Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955): различия между версиями
Нет описания правки |
AlexBond (обсуждение | вклад) м (Откат правок 173.208.213.114 (обсуждение) к версии Бульдозер) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Георгий Маленков.jpg|thumb|200px|Г. М. Маленков]] | |||
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.),<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> введённые в строй с 6 марта 1953 г. по 8 февраля 1955 г. | |||
В | Георгий Максимилианович Маленков первые месяцы после смерти Иосифа Сталина был явным единоличным главой Советского Союза. Вскоре его потеснил в этом плане Никита Сергеевич Хрущёв, получивший первенство по партийной линии, однако до февраля 1955 года он не был главным в стране — наиболее точно ситуация описывается у англоязычных историков словом «дуумвират», поскольку даже иностранных гостей они с Маленковым принимали в это время вдвоём. Тем не менее, с формальной точки зрения именно Маленков оставался главой страны, тем более, что именно его должность ранее занимал Иосиф Сталин, что было очень важным политически и психологически. | ||
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (незапамятные времена)|до 862]], [[Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)|862-879]], [[Крупные российские проекты (Олег I, 879-912)|879-912]], [[Крупные российские проекты (Игорь I, 912-945)|912-945]], [[Крупные российские проекты (Ольга, 945-962)|945-962]], [[Крупные российские проекты (Святослав I, 962-972)|962-972]], [[Крупные российские проекты (Ярополк I, 972-978)|972-978]], [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Владимировичи, 1015-1036)|1015-1036]], [[Крупные российские проекты (Ярослав I, 1036-1054)|1036-1054]], [[Крупные российские проекты (Ярославичи, 1054-1078)|1054-1078]], [[Крупные российские проекты (Всеволод I, 1078-1093)|1078-1093]], [[Крупные российские проекты (Святополк II, 1093-1113)|1093-1113]], [[Крупные российские проекты (Владимир II, 1113-1125)|1113-1125]], [[Крупные российские проекты (Мстислав I, 1125-1132)|1125-1132]], [[Крупные российские проекты (Ярополк II, 1132-1139)|1132-1139]], [[Крупные российские проекты (Всеволод II, 1139-1146)|1139-1146]], [[Крупные российские проекты (Изяслав II и Юрий I, 1146-1157)|1146-1157]], [[Крупные российские проекты (Ростислав II и Андрей I, 1157-1174)|1157-1174]], [[Крупные российские проекты (Всеволод III, 1174-1212)|1174-1212]], [[Крупные российские проекты (Константин I и Юрий II, 1212-1218)|1212-1218]], [[Крупные российские проекты (Юрий II, 1218-1238)|1218-1238]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Владимирский, 1238-1246)|1238-1246]], [[Крупные российские проекты (Александр Невский, 1246-1263)|1246-1263]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Тверской, 1263-1272)|1263-1272]], [[Крупные российские проекты (Василий Костромской, 1272-1276)|1272-1276]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Переяславский, 1276-1293)|1276-1293]], [[Крупные российские проекты (Андрей Городецкий, 1293-1304)|1293-1304]], [[Крупные российские проекты (Михаил Тверской, 1304-1318)|1304-1318]], [[Крупные российские проекты (Даниловичи и Михайловичи, 1318-1328)|1318-1328]], [[Крупные российские проекты (Иван I, 1328-1340)|1328-1340]], [[Крупные российские проекты (Симеон I, 1340-1353)|1340-1353]], [[Крупные российские проекты (Иван II, 1353-1359)|1353-1359]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий I, 1359-1389)|1359-1389]], [[Крупные российские проекты (Василий I, 1389-1425)|1389-1425]], [[Крупные российские проекты (Василий II, 1425-1462)|1425-1462]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Василий III, 1505-1533)|1505-1533]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване IV, 1533-1545)|1533-1545]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1545-1560)|1545-1560]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1560-1584)|1560-1584]], [[Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598)|1584-1598]], [[Крупные российские проекты (Борис I, 1598-1605)|1598-1605]], [[Крупные российские проекты (Смутное время, 1605-1613)|1605-1613]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1613-1633)|1613-1633]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)|1633-1645]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1645-1654)|1645-1654]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1654-1667)|1654-1667]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1667-1676)|1667-1676]], [[Крупные российские проекты (Фёдор III, 1676-1682)|1676-1682]], [[Крупные российские проекты (Софья Алексеевна, 1682-1689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)|1700-1711]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))|1753(1754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Пётр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)|1762-1772]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)|1772-1783]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)|1783-1796]], [[Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1815]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)|1815-1825]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)|1825-1832]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843)|1832-1843]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)|1843-1855]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861)|1855-1861]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881)|1870-1881]], [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)|1881-1894]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)|1941-1946]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)|1946-1953]], [[Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955)|1953-1955]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)|1955-1959]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)|1959-1964]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)|1964-1971]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)|1971-1976]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)|1976-1982]], [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)|1982-1984]], [[Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)|1984-1985]], [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)|1985-1991]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]], [[Крупные российские проекты (строящиеся)|сейчас]], [[Крупные российские проекты (планируемые)|вскоре]], [[Крупные российские проекты (перспективные)|в перспективе]]. | |||
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье [[Крупные российские проекты]]. | |||
== Крупнейшие корабли и суда == | |||
=== Крейсера проекта 68-бис === | |||
[[Файл:Mikhail Kutuzov (cruiser).jpg|thumb|150px|Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис, 2005 г.]] | |||
В этот период в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81|пяти построенным ранее крейсерам]] этого проекта [[Российский_военно-морской_флот#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.8D.D0.BF.D0.BE.D1.85.D0.B0|отечественный военно-морской флот]] пополнился ещё восемью кораблями этого типа: | |||
* «Адмирал Нахимов» — заложен 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введён в строй 27 марта 1953 года. Ранее то же название носил [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.84.D1.80.D0.B5.D0.B3.D0.B0.D1.82_.28.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.29_.C2.AB.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB_.D0.9D.D0.B0.D1.85.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D0.B2.C2.BB|броненосный фрегат (броненосный крейсер), введённый в строй в 1888 году]], а также, в процессе постройки, [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1924-1934)#.D0.9B.D0.B5.D0.B3.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.B2.D0.B5.D1.82.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B0.C2.BB|лёгкий крейсер типа «Светлана»]], достроенный уже после революций. Позднее то же название первым получил [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1134-.D0.90|большой противолодочный корабль проекта 1134-А]]. | |||
* «Адмирал Ушаков» — заложен 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 8 сентября 1953 года. Ране то же имя носил героически погибший в Цусимском сражении броненосец береговой обороны. | |||
* «Адмирал Лазарев» — заложен 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 30 декабря 1953 года. | |||
* «Александр Суворов» — заложен 2 февраля 1951 года, спущен на воду 15 мая 1952 года, введён в строй 31 декабря 1953 года. Ранее наименование «Князь Суворов» носил [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.91.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D0.BD.D0.BE.C2.BB|эскадренный броненосец типа Бородино]], вошедший в строй в 1904 году и героически погибший в бою с главными силами японского флота в 1905 году. Позднее в честь генералиссимуса назвали также [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.B3.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BD.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_955.D0.90|атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов»]]. | |||
* «Адмирал Сенявин» — заложен 31 октября 1951 года, спущен на воду 22 декабря 1952 года, введён в строй 30 ноября 1954 года. | |||
* «Молотовск» (с 3 августа 1957 года «Октябрьская революция») — заложен 15 июля 1952 года, спущен на воду 25 мая 1954 года, введён в строй 30 ноября 1954 года. | |||
* «Михаил Кутузов» — заложен 23 февраля 1951 года, спущен на воду 29 ноября 1952 года, введён в строй 31 января 1955 года. В настоящее время корабль-музей в г. Новороссийск. | |||
* «Дмитрий Пожарский» — заложен 28 февраля 1952 года, спущен на воду 25 июня 1953 года, введён в строй 31 декабря 1954 года. | |||
Позднее был введён в строй [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_68-.D0.B1.D0.B8.D1.81_.C2.AB.D0.9C.D1.83.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.C2.BB|еще один крейсер этого проекта]]. | |||
=== Эскадренный миноносец «Неустрашимый» проекта 41 === | |||
В это врем был построен первый и единственный из 110 планировавшихся кораблей проекта 41 — эскадренный миноносец «Неустрашимый», являвшийся первым в стране эсминцем, спроектированным целиком заново с учётом опыта Великой Отечественной войны и новейших технических достижений. При этом полное водоизмещение корабля достигло 3830 тонн, что фактически поставило крест на понимании эсминцев как «небольших и дешёвых» кораблей, так как с этого момента они всерьёз начали претендовать на место крейсеров второго ранга начала XX века, вскоре фактически его заняв. «Неустрашимый» был заложен на [[Северная верфь|судостроительном заводе имени А. А. Жданова]] в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 5 июля 1950 года, спущен на воду 29 января 1951 года, введён в строй 31 января 1955 года. | |||
В силу ряда недостатков от дальнейшего строительства кораблей этого проекта отказались в пользу близких по характеристикам, но более дешёвых [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.A1.D0.BF.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_56|эскадренных миноносцев проекта 56]]. | |||
== Железные дороги == | |||
=== | === 1953 === | ||
=== Трансказахская магистраль === | |||
Рассматривавшаяся ещё в XIX веке линия, соединявшая напрямую Западную Сибирь с югом Средней Азии, была достроена в это время. Магистраль, прошедшая по маршруту Петропавловск — Кокчетав (ныне Кокшетау) — Акмолинск (ныне Астана) — Караганда — Чу (ныне Шу)[http://kokchetav.moy.su/publ/zheleznaja_doroga/17], строилась в следующем порядке: | |||
* [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1924-1934)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.9A.D0.B0.D1.80.D0.B0.D0.B3.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D0.B0|Линия Петропавловск — Караганда]] общей длиной 702 км была введена в строй в два этапа в 1927 и в 1931 годах. | |||
* Участок Караганда — Моинты длиной 361 км введён в строй в составе [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1934-1941)#.D0.A3.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA_.D0.9A.D0.B0.D1.80.D0.B0.D0.B3.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D0.B0.C2.A0.E2.80.94_.D0.91.D0.B5.D1.80.D1.82.D1.8B.D1.81|линии Караганда — Бертыс]] в 1939 году. | |||
* [[Крупные_российские_проекты_(Георгий_Маленков,_1953-1955)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9C.D0.BE.D0.B8.D0.BD.D1.82.D1.8B-.D0.A7.D1.83|Линия Моинты — Чу]] длиной 445 км введена в строй в 1953 году. | |||
=== Линия Моинты-Чу === | |||
Линия длиной 445 км от Моинты до Чу (ныне Шу) являлась завершающей частью [[Крупные_российские_проекты_(Георгий_Маленков,_1953-1955)#.D0.A2.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B7.D0.B0.D1.85.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BC.D0.B0.D0.B3.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.8C|Трансказахской магистрали]]. Введена во временную эксплуатацию, по-видимому, в 1953 году, а затем была досрочно[http://mytashkent.uz/2013/12/19/kak-stroilas-zheleznaya-doroga/] сдана в постоянную эксплуатацию 27 октября 1953 года.[http://scbist.com/wiki/21846-shuskoe-ekspluatacionnoe-lokomotivnoe-depo-ktzh-print.html] | |||
=== | === Линия Акмолинск — Павлодар Карагандинской железной дороги === | ||
Железнодорожная линия длиной 426 км в Казахской ССР от Акмолинска (позднее Целиноград, ныне Астана) до Павлодара, проходившая мимо Экибастузского угольного месторождения, строилась с весны 1941 года[http://www.railways.kz/ru/node/1990], однако было прервано Великой Отечественной войной, возобновившись в 1946 году. Последнее звено линии было уложено 16 февраля 1952 года[http://www.e-reading.mobi/chapter.php/127613/11/Dubickiii_-_Gorod_na_Ishime.html], а полностью линия была введена в строй 20 декабря 1953 года.[http://www.nomad.su/?a=15-200905080316] | |||
Позднее, к 1979 году основная часть линии от Акмолинска (в то время Целинограда) до Экибастуза [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#.D0.AD.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D0.B8_.D0.A6.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.B4.C2.A0.E2.80.94_.D0.AD.D0.BA.D0.B8.D0.B1.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.83.D0.B7_.D0.A6.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B8|была электрифицирована]]. | |||
=== Линия Кулунда — Барнаул Западно-Сибирской железной дороги === | |||
Однопутная линия на паровой тяге длиной 343 км строилась по проекту, утверждённому Министерством путей сообщения 29 октября 1947 года. В том же году началось её строительство, прерванное в 1948 году до 1951 года. Линия была замкнута мае 1953 года, сдана во временную эксплуатацию 26 декабря 1953 года и принята в постоянную эксплуатацию 1 апреля 1954 года.[http://www.amic.ru/news/260195/] | |||
=== Линия Защита — Зыряновск === | |||
Линия в Восточно-Казахстанской области от станции Защита, что в г. Усть-Каменогорск, до Зыряновска через г. Серебрянск длиной по разным источникам 172<ref>Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 / Сост. Афонина Г. М.. — М., 1996. — 223 с. — 3 000 экз.</ref> или 186[http://serebryansk.ru/index/0-12] км строилась железнодорожными войсками с 1950 года. Рабочее движение на линии было открыто в марте 1953 года, а в состав действующих дорог линия вошла в декабре 1953 года.[http://serebryansk.ru/index/0-12] | |||
=== Узкоколейная железная дорога Оха—Ноглики === | === Узкоколейная железная дорога Оха—Ноглики === | ||
Самая длинная по прямой линия узкоколейной | Самая длинная по прямой линия узкоколейной железной дороги в СССР была введена в строй в конце 1953 года. Колея дороги составила стандартные дл отечественных узкоколеек 750 мм, длина основной линии с учётом ранее построенных небольших участков составила 247 км. Также имелось 56 км веток, возможно, большей частью построенных ранее.[http://www.strany.net/russia/oha_bolashenko.html] | ||
=== Электрификация линии Самтредиа — Батуми Закавказской железной дороги === | |||
В 1953 году, скорее всего в это время, была электрифицирована постоянным напряжением 3000 В линия Самтредиа — Батуми Закавказской железной дороги длиной 123 км. | |||
=== Электрификация линии Санаин — Спитак — Ленинакан Закавказской железной дороги === | |||
В 1953 году, скорее всего в это время, была завершена электрификация постоянным напряжением 3000 В линии Санаин (ныне район города Аллаверди, Армения) — Спитак — Ленинакан (ныне Гюмри) Закавказской железной дороги. В 1952 году был электрифицирован участок Санаин — Спитак длиной 60 км, а в 1953 году — участок Спитак — Ленинакан длиной 50 км. | |||
=== | === Электрификация участка Барабинск — Чулымская Омской железной дороги === | ||
В это время | В 1953 году, скорее всего в это время, был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Барабинск — Чулымская Омской железной дороги длиной 171 км. | ||
=== 1954 === | |||
== | === Коренная реконструкция станции Отпор (Забайкальск) Забайкальской ж. д. === | ||
[[ | В 1950 году был подписан большой советско-китайский договор, предусматривавший, помимо прочего развития связей во всех областях деятельности, также и запуск прямого поезда Москва — Пекин. Поскольку к этому времени вся сеть дорог Китая, включая [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D0.92.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.87.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0_.28.D0.9A.D0.92.D0.96.D0.94.29|КВЖД]], уже была перешита на европейскую колею, на пограничной с советской стороны станции Отпор Забайкальской ж.д. было развёрнуто грандиозное строительство, превратившее бывший разъезд № 86 [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#.D0.A3.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA_.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D1.80.D0.B0.D0.B7.D1.8A.D0.B5.D0.B7.D0.B4.C2.A0.E2.80.94_.D0.9C.D0.B0.D0.BD.D1.8C.D1.87.D0.B6.D1.83.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D0.97.D0.B0.D0.B1.D0.B0.D0.B9.D0.BA.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6..D0.B4._.28.D0.9A.D0.B0.D0.B9.D0.B4.D0.B0.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.82.D0.B2.D1.8C.29|Кайдаловской ветви]] в крупный железнодорожный узел. В частности, были построены довольно обширные парки станции, централизация на 145 стрелочных переводов, водовод Аргунь — Отпор, железнодорожный вокзал, пункт перестановки вагонов, жилые дома и т. д. В результате активного строительства Отпор сначала получил в 1952 году статус села, а в 1954 году — уже посёлка городского типа. Станция фактически заработала в январе 1954 года с запуском беспересадочного поезда Москва — Пекин.[http://zabzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=25][http://periskop.livejournal.com/1133200.html#cutid1] | ||
В 1954 | |||
Позднее в 1958 году станция и посёлок были переименованы в Забайкальск.[https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E1%E0%E9%EA%E0%EB%FC%F1%EA] | |||
== | === Линия Магнитогорск — Сибай Южно-Уральской железной дороги === | ||
Линия длиной 109 км была введена в строй в 1954 году. | |||
=== | === Электрификация участка Цхкая — Сухуми Закавказской железной дороги === | ||
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Цхкая — Сухуми (ныне Сухум) Закавказской железной дороги длиной 133 км с ответвлением Ингири — Зугдиди длиной 5,4 км. | |||
=== | === Электрификация участка Барабинск — Татарская Омской железной дороги === | ||
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Барабинск — Татарская Омской железной дороги длиной 155 км. | |||
=== Электрификация участка Крапочево — Дема Уфимской железной дороги === | |||
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Крапочево — Дема Уфимской железной дороги длиной 171 км. | |||
== | == Линии метрополитена == | ||
[[Файл:Krasnopresnenskaya 04.JPG|thumb|150px|Станция Краснопресненская Кольцевой линии Московского метро, 2008]] | |||
=== | === Строительство Московского метрополитена === | ||
В это время в [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.A1.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B0|развивавшемся и ранее]] Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты: | |||
* Кольцевая линия — 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская — Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения. | |||
* Участок Площадь Революции — Киевская Арбатско-Покровской линии — построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года. | |||
Также 24 сентября 1954 года на Арбатско-Покровской линии была открыта временная надземная станция «Первомайская», располагавшаяся прямо в электродепо Измайлово и действовавшая до 1961 года. | |||
Метрополитен развивался и [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.A1.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B0|позднее]]. | |||
=== | == Крупнейшие порты == | ||
[[Файл:Port Krym 2004.jpg|thumb|150px|Порт Крым Керченской паромной переправы, 2004]] | |||
=== Керченская паромная переправа === | |||
Паромная переправа с двумя портами с искусственными гаванями — Крым и Кавказ, в каждом из которых могли одновременно облуживаться два железнодорожных парома, а также сортировочными станциями Крым и Кавказ, подъездными путями и собственно паромами строилась с начала 1950-х годов. Торжественно введена в строй переправа, связавшая [[Крым]] и Кубань, была 22 сентября 1954 года. | |||
== Гидроэнергетика == | |||
=== Гюмушская ГЭС === | |||
Гидроэлектростанция мощностью 224 МВт, также известная как Аргельская ГЭС, была достроена в 1953 году на реке Раздан в Армянской ССР. | |||
== | === Мингечаурская ГЭС === | ||
Гидроэлектростанция мощностью 359 МВт, строившаяся с 1945 года на реке Кура на западе Азербайджанской ССР была введена в строй 1954 году. Электростанция являлась частью более крупного проекта [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.9A.D0.B0.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4_.D0.9C.D0.B8.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D1.87.D0.B0.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.93.D0.AD.D0.A1|Каскада Мингечаурской ГЭС]], который был завершён позднее. В настоящее время электростанция называется Мингечевирской ГЭС.[http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мингечаурская%20ГЭС/][http://www.newsazerbaijan.ru/oilgas/20090109/42664875.html] | |||
= | === Усть-Каменногорская ГЭС === | ||
На гидроэлектростанции, на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области, строившейся с 1939 года с перерывом на войну, один из гидроагрегатов которой был введён в строй ранее, в этот период были введены в строй ещё два гидроагрегата установленной мощностью по 82,8 МВт каждый в июне и декабре 1953 года соответственно. В этот же период в 1954 году[http://slovari.yandex.ru/усть-каменогорская%20ГЭС/БСЭ/Усть-Каменогорская%20ГЭС/] было официально завершено строительство ГЭС. Однако фактически последний её гидроагрегат был запущен, как указывается в некоторых источниках, из-за отсутствия потребителей электроэнергии только в ноябре 1959 года.[http://www.samruk-energy.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=85:-l-r&catid=38:5&Itemid=65&lang=ru] | |||
[[Файл:RIAN archive 409173 World's first nuclear power plant in Obninsk.jpg|thumb|150px|Обнинская АЭС, 2009]] | |||
== Атомная энергетика == | == Атомная энергетика == | ||
=== Обнинская АЭС === | === Обнинская АЭС === | ||
Первая в мире атомная | Первая в мире атомная электростанция строилась с 1951 года в посёлке Обнинское (ныне город Обнинск) Калужской области. Введена в строй электростанция была 26 июня 1954 года. На станции имелся один энергоблок мощностью 5 МВт, содержащий канальный реактор с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем типа АМ-1. Станция, по сути, являлась опытно-промышленной, на ней постоянно проводились различные научные исследования. | ||
В | |||
В 2002 году реактор электростанции был остановлен после 49 лет успешной работы. | |||
== Тепловая энергетика == | |||
=== | === Ступинская ТЭЦ (ТЭЦ-17 Мосэнерго) === | ||
Строительство ТЭЦ общей электрической мощностью 192 МВт<ref>В то время возможно несколько меньше, но точного значения найти не удалось</ref>, работающей на буром угле Подмосковного бассейна началось в городе Ступино, который она отапливает и по сей день, в 1939 году. Вступила в строй ТЭЦ 9 мая 1950 года, однако полностью её сооружения были готовы только к концу 1953 года. С 1985 года ТЭЦ работает также и на природном газе.[http://www.mosenergo.ru/docs/info/518.aspx] | |||
=== | === Черепетская ГРЭС — первые энергоблоки === | ||
В это время в 1953 и 1954 годах соответственно были введены в строй первые два энергоблока Черепетской ГРЭС в г. Суворов Тульской области. Энергоблоки мощностью 150 МВт каждый были дл своего времени уникальны и стали первыми в Европе электрогенерирующими установками большой мощности на сверхвысоких параметрах пара, в виде давления в 170 атмосфер и температуры 550 С.[http://pwreng.ru/obekty/tes/1309-cherepetskaya-gres] | |||
Полностью строительство первой очереди Черепетской ГРЭС было завершено [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.B5.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.93.D0.A0.D0.AD.D0.A1.C2.A0.E2.80.94_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C|позднее]]. | |||
=== Южно-Кузбасская ГРЭС — продолжение строительства === | |||
В это время продолжалось интенсивное строительство [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.AE.D0.B6.D0.BD.D0.BE-.D0.9A.D1.83.D0.B7.D0.B1.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.93.D0.A0.D0.AD.D0.A1.C2.A0.E2.80.94_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.B8|частично введённой в строй ранее электростанции]]. В течение 1953 года, неизвестно точно в какие месяцы, но скорее всего большей частью в это время были приняты в эксплуатацию ещё два турбогенератора (№ 4 и № 5) мощностью 50 МВт каждый и турбогенератор № 6 мощностью 100 МВт с тремя котлами, а в 1954 году к ним добавился турбогенератор № 7 мощностью 50 МВт и два котла, к которым в неизвестно какие месяцы 1955 года добавились ещё два котла.[https://ru.wikipedia.org/wiki/Южно-Кузбасская_ГРЭС] | |||
Полностью электростанция была достроена уже [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.AE.D0.B6.D0.BD.D0.BE-.D0.9A.D1.83.D0.B7.D0.B1.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.93.D0.A0.D0.AD.D0.A1.C2.A0.E2.80.94_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.88.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0|позднее]]. | |||
== | === Южноуральская ГРЭС — первая и вторая очереди === | ||
Решение о строительстве крупной электростанции возле станицы Нижнеувельской Челябинской области было принято 2 июня 1948 года Постановлением Совета Министров СССР № 248 о строительстве Южноуральской ГРЭС мощностью первой очереди 200 МВт. Первый ток электростанция дала и, по советской традиции, считалась введённой в строй с 8 апреля 1952 года, однако реально первая очередь электростанции мощностью 200 МВт была принята в эксплуатацию только 16 июня 1953 года. Вторая, аналогичная очередь вошла в строй 20 июня 1954 года.[http://www.ks.ucpt.ru/team/121/] На базе станицы Нижнеувельской при этом возник рабочий посёлок Южноуральский, ныне г. Южноуральск. Также в это время в 1952 году было завершено создание Южноуральского водохранилища для нужд ГРЭС. | |||
Оставшиеся три очереди электростанции были достроены [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.AE.D0.B6.D0.BD.D0.BE.D1.83.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.93.D0.A0.D0.AD.D0.A1.C2.A0.E2.80.94_.D1.82.D1.80.D0.B5.D1.82.D1.8C.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C|позднее]]. | |||
== Нефтеперерабатывающая и нефтеуглехимическая промышленность === | |||
== | === Комбинат-16, г. Ангарск, Иркутская область === | ||
Предприятие по производству жидкого топлива из угля и смолы (позднее Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат, ныне Ангарская нефтехимическая компания) строилось с 1949 года, начало действовать в 1953 и фактически было введено в строй в 1954 (первая продукция) — 1955 (бензин) годах.[http://www.nge.ru/passport-description-2.htm][http://knowledge.allbest.ru/management/2c0b65625a2ad68a4d53a89421216d27_0.html] | |||
Уже в 1955 году, вскоре после фактического вступления в строй, в связи с увеличением добычи нефти в стране началось перепрофилирование предприятия в направлении более экономически обоснованной нефтехимии и нефтепереработки. Впоследствии предприятие было значительно расширено и преобразовано в [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#.D0.90.D0.BD.D0.B3.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BD.D0.B5.D1.84.D1.82.D0.B5.D1.85.D0.B8.D0.BC.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D1.82|Ангарский нефтехимический комбинат]]. | |||
== Сельское хозяйство == | |||
=== Освоение целины — начало работ === | |||
После того, как в сентябре 1953 года фактическим соправителем Маленкова стал Н. С. Хрущёв, по предложению последнего сельскохозяйственная реформа Маленкова была расширена за счёт грандиозных объёмов программы освоения целинных и залежных земель. | |||
Уже к началу 1955 года на целинных землях, расположенных в основном в северной части Казахской ССР, было создано 425 новых совхозов, которыми при помощи переданных им 200 тыс. тракторов было распахано 30 млн гектаров (300 тыс. кв. км) целины и засеяно 2/3 из них[http://en.wikipedia.org/wiki/Virgin_Lands_Campaign]<ref>Durgin, Jr., Frank A. (1962). «The Virgin Lands Programme 1954—1960». Soviet Studies (JSTOR) (13.3): 255-80.</ref> | |||
Крупный урожай, полученный в 1954 году, а также, по-видимому, личное влияние Хрущёва стали причинами того, что вскоре стартовал [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.9E.D1.81.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.86.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D1.8B.C2.A0.E2.80.94_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.BB.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82|второй этап освоения целины]]. | |||
[[ | [[Файл:View from Imperia Tower Moscow 04-2014 img02.jpg|thumb|150px|left|Жилой дом на Кудринской площади, 2014]] | ||
[[Файл:Leningradskaja002.JPG|thumb|150px|right|Гостиница «Ленинградская», 2010]] | |||
== | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | ||
=== Жилой дом на площади Восстания (Кудринской площади), г. Москва === | |||
Жилой дом, представлявший собой одну из сталинских высоток строился с 1948 по 1954 год. Высота здания с башней и шпилем составляет 156 метров. | |||
Здание отличалось богатой отделкой вестибюлей, в нём же располагался кинотеатр «Пламя». | |||
=== | === Гостиница «Ленинградская», г. Москва === | ||
Относительно скромных размеров сталинская высотка, тем не менее, была шикарно отделана и на некоторое время стала самой высокой гостиницей в Европе, СССР и Москве, вскоре, впрочем, уступив эти титулы [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.93.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.86.D0.B0_.C2.AB.D0.A3.D0.BA.D1.80.D0.B0.D0.B8.D0.BD.D0.B0.C2.BB.2C_.D0.B3._.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B0|гостинице «Украина»]]. Строительство здания велось с 1949 по 1954 годы. Высота гостиницы «Ленинградская» (ныне Москоу Хилтон Ленинградская) составляет 136 метров, а общая площадь здания — 25 000 кв. м. Изначально в ней размещалось 330 номеров. | |||
Отделка гостиницы, в которой были широко использованы мотивы предыдущих эпох русской архитектуры, в том числе и храмовой, а также широко использовалась позолота и другие дорогие материалы впоследствии стала одним из основных объектов нападок Н. С. Хрущёва на «излишества в архитектуре». | |||
[[Файл:"Главный вход ВДНХ в 2008 году".JPG|thumb|150px|left|Главный вход ВСХВ постройки 1954 года, 2008]] | |||
[[Файл:"фонтан Золотой колос на ВСХВ 1954 года".jpg|thumb|150px|right|Фонтан «Золотой колос» на ВСХВ в 1950-х]] | |||
=== | === Коренная реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), г. Москва === | ||
Открытый в 1939 году крупнейший выставочный комплекс — [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1934-1941)#.D0.92.D1.81.D0.B5.D1.81.D0.BE.D1.8E.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D1.85.D0.BE.D0.B7.D1.8F.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D1.8B.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2.D0.BA.D0.B0_.28.D0.92.D0.A1.D0.A5.D0.92.29.2C_.D0.B3._.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B0|Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ)]], позднее известный как Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) был закрыт и эвакуирован в начале Великой Отечественной войны. Выставка возобновила свою работу только 1 августа 1954 года после масштабной реконструкции, проведённой в 1950—1954 гг. | |||
В | В ходе реконструкции площадь выставочного комплекса была увеличена со 136 до 207 гектаров, добавились новые павильоны, в том числе прибалтийских республик, многие ранее существовавшие павильоны также были расширены и украшены. Также в рамках реконструкции на территории комплекса были построены несколько крупных фонтанов, впоследствии получивших широкую известность. | ||
В 2014 году появились планы [[Крупные_российские_проекты_(планируемые)#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.92.D0.94.D0.9D.D0.A5|новой коренной реконструкции комплекса]]. | |||
[[Файл:RIAN_archive_60127_Lomonosov_Moscow_State_University_on_Lenin_Hills.jpg|thumb|150px|right|Главное здание МГУ]] | |||
== Наука и образование == | == Наука и образование == | ||
=== Главное | === Главное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва === | ||
Крупнейшая из сталинских высоток строилась на московских Воробьёвых (в то время — Ленинских) горах с 1949 года и было введено в строй с началом учебных занятий 1 сентября 1953 года. | |||
Высота здания с 34 этажами в центральной части составила со шпилем 240 м. В результате здание на 64 метра превзошло по высоте предыдущего отечественного рекордсмена — [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.96.D0.B8.D0.BB.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.BE.D0.BC_.D0.BD.D0.B0_.D0.9A.D0.BE.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BD.D0.B0.D0.B1.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B6.D0.BD.D0.BE.D0.B9.2C_.D0.B3._.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B0|Жилой дом на Котельнической набережной в Москве]]. Это сделало его самым высоким зданием в Европе вплоть до 1990 года и самым высоким зданием в Москве и России вплоть до строительства в 2005 году [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2004-2008)#.D0.A2.D1.80.D0.B8.D1.83.D0.BC.D1.84-.D0.9F.D0.B0.D0.BB.D0.B0.D1.81.2C_.D0.B3._.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B0|Триумф-Паласа]]. Кроме того, здание являлось и самым высоким отдельно стоящим сооружением страны вплоть до строительства в 1967 году [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#.D0.9E.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.82.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B1.D0.B0.D1.88.D0.BD.D1.8F|Останкинской телебашни]]. | |||
== | == Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | ||
=== | === Освоение целины — начальный этап === | ||
См. раздел [[Крупные_российские_проекты_(Георгий_Маленков,_1953-1955)#.D0.9E.D1.81.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.86.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D1.8B_.E2.80.94_.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B0.D0.BB.D0.BE_.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82|«Сельское хозяйство»]]. | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 182: | Строка 205: | ||
[[Категория:История России]] | [[Категория:История России]] | ||
[[Категория:1950-е годы]] | [[Категория:1950-е годы]] | ||
[[Категория:XX век|**1953]] | [[Категория:XX век|**1953]] | ||
Версия от 14:27, 20 апреля 2016
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.),[1] введённые в строй с 6 марта 1953 г. по 8 февраля 1955 г.
Георгий Максимилианович Маленков первые месяцы после смерти Иосифа Сталина был явным единоличным главой Советского Союза. Вскоре его потеснил в этом плане Никита Сергеевич Хрущёв, получивший первенство по партийной линии, однако до февраля 1955 года он не был главным в стране — наиболее точно ситуация описывается у англоязычных историков словом «дуумвират», поскольку даже иностранных гостей они с Маленковым принимали в это время вдвоём. Тем не менее, с формальной точки зрения именно Маленков оставался главой страны, тем более, что именно его должность ранее занимал Иосиф Сталин, что было очень важным политически и психологически.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Крупнейшие корабли и суда
Крейсера проекта 68-бис
В этот период в дополнение к пяти построенным ранее крейсерам этого проекта отечественный военно-морской флот пополнился ещё восемью кораблями этого типа:
- «Адмирал Нахимов» — заложен 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введён в строй 27 марта 1953 года. Ранее то же название носил броненосный фрегат (броненосный крейсер), введённый в строй в 1888 году, а также, в процессе постройки, лёгкий крейсер типа «Светлана», достроенный уже после революций. Позднее то же название первым получил большой противолодочный корабль проекта 1134-А.
- «Адмирал Ушаков» — заложен 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 8 сентября 1953 года. Ране то же имя носил героически погибший в Цусимском сражении броненосец береговой обороны.
- «Адмирал Лазарев» — заложен 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 30 декабря 1953 года.
- «Александр Суворов» — заложен 2 февраля 1951 года, спущен на воду 15 мая 1952 года, введён в строй 31 декабря 1953 года. Ранее наименование «Князь Суворов» носил эскадренный броненосец типа Бородино, вошедший в строй в 1904 году и героически погибший в бою с главными силами японского флота в 1905 году. Позднее в честь генералиссимуса назвали также атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов».
- «Адмирал Сенявин» — заложен 31 октября 1951 года, спущен на воду 22 декабря 1952 года, введён в строй 30 ноября 1954 года.
- «Молотовск» (с 3 августа 1957 года «Октябрьская революция») — заложен 15 июля 1952 года, спущен на воду 25 мая 1954 года, введён в строй 30 ноября 1954 года.
- «Михаил Кутузов» — заложен 23 февраля 1951 года, спущен на воду 29 ноября 1952 года, введён в строй 31 января 1955 года. В настоящее время корабль-музей в г. Новороссийск.
- «Дмитрий Пожарский» — заложен 28 февраля 1952 года, спущен на воду 25 июня 1953 года, введён в строй 31 декабря 1954 года.
Позднее был введён в строй еще один крейсер этого проекта.
Эскадренный миноносец «Неустрашимый» проекта 41
В это врем был построен первый и единственный из 110 планировавшихся кораблей проекта 41 — эскадренный миноносец «Неустрашимый», являвшийся первым в стране эсминцем, спроектированным целиком заново с учётом опыта Великой Отечественной войны и новейших технических достижений. При этом полное водоизмещение корабля достигло 3830 тонн, что фактически поставило крест на понимании эсминцев как «небольших и дешёвых» кораблей, так как с этого момента они всерьёз начали претендовать на место крейсеров второго ранга начала XX века, вскоре фактически его заняв. «Неустрашимый» был заложен на судостроительном заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 5 июля 1950 года, спущен на воду 29 января 1951 года, введён в строй 31 января 1955 года.
В силу ряда недостатков от дальнейшего строительства кораблей этого проекта отказались в пользу близких по характеристикам, но более дешёвых эскадренных миноносцев проекта 56.
Железные дороги
1953
Трансказахская магистраль
Рассматривавшаяся ещё в XIX веке линия, соединявшая напрямую Западную Сибирь с югом Средней Азии, была достроена в это время. Магистраль, прошедшая по маршруту Петропавловск — Кокчетав (ныне Кокшетау) — Акмолинск (ныне Астана) — Караганда — Чу (ныне Шу)[1], строилась в следующем порядке:
- Линия Петропавловск — Караганда общей длиной 702 км была введена в строй в два этапа в 1927 и в 1931 годах.
- Участок Караганда — Моинты длиной 361 км введён в строй в составе линии Караганда — Бертыс в 1939 году.
- Линия Моинты — Чу длиной 445 км введена в строй в 1953 году.
Линия Моинты-Чу
Линия длиной 445 км от Моинты до Чу (ныне Шу) являлась завершающей частью Трансказахской магистрали. Введена во временную эксплуатацию, по-видимому, в 1953 году, а затем была досрочно[2] сдана в постоянную эксплуатацию 27 октября 1953 года.[3]
Линия Акмолинск — Павлодар Карагандинской железной дороги
Железнодорожная линия длиной 426 км в Казахской ССР от Акмолинска (позднее Целиноград, ныне Астана) до Павлодара, проходившая мимо Экибастузского угольного месторождения, строилась с весны 1941 года[4], однако было прервано Великой Отечественной войной, возобновившись в 1946 году. Последнее звено линии было уложено 16 февраля 1952 года[5], а полностью линия была введена в строй 20 декабря 1953 года.[6]
Позднее, к 1979 году основная часть линии от Акмолинска (в то время Целинограда) до Экибастуза была электрифицирована.
Линия Кулунда — Барнаул Западно-Сибирской железной дороги
Однопутная линия на паровой тяге длиной 343 км строилась по проекту, утверждённому Министерством путей сообщения 29 октября 1947 года. В том же году началось её строительство, прерванное в 1948 году до 1951 года. Линия была замкнута мае 1953 года, сдана во временную эксплуатацию 26 декабря 1953 года и принята в постоянную эксплуатацию 1 апреля 1954 года.[7]
Линия Защита — Зыряновск
Линия в Восточно-Казахстанской области от станции Защита, что в г. Усть-Каменогорск, до Зыряновска через г. Серебрянск длиной по разным источникам 172[2] или 186[8] км строилась железнодорожными войсками с 1950 года. Рабочее движение на линии было открыто в марте 1953 года, а в состав действующих дорог линия вошла в декабре 1953 года.[9]
Узкоколейная железная дорога Оха—Ноглики
Самая длинная по прямой линия узкоколейной железной дороги в СССР была введена в строй в конце 1953 года. Колея дороги составила стандартные дл отечественных узкоколеек 750 мм, длина основной линии с учётом ранее построенных небольших участков составила 247 км. Также имелось 56 км веток, возможно, большей частью построенных ранее.[10]
Электрификация линии Самтредиа — Батуми Закавказской железной дороги
В 1953 году, скорее всего в это время, была электрифицирована постоянным напряжением 3000 В линия Самтредиа — Батуми Закавказской железной дороги длиной 123 км.
Электрификация линии Санаин — Спитак — Ленинакан Закавказской железной дороги
В 1953 году, скорее всего в это время, была завершена электрификация постоянным напряжением 3000 В линии Санаин (ныне район города Аллаверди, Армения) — Спитак — Ленинакан (ныне Гюмри) Закавказской железной дороги. В 1952 году был электрифицирован участок Санаин — Спитак длиной 60 км, а в 1953 году — участок Спитак — Ленинакан длиной 50 км.
Электрификация участка Барабинск — Чулымская Омской железной дороги
В 1953 году, скорее всего в это время, был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Барабинск — Чулымская Омской железной дороги длиной 171 км.
1954
Коренная реконструкция станции Отпор (Забайкальск) Забайкальской ж. д.
В 1950 году был подписан большой советско-китайский договор, предусматривавший, помимо прочего развития связей во всех областях деятельности, также и запуск прямого поезда Москва — Пекин. Поскольку к этому времени вся сеть дорог Китая, включая КВЖД, уже была перешита на европейскую колею, на пограничной с советской стороны станции Отпор Забайкальской ж.д. было развёрнуто грандиозное строительство, превратившее бывший разъезд № 86 Кайдаловской ветви в крупный железнодорожный узел. В частности, были построены довольно обширные парки станции, централизация на 145 стрелочных переводов, водовод Аргунь — Отпор, железнодорожный вокзал, пункт перестановки вагонов, жилые дома и т. д. В результате активного строительства Отпор сначала получил в 1952 году статус села, а в 1954 году — уже посёлка городского типа. Станция фактически заработала в январе 1954 года с запуском беспересадочного поезда Москва — Пекин.[11][12]
Позднее в 1958 году станция и посёлок были переименованы в Забайкальск.[13]
Линия Магнитогорск — Сибай Южно-Уральской железной дороги
Линия длиной 109 км была введена в строй в 1954 году.
Электрификация участка Цхкая — Сухуми Закавказской железной дороги
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Цхкая — Сухуми (ныне Сухум) Закавказской железной дороги длиной 133 км с ответвлением Ингири — Зугдиди длиной 5,4 км.
Электрификация участка Барабинск — Татарская Омской железной дороги
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Барабинск — Татарская Омской железной дороги длиной 155 км.
Электрификация участка Крапочево — Дема Уфимской железной дороги
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Крапочево — Дема Уфимской железной дороги длиной 171 км.
Линии метрополитена
Строительство Московского метрополитена
В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты:
- Кольцевая линия — 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская — Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения.
- Участок Площадь Революции — Киевская Арбатско-Покровской линии — построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года.
Также 24 сентября 1954 года на Арбатско-Покровской линии была открыта временная надземная станция «Первомайская», располагавшаяся прямо в электродепо Измайлово и действовавшая до 1961 года.
Метрополитен развивался и позднее.
Крупнейшие порты
Керченская паромная переправа
Паромная переправа с двумя портами с искусственными гаванями — Крым и Кавказ, в каждом из которых могли одновременно облуживаться два железнодорожных парома, а также сортировочными станциями Крым и Кавказ, подъездными путями и собственно паромами строилась с начала 1950-х годов. Торжественно введена в строй переправа, связавшая Крым и Кубань, была 22 сентября 1954 года.
Гидроэнергетика
Гюмушская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 224 МВт, также известная как Аргельская ГЭС, была достроена в 1953 году на реке Раздан в Армянской ССР.
Мингечаурская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 359 МВт, строившаяся с 1945 года на реке Кура на западе Азербайджанской ССР была введена в строй 1954 году. Электростанция являлась частью более крупного проекта Каскада Мингечаурской ГЭС, который был завершён позднее. В настоящее время электростанция называется Мингечевирской ГЭС.[14][15]
Усть-Каменногорская ГЭС
На гидроэлектростанции, на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области, строившейся с 1939 года с перерывом на войну, один из гидроагрегатов которой был введён в строй ранее, в этот период были введены в строй ещё два гидроагрегата установленной мощностью по 82,8 МВт каждый в июне и декабре 1953 года соответственно. В этот же период в 1954 году[16] было официально завершено строительство ГЭС. Однако фактически последний её гидроагрегат был запущен, как указывается в некоторых источниках, из-за отсутствия потребителей электроэнергии только в ноябре 1959 года.[17]
Атомная энергетика
Обнинская АЭС
Первая в мире атомная электростанция строилась с 1951 года в посёлке Обнинское (ныне город Обнинск) Калужской области. Введена в строй электростанция была 26 июня 1954 года. На станции имелся один энергоблок мощностью 5 МВт, содержащий канальный реактор с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем типа АМ-1. Станция, по сути, являлась опытно-промышленной, на ней постоянно проводились различные научные исследования.
В 2002 году реактор электростанции был остановлен после 49 лет успешной работы.
Тепловая энергетика
Ступинская ТЭЦ (ТЭЦ-17 Мосэнерго)
Строительство ТЭЦ общей электрической мощностью 192 МВт[3], работающей на буром угле Подмосковного бассейна началось в городе Ступино, который она отапливает и по сей день, в 1939 году. Вступила в строй ТЭЦ 9 мая 1950 года, однако полностью её сооружения были готовы только к концу 1953 года. С 1985 года ТЭЦ работает также и на природном газе.[18]
Черепетская ГРЭС — первые энергоблоки
В это время в 1953 и 1954 годах соответственно были введены в строй первые два энергоблока Черепетской ГРЭС в г. Суворов Тульской области. Энергоблоки мощностью 150 МВт каждый были дл своего времени уникальны и стали первыми в Европе электрогенерирующими установками большой мощности на сверхвысоких параметрах пара, в виде давления в 170 атмосфер и температуры 550 С.[19]
Полностью строительство первой очереди Черепетской ГРЭС было завершено позднее.
Южно-Кузбасская ГРЭС — продолжение строительства
В это время продолжалось интенсивное строительство частично введённой в строй ранее электростанции. В течение 1953 года, неизвестно точно в какие месяцы, но скорее всего большей частью в это время были приняты в эксплуатацию ещё два турбогенератора (№ 4 и № 5) мощностью 50 МВт каждый и турбогенератор № 6 мощностью 100 МВт с тремя котлами, а в 1954 году к ним добавился турбогенератор № 7 мощностью 50 МВт и два котла, к которым в неизвестно какие месяцы 1955 года добавились ещё два котла.[20]
Полностью электростанция была достроена уже позднее.
Южноуральская ГРЭС — первая и вторая очереди
Решение о строительстве крупной электростанции возле станицы Нижнеувельской Челябинской области было принято 2 июня 1948 года Постановлением Совета Министров СССР № 248 о строительстве Южноуральской ГРЭС мощностью первой очереди 200 МВт. Первый ток электростанция дала и, по советской традиции, считалась введённой в строй с 8 апреля 1952 года, однако реально первая очередь электростанции мощностью 200 МВт была принята в эксплуатацию только 16 июня 1953 года. Вторая, аналогичная очередь вошла в строй 20 июня 1954 года.[21] На базе станицы Нижнеувельской при этом возник рабочий посёлок Южноуральский, ныне г. Южноуральск. Также в это время в 1952 году было завершено создание Южноуральского водохранилища для нужд ГРЭС.
Оставшиеся три очереди электростанции были достроены позднее.
Нефтеперерабатывающая и нефтеуглехимическая промышленность =
Комбинат-16, г. Ангарск, Иркутская область
Предприятие по производству жидкого топлива из угля и смолы (позднее Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат, ныне Ангарская нефтехимическая компания) строилось с 1949 года, начало действовать в 1953 и фактически было введено в строй в 1954 (первая продукция) — 1955 (бензин) годах.[22][23]
Уже в 1955 году, вскоре после фактического вступления в строй, в связи с увеличением добычи нефти в стране началось перепрофилирование предприятия в направлении более экономически обоснованной нефтехимии и нефтепереработки. Впоследствии предприятие было значительно расширено и преобразовано в Ангарский нефтехимический комбинат.
Сельское хозяйство
Освоение целины — начало работ
После того, как в сентябре 1953 года фактическим соправителем Маленкова стал Н. С. Хрущёв, по предложению последнего сельскохозяйственная реформа Маленкова была расширена за счёт грандиозных объёмов программы освоения целинных и залежных земель.
Уже к началу 1955 года на целинных землях, расположенных в основном в северной части Казахской ССР, было создано 425 новых совхозов, которыми при помощи переданных им 200 тыс. тракторов было распахано 30 млн гектаров (300 тыс. кв. км) целины и засеяно 2/3 из них[24][4]
Крупный урожай, полученный в 1954 году, а также, по-видимому, личное влияние Хрущёва стали причинами того, что вскоре стартовал второй этап освоения целины.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Жилой дом на площади Восстания (Кудринской площади), г. Москва
Жилой дом, представлявший собой одну из сталинских высоток строился с 1948 по 1954 год. Высота здания с башней и шпилем составляет 156 метров.
Здание отличалось богатой отделкой вестибюлей, в нём же располагался кинотеатр «Пламя».
Гостиница «Ленинградская», г. Москва
Относительно скромных размеров сталинская высотка, тем не менее, была шикарно отделана и на некоторое время стала самой высокой гостиницей в Европе, СССР и Москве, вскоре, впрочем, уступив эти титулы гостинице «Украина». Строительство здания велось с 1949 по 1954 годы. Высота гостиницы «Ленинградская» (ныне Москоу Хилтон Ленинградская) составляет 136 метров, а общая площадь здания — 25 000 кв. м. Изначально в ней размещалось 330 номеров.
Отделка гостиницы, в которой были широко использованы мотивы предыдущих эпох русской архитектуры, в том числе и храмовой, а также широко использовалась позолота и другие дорогие материалы впоследствии стала одним из основных объектов нападок Н. С. Хрущёва на «излишества в архитектуре».
Коренная реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), г. Москва
Открытый в 1939 году крупнейший выставочный комплекс — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), позднее известный как Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) был закрыт и эвакуирован в начале Великой Отечественной войны. Выставка возобновила свою работу только 1 августа 1954 года после масштабной реконструкции, проведённой в 1950—1954 гг.
В ходе реконструкции площадь выставочного комплекса была увеличена со 136 до 207 гектаров, добавились новые павильоны, в том числе прибалтийских республик, многие ранее существовавшие павильоны также были расширены и украшены. Также в рамках реконструкции на территории комплекса были построены несколько крупных фонтанов, впоследствии получивших широкую известность.
В 2014 году появились планы новой коренной реконструкции комплекса.
Наука и образование
Главное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва
Крупнейшая из сталинских высоток строилась на московских Воробьёвых (в то время — Ленинских) горах с 1949 года и было введено в строй с началом учебных занятий 1 сентября 1953 года.
Высота здания с 34 этажами в центральной части составила со шпилем 240 м. В результате здание на 64 метра превзошло по высоте предыдущего отечественного рекордсмена — Жилой дом на Котельнической набережной в Москве. Это сделало его самым высоким зданием в Европе вплоть до 1990 года и самым высоким зданием в Москве и России вплоть до строительства в 2005 году Триумф-Паласа. Кроме того, здание являлось и самым высоким отдельно стоящим сооружением страны вплоть до строительства в 1967 году Останкинской телебашни.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Освоение целины — начальный этап
См. раздел «Сельское хозяйство».
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 / Сост. Афонина Г. М.. — М., 1996. — 223 с. — 3 000 экз.
- ↑ В то время возможно несколько меньше, но точного значения найти не удалось
- ↑ Durgin, Jr., Frank A. (1962). «The Virgin Lands Programme 1954—1960». Soviet Studies (JSTOR) (13.3): 255-80.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|