Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 100: | Строка 100: | ||
=== Таврический вояж === | === Таврический вояж === | ||
Грандиозное по масштабам и стоимости путешествие Екатерины II в Крым со двором численностью около 3000 человек резко выделялось из множества предпринятых ею поездок по стране.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F2%E5%F8%E5%F1%F2%E2%E8%E5_%C5%EA%E0%F2%E5%F0%E8%ED%FB_II_%E2_%CA%F0%FB%EC] По всей видимости, причиной тому являлась дипломатическая значимость этого путешествия, в котором принимал участие австрийский император Иосиф II и множество иностранных посланников. Поезда ставила целью доказать европейским правителям, что по тем временам почти равносильно всему миру, что обширные земли, приобретённые Россией в Северном Причерноморье успешно освоены, поскольку европейцы до этого фактически требовали | Грандиозное по масштабам и стоимости путешествие Екатерины II в Крым со двором численностью около 3000 человек резко выделялось из множества предпринятых ею поездок по стране.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F2%E5%F8%E5%F1%F2%E2%E8%E5_%C5%EA%E0%F2%E5%F0%E8%ED%FB_II_%E2_%CA%F0%FB%EC] По всей видимости, причиной тому являлась дипломатическая значимость этого путешествия, в котором принимал участие австрийский император Иосиф II и множество иностранных посланников. Поезда ставила целью доказать европейским правителям, что по тем временам почти равносильно всему миру, что обширные земли, приобретённые Россией в Северном Причерноморье успешно освоены, поскольку европейцы до этого фактически требовали «поделиться» «чрезмерными» приобретениями. К путешествию Императрицы, помимо обычных празднеств, феерверков, украшения дорог, путевых дворцов и т. п., был приурочен ввод в строй множества крупных объектов, среди них: | ||
* [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|80-пушечный линейный корабль «Иосиф II»]] | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия от 00:13, 30 июля 2014
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 8 апреля 1783 года по 6 (17) ноября 1796 г.
Границы периода обусловлены присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года и смертью Императрицы.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы нации
Сенатский дворец Московского кремля
Здание Сената в Московском кремле строилось в 1776—1788 гг. для переведённых в Москву из Санкт-Петербурга двух департаментов Сената.[1] По некоторым данным[2], полностью отделочные работы во дворце, построенном на неудобном треугольном участке, были завершены в 1790-м году.
С 1918 года, когда во дворце был расположен рабочий кабинет В. И. Ленина, здание неизменно остаётся основной резиденцией глав нашего государства. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента России, на куполе которой поднят видимый с Красной площади президентский штандарт.
Крупнейшие корабли и суда
В этот период начали вступать в строй первые большие корабли Черноморского флота.
100-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Тяжёлые линейные корабли, предназначенные обычно для командующего флотом или эскадрой в этот период строились для Балтийского флота достаточно крупной серией. В этот период на Балтике были построены восемь таких кораблей:
- «Иоанн Креститель» («Чесма») — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1783 года. Назван в честь победы русского флота в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Три Иерарха» — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 сентября 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Ростислав» — заложен в 2 июля 1782 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 23 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Саратов» — заложен в 22 февраля 1784 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 15 октября 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Двунадесять Апостолов» — заложен в 15 мая 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг, в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
- «Святой Равноапостольный Князь Владимир» — заложен в 6 сентября 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Святой Николай Чудотворец» — заложен в 19 сентября 1785 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 13 мая 1789 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Евсений» — заложен в 3 января 1788 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 июля 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
80-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Крупные линейные корабли, предназначенные обычно для командующего отрядом или эскадрой, а в данном случае — относительно небольшим в то время Черноморским флотом. В этот период на Чёрном море были построены два таких корабля:
- «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово») — заложен в августе 1786 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 15 мая 1787 года в присутствии Екатерины II, совершавшей поездку по Новороссии, и австрийского императора Иосифа II, в честь которого изначально и был назван корабль. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
- «Святой Павел» — заложен в 20 ноября 1791 года на Николаевской верфи, спущен на воду 9 августа 1794 года. Фактически нёс до 84 пушек. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Линкоры, ранее предназначавшиеся для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов, к этому периоду стали основной ударной силой флотов того времени. В это время на Балтийском и Белом море было введено в строй 19 таких кораблей: …
74-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Линкоры, ранее предназначавшиеся для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов, к этому периоду стали основной ударной силой флотов того времени. В это время на Чёрном море было введено в строй два таких корабля:
- «Святой Пётр» — заложен 3 февраля 1794 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 5 ноября 1794 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
- «Святые Захарий и Елизавета» — заложен 18 марта 1794 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 1 августа 1795 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
66-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Лёгкие и «бюджетные» для этого времени двухдечные линейные корабли этого типа активно строились прежде всего во время войны для срочного наращивания сил флота, также они использовались в мелководных районах и при поддержке лёгких сил. В это время на Балтийском и Белом морях было построено 13 таких кораблей:
- «Мечеслав» — заложен 19 сентября 1781 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Болеслав» — заложен 19 сентября 1781 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
- «Изяслав» — заложен 19 сентября 1782 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
- «Пантелеймон» — заложен 7 сентября 1784 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
- «Северный Орёл» — заложен 11 мая 1786 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1787 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Прохор» — заложен 1 июня 1787 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Никанор» — заложен 1 июля 1788 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Пимен» — заложен 25 июля 1788 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
- «Иона» — заложен 26 июня 1789 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
- «Филипп» — заложен 9 июля 1789 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
- «Граф Орлов» (с 1796 года «Михаил») — заложен 14 июля 1790 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 мая 1791 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
- «Европа» — заложен 19 июля 1791 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1793 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
- «Азия» — заложен 21 сентября 1794 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 августа 1796 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
66-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Достаточно лёгкие и «бюджетные» для этого времени (более слабые корабли в этот период попадали в русский флот только в качестве трофеев от хуже оснащённых противников) двухдечные линейные корабли этого типа составляли основную силу только что основанного Черноморского флота. В это время на Чёрном море было построено восемь таких кораблей:
- «Слава Екатерины» (с 3 марта 1778 года «Преображение Господне») — заложен 7 июля 1780 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 16 сентября 1783 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
- «Святой Павел» — заложен 9 июля 1780 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 12 октября 1784 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
- «Мария Магдалина» — заложен 28 июня 1781 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 16 мая 1785 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
- «Александр» — заложен 28 июня 1781 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 16 мая 1786 года.
- «Святой Владимир» — заложен 9 июля 1780 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 15 мая 1787 года. Фактически нёс 70 пушек. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
- «Мария Магдалина» (с 1799 года «Мария Магдалина Первая») — заложен 13 июня 1786 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 12 апреля 1789 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг. Реально на 1790 год нёс 68 пушек.
- «Богоявление Господне» — заложен 15 марта 1789 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 22 марта 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
- «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа») — заложен 30 сентября 1790 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
Крупнейшие морские порты
Севастополь
См. Морская крепость Севастополь.
Наука и образование
Императорская Академия Художеств
Являвшееся в первые годы своего существования (1757…1763) фактически филиалом Московского Университета Императорская Академия Художеств, тем не менее, с самого начала располагалась в Санкт-Петербурге. Размещена она при этом была в особняке И. И. Шувалова, стараниями которого и была ранее создана, однако вскоре ясно наметившийся успех нового учебного заведения привёл к тому, что в 1764 году на Васильевском острове началось строительство специального здания для Академии. Занимавшее целый квартал богато отделанное и наполненное художественными коллекциями здание было введено в строй в 1788 году.[3]
Ныне в здании расположен Научно-исследовательский музей Россйской Академии художеств.
Фортификационные сооружения
Морская крепость Севастополь
Первые укрепления будущего Севастополя появились ещё до официального присоединения Крыма к России 1783 году — их заранее начал возводить командующий контингентом Российской Императорской армии в Крымском Ханстве А. В. Суворов. Официально основан город Севастополь был по указу Екатерины II от 10 февраля 1784 года, по которому требовалось построить в Ахтиарской гавани крепость портом, военным поселением и верфью, пригодной для строительства линейных кораблей первого ранга. Первоочередные работы по строительству береговой инфраструктуры были завершены к визиту Императрицы 22-23 мая 1787 года в рамках её поездки с иностранными делегациями по Новороссии. Официально Севастопольский порт, командующим которым стал Ф. Ф. Ушаков, был учреждён в 1789 году, а в 1792 году в городе уже жили 15 тысяч человек.[4][5][6]
Крепость и город успешно развивались и модернизировались и позднее.
Херсонская крепость
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Таврический вояж
Грандиозное по масштабам и стоимости путешествие Екатерины II в Крым со двором численностью около 3000 человек резко выделялось из множества предпринятых ею поездок по стране.[8] По всей видимости, причиной тому являлась дипломатическая значимость этого путешествия, в котором принимал участие австрийский император Иосиф II и множество иностранных посланников. Поезда ставила целью доказать европейским правителям, что по тем временам почти равносильно всему миру, что обширные земли, приобретённые Россией в Северном Причерноморье успешно освоены, поскольку европейцы до этого фактически требовали «поделиться» «чрезмерными» приобретениями. К путешествию Императрицы, помимо обычных празднеств, феерверков, украшения дорог, путевых дворцов и т. п., был приурочен ввод в строй множества крупных объектов, среди них:
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|