Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762)): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 50: Строка 50:
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.


Ещё один корабль этого типа был построен позднее.
Ещё один корабль этого типа был построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#54-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.90.D0.B7.D0.B8.D1.8F.C2.BB_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.91.D1.82.D1.80_.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9.C2.BB|позднее]].


== Крупнейшие морские порты ==
== Крупнейшие морские порты ==

Версия от 22:52, 20 апреля 2016

Елизавета Петровна

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы Нации

Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.

Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)

Только что перестроенный Елизаветой в 1741…1751 гг. дворец в 1752…1756 гг. снова подвергся серьёзной реконструкции. Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.

Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Большой дворец Петергофа

Большой Петергофский дворец

Первоначально главный дворец построенного в 1714…1725 гг. Петергофа был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.

Крупнейшие корабли и суда

100-пушечные линейные корабли

Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:

  • «Святой Дмитрий Ростовский» — заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.

80-пушечные линейные корабли

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:

  • «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
  • «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
  • «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.

66-пушечные линейные корабли

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время в в Архангельском адмиралтействе было построено девять таких кораблей:

  • «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • Без названия — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
  • «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г.

54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»

В это время в в Архангельском адмиралтействе было построено два лёгких линкора этого типа:

  • «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.

Ещё один корабль этого типа был построен позднее.

Крупнейшие морские порты

Галерная гавань, план XIX в.

Реконструкция Галерной гавани

При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м) и обнесённого укреплениями при Анне Иоанновне.

В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чевакинского. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.

В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[1][2]

Машиностроение

Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

В 1760 году восстановленная четвертью века ранее Архангельское адмиралтейство, включавшее Соломбальскую верфь и несколько более мелких производственных площадок, подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частности, на ней это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.

Верфь продолжала развиваться и позднее.

Галерная верфь в Гребном порту

См. Реконструкция Галерной гавани.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатерининский дворец в Царском Селе

См. раздел Символы Нации.

Большой дворец в Петергофе

См. раздел Символы Нации.

Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009

Фортификационные сооружения

Крепость Святой Елизаветы

Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[3][4][5]

Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на Юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).

До нашего времени сохранились земляные валы крепости.

Сооружения второй очереди Анненских укреплений
План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепления слева

Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге

В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению только что построенных Анненских укреплений. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть, сдана в эксплуатацию.[6]

Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, а также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.

Ссылки