Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762)): различия между версиями
Нет описания правки |
AlexBond (обсуждение | вклад) м (Откат правок 46.72.3.7 (обсуждение) к версии Бульдозер) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Carle Vanloo, Portrait de l’impératrice Élisabeth Petrovna (1760).jpg|200px|thumb|Елизавета Петровна]] | |||
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года). | |||
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (незапамятные времена)|до 862]], [[Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)|862-879]], [[Крупные российские проекты (Олег I, 879-912)|879-912]], [[Крупные российские проекты (Игорь I, 912-945)|912-945]], [[Крупные российские проекты (Ольга, 945-962)|945-962]], [[Крупные российские проекты (Святослав I, 962-972)|962-972]], [[Крупные российские проекты (Ярополк I, 972-978)|972-978]], [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Владимировичи, 1015-1036)|1015-1036]], [[Крупные российские проекты (Ярослав I, 1036-1054)|1036-1054]], [[Крупные российские проекты (Ярославичи, 1054-1078)|1054-1078]], [[Крупные российские проекты (Всеволод I, 1078-1093)|1078-1093]], [[Крупные российские проекты (Святополк II, 1093-1113)|1093-1113]], [[Крупные российские проекты (Владимир II, 1113-1125)|1113-1125]], [[Крупные российские проекты (Мстислав I, 1125-1132)|1125-1132]], [[Крупные российские проекты (Ярополк II, 1132-1139)|1132-1139]], [[Крупные российские проекты (Всеволод II, 1139-1146)|1139-1146]], [[Крупные российские проекты (Изяслав II и Юрий I, 1146-1157)|1146-1157]], [[Крупные российские проекты (Ростислав II и Андрей I, 1157-1174)|1157-1174]], [[Крупные российские проекты (Всеволод III, 1174-1212)|1174-1212]], [[Крупные российские проекты (Константин I и Юрий II, 1212-1218)|1212-1218]], [[Крупные российские проекты (Юрий II, 1218-1238)|1218-1238]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Владимирский, 1238-1246)|1238-1246]], [[Крупные российские проекты (Александр Невский, 1246-1263)|1246-1263]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Тверской, 1263-1272)|1263-1272]], [[Крупные российские проекты (Василий Костромской, 1272-1276)|1272-1276]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Переяславский, 1276-1293)|1276-1293]], [[Крупные российские проекты (Андрей Городецкий, 1293-1304)|1293-1304]], [[Крупные российские проекты (Михаил Тверской, 1304-1318)|1304-1318]], [[Крупные российские проекты (Даниловичи и Михайловичи, 1318-1328)|1318-1328]], [[Крупные российские проекты (Иван I, 1328-1340)|1328-1340]], [[Крупные российские проекты (Симеон I, 1340-1353)|1340-1353]], [[Крупные российские проекты (Иван II, 1353-1359)|1353-1359]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий I, 1359-1389)|1359-1389]], [[Крупные российские проекты (Василий I, 1389-1425)|1389-1425]], [[Крупные российские проекты (Василий II, 1425-1462)|1425-1462]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Василий III, 1505-1533)|1505-1533]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване IV, 1533-1545)|1533-1545]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1545-1560)|1545-1560]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1560-1584)|1560-1584]], [[Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598)|1584-1598]], [[Крупные российские проекты (Борис I, 1598-1605)|1598-1605]], [[Крупные российские проекты (Смутное время, 1605-1613)|1605-1613]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1613-1633)|1613-1633]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)|1633-1645]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1645-1654)|1645-1654]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1654-1667)|1654-1667]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1667-1676)|1667-1676]], [[Крупные российские проекты (Фёдор III, 1676-1682)|1676-1682]], [[Крупные российские проекты (Софья Алексеевна, 1682-1689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)|1700-1711]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))|1753(1754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Пётр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)|1762-1772]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)|1772-1783]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)|1783-1796]], [[Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1815]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)|1815-1825]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)|1825-1832]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843)|1832-1843]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)|1843-1855]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861)|1855-1861]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881)|1870-1881]], [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)|1881-1894]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)|1941-1946]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)|1946-1953]], [[Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955)|1953-1955]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)|1955-1959]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)|1959-1964]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)|1964-1971]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)|1971-1976]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)|1976-1982]], [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)|1982-1984]], [[Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)|1984-1985]], [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)|1985-1991]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]], [[Крупные российские проекты (строящиеся)|сейчас]], [[Крупные российские проекты (планируемые)|вскоре]], [[Крупные российские проекты (перспективные)|в перспективе]]. | |||
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье [[Крупные российские проекты]]. | |||
== Символы Нации == | |||
[[Файл:Catherine Palace in Tsarskoe Selo.jpg|thumb|150px|left|Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.]] | |||
[[Файл:Екатерининский дворец в 1761 г.jpg|thumb|300px|right|Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.]] | |||
== | === Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция) === | ||
Только что [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D0.B5.D1.86_.D0.B2_.D0.A6.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.BC_.D0.A1.D0.B5.D0.BB.D0.B5_.28.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F.29|перестроенный Елизаветой в 1741…1751 гг.]] дворец в 1752…1756 гг. снова подвергся серьёзной реконструкции. Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике. | |||
Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г. | |||
[[Файл:Фасад со стороны Верхнего сада.JPG|thumb|150px|left|Большой дворец Петергофа]] | |||
=== Большой дворец | === Большой Петергофский дворец === | ||
Первоначально главный дворец [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B3.D0.BE.D1.84|построенного в 1714…1725 гг. Петергофа]] был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м. | |||
== Крупнейшие корабли и суда == | |||
=== | === 100-пушечные линейные корабли === | ||
Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля: | |||
* «Святой Дмитрий Ростовский» — заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г. | |||
== | === 80-пушечные линейные корабли === | ||
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе: | |||
* «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г. | |||
* «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г. | |||
* «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г. | |||
* «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г. | |||
=== 66-пушечные линейные корабли === | === 66-пушечные линейные корабли === | ||
Основную | Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время в в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] было построено девять таких кораблей: | ||
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г. | |||
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г. | |||
* «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г. | |||
* «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г. | * «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г. | ||
* «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г. | * «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г. | ||
* Без названия — заложен | * Без названия — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии. | ||
* «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г. | * «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г. | ||
* «Святой Пётр» — заложен 25 | * «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г. | ||
* «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г. | |||
== | === 54-пушечные линейные корабли === | ||
В это время в в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] было построено два лёгких линкора этого типа: | |||
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г. | |||
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г. | |||
=== | == Крупнейшие морские порты == | ||
[[Файл:Галерная гавань. План XIX века.jpg|thumb|150px|Галерная гавань, план XIX в.]] | |||
[[ | === Реконструкция Галерной гавани === | ||
При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B0|Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I]] и [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.8C_.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.B0|в основном достроенного при Петре II]] (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м) и [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.A3.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8|обнесённого укреплениями]] при Анне Иоанновне. | |||
В | В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чевакинского. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов. | ||
В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019] | |||
=== | == Машиностроение == | ||
=== | === Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция === | ||
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}} | |||
В 1760 году восстановленная четвертью века ранее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29_.D0.B8_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.C2.A0.E2.80.94_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5|Архангельское адмиралтейство,]] включавшее Соломбальскую верфь и несколько более мелких производственных площадок, подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частности, на ней это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей. | |||
Верфь продолжала развиваться и [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1772-1783)#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE.C2.A0.E2.80.94_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|позднее]]. | |||
=== Галерная верфь в Гребном порту === | |||
См. [[#Реконструкция Галерной гавани|Реконструкция Галерной гавани]]. | |||
== | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | ||
=== Екатерининский дворец в Царском Селе === | |||
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]]. | |||
=== | === Большой дворец в Петергофе === | ||
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]]. | |||
[[Файл:Гармати і вали Фортеці Святої Єлисавети в Кіровограді.jpg|thumb|150px|left|Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009]] | |||
== | == Фортификационные сооружения == | ||
=== Крепость Святой Елизаветы === | === Крепость Святой Елизаветы === | ||
Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в | Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[http://uk.wikipedia.org/wiki/Фортеця_святої_Єлисавети][http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/4de4e6b8dedd8/][http://obrs.ru/?p=16647] | ||
[ | |||
Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на Юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина). | |||
До нашего времени сохранились земляные валы крепости. | |||
[[Файл:Вид на Аннинские укрепления со стороны Батальонной улицы 2.JPG|thumb|150px|left|Сооружения второй очереди Анненских укреплений]] | |||
[[Файл:План выборгских укреплений.JPG|thumb|150px|План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепления слева]] | |||
В | === Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге === | ||
В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.90.D0.BD.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.83.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F.2C_.D0.92.D1.8B.D0.B1.D0.BE.D1.80.D0.B3|только что построенных Анненских укреплений]]. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть, сдана в эксплуатацию.[http://autotravel.ru/otklik.php/810] | |||
Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х сухопутный фронт укреплений был дополнительно | Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, а также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости. | ||
== Ссылки == | |||
{{Примечания}} | |||
<br /> | |||
{{Крупные российские проекты}} | |||
[[Категория:Крупные российские проекты |**1753]] | |||
[[Категория:Российская Империя]] | |||
[[Категория:История России]] | |||
[[Категория:1750-е годы]] | |||
[[Категория:1760-е годы]] | |||
[[Категория:XVIII век]] |
Версия от 14:02, 20 апреля 2016
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы Нации
Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)
Только что перестроенный Елизаветой в 1741…1751 гг. дворец в 1752…1756 гг. снова подвергся серьёзной реконструкции. Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.
Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Большой Петергофский дворец
Первоначально главный дворец построенного в 1714…1725 гг. Петергофа был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.
Крупнейшие корабли и суда
100-пушечные линейные корабли
Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:
- «Святой Дмитрий Ростовский» — заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.
80-пушечные линейные корабли
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
- «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
- «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
- «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
- «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.
66-пушечные линейные корабли
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время в в Архангельском адмиралтействе было построено девять таких кораблей:
- «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
- «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
- «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
- «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
- «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
- Без названия — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
- «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
- «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
- «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г.
54-пушечные линейные корабли
В это время в в Архангельском адмиралтействе было построено два лёгких линкора этого типа:
- «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
- «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.
Крупнейшие морские порты
Реконструкция Галерной гавани
При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м) и обнесённого укреплениями при Анне Иоанновне.
В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чевакинского. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.
В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[1][2]
Машиностроение
Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция
Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»
В 1760 году восстановленная четвертью века ранее Архангельское адмиралтейство, включавшее Соломбальскую верфь и несколько более мелких производственных площадок, подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частности, на ней это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.
Верфь продолжала развиваться и позднее.
Галерная верфь в Гребном порту
См. Реконструкция Галерной гавани.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Екатерининский дворец в Царском Селе
См. раздел Символы Нации.
Большой дворец в Петергофе
См. раздел Символы Нации.
Фортификационные сооружения
Крепость Святой Елизаветы
Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[3][4][5]
Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на Юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).
До нашего времени сохранились земляные валы крепости.
Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге
В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению только что построенных Анненских укреплений. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть, сдана в эксплуатацию.[6]
Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, а также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.
Ссылки
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|