещалось 330 номеров.
Отделка гостиницы, в которой были широко использованы мотивы предыдущих эпох русской архитектуры, в том числе и храмовой, а также широко использовалась позолота и другие дорогие материалы впоследствии стала одним из основных объектов нападок Н. С. Хрущёва на «излишества в архитектуре».
Коренная реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), г. Москва
Открытый в 1939 году крупнейший выставочный комплекс — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), позднее известный как Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) был закрыт и эвакуирован в начале Великой Отечественной войны. Выставка возобновила свою работу только 1 августа 1954 года после масштабной реконструкции, проведённой в 1950—1954 гг.
В ходе реконструкции площадь выставочного комплекса была увеличена со 136 до 207 гектаров, добавились новые павильоны, в том числе прибалтийских республик, многие ранее существовавшие павильоны также были расширены и украшены. Также в рамках реконструкции на территории комплекса были построены несколько крупных фонтанов, впоследствии получивших широкую известность.
В 2014 году появились планы новой коренной реконструкции комплекса.
Наука и образование
Главное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва
Крупнейшая из сталинских высоток строилась на московских Воробьёвых (в то время — Ленинских) горах с 1949 года и было введено в строй с началом учебных занятий 1 сентября 1953 года.
Высота здания с 34 этажами в центральной части составила со шпилем 240 м. В результате здание на 64 мета превзошло по высоте предыдущего отечественного рекордсмена — Жилой дом на Котельнической набережной в Москве. Это сделало его самым высоким зданием в Европе вплоть до 1990 года и самым высоким зданием в Москве и России вплоть до строительства в 2005 году Триумф-Паласа. Кроме того, здание являлось и самым высоким отдельно стоящим сооружением страны вплоть до строительства в 1967 году Останкинской телебашни.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Освоение целины — начальный этап
См. раздел «Сельское хозяйство».
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Durgin, Jr., Frank A. (1962). «The Virgin Lands Programme 1954—1960». Soviet Studies (JSTOR) (13.3): 255-80.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|