Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 63: Строка 63:
[[Файл:Карта походов 1701, 1702 и 1710 г..jpg|thumb|left|150px|Карта походов Петра 1701 и 1702 гг. Осударева дорога - прямой участок на севере.]]
[[Файл:Карта походов 1701, 1702 и 1710 г..jpg|thumb|left|150px|Карта походов Петра 1701 и 1702 гг. Осударева дорога - прямой участок на севере.]]


===Осударева дорога===
=== Осударева дорога ===
Дорога длиною 174 версты (260 км) от пристани Нюхча на Белом море до Повенца на Онежском озере была проложена в целом менее чем за месяц с 20-х чисел июня по 14 июля 1702 г., что ряд исследователей считает мировым рекордом скорости дорожного строительства (учитывая значительную длину дороги и колоссальные трудозатраты).
Дорога длиною 174 версты (260 км) от пристани Нюхча на Белом море до Повенца на Онежском озере была проложена в целом менее чем за месяц с 20-х чисел июня по 14 июля 1702 г., что ряд исследователей считает мировым рекордом скорости дорожного строительства (учитывая значительную длину дороги и колоссальные трудозатраты).


Возникновение дороги связано с военными кампаниями начала Северной войны. В 1701 г. шведская военная эскадра совершила обход Скандинавского полуострова, вышла в Белое море и атаковала Архангельск, но была отбита благодаря подвигу захваченных в плен лоцмана Ивана Рябова и толмача Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли на мель прямо под пушки [[#Новодвинская крепость (первая очередь)|недостроенной ещё Новодвинской крепости]]. Под предлогом защиты севера России от нового нападения, в 1702 г. Пётр I прибыл в Архангельск с лучшими частями армии - гвардейскими полками Преображенским и Семёновским. Однако далее царь провёл блестящую тайную операцию по скорейшей переброске войск на юг - через Карелию, Онежское озеро, реку Свирь и Ладожское озеро под стены крепости Орешек (Нотебург), которая была взята в октябре 1702 г. Шведы не ожидали нападения и основные их силы были вдалеке от крепости. Нотебург был переименован в Шлиссельбург - "город-ключ" - так как он был ключом к Балтике, а его завоевание позволило закрепиться на землях у Финского залива и [[#Город Санкт-Петербург|основать Санкт-Петербург]].
Возникновение дороги связано с военными кампаниями начала Северной войны. В 1701 г. шведская военная эскадра совершила обход Скандинавского полуострова, вышла в Белое море и атаковала Архангельск, но была отбита благодаря подвигу захваченных в плен лоцмана Ивана Рябова и толмача Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли на мель прямо под пушки [[#Новодвинская крепость (первая очередь)|недостроенной ещё Новодвинской крепости]]. Под предлогом защиты севера России от нового нападения, в 1702 г. Пётр I прибыл в Архангельск с лучшими частями армии — гвардейскими полками Преображенским и Семёновским. Однако далее царь провёл блестящую тайную операцию по скорейшей переброске войск на юг — через Карелию, Онежское озеро, реку Свирь и Ладожское озеро под стены крепости Орешек (Нотебург), которая была взята в октябре 1702 г. Шведы не ожидали нападения и основные их силы были вдалеке от крепости. Нотебург был переименован в Шлиссельбург — «город-ключ» — так как он был ключом к Балтике, а его завоевание позволило закрепиться на землях у Финского залива и [[#Город Санкт-Петербург|основать Санкт-Петербург]].


[[Файл:Осударева дорога. Картина Василия Сурикова.jpg|thumb|right|150px|«Осударева дорога». Картина В. Сурикова, 1872]]
[[Файл:Осударева дорога. Картина Василия Сурикова.jpg|thumb|right|150px|«Осударева дорога». Картина В. Сурикова, 1872]]
Ключевым этапом обеспечения небывалого марш-броска было строительство дороги через малопроходимые карельские леса. Дорога была спроектирована сержантом Преображенского полка Михаилом Щепотевым в виде практически идеальной "першпективы". Щепотев же и руководил строительством, на которое, помимо солдат, были вначале собраны 5000 крестьян из Нюхчи, Сумского Посада, Кемского гродка, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца, а затем и крестьяне Соловецкого монастыря, общинники Выговской пустыни и "работный люд" волостей Выгозерского погоста. Всего в строительстве участвовали, по всей видимости, не менее 10-15 тыс. человек. Работали круглосуточно, в несколько смен, и в общей сложности было произведено примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ. Работы выполнялись вручную, с использованием лишь подвод, кирок, ломов, лопат и воротов. С учетом этих колоссальных трудозатрат, а также подготовительных работ и того, что отдельные работы происходили и позднее (в частности, при перемещении царской армейской группировки), данный проект можно отнести к крупным по принятой в данной серии статей методике.  
Ключевым этапом обеспечения небывалого марш-броска было строительство дороги через малопроходимые карельские леса. Дорога была спроектирована сержантом Преображенского полка Михаилом Щепотевым в виде практически идеальной «першпективы». Щепотев же и руководил строительством, на которое, помимо солдат, были вначале собраны 5000 крестьян из Нюхчи, Сумского Посада, Кемского гродка, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца, а затем и крестьяне Соловецкого монастыря, общинники Выговской пустыни и «работный люд» волостей Выгозерского погоста. Всего в строительстве участвовали, по всей видимости, не менее 10-15 тыс. человек. Работали круглосуточно, в несколько смен, и в общей сложности было произведено примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ. Работы выполнялись вручную, с использованием лишь подвод, кирок, ломов, лопат и воротов. С учетом этих колоссальных трудозатрат, а также подготовительных работ и того, что отдельные работы происходили и позднее (в частности, при перемещении царской армейской группировки), данный проект можно отнести к крупным по принятой в данной серии статей методике.


Строительство дороги и успешный поход Петра к крепости Орешек весьма поразили современников и потомков. Существовала также легенда о том, что Пётр I якобы умудрился осуществить по Осударевой дороге волок двух фрегатов из Архангельска, что не соответствует истине. Но и без этого поход был богат на свершения. Во время движения царской армии через реки дважды были сооружены крупные понтонные мосты, а в ходе похода Пётр I успел основать несколько новых горных заводов в Олонецком округе. После всех этих событий дорога продолжала эксплуатироваться в XVIII веке, а в XIX была заброшена. Она считается также первой государственной дорогой на территории республики Карелия.[http://home.onego.ru/~dankov/karelia/docs/about.html][http://statehistory.ru/1452/Mirovoy-rekord-dorozhnogo-stroitelstva---264-km--za-20-dney--Osudareva-doroga--1702-g-/][http://ru.wikipedia.org/wiki/Осударева_дорога]
Строительство дороги и успешный поход Петра к крепости Орешек весьма поразили современников и потомков. Существовала также легенда о том, что Пётр I якобы умудрился осуществить по Осударевой дороге волок двух фрегатов из Архангельска, что не соответствует истине. Но и без этого поход был богат на свершения. Во время движения царской армии через реки дважды были сооружены крупные понтонные мосты, а в ходе похода Пётр I успел основать несколько новых горных заводов в Олонецком округе. После всех этих событий дорога продолжала эксплуатироваться в XVIII веке, а в XIX была заброшена. Она считается также первой государственной дорогой на территории республики Карелия.[http://home.onego.ru/~dankov/karelia/docs/about.html][http://statehistory.ru/1452/Mirovoy-rekord-dorozhnogo-stroitelstva---264-km--za-20-dney--Osudareva-doroga--1702-g-/][http://ru.wikipedia.org/wiki/Осударева_дорога]

Версия от 21:10, 20 июня 2014

Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19(30) августа 1700 года по 12 (23) июля 1711 года.

Границы периода обусловлены началом Северной войны и Прутским договором.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1796-1801, 1801-1815, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018. Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Корабли этого времени имели определенные особенности, которые отражаются в специфике описании проектов - во-первых, передача флоту проводилась в момент спуска коарбля со стапеля, а не по завершеню испытаний, как это практикуется сейчас в связи с чем именно это событие принимается как факт вступления в строй. Также специфической является система наименований кораблей Азовского флота, где один и тот же корабль мог иметь одновременно несколько наименований в официальных документах, что делалось большей частью в рамках информационной войны с целью завысить количество кораблей флота в глазах иностранных шпионов и правителей.

80-пушечный линейный корабль Азовского флота «Старый Орёл»

Также имел название «Оут адлер». Строился лично Петром I (Петром Михайловым) и Федосеем Скляевым. Заложен в 1700 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.

70-пушечные линейные корабли Азовского флота типа «Старый Дуб»

Первые два из трех кораблей этого типа строились практически идентичными по чертежам Петра I корабельным мастером Ричардом Козенцем.

  • «Старый Дуб» — заложен 29 сентября 1701 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1705 г.
  • «Спящий Лев» — заложен 12 сентября 1701 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.

70-пушечный линейный корабль Азовского флота «Самсон»

Несколько уступавший размерами кораблям типа «Старый Дуб» линкор был заложен в 1697 г. на Воронежской верфи и спущен на воду в 1704 г.

66-пушечный линейный корабль Азовского флота «Святой Георгий»

Также имел название «Сант-Иорий». Заложен в октябре 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1701 г.

64-пушечный линейный корабль Азовского флота «Аист»

Также имел название «Онфар». Заложен в 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в апреле 1706 г.

62-пушечные линейные корабли Азовского флота

  • «Дельфин» - заложен в ноябре 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1703 г., реально нес 64 орудия, в 1710 г. переделан в 48-пушечный корабль.
  • «Винкельчак» - заложен в 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 28 мая 1703 г., в 1710 г. переделан в 48-пушечный корабль.
  • «Воронеж» - заложен в ноябре 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1703 г..

60-пушечные линейные корабли Азовского флота

Серия строилась под руководством корабельного мастера Осипа Ная.

  • «Шпага» («Деген») - заложен в 1700 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.
  • «Сулица» («Ланц») - заложен в 1700 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.
  • «Цвет войны» («Орлах Блюм») - заложен в январе 1704 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.

Еще один корабль серии — «Скорпион» в строй не вводился.

50-пушечный линейный корабль Азовского флота «Ластка»

Также назывался «Шваль». Строился лично Петром I (Петром Михайловым) и Федосеем Скляевым. Заложен 8 марта 1703 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в апреле 1709 г.

50-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Первая серия линейных кораблей Балтийского флота, строившаяся на верфях, расположенных на притоках Ладожского озера. Всего в серии лёгких линкоров были построены четыре корабля:

  • «Рига» — заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен на воду в 1710 г.
  • «Выборг» — фактически нес 45 орудий, заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен на воду в 1710 г.
  • «Пернов» — фактически нес 45 орудий, заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен на воду в 1710 г.
  • Без названия — заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен на воду в июле 1711 г., в 1712 г. разбился и затонул на Ладоге.

Крупнейшие морские порты

Порт Троицк (Таганрог)

См. Морская крепость Троицк (Таганрог).

Петербургский порт

См. Город Санкт-Петербург.

Архангельский военный порт

В 1702 г. во время очередного приезда Петра I в Архангельск начались работы по созданию в городе полноценного военного порта. Строительством руководил вице-адмирал Корнелий Крюйс. На Северной Двине впервые было установлено навигационное оборудование - буи по сторонам фарватера и маяк на острове Мудьюг у входа в реку, где жили архангельские лоцманы. В порту были построены удобные пристани. Ещё с 1701 г. велось строительство Новодвинской крепости, которая уже в первый год своего существования в недостроенном виде сумела отбить атаку шведов (В целом крепость достроена к 1714 г.). Также в 1700-х гг. началось наращивание мощностей основанной в 1693 г. государственной Архангельской Соломбальской верфи (Архангельского Адмиралтейства), где с 1700 г. строились суда для защиты Архангельска, а с 1708 г. - для недавно основанного Балтийского флота. В итоге, к 1720-м гг. Архангельск стал одним из крупнейших центров военного судостроения в России (после смерти Петра I военная верфь временно прекратила свою деятельность, но была восстановлена при императрице Анне Иоанновне). [1][2]

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Карта походов Петра 1701 и 1702 гг. Осударева дорога - прямой участок на севере.

Осударева дорога

Дорога длиною 174 версты (260 км) от пристани Нюхча на Белом море до Повенца на Онежском озере была проложена в целом менее чем за месяц с 20-х чисел июня по 14 июля 1702 г., что ряд исследователей считает мировым рекордом скорости дорожного строительства (учитывая значительную длину дороги и колоссальные трудозатраты).

Возникновение дороги связано с военными кампаниями начала Северной войны. В 1701 г. шведская военная эскадра совершила обход Скандинавского полуострова, вышла в Белое море и атаковала Архангельск, но была отбита благодаря подвигу захваченных в плен лоцмана Ивана Рябова и толмача Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли на мель прямо под пушки недостроенной ещё Новодвинской крепости. Под предлогом защиты севера России от нового нападения, в 1702 г. Пётр I прибыл в Архангельск с лучшими частями армии — гвардейскими полками Преображенским и Семёновским. Однако далее царь провёл блестящую тайную операцию по скорейшей переброске войск на юг — через Карелию, Онежское озеро, реку Свирь и Ладожское озеро под стены крепости Орешек (Нотебург), которая была взята в октябре 1702 г. Шведы не ожидали нападения и основные их силы были вдалеке от крепости. Нотебург был переименован в Шлиссельбург — «город-ключ» — так как он был ключом к Балтике, а его завоевание позволило закрепиться на землях у Финского залива и основать Санкт-Петербург.

«Осударева дорога». Картина В. Сурикова, 1872

Ключевым этапом обеспечения небывалого марш-броска было строительство дороги через малопроходимые карельские леса. Дорога была спроектирована сержантом Преображенского полка Михаилом Щепотевым в виде практически идеальной «першпективы». Щепотев же и руководил строительством, на которое, помимо солдат, были вначале собраны 5000 крестьян из Нюхчи, Сумского Посада, Кемского гродка, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца, а затем и крестьяне Соловецкого монастыря, общинники Выговской пустыни и «работный люд» волостей Выгозерского погоста. Всего в строительстве участвовали, по всей видимости, не менее 10-15 тыс. человек. Работали круглосуточно, в несколько смен, и в общей сложности было произведено примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ. Работы выполнялись вручную, с использованием лишь подвод, кирок, ломов, лопат и воротов. С учетом этих колоссальных трудозатрат, а также подготовительных работ и того, что отдельные работы происходили и позднее (в частности, при перемещении царской армейской группировки), данный проект можно отнести к крупным по принятой в данной серии статей методике.

Строительство дороги и успешный поход Петра к крепости Орешек весьма поразили современников и потомков. Существовала также легенда о том, что Пётр I якобы умудрился осуществить по Осударевой дороге волок двух фрегатов из Архангельска, что не соответствует истине. Но и без этого поход был богат на свершения. Во время движения царской армии через реки дважды были сооружены крупные понтонные мосты, а в ходе похода Пётр I успел основать несколько новых горных заводов в Олонецком округе. После всех этих событий дорога продолжала эксплуатироваться в XVIII веке, а в XIX была заброшена. Она считается также первой государственной дорогой на территории республики Карелия.[3][4][5]

Металлургическая промышленность

Первые крупные заводы на Урале

До начала XVIII века на Урале фактически не было крупной промышленности - медь и железо выплавлялись в основном отдельными крестьянскими хозяйствами и небольшими частными заводами. Однако с началом Северной войны резко возросла потребность государства в качественном металле для изготовления пушек и ружей. Чтобы наладить снабжение армии, Пётр повелел организовать ряд казённых заводов на богатом рудою Урале, положив, таким образом, начало крупной уральской промышленности.

Заводы строились вблизи месторождений и, одновременно, в тех местах, где можно было создать плотины и поставить на них водяные колеса, приводившие в движение заводские машины. Само по себе строительство плотин и водяных машин было достаточно трудозатратно, а для обслуживания заводов и поставки на них топлива (дров и обожжённого угля) нужно было большое количество работников. Поэтому приходилось приписывать к заводам окрестные крестьянские слободы и строить новые, переселяя крестьян из центральной России, а также привлекая вольнонаёмных рабочих и иностранных специалистов. Уже к 1710-м гг. на крупнейших заводах работали тысячи человек, и вокруг них строились крупные поселения - будущие уральские города.

Уктусский завод. Рисунок 1720-х гг.

В число первых петровских казённых уральских заводов входили:

  • Каменский завод (основан и начал работу в 1701 г.) - первый крупный чугунолитейный завод на Урале, впоследствии город Каменск-Уральский;[6]
  • Невьянский завод (основан по указу 1699 г., в 1702 начал работу) - впоследствии город Невьянск, вотчина Демидовых и крупнейший чугунолитейный завод России с 1710-х до середины 1720-х гг.; [7]
  • Алапаевский завод (основан в 1702 г., пущен в 1704 г.) - впоследствии город Алапаевск; [8]
  • Уктусский завод (основан в 1702 г., пущен в 1704 г.) - первый завод в городской черте современного Екатеринбурга, создан по инициативе А.А. Виниуса (сына А.Д. Виниуса - основателя самых первых русских чугунолитейных заводов под Тулой при царе Михаиле Фёдоровиче).[9]

Невьянский и Алапаевский заводы были основаны в районе старых Верхотурских заводов - первых казённых заводов на Урале, основанных ещё при Алексее Михайловиче. В 1702 г. Невьянский завод был передан во владение Никите Демидову, показавшему себя надежным поставщиком оружия для царской армии, и он сумел сделать завод крупнейшим и самым эффективным чугунолитейным заводом страны. В результате, в середине 1710-х гг. Демидов получил основные заказы на железо для государственных нужд и стал практически монополистом. Тогда же был основан ряд крупных Демидовских заводов на Урале (в дополнение к крупнейшему тогда Невьянскому заводу), с чем связан уже следующий этап развития уральской промышленности.

Липецкие железные заводы

Государственные Липецкие (Липские) железоделательные заводы были построены в 1700-х гг. для обеспечения активно строящегося тогда Азовского флота пушками, якорями и прочими железными изделиями. Заводская слобода Липские Заводы впоследствии превратилась в город Липецк, и поныне являющийся крупным металлургическим центром России.

Памятник на месте Нижне-Липецкого завода, г. Липецк, 2008 г.

Липецким заводам предшествовал (и впоследствии был к ним административно отнесен) Боринский завод в селе Боринское Романовского уезда, основанный Кузьмой Бориным в 1692-1693 гг. С самого основания Азовского флота в 1696 года Борин стал поставлять продукцию на Воронежские верфи, где велось строительство кораблей. Резкий рост кораблестроения в 1700-е гг. потребовал создания новых производств, которые и были созданы начиная с 1700 г. у села Липское в том же Романовском районе. В число этих заводов входили:

  • Верхне-Липецкий завод (с 4-мя домнами и плотиною длиной 116 м, строился в 1700-1703 гг.);
  • Кузьминский молотовый якорный завод (имел плотину длиной 384 м, построен к 1705 г.) - переделывал чугун с Верхне-Липецкого завода в сортовую сталь;
  • Нижне-Липецкий завод (достроен в целом к 1712 г.) - здесь располагались молотовые, сверлильные и оружейные мастерские, именно здесь сложилась основная заводская слобода.

В первой четверти XVIII в. общая мощность Липецкого завода составляла 76 тыс. пудов чугуна в год (500 пушек).[10][11]

Новые Олонецкие заводы

С началом Северной войны возникла необходимость в наличии крупного производства меди, железа и изделий из них (в первую очередь пушек) вблизи шведской границы - основного театра боевых действий. В ходе своего похода по Осударевой дороге в 1702 г. Пётр осмотрел Заонежские погосты Карелии (Олонецкой земли) и основал там три медеплавильных завода: Алексеевский (на реке Нижний Выг близ озера Телекино), Повенецкий (на реке Повенчанке) и Вичковский (на реке Вичке, при губе Онежского озера у современного Медвежьегорска). Заводы заработали уже в 1703 г. В тот же период, в 1702-1703 гг. были проведены изыскательные экспедиции для создания в Заонежье крупного железоделательного и оружейного производства, по результатам которых было выбрано место для основанного 29 августа 1703 г. Петровского чугунолитейного и оружейного завода (Петрозаводска), ставшего крупнейшим производством страны. Старые Олонецкие заводы в том же 1703 г. были выкуплены в казну и в большинстве своём закрыты, а рабочие переведены на новые крупные производства.[12]

Аргунский среброплавильный завод в 1701 г. Чертёж С. Ремезова

Аргунский (Нерчинский) среброплавильный завод

Первое крупное долговременное производство серебра в России заработало в 1704 г., когда в Сибири на Аргунском заводе близ Нерчинска началась регулярная плавка серебра из местного сырья (попытки наладить в стране собственное производство драгоценных металлов предпринимались еще со времён Ивана III - см. Цилемские рудники).

Еще в 1677 г. начальник Нерчинского острога П. Шульгин сообщил в Москву о наличии серебряных руд в районе реки Аргунь. После ряда пробных плавок в 1689 г. последовала царский указ о строительстве Аргунского сереброплавильного завода, названного позднее Нерчинским. Нерегулярные плавки на заводе делались уже в 1690-1693 гг., но полноценное производство было создано лишь к 1704 г. Учитывая длительное время создания завода, его крайне отдаленное местоположение, необходимость создания крупного заводского поселения и затрат на оплату горных мастеров заграничного происхождения, общие расходы на создание производства должны быть весьма велики и его можно отнести к крупным проектам.

Аргунский завод был личной собственностью царской семьи и долгое время единственным российским производителем серебра - важнейшего денежного металла. Серебро с завода шло на московские монетные дворы, а затем и на Санкт-Петербургский монетный двор. Завод стал первым предприятием Нерчинского горного округа, в районе которого уже при Екатерине II были построен ряд новых Нерчинских заводов.[13][14][15]

Лёгкая промышленность

Московские суконные и парусные мануфактуры

В петровское время было создано значительное число текстильных предприятий для обеспечения флота и армии полотном, из которого шили паруса и мундиры. Наиболее активный период создания и роста текстильных мануфактур, по всей видимости, приходился на 1700-е гг., когда одновременно строились Азовский и Балтийский флот. Крупнейший кластер текстильной промышленности - 15 полотняных заводов - был создан под Москвой, где были наилучшие условия как по наличию рабочей силы и сырья, так и по транспортным возможностям для поставки продукции на юг и север страны. Самой большой была казённая Московская парусная мануфактура непосредственно в Москве (созданная на основе старинных московских суконных дворов), где в одно время работали 1162 человека - это было крупнейшее предприятие лёгкой промышленности в стране. Текстильные предприятия создавались также в Ярославле, Казани и других крупных городах.

В 1700-х гг. продукция текстильной промышленности шла в основном на нужды армии и флота (на оснащение одного корабля в то время затрачивалось около 1800 м парусного полотна), но уже в 1710-е гг., когда после крупных побед над шведами военная ситуация стала менее напряжённой, многие предприятия переориентируются на рынок гражданской продукции.

Хотя большинство мануфактур были частными, Пётр I лично принимал участие в основании многих предприятий. Государство целенаправленно развивало мануфактурную промышленность в стране - некоторые отдельные предприятия получали кредиты на создание и развитие производства размером до 15-30 тыс. рублей, что соответствует стоимости крупного проекта в те времена.[16][17]

Машиностроение

Строительство Петровского завода, картина 1981 г.
Дворец Петра I в Петрозаводской слободе

Петровский чугунолитейный и оружейный завод (Петрозаводск)

Шуйский завод, вскоре переименованный в Петровский, был заложен 29 августа 1703 года - эта дата считается основанием города Петрозаводска (нынешней столицы Карелии). Шла Северная война со Швецией, и Пётр I повелел основать крупный оружейный завод для литья пушек вблизи шведской границы, так как заводы в Туле и на Урале находились далеко от театра военных действий, а карельские Олонецкие заводы (выкупленные в казну в том же 1703 г.) были недостаточно производительны.

Завод, сразу ставший крупнейшим производством России в 1700-е гг., был пущен в рекордные сроки (на строительстве работало более 1200 человек). В декабре 1703 г. заработала первая домна, а в январе 1704 начали изготавливаться первые пушки. Масштабное строительство продолжалось вплоть до 1706 г. - были построены 4 домны, пушечная вертельня (для обточки и сверления пушечных стволов), молотовая кузница, оружейная фабрика, мастерская для изготовления мехов, якорная фабрика и плотина высотой 2,5 сажени (создававшая повышенный напор для вращения водяных машин). Завод, таким образом стал производством широкого профиля и полного цикла (медь и железо получали с окрестных месторождений).

Вокруг завода выросла Петрозаводская слобода - будущий Петрозаводск. На завод неоднократно приезжал Пётр I, и для него была построена резиденция - двухэтажный деревянный дворец с прудом и походной церковью. Затем кругом был разбит сад, а рядом возведена церковь Петра и Павла с высоким шпилем.

Завод был крупнейшим чугунолитейным производством страны вплоть до начала-середины 1710-х гг., когда на Урале заработал в полную силу Невьянский завод. В 1716 году начальник Олонецких заводов Вилим де Геннин открыл при Петровском заводе первую в России горнозаводскую школу для подготовки специалистов-металлургов, а рядом с заводом им был создан первый российский курорт «Марциальные воды» (1718 г.). В 1710-е гг. де Геннин также провёл модернизацию и расширение производства на Петровском и окрестных заводах. С окончанием Северной войны в 1720-х гг. надобность в продукции завода резко снизилась, и к 1734 г. он прекратил функционировать. В 1753 г. на территорию Петровского завода было переведено медное производство Кончезерского завода, и здесь стали выплавлять медь из которой чеканилась вся медная монета России. В 1773 г. было возобновлено литьё пушек и создано новое крупное производство - Александровский завод. [18]

Липецкие чугунолитейные и оружейные заводы

См. Липецкие железные заводы.

Петербургское Адмиралтейство, 1716 г.
Строительство кораблей в Петербургском Адмиралтействе, литография XIX в.

Главное Адмиралтейство

Главное адмиралтейство было заложено вскоре после основания Санкт-Петербурга 16 (5) ноября 1704 года как Санкт-Петербургская верфь. Верфь была построена на левом берегу Невы (впоследствии известном как Адмиралтейская сторона) по проекту и чертежам самого Петра I. Первоначальное строительство было закончено в рекордно короткий срок к началу 1705 года, когда на верфи были заложены первые корабли.

В условиях продолжающейся Северной войны Адмиралтейская верфь, расположенная на противоположном от строящейся Санкт-Петербургской крепости берегу реки, нуждалась в дополнительной защите, поэтому к 1706 году вокруг верфи была выстроена крепость, включавшая в себя земляной вал с пятью бастионами, заполненные водой рвы по всему периметру, насыпь гласиса и эспланаду (обширное пространство для обзора местности и предупреждения внезапного нападения противника). Внутри крепости в виде растянутой буквы "П", с открытым на реку двором, было расположено первое одноэтажное мазанковое здание. По внутреннему периметру двора шёл канал, используемый в транспортных целях. По внешнему периметру также был канал, имеющий как транспортное, так и защитное значение.

План Адмиралтейской крепости, XVIII в. Не показан пятый южный бастион перед главными воротами
Кораблик Адмиралтейства - символ Санкт-Петербурга

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся спуск первого корабля на воду (это был прам с 18 пушками). К 1715 г. в Адмиралтействе (на самой верфи и в иных службах Адмиралтейского приказа) работало около 10 тысяч человек, непосредственно на строительстве кораблей - не менее 3,5 тысяч человек. Адмиралтейство было не только крупнейшей верфью страны, но и, по всей видимости, крупнейшим промышленным предприятием петровской эпохи.

Уже в первой постройке была башня с металлическим шпилем. К 1711 году, когда Петербург стал столицей страны, была произведена первая перестройка здания, ставшего с этих пор Главным Адмиралтейством России. На башне над воротами Адмиралтейства голландским мастером Х. ван Болосом был установлен шпиль с корабликом, ставший символом Санкт-Петербурга. Считается, что силуэт кораблика основан на сохранившихся изображениях первого русского парусный корабля западноевропейского типа - фрегата «Орёл», построенного ещё в 1667-1679 гг. при отце Петра I царе Алексее Михайловиче.

В 1710-х гг. производство в Главном Адмиралтействе было существенно расширено. В 1732-1738-х гг. Адмиралтейство - самое большое и длинное здание Петербурга (за исключением стен Петропавловской крепости) - было перестроено в камень. Нынешний облик здания сформировался в результате ещё одной реконструкции Адмиралтейства при Александре I в 1806-1823 гг., выполненной в грандиозных формах неоклассического стиля.[19]

Модернизация и расширение производства Архангельского Адмиралтейства

См. Архангельский военный порт.

Прам с 48 пушками, построенный на верфи города Таврова

Тавровская верфь (расширение производства Воронежского Адмиралтейства)

В 1700-е гг. в связи с резким наращиванием мощи Азовского флота ряд мощностей основанного в 1696 г. Воронежского адмиралтейства был переведен на новую Тавровскую верфь, основанную недалеко от устья реки Воронеж у бывшего села Таврово (с 1700 г. - город Тавров, ныне - район Таврово города Воронежа). Создание нового места производства кораблей было связано с тем, что в самом Воронеже часто мелел фарватер. Тавровская верфь была основана 1 июня 1705 г. знаменитым впоследствии флотоводцем Ф.М. Апраксиным.

Вокруг верфи была построена дерево-земляная Тавровская крепость с тремя бастионами (крепость и верфь напоминали в плане Главное Адмиралтейство в Петербурге). Были построены каменные и деревянные здания верфи и слободы для солдат и кораблестроителей. Из Воронежа сюда было переведено адмиралтейское училище. Позднее Пётр I также учредил в новом городе казённую суконную фабрику, которая заработала в 1721 г.

Всего на Тавровской верфи в 1707-1725 гг. было построено 101 судно, включая 17 линейных кораблей. Именно здесь в 1723 г. впервые было возобновлено военное кораблестроение на юге России, свернутое после поражения в Прутском походе 1711 г. и потери крепости Азов. Производство, прекращённое после смерти Петра I, было восстановлено при Анне Иоанновне в 1733 г. В 1736 г. во время новой русско-турецкой войны корабли Донской флотилии помогли вновь вернуть Азов России. [20][21][22]

Фортификационные сооружения

План Троицкой гавани и форта Черепаха 1704 г.
Городской план Троицка (Таганрога), XVIII в.

Морская крепость Троицк (Таганрог)

Пётр I основал Троицк (ныне Таганрог) 1698 году в качестве первой военно-морской базы России и места дислокации Азовского флота. При этом он также стал первым в мире портом с искусственной гаванью из сборных конструкций,[23] первым российским портом на открытом побережье моря, а также первым в России городом, построенным по регулярному плану. Hаботы по возведению укреплений начались еще в 1696 г. и первая очередь гавани была готова к использованию уже с 1699 г. В районе города к 1709 г. было построено несколько крупных оборонительных и гидротехнических сооружений:

  • Укреплённая гавань Троица.
  • Форт Черепаха на первом в России искусственном острове (первый русский морской форт).[24]
  • Троицкая крепость.[25]
  • Передовая линия обороны Троицка - Петровский ретрашемент,[26] включавший Черепахинский редут, оборонительный вал и Павловскую крепость.[27]

Фактически к 1709 г. был сформирован хорошо укреплённый город-порт. Но после неудачного Прутского похода крепость была разрушена по условиям договора с турками в 1711-1712 гг. Однако накопленный россиянами опыт постройки морских фортов, искусственных гаваней, регулярных городов и крепостей не пропал даром и был использован при строительстве Петербурга, Кронштадта и Новодвинской крепости. В ходе следующей русско-турецкой войны в 1736 году территория Таганрога вновь перешла к России, а после еще одной победоносной войны с турками 1768-1774 гг. Таганрогская крепость была вновь возведена на старых фундаментах.[28]

Кроншлот - первый русский морской форт на Балтике. Чертёж XVIII века.
Кроншлотская башня и свайные заграждения в Финском заливе

Первые форты Кронштадта

В 1703 г., после того как шведы в ходе боев Северной войны покинули Невскую губу, Пётр I вышел в Финский залив и произвел промеры глубин, которые показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около острова Котлин. В этом месте Пётр велел основать морскую крепость, макет которой он впоследствии собственноручно изготовил и прислал из Воронежа в конце 1703 года.

Строительство началось в январе 1704 года — как только окреп лёд, по нему начался подвоз строевого леса и булыжного камня, заранее заготовленных на берегу осенью 1703 года. Строился форт путём опускания на дно наполненных камнями специальных бревенчатых срубов (они назывались «ряжи»). Таким образом на отмели был создан выступающий над водой фундамент, на котором затем была возведена насыпь и сооружен форт. Все работы выполнялись солдатами армейских полков.

Форт Шанц — первая русская береговая батарея на Балтике. 2010 г.

Первый русский морской форт на Балтике получил название Кроншлосс («Коронный ключ»), а затем был переименован в Кроншлот («Коронный замок»). В присутствии Петра I он был торжественно освящен новгородским митрополитом 7(18) мая 1704 — эта дата считается днём основания Кронштадта, хотя сам город Кронштадт и кронштадтская крепость были официально основаны в 1723 г.

Строительство на самом острове Котлин началось лишь через несколько лет — в 1706 г. на западной оконечности острова был построен форт «Шанц» (иначе называемый Александровская батарея или «Александр-шанец»). По всей видимости, это была первая постоянная русская морская береговая батарея на Балтике.

Строительство укреплений у острова Котлин в кратчайшем времени оправдалось — в 1704 и 1705 гг. форт Кроншлот подвергся атакам шведов, но небольшие размеры и удачное расположение форта привели к тому, что несмотря на двухдневную бомбардировку эскадрой из 14 шведских кораблей, ни единая бомба в форт не попала. В 1705 г. к Котлину подошла еще более мощная шведская эскадра из 22 кораблей, но также не имела успеха (в это время на острове был устроен ряд временных береговых батарей). Кроншлот стал началом большой Кронштадтской крепости, и со времени его основания вот уже более трёх веков ни единый вражеский корабль не смог пройти к Петербургу мимо Кронштадта.[29][30]

План Санкт-Петербургской крепости и Кронверка

Санкт-Петербургская (Петропавловская) крепость (дерево-земляная)

Санкт-Петербургская крепость (вскоре названная Петропавловской) была заложена 16 (27) мая 1703 года по плану Петра I и в его присутствии. Эта дата считается днём основания Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургская крепость в 1704 г.

Первые укрепления Санкт-Петербургской крепости были выполнены дерево-земляными - основой валов служили деревянные конструкции с забутовкой камнем. Подобного рода система гарантировала прочность валов - во время Великой Отечественной войны гораздо меньшей толщины стены огневых точек, возводимых по аналогичной технологии при обороне Ханко выдерживали прямые попадания 152 мм снарядов.

Строительство первой очереди крепости в виде шести бастионов основной линии укреплений было завершено в сентябре 1703 г. По продольной оси крепости был проложен первый канал Санкт-Петербурга, использующийся для транспортных нужд и осушения территории. В 1704-1705 гг был построен земляной равелин (будущий Иоанновский) на востоке острова. В 1705-1709 гг на Березовом острове севернее основной линии крепостных стен было построен Кронверк - крупное земляное укрепление в форме короны. В 1705 г. в горже (тыльной части) Головкина бастиона построен кавальер, представлявший собой дополнительное земляное фортификационное сооружение, предназначенное для ведение огня поверх валов самого бастиона.

В эти же годы начинается перестройка Петропавловской крепости в камне, но в это время возводятся только отдельные каменные элементы, такие как арка Петровских ворот, полностью же перестройка Санкт-Петербургской крепости в камне была завершена гораздо позднее.[31]

Новодвинская крепость в 1711 г.

Новодвинская крепость (первая очередь)

Крепость в устье Северной Двины была поставлена на изгибе главного фарватера для защиты Архангельска от нападения с моря. Хоть и не очень большая - рассчитанная на 1000 человек, но мощная и весьма дорогая по тем временам каменная крепость строилась с 1701 г., а к 1705 г. основные работы были завершены, тогда же в крепости было размещено 180 орудий. Полностью крепость была завершена позднее в 1714 г. На строительстве крепости работало ежегодно до 3000 крестьян, что позводяет однозначно отнести ее к крупным проектам.[32]

Только начатая крепость летом 1701 г. победила в бою со шведской эскадрой благодаря подвигу захваченных в плен шведами лоцмана Ивана Рябова и толмача Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли под пушки крепости и посадивших их на мель.

Адмиралтейская крепость

См. Главное Адмиралтейство.

Тавровская крепость

См. Тавровская верфь.

Великолукская крепость постройки 1708 г. (план 1760-х гг.)

Западная укреплённая линия

Линия укреплений вдоль западных границ России, построенная в 1706-1708 годах в направлении от Пскова через Смоленск на Брянск. Крупнейшими были модернизированные крепости Псковская, Великолукская и Смоленская. В южной части линии, через смоленские и брянские леса военным инженером Василием Корчминым была устроена цепь засек и укреплений (Рославль, Брянск, Почеп, Трубчевск).

Линия полностью оправдала свое создание уже в 1708 году, когда она преградиа вторжение шведской армии Карла XII в Центральную Россию (в итоге решающее сухопутное сражение Северной войны состоялось под Полтавой в 1709 г. и принесло победу России). [33]

Новопавловская крепость

См. Город Осеред (Павловск).

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Сухарева башня в Москве

Сухарева башня на открытке начала XX в.
Сухарёвская башня, 1927 г.

Башня, являющаяся выдающимся сооружением русской архитектуры, была создана по инициативе Петра I и по проекту М.И. Чоглокова. Строительство происходило в два этапа. Сначала, в 1692-1695 гг., были созданы каменные ворота с часами на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка). Эти новые ворота Пётр построил в благодарность стрелецкому полку Лаврентия Сухарева, который охранял старые Сретенские ворота и встал на защиту Петра 1689 г., когда тот бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру.

Затем, в 1698-1701 гг. над каменным основанием была выстроена высокая шатровая башня по образцу европейских ратуш, представляющая собой, по мнению многих исследователей, аллегорический корабль с мачтой. По образцу Спасской башни Кремля, Сухарева башня была украшена часами и увенчана огромным двуглавым орлом. Башня высотой в 64 метра была гигантской постройкой для Москвы того времени, её называли невестой колокольни Ивана Великого (другого высочайшего здания Москвы). В башне хранилась драгоценная икона Казанской Божьей Матери, считающаяся избавительницей Москвы в войне 1612 года.

В 1701 г. в Сухаревой башне была размещена школа математических и навигацких наук (первый технический вуз России).

Помимо Навигацкой школы в башне также располагалась первая в России астрономическая обсерватория, основанная в 1702 г. Яковом Вилимовичем Брюсом - учёным, государственным деятелем (впоследствии согласовавшем и подписавшем Ништадтский мир со Швецией) и главой Навигацкой школы. Брюс устроил в башне также и первую известную в России химическую лабораторию. За увлечения химией и астрономией его прозвали в народе "колдуном с Сухаревой башни". В большой зале башни происходили занятия фехтованием на рапирах, а также «представляли комедии», для чего были выписаны иностранные актёры.

Школа располагалась в здании башни до перевода в Санкт-Петербург в 1715 г. Башню же в конце XIX века превратили в водонапорную при реконструкции крупнейшего московского Мытищинского водопровода, а в 1934 году снесли в ходе советской реконструкции Москвы, так как здание стояло прямо на Садовом кольце и мешало движению. У сноса уже тогда было много противников, и до сих пор постоянно идут разговоры о воссоздании этого уникального архитектурного памятника в том или ином месте.[34][35][36][37]

Наука и образование

Листы учебника Л.Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числитель­ная», 1703 г. В этой книге впервые в России использовались «арабские» цифры вместо буквенных обозначений чисел.

Школа математических и навигацких наук

Школа математических и навигацких наук, основанная в Москве 14 (25) января 1701 года, была фактически первым российским техническим учебным заведением (одновременно высшим и средним). Это было первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, ставшее предшественником всей системы инженерно-технического образования России. Школа готовила артиллеристов и моряков для растущей тогда армии и строящегося флота, военных инженеров для постройки первых русских регулярных крепостей, геодезистов для первой современной инструментальной картографической съемки страны, а также учителей, архитекторов и чиновников.

Было создано два отделения - нижняя школа, где обучали базовой грамотности, арифметике, геометрии и тригонометрии, и верхняя школа, где преподавали математические и навигацкие науки, немецкий язык, артиллерийское и инженерное дело. Были наняты лучшие английские, немецкие и русские учителя, в числе которых был и Л.Ф. Магницкий - автор первой в России учебной энциклопедии по математике, ставшей популярнейшим русским учебником XVIII в.

К 1704 г. в школе училось более 300 человек, в том числе много юношей из виднейших дворянских семей. Все ученики находились на полном государственном обеспечении. На содержание школы отпускалась огромная по тем временам сумма - по 22 456 рублей в год (с 1713 г.).[38]

Для школы было построено уникальное здание - Сухарева башня, где также располагалась первая в России астрономическая обсерватория и первая химическая лаборатория, основанные В.Я. Брюсом (главой Навигацкой школы). Школа находилась в Сухаревской башне до 1715 г., когда навигаторские классы были переведены в новую морскую столицу - Санкт-Петербург, где на их основе была создана Морская академия, а сама навигацкая школа стала подготовительным училищем при Академии и просуществовала до 1753 г. К навигацкой школе возводят свою историю ряд важнейших геодезических, инженерных, артиллерийских и морских вузов России. Фактически навигацкая школа и наследующая ей Морская академия были также предшественниками Российской академии наук.[39]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

В этот период происходит активное строительство Азовского флота (основанного в 1696 г.) и основывается Балтийский флот (1703 г.). Для обеспечения строительства флота, а также для снабжения и модернизацию постоянно растущей армии по всей стране создаются крупные промышленные предприятия и кластеры:

В Москве для обучения офицеров флота и других технических специалистов была открыта Школа математических и навигацких наук - первое технологическое училище России.

Азовский флот

До 1710 г. исторически первый основанный Петром I флот на Азовском море, строившийся с 1696 г., являлся основным флотом страны — именно на него шло основное финансирование, где после 1700 г. шла планомерная замена недолговечных кораблей кумпанского флота на гораздо более мощные и качественные боевые единицы. Более того, до 1707 г., несмотря на основание Санкт-Петербурга, линейные корабли строились только на юге. Позднее, в 1711 г. связи с тяжелым поражением в Прутском походе, а также в связи с пересмотром оперативных планов войн с Османской Империей, дальнейшее развитие Азовского флота было временно прекращено.

Общие затраты на Азовский флот оцениваются в 2,2…2,6 млн рублей в ценах начала 1700-х годов[41], что может составлять сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Балтийский флот (основание)

Первые корабли Балтийского флота строились в это время в Новой Ладоге и на Олонецкой верфи на реке Свирь, то есть фактически на притоках Ладожского озера, поскольку основанное в этот же период Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге еще не начало выпуск крупных коарблей, тем не менее, для вновь образованного флота к 1711 г. уже было построено четыре 50-пушечных линейных корабля и множество более мелких кораблей и судов.

Петровский серебряный рубль 1723 г.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Денежная реформа и монетные дворы Петра I

Строительство флота и Санкт-Петербурга, а также другие петровские проекты и преобразования требовали крупных финансовых ресурсов. В то же время растущая после создания "окна в Европу" русско-европейская торговля требовала наличия твёрдой валюты, уважаемой во всём мире. В целях решения финансовых вопросов Пётр осуществлял многочисленные нововведения на протяжении почти всего своего правления: налоговые реформы, создание финансового ведомства, введение табелей для регламентации расходов, создание государственных монополий в ряде областей торговли.

Важнейшей была денежная реформа 1704 г., в ходе которой была осуществлена перечеканка государственной монеты. Все наличные деньги из приказов были доставлены на монетные дворы, перечеканены и возвращены в приказы новыми монетами, причем с добавкою 10 % — «по гривне на рубль». Был введён серебряный рубль и медная копейка, и эти единицы валюты стали основой российской валютной системы фактически до сегодняшнего дня (впервые серебряную рублёвую монету ввел еще отец Петра I царь Алексей Михайлович, но тогда это нововведение в силу ряда причин продержалось недолго; ранее же рубль существовал лишь в форме серебряных слитков, служивших разменными единицами).

Памятная монета Банка России в честь 300-летия денежной реформы Петра I, 2004 г.

Реформа была передовой по тем временам не только в России, но и в мире. Несколькими годами ранее аналогичная реформа (с заменой старой валюты на твёрдую серебряную с 10%-й надбавкой) была проведена в Англии знаменитым ученым и смотрителем английского монетного двора Исааком Ньютоном (причём известно, что Пётр I встречался с Ньютоном в 1698 г. в ходе «Великого посольства») - и эта реформа немало послужила колоссальному росту экономики Англии в XVIII веке. Петровская реформа в некоторых отношениях была ещё более прогрессивна, чем ньютоновская - Пётр I сделал 1 российский рубль состоящим из 100 копеек, то есть первой в мире десятичной валютой.

Для чеканки огромных объёмов новой монеты в петровское время был открыт целый ряд монетных дворов в Москве:

  • Красный монетный двор у Китайгородской стены (1697);
  • Набережный монетный двор в Кремле (1699);
  • Новый монетный двор на Красной площади (1700);
  • Кадашёвский монетный двор (1701);
  • Набережный Серебряный монетный двор в Кремле (1701).

В конце царствования императора Петра в 1724 г. был основан Санкт-Петербургский монетный двор, ставший впоследствии основным монетным двором Российской империи и до сих пор являющийся одним из крупнейших монетных дворов мира.[42][43][44][45]

Город Троицк (Таганрог)

См. раздел Фортификационные сооружения.

Петрозаводская слобода (Петрозаводск)

См. Петровский чугунолитейный и оружейный завод.

Город Тавров

См. Тавровская верфь.

Город Осеред (Павловск)

Город Осеред был основан в апреле 1709 г. на левом берегу Дона, при впадении реки Осередь. В этом месте для защиты южных рубежей страны и подходов к Воронежскому Адмиралтейству была построена крупная дерево-земляная крепость. С 1715 г. она была названа Новопавловской в память о крепости Святого Павла у Таганрога, потерянной в результате поражения в Прутском походе (гарнизон старой Павловской крепости был переведен в Осеред в 1711 г.). На строительство крепости и верфи при ней были отправены 3 000 пленных шведов (из 16 000 взятых в плен под Полтавой в 1709 г.). В городе были созданы пушечные и литейные дворы, канатная и шерстяная фабрики. Уже к 1711 г. на Павловской верфи были построены 1 линкор, 2 фрегата и 10 провиантских судов. Город, в котором были расквартированы 5 пехотных полков и одна артиллерийская команда, именовали «малым Санкт-Петербургом».[46][47]

Карта Санкт-Петербурга в 1705 г. (по реконструкции 1853 г.)
Основание Санкт-Петербурга. Картина А.Г. Венецианова, 1838

Город Санкт-Петербург

Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также создание городских укреплений, порта, верфей, дорог и гидротехнических сооружений. Город был основан 16 (27) мая 1703 г. - в этот день была заложена Санкт-Петербургская крепость.

Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Общую стоимость строительства построенных в это время зданий Санкт-Петербурга можно оченить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

К началу 1710-х гг. в городе были построены:

Морские подступы к Петербургу были надежно защищены возведёнными в этот период первыми фортами Кронштадта.

В результате, менее чем за 10 лет было создано хорошо укреплённое поселение с базовой городской инфраструктурой, крупнейшим промышленным предприятием России (Адмиралтейством) и царской резиденцией (довольно скромной в то время). В 1710-1712 гг. произошел перенос столицы из Москвы в Петербург, и далее город строился уже как столица России. [48]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.