Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
[[Файл:Krasnopresnenskaya 04.JPG|thumb|150px|Станция Краснопресненская Кольцевой линии Московского метро, 2008]] | [[Файл:Krasnopresnenskaya 04.JPG|thumb|150px|Станция Краснопресненская Кольцевой линии Московского метро, 2008]] | ||
=== | === Строительство Московского метрополитена === | ||
В это время в [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0. | В это время в [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.A1.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B0|развивавшемся и ранее]] Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты: | ||
* Кольцевая линия — 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская — Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения. | * Кольцевая линия — 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская — Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения. | ||
* Участок Площадь Революции — Киевская Арбатско-Покровской линии — построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года. | * Участок Площадь Революции — Киевская Арбатско-Покровской линии — построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года. |
Версия от 12:30, 18 июля 2014
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.),[1] введенные в строй с 6 марта 1953 г. по 8 февраля 1955 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Крейсера проекта 68-бис
В этот период в дополнение к пяти построенным ранее было введено в строй еще восемь крейсеров этого типа:
- «Адмирал Нахимов» - заложен 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введен в строй 27 марта 1953 года.
- «Адмирал Ушаков» - заложен 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введен в строй 8 сентября 1953 года.
- «Адмирал Лазарев» - заложен 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введен в строй 30 декабря 1953 года.
- «Александр Суворов» - заложен 2 февраля 1951 года, спущен на воду 15 мая 1952 года, введен в строй 31 декабря 1953 года.
- «Адмирал Сенявин» - заложен 31 октября 1951 года, спущен на воду 22 декабря 1952 года, введен в строй 30 ноября 1954 года.
- «Молотовск» (с 3 августа 1957 года «Октябрьская революция») - заложен 15 июля 1952 года, спущен на воду 25 мая 1954 года, введен в строй 30 ноября 1954 года.
- «Михаил Кутузов» - заложен 23 февраля 1951 года, спущен на воду 29 ноября 1952 года, введен в строй 31 января 1955 года. В настоящее время корабль-музей в г. Новороссийск.
- «Дмитрий Пожарский» - заложен 28 февраля 1952 года, спущен на воду 25 июня 1953 года, введен в строй 31 декабря 1954 года.
Позднее был введен в строй еще один крейсер этого проекта.
Линии метрополитена
Строительство Московского метрополитена
В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты:
- Кольцевая линия — 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская — Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения.
- Участок Площадь Революции — Киевская Арбатско-Покровской линии — построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года.
Также 24 сентября 1954 года на Арбатско-Покровской линии была открыта временная надземная станция «Первомайская», располагавшаяся прямо в электродепо Измайлово и действовавшая до 1961 года.
Метрополитен развивался и позднее.
Гидроэнергетика
Мингечаурская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 359 МВт, строившаяся с 1945 года на реке Кура на западе Азербайджанской ССР была введена в строй 1954 году. Электростанция являлась частью более крупного проекта Каскада Мингечаурской ГЭС, который был завершён позднее. В настоящее время электростанция называется Мингечевирской ГЭС.[1][2]
Гюмушская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 224 МВт, также известная как Аргельская ГЭС, была достроена в 1953 году на реке Раздан в Армянской ССР.
Усть-Каменногорская ГЭС
На гидроэлектростанции на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области, строившейся с 1939 года с перерывом на войну, один из гидроагрегатов которой был введён в строй ранее, в этот период были введены в строй ещё два гидроагрегата установленной мощностью по 82,8 МВт каждый в июне и декабре 1953 года соответственно. В этот же период в 1954 году[3] было официально завершено строительство ГЭС. Однако фактически последний её гидроагрегат был запущен, как указывается в некоторых источниках, из-за отсутствия потребителей электроэнергии только в ноябре 1959 года.[4]
Атомная энергетика
Обнинская АЭС
Первая в мире атомная электростанция строилась с 1951 года в поселке Обнинское (ныне город Обнинск) Калужской области. Введена в строй электростанция была 26 июня 1954 года. На станции имелся один энергоблок мощностью 5 МВт, содержащий канальный реактор с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем типа АМ-1. Станция по сути являлась опытно-промышленной, на ней постоянно проводились различные научные исследования.
В 2002 году реактор электростанции был остановлен после 49 лет успешной работы.
Сельское хозяйство
Освоение целины — начало работ
После того, как в сентябре 1953 года фактическим соправителем Маленкова стал Н.С. Хрущёв, по предложению последнего сельскохозяйственная реформа Маленкова была расширена за счет грандиозных объемов программы освоения целинных и залежных земель.
Уже к началу 1955 года на целинных землях, расположенных в основном в северной части Казахской ССР, было создано 425 новых совхозов, которыми при помощи переданных им 200 тыс. тракторов было распахано 30 млн гектаров (300 тыс. кв. км) целины и засеяно 2/3 из них[5][2]
Крупный урожай, полученный в 1954 году, а также, по-видимому, личное влияние Хрущёва стали причинами того, что вскоре стартовал второй этап освоения целины.
Наука и образование
Главное здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Крупнейшая из сталинских высоток строилась на московских Воробьевых (в то время - Ленинских) горах с 1949 года и было введено в строй с началом учебных занятий 1 сентября 1953 года.
Высота здания с 34 этажами в центральной части составила со шпилем 240 м. В результате здание на 64 мета превзошло по высоте предыдущего отечественного рекордсмена - Жилой дом на Котельнической набережной в Москве. Это сделало его самым высоким зданием в Европе вплоть до 1990 года и самым высоким зданием в Москве и России вплоть до строительства в 2005 году Триумф-Паласа. Кроме того, здание являлось и самым высоким отдельно стоящим сооружением страны вплоть до строительства в 1967 году Останкинской телебашни.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Освоение целины — начальный этап
См. раздел «Сельское хозяйство».
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Durgin, Jr., Frank A. (1962). "The Virgin Lands Programme 1954-1960". Soviet Studies (JSTOR) (13.3): 255–80.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|