Инкубатор:Знаменитые русофобы: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Откат правок 87.117.38.251 (обсуждение) к версии 178.78.36.242)
м (запятая)
Строка 17: Строка 17:
* Автор многократно переизданной в Европе русофобской книги «[[rwp:Россия в 1839 году|Россия в 1839 году]]», где описал Россию как страну «варваров» и «рабов», «всеобщего страха» и «бюрократической тирании».
* Автор многократно переизданной в Европе русофобской книги «[[rwp:Россия в 1839 году|Россия в 1839 году]]», где описал Россию как страну «варваров» и «рабов», «всеобщего страха» и «бюрократической тирании».
* Автор мема о России как о «[[rwp:Тюрьма народов|тюрьме народов]]», в которой царь Николай I — «надсмотрщик».
* Автор мема о России как о «[[rwp:Тюрьма народов|тюрьме народов]]», в которой царь Николай I — «надсмотрщик».
* Обвинил Николая I в том, что тот якобы «погряз в распутстве и обесчестил огромное количество порядочных девушек и женщин», при том что и современники и историки считают императора Николая человеком крайне строгих правил и однолюбом, всю жизнь любившим свою жену. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I]
* Обвинил Николая I в том, что тот якобы «погряз в распутстве и обесчестил огромное количество порядочных девушек и женщин», при том что и современники. и историки считают императора Николая человеком крайне строгих правил и однолюбом, всю жизнь любившим свою жену. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I]
* Красочно описал лютые русские морозы, хотя путешествовал по России летом.
* Красочно описал лютые русские морозы, хотя путешествовал по России летом.



Версия от 21:49, 24 июля 2017

В этой статье содержится список наиболее известных исторических русофобов и очернителей России.

Шевалье д’Эон, он же Мадемуазель де Бомон (1728—1810)

д’Эон

Французский тайный агент, известный фехтовальщик, трансвестит, первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину — как женщина. Вопрос об истинной половой принадлежности шевалье остаётся открытым.

  • Согласно утверждению публикаторов, д’Эон «обнаружил» в Петербурге и вывез во Францию так называемое «Завещание Петра Великого». Данная фальсификация была опубликована на французском языке в 1812 году (сразу после краха нашествия Наполеона на Россию) в книге Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия». По утверждению публикаторов, документ представлял собой стратегический план действий для преемников Петра Великого на многие века вперед, с целью установления Россией мирового господства; ставилась цель «приблизиться елико возможно ближе к Константинополю и к Индиям». Эта фальшивка изначально была создана в политических интересах французских правящих кругов и затем широко использовалась в антироссийской пропаганде XIX—XX века, в особенности во время войн (Крымской и Первой мировой). Происхождение «завещания» до конца не ясно, но по крайней мере часть историков считает, что д’Эон, шпионивший за русской императрицей Елизаветой (дочерью Петра I) и пытавшийся расстроить российско-австрийский союз, мог быть действительно причастен к фабрикации первоначальной версии этой подделки. [2]
Сокольницкий

Михал Сокольницкий (1760-1816)

Польский генерал, участник Русско-польской войны 1792 года, восстания Костюшко и наполеоновских войн на стороне Наполеона.

  • Написал в феврале 1812 г. подробный план нападения на Россию и последующего ее расчленения «О способах избавления Европы от влияния России, а благодаря этому — и от влияния Англии». В последние годы считается, что этот документ сыграл важнейшую роль в начале войны 1812 г. Летом 1812 г. Сокольницкий был прикомандирован к Наполеону как главный «эксперт» по России, которую он называл с своем сочинении «Империей Тьмы». При этом сам Сокольницкий охотно выдавал типичные русофобские мифы за реальные разведданные. Вот, например, что он писал, обосновывая возможность возбудить волнения на окраинах России: «что касается крымских татар, то на них можно было бы легко повлиять с помощью их соседей — татар, проживающих в Литве. При всей своей необразованности и забитости эти народности наделены определенной природной смекалкой, и даже некоторой возвышенностью чувств, что вовсе не свойственно русской нации». Само собой, что в плане Сокольницкого нашлось место Польше от моря до моря. Однако, реальное значение этого плана в том, что Наполеон, отнюдь не сочувствуя столь грандиозным польским планам, тем не менее принял уничижительные характеристики, данные Сокольницким России и ее народу, за чистую монету и, в результате, начал войну 1812 г.[3]
де Кюстин

Астольф де Кюстин (1790—1867)

Французский аристократ и ярый монархист, предположительно бисексуал; известность приобрел изданием своих записок о России. «Кюстина считают классиком мировой русофобии, ее чемпионом и рекордсменом». [4]

  • Автор многократно переизданной в Европе русофобской книги «Россия в 1839 году», где описал Россию как страну «варваров» и «рабов», «всеобщего страха» и «бюрократической тирании».
  • Автор мема о России как о «тюрьме народов», в которой царь Николай I — «надсмотрщик».
  • Обвинил Николая I в том, что тот якобы «погряз в распутстве и обесчестил огромное количество порядочных девушек и женщин», при том что и современники. и историки считают императора Николая человеком крайне строгих правил и однолюбом, всю жизнь любившим свою жену. [5]
  • Красочно описал лютые русские морозы, хотя путешествовал по России летом.
Чарльз Стратфорд-Каннинг, виконт Стратфорд де Редклифф

Чарльз Стратфорд-Каннинг, виконт Стратфорд де Редклифф (1786-1880)

Английский дипломат. Уже к 1832 году создал себе такую репутацию, что Николай I наотрез отказался пускать его в Санкт-Петербург, когда его назначили послом в России.

Позднее, в 1841-1858 гг. (с перерывами в 1847 и 1852-1853 гг.) был послом в Турции, где всеми методами способствовал началу и разрастанию Крымской войны.[6] По выходу в отставку в 1858 году также занимался написанием русофобских статей по Восточному вопросу.

Маркс и Энгельс

Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895)

Основоположники коммунизма. Много лет со всеми удобствами жили и работали в Британии — центре мирового капитализма — призывая оттуда к революциям в своей родной Германии и в иных странах. По причине большого числа русофобских пассажей в их работах, в Советском Союзе (где Маркс и Энгельс считались корифеями науки и высочайшими авторитетами) так никогда и не издали их полного собрания сочинений.[7]

Иногда русофобию Маркса и Энгельса объясняют ненавистью к Российской Империи как главному «душителю» европейских революций. Однако в сочинениях и переписке классиков имеется масса откровенно расистских высказываний и в адрес других «реакционных» славянских народов в духе возникшего впоследствии германского нацизма. В частности, они категорически отрицали право порабощённых Австро-Венгрией славянских народов на самостоятельное государственное существование.[8] [9].

  • Маркс считал Россию главным препятствием для осуществления своих замыслов о мировой революции: «Славянские варвары — природные контрреволюционеры, особенные враги демократии».[10]
  • Энгельс об угрозе панславизма цивилизованным нациям Европы: «это нелепое, антиисторическое движение, поставившее себе целью ни много, ни мало, как подчинить цивилизованный Запад варварскому Востоку, город — деревне, торговлю, промышленность, духовную культуру — примитивному земледелию славян-крепостных… За этой нелепой теорией стояла грозная действительность в лице Российской империи… в каждом шаге которой обнаруживается претензия рассматривать всю Европу как достояние славянского племени». [11]
  • Энгельс писал о том, что необходима «безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть с изменническим, предательским по отношению к революции славянством… истребительная война и безудержный террор». «Да, ближайшая всемирная война сотрет с лица земли не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы, — и это также будет прогрессом!».[12]

Франц-Иосиф I (1830—1916)

Франц-Иосиф I

Император Австрии, а позднее — Австро-Венгрии почти до самого конца существования последней. На 1848 год был очень близок к российскому Императору Николаю I, который считал Франца-Иосифа в буквальном смысле сыном и даже помог удержать в 1848 году Австрию от распада в ходе Венгерской революции. За это Франц-Иосиф «отплатил» во время Крымской войны, потребовав от России принять условия ультиматума западных союзников. Вскоре Австрия была сурово наказана за предательство чужими руками — у лишившейся ключевого союзника страны тут же отобрали значительную часть владений в Италии, а затем лишили лидерства в Германском союзе и превратили в неустойчивую Австро-Венгерскую конфедерацию, но Франц-Иосиф не успокоился на этом и принял активнейшее участие в лишении России каких-либо достижений по итогам Русско-Турецкой войны 1877—1878 гг. Всё время его правления на Подкарпатской Руси и, особенно, на Галичине, продолжались гонения на Православие и местных русских. При нём же с помощью специально созданных кафедры истории Львовского университета и НКО «Просвiта» сочинена история и идеология украинства. В 1908 году, подставив недостаточно осторожного министра иностранных дел России, спровоцировал Боснийский кризис. В 1914 году стал одним из поджигателей Первой Мировой войны, во время которой устроил геноцид русского населения Галичины и Подкарпатской Руси. Знаменит также тем, что императрица Александра Фёдоровна, вдова Николая I, на смертном одре на призыв священника простить всех заявила, что «Да, я прощаю всем, кроме императора Австрии!»[13].

Наше будущее — на востоке, и мы загоним мощь и влияние России в те пределы, за которые она вышла только по причине слабости и разброда в нашем лагере. Медленно, желательно незаметно для царя Николая, но верно мы доведём русскую политику до краха. Конечно, нехорошо выступать против старых друзей, но в политике нельзя иначе, а наш естественный противник на востоке — Россия![1]

Франци́шек Ге́нрик Духи́нский (1816—1893)

Франци́шек Духи́нский

Франциск Духиньский (польск. Franciszek Henryk Duchiński) — польский этнограф и историк, вице-президент парижского этнографического общества, член Société d’anthropologie de Paris и Société de géographie[2], обедневший польский шляхтич, эмигрировавший из Российской Империи во Францию. Создатель «туранской теории» происхождения великорусского народа, которая стала популярна в Европе в 1860-е годы.

Согласно Духинскому, авторитетному польскому и парижскому учёному, русские не имеют отношения ни к славянам, ни к арийцам, а являются угро-финско-монгольским племенем, которое по неясным причинам отказалось от своего языка и изучило церковно-славянский. При всей бредовости эта теория не только вызвала восторг среди польской общественности, но и была весьма популярна в научных кругах «цивилизованной части» Европы. В качестве одного из аргументов Духинский заявлял, что арийцам не свойственна автократическая форма правления[3]. Интерес представляет не сама теория, апеллирующая к нацистским и расовым предрассудкам, а её успех в цивилизованной Европе XIX века. Карл Маркс, будучи относительно образованным человеком, не принимал теорию всерьёз, но, тем не менее, заявил, что «хотел бы, чтобы Духинский оказался прав, и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян»[4]. Призывая Европу объединиться против Москвы, Духинский взывал к арийской общности, но Маркс презирал всех славян.

У русских историков педалирование расизма вызывало недоумение: «…Не раз думали унизить великорусов, провозвещая, что они — не славяне, а финны. Если б это была и правда, то разве есть в этом что-либо унизительное?…»[5], они полагали, что эта теория «была внушена не каким-либо подобием науки, а лишь безграничной племенной ненавистью… чтобы дать исход накопившейся вражде»[6]. [7]

К 70-летию Духинского теория утратила популярность и в Польше.

Вильгельм II (1859—1941)

Кайзер Вильгельм II

Вильгельм II — последний император Германии и последний король Пруссии, который 1 августа 1914 года объявил войну России. Пророк блицкрига[8], тотальной войны, шовинизма[9], нацизма и холокоста[10]. Человек воинственный, но с явно завышенной оценкой собственного величия[11] и способностей своего народа.

Отличался любовью к несвязным, но категоричным речам и преклонением перед военной силой — «окованным в броню кулаком». На открытии памятника принцу Фридриху-Карлу во Франкфурте-на-Одере, кайзер заявил, что «лучше положить на месте все 18 корпусов немецкой армии и 42 миллиона немецкого народа, чем отказаться от какой-либо части территориальных приобретений Германии».[12]

В остальном же Вильгельм II славился быстрой переменой убеждений, что вызывало насмешки даже в родной Германии. В начале Русско-Японской войны он не стеснялся говорить о желтой опасности и выражал симпатии к России. Успехи японцев кардинально изменили взгляды кайзера, и он стал высказываться против русского офицерства и сочувственно по отношению к Японии.[12]

Воинственно-русофобские настроения Вильгельма были отмечены ещё Бисмарком, который при всей суровости был гораздо более адекватным человеком. Уходя в отставку под давлением императора, умудрённый канцлер заметил: «Молодой человек хочет войны с Россией, и если бы мог, обнажил бы меч прямо сейчас. В этом я ему не помощник».[13]

В целом свое отношение к России и славянам сам кайзер выразил по обыкновению несвязно, но с военной прямотой:

[Мир] между немцами и славянами абсолютно невозможен… Россию умиротворит только страх перед нами. Славяне будут всегда ненавидеть нас и останутся нашими врагами![14]

Кайзер, подверженный эмоциональным порывам, делился с окружением:

Я ненавижу славян. Я знаю, что это грешно, но я не могу не ненавидеть их.[15]

Неадекватное поведение кайзера и его соратников привело к гибели десятков миллионов людей, Германию к позорному поражению, а его самого к отречению от престолов. Но вину за это он возложил не на себя, не на немцев и даже не на русских.

…самый чудовищный позор в истории, который немцы навлекли на себя … порождён кознями племени евреев … Пусть немцы никогда не забывают об этом и не успокоятся, пока не уничтожат и не искоренят этих паразитов на германской земле! … от этой заразы человечество должно избавиться, так или иначе. Полагаю, лучшим средством будет газ![10]

Таким образом, бывший император не только заложил фундамент немецкой политики на десятилетия вперёд, но и указал её самое действенное средство.

См. также

Примечания

  1. Шимов Я. Россия как необходимость // Октябрь. — 2002. — № 3
  2. Duchinski Francizek
  3. Каким образом вице-президент парижского этнографического общества мог забыть о французском абсолютизме, остаётся неясным.
  4. Маркс — Энгельсу, 24 июня 1865, 7 августа 1866; Маркс — Людвигу Кугельману, 17 февраля 1870 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1963. — Т. 31, 32. — С. 31/106, 107, 209, 127, 32/541.
  5. Н. И. Костомаров
  6. А. Н. Пыпин
  7. Лескинен, М. В. Туранская теория Фр. Г. Духиньского и ее критика в контексте складывания концепции «великорусскости» в российской науке. — rwp:Славянский альманах. — Индрик, 2016.
  8. «Вы вернётесь домой ещё до конца листопада». — Напутствие немецким солдатам после начала Первой мировой войны. Wilhelm_II_Hohenzollern
  9. «Будьте безжалостны. Пленных не брать… Пусть ещё 1000 лет ни один китаец не посмеет косо взглянуть на немца». — Напутствие солдатам, направленным на подавление восстания боксёров в Китае. Wilhelm_II.
  10. 10,0 10,1 John Röhl, The Kaiser and His Court: Wilhelm II and the Government of Germany, ewp:Cambridge University Press, 1994, p. 210
  11. «Я считаю себя орудием Всемогущего и иду своим путём, не взирая на преходящие мнения и оценки». Wilhelm_II_of_Germany
  12. 12,0 12,1 Вильгельм_II,_император_германский
  13. John C. G. Röhl. Kaiser Wilhelm II: A Concise Life [1] 2014,ewp:Cambridge University Press, p. 44
  14. Вильгельм II, англоязычный викицитатник.
  15. Уткин А. И. «Первая Мировая война».