Крупные российские проекты (планируемые): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 113: | Строка 113: | ||
=== Продление 4-й Правобережной линии Петербургского метрополитена === | === Продление 4-й Правобережной линии Петербургского метрополитена === | ||
Строительство первой очереди нового участка метрополитена | Строительство первой очереди нового участка метрополитена «Спасская» — «Горный институт» планируется провести к Чемпионату мира по футболу 2018 года. При этом расположенная в середине на участка станция «Театральная» будет введена в строй уже позднее. В 2014 году выполнялись конкурсные процедуры и подготовительные работы к строительству, которые сами по себе только для станции «Горный институт» стоят полмиллиарда рублей. Начало активного строительства планируется в 2015 году.[http://www.mirmetro.net/node/547] | ||
=== Продление 3-й Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена === | |||
Строительство нового участка метрополитена «Приморская» — «Новокрестовская» — «Беговая» планируется провести к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В 2014 году выполнялись конкурсные процедуры и подготовительные работы к строительству. Начало активного строительства планируется в 2015 году.[http://www.mirmetro.net/spb/reportings/shushary] | |||
== Мосты == | == Мосты == |
Версия от 00:25, 9 января 2015
Здесь собраны крупные российские проекты стоимостью свыше 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, выполнение которых уже внесено в планы ближайших лет.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы нации
Восстановление Чудова и Вознесенского монастырей Московского кремля
Восстановить Чудов и Вознесенский монастыри Московского кремля на месте почти снесённого в ходе капитального ремонта 14-го корпуса кремля предложил В. В. Путин 31 июля 2014 года. Сам 14-й корпус был наскоро построен в 1930-х и не представляет исторической и архитектурной ценности. Проект должен быть запущен после консультаций с общественностью и ЮНЕСКО, но, по всей видимости, с их стороны возражений не будет.[1]
Реконструкция Новой Голландии, г. Санкт-Петербург
Военно-морские склады на искусственном острове (точнее, двух островах разделённых каналом) на протяжении около 300 лет были военным объектом. В 2004 г. комплекс, включающий памятники архитектуры 18 и 19 века, был подарен Министерством обороны городу. Первый проект реконструкции (по тендеру 2004…2006 гг.), разработанный известным архитектором Номаном Фостером, реализован не был. Новый проект стоимостью 12 млрд рублей должен был стартовать осенью 2013 года[2], но на 2014 год снова подвергается переработке.[3]
Открытое фондохранилище Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург
В случае реализации намеченного строительства третьей очереди объект, в который уже было вложено 100 млн евро, станет крупным, так как на строительство 3-й очереди планируется выделить 7,4 млрд рублей. Выбор генподрядчика строительства намечен на лето 2013 г. [4]
Парламентский центр
Строительство нового комплекса зданий российского парламента со служебным жильём для иногородних депутатов, гостиницей, поликлиникой, фитнес-центром и другими объектами общей площадью 325 тысяч квадратных метров в московском районе Нижние Мневники начнется в 2016 году и продлится 4-5 лет.[5]
Космонавтика и ракетная техника
Наземный комплекс ракеты «Ангара» на космодроме «Восточный»
Конкурс на строительство наземного комплекса ракеты тяжёлого класса «Ангара-А5» на космодроме «Восточный» с максимальной ценой 12,6 млрд рублей объявлен осенью 2014 года. Победитель должен быть объявлен 5 декабря 2014 года, а весь проект должен быть завершён до 25 ноября 2023 года.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин»
Принято решение о возврате на российские железные дороги модулей БЖРК — ядерных ракет, которые будут замаскированы под обычные железнодорожные вагоны.[6] Новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» должен поступить на боевое дежурство после 2018 года. Низкий вес новых ракет позволит вагонам ездить по обычным, никак не усиленным железнодорожным путям.[7] О создании в России нового БЖРК (боевой железнодорожный ракетный комплекс) было официально заявлено в конце 2012 года.[8]
Авиация
Российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт
Подписание контракта о создании самолёта в самом конкурентном сегменте авиарынка планируется в октябре 2014 года. Интерес России при этом состоит как в импортозамещении, так и в получении доступа на крупный китайский рынок. Интерес Китая также состоит в импортозамещении, а также в использовании в проекте российских ключевых технологий.[9]
ПАК ДА
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации, то есть стратегический бомбардировщик-ракетоносец, контракт, на создание которого был подписан в декабре 2013 года, фактически начали создавать с начала 2014 года, когда было открыто финансирование проекта, при этом исследования по этой теме проводились и ранее.[10] 10 апреля 2014 года было заявлено о завершении проектирования ПАК ДА. В ближайшее время должно начаться производство некоторых компонентов для прототипа самолёта.[11]
Железные дороги
Проект «Победа», КНДР
Грандиозный проект модернизации железнодорожной инфраструктуры планируется реализовать силами российских предприятий в КНДР. Проект общей стоимостью 25 млрд долларов рассчитан на 20 лет и предполагает выполнение работ по модернизации 3,5 тыс. км основных путей, а также станционных путей, тоннелей и мостов в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР. Торжественная церемония укладки «золотого звена» начала реконструкции железных дорог КНДР состоялась на железнодорожной станции Пхеньян Восточный (КНДР) 22 октября 2014 года. На этот момент велись проектные работы по узловой станции Пхеньян-Восточный, также в рамках проекта предполагается построить железнодорожные обходы Пхеньяна с юга и с севера. [12]
Скоростная железнодорожная магистраль Стара Пазова — Нови-Сад, Сербия
Договор о строительстве с участием РЖД первого в Сербии участка скоростной железной дороги подписан 10 октября 2014 года. Стоимость проекта 450 млн долларов.[13]
Строительство четвёртого главного пути от Павелецкого вокзала до Домодедово, г. Москва
Стоимость проекта 18…38 млрд рублей по разным источникам. Проектные работы начались в 2012 г.[14] Ввод в строй запланирован между 2016 и 2025 гг. [15]
Курагино — Кызыл (Кызыл — Курагино)
Железная дорога призвана связать расположенную в буквальном смысле «за горами» республику Тува и её столицу Кызыл с общероссийской сетью железных дорог. Основной загрузкой железной дороги должны стать перевозки угля с крупнейшего в России Элегестского месторождения коксующихся углей. Общая длина дороги более 400 км — несколько различается в разных источниках из-за разных проектов полного развития сети к месторождениям Тувы. В 2012 г. строительство дороги началось, был уложен первый километр, но после этого в связи с невыполнением условий соглашения частным инвестором строительство было прервано. На весну 2013 г. проводятся активные согласования в плане определения новой схемы государственно-частного партнёрства при строительстве дороги, при этом даже полпред в Сибирском федеральном округе выразил уверенность, что решение будет вскоре найдено. Стоимость проекта 134 млрд рублей.[16] Существуют планы по продлению этой железной дороги через Монголию и Китай в Индию.[17]
Северный широтный ход (Надым — Салехард — Лабытнанги)
Стратегическая железная дорога, проходящая большей частью точно по трассе Трансполярной магистрали (она же 501 стройка, она же «Мёртвая дорога»). Официально строительство планируется начать в 2014 г.[18], при этом ключевыми и самыми дорогостоящими элементами магистрали станут крупные мосты через Надым и Обь. Совмещённый мост через Надым уже строится и, как ожидается, будет готов к концу 2014 г. Заключены соглашения об инвестициях и использовании магистрали, но сдерживающим фактором остаётся то, что средства на строительство моста через Обь в Салехарде ещё не выделены. Надо отметить, что произошедшее перенесение реализации проекта на более поздний срок должно положительным образом сказаться на его стоимости — в настоящее время вдоль трассы железной дороги возводится асфальтированная автомобильная дорога, которая, наряду со всесезонным мостом через Надым, значительно удешевит будущую стройку. В перспективе планируется продолжение линии через реку Енисей на север до Игарки и Дудинки, что свяжет Норильскую ж/д с сетью железных дорог страны. [19]
Высокоскоростная магистраль ВСМ Москва — Казань (пилотный участок ВСМ-2 Москва — Екатеринбург)
Наиболее близкий к реализации проект высокоскоростной железной дороги в стране. На конец 2013 г. в отдельных регионах началось резервирование земель под строительство.[20][21]
Реконструкция и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины
С 2015 года Россия начнет реконструкцию и строительство новых железнодорожных путей в южном направлении в обход территории Украины - стоимость проекта составит более 55 млрд руб. Речь идёт о линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск в Ростовской области (в стратегии развития РЖД до 2020 года стоимость этого проекта оценивается в 56,6 млрд рублей. На настоящий момент (2014 год) поезда на ряде маршрутов из центральной России на юг дважды пересекают границу России с Украиной (точнее - границу России с частью территории ЛНР, подконтрольной Украине).[22]
Автомобильные дороги
Федеральная автодорога А331 «Вилюй»
Дорога сильно сократит путь из Сибири в Якутию. Пройдёт от Тулуна Иркутской области через Усть-Кут и Мирный до Якутска.
В настоящий момент существуют участки Тулун — Верхнемарково и Мирный — Якутск, на остальном протяжении сейчас это зимник. Требуется строительство нескольких дорогостоящих мостов через Вилюй и другие реки. Проект медленно реализуется (по крайней мере, недавно сдан мост через реку Малая Тира под Верхнемарковым).
Аваро-Кахетинская дорога
Дорога свяжет Дагестан и Грузию и станет третьей транскавказской автодорогой (не считая дорогу через Абхазию, которая закрыта на границе с Грузией). Она станет, в том числе запасным вариантом при закрытии из-за погодных условий дороги через Осетию. Стоимость 30 млрд рублей. Проект первой очереди строительства на начало осени 2014 года находится на экспертизе.[23][24]
Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода
Транспортное кольцо состоит из Северного и Южного обходов Нижнего Новгорода и обхода соседнего города Бор, а также из переходов через Волгу и примыкающих участков автодорог, которые в совокупности позволят осуществлять обход города при движении в любом направлении, то есть будут действовать как кольцевая автодорога. Стоимость достройки проекта — около 170 млрд руб., общая длина кольца — 150 км. [25] Ведётся строительство Южного обхода, на строительство других участков ищутся средства. В составе кольца планируются следующие участки:
- Северный обход Нижнего Новгорода, протяжённость — 41,23 км. Стоимость строительства — 56,146 млрд руб.
- Низконапорный гидроузел с мостовым переходом через Волгу. Стоимость 39,77 млрд руб.
- Мост — 4,1 млрд руб.
- Автомобильная дорога — 12,276 млрд руб.
- Мостовой переход в районе действующего Волжского моста. Протяжённость с подходами — 2,7 км. Стоимость — 25,5 млрд руб.
- Транспортный узел в районе посёлка Неклюдово. Протяжённость — 13,6 км. Стоимость — 13,2 млрд руб.
- Обход города Бор. Протяжённость — 16,7 км. Стоимость — 4,9 млрд руб.
- Мостовой переход через Волгу в районе посёлка Подновье. Протяжённость с подходами — 6,6 км. Стоимость — 31 млрд руб.
- Автомобильная дорога п. Подновье — а/д Ольгино — Ельня. Протяжённость дороги — 15,4 км. Стоимость — 5,86 млрд руб.
- Автомобильная дорога Р-152 Шопша — Иваново — Н. Новгород на участке обхода города Балахна и города Заволжье. Протяжённость дороги — 28,38 км. Стоимость — 11 млрд руб.
- Южный обход — длина более 80 км, из которых более чем половина уже построена. [26]
Дорога Петропавловск-Камчатский — Соболево
Строительство должно начаться в 2014 г., стоимость проекта 15 млрд рублей.[27]
Северный транспортный обход Астрахани с мостом через Волгу в Наримановском районе
Строительство дороги, выводящей транспортные потоки международных транспортных маршрутов «Север-Юг» и Е40 «Запад-Восток» за пределы города Астрахани, планируется начать в 2014 г. Общая стоимость проекта 23 млрд рублей[28].
Линии метрополитена
Челябинский метрополитен
Строится с 1991 г. с перерывами по сей день (осень 2014 года). Только завершение доведённого примерно до половины готовности первой очереди проекта из-за сложных геологических условий строительства оценивается в 25 млрд рублей. [29] Проект в настоящее время формально медленно строится [30], так как консервация обошлась бы ещё дороже. Фактически же в 2013—2014 гг. выполнялось только поддержание построенного в безопасном состоянии.
Примерно до 2017 года рассчитывать на быстрое строительство Челябинского метрополитена не приходится, поскольку с возрождением активного строительства метрополитена в Москве кадровый резерв отрасли оказался практически полностью исчерпан — в столице, где пробки стали образовываться даже в метро, не только привлекли на работу пенсионеров и людей, давно покинувших метрострой, но и собрали все доступные коллективы тоннелестроителей со всей страны. Приход метростроевцев на новые объекты возможен только после подготовки новых инженеров и рабочих, что требует значительного времени.
Омский метрополитен
Строится с 1992 г. с перерывами по сей день (2013 г.[31]). [32] В ценах 2008 г. проект оценивался в 19 млрд рублей. [33] Ввод в строй пускового комплекса планировалось профинансировать по программе подготовки к празднованию 300-летия Омска в 2016 году, однако нужных денег выделено не было. В рамках проекта в 2005 году построен крупный метромост через Иртыш. В 2014 году серьёзно рассматривался вариант объединения строящегося метро с существующей трамвайной сетью, так как дальнейшее строительство метро слишком затратно, но, несмотря на объявление об «окончательном решении»[34], а также разработку проекта переделки метро под легкорельсовый транспорт, эти действия, обусловленные попыткой получить федеральное финансирование, позднее из-за отсутствия такового фактически застопорились[35] и на середину осени 2014 года строительство медленно продолжается только в объёме поддержания от разрушений.[36] Дальнейшая судьба объекта определится, по-видимому, только с получением существенного финансирования.
Примерно до 2017 года рассчитывать на быстрое строительство Омского метрополитена не приходится, поскольку с возрождением активного строительства метрополитена в Москве кадровый резерв отрасли оказался практически полностью исчерпан — в столице, где пробки стали образовываться даже в метро, не только привлекли на работу пенсионеров и людей, давно покинувших метрострой, но и собрали все доступные коллективы тоннелестроителей со всей страны. Приход метростроевцев на новые объекты возможен только после подготовки новых инженеров и рабочих, что требует значительного времени. Однако есть надежда, что в результате город может получить полноценный метрополитен, а не вариации на тему метротрама.
Продление Сормовско-московской линии Нижегородского метрополитена до станции «Стрелка»
Проект стоимостью 13 млрд рублей в развивавшемся и ранее Нижегородском метрополитене запланирован к реализации с октября 2014 до 2017 года к Чемпионату мира по футболу, на июнь 2014 года проект готов и проходит экспертизу.[37]
Третья очередь Волгоградского скоростного трамвая
В ближайшее время должно начаться строительство третьей очереди метротрама с пятью новыми станциями, часть из которых будут подземными. Строительство предполагается начать в 2015 году.[38]
Ростовский-на-Дону метрополитен
По состоянию на ноябрь 2014 года подведение итогов назначено на февраль 2015 года, а срок разработки составляет 24-35 месяцев, так что проектирование может закончиться не раньше февраля 2017 года.[39] Открытие ожидается около 2020 года.
Продление 4-й Правобережной линии Петербургского метрополитена
Строительство первой очереди нового участка метрополитена «Спасская» — «Горный институт» планируется провести к Чемпионату мира по футболу 2018 года. При этом расположенная в середине на участка станция «Театральная» будет введена в строй уже позднее. В 2014 году выполнялись конкурсные процедуры и подготовительные работы к строительству, которые сами по себе только для станции «Горный институт» стоят полмиллиарда рублей. Начало активного строительства планируется в 2015 году.[40]
Продление 3-й Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена
Строительство нового участка метрополитена «Приморская» — «Новокрестовская» — «Беговая» планируется провести к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В 2014 году выполнялись конкурсные процедуры и подготовительные работы к строительству. Начало активного строительства планируется в 2015 году.[41]
Мосты
Автодорожный мост через реку Лена под Якутском
Мост должен будет связать г. Якутск с федеральной автодорогой «Лена» и с находящейся неподалёку станцией Нижний Бестях Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. 1 апреля 2014 года победителем ранее объявленного конкурса на строительство был объявлен консорциум «Транспортные концессии (Саха)» в составе ОАО «Банк ВТБ», ОАО «УСК Мост», ОАО «БАМстроймеханизация» и ОАО "Институт «Стройпроект», предложивший возвести мостовой переход за 38,9 млрд руб. в ценах первого квартала 2013 года [42]. Однако в сентябре того же года глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что со стороны правительства были поручения «проработать варианты реализации проекта в более поздние сроки за горизонтом 2020 года, когда изменится социально-экономическая ситуация в стране» [43].
Мост в Подновье
Запланированный балочный мост через Волгу, между Нижним Новгородом и Бором. Должен соединить казанское направление автодороги федерального значения М7 и региональную трассу Р159, составляет часть Северного обхода Нижнего Новгорода. Планируемая протяжённость с подходами — 6,6 км. Стоимость строительства оценивается в 31 млрд руб. В 2010 году открыта транспортная развязка, которая станет частью мостового перехода. Мост планируется построить до 2020 года, когда должно быть готово всё Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода. [44][45]
Мост на Сахалин
Когда-то заброшенный в связи со смертью Сталина проект строительства тоннеля на остров Сахалин, по-видимому, будет реализован в виде моста. Проект строительства железнодорожного мостового перехода «Сахалин-материк» в составе железной дороги Селихино — Ныш включён в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года.[46] Открытие финансирования подготовительных работ в объёме 11 млрд рублей намечено на 2015 г.[47] Тем не менее, приводящаяся с 2003 г. перешивка железных дорог Сахалина на отечественную колею может рассматриваться как подготовительный этап возведения мостового перехода, так как при строительстве моста эти работы все равно пришлось бы делать.
Строительство моста может стать, в свою очередь, ключом к началу ещё более масштабного проекта — моста или тоннеля на японский остров Хоккайдо через пролив Лаперуза. Японцы понимают соответствующую перспективу и поэтому ведутся консультации по возможности их содействия в скорейшем строительстве моста на Сахалин в форме предоставления кредита.
Мост через Обь в Салехарде
Крупный железнодорожный или совмещённый (решения по этому вопросу то и дело меняются) мост предлагается реализовать как часть приоритетного проекта железной дороги «Северный широтный ход». На конец 2013 г. планы предусматривали строительство совмещённого моста с 2017 г., сообщалось также, что строительство может начаться и ранее, в 2014 г. вследствие некоторой заинтересованности инвесторов и местных властей [48]. По состоянию на сентябрь 2014 г. вопрос о выделении заложенных в федеральную программу 61 млрд руб. по-прежнему находился в стадии обсуждения на уровне Минтранса и властей Ямало-Ненецкого автономного округа [49]. В ноябре 2014 г. было сообщено, что деньги на возведение объекта заложены в проекте федерального бюджета 2015 года [50].
Морские порты
Универсальный морской порт «Большой Порт Зарубино», Приморский край
Проект порта разрабатывается с декабря 2013 г. Ввод в строй планируется в 2017 г. Стоимость проекта порядка 1 млрд долларов.[51]
Новый глубоководный порт в Калининградской области
Первый этап предполагает возведение международного пассажирского терминала с яхтенной мариной в курортном городе Пионерский в северной части Калининградского полуострова. Сейчас в этом городе действует морской рыбный порт. Планируется построить причалы для приема круизных и паромных судов с общей пропускной способностью до 1 млн человек в год. Инвестиции в проект на этом этапе составят 8,5 млрд рублей. Второй этап стоимостью 400 млн рублей предусматривает строительство глубоководного порта в районе поселка Янтарный в западной части полуострова. Хоть проект формально сейчас и не превосходит 10 млрд. рублей (на данный момент8,9), исходя из практики его реальная стоимость вполне может превзойти 10 млрд. [52]
Угольный порт Вера, Приморский край
Ростех планирует построить терминал грузооборотом 20,0 млн. тонн/год в районе м. Открытый Подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, рассчитывают пройти экологическую и Главгосэкспертизу до середины 2015 года, тогда же планируется получить разрешение на строительство. Запуск первой очереди порта ожидается в 2017 году, второй очереди - в 2019-2020 годах. Уголь будет поставляться с совместного с китайским «Шэньхуа» Огоджинского месторождения. «Ростех - Глобальные ресурсы» оценивает стоимость терминала, включая все работы, связанные со строительством причалов и припортовых железнодорожных путей, в $1 млрд, из них примерно половина средств требуется для строительства автомобильных и железных дорог. [53][54]
Аэропорты и аэродромы
Аэропорт «Федоровка» («Омск-Федоровка»)
Новый аэропорт Омска строится с перерывами с 1982 г. В настоящее время строительство в очередной раз отложено, но, по всей видимости, в самое ближайшее время будет возобновлено на условиях частно-государственного партнёрства, так как Минтрансом принято решение о бесперспективности дальнейшей модернизации аэропорта Омск-Центральный, который расположен в черте города и не отвечает требованиям безопасности.[55] В советское время в аэропорт уже были вложены значительные средства — по некоторым оценкам 20 млрд рублей[56]. Объем новых вложений составит 8 млрд рублей[57].
Реконструкция аэропорта Курумоч (Самара)
На начало 2013 г. проводится отбор подрядчика строительства нового пассажирского терминала в одном из крупнейших аэропортов страны. Терминал должен быть введён в строй по завершении первого этапа реконструкции аэропорта в 2014 г. Второй этап реконструкции, предусматривающий расширение пассажирского и грузового терминалов, строительство отеля, реконструкцию административных зданий и модернизацию инженерных систем и коммуникаций должен быть завершён к 2018 г. (к Чемпионату мира по футболу). Стоимость проекта 12 млрд рублей (6 — первый этап, 6,3 — второй).[58]
Развитие аэропорта Домодедово (Москва)
Программа работ до 2017 г. по планам 2011 г.[59]
Северный терминальный комплекс аэропорта Шереметьево
Конкурс на строительство объекта объявлен летом 2013 г.[60]
Вторая очередь реконструкции аэропорта Пулково
После ввода в эксплуатацию в конце 2013 г. Терминала-1, в аэропорту продолжаются работы — Пулково-1 до середины 2014 г. реконструируют в качестве дополнительных площадей для обслуживания пассажиров внутренних линий в новом терминале. После этого, с 2015 г. должен начаться второй этап реконструкции, предварительно предполагающий, в частности, строительство дополнительного терминала и реконструкцию перрона. Ориентировочная стоимость проекта 500 млн долларов.[61].
Аэропорт «Рампорт» в Раменском, Подмосковье
Четвёртый пассажирский аэропорт Москвы появится в Раменском, он будет предназначен для компаний-лоукостеров. Совместное предприятие госкорпорации «Ростех» и литовской Avia Solutions Group — «Рампорт» — собирается потратить на этот проект 10,2 млрд рублей. В Раменском планируется построить аэровокзальный комплекс на 60 тыс. кв. м, грузовой терминал от 5 тыс. кв. м, административные и офисные здания, ангары, парковки, гостиницу и коммерческий центр. [62]
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
ВЛ 330 кВ ЛАЭС-2 — Выборг
Строительство планируется начать в 2014 г. Стоимость проекта 15 млрд рублей.[63]
Подводный переход КЛ 220 кВ через Керченский пролив
Линию напряжением 220 кВ планируется протянуть в Крым не более чем за 13,8 млрд рублей к октябрю 2016 года.[64][65] Проект, по всей видимости, является частью проекта развития Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Месторождения
Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение
Чаяндинское месторождением является базовым для создания и развития Якутского центра газодобычи. Запасы месторождения по категории C1+C2 составляют 1,2 трлн м³ газа, 79,1 млн т нефти и конденсата. Ввод в разработку нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения планируется осуществить в 2014 году, а газовых залежей — в 2017 году. Стоимость не сообщается. [66]
Томинский горно-обогатительный комбинат
Крупнейший проект по добыче и переработке медной руды в Челябинской области. Ожидаемая мощность проекта составляет 17 млн тонн руды в год, объём инвестиций по разным данным от 22 до 44 млрд рублей (в конце 2013 года на развитие производства был выделен кредит в 40 млрд рублей). Начало строительных работ ожидается в 2014 г. пуск производства — в 2015 г.[67][68][69]
«Победа» в Карском море
27 сентября 2014 года «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлёгкой нефти в Карском море, ресурсы первой ловушки[1] составляют свыше 100 млн тонн. Бурение велось с платформы «West Alpha», скважина с названием «Университетская-1» является самой северной в мире скважиной. Нефтяные и газовые ресурсы открытой провинции превышают запасы, открытые в Мексиканском заливе.
Объекты транспорта газа
Новый газопровод в Турцию (бывший Южный поток)
Новый газопровод по дну Чёрного моря из России в Турцию, в дополнение к построенному ранее "Голубому потоку", решили построить в конце 2014 года. Для строительства газопровода будет использована инфраструктура, ранее строившаяся для отменённого газопровода "Южный поток", который должен был проходить по дну Чёрного моря от Кубани в Болгарию и далее вглубь ЕС. Строительство "Южного потока" в Кубани началось в 2012 году, а в 2014 было прервано.[70][71][72]. Возобновление строительства по новому проекту следует ожидать, по-видимому, к концу 2015 года.
Завод по сжижению газа в районе г. Владивостока
Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока (Приморский край) завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн т. СПГ в год. Первую линию мощностью 5 млн т. в год планируется ввести в 2018 году. Вторую — в 2020 году. ([73]). Стоимость оценивается в $15 млрд.
Завод по сжижению газа Ямал-СПГ
Ямал-СПГ — масштабный проект по производству сжиженного природного газа на Ямале, реализуемый ОАО «НОВАТЭК» на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. В рамках проекта предусмотрено строительство завода по сжижению газа рядом с посёлком Сабетта (первая очередь должна быть запущена в 2016 г.), а также создание морского порта в Сабетте и строительство танкерного флота ледового класса. Инвестиции в проект оцениваются в $20 млрд (без учёта вложений в транспортную инфраструктуру). [74]
Завод по сжижению газа на Балтике
Строительство терминала по производству и перевалке сжиженного природного газа в порту Высоцк стоимостью более 30 миллиардов рублей начнется в 2016 году. Производственная мощность терминала составит 660 тыс. тонн сжиженного природного газа в год. [75] По планам Газпрома - до 10 млн. тонн [76]
Газопровод «Алтай»
Планируемый газопровод «Алтай» будет доставлять газ в КНР по западному маршруту через Алтайские горы (в отличие от строящегося газопровода «Сила Сибири», который пройдёт по восточному маршруту). 9 ноября 2014 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о строительстве. Общая протяженность газопровода «Алтай» составит около 2 700 километров, первый газ по нему должен пойти в 2019 году. [77]
Гидроэнергетика
Камбаратинская ГЭС-1 в Киргизии
Соглашение о строительстве и эксплуатации было подписано 20 сентября 2012 г. и предусматривает реализацию проекта строительства и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 на территории Киргизии, а также проекта строительства и эксплуатации некоторых других объектов, обеспечивающих экспорт электрической энергии, вырабатываемой Камбаратинской ГЭС-1, в энергосистемы сопредельных государств. Долевое участие России и Киргизии 50/50, при этом сообщалось, что Россия выделит Киргизии кредит на 1,7 млрд долларов. [78] [79]
Атомная энергетика
АЭС Руппур (Бангладеш)
Первая в Бангладеш АЭС с двумя реакторами по 1 ГВт каждый будет строиться Россией с начала 2014 г. — контракт подписан в октябре 2013 г. Ввод в строй намечен на 2018 г.[80]
АЭС «Ханхикиви-1», Финляндия
АЭС с энергоблоком мощностью 1,2 ГВт будет строить финская Fennovoima, но фактически львиную долю работ и, в частности, поставку самого реактора выполнит «Росатом». Строительство начнётся не ранее 2015 г., введена в строй электростанция должна быть в 2024 г. Стоимость проекта 6,5 млрд евро.[81]
Смоленская АЭС-2
Новая атомная электростанция должна будет заменить мощности Смоленской АЭС по мере их предстоящего вывода из эксплуатации. На начало 2014 года выбрана площадка строительства и проходит проектирование первых двух энергоблоков электростанции, а непосредственно начало строительства планируется на 2017 год.[82]
5 и 6 энергоблоки АЭС Пакш, Венгрия
В марте 2014 года подписано соглашение о выделении Россией Венгрии кредита на строительство двух новых энергоблоков мощностью по 1000…1200 МВт на АЭС Пакш, построенной ранее при участии СССР. Судя по тексту соглашения, они должны вступить в строй не позднее 2026 года.[83] Контракт стоимостью 10 млрд евро был подписан 9 декабря 2014 г. [84]
АЭС в Иордании
В рамках продолжающейся работы подписано Соглашение между РФ и Иорданией о развитии проекта сооружения атомной электростанции в провинции Зарка в центре Иордании. Этот документ подписан уже в развитие существующих межправительственных договорённостей и определяет обязательства сторон в отношении реализации первого этапа проекта по сооружению АЭС в Иордании с двумя энергоблоками общей мощностью 2000 МВт. Результатом нового этапа сотрудничества станет контракт на сооружение атомной станции, который планируется заключить через 1,5-2 года. ИТАР-ТАСС
АЭС в ЮАР
25 сентября проходящей в австрийской столице 58-й генеральной конференции МАГАТЭ в Вене РФ и ЮАР подписали межправительственное соглашение о стратегическом партнёрстве в атомной энергетике и промышленности. Соглашение создаёт правовую основу для развития широкомасштабной программы ЮАР по строительству АЭС на базе новых энергоблоков с российскими реакторами ВВЭР общей установленной мощностью до 9,6 ГВт (до 8 энергоблоков). ИТАР-ТАСС
Вторая очередь АЭС в г. Бушере (Иран)
11 ноября 2014 года Россия и Иран подписали пакет соглашений о строительстве 8 атомных энергоблоков в Иране. В числе прочего, подписан контракт на сооружение второй очереди АЭС «Бушер», предусматривающий строительство 2 атомных блоков с возможностью расширения до 4 энергоблоков.[85]
Новые АЭС в Иране
Кроме сооружения второй очереди АЭС «Бушер» (от 2 до 4 новых энергоблоков), Иран и Россия договорились построить ещё 4 энергоблока на других площадках, которые пока не определены.[86]
3 и 4 энергоблоки АЭС Куданкулам, Индия
11 декабря 2014 г. было подписано генеральное рамочное соглашение о строительстве в Индии второй очереди АЭС Куданкулам — 3-го и 4-го энергоблоков в дополнение к 1 уже построенному и одному строящемуся.[87] Благодаря подписанию этого контракта портфель зарубежных заказов Росатома превысил 100 миллиардов долларов.[88]
Тепловая энергетика
ТЭЦ-3 в Чите
Осенью 2014 года объявлено, что крупную тепловую электростанцию в Чите планируют построить в ближайшие 5 лет за 43 млрд рублей.[89]
Промышленность строительных и специальных материалов
Комбинат минеральных вяжущих и строительных материалов в Никольском районе Пензенской области
Планируемый период строительства 2013—2015 гг. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[90][91]
Завод по производству сапфирового стекла «Кама Кристалл Технолоджи»
После расширения завод компании в Набережных Челнах, по всей видимости, достигнет размеров крупного проекта с учётом уже имеющегося производства. Стоимость расширения 10,5 млрд рублей.[92]
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Адыгейский нефтеперерабытывающий завод
Строительство завода, вроде как, началось в начале 2013 г., но репортажей с места и т. п. пока не было. Судя по всему, пока идут предварительные работы.[93] Стоимость первого этапа (2013—2016 гг.) 30 млрд рублей.[94]
Завод по производству полимеров совместного предприятия Роснефти и САНОРСа в Новокуйбышевске
Реализация проекта запланирована с 2013 по 2020 г. Мощность крупнотоннажного пиролизного комплекса составит 1 млрд тонн в год по этилену. Стоимость проекта 290 млрд рублей.[95][96]
Комплекс по производству бензина на Киришском нефтеперерабатывающем заводе
После запуска в 2013 г. крупнейшего в Европе комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумных газойлей, к 2016 г. компания «Сургутнефтегаз» планирует строительство на Киришском НПЗ крупного комплекса по производству бензина. [97]
Химическая промышленность
Газоперерабатывающий и гелиевый комплексы в районе г. Белогорска
«Газпром» выполняет проектно-изыскательские работы для создания в Белогорске (Амурская область) газоперерабатывающего и гелиевого комплекса, где будут выделяться ценные компоненты из якутского и иркутского газа ([98]). На ГПЗ мощностью до 60 млрд м³ в год из газа будут выделяться этан и другие ценные компоненты. На гелиевом заводе из газа будет выделяться товарный гелий. Сроки строительства и стоимость пока не сообщаются, но счёт явно идёт на сотни миллиардов ([99])
Газохимический комплекс в районе г. Белогорска
СИБУР планирует создать ГХК, технологически связанный с ГПЗ, для переработки этана, получения мономеров и последующего производства полимеров ([100]). Выход комплекса на проектную мощность полностью перекроет потребность России в полиэтилене и переведёт её из импортёров в экспортёры этого продукта.
Металлургическая промышленность
Прокатный комплекс Каменск-Уральского металлургического завода
Проект стоимостью 25 млрд рублей утверждён в начале 2014 года.[101]
Машиностроение
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Реконструкция ВДНХ
Реконструкция крупнейшего выставочного комплекса, последний раз серьёзно реконструировавшегося ещё в начале 1950-х, может обойтись в сумму до 60 млрд рублей, из которых 13 млрд рублей будут бюджетными.[102]
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Внедрение сетей 5G
К Чемпинату мира по футболу-2018 в России «Мегафон» и китайская компания Huawei планируют развернуть в тестовом режиме сеть связи пятого поколения (5G) — эта технология придёт на смену ныне внедряемым сетям 4G. При этом Россия может стать первой страной в мире, где заработает связь 5G (в Японии сети пятого поколения планируется запустить лишь в 2020 году, а в Великобритании — лишь в 2022 году). Внедрение стандарта 5G должно снизить нагрузку и задержки передачи сигнала на сети, что повысит скорость и качество работы мобильного интернета (например, видео будет проигрываться с первой секунды, без ожидания начала загрузки). Всего на проект по внедрению сетей 5G в разных странах мира Huawei планирует выделить 600 млн долларов. [103]
Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Индустриальный парк Кола, Ленинградская область
Соглашение о строительстве промышленной зоны с производственными, логистическими и офисными площадями общей стоимостью 13,5 млрд рублей. Соглашение о строительстве подписано в июне 2013 г., планируемый срок реализации проекта — 7 лет.[104] 21 мая 2014 года состоялась церемония закладки первого камня, в которой принял участие, в том числе и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко [105]. Основные параметры парка: кол-во рабочих место — более 5000, инвестиции — более 13 миллиардов рублей, размер выделенной под парк площадки — 123.7 Га, общая площадь застройки — ~650 тысяч кв. метров.
Технопарк «Раменское»
Технопарк приборостроительной направленности со стоимостью порядка 30 млрд рублей планируется построить в Раменском районе Московской области.[106]
Наука и образование
Национальный гелиофизический комплекс РАН
Проект строительства комплекса по исследованию Солнца в Бурятии, оценивающийся в 17 млрд рублей, должен быть реализован до 2020 года холдингом «Швабе», который получил этот заказ в 2013 году.[107]
Проект «Евразия»
Бурение сверхглубокой скважины глубиной 15 км совместно с Казахстаном должно начаться в районе Прикаспийской впадины в 2015 году и быть осуществлено в течение пяти лет. Стоимость проекта, осуществляемого для изучения геологии богатого углеводородами региона, должна составить 500 млн долларов.[108]
Новое здание Российской государственной библиотеки, г. Москва
Начало строительства намечено на 2015 г., стоимость проекта 20 млрд рублей.[109]
Лазерная установка УФЛ-2 м в Сарове
На начало 2014 года крупнейшая в мире лазерная установка с энергией импульса свыше двух мегаджоулей[2] находится в стадии проектирования. Планируется, что установка будет иметь 192 лазерных канала, занимая при этом площадь двух футбольных полей и имея в высоту верхней точки на уровне 10-этажного дома. Строительно-монтажные работы планируется начать в 2015 году. Первая очередь установки должна быть введена в строй уже в 2017 году.[110][111]
Многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР)
Многофункциональный быстрый исследовательский реактор (МБИР), предназначенный для использования нейтронов и ионизирующего излучения в исследовательских целях, планируется построить в г. Димитровграде к 2020 году. Новая установка будет использоваться для отработки технологий замкнутого топливного цикла и энергетики на быстрых нейтронах, а также для исследований в области материаловедения и ядерной медицины. Общая стоимость проекта — 16,4 млрд руб. [112] 14 ноября 2014 года был подписан договор на генподряд с компанией «Уралэнергострой» на сумму 5,2 млрд руб.[113]
Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа
Развитие Евпаторийского туристско-рекреационного кластера детского отдыха
Проект общей стоимостью 14 млрд рублей, предусматривающий реконструкцию инфраструктуры курорта для создания благоприятной среды пребывания детей и их родителей, должен стартовать в рамках комплексного проекта развития Республики Крым и города федерального значения Севастополь с 2015 года.[114]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
XXIX Всемирная зимняя Универсиада 2019 г. в Красноярске
Красноярск утверждён как будущая столица Универсиады в ноябре 2013 г.[115] Ожидается, что на подготовку города к достойному проведению мероприятия будут потрачены значительные средства. Будут построены не только новые спортивные объекты, но также модернизирована транспортная инфраструктура, прежде всего, аэропорт и дорога к нему. Также существует вероятность возобновления ранее законсервированного строительства Красноярского метрополитена[116].
Стоимость проекта предварительно оценивалась не менее, чем в 40 млрд рублей.[117]
См. также
Примечания
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|